Что такое общество в узком. Общество в узком смысле. Определение и примеры общества в узком смысле. Современное социологическое видение

Определение общества

Общество - многозначное понятие, используемое для определения как социальных систем различного уровня, так и объединений лю­дей, имеющих общность происхождения, положения, интересов и це­лей, включая акционерные общества и другие экономические органи­зации.

В самом широком смысле «общество» означает обособившуюся от природы часть материального мира, совокупность исторически сло­жившихся форм совместной деятельности людей.

В более узком смысле общество есть сложная социальная систе­ма, целостное образование, основным элементом которого являются люди с их связями, взаимодействиями и отношениями; либо как ис­торический этап, определенная форма социального развития (перво­бытное общество, феодальное общество, капиталистическое общест­во); либо как конкретное общество в рамках одной страны (француз­ское общество, российское общество, японское общество и т. д.).

Общество может также означать круг людей, объединенных един­ством сословной принадлежности (например, дворянское общество, купеческое общество, крестьянское общество) или каких-либо интере­сов (потребительское общество, благотворительное общество, спортив­ное общество, театральное общество и др.). К ним же относятся ком­мерческие организации, ставящие перед собой общие задачи в сфере хозяйствования и предпринимательской деятельности.

В широком социологическом смысле общество - это мировое сооб­щество, или мировая система, подразумевающая все человечество как целое. Под мировым сообществом понимается некая планетарная со­циальная система, объединяющая все население Земли, имеющая над­национальные органы управления, универсальные для всех стран пра­вила политического, экономического и культурного взаимодействия. В таком обществе действуют не внутринациональные, а международ­ные отношения.

Общество в узком социологическом смысле обозначает совокуп­ность людей, проживающих исторически длительное время на одной и той же территории, создавших собственную культуру и политиче­скую систему управления.

Общество в третьем значении -как сообщество, союз или ассо­циация (например, Общество любителей чтения) -в строгом смысле социологической категорией не является, поскольку нарушается один из неотъемлемых признаков общества в социологическом значении: не являться частью более общей системы.

Другие определения общества: 1) население страны, ее граждане, рассматриваемые в совокупности с их историей, интересами, потреб­ностями, желаниями, убеждениями, поведением, психологией; 2) объединение граждан, предприятий для осуществления общей хозяйственной деятельности (хозяйственное общество); 3) объединение граждан по интересам; общественная организация, создаваемая в целях содействия кому-либо.

Общество - самая крупная группа изо всех, в каких только приходиться проживать людям, либо самая крупная группа на данной территории. Постоянно проживая вместе и взаимодействуя, люди создают сложно переплетенную систему социальных отношений, исторически устойчивые, воспроизводящиеся из поколения в поколение, формы которых кристаллизуются в социальные институты.

Понятие «общество», которым обозначают объект социологии, как и многие другие слова, употребляемые в этой дисциплине, пришли из обыденной речи, где оно никогда не имело четкого определения. Так, например, «общество» может обозначать особое клубное сообщество (вроде Общества охотников), группу людей, обладающих престижем и привилегиями (например, «высшее общество» «светское общество»), абстрактное множество людей (в таких случаях говорят, что он или она тяготится отсутствием общества).

Следует отметить также, что понятие «общество» частично совпадает с понятиями «культура» (используемым антропологами) и «национальное государство» (применяемым политологами). Однако «культура» необязательно определяется территориальными границами или политической независимостью. Например, мы можем говорить о «еврейской культуре», хотя лишь малая часть евреев проживает в го сударстве Израиль. В таком случае речь идет об общности религиозного мировоззрения и особом образе жизни. Антропологи говорят, например, о меланезийской культуре, хотя народы Меланезии, разбросанные по островам Тихого океана, не объединены в одно политически независимое общество.

Социолог учитывает многообразие общеречевых значений термина «общество», но старается использовать его в более точном смысле, хотя, конечно, и внутри самой социологии существуют различия в его употреблении. В частности, для социологов, придерживающихся гуманистической перспективы, «общество» означает широкий комплекс человеческих отношений, понимаемый как некое автономное целое, или, говоря более специальным языком, систему взаимодействий. Слово «широкий» в данном контексте трудно определить количественно. Социолог может говорить об «обществе», включающем миллионы людей (скажем, «китайское общество»), а может обозначать этим термином гораздо меньшую по численности совокупность («общество второкурсников данного института»). Два человека, разговаривающих на углу, вряд ли составят «общество», но трое, которых

выбросило на необитаемый остров, безусловно, будут являться таковым. Поэтому о значении понятия «общество» нельзя судить только по количе­ственному критерию.

В зарубежной и отечественной литературе можно встретить ог­ромное количество определений общества. В одном случае его пони­мают как большую группу людей, сформировавших общую культуру, в другом -как сложную социальную систему с населяющими ее людьми, в третьем -как социально-политическое объединение, ассо­циируемое с какой-то территорией, и т. д. В частности, Р. Миллс по­нимал общество как конфигурацию институтов, которые при своем функционировании ограничивают свободу действия людей. И. Валлерштайн считает, что попытка социологов навести порядок в многочис­ленных, часто противоречивых и путаных определениях общества в конечном итоге ни к чему не привела:

«Ни одно понятие не является более всеобъемлющим в современ­ной социальной науке, чем общество, и ни одно понятие не исполь­зуется более автоматически и бездумно, чем общество, несмотря на бесчисленные страницы, посвященные его определению. Определения в учебниках вращаются вокруг вопроса: «Что есть общество?», в то время как аргументы, которые мы привели относительно единства ис­торической и социальной науки, заставляют нас задать другой во­прос: «Когда и где есть общество?»

«Общества» конкретны. Более того, общество -это термин, от ко­торого мы вполне можем отказаться из-за его концептуальной много­значности в истории и, следовательно, неоспоримых и вводящих в за­блуждение противоречивых определений. Общество -это термин, ис­пользование которого в настоящее время в истории и социальных науках является современным институциональному оформлению со­циальной науки в XIX в. Общество-это половина противоречивого тандема, другой частью которого является государство».

В отечественной науке сложились два подхода к пониманию того, что такое общество: узкий социологический и широкий философ­ский. Оба они по-своему правы, и каждый из них дает что-то новое для понимания сложнейшего явления. Тем не менее их необходимо различать, поскольку разные подходы к обществу предполагают раз­ную методологию его анализа.

Общество следует понимать как исторический результат стихийно или естественно складывающихся взаимоотношений людей, тогда как го сударство предстанет как искусственный политический конструкт - учреждение или институт, призванный управлять этими взаимоотношениями. Еще одно понятие, «страна», также представляет собой искусственный территориальный конструкт, который обозначает суверенные границы государства. Страна - часть света или территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом. Государство - политическая организация страны, подразумевающая определенный тип власти (монархия, республика, наличие аппарата управления (правительство). Общество - социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени. Было время, когда четких политических или государственных границ, отделяющих одну страну от другой, не существовало. Стран в привычном смысле слова тогда не было, целые народы и племена достаточно свободно передвигались в пространстве, осваивая новые территории. Когда процесс переселения народов завершился, появлялись земли, ограниченные государственным суверенитетом. Таким образом, страны - результат территориального раздела мира.

Необходимо различать три явления - страна, государство, общество. Не всегда их границы совпадают. К примеру, никто не слышал словосочетания «люксембургское общество», хотя Люксембург - это государство, или страна, в Западной Европе, площадь которого составляет 2,6 тысячи км 2 , а население -392 тысячи человек. Сегодня выявилась явная проблематичность понятия общества, мыслимого на основе территориально-государственного принципа.

Общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и государств. Стало быть, понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любой по численности группе или объединению людей. Общество - самая большая из проживающих на данной территории групп. К нему применимы признаки, которые в концентрированном виде выразил Э. Шилз. Обществом называется объединение, отвечающее следующим критериям:

    оно не является частью какой-либо более крупной системы;

    браки заключаются между представителями данного объединения;

    оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

    объединение имеет территорию, которую считает своей собст венной;

    у него собственное название и собственная история;

    оно обладает собственной системой управления;

    объединение существует дольше средней продолжительное жизни отдельного индивида;

    его сплачивает общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Таким критериям соответствуют и современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, и древние племена, умещающиеся на территории нынешнего городского микрорайона. У тех и у других имеются кровнородственные системы (заключение браков), свои территория, название, культура, история, управление, а самое главное - они не являются частью дру­гого целого. Но им не соответствуют многие другие человеческие объединения, скажем, деревня или село, хотя, на первый взгляд, у них есть все необходимые для этого условия: кровнородственная сис­тема, территория, история, культура, название, управление.

Внимательно присмотревшись к признакам Э. Шилза, мы заме­тим, что государство - лишь один из признаков общества, а именно система управления. Государство не исчерпывает даже политическую систему. Оно является главным институтом этой системы.

Исторически общество первично, государство вторично. Обществу по крайней мере 40 тысяч лет, а государству только 5-6 тысяч. Об­щество возникает на определенной стадии развития человечества, а затем появляется государство - для защиты интересов граждан, со­ставляющих это самое общество. Таким образом, государство высту­пает слугой общества. Однако нередко слуга превращается в господи­на, и гражданам приходится защищаться уже от него. Взаимоотноше­ния между обществом и государством на протяжении всей истории складывались непросто: гармония и конфликт, стремление подавить и установить равные, партнерские отношения.

Понятие общества приобретает совершенно определенное значе­ние, когда мы говорим о «российском обществе», имеющем географи­ческие границы, общую законодательную систему и некое националь­ное единство. Приблизительно в таком направлении рассуждают со­циологи, когда создают набор операциональных определений общества. В 1967 г. Р. Марш пытался определить условия, при кото­рых социальное объединение следует считать обществом:

    постоянная территория -например, Испания в своих государ­ственных границах;

    пополнение общества главным образом благодаря деторождению, хотя иммиграция здесь также играет некоторую роль;

    высокоразвитая культура - модели культуры могут быть доста­точно многообразными, чтобы удовлетворить все потребности обще­ственной жизни;

4) политическая независимость - общество не является подсистемой или частью какой-то другой системы, поэтому колониальные об­щества типа Бельгийского Конго до получения ими независимости нельзя было считать таковыми.

Другие социологи и политологи, а именно Д. Аберле, А. Коэи К. Дэвис, М. Леви и Ф. Саттон, Т. Парсонс в предположили, что определяющей характеристикой общества является «самодостаточность». Этот критерий близок к «политической независимости», но должен трактоваться не только в политологическом смысле. Самодостаточным является общество, которое не только способно прокормить себя, производя достаточное количество товаров и услуг, не прибегая к внешним заимствованиям, способное защитить себя от внешней и внутренней угрозы, но которое способно также создавать весь комплекс культуры, от высокой до народной и популярной, и связанную с ней инфраструктуру, а также успешно заниматься социальным обеспечением населения.

Новые грани в понимание общества внесла концепция мирового сообщества, которое нередко именуют не сообществом, а обществом. В своей радикальной форме тезис о мировом обществе гласит, что в настоящее время существует лишь одна единственная общественная система - наднациональная, мировая. В таком случае, Германия, США, Норвегия или Пакистан не являются обществами.

Н. Луман предлагает для использования понятия «общество» в расчет при­нимать только мировое общество в качестве единственной закры­той системы, в рамках которой возможно проследить все операции коммуникации. Действительно, потоки информации, телевидение, те­лефонная связь, Интернет не знают национальных границ. Они объе­диняют людей в единое общество. В таком случае национальные об­щества отходят на второй план. Правда, сохраняется проблема бед­ных и богатых стран. Бедность существует и воспроизводится в национальных границах

Итак, если придерживаться территориально-государственного принципа, то придется считаться с более чем 200 обществами, суще­ствующими на планете. А если быть верным коммуникативному под­ходу (информация не знает границ), то необходимо будет признать существование на Земле одного-единственного общества - мирового.

Общество в широком социологическом смысле – это мировое сообщество, или мировая система, подразумевающая все человечество как целое. Под мировым сообществом понимается некая планетарная социальная система, объединяющая все население Земли, имеющая наднациональные органы управления и универсальные для всех стран правила политического, экономического и культурного взаимодействия. В таком обществе действуют не внутринациональные, а международные отношения.

Общество в узком социологическом смысле – это сложноорганизованная система взаимодействия людей, имеющая свою структуру и институты. В таком понимании общество есть сложная социальная система, целостное образование, основным элементом которого являются люди с их связями, взаимодействием и отношениями, как исторический этап, определенная форма общественного развития (например, первобытное, феодальное, капиталистическое общество) или конкретное общество в рамках одной страны (французское, российское, японское общество и т.д.).

Общество может означать круг людей, объединенных общностью сословной принадлежности (например, дворянское, купеческое, крестьянское общество) или каких-либо интересов (потребительское, благотворительное, спортивное, театральное общество и др.). Сюда же относятся коммерческие организации, ставящие перед собой общие задачи в сфере хозяйствования и предпринимательской деятельности.

Наконец, общество нередко подменяют другим понятием: общность. Правда, с ним возникает немало трудностей. И в конечном итоге оно оказывается столь же широким и размытым, как и категория "общество". Действительно, мы говорим о духовной общности живущих людей со своими предками, стало быть, незримо включаем все умершие поколения в единую общность. Наши предки, близкие и дальние, входят в общность в той мере, в какой решения реально существующих индивидов определяются фактом существования их предков в прошлом. История страны определяет ее настоящее, а прошлые достижения в науке и культуре – будущие завоевания и успехи. Наши мировоззрение, взгляды, традиции в значительной степени определены нашими предками. Стало быть, не являясь живыми, они тем не менее активно участвуют во всех делах своих потомков.

Таким образом, общность представляет собой совокупность людей (например, семья, община, народ, страна, человеческий род), объединенных в процессе воспроизводства своей общественной жизни как прямыми, так и косвенными связями. Возможно, что наряду с уже несуществующими людьми сюда придется включить еще несуществующих людей, т.е. будущие поколения, ради которых возводится настоящее, строятся заводы и фабрики, гидростанции и мосты. Траектория жизни предстоящих поколений задана теми решениями, которые принимаются в настоящее время. В итоге мы получаем общность людей как единство трех реальностей: прошлую общность людей, настоящую, или актуальную, общность и будущую общность.

Итак, общество – это многозначное понятие, используемое для определения как социальных систем различного уровня, так и объединений людей, имеющих общность происхождения, положения, интересов и целей.

Социология видит общество в единстве всех его сторон. Она не углубляется в тонкости политических процессов или детали рентных отношений. Социология изучает психологические проблемы, рыночные отношения, государство или культуру не сами по себе, не так, как их изложил специалист но этим наукам, а совершенно под другим углом зрения. Каждый фрагмент реальности, каждое явление или элемент рассматривается только с позиций его связи с обществом, его вклада в развитие или построение общества, его общественных функций.

В частности, религия важна для социологии не как система верований и специальных обрядов, а только как общественный институт, оказывающий влияние на большие массы людей. Культуру социология рассматривает также под специфическим углом – так образ жизни больших масс людей.

Общество для социологии – удобная научная абстракция, которую можно превратить в весьма эффективное орудие. Действительно, индивиды реальны, а общество абстрактно. Что из этого следует? Социологи опрашивают реальных индивидов (респондентов), затем составляют обобщенную картину об индивиде как социальном типе, представителе большой социальной группы. И лишь потом, добавив в картину множество других факторов и обстоятельств, таких как уровень экономического развития страны, состояние социальных институтов, степень социальной дифференциации населения и т.п., социолог приближается к пониманию общества. Таким образом, общество – не начальный, а конечный пункт движения научного мышления. Если это и абстракция, то, выражаясь словами Георга Гегеля, самая богатая из существовавших когда-либо и существующих ныне абстракций.

Общество как абстракция – это понятие, которое в "снятом" виде содержит в себе все другие социологические понятия. Когда мы спрашиваем, что такое общество с точки зрения социологии, то получаем ответ: общество – это социальная система, состоящая из социальных институтов, социальных групп, общностей и организаций, которые формируются и развиваются во времени. А еще общество описывается через социальную структуру и социальную стратификацию, включая культуру. Вот и выходит: чтобы получить самое полное определение общества, необходимо перечислить все основные понятия социологии, входящие в ее предмет.

Понятие «общество» изучают многие гуманитарные науки. В зависимости от области интереса эта категория рассматривается в разных аспектах, в широком и узком смыслах. Почему это важно для изучения? Понимание социальной природы феномена позволяет найти верные пути решения проблем, которые неизбежны для жизнедеятельности социума.

Изменение природы общества, структуры, характера социальных взаимодействий диктует потребность не только исследовать глубинные социальные механизмы, но и искать механизмы управлять ими с целью избежать негативных и необратимых последствий. Поскольку тема достаточно обширна, ограничимся реферативным изложением некоторых ее главных положений.

Определение

Общество, как предмет исследования, служит центральной категорией для гуманитарного знания. Понятие произошло от латинского термина societas (социум). В широком смысле - это совокупность форм и способов объединения и взаимодействия людей.

Определение общества в узком смысле трактуется как социальная структура, ограниченная определенными критериями социума.

Понятие "общество": широкий и узкий смысл

Понятие, о котором идет речь, достаточно многогранно, что явилось причиной многочисленности вариантов его определений. В самом обобщенном виде, в широком смысле, общество понимается как объединение людей и совокупность способов их взаимодействия. Они могут осуществляться как внутри социума, так и по отношению к материальной природе.

Понятие "общество", в узком смысле, принято трактовать как объединение общим принципом определенного круга людей. Это достаточно распространенный подход к явлению. Причем принципом их организации в общество может выступать довольно внушительный перечень оснований, начиная от привычек и завершая идеологией, которая превращает массу ее последователей в общество. Широкий и узкий смысл содержания зависит также от направленности научного интереса. Чем точнее наука, тем уже границы определения, и наоборот, универсальный подход открывает глубину и неисчерпаемость понятия.

Общество как результат человеческой деятельности

Общество, как было сказано выше, неразрывно связано с деятельностью людей. Не только связано, но по сути, есть способ его существования. Высокоорганизованная материя тем и отличается от природы, что способна организовывать свою деятельность в целях защиты интересов каждого из ее членов. Исторически, изначально, это было условием выживания. В последующем, в процессе совершенствования орудий труда, с развитием цивилизации, общество превратилось в сложную систему взаимодействия как внутри самой системы, так и по отношению к окружающему миру.

Отношения к внешнему миру характеризует общество в его широком смысле - как социальный институт. Внутренние взаимодействия представляют собой целую палитру социальных связей, которые в определенной социальной парадигме характеризуют общество в узком смысле.

Цели и отношения

Общество, в узком смысле слова, возникает для того, чтобы каждый его член мог усилить себя за счет привлечения единомышленников. Не любая деятельность есть способ бытия общества. Оно формируется в результате целесообразной, направленной активности.

Общество в узком смыслеслова - определенные группы людей, вне зависимости от их масштаба, сами формирующие свою цель. Именно этот процесс является основанием возникновения определенных социальных групп. Совершенно по-иному этот процесс осуществляется в глобальном смысле. Для общества в широком смысле этого слова цель предопределена логикой самой природы - выживание и расширенное самовоспроизводство, сохранение себя как биологического вида.

Уровни общества

Внутренняя структура общество неоднородна. Люди стремятся объединиться в соответствии со своими профессиональными, любительским интересами, для достижения целей и решения текущих задач.

Сферы общества

Общество как результат и смысл жизнедеятельности людей пристально изучается наукой о природе, обществе и познании. Выделяют четыре основные сферы социальной жизнедеятельности человека: экономическую, социальную, политическую и духовную.

Экономическая. Отношения людей в (а также распределения и потребления) общественного продукта. Варианты взаимодействующих обществ - такие классы, как рабы и рабовладельцы, капитал и наемный труд, производители и потребители продукции, иные классы и сообщества.

Социальная. Отношения людей, регламентированные социальными институтами классов, этносов, наций, семьи и брака, образования, соцзащиты (например, родители и дети, национальные меньшинства, эмигранты и пр.).

Политическая. Взаимодействия людей по предмету власти, политики, права, управления обществом (избиратели, политическая элита общества, юристы, судебные органы).

Культура, искусство, наука, нравственность, религия - составляют область духовных коммуникаций людей. В этой сфере, если говорить про общество в узком смысле,можно выделить следующие классы: ученые, священнослужители, деятели искусства, продюсеры, исполнители, верующие и пр. Это также сфера производства, только связанная с распределением и потреблением духовных ценностей

Социальная направленность

Существуют иные примеры понимания того, в узком смысле, основанные на самоутверждении за счет отрицания определенных норм, устоев, выработанных в иных людей. Террористические, экстремистские, так называемые объединения «крайнего» порядка.

Часто такие организации пытаются привлечь внимание к самому факту своего существования. Они осуществляют террористические акты и принимают на себя ответственность с целью отстоять свои интересы, часто ценой интересов других сообществ.

Антагонистические противоречия являются естественным процессом в взаимодействий. Они служат катализатором обменных процессов, и важна в данном случае своевременность и адекватность реакции на них со стороны общества.

Резюме

Если исследовать феномен общества в его взаимодействиях на микро- и макроуровнях, то становится совершенно очевидным тот факт, что диалектические процессы повторяются на разных уровнях, имея лишь разную степень интенсивности и осознанности.

Общество - это живой организм. Его социальная природа говорит о том, что каждый элемент системы является лишь каплей, отражающей мир в целом. Общество в узком смысле словаповторяет единый механизм развития и разрешения внутренних противоречий, который можем наблюдать в мировом масштабе.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Каждый человек, живущий в обществе, не может быть полностью от него свободен.

Это высказывание известного политического деятеля, революционера первой половины XX столетия лишний раз подтверждает, что именно люди формируют общество , являясь не только его неотъемлемой частью, но и выступая его законодателями, создателями, строителями.

Но как получить четкое представление, что такое общество? Никак по-другому, кроме как изучить это вопрос (досконально и всесторонне). Ну, или для начала просто прочитать эту небольшую статью.

Определение общества в широком и узком смыслах

Итак, начать следует с общепринятого понятия.

Общество – это социальное образование, сформировавшееся как результат взаимодействия и общения между собой людей с общими интересами, мыслями и целями. Это народы, страны, континенты, все человечество.

Важным признаком является то, что взаимоотношения складываются естественным образом как результат некого исторического процесса (длительного или не очень).

Также обществом можно назвать и отдельную немногочисленную группу лиц, объединенную общими идеями, стремлениями, нормами (этическими, нравственными, моральными, поведенческими).

В широком смысле обществом называют любые объединения людей, сложившиеся исторически, независимо от их формы и вида взаимодействия. Если смотреть совсем широко, то это будет все наше человечество от его зарождения, до исчезновения.

В узком понимании под обществом (социальным институтом) подразумеваются определенные разновидности социальных систем, конкретные формы взаимоотношений с наличием единичных (особенных) признаков. Здесь уже не идет речь о совокупности всех существующих видов и форм социальных взаимоотношений, а о конкретике:

  1. Человечество на сегодняшний день — это наше сегодняшнее общество людей.
  2. Население России или любой другой страны — российское или какое-то другое сообщество.
  3. Общества по интересам — фанаты Спартака, геймеры, шахматисты и т.п.
  4. Общность происхождения — пролетарии, рабочие, жители нашего двора, москвичи, дворянское сообщество и т.п.
  5. Исторические вехи — первобытное, феодальное, постиндистриальное, современное, сообщество будущего.

Общество как форма жизнедеятельности людей

В узком смысле определения общество следует понимать как социальное образование, возникшее и существующее на основании общих географических границ либо общих политических убеждений, либо общих экономических показателей (потребностей) или на основе конкретных исторических фактов.

Даже в обывательском представлении это выглядит чем-то более глобальным, чем узкий круг людей или группа единомышленников, соратников.

Чаще всего, употребляя слово «общество», люди имеют в виду:

  1. совокупность общностей/групп, объединение которых обусловлено, например, одинаковыми ценностями, деятельностью, нормами и образом жизни, уровнем развития экономики (разговорный пример «современное развитое общество»);
  2. общность, объединенную территориально, то есть границами определенного государства (разговорный пример «американское сообщество»);
  3. конкретный вид общества, существовавший в определенный исторический период (разговорный пример « »).

Общество - это сложная динамическая система

Как понять, что это именно общество

  1. Наличие органа, на которого возложены функции контроля над процессами воспроизводства и саморегулирования (пример: предводитель, ).
  2. Существование в особых материях, именуемых социальным временем и социальным пространством. Примечательно, что указанные материи никак не связаны с общепринятыми понятиями временных и пространственных показателей (пример: тайное сообщество, клан игроков в покер из разных стран).
  3. Исторические предпосылки. Процесс формирования любого общественного объединения протекает в условиях изначального наличия какой-либо общности людей, связанных между собой чем-либо (пример: родственные отношения, моральные устои, национальные традиции).

Структура

Структурой общества называется совокупность тех или иных социальных групп/общностей и взаимосвязей как между ними, так и между их членами.

Социальная общность как структурная единица является формированием, в состав которого входят люди, объединенные общими стремлениями, деятельностью или интересами, например, содружество журналистов, клуб любителей животных, сообщество фанатов определенного артиста.

Ничего не понятно? Ну, тогда смотрим видео (там все полочкам):

Функции общества

Любой социальный институт преследует конкретные цели, которые и становятся аспектами, обуславливающими его функции. Например, функции армии заключаются в обеспечении безопасности определенной территориальной единицы, больниц – излечивать людей от и функциональных нарушений органов и систем организма.

Специалисты из разных областей (социология, философия, обществоведение, история), изучая и анализируя функции общества и пытаясь их классифицировать, выделили 4 основные из них:

  1. Управленческая/контролирующая . Заключается в регулировании взаимосвязей и взаимоотношений между членами социальных институтов путем создания определенных правил, норм поведения, санкций, обязанностей, табу;
  2. Производственная/распределительная . В основе этой функции лежит создание и массовое производство товаров и продуктов согласно потребностям членов общества;
  3. Социальная . Распределение и доведение до сознания членов сообщества поведенческих норм, обеспечение их понимания и соблюдения;
  4. Функция воспроизводства . Обеспечение появления новых членов.

По роду осуществляемой деятельности функции социальных институтов подразделяются на 2 типа – явные и скрытые.

  1. В первом случае это официально оформленная деятельность, полностью принятая государственными органами и людьми (пример: учеба в ВУЗах, брак).
  2. Во втором случае имеет место непреднамеренная либо умышленно скрытая деятельность (теневая экономика, криминальные структуры).

Сферы и элементы

Элементами сообщества называются структурные составляющие различных общественных сфер:

  1. Политическая сфера — управленческая сфера, регулирующая межнациональные отношения, взаимосвязи между членами социальных институтов, государственными структурами и обществом. Ключевые элементы – суды, армия, политика, парламент, и т.д.;
  2. Духовная сфера — включает в себя процессы формирования, распространения, осознания членами сообщества морально-нравственных норм, а также передачи этих норм представителям последующих поколений. Ключевые элементы – , мораль, культура и т.д.;
  3. Экономическая сфера — ответственна за производство, обмен и потребление. Если представить, что общество является организмом, то экономика будет выступать в качестве физиологических процессов, протекающих в нем. Благоприятное течение указанных процессов и обеспечивает сообществу нормальное существование. Ключевые элементы – товар, налог и банк, коммерция и бизнес, деньги и товарооборот, рынок и т.д.;
  4. Социальная сфера — охватывает взаимоотношения и их принципы в различных возрастных и социальных общностях. Данная сфера – один из основных показателей стабильности и благополучия общественного существования. Ключевые элементы – семья ( ?), род, класс, сословие, нация.

Понятие общества в разных науках

Антропология

Наука подразумевает разделение человеческих сообществ исходя из методов, с помощью которых они обеспечивают себя средствами к существованию. Так, все общество подразделяется на 6 основных групп:

  1. Сельскохозяйственная . Здесь тоже имеется разделение на 2 типа – сложный и простой. В первом случае люди полноценно и активно занимаются сельским хозяйством, во втором – растениеводством;
  2. Пасторальная (разведение скота);
  3. Постиндустриальная (высокопроизводительная промышленность, инновационные технологии);
  4. Хозяйственно-культурная (слабый уровень экономического и социального развитий);
  5. Индустриальная (научно-технологический прогресс, машинное производство);
  6. Кочевая (кочевой вид хозяйства).

Определение общества в социологии

Обществом в данной науке принято называть социальную организацию страны, которая выступает гарантом совместной жизнедеятельности ее членов.

Это составляющая материального мира, определенная форма взаимоотношений и взаимосвязей, которая в процессе своей жизнедеятельности развивается исторически. Критериями общества, с точки зрения социологии, являются:

  1. Комплексность . Общество поддерживает и воспроизводит собственные структурные единицы в последующих поколениях, а также включает в свой состав новых членов;
  2. Автономность . Оно обладает способностью независимого функционирования, самостоятельно обеспечивая себе жизнедеятельность;
  3. Всеобъемлющий характер (универсальность);
  4. Наличие четких границ территории , которая выступает в качестве материального оплота для взаимосвязей, возникающих в ее пределах.

Обществознание

В этой науке конкретного определения общества не существует, поскольку она представляет собой синтез многих наук, к примеру, социологии, психологии, истории. За основное понятие берется такое определение:

группа людей, объединившихся для достижения каких-либо целей или согласно общим интересам (пример: союз писателей, сообщество коллекционеров, группа в социальных сетях).

Также в обществознании распространено и определение , согласно которому:

общество является определенным периодом исторического развития конкретной народности или людей, проживающих на четко обозначенной границами (государственными, географическими) территории.

Закончить повествование хотелось бы интересным и емким по своей сути высказыванием выдающегося немецкого экономиста, социолога и философа IX века. Звучит оно так:

по своей природе человек – существо общественное , а это значит, что развить в полной мере свою истинную природу он способен, только находясь в обществе, будучи его неотъемлемой частью, а о степени силы его сущей природы необходимо судить по силе не отдельно взятых индивидов, а всего сообщества в целом.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое гражданское общество - это подарок от государства или выбор его граждан Что такое социум и чем это понятие отличается от общества Что такое социальные нормы - их виды и примеры из жизни Что такое социальный статус - виды и можно ли его повысить Что такое репост и как делать репосты во ВКонтакте? Что такое мораль - функции, нормы и принципы морали Что такое организация Что такое социальные роли - их характеристики и виды Что такое ПАО - зачем открывать публичное акционерное общество и в чем отличие ОАО от ПАО Что такое государство (понятие) - его сущность, признаки, функции, формы и теории возникновения

Общество представляет собой группу людей, вовлечённых в постоянное социальное взаимодействие или большую социальную группу, разделяющую одну и ту же географическую или социальную территорию, обычно подчинённую одному и тому же политическому авторитету и доминирующим культурным ожиданиям.

Характеризуются закономерностями взаимоотношений (социальных отношений) между людьми, которые имеют разную культуру и институты и может быть описано как совокупность таких отношений между его членами. В социальных науках более широкое общество часто демонстрирует стратификацию или модели доминирования в подгруппах.

Признаки и типы общества

Термин «общество» происходит от латинского слова societas, которое, в свою очередь, был получено из существительного socius («товарищ, друг, союзник»), используемого для описания связи или взаимодействия между дружественными сторонами. Этот термин может относиться ко всему человечеству.

Используемое в смысле ассоциации оно представляет собой совокупность лиц, очерченных границами функциональной взаимозависимости, включающих такие характеристики , как:

Под обществом в широком смысле слова понимают (особенно в структуралистской мысли), экономическую, социальную, промышленную или культурную инфраструктуру, состоящую из разнообразных людей и обособившуюся от природы.

Это может означать объективные отношения людей с материальным миром и с другими людьми.

Характеристики и признаки общества

Это определение можно понимать как в узком, так и в широком смысле. В более узком смысле этот термин относится к группе людей, но в более широком смысле это относится ко всему человечеству которое имеет следующие характеристики и признаки:

У общества должно быть население. Без группы людей оно не может быть сформировано и скорее относиться не к группе людей, а к системе социальных отношений. Но для установления социальных отношений необходима группа людей.

Популяция должна самовоспроизводиться человеком, который воспроизводит себя через какие-то родственные отношения. Следовательно, это первый признак.

Сходство между собой

Сходство также является одной из характеристик. Без чувства подобия не могло быть никакого взаимного признания «принадлежности» к группе. Это чувство сходства между собой было обнаружено в ранних группах людей, а в современном мире условия социального подобия расширились до принципов национальности.

Различия

Наряду со сходством различия являются ещё одной характеристикой, потому что все люди связаны различиями и зависят от них так же, как и от сходства. Первичное подобие и вторичные различия создают величайший из всех институтов - разделение труда. Различия дополняют социальные отношения.

Семья первое общество, основанное на биологических различиях, различиях в способностях и интересах. Хотя различия необходимы, но различия сами по себе они ничего создают. Следовательно, различия подчиняются сходству.

Взаимозависимость

Факт взаимозависимости проявляется во всех аспектах современного мира. Известный греческий философ Аристотель заметил, что «Человек - это социальное животное». Как социальное животное он зависит от других. Выживание и благополучие каждого члена очень зависят от этой взаимозависимости. Ни один человек не является самодостаточным. Он должен зависеть от других для пищи, жилья и безопасности и для удовлетворения многих своих потребностей.

С развитием, эта степень взаимозависимости возрастает многократно. Семья, являющаяся первым обществом, основана на биологической взаимозависимости полов. Не только отдельные люди взаимозависимы, но также и группы.

Сотрудничество и конфликт

И сотрудничество, и конфликт - ещё два признака. Известный социолог Маклвер однажды заметил, что «Общество - это сотрудничество, скреплённое конфликтом». Люди не могут поддерживать счастливую жизнь без сотрудничества. Семья, являющаяся первым обществом, опирается на сотрудничество. Сотрудничество приводит к экономии расходов.

Конфликт также необходим. Конфликт выступает в качестве цементирующего фактора для укрепления общественных отношений. В здоровом и хорошо развитом коллективе сотрудничество и конфликт сосуществуют. Конфликт делает сотрудничество значимым.

Социальные отношения - основа общества. Но эти социальные отношения основаны на взаимном осознании или признании.

Поскольку социальные отношения абстрактны по своей природе, так и общество абстрактно по своему характеру. В нём постоянно происходят различные виды социальных процессов, таких как сотрудничество, конфликт.

Постоянство

Это не временная организация людей. Сообщество продолжает существовать даже после смерти отдельных членов.

Общество - абстрактное понятие. Мы не можем видеть эти отношения, но мы это чувствуем. Следовательно, это абстрактное понятие. Кроме того, оно состоит из обычаев, традиций, нравов и культуры, которые также являются абстрактными.

Сама природа общества динамична и изменчива и имеет свойство постоянно меняется. Старинные обычаи, традиции, народные традиции, нравы, ценности и институты изменились, появились новые обычаи и ценности. Все меняется от своей традиционной природы к современности. Следовательно, это одна из важнейших характеристик.

Всесторонняя культура

Культура - ещё один важный признак. У каждого общества есть своя культура, которая отличает её от других. Культура - это образ жизни, убеждения, искусство, мораль и т. д. Следовательно, культура является всеобъемлющей, потому что она отвечает потребностям социальной жизни и культурно самодостаточна. Кроме того, каждое сообщество передаёт свою культурную модель последующим поколениям.

Несомненно, общество состоит из людей, но это нечто большее и нечто вне личности, это больше, чем сумма его частей, т. е. индивидов.

Проживание и ассимиляция

Этот два ассоциативных социальных процесса также важны для бесперебойного функционирования и непрерывности. Следовательно, это ещё одна характеристика.

В политической науке

Общества также могут быть структурированы политически. В порядке возрастания размеров и сложности существуют группы, племена, вожди и государства. Эти структуры могут иметь разную степень политической власти, в зависимости:

  • от культурной;
  • географической;
  • исторической среды.

В социологии

Социальная группа позволяет её членам извлекать выгоду таким образом, что, в противном случае это было бы невозможно на индивидуальной основе. Таким образом, можно выделить и рассмотреть как индивидуальные, так и социальные (общие) цели.

Учёный социолог Питер Л. Бергер определяет общество как «…человеческий продукт и ничего, кроме человеческого продукта, который все же постоянно действует на своих производителей». По его словам, оно было создано людьми, но это творение поворачивается и создаёт или формирует людей каждый день.

Социологи выделяют общества на основе их этапов развития:

  • техники;
  • коммуникации;
  • экономики.

Создана система классификации во всех культурах людей, основанную на эволюции социального неравенства и роли государства. Эта система классификации содержит четыре категории:

  1. Группы охотников и собирателей (категоризация обязанностей).
  2. Племена, в которых есть некоторые ограниченные случаи социального ранга и престижа.
  3. Стратифицированные структуры во главе с вождями.
  4. Цивилизации, со сложными социальными иерархиями и организованными, институциональными правительствами.

В дополнение к этому есть:

  • Человечество, на котором покоятся все элементы социальной сети.
  • Виртуальное общество, основанное на онлайн-идентичности, которое развивается в век информации.

Со временем некоторые культуры продвигались к более сложным формам организации и контроля. Эта культурная эволюция оказывает глубокое влияние на модели сообщества. Племена охотников-собирателей поселились вокруг сезонных запасов продовольствия, чтобы стать аграрными деревнями. Деревни превратились в города. Города превратились в города-государства и национальные государства.

Некоторые общества дают статус индивидууму или группе людей, когда этот человек или группа совершает желаемое действие. Этот тип признания предоставляется в виде имени, названия, способа платья или денежного вознаграждения. Часто статус взрослого мужчины или женщины подчиняется ритуалу или процессу этого типа. Альтруистические действия в интересах большей группы наблюдаются практически везде.

Типы

Общества - это социальные группы, различаемые в зависимости от стратегий жизнеобеспечения, способов, которые используются для обеспечения потребностей.

Хотя люди создали множество типов обществ на протяжении всей истории, антропологи склонны классифицировать их в зависимости от того, насколько разные группы в этом образовании имеют неравный доступ к таким преимуществам, как ресурсы, престиж или власть. Практически все они развили некоторую степень неравенства среди своих людей через процесс социальной стратификации, разделение членов на уровни с неравным богатством, престижем или властью. Социологи размещают общества в трёх широких категориях:

  • доиндустриальные;
  • промышленные;
  • постиндустриальные.

Современное использование

Термин «общество» в настоящее время используется для покрытия как ряда политических и научных коннотаций, так и различных ассоциаций.

Хотя значение информационного общества обсуждалось с 1930 годов, в современном мире оно почти всегда применяется к тому, как информационные технологии влияют на людей. Поэтому оно охватывает последствия компьютеров и телекоммуникаций дома, на рабочем месте, в школах, правительстве и различных общинах и организациях, а также на появление новых социальных форм в киберпространстве.

По мере расширения доступа к электронным информационным ресурсам в начале XXI века особое внимание было уделено информационному обществу. Доступность интернета наиболее способствует новому пониманию в применение знаний к экономической деятельности в той мере, в какой оно стало преобладающим фактором в создании богатства. В настоящее время говорят, что 70−80 процентов экономического роста обусловлено новыми и лучшими знаниями.