Особенности внутреннего строения рыб. Особенности внутреннего строения рыб Особенности внутреннего строения насекомых

Моу Вешкаймская общеобразовательная школа №2 имени Б. П. Зиновьева Учитель:Немова Л.Ю.

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц, связанные с полётом

Цели:

  1. создать условия для формирования у школьников целостных знаний об особенностях внутреннего строения, связанных с приспособлением к интенсивному обмену веществ (большими расходами энергии и повышенной двигательной активностью)
  2. показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с млекопитающими
  3. научить распознавать системы органов класса птиц
  4. научить выявлять приспособленность организмов к среде обитания
  5. развитие навыка систематизации понятий

Оборудование: таблица» Класс Птицы. Голубь», таблица» Внутреннее строение птицы»- рельефная, макет головного мозга птицы, фолии по теме - « Зоология. Птицы», дидактические карточки

Ход урока:

Орг. Момент.

  1. а) Повторение. Работа со слабыми уч-ся. (работа по дидактическим карточкам-10 минут, 6 уч-ся)

б) фронтальный опрос на доске записано: Черты приспособленности птиц к полёту, связанные с внешним строением. Уч-ся выходят, записывают черты, объясняют

  1. наличие перьев(легких и прочных)
  2. обтекаемая форма тела (при полёте птица вытягивает голову, ноги прижимает к телу или вытягивает назад)- уменьшение трения
  3. наличие хвоста, служащего птице рулём
  4. образование цевки, как посадочного устройства
  5. лёгкий скелет (наличие в костях воздухоносных путей)

Добавление учителя:

  1. клюв без зубов
  2. быстрое пищеварение
  3. частое удаление непереваренных остатков из организма

2. Изучение нового материала

а) постановка целей урока

Наш список приспособлений еще не закончен. Сегодня мы изучим внутреннее строение птиц и пополним наш список

б) рассказ учителя с демонстрацией фолий и элементами беседы

Какие системы внутренних органов имеют позвоночные животные

Где они расположены (грудная, брюшная полость)

Птицы имеют такие же системы органов, как и ранее изученные позвоночные. Эти системы расположены в полости тела, которая у пернатых защищена грудной клеткой и костями таза.

Внутреннее строение птиц отличается рядом особенностей

Пищеварительная система:

Личностная значимость изучаемого для уч-ся:- Будет ли комплиментом для девушки выражение: «Ешь как птичка»

Полёт птиц связан с затратами большого количества энергии(например, голубь, летящий со скоростью- 70 км. В час расходует в 27 раз больше энергии, чем в покое)

Источник пополнения энергии- пища. Поэтому птицы потребляют много разнообразного корма

Какие органы составляют пищеварительную систему?

Работа с фолиями:

Отделы: рот, глотка, пищевод, желудок, тонкий, толстый кишечник, клоака, поджелудочная железа и печень.

Пища в рот попадает целиком или разделённая на небольшие порции при помощи клюва и лап. Во рту пища смачивается слюной и при помощи языка проталкивается в пищевод. У зерноядных и хищников пищевод образует расширение- зоб, где пища размягчается. Затем она поступает в железистый желудок- подвергается воздействию пищеварительных ферментов и соляной кислоты.

Неперевареные части: кости, перья, шерсть, хитин, твердые оболочки семян птицы отрыгивает в виде погадок. Мускульный желудок наполнен мелкими камушками

Как они туда попадают?

Для чего они нужны?

(роль зубов - перетирают пищу)

В тонком кишечники пища переваривается и всасывается. Пищеварение у птиц протекает быстро

Какая пища очень быстро переваривается

(мясо, мякоть сочных плодов)

Ягоды- 10 мин.

Мелкая рыба- 15 мин.

Мышь- 4 часа

Зерно- 12-24 часа

Мелкие птицы более прожорливы, они поедают больше пищи по отношении к массе тела, чем крупнее

Кровеносная система:

Какие особенности кровеносной

Какое значение имеет полное разделение потто=коа крови у птиц на артериальный и венозной (обеспечивает высокий уровень обмена веществ т постоянную температуру тела) системы птиц можно выявить на рисунке

(крупные размеры сердца, наличие 4 камер, 2 круга кровообращения, толстые стенки желудочка)

Объясните, почему мышечные стенки предсердий тонкие, а желудочков- толстые

Какую роль играют большой и малый круги кровообращения

Б) рассказ учителя с демонстрацией фолий

в правой половине сердца находится венозная кровь, в левой - артериальная

большой круг кровообращения начинается в левом желудочке, их которого выходит аорта, артерии, несущие кровь к голове, грудным мышцам, передним конечностям. Спинная аорта - кровью снабжаются внутренние органы и задние конечности

артерии- капилляры- органы и ткани

в тканях клетках происходит газообмен- кровь отдаёт кислород и насыщается углекислым газом

Венозная кровь от головы и передних конечностей собирается в верхнюю полую вену, а от задних конечностей и внутренних органов - в нижнюю полую вену. Полые вены приносят кровь в правое предсердие. Здесь заканчивается большой круг кровообращения

малый- правый желудочек - артерии (венозная кровь)

в легких происходит газообмен: кровь отдает углекислый газ и окисляется

от легких кровь собирается в вены. Они несут артериальную кровь в левое предсердие. Так заканчивается малый круг кровообращения.

Нервная система

Рассмотрите отделы, отметьте их относительные размеры- с чем связано более сложное строение переднего, среднего мозга и мозжечка у птиц по сравнению с пресмыкающимися

(точная координация движения птиц в полёте)

Передний мозг- сложное поведение птиц: строительство гнёзд, уход за потомством, миграции, добывание корма и избегании опасности)

Хорошо развиты зрительные бугры среднего мозга

Дыхательная система

В) самостоятельная работа уч-ся (с использованием вопросов инструктивной карточки)

  1. рассмотрите схему строения органов дыхания птиц
  2. запишите особенности строения дыхательной системы птиц, связанные с полётом
  3. как дышат птицы во время покоя? При полёте? Что такое двойное дыхание? Каково его значение?
  1. закрепление
  1. тест - стр. 240 (Пепеляева)
  1. Д/З.: П. 46, записи в тетради

Класс Головохордовые

Тип Хордовые

Подтип Безчерепные - хордовые животные, характерными признаками которых являются сохранение хорды и нервной трубки в течение всей жизни, отсутствие черепа и позвонков.

Класс Головохордовые: ланцетник

Подтип Личиночнохордовые, или оболочники – хорду имеют только в личиночной стадии: Класс Аппендикулярии

Класс Асцидии

Класс Сальпы

Подтип Черепные, или Позвоночные – наиболее высокоорганизованные хордовые, которые перешли к активному способу добывания пищи, в процессе эволюции усовершенствовали головной мозг, органы чувств, кровеносную систему; имеют осевой скелет – позвоночник, который соединяется со скелетом головы - черепом

Раздел Безчелюстные

Класс Круглоротые: миноги, миксины

Раздел Челюстные

Надкласс Рыбы

Класс Хрящевые рыбы: акулы, скаты

Класс Костные рыбы: осетрообразные, сельдеобразные, лососеобразные,

карпообразные, окунеобразные, кистеперые, двоякодышащие

Надкласс Наземные четвероногие

Класс Земноводные: хвостатые, безхвостые, безногие

Класс Пресмыкающиеся: чешуйчатые, черепахи, крокодилы

Класс Птицы: бескилевые, пингвины, килегрудые

Класс Млекопитающие: яйцекладущие, сумчатые, плацентарные

Тело: голова, туловище, хвост, кожные складки – плавники: спинной, хвостовой, подхвостовой, который переходит в две брюшные складки, тянущиеся к предротовой воронке.

Покровы легкие и прочные

однослойный эпителий, покрытый тонкой кутикулой

студенистая соединительная ткань

Осевой скелет хорда – эластичный тяж, состоящий из клеток с крупными вакуолями; тянется вдоль тела и заходит в головной отдел; имеет общую с нервной трубкой соединительнотканную оболочку. Во время движения хорда изгибается под действием мышц, но благодаря упругости вновь приобретает изначальную форму, разгибая тело.

Мышечная система состоит из сегментированных мышц, прикрепленных к оболочке хорды; располагаются по обе стороны хорды.ланцетник может производить только однообразные движения: изгибать тело в одну или другую сторону.

Пищеварительная система: предротовая воронка , вокруг нее щупальца, на дне – ротовое отверстие глотка, стенки которой пронизаны жаберными щелями → кишка с печеночным отростком → анус. По характеру питания – фильтратор. Взвешенные в воде мелкие организмы вместе с водой попадают в глотку через ротовое отверстие. Пища склеивается слизью, которая вырабатывается железистыми клетками глотки и в виде комочков продвигается в кишку. Вода через жаберные щели удаляется. В кишке пища переваривается и всасывается, отходы удаляются через анус.

Дыхательная система: в глоткежаберные щели, прикрытые складками кожи → околожаберная (атриальная) полость с внешним отверстием – жаберной порой (атриопором) → жабры на перегородках, по которым проходят кровеносные сосуды. Вода, с растворенным в ней О 2 проходит через жаберные щели и омывает их стенки. В результате О 2 поступает в кровь, а СО 2 выводится из крови во внешнюю среду. Газообмен происходит и через покровы тела.


Кровеносная система з амкнутая, сердце отсутствует, его роль выполняет брюшной сосуд. Брюшной сосуд жаберные сосуды спинной сосуд, который тянется к заднему концу тела, разветвляется и обеспечивает кровью органы, кровь насыщает О 2 органы, поглощает СО 2 и становится венозной → в брюшной сосуд. В печеночном выросте сосуды образуют воротную систему , очищающую кровь от вредных веществ.

Выделительная система: ∑ нефридиями, которые располагаются вдоль спинной части глотки и открываются в околожаберную полость.

Нервная система в виде трубки, которая располагается над хордой.

Органы чувств развиты слабо

светочувствительные клетки , распознают свет – тьму;

обонятельная ямка, воспринимающая химические раздражения

рецепторы осязания – разбросаны по всему телу, расположены на щупальцах

Половая система: раздельнополые, размножаются один раз в жизни. Половые железы парные и не имеют собственных протоков → гаметы выводятся в околожаберную полость → наружу, оплодотворение → свободноплавающая личинка → взрослая особь.

Значение ланцетников:

§ используют в пищу жители Юго-Восточной Азии.

§ являются объектом научных исследований, потому что сохранили признаки

древнейших хордовых животных.

Надкласс Рыбы

Рыбы – группа организмов, которые находятся на стадии биологического прогресса.

Возникновение рыб связано с появлением ароморфозов:

· появление черепа, в котором располагается головной мозг;

· появление челюстей, которые обеспечивают захват и удержание добычи;

· появление парных плавников , которые обеспечивают подвижность;

· прогрессивное развитие ЦНС

Тело: голова, туловище, хвост, конечности в виде парных плавников (грудных и брюшных) и непарных плавников (спинной, подхвостовой, хвостовой).

Покровы: кожа с одноклеточными железами и чешуей – твердыми кожными структурами, которые обуславливают защиту.

Особенности внутреннего строения.

В теле любого моллюска действует пищеварительная, кровеносная, выделительная и другие системы органов. Пищеварительная система начинается с ротовой полости, которая переходит в глотку (с теркой), пищевод, желудок с пищеварительной железой, печенью, среднюю и заднюю кишку, открывающуюся наружу анальным отверстием в мантийную полость. У многих видов моллюсков есть слюнные железы.

Кровеносная система моллюсков незамкнутая. Она состоит чаще всего из двухкамерного сердцаи отходящих от него кровеносных сосудов. Нервная система образована несколькими парами нервных узлов с нервами. Ненужные для организма продукты обмена поступают из крови моллюсков в почки, а затем в мантийную полость и удаляются наружу. Почек может быть одна, две или четыре.

Размножение.

Среди моллюсков имеются как гермафродиты, так и раздельнополые животные. Прудовики и катушки – гермафродиты. Из отложенных ими яиц, склеенных между собой студенистым веществом, выходят маленькие улитки. Перловицы большинства видов раздельнополы. Оплодотворение яиц у них происходит в мантийной полости самки. Из оплодотворенных яиц развиваются личинки, которые выталкиваются перловицей через сифон наружу, когда мимо нее проплывает какая – либо рыба. Личинки прикрепляются к коже и жабрам рыбы и развиваются на ее теле 1 – 2 месяца. Такая приспособленность перловиц и беззубок способствует расселению их в природе в фазе личинки. Это связано с малоподвижным образом жизни взрослых особей.

Основные классы моллюсков

В типе моллюсков выделяют три основных класса. Прудовиков, катушек и сходных с ними моллюсков относят к классу брюхоногих. Эти животные имеют цельную раковину (реже она редуцирована, как у слизней). Большую часть брюшной стороны тела занимает мускулистая нога (отсюда и название класса). Глаза брюхоногих располагаются или у основания щупалец (у прудовиков), или на концах щупалец (у катушек, слизней). Если моллюск имеет две пары щупалец, то глаза располагаются на их первой паре. Класс брюхоногих - самый многочисленный класс в типе моллюсков. Он объединяет около 90 тысяч видов.

Перловицы, беззубки, устрицы, мидии – представители класса двустворчатых. Тело этих животных заключено в двустворчатую раковину. У них нет головы, глаз, языка с теркой, слюнных желез. В классе двустворчатых около 30 тысяч видов пресноводных и морских моллюсков.

Кальмары, осьминоги и каракатицы относятся к классу головоногих. Этих моллюсков около 600 видов. Головоногие заселяют в основном теплые и полносоленые моря. Одна часть их ноги превращена в щупальца с присосками, которые находятся на голове и окружают ротовое отверстие. Другая часть ноги образует воронку. У некоторых головоногих под кожей сохранились остатки раковины, которая исчезла в связи с переходом предков к активному образу жизни.

Наибольшего развития у головоногих по сравнению с другими моллюсками достигает нервная система: нервные узлы слились и образовали крупный головной мозг. Органы чувств у них высоко развиты. Глаза головоногих моллюсков по сложности строения напоминают глаза рыб, а по остроте зрения не уступают глазам человека.

Ученые считают, что моллюски произошли от древних кольчатых червей. Одно из доказательств этого – сходство в строении личинок морских брюхоногих моллюсков и личинок морских многощетинковых червей. Кроме того, некоторые примитивные моллюски имеют общие черты строения с кольчатыми червями.
























ПРИЗНАКПРИСПОСОБЛЕНИЯ К ПОЛЁТУ Пищеварительн ая система Быстрое переваривание и усвоение пищи, короткая толстая кишка, кишечник быстро опорожняется. Дыхательная система Усложнение: появление (вторичных третичных бронхов); воздушных мешков, через лёгкие воздух, богатый кислородом, проходит и при вдохе и при выдохе. Кровеносная система 4-камерное сердце; кровь к органам поступает артериальная, быстрый обмен веществ, газообмен, быстрое движение крови, интенсивная работа сердца. Нервная система Совершенствование зрительного анализатора, слуха, точная координация движений, высокий уровень нервной деятельности, сложное поведение. Половая система Только один левый яичник (облегчение тела) Органы выделения Отсутствует мочевой пузырь. Частое выделение мочевой кислоты в виде кашицы (уменьшает расход воды).
Список используемых источников Литература «Биология. Животные.», 7 класс, Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. : учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. проф. В.М. Константинова - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана-Граф, с.: ил. Интернет-источники: Класс птицы (общая характеристика): Источники иллюстраций: Виды пера: html Скелет птицы: tradicii.htmlhttp://xvatit.com/school/sch-online/compet/98581-paschalnie- tradicii.html Картинки из личного архива