Была ли мать гоголя ведьмой. Научно-исследовательский проект по литературе: «Мистика в жизни и творчестве Николая Васильевича Гоголя». Почему Гоголь не был женат

1. Фольклор как источник мистических образов в творчестве Гоголя.
2. Нечисть в сборниках повестей.
3. Мистика в повести «Портрет».

В словарях можно отыскать несколько определений понятия «мистика», но все они сходятся на том, что под этим словом подразумеваются верования в иную реальность, населенную сверхъестественными существами, а также в возможность общения с ними людей. Фольклорная традиция разных народов сохранила истории о различных существах иного мира, как добрых и светлых, благожелательно настроенных по отношению к людям, так и злых, враждебных Богу и людям.

В произведениях Н. В. Гоголя в мир людей проникают в основном зловредные сущности, да еще действуют их пособники — злые колдуны и ведьмы. Лишь изредка людям встречаются доброжелательные существа из иного мира. И все же в произведениях писателя злобных выходцев из иного мира куда больше, чем добрых. Возможно, в подобном «распределении сил» отразилось настороженное отношение людей к загадочному миру, соприкосновение с которым может привести к непредсказуемым последствиям.

В сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки» мистические мотивы звучат практически во всех повестях, за исключением одной — «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». В остальных повестях степень соприкосновения людей с иным миром различна. В повести «Сорочинская ярмарка» рассказ о таинственной красной свитке еще можно счесть шуткой, удачно подхваченной влюбленным молодым человеком. Но ведь суеверный казак Солопий Черевик не сомневается, что злополучный красный рукав, на который он то и дело натыкается, не что иное, как рукав от изрубленной свитки черта! Однако в этой повести действует не сама нечисть, а человеческая вера в ее существование, причем эта «тень» нечисти приносит куда больше пользы, чем вреда. Помаялся Солопий, перетрясся, но все обошлось благополучно, его дочка и казак Грицько получили согласие Черевика на брак, а сам он удачно продал привезенные на ярмарку товары.

Встреча с русалкой — панночкой, утопившейся из-за притеснений своей мачехи-ведьмы — неожиданно меняет жизнь парубка Левко и его возлюбленной Ганны. Русалка щедро вознаграждает молодого человека за то, что он помог ей отыскать ее мачеху. Благодаря могуществу утопленницы Левко и Ганна наконец-то становятся мужем и женой несмотря на возражения отца юноши.

В повестях «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место» нечисть весьма активна и недружелюбно настроена по отношению к людям. Однако она не столь могущественная, чтобы ее нельзя было победить. Можно сказать, что герои повестей «Пропавшая грамота» и «Заколдованное место» легко отделались. Подшутила над ними нечистая сила, но и отпустила с миром, каждый остался при своем. А в повести «Ночь перед Рождеством» встреча с чертом для кузнеца Вакулы оказалась даже полезной — припугнув черта, кузнец использовал его в качестве транспортного средства и выполнил поручение своей капризной возлюбленной, привез ей цари-цыны черевички.

Но в повестях «Вечер накануне Ивана Купала» и «Страшная месть», а также в повести «Вий», вошедшей в другой сборник, «Миргород», нечисть и ее помощники — злые колдуны по-настоящему страшны. Нет, даже не нечисть ужаснее всего, за исключением, может, жуткого Вия. Гораздо страшнее люди: колдун Басаврюк и колдун из повести «Страшная месть», погубивший всех своих близких. Да и зловещий Вий появляется не просто так.

Он приходит к телу ведьмы, чтобы погубить человека, ее убившего.

«Не так страшен черт, как его малюют», — гласит расхожее выражение. Действительно можно согласиться с тем, что в произведениях Гоголя нечисть зачастую не оказывается такой уж страшной, если сам человек ее не боится. Порой она выглядит даже весьма комично (вспомним черта, посаженного в мешок ведьмой Солохой и побитого ее сыном Вакулой). Гораздо страшнее и опаснее человек, который способствует проникновению зла в наш мир...

Мистические мотивы звучат и в повести «Портрет», вошедшей в сборник «Петербургских повестей». Однако в ней они обретают еще более глубокий философский смысл. Талантливый художник невольно становится виновником того, что зло проникает в души людей. Глаза ростовщика, портрет которого он написал, оказывают зловещее воздействие на людей. Однако художник не имел дурного умысла, как те колдуны, которые по собственной воле помогали нечисти бесчинствовать. Поняв, что он натворил, этот человек испытывает глубокое раскаяние. И сама работа была ему не в радость — он чувствовал что-то таинственное и страшное в человеке, который во что бы то ни стало хотел быть запечатленным на полотне: «Он бросился к нему в ноги и молил кончить портрет, говоря, что от сего зависит судьба его и существование в мире, что он уже тронул своею кистью его живые черты, что если он передаст их верно, жизнь его сверхъестественною силою удержится в портрете, что он через то не умрет совершенно, что ему нужно присутствовать в мире. Отец мой почувствовал ужас от таких слов...».

Как тут не вспомнить о жутком, мертвящем взоре Вия! Кем, в самом деле, был этот ростовщик? На этот вопрос Гоголь не дает прямого ответа. Художник, написавший портрет и в раскаянии сделавшийся монахом, так говорит об этом своему сыну: «Доныне не могу понять, что был тот странный образ, с которого я написал изображение. Это было, точно, какое-то дьявольского явление... я с отвращением писал его...». Да, глаза изображенного на портрете ростовщика стали своего рода дверями, через которые в мир людей входило зло: и художник, неосмотрительно позволивший этим дверям оставаться открытыми, просит своего сына, если представится возможность, уничтожить зловещее изображение, перекрыть путь злому наваждению, калечащему человеческие души и судьбы. Однако зло, проникнув в мир людей, не хочет его покидать: странный портрет неожиданно исчезает из зала, где проводится аукцион, и сын оказывается лишен возможности исполнить волю своего отца. Каких еще бед натворит зловещий взгляд?..

Итак, можно подвести итог всему вышесказанному. Интерес Гоголя к мистике несомненен: писатель неоднократно разрабатывал сюжеты, в которых значительное место отведено нечистой силе и ее помощникам. Гоголь показал и различные результаты от столкновения человека со сверхъестественными силами — от вполне безвредной шутки до страшной трагедии, при этом подчеркнув и роль человеческого фактора в деятельности выходцев из иного мира.

Н.В. Гоголь.

Обыкновенно при упоминании о том или ином известном нам писателе, у нас возникают определенные ассоциации, связанные с его творчеством. Например, имя Достоевского вызывает в нашей памяти сцены отчаяния, срыва, доводящие героев до безумия. Когда мы вспоминаем Тургенева, нам представляется история чьей-то любви, оканчивающаяся, как правило, разлукой. Что же касается Гоголя, то нередко имя его ассоциируется с различными мистическими историями, которые одновременно захватывают и пугают. Однако талант Гоголя заключается не только в способности наводить ужас на своих читателей. Обратившись к «Вечерам на хуторе близ Диканьки», мы нередко можем заметить иронию автора по поводу народных представлений о ведьмах, чертях и иных потусторонних силах, как, например, в этом случае: «Мороз увеличился, и вверху так сделалось холодно, что черт перепрыгивал с одного копытца на другое и дул себе в кулак, желая сколько-нибудь отогреть мерзнувшие руки. Не мудрено, однако ж, и смерзнуть тому, кто толкался от утра до утра в аду, где, как известно, не так холодно, как у нас зимою, и где, надевши колпак и ставши перед очагом, будто в самом деле кухмистр, поджаривал он грешников с таким удовольствием, с каким обыкновенно баба жарит на рождество колбасу».

Представляя нам в ярких красках истории с ведьмами, призраками и чертями, Гоголь наслаждается этими простыми и сочными образами. Автор раскрывает перед нами всю незамысловатость украинских народных представлений, восхищаясь при этом их цельностью. «…Им все, что не расскажи, в смех. Эдакое неверье разошлось по свету! Да чего, - вот не люби Бог меня и Пречистая Дева! вы, может, даже не поверите: раз как-то заикнулся про ведьм - что ж? нашелся сорвиголова, ведьмам не верит!»

Перед нами вырисовывается вполне языческое мироощущение, в котором космос всегда чреват хаосом. Но эти реальности, в данном случае, еще и сочетаются с христианством. Таким образом, демоны уже не представляют собой небытие, а наделяются признаками сакрально-хаотических существ. Довольно точно схватывая мироощущение простолюдина, Гоголь временами не в шутку очаровывается им, забывая о необходимой дистанции, и тогда многие рассказы из цикла его украинских произведений становятся по-настоящему страшными. Вдруг, неожиданно для самого писателя, его фольклорные ведьмы и призраки начинают представлять какую-то реальную угрозу. Хаос затягивает в себя героев так, что для них уже не остается выхода. И здесь мы перестаем быть только наблюдателями и ценителями народных традиций, а реально в них погружаемся. И все же мы вступаем в этот мир не как простолюдины. Гоголь открывает нам его со всей сложностью своей натуры. Писатель окрашивает жизни всех этих простых людей в тона совершенно им не свойственные. В ней появляется драматизм: нежелание слиться с хаосом и невозможность устоять под его давлением. Вспомним, например, один из самых известных рассказов Гоголя - «Вий». Здесь нам имеет особый смысл обратиться, прежде всего, к примечанию Гоголя по поводу самого названия этого произведения.

«Вий есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал». Прежде всего, нас здесь настораживает явная переоценка способностей простого народа, присвоение ему гигантского творческого задатка. Говоря подобным образом о народном предании, Гоголь не только неоправданно преувеличивает его значимость, но практически преклоняется перед его незатейливыми создателями. В итоге, подобное отношение писателя ко всем этим простодушным и в то же время мрачным историям формирует в нас сложное и не ясное нам самим чувство. В том же «Вие» повествование о потусторонних силах и явлениях уже перестает быть одним лишь любованием народной наивностью. В этом произведении мы сталкиваемся не с тем страхом, которой могут навевать истории о ведьмах и чертях собравшимся под вечер мужикам. Читая о том, как философ Хома Брут произносит молитвы над телом ведьмы в пустой церкви, мы начинаем ощущать страх реальный, уже не содержащий в себе ничего забавного. Когда же панночка поднимается в своем гробу и носится вокруг Хомы, наш ужас сопровождается растерянностью. Для нас становится очевидным, что сам Гоголь в данном случае воспринимает происходящее всерьез. Подобный вывод следует хотя бы из того, что рассказ оканчивается смертью философа. С нечистой силой здесь сталкивается уже не герой какой-нибудь давным-давно случившейся истории, о которой теперь повествует нам словоохотливый рассказчик. Нет, в данном случае погибает главный персонаж - тот, на которого была возложена миссия вступить в общение с потусторонним миром и выйти из него невредимым и который, однако, с этой задачей не справился. Но тогда не справился со своей задачей и сам автор. Во многих других его произведениях он решал ее таким образом, что посмеивался над украинцами, затаившими дыхание над очередной историей про ведьму. Сам Гоголь таким образом отстранялся от происходящего, делал его сказочным, нереальным.

«Нет, мне пуще всего наши дивчата и молодицы; покажись только на глаза им: «Фома Григорьевич! Фома Григорьевич! а нуте яку-нибудь страховинну казочку! а нуте, нуте!..» - тара-та-та, та-та-та, и пойдут, и пойдут… Рассказать-то, конечно не жаль, да загляните-ка, что делается с ними в постели. Ведь я знаю, что каждая дрожит под одеялом, как будто бьет ее лихорадка, и рада бы с головою влезть в тулуп свой. Царапни горшком крыса, сама как-нибудь задень ногою кочергу - и Боже упаси! и душа в пятках. А на другой день ничего не бывало, навязывается сызнова: расскажи ей страшную сказку, да и только. Что ж бы такое рассказать вам? Вдруг не взбредет на ум. Да, расскажу я вам, как ведьмы играли с покойным дедом в дурня».

Все здесь исполнено легкости и игривости. Читая подобные рассказы, вы как будто становитесь участниками каких-то народных посиделок. Малороссийские произведения Гоголя настраивают нас таким образом, что мы невольно очаровываемся и пленяемся ими.

Словно веселый хоровод, в который вы вступаете сначала ради любознательного интереса, начинает кружить вас в бешеном темпе, и вы уже не можете остановиться. Можно сказать, что весь цикл малороссийских рассказов Гоголя построен на непрерывном колебании от сказки к «реальности», от скептицизма к детской доверчивости. И в этом случае, «Вий», безусловно, становится пределом «доверия». Но что же за реальность открывает нам писатель в своем переложении этого народного предания?

Мы видим прекрасную панночку, которая в глазах своего отца является воплощением невинности. Смерть ее вводит этого крепкого и жизнерадостного человека в состояние глубокой подавленности и разбитости. Вот что говорит он, обращаясь к своей уже умершей дочери: «…Но, горе мне, моя полевая нагидочка, моя перепелочка, моя ясочка, что проживу я остальной век свой без потехи, утирая полою дробные слезы, текущие из старых очей моих, тогда как враг мой будет веселиться и втайне посмеиваться над хилым старцем. Он остановился, и причиною этого была разрывающая горесть, разрешившаяся целым потоком слез. Философ был тронут такой безутешной печалью» .

Иллюстрация к подарочному изданию повести «Вий». Художник Эдуард Новиков. 2009.

На первый взгляд, этот мир представляется нам чем-то вполне знакомым и понятным. Даже рассказы пьяных мужиков о том, как панночка «зналась с нечистым» и выпивала «по несколько ведер крови», могли бы вызвать у нас лишь усмешку и ничем не нарушить привычную нам реальность. Всем известно, что родители любят своих детей и что выпившие мужики - мастера рассказывать всякие небылицы. Но одновременно с этим уютным и узнаваемым миром возникает мир параллельный, в котором действуют какие-то неведомые нам законы. Прекрасная панночка оказывается ведьмой и превращается то в старуху, то в собаку или же становится синей, как мертвец с горящими глазами. Впоследствии, правда, она всегда возвращается в образ нежной, невыразимо красивой девушки. Здесь, как нам кажется, необходимо сделать особый акцент на описании автором ее внешности.

«Трепет пробежал по его жилам: перед ним лежала красавица, какая когда-либо бывала на земле. Казалось, никогда еще черты лица не были образованы в такой резкой и вместе гармоничной красоте. Она лежала, как живая. Чело прекрасное, нежное, как снег, как серебро, казалось, мыслило; брови - ночь среди солнечного дня, тонкие, ровные, горделиво приподнялись над закрытыми глазами, а ресницы, упавшие стрелами на щеки, пылавшие жаром тайных желаний; уста - рубины, готовые усмехнуться… Но, в них же, в тех же самых чертах, он видел что-то страшно пронзительное. Он чувствовал, что душа его начинала как-то болезненно ныть, как будто бы вдруг среди вихря веселья и закружившейся толпы запел кто-нибудь песню об угнетенном народе. Рубины уст ее, казалось, прикипали кровию к самому сердцу. Вдруг что-то страшно знакомое показалось в лице ее.

Сочетание прекрасного и демонического в панночке заставляет вспомнить героиню петербургской повести Гоголя «Невский проспект». Герой этого произведения, художник Пискарев, встречает на Невском проспекте необычайно красивую девушку, каждая черта которой говорит нам о благородстве и о безусловной принадлежности к высшему свету. Узнав же о том, что она оказывается всего лишь девицей легкого поведения, герой теряет всякие ориентиры, он не может связать открывшееся ему безобразие и тот прекрасный, неповторимый образ, которым наделил Господь эту девушку. Художник мучается, пытается жить снами, в которых ее красота является продолжением ее души, и, в конечном счете, гибнет. Здесь сочетание красоты и уродства становится совсем безысходным и неразрешимым. Это происходит за счет преодоления мифа. Героиня рассказа «Невский проспект» оказывается уже не сакрально-космической реальностью, а всего лишь человеком, творением Божьим. Бог создал ее прекрасной и в то же время свободной. Но свобода ее оказывается относительной. Да, она имеет возможность выбирать между добром и злом, но она не должна отказаться от данного ей Богом образа, который несет в себе божественный отпечаток.

«В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата. Пусть бы еще безобразие дружилось с ним, но красота, красота нежная… Она только с одной непорочностью и чистотой сливается в наших мыслях» .

Интересно было бы сравнить эти размышления с тем, что испытывает Хома Брут, глядя на умершую панночку. Как в первом, так и во втором случае мы встречаем красоту, граничащую с уродством. Но героиня «Невского проспекта» совмещает в себе два эти состояния одновременно, в то время как панночка чередует их. На первый взгляд, может показаться, что дочь сотника имеет больше власти над своими состояниями. Однако, в действительности, эти непрерывные смены образов полностью обезличивают ее. Подобно языческим божествам, которые переходят друг в друга, ее подлинный образ все время ускользает от нас.

Иллюстрация к подарочному изданию повести «Вий». Художник Эдуард Новиков. 2009.

В этом контексте одновременное совмещение в героине «Невского проспекта» двух противоположных состояний оказывается более безысходным, так как она не может переходить из одного качества в противоположное, не имеет в себе той расплывчивости, которая дала бы ей возможность покидать один образ и полностью входить в другой. Эта героиня ограничена своим человеческим бытием, вследствие чего она «вынуждена» иметь свое постоянное лицо, которое она не способна изменит, даже при абсолютной перемене своей сущности. Высшее ее достижение могло бы проявиться в том, чтобы соответствовать данному ей образу. Не в наших силах превзойти то, что вложено в нас Богом. Наш источник заключен не в нас. Наша задача - это лишь выявление для себя и для других сокрытых в нас возможностей. Таким образом, у нас не остается другого выбора. Мы можем становиться либо собой, либо никем. Именно от этого происходит то тягостное чувство, которое мы испытываем, глядя на человека, стремящегося к ничтожеству и небытию и хранящего на себе при этом отпечаток Божества. Пискарев испытывает бесконечную жалость к героине повести, обнаруживая в ней божественную красоту, соединенную с внутренним уродством. Что же касается Хомы Брута, то ничего подобного он не ощущает. Единственное чувство, которое вызывает в нем Панночка, - это страх. Ведь если сакрально-космическое тесно граничит с сакрально-хаотическим, то в первом всегда будет ожидаться появление последнего. Уродство и безобразие, в таком случае, не может вводить нас в отчаяние, так как оно содержит в себе зачатки красоты, гармонии и порядка. Бесконечные превращения панночки, на самом деле, не очень смущают Хому Брута. Но почему, если дочь сотника так прекрасна, в нем не возникает и намека на влюбленность в нее? Хома вполне отдает себе отчет в том, что панночка причастна какой-то иной реальности, законы которой совершенно ему неизвестны. Вспомним описание этой героини, которое было приведено выше. Долгое вглядывание в это лицо чревато опасностью выхода к чему-то жуткому, таящемуся в глубинах этой красоты. Когда философ впервые взглянул на мертвую Сотникову дочку, он увидел «красавицу, какая когда-либо бывала на земле», но после того, как он внимательно вгляделся в ее черты, он «вскрикнул не своим голосом»: «Ведьма!»» Говоря о внешности панночки, важно отметить, что ее красота абсолютна, в ней нет никакого изъяна. То, что пугает Хому, находится за пределами красоты. Всматриваясь в ее лицо, он чувствует, что душа начинает «болезненно ныть».

Сакральное в любом своем проявлении остается полнотой, будь то сакрально-космическое или сакрально-хаотическое. Таким образом, ведьма всегда может принять противоположный образ - стать совершенной красавицей. Но, несмотря на всю близость языческой мифологии и той реальности, которую создает Гоголь в «Вие», эти миры очень существенно расходятся. Известно, что многие представления крестьян содержали в себе некоторый синтез, в котором христианские мотивы тесно переплетались с языческими. В них еще оставалось ощущение присутствия сакрально-хаотической реальности, но в целом акценты заметно сместились. Сакрально-хаотическое перестало нести в себе зачатки сакрально-космического. Появились представления о ведьмах, чертях и многих им подобных. Все эти силы по-прежнему таили в себе определенную угрозу, их можно было заклясть, но заклятиями стали уже не магические формулы, а христианские молитвы и крестное знамение. Здесь заклинатель уже не повелевает хаосом, обманывая его и пользуясь его же силами. Он оказывается сильнее, благодаря тому, что может прочитать молитву или перекреститься. Что же касается нечистой силы, то она не способна сделать ничего подобного и проявляет, в этом случае совершенную беспомощность. Управление нечистой силой перестало нести в себе возможность стать ее добычей. Открылась возможность предъявить хаосу то, чего в нем не содержится. Но темные силы по-прежнему остались опасными, крестьяне не могли понять того, что зло по своей сути является небытием. Для них оно по-прежнему представляло некоторую бытийственность, а не искушение, не мнимость и морок.

Однако если в «Вие», как и во многих других малороссийских произведениях Гоголя, тема «мистического» построена на воспроизведении мифологических представлений простонародья, то в его петербургском цикле она принимает несколько иное направление. Вспомним, к примеру, повесть Гоголя «Портрет». С первого взгляда между мистическими темами «Вия» и «Портрета» можно найти некоторое сходство. И там и здесь за видимым совершенством и красотой неожиданно проглядывает мир иной, зловещий, демонический, который впоследствии заявляет о своих правах.

«Как ни был поврежден и запылен портрет, - читаем мы у Гоголя, - но когда удалось ему счистить с лица пыль, он увидел следы работы высокого художника. Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью. Когда поднес он портрет к дверям, еще сильнее глядели глаза. Впечатление почти то же произвели они в народе. Женщина, остановившаяся позади его, вскрикнула: «Глядит, глядит», - и попятилась назад. Какое-то неприятное, непонятное самому себе чувство почувствовал он и поставил портрет на землю» .

Если мы сравним ощущения Хомы Брута при взгляде на мертвую панночку и художника Чарткова, героя повести «Портрет», то сразу же обнаружится нечто общее. Оба они испытывают схожее чувство, которое в первом случае обозначено, как «болезненное», а во втором как «неприятное и непонятное». Возможно, не совсем корректно ставить в один ряд картину и тело умершего человека, но в данном случае есть один момент, который позволяет нам это сделать. Когда мы смотрим на покойника, мы уже не можем ждать от него ответного взгляда. Тот, кто был кем-то, стал чем-то, превратился для нас в объект. Что же касается портрета, то он никогда и не мог быть для нас субъектом. Он лишь намекает нам на то, что изображенный здесь человек существует или существовал в прошлом. Всматриваясь в портретный образ, мы можем лишь зафиксировать то, что удалось схватить художнику. Реальный же человек, который когда-то позировал мастеру, остается для нас недосягаемым.

Иллюстрация к подарочному изданию повести «Вий». Художник Эдуард Новиков. 2009.

Таким образом, как в первом, так и во втором случае перед нами оказывается некая неодушевленная реальность, которая, тем не менее, указывает нам на душу. Что же происходит, когда следы личности неожиданно собираются воедино и порождают из себя кого-то реального, живого, дышащего? Где пребывала до этого момента душа? Откуда она пришла? Здесь мне приходит на ум отрывок из одного стихотворения Арсения Тарковского:

Стучат. Кто там? - Мария, -
Отворишь дверь: - Кто там? -
Ответа нет. Живые
Не так приходят к нам.

Итак, посетители Хомы и художника Чарткова не относятся к категории живых. Но если мы обратимся к явлениям святых, которые тоже по факту являются умершими, то увидим, что они посещают нас совершенно иначе. Их отлучение из иного мира и появление в нашем бывает необходимо исключительно для нашей пользы. Они вносят покой и умиротворение в сердце. И нашей реакцией, в таком случае, могут быть лишь трепет и благоговение, вслед за которыми следует радость. Ничего подобного не дают нам гоголевские мистические персонажи. Они появляются для того, чтобы разрушить чью-то жизнь, внести в нее горе и разлад. Более того, они приходят не ради нас, как это делают святые, а ради себя. Им самим чего-то в себе не хватает, и они хотят забрать, украсть это у нас. Данный момент является еще одним доказательством того, что повесть «Вий» имеет в себе немало христианских мотивов. Панночке зачем-то нужна была жизнь Хомы Брута. Не заполучив ее, она бы обессилела. Ей было бы трудно продолжать свое темное существование. Сотниковой дочери не пришелся по вкусу никто из друзей Хомы. Последний оказался наиболее смелым, твердым в вере и крепким духом. Здесь есть чем полакомиться нечистой силе. Ведь она не имеет своих собственных ресурсов, а представляет собой лишь пустоту, небытие, подпитывающее себя живыми соками Божьего мира.

То же самое можно сказать и о старике, выходящем из портрета и разрушающем жизни всех тех, кто отличился особым благородством и талантом. Однако если «Вий», по словам Гоголя, является воспроизведением простонародных сказаний, то в «Портрете» не может быть и намека на фольклор. В первом случае писателя можно было бы оправдать тем, что простонародная стихия внезапно увлекла и захватила его. Но мистика «Портрета» уже не может объясняться подобным образом. Персонажи малороссийских произведение относятся к ведьмам как к чему-то совершенно обычному, без чего их мир был бы неполным. «Я знаю уже все это. Ведь у нас в Киеве все бабы, которые сидят на базаре, - все ведьмы» .

Совсем иначе воспринимает появление гостей из потустороннего мира петербургский художник. Главное различие, как нам кажется, состоит в том, что в малороссийских повестях и рассказах явление кому-то нечистой силы отвечает общему духу, в то время как в петербургских произведениях что-то подобное может происходить в жизни лишь некоторых людей, для остальных же все это остается нереальным. Вспомним восторженных дам и почтенных господ, которые приходили к художнику Чарткову после того, как он стал знаменитым. Все эти представители высшего света не могли даже догадываться о том, какою ценой ему удалось прославиться. Они жили в своем прекрасном мире, подчиненном сдержанности, порядку и изяществу. Каким же образом этот ясный как день мир переплелся в душе художника с чем-то темным, гадким, неразумным. Таинственное явление старика разрушала лишь его жизнь и никак не затронуло тех, кто окружал его. Хотя в конце повести и приводятся мистические истории, рассказываемые жителями Коломны, где обитал, в свое время, загадочный старик. Но все это имеет отношение к прошлому, обращение к которому лишь усиливает мрак, и делает для нас природу этого явления еще более странной и непонятной. Узнав о происхождении и судьбе человека, ожившего теперь в портрете, мы вскоре понимаем, что после смерти погубленного им художника, кто-то еще станет его жертвой.

Но когда перед нами сверкает блеск петербургской жизни, нам сложно поверить в то, что эта темная полуязыческая реальность способна туда проникнуть. Между двумя этими мирами возникают какие-то пустоты. Для того чтобы сквозь них пройти, нужно оказаться в состоянии, близком к гибели, испытать очень сильную нужду и ощущение безвыходности. Светская петербургская жизнь полностью пронизана формой. Она не может выбиваться из заданного самой себе ритма. Стихия, безвыходность и неопределенность - состояния совершенно ей чуждые. Но если некто, принадлежащий к верхам петербургского общества, неожиданно оказывается в затруднении и беде, все выше перечисленные чувства входят в его сердце, разрывая, таким образом, его связь с этим безупречным миром. Именно в такие моменты появляется «проклятый» старик и забирает свою жертву в какую-то мрачную, бесформенную реальность, вернувшись из которой человек становится совершенно неузнаваемым. Люди, известные всем своей честностью и талантом, становятся злыми, лживыми, бездарными и вскоре умирают. Если мы проведем параллель с повестью «Вий», то увидим, что там нечистая сила действует совершенно иначе. Вспомним, что панночка выбрала своей жертвой наиболее здорового и благополучного персонажа из всех, которые встречались нам в этом произведении. Как первому, так и второму представителю потусторонней реальности необходимы живые соки для продолжения своего существования. Однако ведьме совсем не нужно было вводить в отчаяние Хому Брута для того, чтобы погубить его. Следует обратить внимание на различие между жертвой панночки и теми героями, которые оказались связанными со стариком. Хома был натурой цельной и простой. Ему были несвойственны острые переживания, не знаком опыт противоречий, взлетов и падений. Он не сам приходит к ведьме, его принуждают к этому люди, с которыми он не имеет права спорить. Читая молитвы у гроба мертвой панночки на протяжении трех ночей, Хома, безусловно, испытывает страх. Но подобные волнения не могут сломить его дух. Несмотря на весь свой зловещий образ, ведьма не способна проникнуть в душу философа. Ее победа оказывается внешней. Она добивается всего лишь физической его смерти. Душа Хомы оказывается незатронутой этими темными силами. Но в таком случае возникает вопрос, что нужно было ведьме от этого героя; его душа или же его жизнь? В христианском понимании, враг рода человеческого охотится только на душу, все остальное не имеет для него никакой цены. Если он добьется того, чтобы человек умер, он ничего не получит, так как мученики, потерпевшие ради правды Божьей, отправляются прямо к своему Создателю. Зачем же в таком случае дочери сотника понадобился этот сильный духом человек? Нужно не забывать, что персонажи повести «Вий» являются героями народного предания, в котором нет места сложным поэтическим натурам. Нечистой силе в этом мире не нужна душа, путающаяся в своих противоречиях. Ведьма испытывает потребность в цельном, подобном спелому фрукту, человеке, из которого можно попить свежей кровушки. Однако в решении этого вопроса мы могли бы пойти и по другому пути. Хома был причиной, хоть и обманчивой, но в какой-то мере и реальной, ее смерти. Он сбил течение потусторонней жизни, вмешался в те законы, которым она подчинена, и за это должен был быть убит. Что-то сместилось в сакральном мире, нарушился некий баланс, который теперь может быть восстановлен только смертью того, кто его нарушил. Добившись гибели Хомы, панночка уходит со сцены. Дальнейшее ее появление не предвидится. Она где-то есть, но дверцы в иной мир для нас закрываются.

Совсем иную расстановку акцентов мы встречаем в «Портрете». Погубив жизнь и душу художника, старик не успокаивается. Конец повести явно говорит нам о том, что жертв будет еще много. Почему же этот потусторонний гость не удовлетворяется бедами и смертью тех несчастных, которые попадают к нему. Ему нужны все новые и новые жизни. Только так он может продлить свое существование. Более того, жизнерадостный, не склонный к унынию человек, подобный Хоме, никогда бы не стал его добычей. Отчаяние - вот путь, по которому старик может пробраться в чье-либо сердце. Его никогда бы не удовлетворила просто физическая смерть. Он впивается в самую душу и не отстает от нее до тех пор, пока человек не умирает. Как ни страшна оказывается эта повесть Гоголя, но по сравнению с «Вием» христианство присутствует здесь в значительно большей степени. В конце произведения нам встречается образ благочестивого художника, который нашел в себе силы противостоять дьявольской силе старика и даже постригся в монахи. Более того, этот самый художник и написал в свое время злосчастный портрет. Итак, если тот, кто ближе всех соприкоснулся с темной душой ростовщика, сумел противостоять ее натиску, то значит, мир, из которого появляется старик, не так силен. Человек из портрета приходит к людям в минуты отчаяния и тоски, когда им сложно принять решение. Христиане относятся к таким моментам, как к испытанию. Зло не может так просто проникнуть в душу человека. Для этого необходимо состояние слабости и растерянности. Тогда таинственный персонаж петербургской повести Гоголя заглядывает в сердца героев и ищет там наживы. Без этой пищи он погибнет. Перед смертью он умолял художника закончить свой портрет, в котором он, по его собственным словам, будет продолжать жить.

Иллюстрация (фрагмент) к подарочному изданию повести «Вий». Художник Эдуард Новиков. 2009.

Если мы вспомним панночку, то увидим, что она в этом смысле оказывается более независимой. После смерти Хомы она удаляется в какой-то свой мир и больше уже оттуда не возвращается. Старик же не может никуда уйти, так как в этом случае он просто исчезнет. Дочь сотника приходит к нам из потусторонней реальности, откуда она родом, хотя и нуждается в профанном мире. Что же касается старика, то реальность, в которой он пребывает, никак нельзя определить. Он пребывает в бесконечной недостаточности, в своего рода, ничто, которое непрерывно нужно чем-то заполнять.

Учитывая все выше сказанное, мы могли бы смело сказать, что в своей повести «Портрет» Гоголь в какой-то степени вырывается из мифа и приближается к христианскому пониманию природы зла. Однако нельзя не признать, что и в старике есть какая-то завораживающая сила. Практически в любом произведении Гоголя откуда-то пробивается этот темный, зовущий в себя мир, который пытается растворить все в своей бессмыслице. Не он ли заявляет о себе в дышащих таким абсурдом произведениях, как повесть «Нос» или такой жутью и безысходностью, как «Записки Сумасшедшего». Гоголь все время чувствует присутствие этой темной реальности, стремящейся повергнуть все в хаос и бесформенность. Иногда нам кажется, что вот-вот - и мрачные тени растают, однако они снова сгущаются.

В своем творчестве Гоголь ставит нас перед проблемой зла, которое в его произведениях оказывается сложным, неразгаданным, и все время колеблется между христианской и языческой окраской. Пафосом автора является не сам факт присутствия в мире зла, а возможность ему противостоять. Однако душа писателя, столь глубоко впитавшая в себя мифологию народных преданий, не может так просто отказаться от ее заманчивых форм и все время с ними заигрывает, словно вовсе не догадываясь об опасности, таящейся за этой игрой.

Журнал «Начало» №20, 2009 г.

Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. М.,1982. С. 91.

Там же. С. 36.

Там же. с. 336.

Там же. С. 355.

Там же. С. 76.

Там же С. 356.

Гоголь Н.В. Повести. Драматические произведения. Ленинград, 1983. С. 14.

Гоголь Н.В. Повести. Драматические произведения. Ленинград, 1983. С. 62.

Тарковский А.А. Избранное. Смоленск, 2000. С. 174.

Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород. М., 1982. С. 373.

Наверное, нет более загадочного и мистического писателя, как Николай Васильевич Гоголь. Перечитывая его биографию, многие задаются вопросами. Отчего Гоголь никогда не был женат? Почему у него никогда не было собственного дома? Зачем он сжег второй том «Мертвых душ»? И, конечно, самая большая загадка – это тайна его болезни и смерти.

Жизнь Гоголя – сплошная пытка, самая страшная часть которой, протекавшая в плане мистическом, находится вне нашего зрения. Человек, родившийся с чувством космического ужаса, видевший вполне реально вмешательство демонических сил в жизнь человека, боровшийся с дьяволом до последнего дыхания, - этот же человек «сгорал» страстной жаждой совершенства и неутомимой тоской по Богу.

Великий украинский и русский писатель, Гоголь, как никто другой имел чувство магизма, передавая в своем творчестве действия темных, злых магических сил. Но мистика Гоголя присуща не только его произведениям, но и его жизни, начиная с момента рождения.

История женитьбы его родителей, отца Василия Гоголя на матери Марии Косяровской была также овеяна мистикой. Еще мальчиком Василий Гоголь ездил с матушкой на богомолье в Харьковскую губернию, там был чудесный образ Божьей матери. Оставшись ночевать, он увидел во сне этот храм и небесную царицу, которая предрекла его судьбу: «Ты будешь одержим многими болезнями (и так и было, он страдал многими болезнями), но все пройдет, ты выздоровеешь, женишься и вот твоя жена». Выговорив эти слова, она подняла вверх руку, и он увидел у ее ног маленькое дитя, сидящее на полу, черты которого врезались в его память. Вскоре, Василий, будучи в гостях в соседнем местечке, увидел семимесячную девочку у няни на руках, которая напоминала черты девочки из сна. 13 лет спустя, ему опять приснился сон, в котором в том же храме отворились ворота, и вышла девица красоты необыкновенной и, показав рукой в левую сторону, сказала: «Вот твоя невеста!». Он увидел девочку в белом платьице с теми же чертами лица. Через короткое время Василий Гоголь посватался к тринадцатилетней Марии Косяровской.

Через некоторое время после женитьбы, в семье появился сын Николай, названный в честь Святителя Николая Мирликийского, перед чудотворной иконой которого Мария Ивановна Гоголь дала обет. Николай рос в богобоязненной религиозной семье, и его мать с малых лет постоянно водила в церковь. С другой стороны, он был окружен украинской культурой, богатой на легенды, поверья о потусторонних демонических силах. К тому же рос он очень болезненным мальчиком, и вплоть до гимназии с ним часто случались непонятные нервные припадки.

По окончанию гимназии, Николай Гоголь, переехав в Санкт-Петербург, начинает свою творчество с мистических рассказов, принесших ему огромную популярность. Все сюжеты, по его признанию, он брал из народного творчества. Его персонажи - Вий, Черт, Ведьма – настолько органичны в его произведениях, как будто они существовали на самом деле, мистика Гоголя буквально пронизывает их.

Но все же главной книгой своей жизни, Гоголь считал «Мертвые души». Он смотрел на это произведение, как на что-то, что лежало вне его власти, где он должен был раскрыть тайны, ему завещанные. – «Когда я пишу, глаза мои раскрываются неестественною ясностью. А если я прочитаю написанное еще не оконченным кому бы то ни было, ясность уходит с глаз моих. Я это испытывал много раз. Я уверен, когда сослужу свою службу и окончу, на что я призван, то умру. А если выпущу на свет несозревшее или поделюсь малым, мною совершаемым, то умру раньше, нежели выполню, на что я призван в свет» - говорил он друзьям.

В ночь на 12 февраля 1852 года произошло событие, обстоятельства которого до сих пор остаются загадкой для биографов. Николай Гоголь молился до трех часов, после чего взял портфель, извлек из него несколько бумаг, а остальное велел бросить в огонь. Перекрестившись, он вернулся в постель и неудержимо заплакал.

Считается, что в ту ночь он сжег именно второй том «Мертвых душ». Однако позже рукопись второго тома нашли среди его книг. А то, что было сожжено в камине, до сих пор неясно.

После этой ночи Гоголь еще больше углубился в собственные страхи. Он страдал тафефобией - боязнью быть заживо похороненным. Этот страх был столь силен, что писатель неоднократно отдавал письменные поручения хоронить его только тогда, когда появятся явные признаки трупного разложения.

Н. В. Гоголь умер 21 февраля 1852 года в Москве, похоронили его на Свято-Данилова монастыря. В 1931 году, после закрытия монастыря и кладбища, останки Николая Гоголя перенесли на кладбище Новодевичьего монастыря. Вот тогда же и было обнаружено, что из покойного украден череп. Как утверждают многие свидетели, сам скелет покойного был перевернут, так что есть основания предполагать, что опасения Николая Васильевича быть похороненным заживо были не напрасными.

Сегодня - день рождения нашего великого земляка Николая Васильевича Гоголя

«Жизнь его представляет такую великую, грозную поэму, смысл которой останется долго неразгаданным ». И. Аксаков

Гоголь - почтовая
открытка начала XX века

В большинстве случаев наши современники, равно как и современники самого писателя, Николая Гоголя представляют и представляли как тип писателя - сатирика, обличителя общественных пороков и великолепного юмориста. Его совершенно не знают как мистика, как религиозного мыслителя и публициста и даже (!) автора молитв. Из всей духовной прозы читателя знают (и то - единицы) разве что «Выбранные места из переписки с друзьями». О духовности Гоголя впервые мощно заявил Д. Мережковский, опубликовав книгу «Гоголь и чорт. Исследование» (хотя книга выходила и под другими названиями). В прошлом веке к теме духовности Гоголя обращались К. Мочульский, В. Золотусский и протопресвитер Василий Зеньковецкий. И, наконец, уже в наши дни, эту тему осветил В. Воропаев.

Гоголь действительно был человеком загадочным. Слишком много вокруг его имени непонятных и необъяснимых поступков, связанных, прежде всего, с его смертью и сожжением второго тома «Мертвых душ».

Часто в литературе о Гоголе повторяется или молчаливо допускается мнение, что призвание его было исключительно литературное, что, «ударившись в мистику», он загубил свой талант и «занялся не своим делом», что весь духовный путь писателя был одним прискорбным недоразумением. Но сам Гоголь в письме матери указывал: «Старайтесь лучше видеть во мне христианина и человека, чем литератора», так как он был не только великим художником, он был и учителем нравственности, и христианским подвижником, и мистиком.

Начало

Гоголь происходил из старинного малороссийского рода, в котором напряженная религиозность (прадед был священником, дед окончил Киевскую духовную академию, отец - Полтавскую семинарию) сочеталась с наследственным мистицизмом. Мать Гоголя, Марья Ивановна, была женщина набожная и даже суеверная. Ее счастливая семейная жизнь началась с мистического видения. «Выдали меня четырнадцати лет, за моего доброго мужа, в семи верстах живущего от моих родителей. Ему указала меня Царица Небесная, во сне являясь ему». До смерти по возможности своей пешком она посещала святые места в Ахтырке, Лубнах, Киеве. Да и своего «Никошу» после смерти двух младенцев-первенцев она вымолила у образа Николая Диканьского.

Всю свою жизнь она прожила в необъяснимых, мучительных тревогах, которые отчасти были унаследованы Николаем, который также был то веселый и жизнерадостный, то «безжизненный», как будто с детства запуганный на всю жизнь.

К. Мочульский пишет: «Вера в Бога должна была прийти к нему другим путем - не от любви, а от страха». Сам Гоголь признался в этом матери: «Один раз, я живо, как теперь, помню этот случай - я просил Вас рассказать мне о Страшном Суде, и вы мне, ребенку, так хорошо, так понятно, так трогательно рассказали о тех благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и так разительно, так страшно описали вечные муки грешных, что это потрясло и разбудило во мне всю чувствительность, это заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли». Страшная картина, нарисованная болезненным воображением мистически одаренной матери, «потрясла» Гоголя. Он остался впечатлительным, неуравновешенным ребенком.

Мистический опыт детских лет Гоголь с необыкновенной силой описывает в «Старосветских помещиках»: «Вам, без сомнения, когда-нибудь случалось слышать голос, называющий вас по имени, который простолюдины объясняют тем, что душа стосковалась за человеком и призывает его, и после которого следует немедленно смерть. Признаюсь, мне всегда был страшен этот таинственный зов».

Мечтания и метания

Как известно, 7 самых романтических лет в его жизни Николай Гоголь провел в Нежинской гимназии высших наук. Именно здесь он серьезно занялся богословием.

Товарищи Гоголя часто поддразнивали замкнутого, заносчивого и неряшливого юношу, но уважали его. Самый близкий лицейский друг Гоголя А. С. Данилевский писал: «Товарищи его любили, но называли „таинственный карла“. Над ним много смеялись, трунили». Гоголь, в свою очередь, дружил с небольшим кругом, называя всех остальных «существователями» и относясь к ним пренебрежительно. Он мнил себя романтиком, вроде Чайльд Гарольда, и его романтизм жаждал самоутверждения. Но двигал этой жаждой страх.

Страх смерти, принимает у юного Гоголя форму страха перед погребением заживо, перед «мертвой» жизнью на «черной квартире неизвестности в мире». «Как тяжко быть зарыту вместе с созданиями низкой неизвестности в безмолвие мертвое», - пишет он товарищу Высоцкому в 1827 году. А ведь до сих пор не смолкают разговоры, что Гоголя похоронили живым...

Он поверил в собственное «особое и таинственное» призвание, но служение представлялось ему смутно. Он то хочет стать судьей, ибо «здесь только он будет истинно полезен человечеству», то собирается ехать в Америку, а перед поездкой в Петербург он хвастал дяде, что: «Вы еще не знаете всех моих достоинств. Я знаю кое-какие ремесла: хороший портной, недурно раскрашиваю стены алфрескою живописью, работаю на кухне и много кой-чего уже разумею из поваренного искусства». Хотя, если он немного рисовал, то ни поваром, ни портным никогда не был. Склонность к преувеличению, отсутствие чувства реальности были особенностью его психики.

«Психовал» Гоголь по разным поводам. Когда он издал на последние деньги свою поэму «Ганц Кюхельгартен», критика жестоко «проехалась» по книге, и Гоголь, по свидетельству П. Кулиша, «бросился со своим верным слугой Якимом по книжным лавкам, отобрал у книгопродавцев экземпляры, нанял номер в гостинице и сжег все до единого». То есть опыты «сжигания» у Гоголя появились еще в молодости...

«Хвостики душевного состояния»

Когда «отрезвленный Европой» беглец возвращается в Петербург, он знакомится с литераторами и начинает активно писать и издает свои суперзнаменитые «Вечера на хуторе близ Диканьки». Но позже, обращаясь к своей подруге А. Смирновой, Гоголь замечает, что не стоит судить о нем по произведениям этого периода, ибо он еще не утвердившийся писатель, а в книгах его «есть кое-где хвостики душевного состояния моего тогдашнего, но без моего собственного признания их никто и не заметит и не увидит». Что же это за «хвостики»?

В «Вечерах» Николай Гоголь соединил две литературные традиции - украинскую народную сказку с ее исконным дуализмом, борьбой Бога и дьявола, и германскую романтическую демонологию с ведьмами и чертями. Мрачность в повестях нарастает - если в «Пропавшей грамоте» или «Ночи перед Рождеством» чертовщина смешная, то в «Страшной мести» или «Вие» смех уступает место ужасу - не зря поставленный по Гоголю фильм с Куравлевым считается первым советским фильмом ужасов и даже пережил римейк. В книге появляется мрачный Басаврюк, колдуны, мертвецы, выходящие из могил на берегу Днепра, и прочая нечисть.

Но книгу восприняли живо и весело. Как писал Пушкин: «Все обрадовались этому живому описанию племени поющего и пляшущего... этой веселости, простодушной и вместе лукавой». Однако, исходя из гоголевской «Авторской исповеди», самому писателю было не до смеха: «На меня находили припадки тоски мне самому необъяснимой. Чтобы развлекать себя самого, я придумывал себе все смешное, что только мог выдумать».

В его произведениях действительно с избытком смерти и безысходности. В «Вечере накануне Ивана Купала» побеждает Басаврюк; в «Страшной мести» осуждены на гибель все, прикоснувшиеся к злой силе - Данило, Катерина, ее маленький сын. «Ссора» Иван Ивановича с Иваном Никифоровичем заканчивается гибелью героев. Умирают Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна в «Старосветских помещиках», гибнет Тарас Бульба и оба его сына; сходит с ума и умирает художник Чертков в «Портрете», сошел с ума и перерезал себе горло художник Пискарев в «Невском проспекте», сходит с ума чиновник Поприщин в «Записках сумасшедшего»...

После «Вечеров» на Гоголя находит странное бездействие, апатия, «растерянность мыслей», которую он попытался растормошить, уйдя в изучение истории. Смерть была некой особой темой его жизни и его творчества.

Искания и Вера

После выхода 1 тома «Мертвых душ» Гоголь уехал в Европу, из-за чего упорные слухи о переходе Гоголя в католичество, когда он серьезно увлекся этим христианским течением и даже завел дружбу с кардиналом Меццофанти, с аббатом Ланчи, через известную Зинаиду Волконскую, принявшую католицизм. Но это оказалось сплетнями - он был глубоко Православным человеком.

Известный малороссийский богач и меценат Григорий Галаган вспоминал: «Гоголь показался мне уже тогда очень набожным. Однажды собрались все русские в русскую церковь на всенощную. Я видел, что и Гоголь вошел, но потом потерял его из виду и думал, что он удалился. Немного позже я вышел в переднюю... и там, в полумраке заметил Гоголя, в углу за стулом на коленях и с поникнутой головой».

В это время Николай Васильевич начинает систематические чтения духовной литературы. В «Авторской исповеди» он замечает: «Я оставил на время все современное, я обратил внимание на узнанье тех вечных законов, которыми движется человек и человечество вообще». Он пишет теперь больше на литургическую и церковную тему. Пытается написать молитвы.

К 1845 году (по свидетельству Марфы Сабининой) Гоголь собирался даже отправиться на послушание в монастырь. «Нет выше званья как монашеское, и да сподобит нас Бог надеть когда-нибудь простую ризу чернеца, так желанную душе моей, о которой уже и помышленье мне в радость. Но без зова Божьего этого не сделать», - писал Николай Васильевич. Гоголь несколько раз ездил в Оптину Пустынь и общался со святыми отцами.

Как оказалось, еще в 1842 году Гоголь получил благословение епископа Харьковского преосвященного Иннокентия на поездку в Иерусалим. Но попал туда Николай Васильевич лишь в феврале 1848. Свою ночь у Гроба Господня он вспоминал всю оставшуюся жизнь. «Не помню, молился ли я... Литургия неслась мне показалось, так быстро, что самые крылатые моленья не в силах бы угнаться за нею...»

Гоголь и смерть

После этого, по свидетельствам, он почувствовал, что болен той самою болезнью, от которой умер отец его, на него «нашел страх смерти». Гоголь пророчески изобразил свою смерть в «Старосветских помещиках» и умер по той же причине, по которой умер Афанасий Иванович. «Он весь покорился своему душевное убеждению, что Пульхерия Ивановна зовет его: он покорился с волею послушного ребенка, сохнул, кашлял, таял, как свечка, и, наконец, угас так, как она, когда уже ничего не осталось, что бы могло поддержать бедное ее пламя». Это - точный диагноз болезни самого автора: Гоголь умер, потому что его позвали, он тоже «покорился» и тоже «таял, как свечка».

Поверив в неминуемость смерти, Гоголь готовился к ней - постился, причащался и долго молился, практически без сна. Однажды, изможденный, он уснул на диване, но вдруг, проснувшись, послал за священником, попросив его вновь причастить и соборовать, так как он видел себя мертвым, слышал какие-то голоса и теперь почитает себя умирающим.

В ночь на 12 февраля Гоголь сжигает чистовик рукописи второго тома «Мертвых душ». В событии этом есть тайна, которая навсегда останется тайной. Версий и воспоминаний об этом много и они зачастую противоречивы. Однако очевидно, что Гоголь переживал содеянное, ибо говорил, что хотел отдать бумаги друзьям. На другой день Гоголь сказал А. П. Толстому: «Вообразите, как силен злой дух! Я хотел сжечь бумаги, давно уже на то определенные, а сжег главы „Мертвых душ“, которые хотел оставить друзьям на память после своей смерти».

В пользу ошибочной версии говорит и тот факт, что Гоголь почему-то не бросил в огонь всю вторую часть, «забыв» в шкафу рукопись с четырьмя первыми и одной из последних глав поэмы. А через 9 дней он скончался, сказав в полном сознании: «Как сладко умирать...».

Аксаков говорил о Гоголе: «Думаем, что смысл жизни Гоголя не будет никогда разгадан, он лежит в той области, на пороге которой изнемогают все человеческие домыслы. Но какой скорбный, какой страшный путь! Какими непрерывными, многообразными и изощренными страданиями куплено его величие!.. Душа Гоголя, предельно одинокая и несчастная; душа патетическая и пророческая, душа, претерпевшая нечеловеческие испытания и пришедшая ко Христу».

Свою главную духовную книгу «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголь закончил главой «Светлое Воскресенье», где напоминает читателю о вечной жизни. В нынешнем году, первом после его 200-летнего юбилея, его день рождения выпал на Страстную Седьмицу, предваряющую Светлое Воскресенье, в которое мы должны вспомнить и Гоголя - нашего великого, Православного земляка!

Виктор ШЕСТАКОВ , «Полтавщина»

Square

Удивительный загадочный мир Н. Гоголя окружает многих с детства: восхитительные образы «Ночи перед Рождеством», яркие народные гуляния на «Сорочинской ярмарке», жуткие истории про «Майскую ночь», «Вия» и «Страшную месть», от которой все тело покрывается мелкими мурашками. Это только маленький список знаменитых произведений Н.В.Гоголя, который считается самым мистическим российским писателем, а за границей его сюжеты приравниваются к готическим рассказам Эдгара Аллана По. В этой статье, вы узнаете интересные факты из биографии Гоголя, которые считаются загадочными и мистическими. Приготовьтесь, удивляться до мурашек!

Гоголь родился в сельской украинской многодетной семье, он был третьим ребенком из двенадцати. Его мать – женщина редкой красоты – ей было 14 лет, когда она стала женой мужчины в два раза старше ее. Говорят, что именно мать развила у сына религиозно-мистическое мироощущение. Мария Ивановна отличалась своим природным взглядом на религию, рассказывала сыну о древнерусских языческих традициях, славянской мифологии. Сохранились письма Гоголя матери, датирующиеся 1833 годом. В одном из них Гоголь пишет, что мать в детстве в красках рассказала ребенку, что такое Страшный суд, что будет ждать человека за добродетельные поступки, а какая участь настигнет грешников.

Детство, отрочество и юность

Николай Гоголь с ранних лет был замкнутым и необщительным человеком, о том, что творится в его голове и душе не представляли даже близкие родственники. Мальчик жил обособленно, мало общался со своими братьями и сестрами, но много времени проводил с любимой матерью.

Позже Гоголь рассказывал, что в пятилетнем возрасте он впервые испытал панический страх

«Было мне лет 5. Я сидел один в Васильевке. Отец и мать ушли… Спускались сумерки. Я прижался к уголку дивана и среди полной тишины прислушивался к стуку длинного маятника старинных стенных часов. В ушах шумело, что-то надвигалось и уходило куда-то. Верите ли, мне тогда уже казалось, что стук маятника был стуком времени, уходящего в вечность. Вдруг слабое мяуканье кошки нарушило тяготивший меня покой. Я видел, как она, мяукая, осторожно кралась ко мне. Я никогда не забуду, как она шла, потягиваясь, а мягкие лапы слабо постукивали о половицы когтями, и зеленые глаза искрились недобрым светом. Мне стало жутко. Я вскарабкался на диван и прижался к стене. «Киса, киса», - пробормотал я и, желая ободрить себя, соскочил и, схвативши кошку, легко отдавшуюся мне в руки, побежал в сад, где бросил ее в пруд и несколько раз, когда она старалась выплыть и выйти на берег, отталкивал ее шестом. Мне было страшно, я дрожал, а в то же время чувствовал какое-то удовлетворение, может быть, месть за то, что она меня испугала. Но когда она утонула, и последние круги на воде разбежались, водворились полный покой и тишина, мне вдруг стало ужасно жалко «кисы». Я почувствовал угрызения совести. Мне казалось, что я утопил человека. Я страшно плакал и успокоился только тогда, когда отец, которому я признался в поступке своем, меня высек».

Николай Гоголь с детства был чувствительным человеком, поддающимся страхам, переживаниям, жизненным неурядицам. Любая негативная ситуация отражалась на его психике, когда другой человек смог бы выдержать подобное. Ребенок утопил кошку из-за страха, он будто бы победил свой страх через жестокость и насилие, но осознал, что так панику побеждать нельзя. Можно предположить, что писатель остался один на один со своими страхами, так как применить насилие вновь не позволяла ему совесть.

Эта ситуация очень напоминает момент в произведении «Майская ночь, или Утопленница», когда мачеха, превратилась в черную кошку, а панночка в страхе ударила и перерубила ей лапу.

Известно, что Гоголь в детстве рисовал, но его рисунки окружающим казались бездарными, непонятными. Подобное отношение к его искусству опять же могло негативно отразиться на самооценке.

С 10 лет Николай Гоголь был отправлен в Полтавскую гимназию, где мальчик стал участником литературного кружка. Неизвестно из-за чего у Гоголя развилась столь низкая самооценка, но именно замкнутость в себе и спровоцировала душевное расстройство в зрелости.

Первая попытка вынести свое произведение на людской суд

Николай Гоголь начал творить, писал он много, но рискнул показать свое произведение «Ганц Кюхельгартен». Это был провал, критика была неблагосклонна к повести, тогда Гоголь уничтожил весь тираж. Перед тем, как все же стать писателем Гоголь пытался стать актером и поступить на чиновничью службу. Но любовь к литературе все-таки захватила юношу, который смог найти новый подходит к этому виду искусства. Именно Гоголь затронул иную сторону жизни и показал, как живут в Малороссии! Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» произвел фурор! Помогала собирать материал и разрабатывать сюжеты писателю его мать Мария Ивановна. Долгие годы Гоголь успешно творил на литературном поприще, вел переписку с Пушкиным и Белинским, которые были в восторге от его произведений. Несмотря на известность, Гоголь так и не стал открытым человеком, а наоборот, с годами вел все более затворнический образ жизни.

Кстати, Пушкин подарил Гоголю мопса Жози, после смерти собаки на Гоголя напала тоска, потому что ближе Жози у писателя точно никого не было.

Вопрос о гомосексуальности писателя

Личная жизнь Гоголя окружена догадками и предположениями. Писатель никогда не состоял в браке с женщиной, возможно даже не имел близости с ними. Есть упоминания в письме матери, что Гоголь писал о прекрасной божественной особе, которую никак не хотел соотносить с обычной женщиной. Современники говорят, что это была безответная любовь к Анне Михайловне Виельгорской. После этого случая, больше женщин в жизни Гоголя не было, как впрочем и мужчин. Но исследователи считают, что письма к мужчинам отличаются высокой эмоциональностью. В незавершенном произведении «Ночи на вилле» присутствует мотив любви к юноше, страдающему туберкулезом. Произведение относится к автобиографическим, отсюда у исследователей появилась догадка в том, что, возможно, Гоголь испытывал чувства к мужчинам.

Семен Карлинский утверждал, что Гоголь — очень верующий человек, богобоязненный, поэтому не мог в свою жизнь включить любые интимные связи.

Но Игорь Кон считает, что именно богобоязненность не позволила Гоголю принять себя таким, какой он есть. Поэтому развилась депрессия, появились страхи быть непонятным, в результате писатель полностью ударился в религию и довел себя до смерти, моря голодом — это были попытки очистить себя от греховности.

Кандидат филологических наук Л. С. Яковлев называет попытки определить сексуальную ориентацию Гоголя «провокационными, эпатажными, курьезными публикациями».

Гоголь-моголь

Николай Гоголь безумно любил козье молоко в сочетании с ромом. Свой удивительный напиток писатель в шутку называл «гоголем-моголем». На самом деле десерт»гоголь-моголь» появился еще в давние времена в Европе, впервые был изготовлен немецким кондитером Кёкенбауэру. Так что известный взбитый яичный желток с сахаром не имеет отношения к знаменитому писателю!

Фобии писателя

  • Гоголь страшно боялся грозы.
  • При появлении незнакомого человека в обществе, уходил, чтобы с ним не столкнуться.
  • В последние годы вообще перестал выходить в свет и общаться с писателями, вел аскетичный образ жизни.
  • Боялся показаться некрасивым. Гоголю ужасно не нравился его длинный нос, поэтому просил художников на портретах изобразить нос, приближенный к идеалу. На основе своих комплексов писатель написал произведение «Нос».

Летаргический сон или смерть?

Гоголь постоянно думал о захоронении заживо и ужасно боялся такой участи. Поэтому за 7 лет до своей смерти оформил завещание, где указал похоронить его только тогда, когда появятся видимые признаки разложения. Умер Гоголь в возрасте 42 лет, после голодания перед Великим постом в течение 15 дней. В ночь с 11 на 12 февраля за неделю до смерти писатель сжигает в печи второй том «Мертвых душ», объясняя это тем, что его попутал злой дух. Писателя похоронили на третий день после смерти. В 1931 году некрополь, где был похоронен Гоголь, ликвидировали и приняли решении и переносе могилы писателя на Новодевичье кладбище. После вскрытия могилы обнаружили отсутствие черепа Гоголя (по словам Владимира Лидина), позже появляется слух, что череп в могиле был, но повернутый на бок. Огласки эта информация долгие годы не предавалась и только в 90-х годах вновь заговорили о том, не был ли Гоголь случайно похоронен в состоянии летаргического сна?

Существуют некоторые факты, подтверждающие, что Гоголь мог быть похоронен заживо. Привожу то, что мне удалось найти.

После перенесенного малярийного энцефалита 1839 году Гоголь часто падал в обморок, который приводил к многочасовому сну. На основании этого у писателя развилась фобия, что его могут похоронить заживо, пока он будет находиться без сознания.

Но официальных свидетельств о том, что в 1931 году при вскрытии могилы обнаружили череп, повернутый на бок, нет. Свидетели же эксгумации дают разные показания: одни говорят, что все было в порядке, другие утверждают, что череп был повернут в бок, а Лидин вообще не увидел черепа на должном месте. Полностью развенчивает эти мифы наличие посмертной маски. Ее невозможно сделать на живом человеке, даже если он находится в летаргическом сне, потому что человек все равно отреагирует на высокую температуру во время процедуры и начнет задыхаться от заполнения гипсом внешних органов дыхания. Но этого не было, Гоголь был похоронен после естественной смерти.


Посмертная маска Гоголя