Первый кубанский летчик в м ткачев. Вячеслав Матвеевич Ткачев. Летчик милостью Божьей. Возвращение на родину

Ранней весной 1965 года в полуподвальной коммуналке на окраине Краснодара умер одинокий старик, которого звали Вячеслав Матвеевич Ткачев. Никто из его соседей не знал, что когда-то этот человек носил золотые генеральские погоны и командовал Военно-воздушными силами России на фронтах Первой мировой войны, а потом возглавлял авиацию Русской армии генерала Врангеля...

В.М.Ткачев родился 25 сентября 1885 года в кубанской станице Келлермесской. Потомственный казак, он мог бы подобно большинству своих односельчан стать лихим наездником-рубакой. Но тяга к знаниям привела его сначала в Нижегородский имени графа Аракчеева кадетский корпус, а затем - в Константиновское артиллерийское училище, ведь именно артиллеристы считались наиболее образованными представителями офицерского корпуса. В 1906-м Ткачев начал службу во 2-й Кубанской конной батарее. Потом он решил попробовать себя в педагогике и стал офицером-воспитателем Одесского кадетского корпуса.


В 1911 году Вячеслав Матвеевич впервые увидел летящий над городом аэроплан, и с тех пор на всю жизнь «заболел» авиацией. Он упросил командование разрешить ему пройти курс летной подготовки в Одесском аэроклубе. Получив диплом гражданского пилота, Ткачев по рекомендации тогдашнего «куратора» российской авиации Великого Князя Алексея Михайловича поступил в Севастопольскую военную авиашколу, которую через год закончил с отличием. В 1913-м В.М.Ткачев служит в Киеве, в 11 -м корпусном авиаотряде. Его сослуживцем и другом был знаменитый летчик П.Н.Нестеров, впервые выполнивший на самолете «мертвую петлю» (впоследствии эта фигура высшего пилотажа была названа его именем), а в августе 1914-го - совершивший первый в мире воздушный таран.

К началу Первой мировой войны подъесаул Ткачев назначен командиром 20-го корпусного авиаотряда, расквартированного в городе Лида. Главной и фактически единственной боевой задачей аэропланов в те времена была разведка. Командир отряда Ткачев не только отправлял своих подчиненных на задания, но и сам нередко совершал наиболее рискованные разведывательные полеты над вражескими тылами. В одном из таких дальних рейдов он обнаружил крупное скопление не-приятельских войск, но на обратном пути осколок зенитного снаряда про¬бил маслобак его самолета. Масло начало вытекать, а это грозило остановкой двигателя, вынужденной посадкой за линией фронта и пленом. Однако Ткачев, не растерявшись, сумел дотянуться до бака ногой, заткнуть пробоину носком ботинка и привести аэроплан на свою территорию. За доставленные с риском для жизни ценные разведданные, а также за мужество и находчивость 24 ноября 1914 года он первым среди российских авиаторов был удостоен почетной награды - ордена Святого Георгия 4-й степени.

Ткачёв (стоит второй слева) среди участников Одесской авиационной школы во главе с командующим войсками ОВО генерал-адъютантом Н. П. Зарубаевым и президентом аэроклуба А. А. Анатра, 1911

В.М.Ткачев в кабине разведчика «Моран-парасоль», русско-германский фронт, зима 1914-1915 годов

Есаул Ткачев с авиаторами 20-го корпусного авиаотряда в ангаре возле «Морана-парасоля»

В дальнейшем Ткачев продолжал участвовать в боевых операциях, действуя умело и самоотверженно, о чем свидетельствуют боевые сводки:

«С 4 по 7 Июня 1915 года, несмотря на явную опасность для жизни от губительного огня зенитных батарей, В.М. Ткачев неоднократно пробивался в тыл неприятеля, собирая важные сведения. Встретившись в немецким аэропланом, вооружённым пулеметом, вступил с ним в поединок и обратил его в бегство. 4 Июля, производя воздушную разведку в районе рек Лины и Стыри, вскрыл сосредоточение сильной ударной германской группировки»

Во времена Первой мировой войны Ткачев проявил себя как отважный летчик и умелый организатор, теоретик боевого применения авиации. Благодаря сочетанию этих качеств он стал командиром авиадивизиона, а в августе 1916-го, уже в звании подполковника, возглавил первую российскую боевую авиагруппу (сокращенно - 1-ю БАГ), состоявшую из трех истребительных авиаотрядов. Назначением группы было прикрытие наземных войск от налетов вражеской авиации, защита своих разведчиков и бомбардировщиков от воздушного противника, а главное - уничтожение германо-австрийских самолетов в воздухе.

И с этой задачей группа Ткачева справлялась блестяще. Начиная с сентября 1916 года немцам пришлось прекратить бомбардировки российских войск в районе Луцка, где базировалась 1-я БАГ, а наши разведчики могли беспрепятствен¬но решать свои задачи, не опасаясь перехвата. Летчики авиагруппы за два месяца сбили более десятка вражеских аэропланов, а для остальных надежно «закрыли» небо над фронтом.

Поначалу в группу входили не только истребители, которых еще не хватало, но и вооруженные пулеметами двухместные разведчики. На одной из таких машин - «Моране-парасоле» Ткачев совместно с летнабом поручиком Хризосколео 14 августа 1916 года одержал воздушную победу, сбив австрийский аэроплан «Авиатик» В.II. Успех русских летчиков подтвердили наземные войска, зафиксировавшие падение вражеского самолета.

В.М.Ткачев в кабине «Ньюпора» IV с подвешенной под фюзеляжем осколочно-фугасной авиабомбой

В начале 1917 года тридцатидвухлетний Ткачев стал Инспектором авиации Юго-Западного фронта. Тогда же вышла из печати его книга «Материал по тактике воздушного боя» - первое в России учебное пособие для фронтового летчика и командира авиаот¬ряда. В этой книге автор на основе успешного боевого опыта 1-й БАГ сформулировал основы стратегии и тактики истребительной авиации, а также описал важнейшие практичес¬кие приемы воздушного боя.

Вершиной служебной карьеры В.М.Ткачева за годы Мировой войны стала должность начальника Полевого управления авиации и воздухоплавания (ПУАиВ), принятая им 9 июня 1917 года. Такое название носил главный штаб боевой авиации, которому подчинялись все авиачасти, сосредоточенные на русско-германском фронте, от Черного моря до Балтики. Начальником ПУАиВ Вячеслав Матвеевич стал еще будучи подполковником, но уже в августе ему было присвоено звание полковника. Должность Ткачева имела еще и другое название - начальник авиации действующей армии, сокращенно - авиадарм.

В тот период, когда Ткачев возглавлял российскую фронтовую авиацию, отмечены ее наивысшие достижения. За несколько месяцев русские летчики сбили больше вражеских самолетов, чем за три пред¬шествующих года войны. Несомненно, в этом есть немалая заслуга их командира.

Подобно большинству офицеров, Ткачев враждебно воспринял октябрьский переворот. Да это и не удивительно, учитывая, что захват власти большевиками повлек за собой разложение армии, катастрофическое падение дисциплины и волну дезертирства. Случаи открытого неподчинения приказам и даже солдатских расправ над своими офицерами стали обычным явлением на фронте.

При этом надо отметить, что авиации гораздо дольше, чем другим родам войск удавалось сохранять боеспособность. Даже в ноябре 1917-го, когда пехотинцы массово бросали окопы и бежали в тыл, авиаторы продолжали летать на задания и даже сбивать вражеские самолеты. Однако повальная дезорганизация неизбежно затронула и авиачасти. Ткачеву больно было видеть, как гибнет то, чему он посвятил все свои силы, знания и опыт.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения полковника, стало прибытие в его штаб абсолютно не разбирающегося в авиации большевистского комиссара Крыленко из балтийских матросов, которому Ткачев должен был сдать свои полномочия. Вячеслав Матвеевич подал заявление об увольнении с должности, покинул Управление авиации и уехал на Кубань, оставив записку, в которой были такие слова:

«Захват Ставки большевиками поставил меня в безвыходное положение. Передо мной стояла проблема: подчиниться Крыленко и таким образом принять участие в том государственном разрушении, которое несут с собой захватчики власти, или же отдать себя на милость победителей, выразив им свое неподчинение. Впрочем, решение данного вопроса первым способом не могло иметь места, так как, по имевшимся у меня данным, я должен был быть арестованным даже независимо от того, подчинюсь я самозванцу Крыленко или нет. (...) Молю сохранить для будущей России хотя бы ячейку, которая послужит началом для будущего воздушного флота»

Рассказ о том, как Ткачев пробирался «по бурлящей России» с бывшего фронта на Кубань, мог бы стать сюжетом для приключенческого романа. Ему приходилось переодеваться в солдатское обмундирование, его дважды арестовывали, но оба раза он сумел бежать. В марте 1918-го Ткачев добрался до Майкопа, занятого красными, и там его арестовали в третий раз. Более четырех месяцев Вячеслав Матвеевич провел в городской тюрьме, пока в августе его и других заключенных не освободили вступившие в город части Добровольческой армии генерала Деникина.

В.М.Ткачев перед очередным боевым вылетом

Заправка бензином аэроплана «Моран» О. На правом колесе стоит Вячеслав Ткачев

Сразу после освобождения Ткачев без колебаний вступил в белую армию. Летом 1918 года на занятой добровольцами территории юга России начали создаваться первые белогвардейские авиационные отряды. Один из таких отрядов - 1-й Кубанский возглавил бывший авиадарм. Поначалу в отряде было всего несколько старых изношенных аэропланов, найденных в ремонтных мастерских, но постепенно численность белой авиации росла за счет трофеев и поставок авиатехники из Англии.

К маю 1919-го в 1-м Кубанском было уже около десятка боеспособных машин. В этом месяце отряд прошел боевое крещение в битве у станицы Великокняжеская. Летчики под руководством Ткачева атаковали бомбами и пулеметным огнем красную конницу Буденного и Думенко, посеяв панику и хаос в рядах противника. Это позволило белым кавалеристам генерала Улагая легко прорвать фронт и начать стремительное наступление на Царицын. Ткачев, как это бывало и раньше, лично принял участие в боях. В ходе штурмовки он получил ранение пулей, выпущенной с земли, но сумел вернуться на свой аэродром и благополучно посадить машину. После непродолжительного лечения Вячеслав Матвеевич вернулся в строй.

В июне 1919 года 1-й Кубанский авиаотряд перебросили под Царицын для оказания воздушной поддержки белой армии при штурме города. 30 июня сильно укрепленный город, прозванный «красным Верденом», был взят. Красные отошли на север, к Камышину. Аэропланы бомбили и обстреливали отступавшего противника, нанеся ему большие потери. В дальнейшим 1-й Кубанский отряд пополнился людьми и самолетами, что позволило преобразовать его в авиадивизион. Новой авиачастью по-прежнему командовал Вячеслав Ткачев.

Победа под Царицыным не стала переломным моментом в Гражданской войне. Осенью деникинская армия, наступавшая на Москву, была разбита превосходящими силами красных. Белым пришлось отходить все дальше на юг, пока в апреле 1920 года они не оказались запертыми на Крымском полуострове.

В этот момент на военном небосклоне снова взошла звезда авиадарма Ткачева. Генерал Врангель, сменивший ушедшего в отставку Деникина, 14 апреля назначил его главнокомандующим всей белой авиацией. Одновременно 34-летнему летчику было присвоено звание генерал-майора.

Самолеты Анатра «Анасаль» Кубанского авиадивизиона, зима 1919-1920 годов

Это случилось буквально на следующий день после того как 12 аэропланов под командованием Ткачева рассеяли дивизию красных, пытавшуюся прорваться через Перекоп. В Крыму организационный и военный талант Ткачева раскрылся в полной мере. Под его руководством малочисленные белогвардейские летчики стали грозной силой.

Ткачев уделял много времени боевой подготовке пилотов, обучению их умению летать строем и слаженно действовать в группе, точно следуя приказам командира. Для лучшей заметности в воздухе командирские машины получили особые цветные обозначения (яркая окраска капотов и широкие полосы вокруг фюзеляжей). Кроме того, каждый авиаотряд получил собственные, "элементы быстрой идентификации" в виде индивидуальной раскраски рулей поворота (разно¬цветными полосами, черно-белыми квадратами и т.д.).

Ткачёв среди пилотов организованного им 1-го Кубанского казачьего авиаотряда, 1919

Истребитель Сопвич «Кэмел» Кубанского дивизиона и английский летчик Сэмюэл Кинкэйд. воеавший совместно с кубанцами на Волге в 1919 году

Ткачев разработал систему взаимодействия авиации и наземных войск с помощью визуальных сигналов, в те времена радиосвязь на самолетах отсутствовала. В частности, была внедрена методика подачи сигналов летчикам с земли при помощи геометрических фигур, выложенных из белых полотнищ, хорошо различимых с большой высоты. К примеру, буква «Т» выложенная возле штаба полка или дивизии, означала, что командир части требует от летчика немедленной посадки для передачи важного сообщения. Форма фигур периодически менялась, чтобы не дать красным возможности с помощью ложных сигналов ввести летчиков в заблуждение или заманить их в ловушку.

Авиаторы в свою очередь передавали донесения и приказы на землю с помощью сбрасываемых вымпелов или различных комбинаций цветных сигнальных ракет. А когда в Симферопольском авиапарке местные умельцы установили на двух самолетах радиостанции, эффективность и оперативность воздушных разведок еще более возросла. Необходимо отметить, что столь четкой и отлаженной системы взаимосвязи «между небом и землей», как та, что организовал Ткачев, не было ни в других белых армиях, ни у красных.

Легкий бомбардировщик «Де Хэвилленд» ОН. 9, состоявший на вооружении одного из отрядов авиации Русской армии, которой командовал В.М.Ткачев

Не меньшее внимание уделялось и укреплению воинской дисциплины, заметно пошатнувшейся после тяжелых поражений белой армии зимой 1919-20 годов. Так, согласно приказу авиадарма, суровым взысканиям (вплоть до разжалования в рядовые и перевода в пехоту) подвергались авиаторы, позволявшие себе появиться на аэродроме в нетрезвом виде.

Организационные мероприятия и обучение белым летчикам приходилось сочетать с почти непрерывным участием в боях. К примеру, за два дня, 7 и 8 июня, они совершили более 150 вылетов на разведку и бомбардировку, поддерживая наступление белой армии. С учетом того, что под командованием Ткачева находилось всего 35 аэропланов, причем часть из них была неисправна, каждый экипаж выполнял за день не менее трех боевых вылетов. За эти успешные действия Ткачев одним из первых был награжден орденом Николая Чудотворца, учрежденного Врангелем в 1920 году.

Летчики Русской армии возле «Де Хэвилленда» с оригинальным рисунком на капоте, Крым, 1920 год

К концу июня накал боев еще более возрос. Красная кавалерия под командованием комкора Жлобы прорвала фронт и устремилась к Перекопу, грозя отрезать от Крыма белогвардейцев, воевавших в Северной Таврии. У Жлобы было свыше десяти тысяч конников при поддержке артиллерии и бронеавтомобилей. Казалось, что остановить их невозможно, поскольку у белогвардейцев на данном участке фронта не было никаких резервов.

В этой ситуации Врангель обратился к авиации как к своей последней надежде. И авиаторы не подвели. Ранним утром 29 июня 13 бомбардировщиков «Де-Хэвилленд», ведомых самим Ткачевым, появились над расположившимися на ночлег красными кавалеристами. При первых же врывах бомб кони бросились врассыпную. Обезумев от грохота, они сбрасывали и топтали седоков, опрокидывали тачанки и артиллерийские повозки. Освободившись от бомбовой нагрузки, летчики поливали противника пулеметным огнем.

Когда самолеты улетели, чтобы пополнить боезапас, красным командирам кое-как удалось собрать уцелевших солдат в походную колонну, но тут последовал новый налет, а за ним - еще один. Вот как сам Ткачев описывал в боевом донесении одну из штурмовок:

«Под моим руководством была атакована колонна корпуса Жлобы у деревни Вальдгейм. После бомбометания красные в панике бросились в поле. Летчики, снизившись до 50 метров, пулеметным огнем совершенно разгромили красных, которые бежали на восток и северо-восток. Все поле было покрыто черными пятнами убитых лошадей и людей. Красными были брошены почти все имевшиеся у них повозки и пулеметные тачанки»

30 июня корпус Жлобы перестал существовать как организованная боевая сила. Мелкие группы всадников, прячась от авиаударов, рассеялись по деревням и хуторам, полностью утратив связь с командованием. Не более двух тысяч из них смогли спастись и выйти к своим. Остальные либо погибли, либо сдались в плен подоспевшим к месту прорыва солдатам врангелевской армии.

Разгром кавалерии Жлобы стал наивысшим достижением белой авиации за всю ее . Даже советская военная наука признавала этот факт, и на его примере курсанты летных училищ РККА изучали тактику действий самолетов против конницы. По сути дела авиаторы впервые оказали решающее влияние на весь ход войны, ведь если бы Жлобе удалось прорваться в практически не защищенный Крым, красные одержали бы победу уже в июле 1920 года.

Но благодаря летчикам Крым устоял, и война продолжалась. В начале августа красные форсировали Днепр в районе Каховки и, не теряя ни минуты, начали возводить на захваченном плацдарме мощные рубежи обороны. Когда белые, подтянув резервы, попытались контратаковать, было уже поздно - Каховка покрылась сетью траншей и проволочных заграждений, ощетинилась артбатареями и пулеметными гнездами. Контратака не удалась, белогвардейцам пришлось отойти с большими потерями.

Врангель снова бросил в бой аэропланы, но тут ткачевцев впервые постигла неудача. Против глубоких окопов, блиндажей и хорошо защищенных артиллерийских позиций пулеметы и мелкие бомбы, имевшиеся на вооружении белой авиации, оказались бессильны. Авианалеты не дали никаких результатов. Тогда белые летчики стали бомбить переправы, по которым шло снабжение каховс¬кой группировки, но в ответ красные начали доставлять на плацдарм бое-припасы и подкрепления ночью.

А тем временем, численность белогвардейских ВВС постепенно таяла, причем не столько из-за потерь, сколько от аварий и поломок крайне изношенных непрерывной боевой работой машин. Если к началу сентября у Ткачева оставалось примерно 30 аэропланов, то уже через месяц - менее 20. С такими силами противостоять Красной армии было нереально, а пополнения не предвиделось, поскольку западные союзники еще летом прекратили поставки.

Дальнейшее известно: 28 октября красные нанесли мощный удар с Каховского плацдарма в направлении Перекопа. Парировать его было нечем. Белым пришлось поспешно отступать в Крым. При этом они уничтожили на прифронтовых аэродромах почти все свои самолеты, которые от ветхости уже не могли подняться в воздух.

11 ноября пали укрепления Турецкого вала, а утром 15-го последний пароход с солдатами белой армии и беженцами отчалил от севастопольской пристани.

Гражданская война закончилась, а для Вячеслава Ткачева начался долгий период жизни на чужбине. Он и его соратники эвакуировались сначала в Галиполи, а потом перебрались в Югославию. Там Ткачеву, как и многим другим эмигрантам, не удалось найти работу по специальности. Он сменил несколько профессий: служил консультантом при штабе югославской армии, работал в частном дунайском речном пароходстве, пока, наконец, не нашел свое новое призвание в педагогике, став начальником внеклассного воспитания русской гимназии в Белграде.

Мемориальная доска на доме, в котором прошли последние годы жизни В. М. Ткачева

В 1933 году В.М. Ткачев совместно с инженером Н. Э. Кадесниковым основал в городе Нови Сад общество «русских соколов» - молодежную военно-патриотическую организацию. Общество занималось духовным и физическим воспитанием подрастающего поколения, учило помнить и любить покинутую родину. В том же году вышла книга Ткачева «Памятка русского сокола», обращенная к членам этой организации.

Когда в мае 1941 года Югославию оккупировали немецко-фашистские войска, многие русские эмигранты, такие как атаманы Краснов и Шкуро, начали сотрудничать с гитлеровцами. Однако Вячеслав Матвеевич наотрез отказался надеть немецкий мундир. Тем не менее, в декабре 1944-го, вскоре после освобождения Белграда Красной армией его арестовал СМЕРШ 3-го Украинского фронта и депортировал в СССР, разлучив с женой, которая осталась в Югославии.

Как бывший белогвардеец и непримиримый враг советской власти он был осужден на 10 лет лагерей. Генерал Ткачев отбыл свой срок «от звонка до звонка» и вышел на свободу в 1955 году. После 35-летних скитаний он вернулся на родную Кубань и поселился в Краснодаре, устроившись работать переплетчиком в артель инвалидов.

Жена, перебравшаяся к тому времени в Париж, написала ему письмо с предложением вновь эмигрировать, пообещав добиться через советское посольство разрешения на выезд. Однако Вячеслав Матвеевич ответил:

«Мне слишком тяжело далось возвращение на родину, и я не хочу вновь ее потерять»

Последние годы жизни Ткачев посвятил увековечению памяти боевых друзей - летчиков Первой мировой войны. Ему удалось написать и издать книгу «Русский сокол» о П.Н.Нестерове, но главный труд его жизни - книга «Крылья России: воспоминания о прошлом русской военной авиации 1910-1917 гг.» так и не успела выйти в свет при жизни автора.

В.М.Ткачев скончался 25 марта 1965 года и был похоронен на Славянском кладбище Краснодара. В 1994 году на доме, где завершился жизненный путь прославленного летчика, была установлена мемориальная доска. На ее открытие прибыл главком авиации России генерал П. С. Дейнекин, а во время торжественной церемонии в небе над городом в четком парадном строю пронеслись летчики пилотажной группы «Русские витязи».

Знаменитый русский летчик Вячеслав Матвеевич Ткачев родился 24 сентября 1885 года в станице Келермесская Майкопского отдела Кубанской области.
По окончании Нижегородского кадетского корпуса, с 1904 г. по 1906 г. обучался в Константиновском артиллерийском училище.
30.06.1906 г. выпущен во 2-ю Кубанскую казачью батарею.
16.03.1909 г. переведен в 5-ю Кубанскую казачью батарею.
С 29.08 по 13.10.1909 г. - и.д. делопроизводителя батареи.
С 18.09.1909 г. по 07.04.1910 г. - заведующий учебной командой.
С 22.06 по 15.08.1910 г. - и.д. заведующего хозяйством.
06.09.1910 г. прикомандирован к Одесскому кадетскому корпусу «для занятия должности офицера-воспитателя».
01.06.1912 г. по собственному желанию откомандирован обратно в часть.
28.09.1912 г. командирован в Офицерскую школу авиации Отдела воздушного флота .
17.12.1912 г. сдал экзамен на звание «военного летчика» .
01.01.1913 г. откомандирован в 7-ю воздухоплавательную роту .
С 02.05.1913 г. - во 2-м отряде роты (с 23.06.1913 г. - 11-й авиационный отряд ).
27.06.1913 г. прикомандирован к 3-й авиационной роте .
В октябре 1913 г., с целью тренировки в продолжительности полетов и ориентировки на незнакомой местности, совершил перелет Киев-Одесса-Керчь-Тамань-Екатеринодар, общей протяженностью в 1500 верст.
С 10.03.1914 г. - начальник 20-го корпусного авиационного отряда .
В марте 1916 г. сдал командование отрядом и отбыл в г.Киев для формирования 11 -го авиационного дивизиона , временно прикомандирован к 3-й авиационной роте.
С 25.03.1916 г. - временно и.д. командующего 11-м авиационным дивизионом.
С 21.04.1916 г. - командующий 11-м авиационным дивизионом .
С 09.09.1916 г. - и.о. Инспектора авиации армий Юго-Западного фронта.
С 24.12.1916 г. - Инспектор авиации армий Юго-Западного фронта .
11.01.1917 г. из войсковых старшин переименован в подполковники с зачислением по инженерным войскам.
09.06.1917 г. назначен исполнять дела начальника Полевого Управления авиации и воздухоплавания при Штабе Верховного Главнокомандующего.
Создал первое в истории Русской военной авиации пособие по тактике ведения воздушного боя (Материал по тактике воздушного боя. Пг., 1917).
В конце ноября 1917 г. покинул ставку в Могилеве и уехал на Кубань.
В начале 1918 г. вступил рядовым бойцом в белый партизанский отряд полковника Кузнецова, действовавший против войск Северо-Кавказской Советской республики в районе г.Майкоп. Попал в плен и едва избежал расстрела, будучи спасен заступившимися за него кубанскими казаками. С приходом ВСЮР на Кубань, в марте 1919 г. сформировал в г. Екатеринодар 1-й Кубанский авиационный отряд .
20 - 21.05.1919 г. с отрядом участвовал в операции в районе станицы Великокняжеская, где совместно с авиационным отрядом Донской армии действовал против частей 10-й красной армии и кавалерийских дивизий С.М.Буденного и В.М.Думенко.
30.05.1919 г. ранен винтовочной пулей с земли во время одной из атак у с.Ивановка.
В июне 1919 г. произведен в генерал-майоры. После успешных действий под станицей Великокняжеская, участвовал в боях на Царицынском направлении в июне-июле 1919 г.
С 01.04.1920 г. - начальник Авиации ВСЮР .
С 14.04.1920 г. - начальник Авиации Русской армии генерала П.Н. Врангеля .
Находясь на своем посту, уделял очень много внимания взаимодействию авиации с сухопутными частями. Разработал целый ряд новых тактических приемов, успешно применявшихся на практике. Ввел новую систему опознавательных знаков на боевых машинах, позволявшую лучше координировать групповые действия авиации. Во время прорыва фронта в северной Таврии кавалерийской ударной группой Д.П.Жлобы, угрожавшей захватом Мелитополя, разработал план операции по сдерживанию красной кавалерии с помощью авиации.
С 15.06 по 21.06.1920 г., действуя в тесном взаимодействии с сухопутными частями Русской армии, в районе деревень Вальдгейм, Черниговка, Гнаденфельд и Михайловка (в долине р.Юшанлы), сумел полностью деморализовать ударную группу Д.П.Жлобы, результатом чего явилось почти полное ее уничтожение.
После эвакуации из Крыма русский военный летчик Ткачев эмигрировал в Югославию . Некоторое время работал редактором авиационного журнала «Воздухоплавни Гласник», затем в частном пароходстве, был консультантом при инспекции авиации Королевства СХС. Разработал ряд наставлений и пособий для югославской авиации. Анализируя опыт применения авиации в Гражданской войне опубликовал работу: Вопросы тактического применения авиации в маневренной войне // Военный сборник. Кн. 1. Белград, 1921.

Вячеслав Матвеевич Ткачев с супругой в эмиграции.


Проживал в г.Нови-Сад, затем в г.Земун. В период Второй мировой войны - начальник внеклассного воспитания русской молодежи мужской и женской гимназий г. Белград.
30.10.1944 г., с вступлением советских войск на территорию Югославии, был арестован органами МГБ СССР и этапирован в Москву через г.Бухарест.
07.12.1944 г. передан в ведение ГУКР «СМЕРШ» НКО СССР. Обвинен в «сочувствии мировой буржуазии, терроризме и участии в антисоветской организации» .
В августе 1945 г. первый русский военный летчик, получивший орден Святого Георгия был осужден Особым совещанием при МГБ СССР к 10 годам ИТЛ. Отсидел в лагерях ГУЛАГа (Сиблаге, Озерлаге и Лагерном отделении Мордовской АССР) до 05.02.1955 г., когда был выпущен «с погашением в правах» , без права жительства в больших городах. Поселился в г.Краснодар, где жил у своей племянницы. Работал в артели инвалидов им. В.И.Чапаева переплетчиком. Несмотря на нищенское существование, продолжал исследования в области истории авиации в России.
Автор книг: «Русский сокол» (о П.Н.Нестерове), «Крылья России» (об истоках Российской авиации и участии ее в Первой мировой войне), отрывки из которой печатались в журнале «Кубань» в 1962 г.
С 06.06.1961 г. по 25.05.1963 г. занимался в читальном зале Центрального государственного военно-исторического архива (с 1992 г. - РГВИА), выявляя документы по теме: «Прошлое русской авиации 1910-1917 гг.» .
Первый русский летчик ас, Вячеслав Матвеевич Ткачев скончался 25 марта 1965 года Краснодаре. Похоронен на Славянском кладбище Краснодара.

Чины и звания

Хорунжий - 30.06.1906 г.
Сотник - 06.05.1909 г.
Военный летчик - 17.12.1912 г.
Подъесаул - 05.10.1913 г.
Есаул - 15.02.1915 г.
Войсковой старшина - 03.12.1916 г.
Полковник - 25.08.1917 г.

Награды

Золотой жетон Киевского Общества Воздухоплавания с надписью: «За наиболее выдающийся в России перелет в 1913 году» - 1913 г.

Ордена:
Орден Святого Станислава 3-й степени - ВП от 06.05.1910 г.;
Орден Святой Анны 3-й степени - ВП от 14.02.1913 г.;
Орден Святого Георгия 4-й степени - ВП от 03.02.1915 г. «за то, что 12-го августа 1914 г. произвел смелую и решительную воздушную разведку в районе Люблин-Белжице-Ополе-Юзефов-Анополь-Боров-Госцерадов-Уржендов-Красник-Люблин, проник в тыл и фланги неприятельского расположения, и несмотря на действительный огонь противника по аппарату, сопровождавший его в течение всего полета и повредивший жизненные части аппарата, с исключительной находчивостью, доблестным присутствием духа и беззаветным мужеством выполнил возложенную на него задачу по раскрытию сил и определению направления движения колонн противника, вовремя доставил добытые разведкой сведения первостепенной важности и тем способствовал принятию стратегических решений, приведших к одержанию решительного успеха над противником» ;
Орден Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом - ВП от 26.02.1915 г. «за отличия в действиях против неприятеля в период боев с 27-го сентября по 21-е октября 1914 г.» ;
Орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» - ВП от 01.08.1915 г. «за отличия в делах против неприятеля в период боев с 1-го декабря 1914 г. по 1-е июня 1915 г.» ;
Орден Святой Анны 2-й степени с мечами - ВП от 10.12.1915 г. «за отличия в делах против неприятеля при штабе Рижского укрепленного района» ;
Орден Святого Станислава 2-й степени с мечами - ВП от 24.12.1915 г. «за отличия в период боев с 21-го октября по 1-е декабря 1914 г.»
Георгиевское оружие - ПАФ от 08.05.1917 г. «за то, что, будучи командиром 11-го авиационного дивизиона в чине есаула, во время боев под Тарнополем 25-го мая 1916 г., несмотря на губительный огонь зенитных орудий противника, неоднократно прорывался в тыл противника, производил там разведку и своевременно давал ценные сведения о противнике; при этом, того же 25-го мая встретившись с «Альбатросом» противника, вооруженным пулеметом, вступил с ним в бой и заставил противника обратиться в бегство. 19-го, 21-го и 27-го июня 1916 г. в районе p.p.Липы и Стыри им были добыты и своевременно доставлены в штаб армии сведения особой важности о сосредоточении в этом районе сильной ударной группы противника, угрожавшей прорывом нашего фронта в направлении на Луцк, благодаря чему своевременно принятыми мерами противнику нанесен был полный разгром. 27-го июня во время разведки аппарат подполковника Ткачева был поврежден разорвавшимся снарядом противника, особенно правое крыло, которое во время полета могло деформироваться» .

Французский «Военный крест» - 15.11.1917 г.
За период Гражданской войны награжден орденом Св. Николая Чудотворца - Приказом Главнокомандующего Русской армией № 3294 от 22.06.1920 г.

Выражаем глубокую признательность внуку авиатора Богдашевского - БЕРЕЗИНУ Виктору Владимировичу за любезно предоставленное из семейного архива фото Ткачева А.М. в эмиграции.

"Летающий казак" Вячеслав Ткачев.

Во многом он был первым. Первый гражданский и военный летчик из казачьего сословия. Первый русский авиатор, совершивший перелет в полторы тысячи верст. Первый летчик России - Георгиевский кавалер, создатель русской истребительной авиации, основоположник русского воздушного боя и разведки, первый командующий авиацией Российской империи в звании генерала.
Единственный из белогвардейских генералов, приговоренный к 10 годам исправительных лагерей в СССР, а также единственный из генералов, написавший и опубликовавший ряд книг при Советской власти.
Но, несмотря на многие заслуги, имя этого человека на долгие годы было вычеркнуто из истории российской военной авиации, которой он отдал большую часть своей жизни. Этим уникальным человеком был наш земляк, уроженец станицы Келермесской генерал авиации Вячеслав Матвеевич Ткачев.
Выдающийся полет.
Казаки Ткачевы стали известны на Кубани с середины XVIII века. Дед будущего генерала авиации сотник Василий Ткачев блеснул удалью в 1829 году при взятии турецкой крепости Анапа и был удостоен личного дворянства. В 1852 году при обороне от горцев аула Сагат-Гирея отличился отец - Матвей Ткачев. Во время Крымской войны он стал Георгиевским кавалером и дослужился до чина войскового старшины. Как дворянин после окончания Кавказской войны он получил участок земли в 182 десятины в юрте Келермесской, на котором позднее возник нынешний хутор Ткачев.
24 сентября (6 октября) 1885 года у Матвея Васильевича и Анастасии Ивановны Ткачевых родился сын, которого назвали редким в то время именем - Вячеслав.
Получив начальное образование на дому, казачонок из Майкопского отдела Кубанской области в десятилетнем возрасте успешно выдержал вступительный экзамен в Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус. Там он сошелся с озорным Петром Нестеровым, с которым его впоследствии свяжет близкая дружба. В 1906 году Вячеслав Ткачев оканчивает Константиновское императорское артиллерийское училище и служит во 2-й Кубанской батарее. Затем его переводят офицером-воспитателем в Одесский кадетский корпус.
Там в 1911 году он оканчивает частную авиашколу, а уже через год по рекомендации великого князя Александра Михайловича сотника Ткачева направляют в офицерскую Севастопольскую школу авиационного отдела воздушного флота. В школе он стал лучшим учеником с наибольшим налетом. За блестящую учебу его награждают орденом Святой Анны 3-й степени.
После окончания севастопольской школы Вячеслав Ткачев живет в Киеве. Дружит с Петром Нестеровым и Игорем Сикорским. В 1913 году Ткачев на «Ньюпоре» совершает рекордный перелет Киев - Одесса - Керчь - Тамань - Екатеринодар. За этот перелет Киевским обществом воздухоплавания В.М. Ткачев был удостоен золотого жетона с надписью: «За выдающийся полет 1913 г.». Несколько дней он демонстрировал воздушные полеты на аэроплане «Ньюпор». Три дня Ткачев показывал летное мастерство в небе над Екатеринодаром. Горожане закрывали свои лавки, служащие отпрашивались с работы. В это время он побывал и в Келермесской у матери и близких.
В воздушных боях.
В день вступления России в Первую мировую В.М. Ткачева назначили командиром 20-го корпусного авиационного отряда в г.Лиде. С началом войны он стал воздушным разведчиком, вылетая через линию фронта в тыл австро-венгерской армии. Во время одного из вылетов его аэроплан обстреляли, пробив масляный бак. Масло обожгло мужественного авиатора, но он дотянул до своих. Приземлившись, В.М. Ткачев вскочил на коня и отправился в близлежащий городок, чтобы передать разведданные в штаб. Вернувшись к аэроплану, он увидел, что наступающие австрийцы вот-вот его захватят. Он нашел телегу, погрузил на нее аэроплан и вывез его в тыл.
За эту разведку Ткачев награждается Георгиевским крестом IV степени и становится первым летчиком России - Георгиевским кавалером. В декабре 1914 года подъесаул В.М. Ткачев стал первым летчиком России, сбившим в воздушном бою вражеский самолет. Причем немецкий «Альбатрос» он сбил из пистолета. После этого боя на русских аэропланах ставятся пулеметы. Всего на счету В.М. Ткачева было не менее пяти сбитых вражеских самолетов.
В августе 1916 года Ткачев возглавил 1-ю истребительную авиагруппу, в которую вошли 2, 4 и 19-й авиаотряды. Под его руководством и при непосредственном участии были созданы истребительная авиационная группа и три новых авиационных отряда. Ткачев лично вел глубокие тыловые разведки противника, достигая больших результатов.
В начале 1917 года полковник Ткачев был назначен командиром авиадивизиона, потом - инспектором авиации Юго-Западного фронта. В марте 1917 г. он в чине полковника назначается на высший пост генерал-инспектора авиации, а с 6 июня - начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания при штабе Верховного главнокомандующего, по сути главой авиации России. В 1917 году Ткачев завершил работу над первым в истории развития русской авиации пособием «Материалы по тактике воздушного боя». В этом документе, как показал дальнейший ход событий, он заложил фундамент для развития тактики истребительной авиации в России. На исходе войны он был награжден золотым Георгиевским оружием.
В огне Гражданской войны.
После Октябрьской революции Вячеслав Ткачев поддержал белое движение. В декабре 1917 г., опасаясь расправы со стороны революционно настроенных солдат и матросов, В.М. Ткачев бежал из Ставки Верховного главнокомандующего в Могилеве на Кубань. В начале 1918 г. вступил рядовым бойцом в белый партизанский отряд полковника Кузнецова, действовавший против войск Северо-Кавказской Советской республики в районе Майкопа. Попал в плен и едва избежал расстрела, будучи спасен заступившимися за него земляками.
Летом 1918 г. он создает первый авиаотряд на Кубани в составе Добровольческой армии Деникина. До мая 1919 г. Вячеслав Матвеевич командует 1-м Кубанским казачьим авиационным дивизионом. 8 мая 1919 г. он назначается начальником авиаотряда Кавказской армии, а 19 мая производится в генерал-майоры. После успешных действий под станицей Великокняжеской участвовал в боях на Царицынском направлении в июне–июле 1919 г.
В апреле 1920 года он становится начальником авиации Вооруженных сил Юга России, а затем и начальником авиации Русской армии генерала Врангеля. Тогда же награжден орденом Св. Николая Чудотворца 2-й степени.
Вдали от родной земли.
После эвакуации из Крыма русский военный летчик В.М. Ткачев эмигрировал в Югославию. Некоторое время работал редактором авиационного журнала, затем в частном пароходстве. Разработал ряд наставлений и пособий для югославской авиации. Живя в Югославии, проявлял большую заботу об устройстве русских летчиков. В штабе инспекции югославской авиации, где он служит, завязывается его дружба с последним атаманом Майкопского отдела Ф.Я. Даниловым, многочисленными земляками-кубанцами. В 1922 году он получил звание генерал-лейтенанта и должность генерал-инспектора, а в 1927 году стал первым и единственным генералом от авиации Русской армии.
После отставки в 1934 году Вячеслав Матвеевич поселился в Нови Саде, стал преподавать в русской мужской гимназии. В 1937 году Ткачев официально получает гражданство Югославии.
Перед непростым выбором.
Как и многие из русских эмигрантов, В.М. Ткачев воспринимает нападение Германии на СССР как шанс изменить власть на Родине.
В 1941 году он стал походным атаманом Кубанского казачьего войска в Югославии, участвует в формировании казачьих подразделений Русского охранного корпуса в Сербии.
«Немало разочарований пришлось мне пережить в стане белых. Я не нашел того, что ожидал… Не шкурные соображения, не политические убеждения, а только чувство патриотизма толкнуло меня еще в 1917 году на антисоветский путь. А в результате я 24 года, тоскуя по Родине, прожил эмигрантом в Югославии», - писал он позднее в своем дневнике.
При приближении Красной Армии к Белграду он отказался эвакуироваться. 20 октября 1944 года Вячеслав Матвеевич был арестован СМЕРШем 3-го Украинского фронта. Был отправлен в Москву, на Лубянку, где 4 августа 1945 года по приговору военного трибунала осужден на 10 лет по статье 58.
Жену его в СССР депортировать не стали, и через несколько лет после войны она оказалась под Парижем в доме престарелых.
Отсидев в лагерях ГУЛАГа 10 лет, 11 февраля 1955 года был выпущен без права жительства в больших городах. Получив гражданство СССР, поселился на Кубани, в Краснодаре, где работал в артели инвалидов-переплетчиков им. Чапаева за 27 рублей 60 копеек. Подрабатывал - писал заметки в газеты, книгу «Русский сокол» о своем друге Нестерове. В 1956 году его разыскала жена, звала его к себе, и вроде даже была возможность уехать, но он написал ей: «Мне слишком дорого далась Родина, лучше ты ко мне переезжай». Так они и не встретились больше.
По свидетельствам очевидцев, в последние годы жизни он тосковал о супруге. 24 марта 1965 года, в возрасте 80 лет Вячеслав Матвеевич Ткачев - кубанский казак, военный летчик, генерал-лейтенант скончался в Краснодаре, и был погребен на Славянском кладбище.
За свою долгую жизнь В.М. Ткачев был награжден орденами Святого Станислава 2 и 3-й степеней, Святой Анны 2, 3 и 4-й степеней, Святого Георгия 4-й степени, Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, золотым Георгиевским оружием, французским «Военным крестом», орденом Святого Николая Чудотворца.
Тридцать лет спустя после кончины Вячеслава Матвеевича Ткачева Родина воздала русскому летчику по заслугам. 23 сентября 1995 года в связи со 110-летием со дня рождения на доме №82 по улице Шаумяна в Краснодаре, где он жил последние годы, главнокомандующий ВВС РФ генерал-полковник авиации Петр Дейнекин в торжественной обстановке открыл мемориальную доску кубанскому казаку-авиатору.
А в июле 2010 года на Свято-Покровском храме станицы Келермесской местными казаками была открыта мемориальная доска именитому земляку-авиатору.

ВЯЧЕСЛАВ МАТВЕЕВИЧ ТКАЧЁВ

Вячеслав Матвеевич родился 24 сентября (6 октября) 1885 г. в станице Келермесской Майкопского отдела Кубанской области, в семье войскового старшины.

Потомственные дворяне - Ткачёвы верно служили России. Дед Вячеслава Матвеевича служил ещё в Кавказском линейном казачьем войске в чине есаула.

В 1904 г. Ткачёв-младший оканчивает Нижегородский кадетский корпус (где он учился вместе с П.Н. Нестеровым) и вместо кавалерийского училища выбирает артиллерийское Константиновское. 30 июня 1906 г. новоиспечённый хорунжий выпускается во 2-ю Кубанскую казачью батарею. Начинается офицерская служба. 16 марта 1909 г. Ткачёва переводят в 5-ю Кубанскую батарею, 6 мая производят в чин сотника и 29 августа назначают исполняющим должность делопроизводителя батареи. С 18 сентября 1909 г. он заведует учебной командой, а с 22 июня по 15 августа 1910 г. исполняет должность заведующего хозяйством.

6 сентября Ткачёва прикомандировывают к Одесскому кадетскому корпусу «для занятия должности офицера-воспитателя».

Именно в этом городе двадцатилетний сотник впервые увидел парящий в небе аэроплан. Это был знак судьбы свыше.

В кадетском корпусе Ткачёв прослужит почти два года, проявив не только организаторские способности, но и педагогический талант. Всё это, несомненно, пригодится позже. А пока с разрешения начальства в свободное от службы время Вячеслав Матвеевич обучается (с 1911 г.) в Одесской школе пилотов.

Получив диплом пилота, он 1 июня 1912 г. по собственному желанию откомандировывается обратно в часть, а 28 сентября поступает в Офицерскую школу авиации Отдела Воздушного флота.

Вячеслав Матвеевич любил рассказывать, как подсмеивались над ним отец с дедом, видимо приревновав его к небу и не простив в душе «измену» потомственному казачьему делу.

« - Ты вот скажи, - говорил один, - куда саблю будешь прятать в том самом "ераплане"?

Да сабля ладно, - подхватывал другой, - а коня куда, а сено?»

Но прощение наступило в 1913-м, после известного перелёта…

В декабре Ткачев сдаёт экзамен на звание военного лётчика, а 1 января 1913 г. уезжает в 7-ю воздухоплавательную роту (со 2 мая 1913 г. - 2-й отряд роты, с 23 июня 1913г. - 11-й авиационный отряд) в Киев. 27 июня он прикомандирован к 3-й авиационной роте. В этом городе они снова встречаются с П.Н. Нестеровым, но уже как друзья и единомышленники, связанные небом.

Здесь авиационная деятельность Ткачёва началась с участия в первом дальнем перелёте вместе с Нестеровым по маршруту Киев - Нежин - Киев. Цель этого перелёта заключалась в решении важного по тем временам вопроса о степени пригодности авиации для нужд военной разведки. Перелёт удался блестяще.

Следующий перелёт Ткачёв совершил в октябре 1913 г. с целью тренировки в продолжительности полётов и ориентировки на незнакомой местности. Это был поистине выдающийся перелёт общей протяжённостью в 1500 вёрст по маршруту Киев - Одесса - Керчь - Тамань - Екатеринодар.

Несмотря на сложные метеоусловия, Вячеслав Матвеевич весьма блестяще выполнил и эту задачу, за что Киевское общество воздухоплавания присудило ему золотой жетон «За наиболее выдающийся в России перелёт в 1913 году».

5 октября 1913 года Ткачева производят в чин подъесаула, а уже 10 марта 1914 года назначают начальником 20-го корпусного авиационного отряда.

С началом войны его авиаотряд действовал в составе 4-й армии Юго-Западного фронта, который начал своё широкомасштабное наступление на австрийцев 10 августа.

Но не прошло и двух дней, как командиру довелось отличиться, проявив все свои знания, умения и навыки.

Так, 12 августа подъесаул Ткачёв получил следующий приказ от генерал-квартирмейстера штаба армии: «Обследовать возможно тщательнее, что происходит против почти 50-вёрстного промежутка между правым флангом нашей 4-й армии и рекой Вислой, где находится слабый отряд и две кавалерийские дивизии генерала Новикова».

На разведку Вячеслав Матвеевич полетел один, без наблюдателя. Опыт подсказывал, что лучше взять дополнительный запас топлива, так как предстояло преодолеть расстояние почти в 250 км.

Простые метеоусловия, солнышко. Словом, «миллион на миллион». Условия более чем благоприятные для разведки на той войне. Сам Ткачёв вспоминал: «Я летел на высоте 1000 - 1200 метров над шоссе, которое шло от интересующего штаб армии "промежутка" в сторону Сандомира, находившегося в глубоком тылу противника.

Углубившись за линию фронта нашей армии, я заметил на белой, сверкающей на солнце ленте дороги передовые части противника, затем главные силы…»

Густая колонна австрийцев численностью не менее чем полторы дивизии спешит на правый фланг фронта. Теперь можно было достаточно легко предположить, что противник совершает глубокий обход, чтобы отрезать Люблин.

Ткачёв подошёл к Юзефову. Внизу русская кавалерия идёт навстречу австрийской.

Вот и преимущество авиации! Они там даже не представляют себе, что скоро вступят в бой. А он уже знает об этом с точностью до минут.

У Аннополя Ткачёв обратил внимание, что именно здесь главные силы противника, которые торопливо выдвигаются в сторону русского правого фланга. Их не меньше корпуса. Значит, у Люблина он видел лишь передовые части.

Пройдясь вдоль растянутой колонны, он заметил бесчисленные обозы, а подойдя к Борову, зафиксировал ещё одну австрийскую бригаду и повернул свой «ньюпор» домой. Данных было достаточно. Можно было спокойно возвращаться.

«И тут мне пришла мысль взглянуть ещё, что делается на нашем правом фланге - под Красником, - вспоминает Ткачёв. - Ещё издали, по артиллерийским разрывам, я заметил, что под Красником идёт бой, а подлетев ближе, увидел бригаду неприятельской пехоты, выходящей в тыл и в обход правого фланга наших войск.

Чтобы подробнее обследовать тактическую обстановку самого боя, я стал крутиться над районом Красника и делать на карте наброски расположения неприятельской артиллерии. В это время под крыльями почувствовался "горох", затем вдруг последовал сильнейший удар пуль по металлическим частям аэроплана… Из бака хлынула толстая струя касторового масла. Ротативный мотор "Гном" требовал обильной смазки, и я отлично понимал, что быстрая утечка масла создаст для меня серьёзную угрозу, тем более что высота полёта не достигала сейчас и 1000 метров.

"Неужели плен?!" - мгновенно промелькнуло у меня в голове, и я почувствовал, как от этой мысли сжалось сердце.

Быстро окинув взглядом окружавшую местность, я подумал: "Не сесть ли мне на лес, и если посадка закончится благополучно, то ночью пробраться к своим!"

Однако я тут же отверг это решение и принял другое: с любым риском, но дотянуть до своих и доставить как можно скорее собранные мною сведения! Взяв направление к нашим позициям, я бросил управление ногами, поднял их кверху и носком правого ботинка прикрыл снизу зияющую дыру в баке, чем приостановил буйную утечку масла. В таком положении я дотянул до своих позиций и спустился на полянку, прикрытую кустарником от наблюдения неприятельской артиллерии.

Наши цепи отходили…

Возник вопрос: где, кому передать собранные мною важные сведения?!

Никто ничем в этом отношении помочь мне не мог. В тот момент меня охватило одно стремление - спасти во что бы то ни стало аэроплан, не дать трофей в руки наседавшего неприятеля…

Сзади нажимала австрийская пехота, а сбоку, где-то из-за леса, открыла огонь артиллерия той бригады противника, которую я наблюдал с аэроплана, подлетая к Краснику.

С большим трудом я собрал необходимую "тягу" для аэроплана, так как наши пехотинцы не хотели признавать меня (одетого в кожаную куртку и в кожаные штаны и в каске) за русского офицера. Да и никому не хотелось возиться с какой-то подстреленной машиной, когда сзади и сбоку наседал противник.

И всё же солдаты вытянули мой "ньюпор" на шоссе и привязали его хвостом к отступающей патронной двуколке…»

А через месяц, 14 сентября, в журнале «Кубанский Казачий Вестник» была опубликована безымянная заметка со ссылкой на Действующую армию:

«5 сентября - Сообщение Главнокомандующего армиями Юго-Западного фронта. Мелкий, но характерный случай. 12 августа, во время отхода наших из района Красника, подъесаул Ткачёв производил воздушную разведку. При возвращении он был обстрелян и пуля пробила банку с маслом. Ткачёв ногой заткнул дырку и продолжал с большим напряжением и риском, чтобы долететь до своих отступающих цепей пехоты. Ткачёву удалось спланировать между своими и неприятельскими цепями пехоты, но жалея свой аппарат, лётчик с помощью нескольких людей из нашей цепи раздобыл двуколку и, привязав к ней под огнём наседавших австрийцев аэроплан, на глазах их, благополучно вывез аппарат».

Буквально через несколько месяцев подъесаул Ткачёв отличился в очередной раз.

В декабре 1914 г. он выстрелами из Маузера первым среди русских пилотов сбивает в воздушном поединке немецкий аэроплан «альбатрос». Только после него его примеру последуют другие русские лётчики.

А 3 февраля 1915 г. Вячеслава Матвеевича впервые награждают орденом Св. Георгия 4-й степени - «за то, что 12-го августа

1914 г. произвёл смелую и решительную воздушную разведку в районе Люблин - Белжице - Ополе - Юзефов - Аннополь - Боров - Госцерадов - Уржендов - Красник - Люблин, проник в тыл и фланги неприятельского расположения и, несмотря на действительный огонь противника по аппарату, сопровождавший его в течение всего полёта и повредивший жизненные части аппарата, с исключительной находчивостью, доблестным присутствием духа и беззаветным мужеством выполнил возложенную на него задачу по раскрытию сил и определению направления движения колонн противника, вовремя доставил добытые разведкой сведения первостепенной важности и тем способствовал принятию стратегических решений, приведших к одержанию решительного успеха над противником».

К слову, этот орден стал третьим в «иконостасе» героя, после орденов Св. Станислава 3-й степени (от 6 мая 1910 г.) и Св. Анны 3-й степени (от 14 февраля 1913 г.). Но не последним…

Только в одном 1915-м его наградят ещё четырьмя орденами. И все будут даны за боевые отличия.

Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом от 26 февраля - «за отличия в действиях против неприятеля в период боёв с 27 сентября по 21 октября 1914 г.»;

Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» от 1 августа 1915 г. - «за отличия в делах против неприятеля в период боёв с 1-го декабря 1914 г. по 1-е июня 1915 г.»;

Св. Анны 2-й степени с мечами от 10 декабря 1915 г. - «за отличия в делах против неприятеля при штабе Рижского укреплённого района»;

Св. Станислава 2-й степени с мечами от 24 декабря 1915 г. - «за отличия в период боёв с 21-го октября по 1-е декабря 1914 г.».

Вячеслав Матвеевич в воздушных боях одержал только 5 побед.

Вне всякого сомнения, их было бы гораздо больше, но вероятнее всего этому помешали назначения на вышестоящие должности, начиная с инспектора.

В марте 16-го Ткачёв сдаёт командование отрядом и убывает в Киев для формирования 11-го авиационного дивизиона. Его временно прикомандировывают к 3-й авиационной роте.

25 марта Ткачёва назначают временно исполняющим должность командующего 11-м авиационным дивизионом. Почти через месяц - 21 апреля утверждают в этой должности.

9 сентября следует новое назначение - исполняющим обязанности Инспектора авиации армии Юго-Западного фронта.

3 декабря Ткачёва производят в чин войскового старшины, а 11 января 1917 г. из этого чина переименовывают в подполковники с зачислением по инженерным войскам.

9 июня 1917 г. тридцатидвухлетнего подполковника назначают исполняющим должность начальника Полевого Управления авиации и воздухоплавания при штабе Верховного Главнокомандующего.

И ещё в 1917-м будет производство в полковники (25 августа 1917 г.) и награждение Георгиевским оружием (8 мая 1917 г.) - «за то, что, будучи командиром 11-го авиационного дивизиона в чине есаула во время боёв под Тарнополем 25-го мая 1916 г., несмотря на губительный огонь зенитных орудий противника, неоднократно прорывался в тыл противника, производил там разведку и своевременно давал ценные сведения о противнике; при этом того же 25-го мая встретившись с "альбатросом" противника, вооружённым пулемётом, вступил с ним в бой и заставил противника обратиться в бегство.

19-го, 21-го и 27-го июня 1916 г. в районе p.p. Липы и Стыри им были добыты и своевременно доставлены в штаб армии сведения особой важности о сосредоточении в этом районе сильной ударной группы противника, угрожавшей прорывом нашего фронта в направлении на Луцк, благодаря чему своевременно принятыми мерами противнику нанесён был полный разгром.

27-го июня во время разведки аппарат подполковника Ткачёва был повреждён разорвавшимся снарядом противника, особенно правое крыло, которое во время полёта могло деформироваться».

В том же 1917-м Вячеслав Матвеевич завершает приятную работу над первым в истории русской военной авиации пособием по тактике ведения воздушного боя (Материалы по тактике воздушного боя. Пг, 1917 г.).

«Материалы» были составлены им на основании боевой практики в Луцком районе осенью 1916 г.

В них он особо подчёркивал, что целью активных воздушных средств (истребительных) является решительный бой на малой дистанции, так как только в этом случае можно с большой уверенностью рассчитывать на победу.

Как показала жизнь, в этих «Материалах» Ткачёв заложил фундамент для развития тактики истребительной авиации в России, дав импульс другому выдающемуся русскому лётчику, Е. Крутеню, для написания работы «Воздушный бой», ставшей уже настольной книгой для русских лётчиков.

Вот каким увидел Ткачёва генерал-майор И.К. Спатарель: «…я услышал обрывок разговора двоих: долговязого гвардейца-кавалериста и Ткачёва.

- …Хотите, чтобы я возился с дурно пахнущими железками? - продолжал горячась, гвардеец. - Никогда! Офицер-авиатор не должен уподобляться грязному мастеровому… Я лётчик - моё дело летать…

Итак, - внешне любезно с досадой возражал Ткачёв, - вы смеете утверждать, что теория полёта ни к чему? Очень вам благодарен! Но скажите, пожалуйста, зачем же столь усердно артиллеристы штудируют баллистику? - Ткачёв резко повернул голову: - А казалось бы, проще - палить по цели, и всё! И наконец, ваше пренебрежение так называемыми железками - смешно… Имейте в виду, что, если во время военных действий вам почему-либо придётся спуститься, вы без помощи "мастерового" не сможете даже завести мотор…

Потом я видел, как Ткачёв летает. Красиво это у него получалось. С той чистотой, отшлифованностью, которая свойственна настоящему мастеровому.

Ни одной лишней секунды при опробовании мотора. Энергичный взлёт. Чёткость эволюции в воздухе. Устойчивая, уверенная посадка. Вылезет из самолёта - и опять ни одного лишнего жеста или слова. Если можно так выразиться, он летал серьёзно. Чувствовалась и его любовь к полётам, и спокойная уверенность в себе, свойственная людям, хорошо знающим своё дело.

Лишний раз я убедился в этом на аэродроме. В тот день на самолёте Ткачёва устанавливали новый пропеллер. Механик нервничал, воздушный винт почему-то плохо садился на вал мотора. Ткачёв в это время, согнувшись, осматривал шасси. Но вдруг после очередной безуспешной попытки механика взглянул на него, быстро подошёл, сказал холодно:

Позволь-ка…

Взял пропеллер, широко расставив руки, и сразу, без перекоса, точно насадил его на коническую втулку вала. В отношениях с офицерами, особенно с аристократами-белоручками, Ткачёв был независим, холодно учтив. На солдат же просто не обращал внимания, как будто их не существует. В нём чувствовалась властность. Его уважали и побаивались…»

«Ткачёв был личностью незаурядной. Сам много и хорошо летал. Благодаря боевому опыту, тактической грамотности и организаторским способностям он быстро выдвинулся».

Октябрьская революция застала В.М. Ткачёва в Ставке.

Там же он и принял своё окончательное решение, которое убедительно выразил в отправленной им в Петроград телеграмме: «Разрубать своими руками то, в создании чего я с таким трудом и риском я сам участвовал, я не могу. Теперь для авиацентра осталась лишь одна забота возможно больше сохранить из того, что мы имеем, а это в настоящий момент сможет лучше выполнить не единоличная власть. А коллектив, я прошу вас взять эту задачу на себя. А я уезжаю туда, где будут формировать те здоровые силы, которые должны будут спасти нашу Родину».

В конце ноября 1917 г. он покинул Ставку в Могилёве и уехал на Кубань. Но прежде чем он туда попадёт, ему предстояло преодолеть поистине героический путь, с двумя арестами и побегами по пути. В начале 1918-го Ткачёв вступает в белый партизанский отряд полковника Кузнецова - рядовым. Отряд действовал против войск Северо-Кавказской Советской республики в районе г. Майкоп. Там он попадает в плен и едва избегает расстрела. От смерти его спасли заступившиеся за него кубанские казаки.

Только в марте 1919-го Ткачёв сформировывает в Екатеринодаре 1-й Кубанский авиационный отряд. И уже в мае (20 - 21) с отрядом участвует в операции в районе станицы Великокняжеская. Там во взаимодействии с авиаотрядом Донской армии они действуют против частей 10-й армии красных и кавалерийских дивизий С.М. Будённого и В.М. Думенко.

В июне 1919-го его производят в чин генерал-майора после успешных действий под станицей Великокняжеская (бои на Царицынском направлении в июне - июле 1919 г.).

А 1 апреля 1920 г. «новоиспечённого» генерала назначают начальником Авиации ВСЮР (с 14 апреля 1920-го - начальник Авиации Русской армии генерала П.Н. Врангеля).

Как пишут авторы книги «Военлёты погибшей империи», благодаря усилиям Ткачёва «малочисленные белые авиачасти вскоре стали грозной силой, не раз решавшей исход наземных сражений. Ткачёв уделял больше внимания боевой подготовке лётчиков, обучению их умению летать строем и слаженно действовать в группе, точно следуя приказам командира. Для лучшей заметности командирские машины получили особые цветные обозначения (яркая окраска капота и широкая полоса вокруг фюзеляжа). Кроме того, каждый отряд получил собственные знаки отличия в виде индивидуальной раскраски рулей поворота (разноцветными полосами, чёрно-белыми квадратами и т. д).

Тщательно прорабатывались способы взаимодействия авиации и наземных войск. В частности, была внедрена специальная система сигнализации с помощью уложенных на земле геометрических фигур из белых полотнищ, хорошо различимых с большой высоты. К примеру, ориентированная по ветру буква UT", выложенная возле штаба полка или дивизии, означала, что командир данного подразделения требует от лётчика немедленной посадки для передачи какого-то важного сообщения. Форма фигур периодически менялась, чтобы не дать красным возможности с помощью ложных сигналов заманить белых лётчиков в ловушку. Авиаторы, в свою очередь, передавали донесение на землю с помощью вымпелов или различных комбинаций цветных сигнальных ракет. А когда в симферопольском авиапарке на два самолёта установили радиостанции, эффективность воздушных разведок ещё более возросла. Надо заметить, что столь чёткой системы связи "между небом и землёй", как та, что организовал Ткачёв, не было ранее ни у белых, ни у красных».

Свой особый талант и выдающиеся организаторские способности Ткачёв проявил и во время прорыва фронта в Северной Таврии кавалерийской ударной группой Д.П. Жлобы, угрожавшей захватом Мелитополя. В частности, Вячеслав Матвеевич разработал план операции по сдерживанию красной кавалерии с помощью авиации.

С 15 по 21 июня 1920 г. авиация под его командованием, действуя в тесном взаимодействии с сухопутными частями в районе деревень Валодчейм, Черниговка, Гнаденфельд и Михайловка (в долине р. Юшанлы), сумела полностью деморализовать ударную группу Жлобы и почти полностью её уничтожить.

«20 июня, - вспоминал сам Ткачёв, - под моим руководством была атакована одна из колонн корпуса Жлобы у д. Вальдгейм. После бомбометания красные в панике бросились в поле. Лётчики, снизившись до 50 м, пулемётным огнём совершенно разгромили эту группу красных, которые бежали на восток и северо-восток, зачастую бросая, ввиду усталости, своих лошадей. Всё поле было покрыто чёрными пятнами убитых людей и лошадей. Очень много красных разбежалось по домам окрестных деревень. Красными были брошены почти все оставшиеся у них пулемётные тачанки и повозки».

Успехи авиации под командованием Ткачёва были оценены по достоинству. Его самого наградили орденом Св. Николая Чудотворца приказом Главнокомандующего Русской армией № 3294 от 22 июня 1920 г.

Позднее, уже в эмиграции, генерал Врангель так оценил своего подчинённого: «Наша воздушная эскадрилья под руководством выдающегося лётчика генерала Ткачёва производила в воздухе ряд блестящих маневров, маневров тем более удивительных, что большинство аппаратов пришли в полную ветхость, и лишь беззаветная доблесть русского офицера заменяла технику».

Что и говорить, но авиация Ткачёва «оказала решающее влияние на весь ход войны». Ведь если бы итог этой битвы оказался иным, красные могли захватить Крым уже в июле 1920-го.

Собственно, победа в Северной Таврии на целых несколько месяцев отодвинула конец Белого движения. И в этом была несомненная заслуга Вячеслава Матвеевича Ткачёва.

После эвакуации Крыма Ткачёв эмигрировал в Югославию. На чужбине он отошёл от участия во всяких многочисленных эмигрантских организациях. Недолго работал редактором авиационного журнала, затем в частном пароходстве и, наконец, служил консультантом при инспекции авиации Королевства СХС.

Во время Второй мировой войны был начальником внеклассного воспитания русской молодёжи мужской и женской гимназий в г. Белграде.

В Югославии Ткачёв разработал ряд наставлений и пособий для её военной авиации, а также написал работу «Вопросы тактического применения авиации в маневренной войне», где анализировал опыт применения авиации в Гражданской войне.

Когда территорию Югославии оккупировали германские войска, Вячеслав Матвеевич демонстративно отказался от сотрудничества с оккупантами.

В 1944 г., во время их эвакуации (отступления), вместе с ними уходили тысячи и тысячи русских эмигрантов, но в отличие от большинства Ткачёв решил остаться. Когда его спросили, почему он так поступает, выдающийся лётчик ответил: «Лучше пусть расстреляют свои».

7 декабря его передают в ведение ГУКР «СМЕРШ», где обвиняют в сочувствии мировой буржуазии, терроризме и участии в антисоветской организации, а в августе 1945-го осуждают Особым совещанием при МГБ СССР к 10 годам ИТЛ.

Отсидел выдающийся лётчик почти до звонка. Пройдя через Сиблаг, Озерлаг и лагерное отделение Мордовской АССР, он вышел на свободу «с поражением в правах» без права жительства в больших городах - 5 февраля 1955 г. Как иностранный подданный, после освобождения генерал Ткачёв имел возможность выехать за границу, однако 70-летний старик обращается с прошением позволить ему поселиться на родной Кубани. Ему разрешили. В Краснодаре Ткачёв жил у своей племянницы, а подрабатывать устроился переплётчиком в артель инвалидов им. В.И. Чапаева.

Когда он по утрам выходил из своего подвала в ватнике с ведром за водой, вряд ли кто-то даже мог предположить, что этот старик - один из создателей русской истребительной авиации. После лагерей Бог даровал Ткачёву ещё целых десять лет жизни. И всё это время он посвятил исследованиям в области истории авиации в России, написав две замечательные книги «Русский сокол» и «Крылья России».

Умер Вячеслав Матвеевич на родной земле 25 марта 1965 г., так и оставшись выдающимся русским лётчиком на века.

Из книги Паруса, разорванные в клочья [Неизвестные катастрофы русского парусного флота в XVIII–XIX вв] автора Шигин Владимир Виленович

Драма линейного корабля «Вячеслав» В 1821 году в журнале «Отечественные записки» были напечатаны воспоминания адмирала и писателя, великого патриота земли Российской А.С. Шишкова, озаглавленные как «Разбитие военного корабля „Вячеслав“ у берегов Швеции в 1771 году».

Из книги Мы дрались с «Тиграми» [антология] автора Михин Петр Алексеевич

Из книги Я дрался с Панцерваффе [«Двойной оклад - тройная смерть!»] автора Драбкин Артем Владимирович

Зимаков Владимир Матвеевич О начале войны я узнал, когда немецкие самолеты начали бомбить Смоленск, где мы тогда жили. Это было либо 22-го, либо 23 июня. Наша семья эвакуировалась, а в 1943 году, по достижении 18 лет, меня призвали в армию.Привезли нас сначала в Моршанск, что в

Из книги «Сапер ошибается один раз» [Войска переднего края] автора Драбкин Артем Владимирович

Журнаков Александр Матвеевич (интервью Александра Бровцина) - Родился я 7 ноября 1923 года в деревне Кундыш-Мучакш Санчурского района Кировской области, мариец. Учился в Златоустовском и Черниговском военно-инженерных училищах, на центральных курсах минных заграждений

Из книги Чужие войны автора Барабанов Михаил Сергеевич

Война в Афганистане Вячеслав Целуйко Очередная война в Афганистане началась 7 октября 2001 г., когда сложившееся в этом государстве равновесие между вооруженными формированиями противостоящих в гражданской войне сил было нарушено мощным внешним вмешательством со

Из книги Клик победы автора Степенцев Вячеслав

Война в Ираке Вячеслав Целуйко Операция Соединенных Штатов Америки против Ирака (Operation Iraqi Freedom, OIF) 2003 г. остается на данный момент крупнейшей военной операцией XXI века как по масштабам привлеченных сил, так и по ее интенсивности. Менее одного месяца понадобилось

Из книги «Котлы» 45-го автора Рунов Валентин Александрович

Гражданская война в Ливии Вячеслав Целуйко 20 октября 2011 г. при прорыве из осажденного Сирта погиб лидер Ливийской Джамахирии Муаммар Каддафи. Фактически эту дату можно считать завершением активной фазы гражданской войны в Ливии, продлившейся более 8 месяцев. В этой

Из книги 100 великих героев 1812 года [с иллюстрациями] автора Шишов Алексей Васильевич

Вячеслав Степенцев Клик победы Фото: Jochen Tack/Imagebroker/Age/East NewsОстановить жизнь в крупном мегаполисе очень просто: достаточно аварии на ключевой подстанции. Отсутствие электричества не просто погружает мегаполис во мрак - оно превращает его в место, малопригодное для жизни.

Из книги Начальник внешней разведки. Спецоперации генерала Сахаровского автора Прокофьев Валерий Иванович

Цветаев Вячеслав Дмитриевич (17.01.1893-11.08.1950) Родился в городе Малоархангельске ныне Орловской области. В 1915 г. окончил Тифлисское военное училище. Участник Первой мировой войны, поручик. Командир роты, батальона.В РККА с 1918 г. В Гражданскую войну командовал ротой,

Из книги 23 главных разведчика России автора Млечин Леонид Михайлович

Генерал-майор Греков 8-й Петр Матвеевич (1769, 1762 или 1764–1817) Вечный шеф 16-го Донского казачьего полка, происходивший из прославленного казачьего дворянского рода и родившийся в донской станице Луганской (ныне город Луганск, Украина), начинал военную службу в 1784 году рядовым

Из книги Начальники советской внешней разведки автора Антонов Владимир Сергеевич

Партизан Курин Герасим Матвеевич (1777–1850) Житель села «Вохна, Павлово тож» Богородского уезда Московской губернии (район нынешнего города Павловский Посад Московской области) Герасим Курин был сыном отставного солдата, участника суворовского штурма Измаила,

Из книги Арсенал-Коллекция 2013 № 09 (15) автора Коллектив авторов

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

ТРУБНИКОВ ВЯЧЕСЛАВ ИВАНОВИЧ Родился 25 апреля 1944 года в рабочей семье в городе Иркутске, где родители находились в эвакуации. Отец работал слесарем-сборщиком на авиационном заводе, эвакуированном в Иркутск из Москвы. После окончания Великой Отечественной войны семья

Из книги автора

Я помню... Силин Вячеслав Петрович Отца я не бачия, он погиб раньше, чем я народился. Его корабль шел с рейда в Кронштадт. В это время мой дядя на другом корабле плыл на рейд и бачил, як он на мину наскочил. Их разорвало пополам.Дядя тоже был моряк, вин богато ходил на море. С

Вячеслав Матвеевич Ткачев уроженец Кубанской области, станицы Келермесской, Майкопского отдела. Родился будущий летчик и кавалер Георгиевского ордена в семье войскового старшины 24 сентября 1885 года. Быть может, за свои достижения в авиации и военном деле Вячеслав Матвеевич должен быть благодарен еще своему отцу, который также был отличным военным человеком, и в годы Крымской войны 1853-1856 годов был также удостоен награды кавалера Георгиевского креста IV ступени.

Как и отец, В.М. Ткачев прошел обучение военной тематики в Константиновском артиллерийском училище, откуда в 1806 году был выпущен и прикомандирован во вторую Кубанскую казачью батарею, в 1908-ом был переведен здесь же в пятую бригаду, а в 1910 году поступает на должность в Одесском кадетском корпусе. С 1910 по 1912 год он является офицером-воспитателем.

ТКАЧЕВ Вячеслав Матвеевич.


Однако, уже в это время, до начала Первой Мировой войны, у артиллериста была неугасимая страсть к небу. Следуя зову сердца, Ткачев в 1911 году заканчивает Одесское авиационное училище и сразу же в 1912 становится кадетом Севастопольской школы воздушного флота кафедры авиационного отдела. Как мужчина спортивной натуры и души, кадет любил получать удовольствие и адреналин от полетов над облаками, рискуя каждое мгновение жизни, проведенной в полете, упасть и разбиться. Тем самым летчик заработал себе репутацию храброго, бесстрашного авиатора, который не жалел ни себя, ни технику ради прогресса в области пилотирования планерами. Миру известен рекорд по длительности полета на то время, установленный Ткачевым. Это был четырехдневный беспрерывный перелет по маршруту Киев - Бирзулу - Одесса - Херсон - Керчь - Екатериноград.

Логично, что Первую Мировую войну будущий кавалер Георгиевского ордена проходил в качестве летчика. Командование армии поручало асу самые сложные и ответственные задания. Ткачев обладал огромным мастерством пилотирования, был смелым и отважным, поэтому призванием его была разведка. Полученные задания военный выполнял в полном объеме и в поставленные сроки, что давало армии преимущество перед противником.

В одном из своих военных вылетов летчику удалось разведать расположение, направление движения военного корпуса противника, приблизительную численность военных, обмундирование, а также попутно кавалерию и дивизию самолетов. С целью досконального изучения позиций и силы противника, асу пришлось полностью пролететь над позициями врага. В результате облета по нему был открыт огонь из «всех орудий», что привело к многочисленным повреждениям планера. Из-за того, что был поврежден масляный бак, самолет не мог продолжать работу, поэтому летчик принял решение пикировать. Выбрав участок лесистой местности, в надежде на то, что там его будет труднее поймать, летчик выключил двигатель аппарата и направил его туда. Однако, неожиданно ему пришла в голову гениальная мысль. Летчик заткнул пробоину ногой, завел двигатель и стал набирать высоту. Таким образом, ему удалось дотянуть планер до позиций союзников и посадить его там. Но и на этом его приключения не закончились - Ткачеву с трудом удалось доказать нацелившимся на него солдатам, что он тоже русский солдат. В результате полета летчик предоставил очень важную разведанную информацию. За отвагу, храбрость, выполнение задач Ткачев В.М. 24 ноября 1914 г. был удостоен звания кавалера ордена Святого Георгия 4 степени!

Вячеслав Матвеевич прошел эту войну. Однако, в преддверии октябрьской революции 1917 года подал рапорт об отставке, не разделяя взглядов большевиков. В 1918 году, опасаясь расправы, ему пришлось бежать на Кубань, где принял участие в белом партизанском движении. Таким образом, в результате противостояний солдата занесла судьба в Белград, где он встретил Вторую Мировую войну преподавателем авиационного дела на Высших военно-авиационных курсах. В 1944 году, когда пришли советские войска, Ткачева осудили на 10 лет тюрьмы. В 1955 году кавалер Георгиевского ордена, получив гражданство СССР, поселился в Краснодаре, где встретил свою смерть 25 марта 1965 года.

Георгиевские кавалеры 1 Мировой войны: