Презентация на тему: "Письмо. Что такое письмо? Здравствуй! «Ты уехал, а цветы, посаженные тобою, остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка.". Скачать бесплатно и без регистрации. Архив Александра Н. Яковлева

Русский язык. Тема урока: Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными, уступки и следствия

11.01.2015 4201 560

Цели:

Дать понятие о придаточных сравнительных, уступках и следствия формировать умения распознавать придаточные сравнительные, уступки и следствия и отличать их от других видов придаточных; определять их место в сложноподчиненном предложении, способы связи придаточных с главными, правильно ставить знаки препинания в предложениях данного типа;

Способствовать развитию навыка выразительного чтения;

Формировать позитивное отношение к миру, людям.

Тип урока: совершенствование знаний и способов деятельности

Ход урока

I . Организационный момент

II . Актуализация

1. Словарный диктант. Рабочая тетрадь, задание 75. Вставьте пропущенные буквы. Объясните значение слов *.

Оч…рование, опт…мальный, под_час, под…грать, по_иному, пол…глот*, по_истине, пол…графист*, пол…клиника, по_мере_того_как, по_немногу, по окончани.., по_прежнему, попур…и*, с…мфония, рен…ген, р…сница, ржа…ой, ровес…ник, рота_принт, сдержа…ость, себе на_уме, серо_буро_малиновый, с…мптом, с какой стати, ск…птицизм*, следс…вие, слово_ в _слово.

2. Синтаксическая пятиминутка. Записать только сложноподчиненные предложения, составить их схемы, определить вид придаточных.

Ты уехал, а цветы, посаженные 2 тобою, остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя на Капри нечто хорошее - цветы.

Вот если бы ты всегда и везде всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее, легка и приятна была бы твоя жизнь 1 .* Тогда бы ты чувствовал себя всем людям нужным, и это чувство сделало бы тебя богатым душой.

Знай, что всегда приятнее 2 отдать, чем взять. *

(Из письма А. М. Горького к сыну)

III . Формирование новых понятий и способов действия

1. Составление общей схемы.

, ( союзы как, будто, словно, подобно тому как, тем …, чем)

2. Запись и анализ предложений. Определите, что присоединяет союз как

1) Вдали полосой широкой, что скатерть, тянется луг. (И. Никитин.) (сравнительный оборот)

2) На ветках берез, как алмазы, горят капли сдержанных слез. (С. Есенин.) (сравнительный оборот)

3) Цветы, родившиеся ночью, заголубели на заре, как будто порванное в клочья лежало небо на траве. (В. Федоров.) (придаточное сравнительное)

4) Как в дымке голубой и небо и вода. (А. Фет.) (союз как входит в состав сказуемого)

  1. Упр. 321 (выборочно)

Слово учителя

Придаточное уступительное указывает на факт, который мог бы помешать тому, о чем говорится в главном, но не помешал. Союз хотя – основной союз, который прикрепляет придаточные уступительные к главному, образован от глагола хотеть , но давно утратил свое значение и его можно заменить другими союзами и союзными словами.

1. Составление общей схемы.

Несмотря на что? Вопреки чему?


, (союзы хотя, несмотря на то что, пускай, пусть, впрочем, однако, даже, как ни, сколько ни )

Что из этого следует?



, ( союз так что……)

2. Запись и анализ предложений.

1. Я заснул крепко, так что не видел ни одной станции.

2. Несмотря на то что наступил ноябрь, дни стояли теплые, солнечные.

3. Темнота сгустилась, так что нельзя было различить человека на расстоянии двух метров.

3. Упр. 325 (выборочно)

IV

1. Рабочая тетрадь, задание 89. Передайте смысл простых предложений сложными с придаточными уступительными.

IV . Применение. Формирование умений и навыков

1. Рабочая тетрадь. Задание 83. Отметьте только сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными, подчеркните грамматическую основу.

1. В комнатах зaпaxло сладким дымом, как бывает на елке.

2. Черный плющ крепко сжимал стволы буков, как бы стараясь согреть в них живительные соки.

3. Маршал поцеловал руку, и она показалась ему холодной, как льдинка.

4. Непривычное желание тишины нужно сейчас маршалу, как последний отдых перед стремительным топотом атаки.

5. Клавесин запел торжественно, как будто пел не он, а сотни ликующих голосов.

6. Незнакомец сидел не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой.

7. Лесной край, загадочный и огромный, как океан, простирался вокруг в cyмpaке ночи, в запахе прели и мокрой листвы, в остром воздухе никем не потревоженных чащ.

8. Тишина - она казалась Наташе глубокой, как ночная вода, - стояла в лесах.

9. Стало слышно, как гудит шмель, запутавшийся в оконной занавеске.

10. Режиссер всматривался в грозовое небо с таким видом, как будто оно было театральной постановкой.

11. Она слышала, как на полянах за озером тихо переговаривались о чем-то своем журавли, потом отчаянно крякнула утка – и все стихло. (К.Паустовский)

Запомните !

Запятая перед союзом как ставится

- если союз как входит в состав сравнительного оборота;

- если союз как присоединяет придаточное сравнительное к главному;

- если союз как вводит приложение с дополнительным обстоятельственным значением причины.

Запятая перед союзом как не ставится

-если союз как входит в состав сказуемого;

- если союз каквходит в состав фразеологического оборота;

- если союз как присоединяет приложение, которое можно заменить оборотом «в качестве»

2. Записать предложения, поставить знаки препинания.

1.Луг весь как пышный зеленый бархат.

2. Как врач брат понимал всю запущенность болезни.

3. Маленькие вагоны как игрушки тянулись вдоль дороги.

4. Как дым рассеялись мечты.

5. Достоевский велик как мастер психологического романа.

6. Многие русские слова излучают поэзию как драгоценные камни излучают блеск.

7. Мою любовь широкую как море вместить не могут жизни берега.

3. Сложноподчиненные предложения с придаточными сравни­тельными перестройте так, чтобы они приобрели значение опре­делительного или образа и степени действия.

1) Из ельника пополз вдруг молочный туман, будто кто-то зажег там невидимые костры. 2) Маленький узкий овод жжет, словно кто-то прижимает к телу тлеющую спичку. 3) Вдруг я увидел яркие грибы, будто кто-то бросил в хвою драгоценные камни. 4) Крупный дождь сыпал густо и прямо, точно горох из распоротого мешка.

4. Развитие речи. Упр. 323, выразительное чтение стихотворение Ф. Сологуба

V . Этап информации о домашнем задании

§ 13. упр. 322, 324

VI . Подведение итогов

VII . Этап рефлексии

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Пришел последний денек апреля...А в Москве все так же сыро и холодно. Скукота! Вот сижу и пишу стихи...)В такую погоду никак не могу написать что нибудь веселое и задорное...Все про всякие расставания и смерти! Хочу показать вам то, что я заучила наизусть и читаю каждый день! Это письмо Горького своему сыну. “Ты уехал, а цветы, посаженные тобой, остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя на Капри нечто хорошее – цветы.


Вот если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о тебе, - легка и приятна была бы твоя жизнь. Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным, и это чувство сделало бы тебя богатым душою. Знай, что всегда приятнее отдать, чем взять…”


Это отрывок. Мне кажется, что это очень правильные и красивые слова.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.04.2010. Последний день апреля...

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

В конференц-зале Администрации города состоялось чествование победителей III ежегодного конкурса «Лучший председатель территориального общественного самоуправления, лучший председатель уличного комитета, лучший старший по дому (домам), лучший дом, лучшая дворовая территория города Смоленска» по итогам работы в 2012 году.

В церемонии награждения приняли участие заместитель главы Администрации города – руководитель аппарата Администрации города Смоленска Анна Ефремова, депутат городского Совета, заместитель главы города Владимир Виноградов, депутаты Евгений Павлов, Тамара Максимчук.

Следует отметить, что большую работу по подготовке и проведению конкурса провели Комитет по местному самоуправлению, Администрации районов.

Плодотворно поработала и конкурсная комиссия. Как сказал в своем выступлении член комиссии Владимир Виноградов, общественная активность смолян растет, и было непросто выявить победителей. С каждым годом конкурс набирает рейтинг популярности, увеличивается число его участников. В этом году только победителями стали 16 человек.

Все они были награждены благодарственными письмами Администрации города и денежными премиями.

В номинации «Лучший председатель территориального общест-венного самоуправления»:

1-е место присуждено Тимофееву Владимиру Михайловичу, председателю комитета территориального общественного самоуправления «НИКА».

2-е место - Мельниковой Елене Анатольевне, председателю комитета территориального общественного самоуправления «Жасмин».

3-е место - Денисовой Марине Андреевне, председателю комитета территориального общественного самоуправления «Холм Георгиевской Церкви».

В номинации «Лучший председатель уличного комитета»:

1-е место присуждено Лазукиной Оксане Ивановне, председателю уличного комитета улицы 4-я Северная.

2-е место - Гузюкиной Марине Викторовне, председателю уличного комитета улицы Радужной в микрорайоне «Загорье».

3-е место - Картошкиной Эльвире Магсумовне, председателю уличного комитета улицы Смоленской.

В номинации «Лучший старший по дому (домам)»:

1-е место присуждено Байрамовой Инне Нагдали Кызы, старшему по дому № 72 по проспекту Гагарина.

2-е место - Валеевой Любови Лаврентьевне, старшему по дому № 2а по улице Нормандия-Неман.

3-е место - Болотникову Сергею Анатольевичу, старшему по дому № 13 по улице Юрьева.

В номинации «Лучший дом»:

1-е место комиссия присудила Лобановой Елене Александровне, собственнику дома № 16 по улице Радужной в микрорайоне «Загорье».

2-е место - Марченкову Николаю Адамовичу, собственнику дома № 37 по улице Калинина.

3-е место - Филипенковой Татьяне Геннадьевне, собственнику дома № 1 по Загорному переулку.

В номинации «Лучшая дворовая территория»:

1-е место присуждено Шулеву Сергею Васильевичу, принявшему самое активное участие в благоустройстве дворовой территории многоквартирного дома № 11 по Витебскому шоссе.

2-е место - Афанасьевой Татьяне Евгеньевне, принявшей самое активное участие в благоустройстве дворовой территории многоквартирного дома № 2/14 по улице Циолковского.

3-е место - Туркову Евгению Викторовичу, принявшему самое активное участие в благоустройстве дворовой территории многоквартирного дома № 25 по улице Госпитальной.

Кравец Светлана Валерьевна, собственник дома № 10 по улице Яблоневой, награждена Дипломом участника конкурса.

По итогам конкурса 2011 года в номинации «Лучший дом» были поощрены:

Лобанова Алла Михайловна, собственник дома №69 по ул. Шейна, за 1-е место.

Сирина Галина Петровна, собственник дома №172 по ул. Большая Краснофлотская, за 3-е место.

В номинации «Дворовая территория»:

Райкова Вера Николаевна, принявшая самое активное участие в благоустройстве дворовой территории многоквартирного дома №2 по ул. Трудовой, за 2-е место.

В адрес победителей конкурса было сказано много теплых благодарственных слов. Ведь все они - активисты территориального общественного самоуправления нашего города, люди с активной жизненной позицией, неравнодушные. И свое неравнодушие выражают в стремлении сделать краше окружающий мир - свой дом, дворовую территорию, улицу, любимый Смоленск.

В свою очередь награжденные отмечали, что сегодня деятельность ТОСов поддерживают многие активные жители микрорайонов, без которых не было бы и результата.

Этим людям, которых в нашем городе немало, хочется адресовать удивительно простые, но глубокие по смыслу слова, которые Максим Горький когдато написал в письме сыну:

«Ты уехал, а цветы, посаженные тобою, растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что ты, мой друг, оставил после себя нечто хорошее - цветы.

Вот если бы ты всегда и везде, всю жизнь оставлял для людей только хорошее: цветы, мысли, славные воспоминания о себе - легка и приятна была бы твоя жизнь. Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным, и это чувство сделало бы тебя богатым душой.

Знай, что всегда приятнее отдать, чем взять.»

Название . Коммуникативное упражнение "Ты ушел, а..."

Предназначение .

Процедура группового психологического коммуникативного тренинга. Направлена на развитие письменной речи.

Ведущий напоминает участникам о важности культуры письменной речи. Может случиться так, что от того, насколько грамотно и эффектно будет оформлено то или иное письменное сообщение, может зависеть и карьера человека, и его судьба. В век бурного развития информационно-коммуникационных технологий это соображение вдвойне плодотворно. Через интернет можно связаться с человеком в другом конце света, находящимся в иной социальной группе. Если твое сообщение заинтересует его, тронет, это может быть началом плодотворного сотрудничества или просто интересного общения.

Ведущий предлагает вспомнить известное короткое письмо, которое написал А.М. Горький своему сыну:

Ты уехал, а цветы, посаженные тобою, остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя на Капри нечто хорошее - цветы. Вот если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее - цветы, мысли, славные воспоминания о тебе, - легка и приятна была бы твоя жизнь. Тогда ты чувствовал бы себя всем людям нужным, и это чувство сделало бы тебя богатым душой.

Участникам предлагается написать что-то подобное. Поскольку у письма должен быть свой конкретный адресат, ведущий предлагает следующее: один из участников на время (примерно 10 минут) выходит из тренингового зала. Остальные участники должны за это время попробовать написать короткое письмо, адресованное этому ушедшему человеку. При этом каждое письмо должно начинаться с фразы: "Ты ушел, а..."

Когда все письма будут написаны, ведущий их собирает. Перед этим он отмечает, что письмо можно подписать своим настоящим именем, можно любым вымышленным, можно вообще не подписывать. Когда вышедший игрок возвращается, ведущий передает ему стопку писем. Этот игрок просматривает по очереди каждое письмо. Если желает, то оглашает его содержание.

Упражнение можно повторить еще 1-2 раза.

В конце проводится анализ:

Что самого сложного было в написании письма?

Какие обороты понравились больше всего?

Обязательно ли писать длинные письма? или можно обойтись коротким сообщением?

Что чувствовали адресаты во время прочтения писем?

Если кто-то из участников пожелает, то может рассказать о собственном случае из реальной жизни, когда полученное письмо или простое сообщение произвело сильный эффект.

1. Коммуникативное упражнение "Ты ушел, а..." [Электронный ресурс] // А. Я.. 30.10.2012..html (30.10.2012).