Основные моменты при сдаче города. На чем "валятся" на экзамене в ГАИ

Слышали выражение «Предупрежден, значит вооружен»? Оно как нельзя лучше подходит для тех, кому предстоит экзамен в ГАИ. Если вы собираетесь сдавать на права – обязательно прочитайте эту статью. Ее написал один из лучших инструкторов Upstudy . Статья подробно рассказывает о самых распространенных ошибках на экзамене по городу в ГАИ. Она поможет вам не только избежать нелепых промахов, но и правильно настроиться на экзамен.

Экзамен в ГАИ – это не суд, а фильтр

Прежде чем привести конкретные примеры, давайте разберемся, зачем и кому вообще экзамен нужен.

Для "кандидата в водители", (а именно так называются экзаменуемые: они уже не ученики, но еще и не "водители") ответ очевиден - чтобы получить "Права".

Для экзаменатора же цель экзамена - ответить на вопрос: можно ли данному кандидату в водители доверить самостоятельное управление автомобилем, то есть в буквальном смысле слова возложить на него ответственность за его будущие действия на дороге. При этом экзаменатор может ответить на этот вопрос, только глядя со стороны на внешние действия экзаменуемого. Именно этими действиями (правильными или неправильными) и можно убедить экзаменатора в том, какой результат ему следует поставить - СДАЛ или НЕ СДАЛ.

Экзамен – это не суд, на котором выносится приговор, а фильтр. Через это фильтр не должны пройти те, кто не готов к самостоятельному вождению. При этом если даже не пройдёт и часть тех, кто объективно готов к самостоятельному управлению автомобилем, то это не будет являться проблемой, в отличие от ситуации, если этот фильтр пройдут те, кто не готов.

Экзамен в ГАИ – это игра, а дорога – нет!

Кандидату в водители лучше воспринимать экзамен как игру.

Со стороны экзаменуемого цель этой игры – не дать экзаменатору уличить его в нарушении Правил дорожного движения - вплоть до последней буквы, точки или запятой!

Со стороны экзаменатора – цель игры противоположна – уличить кандидата в нарушении каких-то пунктов Правил или норм безопасности на дороге.

С одной стороны, эта игра не должна выпустить на дорогу неподготовленных водителей, а с другой – выпустит на дорогу только тех, кто объективно может нести ответственность за свои действия.



Необходимо подчеркнуть, что экзамен здесь назван игрой, но дорога – не игра! Когда кандидат в водители получает права и становится водителем, все сразу же становится серьезно. Ответственность уже полностью на нём, и он должен это понимать.

В чем главная цель экзамена?

На экзамене в ГАИ не стоит цели куда-то доехать, а уж тем более куда-то успеть доехать.

Цель одна - продемонстрировать соблюдение Правил до последней точки и запятой, а также адекватность своего поведения на дороге. Конечно, все понимают (и экзаменатор в том числе), что на дорогах нет 100% строгого соблюдения правил, однако на экзамене надо такую езду продемонстрировать. Это является гарантией того, что человек, сдавший экзамен, может отвечать за свои действия на дороге, в том числе, даже если он не соблюдает ту или иную букву или пункт правил.

Главные ошибки при сдаче в ГАИ

Цель этой статьи - не пересказ методики приёма экзамена или оценки ошибок в штрафных баллах, методика известна.

Я постараюсь перечислить наиболее частые ошибки, которые приводят к не сдаче третьей части экзамена (вождение по городу), и частично коснусь их причин.

С более детальным разбором можно ознакомиться в книге Андрея Барбакадзе «Я учусь водить автомобиль. Подробное пошаговое руководство для сдающих на права».

Ошибки можно разделить на глупые и грубые. Примеры «глупых ошибок»:

    • Не пристегнул ремень безопасности.
    • Забыл включить указатель поворота при начале движения или других манёврах, или забыл его выключить, а также не вовремя его включил или выключил.
    • Забыл снять автомобиль со стояночного тормоза при трогании или не поставил на него после остановки.

Чаще всего «глупые ошибки» связаны с:

    • недостаточным техническим навыком управления автомобилем;
    • невнимательность;
    • волнением, с которым экзаменуемый не может справиться, а это необходимо уметь любому водителю.

И то, и другое, и третье говорит о том, что человек объективно не готов к дороге. Экзаменатор это видит и может поставить несдачу по совокупности штрафных баллов за достаточно большое количество незначительных ошибок.

Другие несдачи могут возникнуть даже из-за одной ошибки, которая считается грубой (хотя на дороге такие действия часто встречаются).

Примеры грубых ошибок при сдаче экзамена в ГАИ:

    • Не занять крайнее правое положение на крайней правой полосе перед поворотом направо или крайнее левое положение на крайней левой полосе перед поворотом налево (разворотом). То есть не выполнить пункт 8.5 Правил. Например, метр от поребрика или от осевой линии - это слишком много. Требуется занять положение не более 30-40 см от поребрика, при этом сделать это надо заранее и плавно, что требует от экзаменуемого достаточно хорошего чувства габаритов автомобиля и уже многое говорит экзаменатору о хорошем уровне технических навыков, знании правил и понимании ситуации экзаменуемым.
    • Повернуть направо, не выполнив требование двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части, то есть повернуть во вторую полосу, когда первая свободна на достаточном расстоянии, и тем самым нарушить ПДД пункт 8.6 второй абзац. (Замечу, что в жизни оба эти нарушения встречаются весьма часто и не считаются очень грубыми.)
    • Повернуть налево, при этом нацелившись на встречную полосу или на тротуар.
    • Наезд на сплошную линию разметки при перестроении или при движении прямо.
    • Превышение скорости в зоне действия знака «Ограничение максимальной скорости».
    • Разворот в месте, где он запрещён (например, на автобусной остановке или где дорога не просматривается на 100 метров).
    • Остановка в зоне знака «Остановка запрещена», или у желтого поребрика (разметка 1.4), или напротив выездов слева.
    • Иногда даже из-за невнимательности не замечают небольшие перекрёстки, на которых было задание выполнить поворот или разворот, и едут прямо.
    • К невнимательности или небрежности можно отнести и движение между полос (даже если отсутствует разметка).
    • Развороты вне перекрёстков на узких дорогах с интенсивным движением часто приводят к несдачам, потому что создают помеху попутному или встречному транспорту. Как вариант, можно порекомендовать ехать до перекрёстка и разворачиваться на нём.
    • При развороте на широких дорогах часто неправильно определяют положение осевой линии, если отсутствует разметка.
    • Двигаясь за едущей впереди машиной, не замечают сигнал светофора и выезжают по запрещающему сигналу на перекрёсток.
    • Остановка за стоп-линией или за краем проезжей части на перекрёстке.
    • Развороты на перекрёстках тоже часто приводят к несдачам:
    • на небольших по размеру перекрёстках не могут рассчитать траекторию и развернуться в один приём, упираются в поребрик, а задний ход на перекрёстках запрещён;
    • на больших регулируемых перекрёстках с интенсивным движением часто «зависают» – не могут уехать после сменившейся фазы светофора;
    • бывает, при развороте на перекрёстке часть траектории разворота проходит по «зебре».

В каких случаях экзаменатор сам жмет на тормоз

Отдельная разновидность «несдач» – когда экзаменатор нажимает на тормоз быстрее, чем это успевает сделать экзаменуемый. Такое может случиться в различных ситуациях:

    • пешеход неожиданно выскочил на дорогу;
    • водитель-нарушитель подрезал при перестроении из соседнего ряда или на перекрёстке при повороте или развороте;
    • при приближении к перекрёстку по красному сигналу светофора надо уступить дорогу тем, имеет преимущество. Такие несдачи выглядят весьма обидно. Проваливший экзамен говорит: «Я всё видел и затормозил бы и остановился бы вовремя!» Но доказать здесь что-то вряд ли получится. Можно порекомендовать снижать скорость, по крайней мере в штатных ситуациях, которые легко предвидеть, заранее и плавно. Помните, что экзаменатор очень негативно реагирует на любые резкие и неожиданные действия со стороны экзаменуемого. Кстати, по новому регламенту приёма экзаменов (с 1 сентября 2016г) спереди («на педалях») должен будет сидеть представитель автошколы (инструктор), а экзаменатор - сзади. Это снимет с экзаменатора ответственность за безопасность на экзамене и уменьшит количество таких неоднозначных ситуаций.

Самый обидный способ завалить экзамен

Не очень частой, но сверхобидной несдачей является следующая. Сдающий всё сделал правильно во время экзаменационной поездки. В конце – правильно выбрал место для остановки и правильно там остановился. Ничего не забыл: выключил поворотник и передачу, поставил автомобиль на ручник. Получил отметку СДАЛ и подпись экзаменатора в экзаменационном листе. И – на радостях – открыл водительскую дверцу, не посмотрев назад! Не пропустив попутный транспорт! Если обходится без ДТП (а случалось на экзаменах и такое!), то ситуация легко исправляется: перед отметкой СДАЛ ставится частица НЕ. Обидно? Да. Жестоко? Нет. Гуманно! Такой кандидат в водители не только сам на всю жизнь запомнит, но родственникам, друзьям и всем своим пассажирам скажет: смотрите и, прежде чем открывать дверь, убедитесь в безопасности (ПДД 12.7)!

Шутки шутками, но на самом деле НЕсданный экзамен очень хорошо учит. В этом смысле он полезнее сданного. Говорю это на полном серьёзе.

Во-первых, относитесь к экзамену как к игре. Это поможет справиться с волнением. Некоторое волнение во время сдачи – совершенно нормально, но для будущего водителя важно уметь с ним справиться. А дорога, повторюсь, не игра!

Во-вторых, воспринимайте экзамен, как испытание, которое требуется прежде всего именно вам, чтобы ответить на вопрос – готовы ли вы к дороге, можете ли вы взять на себя ответственность. Водительское удостоверение – это не столько права, сколько ответственность! И, пожалуйста, не пытайтесь обойти экзаменационное испытание взятками и разными некорректными путями. Те, кто пытается так делать, обманывают прежде всего самого себя.

Наконец, в-третьих: несданный экзамен лучше сданного. Он учит. Если не сдали - не расстраивайтесь, а проанализируйте ошибки. Как известно, «опыт - сын ошибок трудных» (А.С.Пушкин). Главное при несдаче – понять, почему так произошло. Если не поняли, обязательно спросите у экзаменатор или у своего инструктора по вождению.

Надеюсь, эта статья также поможет вам разобраться в этом. Желаю всем удачи на экзаменах, а главное - на дорогах!

Итак, сдача экзамена в ГИБДД состоит из двух этапов: теория и практика. Чтобы настроиться на экзамен и успешно его сдать, следует знать, какие наиболее распространенные ошибки при сдаче экзаменов в ГИБДД допускают сдающие такой экзамен. Вы не первый и не последний человек, сдающий экзамен на право вождения транспортного средства, поэтому не волнуйтесь и постарайтесь учесть ошибки других.

1. Первая и главная «ошибка» - нервничать на экзамене. Хотя это бывает сложно сделать, но главное – успокойтесь. Вы уже сдали экзамен в автошколе, где уже отвечали на билеты и сдавали практику вождения. Более того, в автошколах экзамен более расширенный, чем в ГИБДД, поэтому вероятность того, что вам попадется билет, который вы не знаете, очень мала. Кстати, при сдаче экзамена в ГИБДД тот вопрос, в ответе на который вы сомневаетесь, можно временно пропустить и вернуться к нему в самом конце, когда на другие вопросы вы уже ответили.
2. Торопиться, сдавая экзамен. Помните, что важно сначала внимательно прочитать вопрос. А затем уже отвечать. У вас есть целая минута на обдумывание ответа, и если вы ответственно готовились к экзамену, то этого времени более чем достаточно.
3. Распространенная ошибка при сдаче экзамена – невнимательность при объяснениях инспектора перед экзаменом. Он объяснит специфику работы оборудования, на котором вы будете сдавать экзамен. Думается, не нужно напоминать о том, что пользоваться шпаргалками на экзамене недопустимо, и за это вас удалят с экзамена.
4. Начинать движение автомобиля сразу после посадки в него. Не надо спешить! Сначала нужно настроить под себя сиденье, поправьте зеркала, а стесняющую движения одежду вообще лучше снять.
5. Начинать движение при включенном стояночном тормозе, пытаться завести уже заведенную машину либо, наоборот, пытаться поехать на незаведенной.
6. И вот мы переходим к тем ошибкам, которые действительно могут повлиять на то, сдадите вы экзамен или нет. Вот наиболее распространенные из них:

Движение по встречной полосе
- создание аварийной ситуации при повороте налево
- создание аварийной ситуации при развороте на проезжей части с трамвайными путями
- в начале движения автомобиля многие забывают включить поворотные и огни и этим создают аварийную ситуацию
- часто встречается ошибка на перекрестке, при повороте направо. На перекрестках нужно быть очень внимательными, не забывать уступать дорогу пешеходам, держаться как можно правее при повороте направо, а также не забывать включать сигнал поворота.
- зачастую сдающие экзамен останавливаются на пешеходных переходах, а также не других метах, где остановка запрещена. Иногда инспектор специально просит остановиться там, где этого делать нельзя, и в этом случае ваша задача – аргументировано ему это объяснить.

Изучайте,запоминайте! Удачи на дорогах!

Многих людей волнует то, как проходит сдача экзамена в ГИБДД. Немало существует различных слухов и легенд, касающихся этой темы. Что и как на самом деле всё происходит? Об этом стоит рассказать более подробно.

О порядке и правилах

В прошлом, 2014 году, и в нынешнем, 2015-м, была внесена масса изменений в систему обучения вождению. И конечно, они отразились и на правилах сдачи. Первым делом увеличилось количество часов, которое отводится на обучение. Стала больше и сумма, которую людям необходимо отдать за это. Сейчас она равна 45-50 тысячам рублей. И наконец, отменили возможность самоподготовки и сдачи экзаменов экстерном. А теперь о том, как отныне проходит сдача экзамена в ГИБДД.

Итак, все имеют право обратиться в любой экзаменационный отдел в ГАИ. Не важно, где кто обучался. Важно лишь наличие на руках документа об окончании автошколы. Ещё интересно, что теперь на права могут учиться дети старше 16 лет. Только родители подростка должны дать заверенное согласие на это и написать заявление в ГИБДД. Ещё отныне в правах указывается, на каком автомобиле учился человек, и, соответственно, на какой машине проходила сдача экзамена в ГИБДД. Если на АКПП - то ему будет дозволено ездить исключительно на “автомате”. Если на МКПП - то ограничений нет. И последнее нововведение - результаты теоретического экзамена являются действительными еще полгода после сдачи.

Теория

Итак, сдача экзамена в ГИБДД подразумевает три этапа. Первый - теоретический. Для многих он является самым сложным. Однако большинство всё-таки справляются с этой частью легко. Итак, какие здесь основные правила сдачи экзамена? В ГИБДД, по сути, всё так же, как и в автошколе. Те же самые билеты, которые ученики проходили в “родных пенатах”. Подготовиться к теории просто. Достаточно купить книжку с правилами и с билетами. Их всего сорок, и в каждом - 20 вопросов. Если каждый день учить по одному билету, а потом начать их проходить “по кругу”, то на сдаче можно и не волноваться вовсе.


Самое главное - не переживать и внимательно читать вопросы с ответами. Потому что на отображаемых на мониторе картинках порой бывает одна маленькая деталь (например, горящий вдали светофор, или знак дорожный), которую замечаешь не сразу. И если упустить её из виду, то можно совершить ошибку. Так что в этом деле есть лишь одно правило - не спешить и быть внимательнее.

Изменения после 2016 года

Вообще планируется ввести ещё некоторые изменения. Только после 2015 года. На сегодняшний день при сдаче теории в ГАИ можно совершить две ошибки из двадцати вопросов. Если человек совершит три, то можно считать, попытку он провалил. Но всё может стать строже. Планируется, что ошибки при сдаче экзамена в ГИБДД будут наказываться пятью дополнительными вопросами. Таким образом, если человек два раза ответил неправильно, то ему придется решить еще половину билета. Не справится с этим заданием - придется подготавливаться к переэкзаменовке. А потом и вовсе должны отменить все возможные “поощрения”. Двадцать из двадцати - вот сколько правильных ответов необходимо будет дать человеку, проходящему экзамен в ГАИ.

Автодром

Итак, про то, как происходит сдача экзаменов ПДД (ГИБДД), было сказано, теперь стоит поговорить про автодром. Это - учебная площадка, на которой ученики показывают свои навыки езды, а также элементы. Основных всего пять. Но сдача экзаменов по вождению в ГИБДД предполагает демонстрирование только трех элементов. Обычно это змейка, параллельная парковка и эстакада. Еще есть заезд в гараж задним ходом и разворот. О каждом элементе стоит рассказать подробнее.


Змейка и параллельная парковка

Змейка - здесь всё просто. В один ряд на определенном, довольно узком расстоянии стоят фишки, которые нужно проехать по определенной “змеевидной” траектории, не задев. Чтобы элемент получился, и машина попала в расстояние между фишками, необходимо “почувствовать” руль и двигаться максимально медленно, на сцеплении, без газа. Руль нужно крутить интенсивно, но не в начале пересечения расстояния между фишками, а в конце, чтобы успеть вписаться между новыми. Элемент считается сданным, если ученик не пересек линию старта и финиша, не задел стойки, не заглох, а также не забыл включить нейтральную передачу и поставить машину на стояночный тормоз.

Теперь про параллельную парковку. У многих учеников этот элемент вызывает большие трудности. Но на самом деле всё просто. Нужно лишь понять принцип. Какие тут правила? Как нужно действовать, чтобы инспектор засчитал элемент? Итак, первым делом надо остановиться перед линией старта. Потом - подъехать к первой фишке (приблизительно это середина воображаемого рядом стоящего автомобиля). Затем - сдать назад и встроиться между передней и задней машинами (также воображаемыми). Для того чтобы правильно выполнить элемент, нужно внимательно смотреть в зеркала, следить за фишками и правильно выворачивать руль. Всему этому учит инструктор на занятиях. Элемент засчитывается, если ученик не сбил фишки, не пересек разметку, смог правильно въехать в зону стоянки, не заглох и в конце поставил нейтральную передачу и ручник. В общем, упражнение простое, главное - его отработать до автоматизма.


Эстакада, разворот и заезд в гараж

Рассказывая про порядок сдачи экзамена в ГИБДД, а также про то, как это происходит на автодроме, хотелось бы парой слов отметить и оставшиеся три элемента.

Итак, эстакада. Элемент, когда ученику нужно тронуться в горку (на подъёме) с ручника и не скатиться назад. Упражнение засчитывается, если человек не допустил целый ряд ошибок. Первое - важно не заглохнуть. Но это не смертельная ошибка, так что допускается. Второе - нужно зафиксировать машину в неподвижном состоянии на подъеме. Она не должна скатиться! А если откат и будет, то он не должен превысить 30 сантиметров. И ещё важно не пересечь линии “Стоп”, а также поставить машину в конце упражнения на ручник и включить “нейтралку”.

Заезд задним ходом в гараж считается самым простым. Здесь просто важно не сбить фишки на подъезде и заехать в воображаемый бокс до конца.

В случае с разворотом то же самое. Там единственная сложность заключается в узком пространстве, на котором ученику нужно развернуться. Здесь тоже важно не сбить фишки и не пересечь линии разметки.

Вот и всё. Если учесть эти нюансы, то можно считать, что удачно пройдет сдача экзамена в ГИБДД. Категория “В”, во всяком случае, подразумевает выполнение только этих элементов.


Городская езда

Это - самая проблемная часть, которую включает в себя сдача экзамена в ГИБДД. Вождение по городу справедливо считается самым трудным этапом. Многие говорят, что из-за придирчивости инспектора или из-за его нежелания одобрять получение прав человеком сдать его достаточно трудно. Подавляющее большинство учеников говорит, что человек может ездить идеально, но не исключена вероятность того, что его “завалят”. Что ж, стоит быть готовым ко всему. Но самое главное - взять от уроков вождения всё, по максимуму.

Итак, по правилам 2015 года ученик должен отъездить двадцать минут по городу. В машине стоит видеорегистратор, так что всё фиксируется. Хотя иногда ученика “отпускают” и раньше. Чаще всего, конечно, из-за допущенных им ошибок. Что ж, об этом стоит рассказать более подробно.

Грубые ошибки

Эту тему также важно отметить вниманием, рассказывая про то, как проходит сдача экзамена в ГИБДД. Вождение по городу - этап нелегкий. Последний и, соответственно, самый важный. К грубым ошибкам относится масса моментов. Одна такая помарка - и экзамен не сдан. Если человек не уступил дорогу пешеходу или автомобилю, имеющему преимущество, - можно готовиться к пересдаче. То же самое, если создал аварийную ситуацию, выехал на встречную, проехал на красный сигнал светофора (или на запрещающий - регулировщика), проигнорировал указание дорожного знака, пересёк стоп-линию, нарушил правила обгона, опережения, поворота, разворота, проезда ж/д-переездов или превысил скорость. За всё перечисленное снимается пять баллов. А допустимый максимум - это и есть 5 баллов.

Средние и мелкие помарки

Средние ошибки - это нарушение правил остановки, не включенные “поворотники” или “аварийка”, создание помех другим ТС. И, наконец, мелкие. Не пристегнул ремень безопасности - минус один балл. Несвоевременная подача поворотного сигнала - то же самое. Еще минус балл, если была неправильно выбрана скорость движения. Неуверенное владение машиной - то же самое.


Правила, которым стоит следовать

Чтобы справиться с практической частью и не дать инспектору возможности придраться, необходимо, во-первых, быть спокойным. Надо помнить, что представитель ГАИ - такой же человек, как и мы, и он просто выполняет свою работу, сидя на соседнем сиденье. Так что трагедии из этого делать не нужно. Надо просто сконцентрироваться и показать всё то, что нужно.

Второе - важно знать маршруты сдачи экзамена в ГИБДД. Обычно их три. Но все включают в себя одни и те же трудности. Все маршруты сдачи экзамена в ГИБДД предполагают проезд перекрестков (причем как регулируемых, так и не регулируемых). Также на них человек должен демонстрировать своё умение перестроиться, маневрировать, реагировать на подаваемые другими водителями сигналы и объезжать различные препятствия. Ещё на дороге часто встречаются дорожные знаки и меняется разметка - на них также необходимо обращать внимание. И, наконец, важно соблюдать скоростной барьер. Обычно это не более сорока километров.

В общем, всё вышеперечисленное следует иметь в виду и, так сказать, держать руку на пульсе. Максимум концентрации и внимания помогут быстро реагировать и не позволять себе допускать какие-то помарки или ошибки.

Внимательность - превыше всего

Этот аспект также предусматривает сдача экзаменов в ГИБДД. Город - это место, где случаются самые различные дорожные ситуации. И данный факт требует от человека внимательности и сосредоточенности. И то, что человек сконцентрирован на дороге, даёт лишний повод инспектору проверить его. Во-первых, инспектор сам указывает маршрут. Безусловно, он оговорен, однако диктует его представитель ГАИ. Ничто не составит ему труда сказать ученику повернуть “за тем пересечением”, хотя там может быть разворот запрещен, или же остановиться в каком-либо месте. В таких моментах главное - не паниковать и не слушать гаишника сиюминутно. Если в конкретно указанном месте тот или иной маневр запрещен, то нужно это просто озвучить. Допустим, следующим образом: “Я не могу здесь остановиться. Потому что в данном месте остановка запрещена - я могу создать помехи маршрутным транспортным средствам”. Или так: “Остановка в данном месте запрещена, так как если я это сделаю, то просто стану преградой на выезде из чьего-то гаража”. В общем, отказ инспектору в его просьбе должен быть обоснованным.


И ещё один момент, о котором хотелось бы напоследок сказать несколько слов. При езде по городу крайне важно быть предусмотрительным. Если впереди видна стоп-линия, то лучше остановиться не у самого её края, а за два-три метра. Чтобы инспектор понял - ученик знает правила. И ему не придется к тому же открывать дверь и высматривать, правильно ли остановился экзаменуемый. Также нельзя при просьбе остановиться подъезжать к бордюрам слишком близко. Но и чересчур далеко - тоже нет. Оптимальное расстояние - 30 сантиметров. Еще, приближаясь к пешеходным переходам, стоит замедлить скорость. Пешеходы - люди непредсказуемые, и им всё равно, едет учебная машина или обычная. Лучше, от греха подальше, всегда быть готовым уступить дорогу. И конечно, не надо проявлять свой пыл на дороге и пытаться пресечь попытки остальных автомобилистов опередить или обогнать. Пускай спешат - задача ученика не в том, чтобы помешать им.

Что ж, на самом деле сдача экзамена по городу является сложной больше в психологическом, моральном плане, чем в практическом. Главное - быть внимательным, сконцентрированным и помнить о правилах. И тогда всё определенно получится.