Какие бывают ангелы. Кто такие ангелы и есть ли у вас ангел-хранитель

Свобода воли — основное правило, помимо других законов Космоса, и все Духовные сущности соблюдают его. Так что смело зовите ангелов на помощь и просите у них поддержки и совета. Вы можете попросить помощи ангелов в любой ситуации, и они принесут вдохновение и помогут увидеть новые возможности в вашей жизни и ситуациях, касающихся любой сферы жизни.

Пришло время искать вашего первого ангела.

Ангелы - это духовные существа, которые славят Бога и исполняют Его поручения. Вот что мы можем сказать об Ангелах в самую первую очередь.

Само слово Ангел - греческого происхождения, и переводится оно как Посланник, Вестник. Оно может применяться к людям, когда речь идет о некоем человеке, посланном с определенной миссией, может применяться и по отношению к духовному существу, посылаемому по поручению Божию. В этом последнем смысле слово Ангел употребляется сегодня.

Согласно свидетельству Священного Писания, Ангелы были сотворены Богом еще до создания видимого мира, сотворены в огромном множестве, как служители Божии.

Ангелы служат Богу, прославляют Его, доносят до человека вести от Бога. По повелению Божию они являются хранителями и защитниками людей - высшего творения Божия, предназначенного к вечной Небесной славе.

Преп. Иоанн говорит: «Итак, Ангел есть сущность, одаренная умом, постоянно движущаяся, свободная, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своего естества бессмертие: один только Творец знает вид и определение этой сущности. Бестелесною же и невещественною она называется по сравнению с нами. Ибо все по сравнению с Богом… оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно».

Мы можем описать Ангелов условно, исходя из того служения, которое они несут. И вот согласно этому «функциональному» описанию мы можем представить себе Ангелов как возвышенных и прекрасных (ибо то, что возле Бога - прекрасно в высшем смысле) крылатых существ. (Крылья Ангелов - не какая-то часть их тела. Крылья их изображают быстроту исполнения Ангелами воли Божией).

Вот в таком виде Ангелы обычно и являются людям. «Являясь по воле Божией достойным людям, они являются не такими, каковы сами по себе, но преобразуются сообразно тому, как смотрящие могут видеть их» (преп. Иоанн Дамаскин).

«Бог повелел, чтобы высшие силы служили пребывающему на земле (человеку) - по причине достоинства образа, которым облечен человек» (св. Иоанн Златоуст).

Есть Ангелы, приставленные к каждому верующему, есть Ангелы, охраняющие целые народы или несущие иные послушания. Св. Григорий Богослов писал: «Эти Умы (Ангелы) приняли каждый какую-либо одну часть вселенной, или приставлены к чему-нибудь одному в мире, как это было ведомо все Устроившему и Распределившему. И все они… по мановению Зиждителя всяческих воспевают Божие величие, созерцают вечную славу, и притом вечно».

Ангелы «охраняют части земли, правят народами и местами, как поставлены на то Творцом»

Одним из высших Ангелов является особый Ангел Мира, то есть Ангел, наблюдающий за порядком в мире и удерживающий сатану от произвола. Об этом Ангеле Мира мы молимся на Божественной литургии: «Ангела Мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим» .

Ангелы чрезвычайно сильны. Св. Василий Великий писал, что «один Ангел равняется целому воинству и многочисленному ополчению». Это подтверждается и свидетельством Священного Писания, хотя бы теми титулами, которые Библия усваивает Ангелам и которые говорят сами за себя: Господства, Силы, Власти, Начала и др.

Что мы можем еще сказать об этих удивительных небожителях?

Итак, Ангел есть сущность, одаренная умом, постоянно движущаяся, свободная, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своего естества бессмертие: один только Творец знает вид и определение этой сущности. Бестелесною же и невещественною она называется по сравнению с нами. Ибо все по сравнению с Богом… оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно.

Ангелы не имеют пола, не имеют возраста… Ангелы не претерпевают изменения. Нет между Ангелами ни отрока, ни юноши, ни старца, они остаются в том состоянии, в каком сотворены вначале, и состав их сохраняется чистым и неизменным.

Несмотря на то, что Ангелы - бестелесны, они пространственно ограничены. Ибо когда они находятся на небе, их нет на земле, и когда Богом посылаются на землю, они не остаются на небе.

Как духи бесплотные, Ангелы не знают ни нашего пространства, ни времени; наши способы передвижения, сопряженные со многими усилиями и трудностями, им неведомы. Ангелы быстролетны, быстродвижны: они сейчас в одном месте, во мгновение ока - в другом; ни стен, ни дверей, ни запоров для Ангелов нет. Они, свободно ходят окрест Великого Престола, потому что суть умы быстродвижные, пламень и божественные духи, скоропереносящиеся по воздуху. И «дверем затворенным» проходят они, и видят сквозь стены, и никакая крепость, самая твердая, высокая и неприступная, не в силах сдержать их полета. На крыльях своих быстролетных неудержимо, свободно носятся Ангелы: пред шумом духа их, как дым, исчезает всякое пространство.

Иерархия Ангелов

  • Ангел защиты Архангел Михаил — Цвет голубой
  • Ангел озарения Архангел Иофиил — Цвет желтый
  • Ангел любви Архангел Чамуил — Цвет розовый
  • Ангел наставления на путь истинный Архангел Гавриил — Цвет белый
  • Ангел исцеления Архангел Рафаил — Цвет зеленый
  • Ангел Мира Архангел Уриил — Цвет: пурпурный с золотом и вкраплением рубинового
  • Ангел радости Архангел Задкиил — Цвет фиолетовый

Архангелы

Префикс "арх", означающий "главный" или "предшествующий", присоединенный к слову ангел буквально означает "главный ангел". В зависимости от литературного источника, этот высокопоставленный хор может состоять из четырех, шести, семи или девяти ангелов.

Например, в книге Откровений говорится о семи архангелах, стоящих в присутствии Бога. Хотя все признают, что тремя из этих семи являются Михаил, Гавриил и Рафаил, личности остальных являются предметом спора. Среди возможных кандидатов называют имена: Уриил, Рагуил, Задкиил, Саракил, Ремиил, Анаил, Орифиил, Узиил, Разиэль и Метатрон. Коран признает лишь четырех архангелов, а по именам называет лишь двоих — Джибрила (Гавриила) и Михаила.

Архангелы являются "посланниками, несущими Божественные предписания". Они несут Божьи послания людям и возглавляют Божье воинство, состоящее из ангелов и ведущее непрестанную битву с сынами Тьмы, причем главнокомандующим является Михаил.

В произведениях искусства архангелов обычно изображают с более крупными крыльями и со множеством глаз. Из всех архангелов чаще всего упоминаются Рафаил, Гавриил и Михаил.

Представляем схему девяти ангельских хоров, сгруппированную в три иерархии. В нисходящем порядке, по мере удаления от Бога, они расположены так:

Первая иерархия --- Вторая иерархия --- Третья иерархия

Серафимы --- Господства --- Начала

Херувимы --- Силы --- Архангелы

Престолы --- Власти --- Ангелы

Только последние два хора имеют контакт с людьми; именно сюда входят все ангелы, поименованные и безымянные. Согласно схеме, каждое название в иерархии означает божественную природу.

Например, слово "серафим" означает и "те, которые жгут", и "те, которые греют". Это объясняется тем, что серафимы находятся в постоянном вращении вокруг Бога, и поэтому тепло, которое они испускают, похоже на молнии..

Серафимы

— ангелы любви, света и огня. Они занимают самое высокое положение в иерархии чинов и служат Богу, заботясь о его престоле. Серафимы выражают свою любовь к Богу постоянным пением хвалебных псалмов.

В древнееврейской традиции бесконечное пение серафимов известно как "трисагион" — Кадош, Кадош, Кадош ("Святой, Святой, Святой Владыка Сил Небесных, вся земля полна его сиянием"), считающийся песней созидания и праздника. Будучи ближайшими к Богу созданиями, серафимы также считаются "огненными", поскольку они объяты пламенем вечной любви.

Согласно средневековому мистику Яну ван Руйсброку, три чина серафимов, херувимов и престолов никогда не принимают участия в человеческих конфликтах, но находятся с нами, когда мы мирно созерцаем Бога и испытываем постоянную любовь в наших сердцах. Они и порождают в людях божественную любовь.

У Святого Иоанна Богослова на острове Патмос было видение ангелов: Гавриила, Метатрона, Кемуила и Натаниила среди серафимов.

Исайя — единственный пророк, упоминающий серафимов в древнееврейском Священном писании (Ветхом завете), когда он рассказывает о своем видении огненных ангелов над Престолом Господним: "У каждого было шесть крыльев: два закрывали лицо, два закрывали ноги, а два использовались для полета".

Люцифер вышел из ранга серафимов. Фактически, Падший Князь считался ангелом, который затмевал всех остальных, пока не лишился Божьей Милости.

Слово "херувим" означает "полнота знаний" или "излияние мудрости". Этот хор имеет силу знать и созерцать Бога и способность понять и передать другим божественное знание.

Термин "престолы", или "многоглазые", указывает на их близость к трону Бога. Это самый близкий к Богу чин: и свое божественное совершенство, и сознание они получают непосредственно от Него.

Святые господства наделены достаточной силой, чтобы подняться над земными желаниями и стремлениями и освободиться от них. Их обязанность — распределять обязанности ангелов.

Слово "силы" указывает на твердость и непоколебимую отвагу во всех деяниях. Известные как "сияющие", или "сверкающие", силы ассоциируются с героическими поступками.

Силы

— известные как "блистательные, или сияющие", — ангелы чудес, помощи, благословения, которые появляются во время сражений во имя веры. Считается, что Давид получил поддержку Сил на битву с Голиафом.

Силы также являются ангелами, от которых Авраам получил свою силу, когда Бог велел ему принести в жертву своего единственного сына — Исаака. Основные обязанности этих ангелов — творить чудеса на Земле.

Им позволено вмешиваться во все, что касается физических законов на земле, но они также ответственны за соблюдение этих законов. Этим чином, пятым в Иерархии Ангелов, человечеству дана доблесть также, как и милость.

Власти находятся на том же уровне, что господства и силы, и наделены властью и разумом, уступающим только Божьим. Они обеспечивают равновесие вселенной.

Начала

— это легионы ангелов, защищающих религию. Они составляют седьмой хор в иерархии Дионисия, следующий непосредственно перед архангелами. Начала придают силу народам Земли, чтобы отыскать и пережить свою судьбу.

Считается также, что они являются хранителями народов мира. Выбор этого термина, как и термина "власти", для обозначения чинов ангелов Божьих несколько сомнителен, поскольку в. "Послании к ефесянам" "начальствами и властями" названы "духи злобы поднебесные", против которых должны биться христиане ("К ефесянам" 6: 12).

Среди тех, кого считают "главными" в этом чине, — Нисрок, ассирийское божество, которое оккультные писания считают главным князем — демоном ада, и Анаил — один из семи ангелов созидания.

Чин ангелов расположен ближе всего к человеку. Временно они выполняют роль хранителей и посланников, а во главе их стоит Михаил, царь еврейского народа, который ведет всех ангелов в их миссии хранителей народов. Бог создал границы стран по количеству ангелов.

Слово «ангел» означает «вестник». Такое наименование имеют бесплотные духи потому, что они возвещают людям волю Божию. Ангел - это тот, кого Господь может послать с поручением и который в точности исполнит то поручение.

Ангелы обитают везде. Но преимущественно на небе, вокруг Престола Божия. Там, где Бог наиболее открывает им Свою славу, а через них и Свою волю в отношении людей.

Святые отцы Церкви называют их вторыми светами, как бы отблеском Божественного света.

Они - светы вторые! Как это нам понять?! С чем сравнить, чтобы было доступно нашему уму?..

Находясь в непосредственной близи к Богу, Ангелы наполняются восхищением, Божиим величием, Его святостью, мудростью и величайшей любовью Творца вселенной к своему творению.

Некий Божественный свет широкой рекой свободно льётся через них.

В этом образ подлинной святости. Небесные Силы восприняли в себя свет Божий. Преломили его в себе и, отразив и раздробив на множество прекрасных лучей, распространили вокруг себя, отдав людям, способным к его восприятию. И вот в этом отражённом сиянии Божественного света, сиянии не-уменьшенном, непотемнённом, но сиянии приумноженном и радостнотворном, приносящем жизнь, мы познаём Бога!

Если бы не Ангелы, мы никогда даже в малой, доступной человеку степени не могли бы ощущать и воспринимать Божественный свет.

Сами мы не способны видеть и ощущать славу Божию - нам нужны посредники, которые так преобразуют её, что она становится доступной и нам.

И вот Ангелы являются для нас этими посредниками.

Ангелы отличаются друг от друга как просвещённостью, так и различной степенью благодати.

Высшую иерархию непосредственно близко стоящих к Богу составляют Ангелы, носящие имена: Серафимы, Херувимы и Престолы. Серафимы соответственно своему имени имеют сердца, пламенеющие любовью к Богу, и возбуждают и других пламенно любить своего Создателя. Серафим - значит «пламенный».

Херувимы имеют полноту знания и обилие премудрости. Они озарены обильными лучами света Божия. Им дано знать всё в той степени, в какой могут познавать созданные существа.

Престолы - эти Ангелы столь возвышены и столь озарены благодатию, что Господь обитает в них и через них проявляет Своё правосудие.

Вторая, средняя иерархия состоит из Ангелов, носящих имена: Господства, Силы и Власти. Ангелы Господства учат людей господствовать над своей волей, быть выше всякого искушения, а также противостоять тем злым духам, которые поклялись погубить человека. Силы - это Ангелы, исполненные божественной крепости. Это те духи, через которых Господь совершает свои чудеса. Им дарована Богом способность ниспосылать благодать чудотворения угодникам Божиим, которые при жизни на земле творят чудеса. Власти - Ангелы, имеющие власть укрощать силу бесовскую, отражать вражии искушения. Кроме того, они укрепляют добрых подвижников в их духовных и телесных трудах.

Третья, низшая иерархия включает в себя тоже три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала - чин Ангелов, которым поручено управлять вселенной, охранять отдельные страны и народы и управлять ими. Это Ангелы Народоправители. Их достоинство выше, чем Ангелов Хранителей отдельных людей. Из книги пророка Даниила мы узнаём, что попечение о иудейском народе было вверено Архистратигу Михаилу (см. Дан.10:21). Архангелы - великие благовестники тайн Божиих, всего великого и преславного. Они укрепляют в людях святую веру, просвещая их умы к познанию и разумению воли Божией.

Ангелы (последний, девятый чин иерархии) - светлые духовные существа, ближе всех стоящие к нам и имеющие о нас особое попечение. Более подробно я скажу о них несколько позже. А сейчас кратко об Архангелах.

Из Священного Писания нам известно, что Архангелов, то есть старших Ангелов, начальствующих над всеми остальными, - семь.

В книге Товита (Тов.12:15) мы читаем, что Ангел, беседовавший с ним, сказал: «Я - Рафаил, один из семи… Ангелов». И в Откровении Иоанна Богослова говорится о семи духах, которые пред престолом Божиим (см. Откр.1:4). К ним Святая Церковь относит: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила и Варахиила. Предание к ним причисляет и Иеремиила.

1. Архангел Михаил - первый из верховных Ангелов, поборник славы Божией. Он часто изображается в воинском облачении с другими верными Богу Ангелами. Или изображается один в одежде воина с мечом или копием в руке, попирающий ногами дракона или древнего змия - диавола.

Так он изображается в память о том, что некогда на небесах было великое противостояние между Ангелами - служителями Божиими и злыми духами - ангелами, отпавшими от Бога и ставшими служителями сатаны.

Иногда он изображается с копием, верх которого украшает белая хоругвь с крестом. Это особенное отличие Архангела Михаила и его воинства, означающее нравственную чистоту и непоколебимую верность Небесному Царю.

2. Архангел Гавриил - провозвестник судеб Божиих и служитель Его всемогущества. Изображается иногда с райской ветвью или с фонарём, внутри которого горит свеча, в одной руке и с зеркалом в другой. Свеча, закрытая в фонаре, означает, что часто судьбы Божии бывают сокрыты до времени их исполнения, но и по исполнении их постигаются только теми, кто внимательно смотрит в зеркало своей совести и слова Божия.

3. Рафаил изображается с алавастровым сосудом, наполненным целительным маслом. Имя Рафаил означает «милосердие, помощь всем страждущим».

4. Уриил - Архангел света и огня Божия - изображается с опущенной вниз молнией. Он озаряет огнём пламенной любви, просвещает умы людей откровением полезных истин. О нём можно сказать, что он является особенным покровителем людей, посвятивших себя наукам.

5. Селафиил - Архангел молитвы. Изображается или с чётками в руках, или в молитвенной позе с приложенными в благоговении к груди руками.

6. Иегудиил - «хвала Божия». Изображается с золотым венцом в одной руке и с бичом из трёх шнуров в другой. Венец - для поощрения людей, подвизающихся во славу Божию, а бич для защиты их именем Святой Троицы от врагов.

7. Варахиил - Архангел Божиих благословений, во время земной жизни посылаемых тем, кто трудится для получения небесных, вечных благословений.

Таковы Архангелы.

А теперь об Ангелах.

Среди сонма Ангелов находится и Ангел Хранитель каждого из нас. И вот все мы, дорогие мои, должны стремиться к тому, чтобы как можно лучше познать своего Ангела Хранителя, познать настолько, чтобы чувствовать его присутствие близ себя. А для этого необходимо знать нам о нём как можно больше.

Церковь наша учит, что Ангелов Бог создал по Своему образу. Это бесплотные, разумные, чистейшие существа, подобные духу. Они щедро наделены Богом естественными дарованиями: умом, способностью познавать и любить как своего Творца, так и людей, и быть живым образцом Божиих совершенств. Они верные служители Божии, исполнители Его воли. Они не только способны понимать и беседовать друг с другом, но они также понимают и язык наших душ, и поэтому мы можем обращаться к ним в наших молитвах. И в этом залог доступного для каждого из нас тесного непосредственного общения со своим Ангелом Хранителем.

Как говорится в Святом Евангелии, Сын Божий пришёл на землю, чтобы послужить людям, спасти их. И Ангелы посылаются на землю с той же целью - служения людям.

По мнению учителей Церкви, человек создан для того, чтобы восполнить число отпавших ангелов. Следовательно, мы должны войти в Собор Ангелов. А для этого, подумайте, дорогие мои, как чиста и свята должна быть наша жизнь. Как ещё здесь, на земле, мы должны заблаговременно подготавливать себя к сожитию с Ангелами, к вхождению в их светлое и святое собрание. В тот их собор, который мы с вами ныне так торжественно празднуем!

Но для этого мы должны приобрести и мысли, и чувства ангельские. От нас требуется очистить место для любви, приготовить своё сердце для принятия в себя любви сверхъестественной, той любви, которой от нас ждёт Бог.

И это несложно! Живи по евангельским заповедям - и достигнешь необходимого. А они не являются невыполнимыми. И в этом деле опять помогают нам Ангелы, просвещая наш ум познанием Святого Евангелия. Сознавая важность нашего тесного союза с Ангелами, поставим себе, други мои, цель, чтобы каждый прожитый день не разъединял нас, а сближал с Ангелами, особенно с нашим Ангелом Хранителем.

Ангельское воинство - опора Создателя. Ангелы и архангелы помогают исполнять божий промысел в мире людей и на небесах. В зависимости от обстоятельств эти невидимые, бестелесные духи могут быть заботливыми и светлыми. Иногда они воинственные и огненные, мудрые и понимающие.

Пытливые умы задают вопросы: зачем Бог создал ангелов, а архангел кто такой? Для истинно верующего ответы на эти вопросы не просто расширяют кругозор, а позволяют укрепить веру, глубже понять ее суть. Ведь ангелы - важная часть христианской культуры. Они помогают верующим в течение жизни, становятся предвестниками великих событий, заботятся о душах после смерти людей.

Предназначение ангелов

Ангелы - духовные, бессмертные, созданные по образу Божьему существа. Все они были сотворены до нашего видимого мира. Слово "ангел" переводится как "посланник, божий вестник". В этом главная их суть: все, что они делают есть по воле и во славу Бога. А дел у них много:

  1. Восхваление Бога. Не устает ангельский хор прославлять и воспевать величие Создателя.
  2. Указание. Ангелы и архангелы являются, чтобы сказать людям, что надо делать или указать им путь.
  3. Защита людей, народов и церкви от всевозможных напастей и происков злых сил.
  4. Ответ на просьбы и молитвы.
  5. Послание. Через ангелов Бог посылает вести о грядущих событиях.
  6. Забота о душах после смерти мирского тела.
  7. Участие в Судном дне.

Отвечая на вопрос, кто такой архангел, люди часто рисуют в воображении пухлых младенцев с недоразвитыми крылышками или неких голливудских героев в сияющем облачении и с суровыми лицами. Эти навязанные образы имеют мало общего с изображением небесного воинства, на котором настаивают церковь и богословы.

Ангелы не физические, а духовные существа, поэтому остаются невидимыми для людей. Они показываются на глаза человеку лишь тогда, когда это нужно Богу. Ангелы могут принимать любую форму: от огненного вихря до чудесного животного, но, как правило, выбирают человеческий облик и предстают перед людьми в виде взрослого мужчины.

Для внушения трепета и благоговения появление ангела обычно сопровождается дополнительными эффектами: нестерпимым сиянием, громом, небесными звуками. Христианская традиция часто наделяет их величественными крыльями. Однако нужно помнить, что ангелы наделены Творцом достаточным могуществом, чтобы летать и без крыльев. Подобно золотым одеждам они играют роль внешнего атрибута, поражающего воображение верующего.

Ангелы - хранители

Каждого человека бережет и опекает персональный ангел-хранитель. С первого крика и до последнего вздоха небесный помощник остается рядом, готовый откликнуться на молитву или зов. Среди представителей божьего воинства ангелы-хранители находятся ближе всех к людям. Поэтому на них ложится самый тяжкий груз грехов человеческих. Все черные помыслы и грязные дела подопечного известны ангелу. Он беспрестанно оплакивает гибнущую душу и молится о ее спасении.

Святые отцы наставляют помнить, что ангелы-хранители являются близкими и верными друзьями для верующих, их проводниками к Богу. Нужно осознавать постоянное присутствие незримого покровителя, мысленно разговаривать и советоваться с ним. Это не только укрепляет веру, но и позволяет не поддаваться искушению, совершать глубокую молитву, обретать душевный мир, находить ответы на мучающие вопросы. Ангелы - хранители порой защищают целые народы и церкви. Например, архангел Михаил сначала покровительствовал народу еврейскому. Только через некоторое время он стал хранителем христианской церкви. Об этом написано во многих источниках.

Ангельская иерархия

Неисчислимо ангельское множество, деятельность их разнообразна. Поэтому в зависимости от трудов и чинов покровители разделены на три сферы (иерархии). Каждая сфера включает три лика (чины ангелов). Все лики пребывают в полном согласии и строгом подчинении. Наиболее распространена следующая ангельская иерархия:

Первая сфера:

  • серафимы;
  • херувимы;
  • престолы.

Вторая сфера:

  • господства;
  • власти;
  • силы.

Третья сфера:

  • начала (начальства);
  • архангелы;
  • ангелы.

Первая сфера

Серафимы — высшие ангелы, которые находятся прямо у престола Бога. Их имя переводится как "огненный, пылающий". Серафимы пламенеют почитанием и любовью к Господу, их задача — передавать эту любовь более низким ангельским чинам.

Херувимы — носители великой мудрости, их имя означает "обилие премудрости". Они знают все, что только может знать сотворенное Господом существо. Основная задача - хранить и сообщать эти знания ангельским ликам и людям.

Престолы - основа для божьего трона. Создатель изрекает свой суд, восседая на них. Задача престолов — даровать славу Бога более низким иерархиям.

Вторая сфера

Господства являются символом и подтверждением власти Творца. Их задача — управлять ангелами более низких ликов. Они направляют земных правителей, учат смирять чувства, не поддаваться влиянию злых сил, выбирать правильные решения.

Власти - воины Божьи, всегда готовые сразиться с силами дьявола. Они ограждают человека от искушений злых духов, укрепляя его благочестие.

Силы - воинственные, могущественные ангелы, через которых Вседержитель являет свою бесконечную силу, творит с их помощью чудеса и знамения.

Третья сфера

Начала заботятся о судьбах государств и народов. Господь наделяет их силой и задачей защищать отдельные народы от происков дьявола, помогать странам в суровые времена.

Архангелы - вожди небесного воинства, великие ратники и благовестники. Они возвещают волю Создателя ангелам и пророкам, просвещают душу и укрепляют веру, защищают врата рая и являются победителями сил зла.

Ангелы - низший и самый многочисленный лик. Они являются связующим звеном между каждым отдельным верующим и Творцом.

Великая седмица

На вопрос, кто такой архангел, большинство верующих вспоминают двух наиболее почитаемых и известных прообразов: Гавриила и Михаила. Помимо них в церковной иерархии есть еще пять архангелов. Их считают высшими. Иконы архангелов из Великой седмицы стоят на видном месте в каждом храме. Ниже перечислены имена этих высших существ.

Михаил - предводитель небесного воинства, победитель Люцифера, архистратиг, великий вождь, первый и самый близкий к Создателю ангел. Его имя означает "равный Богу". Архангел Михаил изображается с финиковой ветвью в левой руке и копьем в правой. На острие копья развивается белое знамя с божьим крестом, оно символизирует победу сил света над дьяволом.

Гавриил - великий благовестник и мудрец. Он принес благую весть Богородице, направлял Иоанна Крестителя и Иосифа. Вместе с Михаилом возвестил апостолам о воскресении и чудесном вознесении Христа. Его имя переводится как "знание Божье". На иконах архангел изображается с фонарем или райской веткой в одной руке, а в другой он держит зеркало. Фонарь символизирует свет истинной веры и знания, ветвь - благую весть. Зеркало помогает людям увидеть свои грехи.

Рафаил - целитель душевных и телесных недугов. Имя буквально означает "исцеление божье". Помогает в скорби и болезнях. Изображается с пером для смазывания ран и врачебным сосудом.

Уриил - покровитель проповедников веры, носитель света Создателя, защитник божественных истин. Его имя переводится как "огонь божий". Уриил несет людям откровения, воспламеняет их души глубокой верой, помогает человеку побеждать нечистые помыслы и привязанности. Изображается с пламенем и мечом.

Салафиил - главный молитвенник за людей. Его имя означает "молитва божья". Изображается с опущенными глазами и молитвенно сложенными руками.

Иегудил — защитник и покровитель священнослужителей и людей, которые живут и трудятся для умножения славы Творца. Имя переводится как "божья хвала". В правой руке он держит венец как награду святым людям за благочестие, в левой у него плеть как символ наказания за леность в служении Вседержителю.

Варахиил - руководитель и вождь сонма ангелов-хранителей. Он ходатайствует за людей перед Творцом, а имя означает "божье благословение". Изображается с розами на одеждах и в руках.

Падший архангел

Некогда в небесной иерархии главным ангелом был Люцифер. Бог любил его больше других. Прекрасный и совершенный Люцифер, чье имя переводится как "нести свет", был призван вместе с архангелом Михаилом защищать рай от сил тьмы. Но гордыня и жажда уравняться по власти с Создателем толкнула его на предательство и бунт. К Люциферу присоединилась треть ангелов. Началось великое сражение, в котором светлое воинство под началом Михаила сбросило с небес богоотступников. С тех пор падший архангел превратился в олицетворение вселенского зла.

Отличия архангелов от ангелов

И все же, кто такой архангел, чем он отличается от ангела? Можно выделить несколько принципиальных отличий:

  1. Чин. Архангелы - главные ангелы, они несравнимо выше и могущественней, нежели рядовые духи.
  2. Близость к Создателю. Архангелы окружают трон Творца, касаются одежд его.
  3. Предназначения и деяния. Господь посылает архангелов на выполнение самых важных задач. Низшие же ангелы заняты более приземленными делами.
  4. Число. Ангелов из второй и третьей сферы несметное количество, архангелы же все наперечет.
  5. Имя. Высшие ангелы имеют имена, ангелы нижних сфер безызвестны.

Это лишь самые важные отличия ангелов от архангелов. На самом деле их существует намного больше.

В Символе веры говорится, что Бог является Творцом «неба и земли, всего видимого и невидимого», что прямо указывает на веру Церкви в существование мира невидимого - Ангелов. О православной ангелологии - ректор Киевской Духовной Академии епископ Сильвестр (Стойчев).

Слова «неба и земли», которые являются цитатой из Ветхого Завета (Быт. 1:1), многие экзегеты понимали не в буквальном смысле (то есть видимое нами небо и землю), а как указание на все творение целиком, на наличие в тварном мире невидимого (неба) и видимого (земля). В. Лосский, толкуя эти слова, пишет: «Библейское выражение «небо и земля» (Быт. 1:1), которое обозначает целиком весь космос, все то, что существует и сотворено Богом, в святоотеческом толковании получает разделительный смысл, указывая на существование реальности духовной и реальности телесной, невидимого мира «небесных духов» и мира видимого».

Само наименование «Ангел» встречается в Писании довольно часто и обозначает «вестник». Это наименование указывает не на природу, а на служение. В Писании есть прямые указание именно на такое понимание данного термина: «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1:14)», - говорит апостол Павел. Традиционно в православном богословии и богослужебных текстах Ангелов называют умными силами, Небесным воинством, Силами Небесными, а также вторыми светами: свт. Григорий Богослов именует ангелов «вторичными светами», прп. Иоанн Дамаскин: «Ангелы — вторые светы, умные, заимствующие свой свет от первого и безначального Света». Такое наименование Ангелов указывает на их связь с Первым Светом - Богом, от которого, как и прочие тварные существа, они получают бытие и благодатное освящение.

Природа ангелов

В святоотеческом богословии присутствуют примеры возможного определения того, что такое Ангелы по своей природе. Так, прп. Иоанн Дамаскин говорит: «Ангел есть сущность, одаренная умом, постоянно движущаяся, свободная, бестелесная, служащая Богу» - и далее делает важное дополнение, указывающие на трудность сформировать более точное определение: «один только Творец знает вид и определение этой сущности». Блаж. Августин определяет Ангелов как духов и также указывает, что наименование Ангел относит к роду деятельности, а не к обозначению природы: «Желаешь знать имя его (ангела) природы? Это - дух. Желаешь знать его должность? Это - ангел. По существу своему он - дух, а по деятельности - ангел».

Говоря о характеристиках ангельской природы, непременно следует коснуться вопроса о бестелесности Ангелов. Определенно, Ангелы не обладают грубыми телами - плотью. В Писании они названы «невидимыми (Кол. 1:16), т. е. не заключающими в себе ничего такого, что было бы уловимо для чувства зрения», есть тексты, указующие на бесплотность ангелов (Лк. 24:39, Мф. 22:30). Большинство святых отцов полагало, что можно говорить о некой тонкой телесности Ангелов, например, прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Бестелесною же и невещественною она называется по сравнению с нами. Ибо все по сравнению с Богом, единым только несравнимым, оказывается и грубым, и вещественным, потому что одно только Божество в строгом смысле невещественно и бестелесно». Задаваясь вопросом, единосущны ли ангелы друг другу, святые отцы, как правило, отвечали, что дать ответ на этот вопрос невозможно, так как нам это не открыто. Большинство святых отцов считают, что Ангелы сотворены до создания вещественного мира: «равны ли они по существу или различаются друг от друга, мы не знаем»(1), такого же мнения придерживаются и авторитетные богословы: «Можно говорить о «роде человеческом», то есть о бесчисленных личностях, обладающих одной и той же природой. Но у Ангелов, которые тоже существа личностные, нет единства природы. Каждый из них - отдельная природа, отдельный умопостигаемый мир. Следовательно, их единство не органическое и его можно было бы назвать по аналогии - единством абстрактным; это единство города, хора, войска, единство служения, единство хвалы, одним словом - единство гармоническое», - пишет В. Лосский (2).

Как природа разумная и могущая выбирать, Ангелы свой выбор сделали: часть Ангелов отпала от Бога, но большая - нет. Этот выбор был для ангелов своеобразным решением, сделанным раз и навсегда, так как является, образно говоря, чистым, то есть не вызванным слабостью плоти, греховной склонностью, эмоциональной нестабильностью и т. п., что часто становится причиной греховных действий человека. Их выбор определялся только их хотением. И поэтому, в отличие от людей, которые могут прийти в себя (Лк.15:17) и начать каяться в своих немощах, у Ангелов нет таких немощей (3). Однажды сделанный выбор является на 100 процентов осознанным, продуманным и исполненным. Поэтому каждый из Ангелов и падших ангелов, сделав свой выбор, утвердился в нем навсегда. Оставаясь как тварные существа в принципе изменяемыми, по своей воле они уже не изменяются, так как воля их направлена в одном векторе: «Они - неудобопреклонны ко злу, хотя и не непреклонны, но теперь даже и непреклонны, - не по природе, а по благодати и по привязанности к одному только благу» (4).

Служение ангелов

Как уже указывалось, слово Ангел указывает не на природу, а на служение. В чем же суть этого служения? На основании Священного Писания можно говорить, что ангельское служение двояко и заключается в прославлении своего Творца (Ис. 6:3), в сообщении Божьей воли, помощи или наказании человеку или сообществу (Иов 1:6; Ис. 6:72; Цар. 24:16; Дан. 8:16-26; Иов 12:12; Лк. 22:43; Откр. 5:8; Мф. 16:27 и т. д.

О числе Ангелов в Священном Писании прямо не указано. Все святые отцы, за исключением свт. Григория Нисского, говорили, что число это хоть и неизвестно, но стабильно, то есть с того момента, когда ангелы были сотворены Богом, их число осталось неизменным.

Святые отцы - свт. Григорий Нисский, свт. Кирилл Иерусалимский - в евангельской притче об одной заблудшей овце (Мф. 18:12), ради которой хозяин оставляет 99 и идет ее искать, видели указание на численное соотношение Ангелов (99) и человеческого рода (одна заблудшая овца), заключая, таким образом, что количество Ангелов несравненно больше, но определить их конкретное число невозможно.

Ангельские чины

Мир ангелов устроен иерархично. В Писании говорится: «Им создано все… престолы ли, господства ли, начальства ли, власти» (Кол 1:16), «превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства» (Ефес. 1:21), «ни Ангелы, ни Начала, ни Силы» (Рим. 8:38), «Которому покорились Ангелы и Власти и Силы» (1 Пет. 3:22). Также упоминаются Херувимы (Быт. 3:24 ; 2 Цар. 22:11), Серафимы (Ис. 6:2-6), Архангелы (Дан. 8:16, Лк. 1:19, Иуд. 1:9, 1 Фес. 4:16). Данные тексты свидетельствуют об иерархичности Ангелов и называют некоторые чины. Традиционно на основании слов апостольских из Послания к ефесянам (1:21) предполагается, что есть чины ангельские, наименования которых нам неизвестно, но будет открыто в грядущем Царствии (5). Само наименование чинов символизирует вид служения.

В православной традиции ангельская иерархия понимается как 9 чинов (три триады). Смысл же иерархических отношений не в подчинении, а в передаче благодатного освящения от высших чинов к ниже стоящим.

Такой строй иерархии и вообще ангелология представлены в Corpus Areopagiticum. Согласно учению, изложенному в данном корпусе, ангельская иерархия состоит из трех триад: первая триада: серафимы , херувимы , престолы ; вторая триада: господства , силы , власти ; и третья триада: начала , Архангелы , Ангелы .

Таким образом, ниже находящиеся чины Ангелов приобщаются благодатного освящения не непосредственно от Бога, а через вышестоящую триаду ангельской иерархии.

Ангел Хранитель

Надо сказать, что в святоотеческой письменности встречается и другой порядок наименования Ангелов, но, как правило, и в этих случаях иерархия представлена девятичинной.
В Священном Писании нет выражения Ангел Хранитель, но есть близкие по смыслу выражения, например, Ангел-наставник (Иов. 33:23) и целый ряд других выражений, указывающих, что к людям представлен ангел: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф.18:10),

«Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 33:8), «А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его» (Деян.12:15). В чинопоследовании Таинства Крещения говорится об ангеле света, который дается крещаемому: «Сопрязи животу его ангела светла, избавляюща его от всякаго навета сопротиволежащаго, от сретения лукаваго, от демона полуденнаго, и от мечтаний лукавых».

По учению Церкви, принявшие крещение получают духовную помощь от приставленных ангелов-хранителей: «И распоряжаются нашими делами, и помогают нам», - пишет прп. Иоанн Дамаскин (6).

К Ангелам Хранителям можно обращаться с молитвой, то есть следует говорить о наличии в православной традиции молитвенного почитания ангельских сил. Однако Церковью всегда осуждалось, когда почитание ангелов переростало в некое поклонение с чертами языческих верований. Уже апостол Павел пишет: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов» (Кол. 2:18). Толкуя этот текст, святые отцы (7) говорят о существовании в апостольские времена мнениий некоторых неправомыслящих, кто полагал, что именно ангелы являются посредниками между Богом Отцом и людьми, а не Господь Иисус Христос, и поэтому им, ангелам, необходимо служить. Видимо, это мнение было распространено еще несколько веков после времен апостольских, так как Лаодикийский Собор (364 г.) 35-м своим правилом постановил: «Не подобает христианам оставляти церковь Божию, и отходити, и ангелов именовати, и творити собрания. Сие отвержено. Того ради, аще кто обрящется упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема: понеже оставил Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению».

Епископ Сильвестр (Стойчев)

Примечания:

1. Иоанн Дамаскин, прп.Точное изложение Православной Веры. Книга 2, глава 3.

2. Лосский В. Н. Догматическое богословие. Часть III (12).

3. Большинство факторов, приводящих нас к греховным поступкам, связаны с телесными немощами. Отсутствие тела у ангелов обозначает и отсутствие этих немощей, которые, с одной стороны, могут привести к греху, с другой, преодолеваются при помощи Благодати. Именно поэтому у прп. Дамаскина возможность покаяния ставится в прямую зависимость от тела, а отсутствие телесности рассматривается как причина невозможности покаяться: «Он неспособен к покаянию потому, что бестелесен» // Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной Веры. Книга 2, глава 3.

4. Иоанн Дамаскин, прп.Точное изложение Православной Веры. Книга 2, глава 3.

5. Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Есть, без сомнения, и другие силы, которых мы не знаем по именам... А откуда видно, что сил более вышеупомянутых и что есть силы, которых и имен мы не знаем? Павел, сказав то, упоминает и об этом, когда говорит о Христе: посадил Его превыше всякаго начальства и власти, и силы, и господства, и всякаго имене, именуемаго не точию в веце сем, но и в грядущем».

6. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение Православной Веры. Книга 2, глава 3.

7. «Что же означают все эти слова? Некоторые говорили, что мы должны быть приводимы к Богу не через Христа, но через ангелов, потому что приведение через Христа больше того, чем нужно для нас»// Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Т. 2. С. 534; Феодорит Кирский, блж. «Защитники закона внушали воздавать почтение ангелам, говоря, что ими дан закон»// Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Т. 2. С. 54

В трудной ситуации даже неверующий человек обращается к Высшим силам за помощью. По православным представлениям невидимый защитник оберегает каждого с рождения до смерти. Ангел-хранитель незримо следит за поступками своего подопечного и пытается оградить от шагов в неверном направлении, наставить на правильный путь, угодный Богу.

Кто такие Ангелы-хранители

Ангелы-хранители - нематериальные существа, благие духи, поставленные Богом для поддержки и руководства. Они прекрасны и более совершенны, чем люди. Святые покровители присланы для защиты всего мироздания, имеют влияние на животных, людей, природные силы и стихии, благодаря особым качествам, которыми они наделены. Защитники отличаются по силе управления событиями и своим возможностям, но они часто помогают, когда гибель казалась неизбежной. Контакт подопечного и хранителя крепнет, если первый прислушивается к советам, верит своей интуиции, ведет благочестивый образ жизни.

Тяжело описать, как выглядят эти добрые духи, т. к. они бестелесны. Ангелы-хранители бессмертны, но их жизнь, как и всех на земле, зависит от воли Божьей. Они никогда не отдыхают, всегда наполнены энергией, сочувствием, прощением и добротой, занимаются только своим опекаемым и никогда не унывают. Их цель - спасение человека, эти защитники провожают к Богу после смерти и оказывают свое заступничество перед лицом Всевышнего. Призвание и роль святых хранителей:

  • обеспечивать постоянную духовную связь человека с Богом;
  • делать так, чтобы просьбы, молитвы и обращения людей были услышаны;
  • уберегать от опасностей и зла, наставлять на правильный путь;
  • обучать душу человека;
  • помогать ему понять волю Божью;
  • проходить через пространство и время и оказываться в том месте, где они необходимы.

Иерархия ангелов

Ангелы делятся на 9 различных видов и подчинены строгой иерархии. Высшая, средняя и низшая ступени хранителей содержат по три чина. Серафимы, Херувимы и Престолы - это наиболее приближенные к Господу исполнители его указаний. Они принадлежат к высшим духовным существам.

Серафимы освящены горящей любовью ко Всевышнему. Эти духовные создания способны возвышать и воспламенять этим чувством низших существ, наполнять их добротой и светом. Серафимы находятся возле престола Всевышнего и пребывают в постоянном движении. Херувимы обладают духовной мудростью, это вторые по рангу небесные существа. Они охраняют вход в сад Эдем. Престолы имеют третий чин. На них, исходя из названия, Всемогущий восседает как на троне.

К средней степени иерархии относятся Господства, Силы и Власти, а к низшей - Начала, Архангелы и Ангелы. Последний ранг - самые близкие к людям. Хранители помогают исцелиться от болезней, преодолеть неприятности, побороть трудности.

Появление Ангелов-хранителей

Религий много, но ключевые их заповеди и догмы сходятся. Почти в каждой вере существует убеждение, что хорошего человека охраняют незримые добрые духи. Хранитель дается младенцу при рождении и заботится до самой смерти. В детстве малышей также опекают ангелы их матерей. В Библии говорится, что человек получает святого и при крещении. Поэтому многие богословы имеют мнение, что у человека как минимум два хранителя. Сила их обуславливается жизнью и помыслами подопечного, его добрыми поступками. Существуют молитвы и обращения к личному ангелу, помогающие попросить его о чем-то или поблагодарить.

Чем деятельнее и активнее человек в хороших делах, тем больше хранителей может появляться у него и поддерживать при каких-то препятствиях. Ангелы - это носители света и блага. У плохих людей, имеющих жестокий нрав, скверные мысли, совершающих преступные поступки не может быть ангелов. Они покидают его. Такой человек остается без покровительства.

Количество ангелов у человека

Вопрос, сколько ангелов заступников может быть у человека, поднимался не раз среди богословов, эзотериков и экстрасенсов. Страницы святого писания не предоставляют четкого ответа, поэтому мнения расходятся на протяжении столетий. Существует три основных мнения о количестве хранителей.

  1. У человека только один ангел, заботящийся о нем. Он получает его от Господа во время рождения или при крещении. Мощь ангелов отдельных людей может отличаться в зависимости от жизни, которую ведет человек.
  2. Количество святых защитников зависит от предназначения и пути на земле. Чем сложнее задачи конкретного индивида, тем больше ангелов ему может быть дано, чтобы реализовать их.
  3. Ангелы сами выбирают подопечных, поэтому в течение жизни можно приобрести до 9 ангелов или не сохранить ни одного.

Определение своего Ангела-хранителя

Можно узнать, кто ваш личный небесный хранитель по характеру, используя дату рождения. Для этого выполняют простые математические подсчеты. Например, если вы появились на свет 24.03.1978, нужно сложить все цифры. 2+4+0+3+1+9+7+8=34, 3+4=7, число личного заступника 7. Далее приводится значение каждой цифры.

1 - ваш ангел защитник святой. Он очень быстрый и энергичный. Оказывает защиту немедленно, даже если человек не успел попросить его о помощи. Однако такие покровители часто достаются энергетически ослабленным людям, которые действительно нуждаются в сильной поддержке и непрерывной опеке.

2 - вас охраняет ангел света. Он крупнее остальных, их обычно изображают с большими белоснежными крыльями. По легенде защитник целует малыша во время появления на свет и на щеках ребенка появляются веснушки или родинка. Святой дух везде следует за своим подопечным и чаще поддерживает связь с ним, давая советы в сновидениях и подсознательно. Оберегаемым таким охранником нужно доверять своей интуиции.

3 - воздушный ангел. Достается тем, кого любят различные мелкие неприятности. Покровитель поддерживает связь с подопечным при помощи различных звуков, легких движений воздуха, колебания штор и других подобных происшествий. Существует поверье, что воздушный хранитель любит покидать человека и уходить по своим делам, но мгновенно оказывает помощь, если нуждающийся обратится к нему с молитвой.

4 - вы обладатель ангела мудрости. Обычно такие люди отличаются хорошими знаниями и успехами в учебе, науках, карьере. Подопечные мудрых покровителей умеют просчитывать обстановку дел наперед, делать выводы из любых происшествий и принимать взвешенные решения. Ангел мудрости очень надежный советчик в любой трудной ситуации.

5 - металлический ангел. Это крепкий и смелый хранитель. Имеет мощные крылья и спешит помочь, когда нуждающиеся плачут. Чем сильнее расстроен и взволнован человек, тем невыносимее им становится. Они любят волевых людей, обладающих храбростью и силой духа, оказывают физическую и энергетическую защиту.

6 - радужный хранитель. Достается творческим людям, любителям искусства. Помогает раскрывать способности и использовать талант. Радужный покровитель имеет красочные крылья, играет на музыкальных инструментах, способен развеять грусть и печаль опекаемых.

7 - ангел энергии. Нуждается в непрерывном взаимодействии с человеком, не приемлет, если его заботу игнорируют, обижается на грубые слова и неприятные поступки. Связь с ангелом укрепляется, если подопечный благочестив, мягок и исполнен благодарности за помощь.

8 - человек. Подобный хранитель бывает душой умершего предка. Он милостив, полон любви и прощения. Наладить связь с покровителем можно, почитая почивших родственников и близких друзей.

9 - ангел тепла. Отличается высокой моральной поддержкой, дарит оптимизм, наполняя душу верой в лучшее. Люди, имеющие такого защитника, спокойны и счастливы.

Чтобы узнать возраст своего хранителя, используют следующие нумерологические подсчеты. К своему числу рождения необходимо добавить сакральную цифру 4. К примеру, вы родились 18 января. 18+4=22. Этот возраст святой ангел имеет на протяжении веков, он не меняется.

Некоторые экстрасенсы считают, что можно узнать и имя личного заступника. Для этого нужно преступить к глубокой медитации, во время которой покровитель, вероятно, назовется или даже приснится. Если этого не произошло, то концентрация внимания была неполной. Еще один из способов - механическое письмо. Ангел сам подскажет имя, если положить перед собой ручку, бумагу, мысленно сосредоточиться. При правильных действиях и мыслях, защитник напишет его вашей рукой.

Встреча с Ангелом-хранителем

Христиане считают, что встретиться с Ангелом-хранителем и увидеть его можно только, если имеешь истинную и крепкую веру в Бога и обряд крещения и очищения от грехов. Для этого нужно обратиться к нему с молитвой, попросить о помощи и явиться во сне. В этот момент нельзя быть раздраженным и озлобленным. Желательно остаться наедине с собой и погрузиться в транс, медитировать, чтобы посторонние мысли не отвлекали во время ритуала, тогда высока вероятность увидеть своего хранителя.

Нельзя просить заступника наказать врагов, дать привилегий или должностей и материальных ценностей. Все пожелания должны иметь хорошие побуждения.

Обычно встречу описывают как ощущение теплоты и легкости, присутствия незримого помощника или видение сияющего, золотого шара. Очень редко святые ангелы предстают в человеческом обличье.

Распространенные мифы об ангелах

Фольклор и искусство наделили ангелов новыми чертами далекими от истины. Если использовать Святое писание как основу сведений об ангелах, то некоторые представления о них ложные:

  1. Херувимы имеют детские лица и защищают людей. Такой образ создали им фольклор и художественное искусство. Несмотря на то, что их рисуют рядом с людьми, эти ангелы не контактируют с человеком и не помогают ему. Они служители, приближенные к Господу, и обладают очень специфической внешностью, она описана в Книге Бытия у Иезекииля, главе 1:5-11. Херувимы похожи на человека, но вместо стоп имеют телячьи копыта. Такой ангел имеет две пары крыльев, прикрывающих руки, и четыре лица: спереди как у человека, справа - львиная морда, слева - бычья, а сзади - орла. Все тело Херувима и крылья покрыты глазами.
  2. У ангела есть нимб. В Святых писаниях никогда не указывалось, что над головами хранителей есть ореол. Возможно, художники так представили лучи света, исходившие от некоторых библейских героев. В изобразительном искусстве нимб над головой Христа стали изображать в IV веке н. э. Потом он, как символ доброты, увенчал головы всех святых.
  3. Херувимы всегда добрые. Ангелы-Херувимы на ковчеге завета принимали жертвенных животных. Церемонию проводили ежегодно, соблюдая ритуалы и правила, отклонение от них считалось смертельным. После распятия Иисуса посчитали, что его крови достаточно для удовлетворения херувимов навечно.
  4. Ангелы - это мужчины или женщины. В Библии хранители часто предстают в виде мужчин, но они не имеют пола, бесплотны и принимают тот телесный вид, который необходим, чтобы сообщить волю Божью.
  5. У хранителей два крыла. В библейских описаниях не значится, что ангелы имеют пару крыльев. Серафимы часто описываются с шестью крыльями, а у Херувимов их четыре.
  6. Существует Ангел Смерти. Как сказано в Библии, только Бог имеет власть над жизнью и смертью. Ангел может реализовать его волю и выполнить приказ, приведя душу человека к Господу после окончания жизненного пути, но это будет одно из многих других поручений.

Заключение

Люди по-разному представляют себе хранителей. Одни видят в них покинувших их родственников, другие мужчин и женщин с сияющим нимбом над головой и с крыльями.

Богословы полагают, что это бесплотные невидимые духи, сопровождающие и оберегающие наш мир. Они наделены неограниченными способностями и поддерживают верующих, добрых людей. Покровители посылают предупреждения в случае грозящих опасностей в виде знаков, предчувствий и снов. Их нельзя отвлекать по пустякам, к ним обращаются с молитвой в случае нужды и с благодарностями за заботу и опеку.