Правовые основы стандартизации в рф установлены законами. Правовые основы стандартизации в российской федерации. Система и участники сертификации

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
(Ст. 2 Федерального закона *О техническом регулировании»)

Законом о техническом регулировании определены цели стандартизации, в том числе: повышение уровня безопасности жизни, здоровья, имущества; содействие соблюдению требований технических стандартов; обеспечение научно-технического прогресса; повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг; рациональное использование ресурсов; техническая и информационная совместимость; взаимозаменяемость продукции и др.

Принципы стандартизации:

  • добровольность применения стандартов;
  • максимальный учет законных интересов заинтересованных лиц при разработке стандартов;
  • применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, установленных Законом о техническом регулировании;
  • недопустимость создания препятствий производства, обращения продукции в большей степени, чем это необходимо для достижения поставленных перед стандартизацией целей;
  • недопустимость установления стандартов, противоречащих техническим регламентам;
  • обеспечение условий для единообразного применения стандартов.

Стандарт представляет собой документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

В Российской Федерации предусмотрено использование следующих документов в области стандартизации:
1) национальные стандарты - стандарты, утвержденные национальным органом РФ по стандартизации. Порядок их разработки определен Законом о техническом регулировании, Положением об опубликовании уведомлений о разработке проекта национального стандарта и о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта1; Положением об опубликовании национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации2. Законодательством предусмотрено добровольное применение национального стандарта равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения объекта технического регулирования, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия национальному стандарту;

В соответствии с Постановлением Госстандарта РФ от 30 января 2004 г. № 4 «О национальных стандартах Российской Федерации»3 со дня вступления в силу Закона о техническом регулировании национальными стандартами признаны государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года.

2) правила стандартизации , нормы и рекомендации в области стандартизации;

3) общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации - нормативные документы, распределяющие информацию в соответствии с ее классификацией. Они являются обязательными для применения при создании государственных информационных ресурсов и систем и межведомственном обмене информацией. Порядок их разработки, принятия, введения в действие и применения устанавливается Правительством РФ. В настоящее время применяется Положение о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. № 6771.

4) стандарты организаций - стандарты, которые разрабатываются и утверждаются организациями самостоятельно, учитывая цели и принципы стандартизации, установленные Законом о техническом регулировании.

Правовые основы



Задачи:

Контроль качества при кровельных работах.

Материалы, применяемые для кровельных работ, должны удовлетворять требованиям действующих государственных стандартов и техническим условиям на их изготовление. На них должны иметься паспорта.

При устройстве кровель из рулонных и мастичных материалов производят промежуточную проверку с приемкой отдельных законченных элементов (пароизоляции, теплоизоляции, стяжки, грунтовки и обделки мест примыканий) и окончательную приемку кровли в целом. Промежуточной приемке подлежат также отдельные слои гидроизоляционного ковра. Кровли из штучных материалов принимают только в законченном виде.

Узлы конструкций примыканий выполняются гладкими и ровными, без острых углов. Части водоприемной колонки внутренних водостоков не должны выступать над поверхностью основания, а водосточные трубы должны быть прочно соединены между собой.

Не допускается отклонение от проектного числа усилительных (дополнительных) слоев кровли в местах примыкания.

При устройстве кровельных покрытий оплавлением битуминозного слоя рулонов открытым пламенем необходим тщательный контроль, так как при пережоге битум горит и основа прогорает, а при недогреве происходит вздутие ковра.

При контроле качества мастичной кровли проверяют толщину гидроизоляционного ковра и прочность его сцепления с основанием.

Кровельные покрытия из штучных материалов должны без видимых просветов (при осмотре из чердачных помещений) прилегать к обрешетке. У асбестоцементных листов, плиток и других штучных материалов не должно быть отколов, трещин и коробления. Обязательной проверке подлежит выполненная промазка фальцев в соединениях металлических картин.

Водонепроницаемость кровли проверяют после дождя. Плоские кровли (с уклоном до 3%) можно проверить, поливая их водой при закрытых воронках.

Приемка готовой кровли оформляется актом с выдачей заказчику гарантийного паспорта.

Контроль качества отделочных работ.

Малярные работы.

1. Качество подготовленных под окраску оснований должно удовлетворять следующим требованиям:

Поверхности при окраске масляными, клеевыми, водоэмульсионными составами должны быть сглаженными, без шероховатостей;

Поверхостные трещины раскрыты, грунтованы, заполнены шпатлевкой на глубину не менее 2 мм и отшлифованы;

Раковины и неровности огрунтованы, прошпатлеваны и сглажены;

Отслоения, потеки раствора, следы обработки затирочными машинками удалены.

2. Поверхность основания должна быть гладкой, без шероховатостей; допускаются местные неровности высотой (глубиной) до 1,0 мм - не более двух на площади 4 м2.

3. Поверхность после подготовки должна быть огрунтована (клеевым составом, олифой и т.д.). Огрунтовку необходимо выполнять сплошным равномерным слоем, без пропусков и разрывов. Высохшая грунтовка должна иметь прочное сцепление с основанием, не отслаиваться при растяжении, на приложенном к ней тампоне не должно оставаться следов вяжущего. Окраску следует производить после высыхания грунтовки.

4. При производстве малярных работ должны быть соблюдены следующие требования:

Допускаемая толщина слоёв малярного покрытия:

· шпатлёвки 0,5 - 1,5 мм

· окрасочного покрытия не менее 25 мкм

Поверхность каждого слоя малярного покрытия при улучшенной и высококачественной внутренней окраске неводными составами должна быть ровной, без потёков краски, не иметь зубчатого строения.

5. При окраске дощатых полов каждый слой, за исключением последнего, необходимо прошлифовывать до удаления глянца.

Требования к готовым покрытиям.

6. Приёмку отделочных покрытий необходимо производить после высыхания водных красок и образования прочной пленки на поверхностях, окрашенных безводными составами. Поверхности после высыхания водных составов должны быть однотонными, без полос, пятен, подтёков, брызг, истирания (омелования) поверхностей. Местные исправления, выделяющиеся на общем фоне (кроме простой окраски) не должны быть заметны на расстоянии 3 м от поверхности.

7. Поверхности, окрашенные малярными безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность. Не допускаются просвечивания нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, морщины, потеки, видимые крупинки краски, сгустки пленки на поверхности, следы кисти и валика, неровности, отпечатки высохшей краски на приложенном тампоне.

8. Поверхности, окрашенные лаками, должны иметь глянцевые покрытия, без трещин, видимых утолщений, следов лака (после высыхания) на приложенном тампоне.

9. В местах сопряжений поверхностей, окрашенных в разные цвета, искревления линий, закраски высококачественной окраски (для других видов) на отдельных участках не должны превышать:

· для простой окраски 5 мм.

· для улучшенной окраски 2 мм.

Искривления линий филенок и закраска поверхностей при применении разных колеров (на 1 м поверхности) - 1 мм.

Штукатурные работы.

1. Поверхности, подлежащие оштукатуриванию, должны быть тщательно очищены от пыли, грязи, жировых и битумных пятен, от выступивших на поверхности солей.

2. Выступающие архитектурные детали, места сопряжений оштукатуриваемых конструкций, выполненных из разных материалов, должны быть оштукатурены по прикрепленной к поверхности основания металлической сетке или плетеной проволоке; деревянные поверхности - по щитам из драни.

3. При производстве штукатурных работ должны быть соблюдены следующие требования:

Допускаемая толщина однослойной штукатурки:

· при применении всех видов растворов, кроме гипсового - до 20 мм;

· из гипсовых растворов - до 15 мм.

Допускаемая толщина каждого слоя при устройстве многослойных штукатурок без полимерных добавок:

· обрызга по каменным, кирпичным, бетонным поверхностям - до 5 мм,

· обрызга по деревянным поверхностям (включая толщину драни) - до 9 мм,

· грунта из цементных растворов - до 5 мм,

· грунта из известковых, известково-гипсовых растворов - до 7 мм,

· накрывочного слоя штукатурного покрытия - до 2 мм,

· накрывочного слоя декоративной отделки - 7 мм,

4. Отклонения оштукатуренных поверхностей от вертикали (на 1 м):

· при простой штукатурке - не более 3 мм (не более 15 мм на всю высоту помещения);

· при улучшенной штукатурке - не более 2 мм (не более 10 мм на всю высоту помещения);

· при высококачественной штукатурке - не более 1 мм (не более 5 мм на всю высоту помещения).

5. Отклонения оштукатуренных поверхностей по горизонтали на 1 м):

· при простой штукатурке - не более 3 мм;

· при улучшенной штукатурке - не более 2 мм;

· при высококачественной штукатурке - не более 1 мм.

6. Отклонения оконных и дверных откосов, пилястр, столбов, лузг и т.п. от вертикали и горизонтали на 1 м:

· при простой штукатурке - не более 4 мм (до 10 мм на весь элемент);

· при улучшенной штукатурке - не более 2 мм (до 5 мм на весь элемент);

· при высококачественной штукатурке - не более 1 мм (до 3 мм на весь элемент).

7. Отклонения радиуса криволенейных поверхностей, проверяемого лекалом, от проектной величины (на весь элемент):

· при простой штукатурке - не более 10 мм;

· при улучшенной штукатурке - не более 7 мм;

· при высококачественной штукатурке - не более 5 мм.

7. Отклонения ширины откоса от проектной:

· при простой штукатурке - не более 5 мм;

9. Отклонения тяг от прямой линии в пределах между углами пересечения и раскреповки:

· при простой штукатурке - не более 6 мм;

· при улучшенной штукатурке - не более 3 мм;

· при высококачественной штукатурке - не более 2 мм.

10. Неровности поверхностей плавного очертания (на 4 м2) допускаются:

· при простой штукатурке - не более 3 неровностей глубиной (высотой) до 5 мм;

· при улучшенной штукатурке - не более 2 неровностей глубиной (высотой) до 3 мм;

· при высококачественной штукатурке - не более 2 неровностей глубиной (высотой) до 2 мм.

11. Трещины, бугорки, раковины, дутики, грубошерстная поверхность, пропуски на оштукатуренной поверхности не допускаются.

Обойные работы

1. Качество подготовленных под оклейку обоями оснований должно удовлетворять следующим требованиям:

· поверхности должны быть сглаженными, без шероховатостей;

· поверхностные трещины раскрыты, огрунтованы, заполнены шпатлевкой на глубину не менее 2 мм и отшлифованы.

2. Перед оклейкой обоями поверхности должны быть огрунтованы клеевым составом сплошным равномерным слоем, без пропусков и потеков и выдерживаться до начала загустения.

По периметру оконных и дверных проемов, по контуру и в углах отделываемой поверхности следует дополнительно нанести слой клеящей прослойки шириной 75-80 мм в момент начала загустевания основного слоя.

3. При стыковании полотнищ внахлестку, оклейку поверхностей обоями необходимо производить в направлении от световых проемов без устройства стыков вертикальных рядов полотнищ на пересечениях плоскостей.

4. Вертикальные кромки смежных полотнищ текстовинита и пленок на тканевой основе должны при наклейке перекрывать по ширине предыдущее полотнище с нахлесткой 3-4 мм. Обрезку перекрывающихся кромок следует производить после полного высыхания клеевой прослойки и после извлечения кромки дополнительно нанести клей в местах проклейки кромок смежных полотнищ.

5. При оклейке не допускается образования воздушных пузырей, пятен и других загрязнений, а также доклеек и отслоений.

Требования к готовым покрытиям

6. При оклейке обоями поверхности должны быть выполнены:

с кромками нахлесток полотнищ, обращенных к световым проемам, без теней от них (при наклейке внахлестку);

· из полотнищ одинакового цвета и оттенков;

· с прочной пригонкой рисунка на стыках. Отступления кромок должны быть не более 0,5 мм (незаметными с расстояния 3 м);

· не допускаются воздушные пузыри, пятна, пропуски, доклейки и отслоения, а в местах примыкания к откосам проемов перекосы, морщины, заклейки обоями плинтусов, наличников, розеток, выключателей.

Стекольные работы

1. Стекольные работы должны выполняться при положительной температуре окружающей среды. Остекление при отрицательной температуре допускается только в случае невозможности снятия переплетов, при условии применения замазки, подогретой не менее чем до +20° С.

2. Стекло должно перекрывать фальцы переплетов не более чем на 3/4 ширины; замазка должна наноситься равномерным сплошным слоем, без разрывов, до полного уплотнения фальца переплета

3. Стыкования стёкол, а также установка стекол с дефектами (трещины, выколы более 10 мм, несмывающиеся пятна, инородные включения) не допускаются.

4. Установку стеклоблоков на растворе следует выполнять со строго постоянными горизонтальными и вертикальными стыками постоянной ширины по проекту.

5. При производстве стекольных работ:

· - замазка после образования на поверхности твердой пленки не должна иметь трещин, отставать от поверхности стекла и фальца;

· - обрез замазки в месте соприкосновения со стеклом должен быть ровным и параллельным кроме фальца, без выступающих крепежных приборов;

· - наружные фаски штапиков должны плотно прилегать к внешней грани фальцев, не выступая за их пределы и не образуя впадин.

6. Стеклоблоки, установленные на растворе, должны иметь ровные, строго вертикальные и горизонтальные швы одинаковой ширины, заполненные заподлицо с поверхностями стеклопакетов; вся конструкция, после установки стеклопакета должна быть вертикальной, с допусками, не превышающими 2 мм на 1 м, но не более + 10 мм по всей высоте.

7. Поверхность стекол и стеклоконструкции должна быть без трещин, выколов, пробоин, без следов замазки, раствора, краски, жировых пятен.

Правовые основы стандартизации и ее задачи.

Правовые основы стандартизации в РФ установлены законом «О стандартизации». Положение закона обязательны к выполнению всеми госорганами управления субъектами хозяйственной деятельности независимо от форм собственности общественных объединений. Закон определяет меры госзащиты интересов потребителя и государства через требования, правила, нормы, вносимые в госстандарты при их разработке и госконтроль выполнении обязательных требований стандартов при их применении. Сущность стандартизации в РФ закон трактует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик которые должны обеспечить безопасность продукции, работ и услуг их техническую и информационную совместимость взаимозаменяемость качества продукции (услуг) в соответствии с научно-техническими достижениями. Нормы и требования стандартов могут относиться также к безопасности хозяйствующих субъектов в чрезвычайных ситуациях, к оборонным и мобилизационным способностям страны. Закон «О стандартизации» регламентирует:

1. Организацию работ по стандартизации

3. Информационное обеспечение работ по Стандартизации

4. Организацию и правила проведения государственного контроля и надзора за соблюдение гостребований за соблюдением

5. Финансирование работ госстандартизации госконтролю и надзору.

Принципы стандартизации следующие:

1) целесообразность разработки стандарта определяется путем анализа его необходимости в социальном, экономическом и техническом аспектах;

2) приоритетным направлением стандартизации является безопасность объекта стандартизации для человека и окружающей среды, обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;

3) стандарты не должны быть техническим барьером в торговле. Для этого необходимо учитывать международные стандарты (и их проекты), правила, нормы международных организаций и национальные стандарты других стран;

4) разработка стандарта должна быть основана на взаимном согласии заинтересованных и участвующих в ней сторон (консенсусе). При этом должно быть учтено мнение каждого по всем вопросам, представляющим взаимный интерес;

5) разработчики нормативных документов должны соблюдать: нормы законодательства, правила в области государственного контроля и надзора, взаимосвязанность объектов стандартизации с метрологией и с другими объектами стандартизации; оптимальность требований, норм и характеристик, включаемых в стандарты;

6) стандарты должны своевременно актуализироваться, чтобы не быть тормозом для научно-технического прогресса в стране;

7) обязательные требования стандартов должны быть проверяемы и пригодны для целей сертификации соответствия;

8) стандарты, применяемые на данных уровнях управления, не должны дублировать друг друга.

Реализация этих принципов осуществляется при выполнении определяемых основополагающими стандартами ГСС задач:

Задачи:

Обеспечение взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами;

Установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству объекта стандартизации в интересах потребителя и государства;

Определение требований по безопасности, совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;

Унификация конструктивных частей изделий;

Разработка метрологических норм и нормативно-техническое обеспечение измерений, испытаний, оценки качества и сертификации продукции;

Оптимизация технологических процессов с целью экономии материальных, энергетических и людских ресурсов;

Создание, ведение и гармонизация с международными правилами систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

Организация системного обеспечения потребителей и всех заинтересованных сторон информацией о номенклатуре и качестве продукции, услуг, процессов путем создания системы каталогов и др.

Трудности, характерные для переходного периода в России, ставят перед стандартизацией и более узкие, конкретизированные задачи, к которым можно отнести насыщение рынка безопасными потребительскими товарами и установление цивилизованных барьеров поступлению на российский рынок некачественных импортируемых товаров. В этом направлении необходимо тесное взаимодействие стандартизации и сертификации.

Правовые основы стандартизации в России обеспечиваются Законом Российской Федерации «О стандартизации» |3]. Закон действует во взаимосвязи с рядом других законодательных актов РФ, таких как, закон «Об обеспечении единства измерения» и «О сертификации продукции и услуг» , а также с Постановлениями Правительства РФ, принятыми во исполнение Закона РФ «О стандартизации».

Закон устанавливает правовые основы стандартизации вРФ, обязательные для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей, общественных объединений, и определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.

Понятие стандартизации Закон толкует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукции (услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Нормы и требования могут относиться также к безопасности хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях (например, природные и техногенные катастрофы), к обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Перечисление цели стандартизации в РФ, установленные Законом, полностью гармонизированы с аналогичными целями стандартизации, принятыми в развитых странах мира, а также в документах международных организаций по стандартизации (ИСО, МЭК и др.).

Закон «О стандартизации» регламентирует :

Организацию работ по стандартизации в РФ;

Международное сотрудничество в области стандартизации;

Виды и применение нормативных документов по стандартизации;

Информационное обеспечение работ по стандартизации, издание и реализацию нормативных документов;

Порядок поведения государственного контроля и над­зора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;

Финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору;

Ответственность за нарушение положений Закона «0 стандартизации»;

Экономическое стимулирование применения государственных стандартов.

Вопросы государственного управления стандартизацией в Российской Федерации, включая координацию деятельности государственных органов управления РФ, взаимодействие с органами власти субъектов РФ, общественными объединениями, субъектами хозяйственной деятельности Законом закреплены за Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России).

В соответствии с Законом Госстандарт России формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, представляет РФ в международных организациях по стандартизации и участвует в их работе, организует подготовку и переподготовку кадров по стандартизации, устанавливает правила применения международных стандартов. Конкретные задачи и функции Госстандарта России сформулированы в Положении о Комитете, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1992 г.

Для решения возложенных задач Госстандарт России законодательно наделен правом разработки и утверждения государственных стандартов, оговаривающих единые для всей страны организационно-технические правила проведения всех видов робот по стандартизации в любых сферах деятельности и на всех уровнях управления, а также форм и методов взаимодействия при этом субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и с органами управления.

Такая своеобразная форма правового регулирования вопросов стандартизации, включавшая в себя целый комплекс взаимосвязанных государственных стандартов, впервые появилась в СССР еще в 1968 г. под названием Государственная система стандартизации. В связи с распадом СССР и 1993 г. была принята новая редакция комплекса основополагающих стандартов «Государственная система стандартизации РФ». Изменения и дополнения к ней по сравнению с аналогичным комплексом стандартов СССР в большей степени приближают организацию стандартизации в РФ к международным правилам и учитывают реалии рыночной экономики. Эти нововведения весьма важны в свете присоединения России к Кодексу ГАТТ/ВТО по стандартизации.

Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении.

Сущность стандартизации в РФ закон толкует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукции (услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Нормы и требования стандартов могут относиться также к безопасности хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях (например, природные и техногенные катастрофы); к обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Кроме данного закона, отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ, например, Федеральным Законом “ О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов РФ “ О стандартизации”, “ Об обеспечении единства измерений”, “О сертификации продукции и услуг” (1995 г.); Постановлениями Правительства РФ, принятыми во исполнение Закона “О стандартизации”, приказами Госстандарта РФ. Например, приказом Госстандарта РФ утвержден “Порядок проведения Госстандартом России Государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией”.

Закон “О стандартизации” регламентирует:

Организацию работ по стандартизации,

Информационное обеспечение работ по стандартизации,

Организацию и правила проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов,

Финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзову,

Стимулирование применения государственных стандартов,

Ответственность за нарушение положений Закона “О стандартизации”.

На основании правовых норм закона определены принципы и задачи стандартизации в России.

Принципы стандартизации следующие:

1) целесообразность разработки стандарта определяется путем анализа его необходимости в социальном,экономическом и техническом аспектах;

2) приоритетным направлением стандартизации является безопасность объекта стандартизации для человека и окружающей Среды, обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;

3) стандарты не должны быть техническим барьером в торговле. Для этого необходимо учитывать международные стандарты (и их проекты), правила, нормы международных организаций и национальные стандарты других стран;

4) разработка стандарта должна быть основана на взаимном согласии заинтересованных и участвующих в ней сторон (консенсусе). При этом должно быть учтено мнение каждого по всем вопросам, представляющим взаимный интерес;

5) разработчики нормативных документов должны соблюдать: нормы законодательства, правила в области государственного контроля и надзора, взаимосвязанность объектов стандартизации с метрологией и с другими объектами стандартизации; оптимальность требований, норм и характеристик, включаемых в стандарты;

6) стандарты должны своевременно актуализироваться, чтобы не быть тормозом для научно-технического прогресса в стране;

7) обязательные требования стандартов должны быть проверяемы и пригодны для целей сертификации соответствия;

8) стандарты, применяемые на данных уровнях управления, не должны дублировать друг друга.

Реализация этих принципов осуществляется при выполнении определяемых основополагающими стандартами ГСС задач:

Обеспечение взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами;

Установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству обьекта стандартизации в интересах потребителя и государства;

Определение требований по безопасности, совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;

Унификация конструктивных частей изделий;

Разработка метрологических норм и нормативно-техническое обеспечение измерений, испытаний, оценки качества и сертификации продукции;

Оптимизация технологических процессов с целью экономии материальных, энергетических и людских ресурсов;

Создание, ведение и гармонизация с международными правилами систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

Организация системного обеспечения потребителей и всех заинтересованных сторон информацией о номенклатуре и качества продукции, услуг, процессов путем создания системы каталогов и др.

Трудности, характерные для переходного периода в России, ставят перед стандартизацией и более узкие, конкретизированные задачи, к которым можно отнести насыщение рынка безопасными потребительскими товарами и установление цивилизованных барьеров поступлению на российский рынок некачественных импортируемых товаров. В этом направлении необходимо тесное взаимодействие стандартизации и сертификации.

ГОСТ Р 1.0-92 “Государственная система стандартизации РФ. Основные положения”.

ГОСТ Р 1.2-92 “Государственная система стандартизации РФ. Порядок разработки Государственных стандартов”;

ГОСТ Р 1.4-93 “Государственная система стандартизации РФ. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных обединений. Общие положения”;

ГОСТ Р 1.5-92 “Государственная система стандартизации РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов;

ПР 50.1.001-93 “ Правила согласования и утверждения технических условий”.

Принятая в РФ система стандартизации обеспечивает и поддерживает в актуальном состоянии единый технический язык, унифицированные ряды важнейших характеристик продукции, систему строительных норм и правил; типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий для общего машиностроения и строительства; систему классификации технико-экономической информации, достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.

В условиях рыночных отношений стандартизация выполняет три функции:

экономическую, социальную и коммуникативную.

Экономическая функция позволяет заинтересованным сторонам получить достоверную информацию о продукции, причем в четкой и удобной форме. При заключении договора (контракта) ссылка на стандарт заменяет описание сведений о товаре и обязывает поставщика выполнять указанные требования и подтверждать их; в области инноваций анализ международных и прогрессивных национальных стандартов позволяет узнать и систематизировать сведения о техническом уровне продукции, современных методах испытаний, технологических процессах, а также (что немаловажно) исключить дублирование; стандартизация методов испытаний позволяет получить сопоставимые характеристики продуктов, что играет большую роль в оценке уровня конкурентноспособности товара (в данном случае технической конкурентноспособности); стандартизация технологических процессов, с одной стороны, способствует совершенствованию качества продукции, а с другой - повышению эффективности управления производством.

Однако есть и другая сторона стандартного технологического процесса: возможность сравнительной оценки конкурентноспособности предприятия на перспективу. Постоянное применение только стандартизованных технологий не может обеспечить технологический прорыв, а стало быть, и передовые позиции на мировом рынке.

Социальная функция стандартизации заключается в том, что необходимо стремиться включать в стандарты и достигать в производстве такие показатели качества объекта стандартизации, которые содействует здравоохранению, санитарно-гигиеническим нормам, безопасности в использовании и возможности экологичной утилизации продукта.

Коммуникативная функция связана с достижением взаимопонимания в обществе через обмен информацией. Для этого нужны стандартизованные термины, трактовки понятий, символы, единые правила делопроизводства и т.п.

Государственный стандарт Российской Федерации – ГОСТ Р.

ГОСТ Р 1.0-2004

Настоящий стандарт устанавливает общие правила формирования, ведения и применения положений системы стандартизации в Российской Федерации. Этот стандарт утверждается Госстандартом России и является национальным.

Область действия таких стандартов согласовывается с принятыми международными стандартами.

Отраслевой стандарт – ОСТ. Отраслевой стандарт утверждается министерством (ведомством) РФ и разрабатывается в случаях, если на объекты стандартизации отсутствуют Государственные стандарты или требования к этим объектам необходимо установить более высокие, чем предусмотрены Государственными стандартами. Обозначение ОСТ имели также общесоюзные стандарты, которые выпускались с 1925 по 1940 год (до внедрения ГОСТов). Теперь эта аббревиатура занята отраслевым стандартом, хотя некоторые ОСТы действуют и в настоящее время.

Стандарт предприятия – СТП утверждается и действует только на данном предприятии. Его действие должно находиться в рамках действия отраслевых стандартов. Такой стандарт разрабатывается на продукцию, услуги и процессы, которые применяют только на одном предприятии или на нескольких предприятиях, входящих в объединения, утвердивших данные стандарты.

Стандарты научно-технических и инженерных обществ – СТО разрабатываются для внедрения в практику новейших результатов фундаментальных и прикладных исследований, полученных в определённых областях профессиональных интересов.

Законодательную и нормативную базу национальной системы стандартизации составляют:

· Конституция Российской Федерации, которая относит стандарты к вопросам исключительного ведения Российской Федерации;

· Федеральный закон "О техническом регулировании", определивший правовые основы стандартизации в Российской Федерации, участников работ по стандартизации, правила разработки и добровольность применения стандартов;

· Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений", определивший правовые основы стандартизации в Российской Федерации, участников работ по проведению различного рода измерений, принципов их разработки и применения

· Федеральный закон "О Защите прав потребителей", определивший правовые основы потребителей и изготовителями в Российской Федерации, на основе применения соглашений и стандартов;

· нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стандартизации;

· основополагающие стандарты национальной системы стандартизации.

Стандартизация сегодня развивается по следующим основным направлениям:

1. традиционная (организуется и осуществляется в России в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 71), Федеральным законом «О техническом регулировании» 2002 г. и ГСС РФ)


2. образовательная (организуется и осуществляется в России в соответствии со ст. 43 Конституции и федеральными законами «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»);

3. медицинская (организуется и осуществляется в исполнении федерального закона «О государственной системе здравоохранения»);

4. социальная (организуется во исполнение Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 769 «Об организации подготовки государственных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов»).

Основными терминами и понятиями современной Государственной системы стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ) с учетом международной практики стандартизации являются – стандартизация; объект стандартизации; нормативный документ по стандартизации; стандарт; государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р); технический регламент и многие другие.

ГОСТ Р 1.0-2004

Настоящий стандарт устанавливает общие правила формирования, ведения и применения положений системы стандартизации в Российской Федерации

Федеральный закон «О техническом регулировании» устанавливает правовые основы стандартизации в РФ, обязательные для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей, общественных объединений, и определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.

Понятие стандартизации Закон толкует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукций (услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса.

Федеральный закон «О техническом регулировании» регламентирует:

1. организацию работ по стандартизации в РФ;

2. международное сотрудничество в области стандартизации;

3. виды и применение нормативных документов по стандартизации;

4. информационное обеспечение работ по стандартизации, издание и реализацию нормативных документов;

5. порядок проведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;

6. финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору;

7. ответственность за нарушение положений Федерального закона «О техническом регулировании»;

8. экономическое стимулирование применения государственных стандартов.

Положения Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественными объединениями.

Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении.

Кроме данного закона, отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ. Это связано с последующим пересмотром стандарта, он будет иметь силу лишь после того, как будут внесены изменения в регламент:

1. ссылка со скользящей идентификацией, то есть стандарт (стандарты) идентифицируются (указываются в регламенте) только с помощью номера. Это дает возможность пересматривать стандарт и вводить его в действие независимо от внесения изменений в регламент;

2. ссылка общего характера, то есть указание в регламенте всех стандартов, которые действуют в определенной области и (или) приняты конкретным органом. Ответственность существует за нарушение стандарта, на который имеется обязательная ссылка. Эта ссылка указывает, что соблюдение идентифицированных в ней стандартов (стандарта) – единственный путь достижения соответствия товара требованиям технического регламента.

Технический регламент может включать индикативную ссылку. Этот вид ссылки на стандарт по существу представляет собой форму положения, направленного на достижение соответствия. Другими словами, соблюдение стандартов, содержащихся в этих ссылках, рассматривается как один из путей достижения соответствия требованиям регламента. Ответственность за нарушение положений несут юридические и физические лица, органы государственного управления.

В соответствии с действующим в России законодательством ответственность носит уголовный, административный либо гражданско-правовой характер. Нарушения выявляются службами государственного контроля и надзора за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов. Нарушение должностными лицами или гражданами, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, обязательных требований государственных стандартов при реализации, эксплуатации, транспортировке и хранении продукции влечет наложение штрафа в размере от пяти до 100 минимальных размеров оплаты труда.