Приспособление для учения ребенка ходить. Как научить ребёнка ходить: основные упражнения, полезные рекомендации и советы по безопасности. О чем следует помнить, выбирая вожжи для малыша

Первый шаг – один из самых волнительных моментов в развитии ребенка. Мамы и папы всегда с нетерпением ждут, когда их малыш освоит навык самостоятельного передвижения на ножках. И в какой-то момент родители начинают думать над тем, как научить ребенка ходить, чтобы он мог делать это без поддержки.

В каком возрасте дети начинают ходить

По условной норме, основанной на статистических данных, малыши начинают ходить в возрасте от 9 до 16 месяцев. Но каждый ребенок индивидуален, поэтому выход за указанные рамки не является обязательным признаком какой-либо патологии развития. Есть дети, которые в 7 месяцев встают на ноги, а через некоторое время уже ходят. Другие, наоборот, в полтора года еще не осваивают навык самостоятельной ходьбы. Это зависит от различных факторов:

  • Наследственность. Врачи обычно спрашивают, в каком возрасте мама и папа освоили тот или иной навык. Если кто-то из родителей в детстве поздно начал ходить, скорее всего, малыш тоже не будет торопиться сделать первый шаг.
  • Телосложение. Крепким детям все навыки обычно даются труднее, поэтому ходить они также начинают позже своих худеньких и легких сверстников.
  • Пол ребенка. Девочки часто опережают мальчиков в развитии, это касается и навыка самостоятельной ходьбы.
  • Степень развития мышц тела и чувства равновесия. Этот фактор во многом зависит от родителей, которые с помощью упражнений могут помочь малышу укрепить мускулатуру и научиться держать равновесие.
  • Темперамент. Спокойные и склонные к созерцанию дети могут ползать дольше и пойти позже, чем активные карапузы, стремящиеся удовлетворить свое любопытство.
  • Психологическая атмосфера в доме. Постоянные ссоры в семье могут привести к стрессу у малыша. Он не будет пытаться ходить самостоятельно, пока не почувствует себя в полной безопасности.

Опережение и запоздание

Не стоит торопить ребенка встать на ноги и сделать первый шаг. Если это произойдет слишком рано не благодаря индивидуальным особенностям малыша, а из-за излишней активности и желания родителей, последствия могут быть негативными. Мышцы малыша еще недостаточно укреплены и не готовы выдержать тяжести его тела. Особенно это касается детей с избыточным весом. Результатом такой родительской торопливости может стать вальгусная деформация ног и стоп.

Другая ситуация складывается, когда ребенку уже исполнилось 16-17 месяцев, а он до сих пор не начал ходить. Причины могут быть различны: от ослабленного иммунитета малыша до более серьезных нарушений, таких как последствия родовой травмы. В этом случае не обойтись без консультации специалистов. Если же никаких отклонений в развитии нервной системы и костно-мышечного аппарата врачами не выявлено, запаздывание может соответствовать индивидуальному ритму развития ребенка.

Как определить, что малыш готов к ходьбе

Перед тем как заняться обучением ребенка самостоятельному хождению, родителям следует понаблюдать за ним, чтобы определить, готов ли он к этому.

Малыш физически и психологически готов начать ходить, если он способен:

  • вставать на ноги, держась за неподвижную опору, садиться из этого положения;
  • самостоятельно подниматься с коленей;
  • длительное время находиться в вертикальном положении;
  • стоять без поддержки;
  • делать попытки передвижения, придерживаясь за мебель или стены;
  • отпустить опору, чтобы сделать 1-2 шага.

Рецепт по случаю: :

Предварительная подготовка

Правильную походку у ребенка необходимо выработать еще до того, как он начнет ходить. Специальные упражнения помогут развитию мышц малыша и ускорят освоение навыка самостоятельной ходьбы:

  • Положить ребенка на спину и взять его обеими руками за щиколотки. Согнув ножки малыша в коленях, поставить их ровно на пол. Сделать 2-3 «шага», переставляя ноги вперед, затем назад. Повторить 4-5 раз. При выполнении данного упражнения, вырабатывающего правильную постановку стоп, важно следить, чтобы ребенок не поджимал пальцы на ногах.
  • Положить малыша животом на фитбол, придерживая под мышками. Слегка покатать вперед-назад, прикасаясь ступнями крохи к стене и стимулируя его выпрямлять ножки при отталкивании. Повторить 5-7 раз.
  • Положить ребенка на спину. Держа деревянную палочку на высоте выпрямленных ног малыша, попросить его достать до палочки ногами. Задача – добиться поднятия ног под прямым углом, без сгиба в коленях.
  • Поставить малыша на пол так, чтобы его стопы были полностью прижаты к полу. Взять ребенка за руки и попросить присесть, разводя колени в стороны, затем встать. При вставании поднять ручки крохи вверх, чтобы он встал на носки.
  • Поставить ребенка на пол, прижав спиной к себе. Одной рукой придерживать за колени, не допуская их сгибания, другой рукой – за живот. Попросить малыша наклониться, чтобы поднять лежащую перед ним игрушку, затем выпрямиться. Повторить 3-4 раза.

Упражнения для освоения навыка ходьбы

Следующий комплекс предназначен для выполнения с детьми, уверенно стоящими на ножках:

  • Поставить ребенка на пол спиной к себе, придерживая одной рукой за живот. Другой рукой взять малыша за голень, поднимая согнутую в колене ногу крохи. Держать в поднятом положении 5-7 секунд. Повторить по 2-3 раза с правой и левой ногой.
  • Исходное положение – как в упражнении № 1. Держа рукой согнутую ножку ребенка, сделать движение, имитирующее перешагивание препятствия (чуть выпрямляя ногу вперед и вниз). Повторить 3-5 раз, чередуя ноги.
  • ИП – как в упражнении № 1. Положить перед ребенком большую книгу или прочную коробку высотой 6-7 см. Взяв ногу малыша за щиколотку и согнув в колене, поставить ее на «ступеньку», плотно прижав стопу к поверхности. Поддерживая ребенка, помочь ему опереться на эту ногу, выпрямляя ее и поднимаясь на коробку. Вторую ногу поставить рядом. Снова спуститься и повторить 3-5 раз каждой ногой. Когда начнет хорошо получаться, можно будет поставить 2-3 ступеньки разной высоты.
  • Повернуть ребенка спиной к себе, придерживая под мышками и поставив его стопы на свои. Пошагать немного по комнате, чтобы малыш мог понять принцип и закрепить для себя это движение.
  • Положить перед малышом небольшой легкий мячик. Взяв рукой слегка согнутую ногу ребенка, ударить ею по мячу. Повторить 4-5 раз каждой ногой. После этого можно предложить крохе попробовать самостоятельно ударить мячик ногой.

Когда ребенок освоит ходьбу, важно следить, чтобы его походка была правильной: малыш должен ставить стопы параллельно и не расставлять слишком широко.

Стимулирование интереса к ходьбе

Пока малыш не поймет, что самостоятельное передвижение – интересное занятие, благодаря которому можно узнать и увидеть много нового, у него не будет стимула учиться ходить. Родителям придется проявить смекалку, чтобы побудить свое чадо оторваться от опоры.

  • Предложить игрушку ребенку, стоящему возле опоры. Малыш возьмет ее одной рукой. После этого предложить ему другую, не менее привлекательную игрушку. Чтобы взять ее, ребенку придется отпустить и вторую руку, стоя без поддержки.
  • Поставить несколько стульев на небольшом расстоянии друг от друга, положив на них интересные предметы. Ребенок сможет переходить от одного из них к другому. Со временем стулья отодвигаются все дальше друг от друга.
  • Совместные игры с родителями – самое интересное, что можно предложить ребенку. Малышу понравится вместе с мамой и папой штурмовать диваны и преодолевать небольшие препятствия из различных предметов домашней обстановки (подушек, валиков и т. д.).
  • Побудить ребенка к самостоятельному передвижению поможет пример других детей, умеющих хорошо ходить и даже бегать. Пусть кроха понаблюдает, как весело проводят на детской площадке время те, кого уже не водят за руку.

Приспособления-помощники

Ходунки

Эти приспособления созданы больше для удобства родителей, чем для развития детей. Ходунки дают возможность маме освободить руки, наблюдая за ребенком, чтобы успеть сделать что-то по дому. Они смягчают удары об окружающие предметы, предоставляют крохе некоторую самостоятельность и мобильность. Малыш не может упасть или наткнуться острый угол. Но нельзя надолго оставлять ребенка в ходунках, это может нанести вред детскому организму.

  • Процесс обучения ребенка ходьбе не ускорится, поскольку при передвижении в ходунках задействованы другие группы мышц. Малыш носочной частью ног отталкивается от опоры, а не переступает, как это должно быть при ходьбе. Это может в дальнейшем спровоцировать неправильный вариант ходьбы – на носочках.
  • Ребенок, слишком рано помещенный в ходунки, может пропустить такой важный этап развития, как ползание. В итоге его мышцы и суставы не будут подготовлены к прямохождению должным образом. В ходунках вертикальная нагрузка на слабый позвоночный столб возрастает, что в будущем может привести к нарушению осанки и более серьезным последствиям.
  • При таком передвижении не задействованы и не укрепляются мышцы спины, что может привести к проблемам с позвоночником.

Для здоровых детей допустимо находиться в ходунках не более 30-40 минут в день. Приспособления категорически противопоказаны малышам с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, страдающим рахитом, имеющим сниженный или повышенный мышечный тонус, а также детям, которые еще не умеют уверенно сидеть.

Ходунки-каталка

В отличие от ходунков, в которых малыш сидит, ходунки-каталки предназначены для детей, уверенно стоящих на ногах. Такие ходунки ребенок толкает перед собой, свободно передвигаясь. Яркие и интересные приспособления нравятся малышам, ведь на их передней части обычно располагаются различные развивающие игрушки. С такими помощниками даже самые осторожные дети смогут освоить навык хождения, не боясь при этом упасть.

Вожжи для детей

Предназначены для поддержки плохо держащего равновесие малыша, который учится ходить. Приспособление позволяет мамам и папам уберечь кроху от падений. При этом родителям не нужно нагибаться и напрягать спину.

Опасность заключается в том, что с помощью такого поводка нельзя научить ребенка держать равновесие. Он привыкнет к тому, что нет необходимости соблюдать осторожность при падении. А ведь кроха должен научиться падать, чтобы избежать серьезных травм.

Выбор первой обуви

Правильный выбор первой обуви очень важен для здоровья опорно-двигательного аппарата малыша. Она надежно защищает ножки крохи от механических повреждений, а также помогает сформировать стопы ребенка. Качественная и правильно подобранная обувь поможет придать крохе устойчивости и сделает его первые шаги более уверенными.

Для определения размера нужно поставить малыша на лист плотной бумаги или картона и обвести каждую стопу карандашом. С вырезанным трафаретом можно отправляться в магазин. Если одна стопа окажется чуть больше, подбирать размер следует именно по ней.

Лучше остановить свой выбор на детской обуви, которая соответствует следующим критериям:

  • изготовлена из натуральных материалов;
  • легкая по весу;
  • имеет высокий задник для жесткой и надежной фиксации пятки;
  • с закрытым круглым носком;
  • подошва нескользкая и не чрезмерно мягкая, имеет рельефную поверхность и каблук примерно 0,5 сантиметра;
  • надежно фиксирует ногу в щиколотке.

Многие родители сразу покупают для своего малыша ортопедическую обувь. Данный вид обуви является лечебным и приобретается только по врачебным показаниям. Рекомендация к ношению ортопедической обуви дается специалистом с учетом диагнозов, подтвержденных рентгеновскими снимками.

Не следует покупать обувь на размер больше. В обуви, которая не подходит по размеру и болтается на ногах, малыш начнет подворачивать носки внутрь, постоянно держа колени в полусогнутом состоянии.

Чтобы научить малыша ходить, сначала его следует к этому подготовить. Необходимо стимулировать ребенка к новым достижениям, ориентируясь при этом на его настроение. Если кроха отказывается что-либо выполнять, нельзя настаивать и принуждать, этим можно полностью отбить у него желание передвигаться самостоятельно и отодвинуть освоение навыка ходьбы на неопределенное время.

Путешествие длиною в жизнь начинается с первого шага…

Советы о том, как научить ребенка ходить самостоятельно, актуальны не для каждого родителя. Большинство детей развиваются в соответствии с возрастными физиологическими нормами и необходимости в их произвольном обучении не возникает. Ведь ходьба – навык, приобретаемый ребенком самостоятельно в процессе естественного психомоторного развития. Среднестатистический младенец начинает ходить в 1 год жизни, интервал приобретения данного навыка составляет от 9 до 15 месяцев. Обычно упитанные дети, отличающиеся рыхлой структурой тела, начинают ходить позже своих сверстников, хотя и не всегда. Недоношенные дети, появившиеся на свет преждевременно, ходят, в среднем, ближе к 18-ти месяцам.

Если к положенному сроку ребенок не приобретает этот навык самостоятельно, с целью исключения возможной патологии развития необходимо, по согласованию с участковым педиатром, показать малыша профильным специалистам – ортопеду и неврологу. Возможно, врачи назначат лечебный массаж и специальную гимнастику. В некоторых случаях могут потребоваться дополнительные обследования у других специалистов.

Если врачи заверили, что с вашим чадом все в порядке, просто надо немного подождать, с их разрешения можно начинать выполнять специальные упражнения. Часть из них те же, что и в статье , поскольку необходимо сначала научить малыша стоять без опоры и удерживать равновесие. Здесь приведем лишь те упражнения, которые связаны непосредственно с обучением хождению и предназначены для детей с 9-10 месяцев жизни. Для их выполнения требуется, чтобы кроха уже умел переступать, держась за руки взрослых.

Как научить ребенка ходить с помощью упражнений

1. Пусть ребенок стоит и держится за ручки своей прогулочной коляски. Вы должны стоять за ним и страховать его, не давая упасть. Когда коляска начнет двигаться вперед, малыш будет следовать за ней, делая шаги в сторону ее движения. Во избежание падения крохи, следите, чтобы коляска не двигалась слишком быстро, и он успевал переступать.

2. Возьмите 2 гладкие палки типа шестов высотой немного выше роста ребенка, за которые ему будет удобно держаться. Чтобы малыш не упал, опираясь на палки, сверху его ручек положите свои. Медленно переступайте вместе с ним, переставляя палки, по аналогии с лыжными палками. Это одно из наиболее эффективных упражнений, призванных научить ребенка ходить самостоятельно.

3. Расположите ребенка внутри обруча, а сами, передвигая обруч в разные стороны и страхуя кроху от падения, подталкивайте его к разным движениям: вперед, назад, по кругу.

4. Натяните между мебелью на высоте коленей ребенка веревку. Подведите малыша к ней, и, держа за руку, вместе переступите через препятствие. Затем пусть переступает только ребенок, а вы лишь поддерживайте его за руку. Данное упражнение способствует выработке навыка удерживать равновесие и координировать свои движения.

5. Для выполнения данного упражнения никакого инвентаря не требуется. Просто всюду водите ребенка за ручки, следуя за ним.

Пройдет несколько месяцев, а может быть, и раньше, и ваша прямая поддержка больше не потребуется, так как малыш решится на самостоятельные шаги. Но все равно следуйте рядом и контролируйте кроху, ведь для маленького человека вокруг столько опасностей!

Приспособления для обучения детей ходьбе

Первое слово, которое мысленно возникает на уровне ассоциации к вопросу «Как научить ребенка ходить?» - это ходунки. Ходунки представляют собой специальное устройство, при помощи которого малыш, еще не научившийся ходить самостоятельно, может свободно перемещаться по квартире, отталкиваясь ногами от пола.

Виды детских ходунков

Современная промышленность выпускает большое разнообразие детских ходунков, отличающихся своими конструктивными особенностями.

Классические (обычные) детские ходунки изготовлены из рамы на колесах с сидением для младенца.

Детские ходунки-трансформеры — это устройство, обладающее функциями обычных ходунков и специальной качалки. Кроме того, они могут регулироваться по высоте: малыш может как доставать до пола одними носочками, так и вставать на полную стопу.

Детские ходунки-каталка представляют собой конструкцию, снабженную колесами и множеством деталей для развития мелкой моторики детских рук. Такие ходунки больше всего подходят тем детям, которые уже научились ходить. Они позволяют развить физическую активность ребенка, а также закрепить усвоенные навыки ходьбы.

В настоящее время среди врачей нет единого мнения по поводу использования ходунков. Считается, что неоправданно длительное их применение может спровоцировать искривление позвоночника и деформацию ног малыша.

Чтобы научить ребенка ходить самостоятельно, приобретение ходунков вовсе не обязательно. Тем не менее, на определенном этапе развития малыша, это приспособление способно здорово облегчить жизнь мамы, бдительно и неусыпно следящей за каждым движением маленького непоседы.

Условия правильного использования ходунков

Итак, дабы использование ходунков приносило лишь пользу, должны быть соблюдены следующие условия:

  • выбирайте для покупки качественные ходунки, выпускаемые надежными производителями;
  • не следует помещать в ходунки младенца, не умеющего сидеть самостоятельно;
  • время нахождения ребенка в этом устройстве должно быть дозированным, чтобы не создавать излишнюю нагрузку на спину и тазобедренные суставы. Начинайте сажать малыша в ходунки сначала на 3 минуты, постепенно увеличивая время пребывания в них до 40-ка минут;
  • во избежание травматических ситуаций не оставляйте малыша в ходунках без присмотра;
  • использование ходунков должно происходить в сочетании с ползанием и другими видами двигательной активности младенца. Последнее необходимо для развития у малыша чувства осторожности, лежащего в основе инстинкта самосохранения.

Еще одним приспособлением для обучения ходьбе являются вожжи-поводок . Это страховочная конструкция из ремней, напоминающая шлейку для собаки. Вожжи-поводок предназначены для детей, уже способных перемещаться без посторонней помощи, но еще недостаточно хорошо координирующих движения. Благодаря данному приспособлению взрослый помогает малышу удерживать равновесие и предотвращает его падение.

На этапе обучения ходьбе большое внимание необходимо уделять безопасности малыша. В этом возрасте он очень уязвим. Бывает так, что упав, кроха травмируется, пугается и на некоторое время оставляет попытки вставать и ходить, предпочитая более безопасный способ передвижения –ползание. Чтобы научить ребенка ходить самостоятельно, не оказывайте на него давления и ни в коем случае не заставляйте это делать. Проявите терпение и ждите, когда малыш снова отважится передвигаться в вертикальном положении. Это произойдет очень скоро. Успеха!

***
И в завершении статьи, немного юмора из рубрики «Великие мысли Великих женщин»:

- Я научилась ходить, когда мне был год, и с тех пор уроков не брала.

/Мэрилин Монро/

Улыбнитесь! 🙂

Первые шаги ребенка – долгожданная радость для родителей, однако, такая радость может быть омрачена большим количеством падений и связанных с ними травм. Обеспечить полную безопасность для начинающих ходить могут вожжи для детей.

Это довольно простое приспособление пригодится для контроля ребенка, который еще только учится ходить и неуверенно стоит на ножках. Вожжи или поводок для обучения ребенка ходьбе пригодится тем родителям, которые физически не могут водить малыша за руки (например, при болях в спине), которые часто бывают с малышом в местах скопления людей (вокзал, торговые центры), и для тех, кто хочет облегчить себе период бурного роста физической активности ребенка. Удобны вожжи и для тех, у кого дети погодки или двойняшки.

Производители предлагают несколько моделей детских вожжей для ходьбы в зависимости от возраста и личных предпочтений родителей.

О чем следует помнить, выбирая вожжи для малыша?

  1. Безопасность . Выбирая вожжи, проверьте, насколько прочны стропы и фиксаторы. Во время прогулок не позволяйте ребенку играться самостоятельно поводком или водить с помощью вожжей других детей. Не выбирайте вожжи, которые фиксируются при помощи липучек, их ребенок сможет отстегнуть самостоятельно.
  2. Комфорт . При покупке вожжей учитывайте степень комфортности приспособления: материалы не должны натирать ребенку кожу или передавливать его во время перемещения.

Некоторых родителей, которые считают вожжи удачным и полезным приспособлением, от покупки вожжей останавливает цена. В этом случае многие мамы задаются вопросом, как сделать вожжи для ребенка самостоятельно. Предлагаем вам мастер-класс по пошиву самой простой модели детских вожжей. Для этого не нужно быть профессиональной швеей, и можно даже обойтись без швейной машинки.

Вожжи для детей своими руками

Для изготовления поводка понадобится 4 метра текстильной стропы и 4 фастекса (полуавтоматическая пластмассовая застежка). Чтобы правильно рассчитать длину строп, следует измерять ребенка и прибавить несколько сантиметров для одежды и запаха.

Современные производители детских устройств предлагают потребителю массу красочных приспособлений. Они предназначены для правильного физического развития детей и отвечают всем правилам безопасности. Яркие, привлекательные, с дополнительными игровыми панелями детские тренажеры и приспособления очень популярны на отечественном рынке. Все они имеют весомые и убедительные преимущества. Но наряду с плюсами, эти предметы оказывают негативное влияние на физическое развитие ребенка.

Прыгунки — враг детского позвоночника

Этот детский спортивный тренажер родители начинают использовать еще до того момента, как малыш начнет самостоятельно передвигаться. Считается, что прыгунки приносят массу удовольствий ребенку. Но наслаждение они доставляют только мамочке, которая сможет на некоторое время заняться домашними делами.

Ребенок, находясь в прыгунках и оставшись без родительского внимания, быстро теряет интерес к прыжкам. Кроме того, приспособление ограничивает свободу перемещения ребенка и может навредить его естественному развитию. Отталкиваясь от пола двумя ножками, малыш привыкает к этим движениям, и без ходунков будет стараться возобновить эти же движения. В результате регулярные падения скажутся на самостоятельном хождении.

Не стоит забывать и о хрупком позвоночнике ребенка. Во время прыжков в прыгунках основная нагрузка ложится на спину. Поэтому частые прыжки в приспособлении приведут к искривлению позвоночника.

Крайне нежелательны прыгунки детям, имеющие повреждения кожи в области касания с деталями приспособления. Прыгунки довольно сильно сдавливают промежность малыша и могут вызвать аллергические реакции.

Ходунки: травмоопасно и бесполезно

Многие родители считают, что ходунки ускоряют развитие малыша. И очень в этом ошибаются. Это приспособление влияет только на ту группу мышц, которая отвечает за формирование походки. Конечно, очень удобно посадить ребенка в ходунки и отвлечься на разговор с любимой подружкой, зная, что с малышом ничего не случится. Но ходунки имеют многие недостатки.

При помощи этого приспособления ребенок самостоятельно долго не научится ходить, так как конструкция сама сможет его донести в любое место помещения. Кроме того, у него не будет развиваться вестибулярный аппарат. А из-за неправильного распределения нагрузки и нарушения кровообращения могут деформироваться не только позвоночник, а и стопы.

Ходунки надежно защищают малыша от падения, и вне этого приспособления ребенок не сможет избежать травм. В довершении этого, они препятствуют выработке защитной реакции, ведь натолкнувшись на барьер, ребенок не увидит опасности.

Маленькие дети познают окружающий мир через осязание и вкусовые рецепторы. Находясь в ходунках, дотянуться до многих предметов становится невозможным.

Поводок (вожжи) для детей: вы точно хотели ребенка, а не собаку?

Это приспособление придумано для непоседливых и любознательных детей, которые на прогулке каждый раз стремятся проявить самостоятельность и убежать от взрослых. Больше того, они помогают удержать равновесие и контролировать падения малыша. Это безобидное изобретение провоцирует массу негодований со стороны окружающих, так как вызывает ассоциацию «выгуливания собачки».

Вред детских вожжей заключается в том, что они тормозят психологическое развитие малыша. Находясь постоянно на поводке, ребенок не может беспокоиться о своей безопасности. Следовательно, он не научится самостоятельно принимать решения, не получит элементарных навыков развития и не разовьет у себя чувство ответственности за свою жизнь.

Более того, поводок дает понять ребенку, кто доминирует во многих отношениях без возможности изменения ситуации. Таким образом, дети не усваивают многих уроков, упускают возможность учиться и не понимают, когда нужно сотрудничать или слушать взрослых.

Рюкзак-кенгуру: удобно, но опасно

Новомодный рюкзак-кенгуру уже смогли по достоинству оценить многие родители, ведь он сильно облегчает переноску маленьких детей. Он регулируется под любого взрослого, тип одежды (летнюю и зимнюю) и может легко менять положение ребенка. Рюкзаки отлично поддерживают поясницу, тем самым предотвращая появление болевых ощущений. Находясь в такой «сумке», ребенок чувствует полную безопасность, а руки мамы или папы в это время полностью свободны.

Несмотря на эти достоинства, рюкзак-кенгуру имеет некоторые негативные стороны. Так как малыш долгое время находится в висячем положении, вся нагрузка идет на неокрепший позвоночник и область промежности. Впоследствии это приводит к деформации позвоночного столба и повреждениям кожи на внутренней поверхности ножек. Большой минус окажет и болтающаяся голова, если она не прижата к взрослому. Узкое сидение может нарушить кровоток в малом тазу и ножках малыша. Эти негативные стороны больше относятся к конструкции рюкзака. Но не стоит забывать, что даже в правильно подобранной заплечной сумке кенгуру малыш должен находиться не более двух часов.

Обратите внимание на безвредную альтернативу кенгурушки — .

Манеж: психологи предупреждают

Очень полезный и практичный манеж для детей вызывает неоднозначную реакцию со стороны психологов. С одной стороны, безопасность манежа позволяет оставить ребенка одного на некоторое время, а с другой стороны, он ограничивает движения и свободу маленького человечка. Ограниченность препятствует нормальному физическому развитию и лишает возможности активно двигаться.

Подрастая, ребенок стремится познать окружающий мир. Первые его самостоятельные передвижения – ползание. К сожалению, манеж упускает эту возможность. Он только позволяет малышу вставать на ножки (или садиться), держаться за опору и передвигаться вдоль края.

В манеже малыш часто чувствует себя беспомощным, так как не имеет возможности дотянуться до того, что его привлекает. Препятствие становится непреодолимым, и первый опыт несостоятельности может закрепиться надолго на подсознательном уровне. Более того, находясь длительное время в манеже, ребенок теряет тесный контакт со взрослыми, что сказывается на его психологическом развитии.

Множество родителей вырастили здоровых и счастливых детей, не прибегая к использованию этих средств с сомнительной пользой. Попробуйте и вы!

Медики считают, что ребёнок с нормальными показателями здоровья должен сделать первые шаги в возрасте от 9 до 18 месяцев; самые резвые карапузы начинают передвигаться на своих двоих задолго до года, малыши более обстоятельные могут пойти ближе к полутора.

В принципе, уже по разнице в сроках можно догадаться: первые шаги — дело сугубо индивидуальное, и не стоит даже пытаться подвести достижения конкретного младенца под единый стандарт. Конечно, практика показывает, что есть дети, развивающиеся "по книжке" и проходящие последовательно все этапы, описанные в тематической литературе. "Правильный" ребёнок сначала учится ползать, потом, сдав все мыслимые нормативы по бегу на четвереньках, начинает вставать в кроватке, потом осваивает передвижение по периметру манежа — и наконец делает первый робкий шаг в открытое пространство. Однако на одного такого малыша приходится как минимум один, который знать не знает педиатрических канонов и, спокойно пропуская "пластунский" этап, практически без подготовки меняет сидячий образ жизни на прямохождение.

В этой немудрёной статистике заложен ответ на вопрос, волнующий большинство молодых мам: когда он должен пойти? И этот ответ таков: тогда, когда созреет и достаточно окрепнет для того, чтобы встать на ноги; природе нужная дата известна лучше, чем целому консилиуму врачей.

На зарядку становись!

Разумеется, сказанное выше не означает, что нужно пустить развитие малыша на самотёк, что ему не нужно помогать — дескать, рано или поздно сам пойдёт. И следить, и помогать — нужно. Первые шаги могут задерживаться как в случае, если мышцы ног ребёнка слишком слабые, так и в случае гипертонуса — то есть тогда, когда мышцы находятся в очень сильном напряжении (в гипертонусе ребёнок не ставит ногу на полную ступню, всё время приподнимаясь на цыпочки). Точную диагностику состояния опорно-двигательного аппарата малыша должны проводить специалисты (ортопед, хирург, невролог). Как правило, если диагностируется гипертонус, доктора прописывают ванночки с травами или морской солью и массаж. Если же малышу необходимо укрепить мышцы, развить координацию движений и вселить уверенность в собственных силах, очень полезной может оказаться специальная гимнастика.

Упражнение 1

Возраст: с 9-10 месяцев, когда ребёнок уже начал переступать, держась за руки взрослых.

Инвентарь: игрушечная коляска или прогулочная коляска самого малыша.

Ребёнок стоит, держась за ручки коляски, взрослый поддерживает малыша. Когда коляска начинает медленно двигаться с места, малыш тянется за ней, наклоняется и наконец делает первый шаг.

Упражнение 2

Возраст: с 9 месяцев.

Инвентарь: стол или любая жёсткая поверхность.

Взрослый сажает ребёнка на корточки, спиной к себе. Крепко держа за бёдра, взрослый раскачивает малыша вперёд и назад, вынуждая встать на ровные ножки. Нужно помочь ребёнку наклониться как можно глубже вперёд, одновременно поддерживая его в области грудной клетки. Если карапуз не спешит подниматься — значит, ножки ещё слабы и упражнение можно оставить, а спустя некоторое время к нему вернуться. Цель упражнения — закрепить умение самостоятельно стоять.

Упражнение 3

Возраст: 6-9 месяцев.

Инвентарь: фитбол средней величины, надутый на 2/3.

Взрослый сажает ребёнка на мяч спиной к себе и, крепко держа за бёдра, наклоняет в разные стороны. Цель — развить координацию движений, научить балансировать и удерживать равновесие.

Упражнение 4

Возраст: когда ребёнок уже умеет подниматься с коленей при помощи опоры.

Инвентарь: любимая игрушка малыша и кресло.

Игрушка по полу передвигается в направлении кресла, «призывая" малыша на четвереньках ползти за ней, поднимается над креслом (чтобы ребёнок попытался опереться об него ручками) и кладётся на край кресла. Если упражнение проведено успешно, малыш должен встать без посторонней помощи, опираясь на кресло.

Упражнение 5

Возраст: 9 месяцев и старше.

Инвентарь: два шеста высотой около 120 см или обруч.

Ребёнок берётся за шесты, взрослый на его ручки сверху кладёт свои. Взрослый начинает медленно переступать вместе с ребёнком, переставляя шесты на манер лыжных палок. В случае если используется обруч, ребёнок находится внутри, а взрослый, передвигая обруч в разные стороны, подталкивает малыша к разным движениям — ходьбе по кругу, вперёд или назад.

Упражнение 6

Возраст: когда малыш перемещается по комнате, держа взрослого за руку.

Инвентарь: длинный шнурок или верёвка.

Шнурок натягивается между мебелью на высоте коленей ребёнка. Держа ребёнка за руку, взрослый подводит малыша к шнурку. Смысл в том, чтобы ребёнок переступил через препятствие.

Как облегчить путь?

В стремлении облегчить первые шаги малышей от родителей и педиатров не отстаёт и современная индустрия, год от года расширяющая ассортимент развивающих товаров для детей. Какие-то из них признаются полезными, по поводу других мнения специалистов могут расходиться в диаметрально противоположные стороны. Приведём ниже три самых популярных и самых обсуждаемых приспособлений для обучения ходьбе.

Ходунки. Маленький круглый столик с матерчатым сиденьем, устроенным по принципу рюкзака-кенгуру, снабжённый у основания колёсиками. Сидя в ходунках, ребёнок достаёт ножками до пола и, отталкиваясь, может свободно перемещаться по квартире. Высота сиденья, как правило, регулируется: малыш может доставать до пола одними носочками, а может вставать на полную стопу.

Именно ходунки вызывают наиболее ожесточённые дебаты в "околомладенческой" среде: существуют как убеждённые сторонники, так и ярые противники данного приспособления. На самом деле, если не покупать дешёвые и, следовательно, потенциально травмоопасные модели и соблюдать элементарную технику безопасности, ходунками вряд ли можно навредить. Техника безопасности очень проста:

  • ходунки не подходят ребёнку, который ещё не умеет самостоятельно сидеть;
  • ребёнок в ходунках не может оставаться без присмотра (как, собственно, и без них);
  • слишком длительное пребывание в ходунках создаст излишнюю нагрузку для спины.

Справедливости ради надо заметить, что от ходунков немного не только вреда, но и пользы: большие сомнения вызывает сама идея, что ходунки способны помочь малышу с первыми шагами. Сидящий в ходунках ребёнок, по сути, не ходит, а катается, отталкиваясь от пола ногами. При этом он лишён необходимости держать равновесие и координировать собственные движения, он застрахован от падений. С другой стороны, на этапе, когда карапуз уже начал активно передвигаться по дому на четвереньках, но ещё не научился ходить, описанное приспособление может стать настоящим спасением для мамы, давая ей передышку в бесконечной "гонке за лидером".

Коляска-каталка. Устройство, по форме напоминающее четырёхколёсную тележку с ручкой: малыш делает первые шаги, держась за ручку и толкая каталку перед собой. Она удобнее обычной детской коляски, которую тоже нравится возить большинству годовалых младенцев, так как соответствует росту малыша. На определённом этапе пользы от подобного предмета много, так как он позволяет ребёнку передвигаться без помощи взрослых, не теряя равновесия и уверенности в себе.

Вожжи-поводок. Конструкция из ремней, напоминающая шлейку для собаки и визуально, и по способу использования. "Вожжи" используются на этапе самых первых шагов, когда малыш уже готов перемещаться без посторонней помощи, но при этом ещё недостаточно хорошо координирует движения. В этой ситуации "поводок" исполняет роль страховочной лонжи, не дающей упасть и сильно удариться начинающему "канатоходцу". Главный минус приспособления — со стороны оно выглядит малопривлекательно. Но в случае, если малыша приходится выгуливать бабушке, страдающей ревматизмом, "поводок" может стать настоящим спасением.

Босоногий мальчик

Ещё один спорный момент, касающийся первых шагов малыша, связан с его первыми ботинками. Сегодня практически каждый ортопед, видя, что ребёнок вот-вот пойдёт, предлагает родителям приобрести сандалики с поддерживающим супинатором. По мнению большинства современных врачей, такая обувь служит эффективной профилактике и к тому же помогает более устойчивому сцеплению ножки с поверхностью. Вместе с тем данный подход в ортопедии — не единственный, и его притязания на статус истины в последней инстанции несколько преждевременны.

Ещё в середине ХХ века американский ортопед Саймон Виклер выпустил книгу "Сними ботинки — и иди" (Dr Simon J. Wikler. Take Off Your Shoes and Walk), в которой описал результаты своих многолетних исследований. Изучив сотни ног пациентов от года до девяноста, Виклер пришёл к выводу, что самые здоровые стопы у тех из них, кто носит свободную обувь на гнущейся подошве и часто ходит босиком. Именно супинаторы ослабляют мышцы стопы, так как её изгиб, который должен возникать естественным путём, в случае с супинатором достигается механически, полагает врач. Вывод ортопеда таков: обувь должна быть свободная настолько, чтобы сохранялась возможность пошевелить пальцами внутри ботинка, в ней не должно быть супинаторов, и при каждой подходящей возможности ребёнок должен ходить босиком (в том числе и дома, по гладкому полу).

Шаги к безопасности

Заботясь о том, чтобы ребёнку было удобно и комфортно ходить, важно не забыть и о его элементарной безопасности: как только малыш встаёт на ножки, он в самом буквальном смысле переходит на новый уровень... и начинает доставать до тех полок и предметов, о которых раньше мог только мечтать. А значит, чтобы первые шаги крохи были поводом для радости, а не для перманентного стресса, к этим самым шагам нужно подготовиться.

Итак, осмотрите критическим взглядом квартиру и...

  • переложите все хрупкие, ценные и тяжёлые предметы, находящиеся меньше чем в 1,2 м от пола;
  • уберите скатерти: они очень легко стягиваются со стола вместе со всем содержимым;
  • спрячьте в недосягаемое место всю бытовую химию: стиральным порошкам, пятновыводителям и отбеливателям отныне не место в легко открываемом ящике под ванной;
  • заблокируйте электрические розетки специальными заглушками;
  • заведите привычку убирать все острые, колющие, режущие предметы в такое место, где младенец их не достанет — даже если очень постарается.

Помимо потенциально опасных предметов, способных ушибить, уколоть или обжечь малыша, на "первопроходческой" стадии в квартире обнаруживается несметное количество углов и мебельных ручек, расположенных ровно на уровне глаз крохи. К счастью, современная индустрия предлагает целый ассортимент устройств, способных в самом буквальном смысле сгладить острые углы. Уголки на столы, специальные чехольчики на ручки, заглушки для выдвижных ящиков, ограничители дверей и окон, блокираторы лестниц имеются сегодня в любом более-менее крупном детском магазине. И всё же не стоит обольщаться: соломки, которую, согласно народной мудрости, не помешало бы подстелить в нужном месте, современные производители так и не изобрели. В тот момент, когда ребёнок делает свой первый шаг, он делает шаг к своей независимости. И на этом пути непременно будут острые углы и коварные ступеньки, слёзы, ссадины и шишки. Малыш ещё тысячу раз упадёт — и тысячу один поднимется, пока наконец по-настоящему твёрдо не встанет на ноги.