Сергей Абрамов: Ростех вкладывает миллиарды в научные разработки. Сергей Абрамов о планах кластера «Вооружение Абрамов сергей ростехнологии

Начало карьеры

Родился 29 февраля 1972 года в Москве. В восемь лет остался без отца, вырос в малообеспеченной семье.

С сентября 1989 г. по сентябрь 1991 г. работал инженером-конструктором в научно-производственном объединении "Электропровод".

В 1992-1995 годах работал в отделе валютных операций банка «Синектика». Летом 1995 года у банка была отозвана лицензия, а в июле 1998 года он был ликвидирован.

В 1995-1999 гг. Сергей Абрамов - патрон управления валютных операций в Республиканском специализированном акционерном коммерческом банке "Галлабанк" (Ташкент, Узбекистан).

В 1996 году окончил заочное отделение Ташкентского государственного экономического университета по специальности «Бухгалтерский учет и аудит».

В 2000 году Абрамов занял должность заместителя генерального директора по экономике и финансам НПО "Экран" (Всероссийский научно-исследовательский институт медицинской техники Минздрава РФ). В январе 2001 года стал управляющим директором Омского социально-коммерческого банка.

В 2004 году заочно окончил Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «международные отношения». В деловых кругах имеет репутацию «профессионального финансиста высокого класса».

Абрамов о себе

«Ощущаю себя реформатором. Я профессиональный менеджер и хорошо разбираюсь в финансах, экономике».

Деятельность в Чечне

В марте 2001 года Сергей Абрамов был назначен министром финансов Чеченской республики. 13 мая 2002 года был сбит автомобилем в центре Москвы, когда выходил из здания Министерства финансов. При этом получил сотрясение мозга, перелом ключицы и множественные ушибы.

10 января 2003 года президент Чечни Ахмат Кадыров уволил Абрамова с поста министра финансов, назначив на его место Эли Исаева.

Комментируя эти события, председатель чеченского правительства Михаил Бабич сказал: «Я в первую очередь не хочу персонифицировать ситуацию, дело не в самом Абрамове». По его словам, «к Абрамову есть масса вопросов, в том числе и у компетентных органов». Однако ни тогда, ни впоследствии уголовные дела в отношении Абрамова ни разу не возбуждались.

В январе 2003 года Абрамов был назначен советником председателя Счетной палаты Российской Федерации Сергея Степашина. В марте того же года Абрамов возглавил инспекцию палаты по оперативному контролю за расходованием бюджетных средств в Чеченской республике.

Премьер-министр Чеченской республики

В начале 2004 становится премьер-министром, а в мае 2004 стал исполняющим обязанности президента Чечни, после того, как 9 мая Президент ЧР Ахмат Кадыров был убит взрывом во время парада на стадионе. Абрамов оставался исполняющим обязанности президента в течение пяти месяцев, до подведения итогов новых президентских выборов, на которых победил Алу Алханов. По свидетельствам, Абрамов планировал работать в Чечне долго, на восстановление Грозного собирался потратить пять лет, начал изучать чеченский язык. Наладив взаимопонимание с чеченскими чиновниками, в то же время рационально осваивал бюджетные средства, чем укрепил к себе доверие со стороны федерального центра. Противникам наведения порядка это не нравилось. Через два месяца после убийства А.Кадырова на Абрамова было совершено покушение в Грозном. По счастливому стечению обстоятельств премьер остался в живых.

18 ноября 2005 Абрамов был серьёзно ранен в автомобильной аварии на Рублёво-Успенском шоссе в Подмосковье, циркулировали неподтверждённые слухи о покушении, вскоре после этого премьер-министром ЧР был назначен Рамзан Кадыров. В результате аварии Абрамов получил многочисленные травмы. Проходил длительное лечение в Центральной клинической больнице, курс реабилитации в подмосковном санатории, а затем вылетел в Мюнхен для завершения лечения. В 2006 году после выздоровления получил новое назначение в Москве.

В марте 2006 года был освобожден от обязанностей главы правительства Чеченской республики по собственному желанию. Рамзан Кадыров прокомментировал это так: «Я сожалею, потому что Сергей Борисович очень многое сделал для восстановления республики. Для меня очень много значат наши личные отношения, он мне как брат. Где бы мы ни находились, всегда будем поддерживать добрые и дружеские отношения. Он всегда будет желанным гостем в моем доме».

Аудитор Счетной палаты

1 октября 2007 года Счетная палата РФ временно отстранила Абрамова от руководства возглавляемым им направлением по контролю за приватизацией и управлением госсобственностью в связи с тем, что трое из задержанных за последний месяц сотрудников ведомства работали непосредственно под его руководством. Комментируя произошедшее, глава Счетной палаты Сергей Степашин сообщил, что аресты являются итогом совместной работы правоохранительных органов и службы безопасности палаты. При этом Степашин добавил, что лично к Абрамову никаких претензий у него нет, но по этическим соображениям тот должен уйти. 1 октября 2007 был Абрамов был отстранен от своих обязанностей, а 11 октября 2007 года решением депутатов Государственной Думы досрочно освобожден от занимаемой должности.

ОАО «РЖД»

С декабря 2007 года - начальник Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД». В подчинении дирекции находятся 348 вокзалов, находящихся в столице, во всех региональных центрах и крупных городах.

Активно занимается масштабной модернизацией и реконструкцией вокзалов России, созданием в местах их дислокации транспортно-пересадочных узлов, что должно повысить их технологический и транспортный потенциал. Переоборудование московских вокзалов, на которое направлено около 10 млрд. руб, проводится в соответствии с международными стандартами. Будут строго соблюдены права и созданы удобства для маломобильных групп граждан и инвалидов на основе принципа безбарьерной среды, обновлены инженерные системы и узлы управления, созданы центры безопасности. Увеличивается парковочное пространство.

За четыре года модернизации московских вокзалов под началом Абрамова эксперты отмечают существенный прогресс в семи направлениях: удобство и комфорт для пассажиров, чистота в залах, на перронах и привокзальных площадях, быстрота обслуживания в кассах и справочных окнах, безопасность, информирование пассажиров, создание безбарьерной среды. Вместе с тем, пока нет ощутимых сдвигов в формировании доходной базы вокзалов.

Абрамов ведёт переговоры с Правительством Москвы о строительстве двух новых вокзалов на Киевском и Курском направлениях МЖД в районе пересечения с Калужским шоссе (автомобильной дорогой А-101).

В мае 2011 на форуме «Стратегия 1520» в Сочи объявил об установлении побратимских отношений между Киевским вокзалом Москвы и вокзалом Аточа в Мадриде, Испания.

Осенью 2011 года сконцентрировался на освобождении площадей перед московскими вокзалами от незаконных арендаторов и благоустройстве освободившейся территории. В том числе внутри самих вокзалов, куда на смену лоткам и палаткам придут сетевые операторы (питание, торговля, услуги) с едиными стандартами качества и цены. Повсеместно на вокзалах будет доступен беспроводной интернет, оборудованы комнаты длительного отдыха, вокзалы южных регионов оснащаются солнечными батареями.

В настоящее время Абрамова, вероятно с учётом его прежней деятельности и преследующими его непонятными авариями, постоянно сопровождает усиленная охрана, не предусмотренная штатом Дирекции ДЖВ.

Научная деятельность

Абрамов - кандидат исторических наук, он защитил диссертацию на тему: «Счетная палата РФ в условиях становления и развития системы финансового контроля в России».

Награды и звания

Сергей Абрамов награждён орденом Почёта (2005), медалями "200 лет Министерства финансов РФ", "За укрепление боевого содружества" ФСБ России, "200 лет МВД России", "За воинскую доблесть" II степени. Знаками "Отличник финансовой работы России", "За службу на Кавказе", "За содействие в межгосударственном сотрудничестве в борьбе с преступностью", "Почетный сотрудник Счетной палаты", а кроме того почетными грамотами, благодарностями Министерства финансов РФ и Счетной палаты РФ, а также именным оружием.

Заслуженный экономист Чеченской Республики.

Сопредседатель Президиума Независимой организации "Гражданское общество" и Национального Гражданского Комитета по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами, сопредседатель Попечительского Совета Национального фонда "Общественное признание".

Семья

Женат, имеет сына Николая (р.2004).

Примечания

Источники

  • Анна Васильева (2010). Вокзал для своих . Коммерсант-Деньги, N. 44 (801), 8 ноября 2010.

Абрамов, Сергей

Начальник дирекции железнодорожных вокзалов ОАО "Российские железные дороги"

Начальник дирекции железнодорожных вокзалов ОАО "Российские железные дороги" (с декабря 2007 года). В 2006-2007 годах занимал должность аудитора Счетной палаты России, был отстранен от своих обязанностей в связи с коррупционным скандалом в СП. В 2004-2006 годах занимал пост премьер-министра Чеченской республики. В мае-августе 2004 года исполнял обязанности президента Чечни в связи с гибелью Ахмада Кадырова. В 2001-2003 годах был министром финансов Чечни. До этого работал управляющим директором Омского социально-коммерческого банка и заместителем гендиректора НПО "Экран". Кандидат исторических наук, заслуженный экономист Чеченской республики.

Сергей Борисович Абрамов родился 29 февраля 1972 года в Москве. В восемь лет остался без отца, вырос в малообеспеченной семье , .

По окончании школы, с 1989 по 1991 год, Абрамов работал в научно-производственном объединении "Электропровод" . В 1992-1995 годах был сотрудником отдела валютных операций московского банка "Синектика". Летом 1995 года у этого банка была отозвана лицензия, а в 1998 году он был ликвидирован , . В начале 1995 года Абрамов переехал в Узбекистан и начал работать в Республиканском специализированном акционерно-коммерческом банке "Галлабанк". В 1995-1999 годах занимал должности старшего консультанта, начальника управления ценных бумаг и начальника управления валютных операций этого банка .

В 1996 году Абрамов окончил заочное отделение Ташкентского государственного экономического университета по специальности "бухгалтерский учет и аудит" , .

В марте 2001 года Абрамов был назначен министром финансов Чеченской республики . 13 мая 2002 года был сбит автомобилем Ford в центре Москвы, когда выходил из здания Минфина. При этом получил сотрясение мозга, перелом ключицы и множественные ушибы .

10 января 2003 года президент Чечни Ахмад Кадыров уволил Абрамова с поста министра финансов, назначив на его место Эли Исаева . По некоторым сведениям, формальным поводом для его увольнения стало то, что он якобы даже не посещал Чечню и руководил министерством из Москвы . Премьер-министр Чечни Михаил Бабич попытался оспорить решение Кадырова, так как президент не мог назначить нового министра без представления премьера. В возникшем конфликте Абрамов поддержал Кадырова и ушел со своего поста .

В январе 2003 года Абрамов был назначен советником председателя Счетной палаты Российской Федерации Сергея Степашина . В марте того же года Абрамов возглавил инспекцию палаты по оперативному контролю за расходованием бюджетных средств в Чеченской республике. Эта служба контролировала расходование бюджетных средств, следила за восстановительными работами и выплатой компенсаций за утраченное жилье , , .

В 2004 году Абрамов окончил Российскую академию государственной службы при президенте РФ по специальности "международные отношения" , .

В марте 2004 года Абрамов вернулся в Чечню. Президент Кадыров назначил его председателем правительства республики, а Госсовет утвердил это назначение, хотя формально этого нельзя было сделать до 5 апреля 2004 года, когда должен был вернуться из отпуска прежний премьер-министр республики Анатолий Попов , , .

9 мая 2004 года Абрамов стал временно исполняющим обязанности президента. В соответствии с конституцией Чечни он встал во главе республики сразу после гибели в результате теракта президента Кадырова . 11 мая 2004 года Абрамов восстановил в должности заместителей, которых Кадыров сократил незадолго до своей гибели. Кроме того, он назначил сына погибшего президента Рамзана Кадырова первым вице-премьером, курирующим силовой блок . По некоторым данным, Абрамов лишь формально был главой республики, в то время как реальная власть принадлежала младшему Кадырову и чиновникам из его окружения .

2 июня 2004 года Абрамов публично заявил, что не будет участвовать в выборах президента Чечни, назначенных на 29 августа 2004 года . При этом он сосредоточился на управлении экономикой республики и не вмешивался в политические процессы .

В июне 2004 года Абрамов ликвидировал комитет по компенсационным выплатам правительства Чечни, представители которого, по некоторым сведениям, требовали у граждан до пятидесяти процентов суммы положенных по закону компенсаций. При этом функции комитета перешли к специальной комиссии, которую возглавил министр финансов Эли Исаев . 13 июля 2004 года на жизнь Абрамова было совершено покушение. На пути следования его кортежа сработало радиоуправляемое взрывное устройство. В результате теракта погиб телохранитель. Сам Абрамов не пострадал , .

По результатам президентских выборов в Чечне, прошедших 29 августа 2004 года, президентом стал экс-глава республиканского МВД Алу Алханов . 5 октября, после инаугурации нового президента, Абрамов был назначен исполняющим обязанности премьер-министра Чечни , . 12 октября Абрамов был награжден высшей наградой Чеченской республики - Орденом Ахмада Кадырова. На следующий день Алханов подписал указ о назначении Абрамова премьер-министром Чеченской республики , , .

В ноябре 2004 года Абрамов заявил о намерении правительства активно привлекать инвестиции в республику. В том же году были построены два стратегически важных моста. Также Абрамов занимался проблемой создания новых рабочих мест: были заключены соглашения о взаимном сотрудничестве с компанией "Роснефть " и с голландскими бизнесменами, решившими вложить деньги в реконструкцию и строительство ряда пищевых предприятий на территории Чечни. Весной 2005 года Абрамов сообщил об успехах правительства за прошедший год: объем частных инвестиций составил примерно 4,5 миллиарда рублей, в Чечне было построено около 4 тысяч современных частных домов , , , .

22 марта 2005 года на пути следования кортежа Абрамова был обнаружен фугас на проспекте Победы в Грозном. Маршрут поездки изменили, но и на Старопромысловском шоссе саперы обнаружили фугас. Представители МВД Чечни отрицали факт готовившегося покушения, однако прокуратура республики возбудила уголовное дело .

Абрамов возглавил чеченскую делегацию в общероссийской культурно-информационной акции "Поезд дружбы", которая проходила с 22 июля по 20 сентября 2005 года. В состав делегации входили местные журналисты, артисты, представители министерств экономики, образования, науки, здравоохранения, труда и социального развития. Они посетили города 22 субъектов Российской Федерации, где проводили кампании по налаживанию культурных связей и привлечению инвестиций в Чечню. В ходе этой акции Абрамов сумел заключить множество контрактов. Суммарный объем ожидаемых инвестиционных вложений достиг 4 миллиардов рублей .

18 ноября 2005 года Абрамов попал в автомобильную аварию в Подмосковье. Он был прооперирован в Центральной клинической больнице (ЦКБ), прошел курс реабилитации в подмосковном санатории, а затем вылетел в Мюнхен для завершения лечения . Исполняющим обязанности премьер-министра стал первый вице-премьер Рамзан Кадыров. При этом формально главой правительства оставался Абрамов. Он поздравил жителей Чеченской республики с новым 2006 годом и подвел итоги уходившего 2005 года , .

28 февраля 2006 года Абрамов покинул пост премьер-министра. При этом он сообщил о своем условии - его место должен был занять Рамзан Кадыров. 4 марта 2006 года Кадыров был назначен на должность главы правительств Чеченской республики , .

По мнению наблюдателей, на посту чеченского премьера Абрамов был чиновником, максимально устраивавшим местную элиту: он никогда не вступал в конфликт с главой республики, не играл роли "государева ока" и при этом выполнял необходимую техническую работу по управлению финансовыми потоками и народным хозяйством. Эксперты расценивали его уход и назначение младшего Кадырова вполне логичным следствием всего политического процесса в Чечне последних лет .

8 июля 2006 года Государственная Дума РФ назначила Абрамова аудитором Счетной палаты России. С марта 2007 года он курировал проверку НПО "Энергомаш", а с сентября того же года - подготовку к Олимпийским играм 2014 года в Сочи , .

В сентябре 2007 года был арестован ряд сотрудников Счетной палаты, работавших под непосредственным руководством Абрамова. 13 сентября были задержаны прикомандированный к палате полковник ВС РФ Юрий Гайдуков , юрист Николай Серых и коммерсант Алан Гогичев . По версии следствия, они вымогали у руководителей "Энергомаша" взятку в размере семи миллионов евро , , , , . 28 сентября были арестованы замдиректор департамента палаты по контролю за федеральной собственностью Василий Корягин , бывший первый вице-мэр Владивостока Сергей Дубовицкий и начальник одной из инспекций СП Сергей Климантов . Им было инкриминировано вымогательство у коммерческой фирмы-подрядчика 120 тысяч долларов за сокрытие нецелевого использования бюджетных средств, выделенных на подготовку Азиатско-Тихоокеанского экономического форума, который пройдет в 2012 году во Владивостоке , . Кроме того, была арестована начальник правового департамента СП Зарина Фарниева , , , .

Комментируя произошедшее, глава Счетной палаты Степашин сообщил, что аресты являются итогом совместной работы правоохранительных органов и службы безопасности палаты. При этом Степашин сообщил, что к лично экс-аудитору никаких претензий у него нет, но по этическим соображениям тот должен уйти , , . 1 октября 2007 был Абрамов был отстранен от своих обязанностей , а 11 октября 2007 года решением депутатов Государственной Думы досрочно освобожден от занимаемой должности .

3 декабря 2007 года Абрамов был назначен начальником дирекции железнодорожных вокзалов ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) . После своего назначения Абрамов занялся разработкой программы модернизации вокзалов РЖД, а также организацией проведения конкурсов на доверительное управление вокзалами московского железнодорожного узла. Реконструкция пилотного проекта программы, Курского вокзала, была закончена в 2008 году. Всего в рамках программы РЖД планировало модернизировать в период с 2008 по 2015 год 320 российских вокзалов, создав на их основе многофункциональные транспортные узлы. На эту программу в октябре 2008 года было выделено 30 миллиардов рублей , , .

В начале 2009 года стало известно, что РЖД объявит конкурс на аренду вокзальных площадей . В августе РЖД объявили о том, что уже в сентябре с привокзальных площадей в России исчезнут стихийные торговые точки , а рядом с вокзалами запрещено будет торговать алкогольными напитками .

Абрамов - кандидат исторических наук, он защитил диссертацию на тему: "Счетная палата РФ в условиях становления и развития системы финансового контроля в России". Является заслуженным экономистом Чеченской республики. Награжден орденом Почета, медалями "200 лет Министерству финансов", "За укрепление боевого содружества" ФСБ России, "200 лет МВД" и "За воинскую доблесть" II степени , , .

Использованные материалы

РЖД освобождает вокзалы. - Деньги , 31.08.2009. - № 34 (739)

Крепкий алкоголь нельзя будет купить вблизи вокзалов с 1 сентября. - Газета (gzt.ru) , 11.08.2009

РЖД объявит конкурсы на аренду железнодорожных вокзалов. - ИА Regnum , 17.04.2009

РЖД вложит 30 млрд рублей в развитие железнодорожных вокзалов до 2015 года. - РИА Новости , 10.09.2008

РЖД в этом году начнет модернизацию 320 вокзалов страны. - РИА Новости , 30.05.2008

Евгения Гаврилюк . РЖД раздают вокзалы. - РБК Daily , 11.04.2008

Экс-аудитор Счетной палаты Абрамов возглавил дирекции вокзалов РЖД, 03.12.2007

Госдума освободила Сергея Абрамова от должности. - Коммерсант , 12.10.2007. - №187 (3763)

Екатерина Карачева . "Единогласное недоверие". - Время новостей , 02.10.2007. - № 179

Абрамов Сергей Борисович. - Коммерсант , 02.10.2007. - № 179

Татьяна Двойнова, Иван Сас . Как минусы превратить в плюсы. - Независимая газета , 01.10.2007

Татьяна Панина . Собственная безопасность. - Российская газета , 29.09.2007. - №4480

Елена Шмарева . Четвертый удар по сердцу. - Газета.Ru , 29.09.2007

Горячие деньки Счетной палаты: взятки и групповое изнасилование

Аудитора Абрамова послали в Госдуму. Счетная палата выразила ему недоверие

Коллегия Счетной палаты вчера выразила недоверие одному из 12 аудиторов -- бывшему премьеру Чечни Сергею Абрамову, трое подчиненных которого были арестованы за коррупцию, а еще один -- бывший замначальника инспекции -- . Господин Абрамов отказался добровольно уйти в отставку. Тогда коллегия направила в Госдуму обращение с требованием досрочно прекратить его полномочия. Закон "О Счетной палате" предусматривает пять поводов для отставки аудитора -- ни под один из них случай с господином Абрамовым не подпадает.

На возможные санкции к Сергею Абрамову глава Счетной палаты Сергей Степашин намекнул еще в субботу, на следующий день после того, как Басманный суд арестовал очередного чиновника, работавшего с аудитором. Однако комментируя заявление господина Степашина Ъ, пресс-секретарь СП Екатерина Паристая сказала, что, очевидно, выводы по господину Абрамову будут сделаны после того, как виновность его подчиненных будет установлена судом. Между тем вчера руководитель департамента информации СП Алан Ужегов заявил Ъ, что коллегия, на которой предстояло рассмотреть вопрос о недоверии руководства палаты и членов коллегии Сергею Абрамову, была запланирована еще в пятницу: требовалось время, чтобы собрать всех участников заседания.

В заседании коллегии, которое началось в понедельник в 10.00, участвовали Сергей Степашин и его заместитель Александр Семиколенных, а также все 12 аудиторов, включая Сергея Абрамова, чей вопрос значился под номером один.

Первым, по словам господина Ужегова, выступил председательствовавший на коллегии Сергей Степашин, который заявил собравшимся, что "арест за взятки начальников инспекций Юрия Гайдукова и Сергея Климантова ставит под сомнение достоверность проведенных ими проверок на НПО "Энергомаш" и во Владивостоке". В связи с этим глава СП предложил коллегии на время отстранить от исполнения своих служебных обязанностей аудитора Сергея Абрамова, курировавшего эти проверки, выразить ему от имени коллегии свое недоверие как аудитору, а также обратиться в Госдуму о досрочном прекращении его полномочий.

Как стало известно Ъ, коллегия практически в полном составе (за исключением Сергея Абрамова) проголосовала за предложения господина Степашина. Аудитору Абрамову тут же было предложено написать заявление об отставке "по собственному желанию". Однако сделать это господин Абрамов, работающий аудитором с лета 2006 года, категорически отказался и вскоре покинул здание Счетной палаты.

Согласно закону "О Счетной палате", полномочия утвержденного на шесть лет аудитора могут быть досрочно прекращены при следующих обстоятельствах: в случае нарушения им законодательства РФ или злоупотребления служебными полномочиями, по личному заявлению, недееспособности, доказанной в суде, по достижении 65 лет, а также в случае избрания нового состава Госдумы. Фактически ни один из вышеперечисленных пунктов для отставки 35-летнего господина Абрамова не подходит: в нарушении закона его не обвиняют, уголовное дело против него не возбуждено, а заявление он писать отказался.

В обращении же, отправленном фельдегерской почтой на имя председателя Госдумы Бориса Грызлова от коллегии СП, указано, что полномочия господина Абрамова должны быть прекращены, поскольку он не справляется со своими обязанностями и порочит имя аудитора палаты. "Обращение будет затем направлено в комитет по бюджету Госдумы, который и утверждал кандидатуру Сергея Абрамова аудитором",-- сообщили Ъ в СП.

[...] Сам Сергей Абразов вчера отказывался от комментариев. По своему сотовому телефону он сказал, что "это приемная аудитора Абрамова" и что "Сергей Борисович сильно занят". [...]

Счетная палата недосчиталась четверых. Задержан еще один крупный чиновник этого ведомства

Юрий Сенаторов; Алексей Чернышев , Владивосток

Вчера Басманный суд Москвы по ходатайству следственного комитета при прокуратуре РФ санкционировал арест еще одного фигуранта коррупционного скандала в Счетной палате. Под стражу взяли замдиректора департамента по контролю за федеральной собственностью СП Василия Корягина. Он стал уже четвертым сотрудником палаты, заключенным под стражу за последний месяц. [...]

В Счетной палате, представители которой в минувший четверг объявили об очередной операции по борьбе с коррупцией в ведомстве и назвали имена подозреваемых, Ъ вчера не смогли объяснить, почему среди них не оказалось Василия Корягина. Источник Ъ в СП рассказал, что задержание замдиректора департамента стало для его сотрудников полной неожиданностью. "Василий Васильевич в Счетной палате был на хорошем счету",-- отметил он. [...]

Вчера же глава Счетной палаты Сергей Степашин, также не сказавший ни слова об аресте Василия Корягина, заявил, что разоблачения коррумпированных чиновников были проведены по инициативе самой палаты, которая обратилась за помощью в ФСБ. После коллегии СП господин Степашин утвердил акт проверки оборонного ОАО "НПО "Энергомаш" имени академика В. П. Глушко" (за вымогательство с этого предприятия взятки в €7 млн ранее были арестованы инспектор палаты Юрий Гайдуков и руководитель правового департамента ведомства Зарина Фарниева) [...].

Горячие деньки Счетной палаты

Алина Черноиванова, Ксения Гогитидзе

[...] «Трое из четырех задержанных в этом месяце сотрудников Счетной палаты работали под руководством Абрамова, – отметил [представитель СП] Ужегов. – Более того, Абрамов сам привел их в палату». Однако взять на себя ответственность за действия подчиненных и самостоятельно уйти с должности аудитора Абрамов отказался. [...]

Все арестованные сотрудники СП, кроме Фарниевой , были подчиненными Абрамова. В минувшую субботу председатель Счетной палаты Сергей Степашин заявил, что «личную ответственность должны нести и аудиторы Счетной палаты, отвечающие за конкретные проверки». Год назад после такого намека с должности аудитора СП по собственному желанию ушел Владимир Пансков, оказавшийся в центре коррупционного скандала, связанного с проверкой «Трансаэро». Однако, судя по всему, Абрамов рекомендации Степашина не внял. «Я удивлен, что он не подал в отставку, – отметил «Газете.Ru» советник Степашина Владислав Игнатов. – В такой ситуации, когда четыре человека арестованы, нельзя было не подать в отставку».

Впрочем, за самого Абрамова «личную ответственность» несет Степашин. Именно с его подачи Абрамов вернулся в Счетную палату в июле 2006 года. В 2003–2004 годах он работал советником Степашина, начальником инспекции по контролю над расходованием средств федерального бюджета, направляемых на восстановление социальной сферы и экономики Чечни. Весной 2004 года он был назначен на пост председателя правительства Чеченской республики, но в ноябре 2005 года попал в аварию, был госпитализирован с тяжелыми травмами, а в марте 2006 года подал прошение об отставке с поста чеченского премьера, призвав назначить вместо себя Рамзана Кадырова. Летом того же года Сергей Абрамов при поддержке Сергея Степашина был назначен аудитором СП, ["Страна.Ру", 01.10.2007: Совсем недавно Сергей Степашин оказал Абрамову особое доверие – направил его 21 сентября в Сочи, чтобы тот проконтролировал законность распределения земельных участков в Краснодарском крае, а также проследил за расходованием бюджетных средств, выделяемых на организацию проведения зимних Олимпийских игр-2014.- врезка К.Ру] однако сейчас Степашин решил пожертвовать своим ставленником.

Дело в том, что после назначения нового премьер-министра положение СП стало нестабильным, и эксперты не исключают, что громкая антикоррупционная кампания в ведомстве, а также отставка Абрамова могут в итоге оказаться попыткой отвести удар непосредственно от самого Степашина.

Как пояснил «Газете.Ru» эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов, Счетная палата была в свое время основным конкурентом Росфинмониторинга во главе с Виктором Зубковым, она выполняла надзорные функции, следила за расходованием средств бюджета, а Росфинмониторинг следил за финансовыми потоками вообще и за отмыванием денег. Сейчас, после того как президент передал Росфинмониторинг в прямое ведение премьера, позиции этого ведомства будут только укрепляться, в то время как позиции СП будут постепенно размываться, предполагает эксперт. Эксперты отмечают, что отношения Степашина и экс-руководителя Росфинмониторинга, а ныне премьер-министра всегда были довольно натянутыми, но значительную поддержку Степашину оказывал глава Минэкономразвития Герман Греф, на прошлой неделе потерявший свой пост.

Личное дело

Абрамов Сергей Борисович. Родился 29 февраля 1972 года в Москве. В 1996 году окончил Ташкентский государственный экономический университет, в 2004 году -- Российскую академию госслужбы.

В 1992-1995 годах работал в отделе валютных операций банка "Синектика". В 1995-1999 годах возглавлял управление ценных бумаг и валютных операций узбекского Галлабанка. С 2000 года -- замгендиректора НПО "Экран", затем сотрудник Омского социально-коммерческого банка. 26 февраля 2001 года назначен министром финансов Чечни. 10 январе 2003 года отправлен в отставку по собственному желанию. По данным СМИ, глава республики Ахмат Кадыров хотел назначить на этом место "своего человека" Эли Исаева. Этим оказался недоволен премьер Чечни Михаил Бабич, в результате конфликта покинувший пост.

В 2003-2004 годах Сергей Абрамов был советником председателя, контролером Счетной палаты, возглавлял комиссию по оперативному контролю за расходованием бюджетных средств в Чечне. 17 марта 2004 года назначен председателем правительства республики. В мае--октябре 2004 года, после гибели Ахмата Кадырова, был и. о. президента республики. В октябре 2004 года указом президента Чечни Алу Алханова вновь назначен председателем правительства. 18 ноября 2005 года серьезно пострадал в ДТП в Подмосковье. 28 февраля 2006 года подал заявление об отставке. 8 июля 2006 года назначен Госдумой аудитором Счетной палаты. С марта 2007 года курировал проверку НПО "Энергомаш", с сентября -- подготовку к Олимпийским играм в Сочи.

Награжден орденом Почета, медалями "200 лет Министерству финансов", "За укрепление боевого содружества" ФСБ России, "200 лет МВД", "За воинскую доблесть" II степени.

Кандидат исторических наук, тема диссертации -- "Счетная палата РФ в условиях становления и развития системы финансового контроля в России".

Проведя в компании братьев Вахониных и Герасимовича около получаса, девушка сообщила, что ей надо уходить: ее ждали на дне рождения у друзей. Владислав Герасимович вызвался подвезти новую знакомую на своем джипе Porshe Cayenne. Ничего не подозревавшая студентка согласилась, но отвезли ее не к друзьям, а на Зоологическую улицу, где Владислав Герасимович снимал квартиру.

Поняв, что ей грозит опасность, студентка попыталась оказать сопротивление, но обвиняемые Вахонины и Герасимович силой затащили ее в квартиру. По данным следствия, они несколько часов насиловали и избивали студентку. Затем потерпевшую насильно вымыли в ванной -- молодые люди посчитали, что так они скроют следы преступления. После этого насильники предложили девушке $1 тыс., но она денег не взяла и обратилась в милицию.

По ее заявлению Пресненская райпрокуратура Москвы возбудила уголовное дело. Но несмотря на явные следы насилия и побоев (врачи обнаружили у пострадавшей сотрясение мозга, переломы нескольких ребер, многочисленные ушибы и гематомы), расследование дела шло непросто. Прокуратура почему-то не стала обращаться в суд с требованием об аресте насильников. А на девушку и ее родных оказывали давление: им поступали угрозы, а от студентки требовали изменить показания. "Следствие столкнулось с активным противодействием расследованию дела и открытым вмешательством высокопоставленных чинов в работу прокуратуры",-- рассказал адвокат пострадавшей Микита Восканян. Ситуация изменилась только после того, как адвокат послал письмо генпрокурору РФ Юрию Чайке. Дело из райпрокуратуры передали в управление по расследованию бандитизма и убийств Моспрокуратуры.

19 сентября следователи задержали Антона Вахонина. Ему предъявили обвинение в групповом изнасиловании, а суд вынес решение о его аресте. Во время расследования выяснилось, что чиновник из Госдумы в 2005 году также подозревался в изнасиловании, но дело тогда прекратили. Сейчас оно возобновлено.

Задержать Илью Вахонина и Владислава Герасимовича не удалось: они скрылись. Вчера обоих объявили в федеральный розыск. "Илья Вахонин у нас уже не работает. Сразу после того, как в отношении его было возбуждено уголовное дело, приказом председателя Счетной палаты он был отстранен от исполнения обязанностей, а затем уволился по собственному желанию",-- сказал Ъ директор департамента информации Счетной палаты РФ Алан Ужегов. [КП, 23.07.2007: Глава Счетной палаты Сергей Степашин: "Для нас это дело стало неприятным сюрпризом. Я сам отец и прекрасно понимаю, что пережили родители потерпевшей и каково сейчас родителям троих подозреваемых. Тем не менее я решительно отвергаю обвинения в адрес Счетной палаты в организации давления на следствие в интересах одного из подозреваемых. И я удовлетворил просьбу Ильи Вахонина об освобождении его от обязанностей зам. начальника инспекции. Отставка - его собственное решение", - заявил тогда чиновник.- врезка К.Ру]

Громкое дело об изнасиловании: Покровители vip-подозреваемых давят на московскую прокуратуру. За братьев Вахониных и Владислава Герасимовича поручились «высокие чины»

Хаирбек Алмакаев, Шамиль Джемвакулов, Юлия Волосатая, Кирилл Ногаев

[...] Судя по всему, всем троим пробиться на хлебные места помогли небедные родственники. Отец Герасимовича Владислав Андреевич - президент консорциума «Аура» (созданного несколькими лифтовыми заводами), а также зампред Экспертного совета по строительству, архитектуре и строительной индустрии Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Госдумы РФ. Вероятно, именно отец поспособствовал трудоустройству Влада помощником депутата от партии «Родина» Олега Мащенко, который является членом того же Комитета по промышленности. [...]

Из показаний 19-летней Алины:

«...В клубе «Рай» я познакомилась с парнем по имени Влад... Мы обменялись телефонами. В конце июня я встретилась с Владом в кальянной в здании кинотеатра «Октябрь»... Влад был со своим другом... в разговоре его называли Антон. Затем к нам подошел еще один парень... представился Ильей. Мне показалось, что это брат друга Влада, так как они были очень похожи... Друг Влада и Илья, узнав название вуза, где я учусь, сказали, что тоже закончили его, назвали фамилию ректора и предложили прямо сейчас позвонить ему, видимо, чтобы произвести на меня впечатление. Во время разговора я сказала, что живу за городом и у нас большой дом с бассейном. На что Влад заметил, что жить надо в пределах Садового кольца. Кроме того, они постоянно говорили, что у них много денег. Эти разговоры произвели на меня отталкивающее впечатление... Я для себя решила, что больше встречаться с ними не буду... Через час я решила поехать на такси в клуб «Рай», где договорилась встретиться с друзьями... Влад и два «брата» предложили поехать на машине с ними. У Влада был «Порш Кайен» черного цвета... Влад предложил заехать к нему домой, так как хочет переодеться... Я сказала, что подниматься в квартиру не стану, подожду в подъезде... Влад зашел в лифт и уехал. А я осталась с другом Влада и Ильей. Когда двери лифта вновь открылись, Илья силой затащил меня внутрь... Я сильно кричала, пыталась нажать на кнопки. Но Илья... держал меня сзади... зажимал мне рот, чтобы я не кричала... Друзья Влада затащили меня в квартиру... начали срывать одежду. Я стала сопротивляться, звать на помощь. Тогда Илья сильно ударил меня кулаком в лицо. Я упала... Илья начал избивать меня ногами. Бил в живот и по всему телу. Потом... заявил, что если я не вступлю с ним в половую связь, то буду в жесткой форме изнасилована всеми присутствующими. Я отказалась... стала драться и кричать, тогда Илья несколько раз ударил меня кулаками, а потом ногами по лицу, в живот и по ребрам... Было очень больно... Друг Влада (Антон. - Ред.) поднял мои руки вверх, а Илья стащил с меня блузку и бюстгальтер. Друг Влада завел мне руки за спину и держал за запястья, не давая встать с колен. (Далее Алина рассказывает, как Илья заставлял ее заняться оральным сексом. По этическим причинам подробности мы опускаем. - Ред.) Илья бил меня по ушам, снизу по подбородку, чтобы я не опускала голову. Я все равно отказалась подчиниться его требованиям... Они оскорбляли меня и угрожали убить... Потом «братья» потащили меня по полу к кровати... Илья лег на меня и говорил, что сломает мне ноги, если я не разведу колени... Когда я ослабла от боли, он стал насиловать меня. Мне врезалось в память, что у Ильи были «звериные глаза»... Я потеряла сознание. Очнулась от того, что меня поливали в ванной холодной водой. В ванной был Влад и его друг (Антон. - Ред.). Они связали мне руки и стали насильно мыть меня. От отвращения я стала кричать еще громче. В этот момент кто-то ударил меня сверху. Я опять потеряла сознание. Очнулась на кровати... Все вокруг было в крови. Влад стал уговаривать меня: «Бедная девочка, как он тебя избил, но мы здесь ни при чем... Ко мне какие претензии?» Я кричала, что им это не сойдет с рук. Влад очень нервничал, что мои крики могут услышать соседи... Предлагал мне тысячу долларов, а потом больше, чтобы я никому не говорила о случившемся. Друг Влада также предлагал деньги. Я ответила отказом. Друг Влада на это сказал, что «им все равно ничего за это не будет»...

Звонок отцу. «Я использую связи!»

Мой сын просто не мог ничего такого сделать, - заявил нам отец Влада Герасимовича Владислав Андреевич. - Я вообще впервые об этом слышу, сын мне ничего не говорил. Я сейчас в отъезде, вернусь и все подробно узнаю. И, если понадобится, приму меры. У меня большое влияние есть, подвинем любого.
- На уровне Генпрокуратуры связи?
- Берите выше! Их и использую. Не беспокойтесь, все будет нормально. Это ерунда какая-то.

Звонок в Счетную Палату. «Мы возьмем это дело на контроль»

О том, что наш сотрудник Илья Вахонин замешан в уголовном деле, мы узнали из газеты, возможности связаться с ним у нас еще не было, - объясняет директор Департамента информации Счетной палаты РФ Алан Ужегов. - Все, кто его знал, были очень удивлены. Илья - профессиональный и компетентный работник. Естественно, мы возьмем это дело на контроль и настаиваем на объективном подходе. Если он виновен, то понесет соответствующее наказание.

Наблюдательный совет госкорпорации "Ростех" в июне 2015 года ввел институт индустриальных директоров в рамках комплексной программы оптимизации и повышения эффективности системы управления. Должность индустриального директора кластера "Вооружение" занял Сергей Абрамов, перед которым были поставлены задачи по формированию и развитию отраслевых компетенций, повышению капитализации и стоимости активов, а также стратегическому маркетингу и управлению рисками.

В начале апреля Ростех опубликовал стратегию кластера "Вооружение", включающую в себя развитие ключевых российских оборонных предприятий. О планах и перспективах кластера "Вооружение" Сергей Абрамов рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Андрею Чаплыгину.

Сергей Борисович, какие задачи в настоящее время стоят перед кластером "Вооружение"?

Ключевой задачей кластера является ежегодный рост выручки на 12,1% до 2025 года. К этому времени выручка кластера будет составлять около 700 миллиардов рублей в год, а ежегодная чистая прибыль превысит 50 миллиардов рублей.

Для достижения столь амбициозных показателей мы намерены в первую очередь увеличить объемы выручки по ВТС. Вторым ключевым направлением станет развитие гражданского сегмента кластера и увеличение доли гражданской продукции в общем объеме выручки. Кроме того, мы занимаемся построением производственной системы мирового уровня и созданием единой базы мощностей кластера — благодаря этому мы внедрим эффективную систему ценообразования.

Важным элементом в росте выручки кластера является оптимизация инвестиционной программы и повышение эффективности инвестиций. Мы планируем привлечение "умного" капитала за счет вхождения частных инвесторов в акционерный капитал холдинговых компаний и организаций прямого управления, а также за счет создания совместных предприятий для развития гражданской продукции и отдельных специальных направлений.

Как планируется развивать военно-техническое сотрудничество?

Госкорпорация "Ростех" определила направление ВТС ключевым для кластера "Вооружение". На сегодняшний день в этом направлении кластер сталкивается с ростом конкуренции на традиционных рынках вооружения и военно-специальной техники, санкционными ограничениями, ростом требований к новым образцам, отсутствием эффективной системы сопровождения жизненного цикла изделий.

Для увеличения выручки от экспорта вооружений мы планируем создание новых образцов под требования заказчика, ввод новых мощностей, переход на контракты полного жизненного цикла, открытие сервисных центров и лицензионных производств.

Кроме того, совместно с Рособоронэкспортом будет реализована системная работа по развитию механизмов поддержки экспорта.

Какие параметры закладываются относительно роста доли гражданской продукции в структуре выручки кластера?

— Развитие гражданского сегмента кластера и увеличение доли гражданской продукции в общем объеме выручки — одно из приоритетных направлений при реализации стратегии кластера.

Среднегодовой темп роста выручки по гражданский продукции практически в два раза превысит общий среднегодовой темп по кластеру и составит 24% в год. Доля гражданской продукции в выручке кластера в настоящий момент составляет менее 15%. На рубеже 2025 года доля гражданской продукции вырастет более чем в два раза. Здесь важно отметить, что пока в стратегии не учитываются активы, передаваемые в кластер, и после завершения их интеграции стратегия может корректироваться.

На каких рынках гражданской продукции будут сконцентрированы основные усилия?

— В направлении гражданской продукции фокус планируется на рынках, где холдинги и организации кластера обладают развитыми технологическими компетенциями, в том числе на рынках промышленных взрывчатых веществ, оборудования для ТЭК, холодильного оборудования, медоборудования, промышленного инжиниринга, гражданского стрелкового оружия, станочного оборудования, композитов и химии.

Отдельно можно выделить привлекательный гражданский сегмент, по которому у кластера уже есть компетенции и возможности по выходу на мировой рынок — комплексное предложение по гражданским патронам и стрелковому оружию.

Для расширения компетенций, выхода на новые рынки и привлечения финансирования планируется участие частных инвесторов и формирование СП. Например, на рынке холодильного оборудования и станочного оборудования планируется привлечение партнеров для локализации производства. На рынке промышленных взрывчатых веществ необходимо привлечение партнера для формирования комплексного предложения. На рынке дорожно-строительной техники планируется привлечение партнеров для развития сети продаж и открытия зарубежных представительств.

Для успешного выполнения целей по гражданской выручке будет реализован ряд мероприятий, в том числе создается отдельная система управления гражданскими активами кластера и разрабатывается механизм привлечения частных инвестиций.

— Планируемые показатели проецируются на холдинги и организации кластера равномерно или для каждого холдинга они разные?

— В рамках стратегии кластера для каждого холдинга разработаны собственные показатели эффективности с учетом зрелости активов и существующей производственной базы. Отличаются и объемы инвестиционных программ, необходимых каждому холдингу для реализации стратегии.

Кроме того, в холдингах кластера существенно отличаются доли производимой гражданской продукции. Так, например, у холдинга "РТ-Химкомпозит" гражданская продукция преобладает и сегодня, а к 2025 году она должна составлять около 80%. Холдинг "Высокоточные комплексы" же при реализации всех заложенных в стратегии целей сможет к 2025 году выйти на долю в 7% гражданской продукции.

Какие направления военного сегмента являются наиболее приоритетными в рамках стратегии кластера?

— Холдинги и организации кластера "Вооружение" поставляют продукцию во все виды Вооруженных сил РФ и присутствуют в ключевых продуктовых сегментах вооружения, военной и специальной техники.

Рост конкурентоспособности линейки вооружения, военной и специальной техники планируется за счет развития существующих и создания новых образцов. Говоря конкретней, речь идет о модернизации существующих оперативно-тактических ракетных комплексов, зенитных ракетных комплексов, реактивных систем залпового огня, бронетанковой и артиллерийской техники, боеприпасов, стрелкового оружия, беспилотников и военных катеров, робототехнических комплексов.

Помимо развития линейки образцов военной и специальной техники, одной из приоритетных целей является развитие направления сервисов. На данный момент выручка от сервисов составляет менее 5%, а у мировых аналогов этот показатель в среднем составляет 25%. К 2025 году планируется увеличение выручки от сервисов до 10% в общем объеме выручки.

При этом необходимо отметить, что сервисы для нас — это более широкое понятие, нежели просто ремонт. Сюда также входят услуги на всем жизненном цикле — ввод в эксплуатацию, ремонт, модернизация, обучение пользователей вооружений, утилизация и так далее.

В этом направлении планируется развитие сети международных сервисных центров по ремонту и техническому обеспечению военной техники с запасом запчастей и расходных материалов. Также рассчитываем на переход на контракты полного жизненного цикла, упрощение процедуры поставки запчастей и проведение работы с Минобороны по формированию долгосрочного плана модернизации и ремонта военной техники.

Каким образом планируется повышать операционную эффективность холдингов и организаций кластера?

— Для повышения операционной эффективности запланирована комплексная реформа организационного процесса — это позволит достичь высокого уровня маржинальности на уровне мировых лидеров отрасли.

В связи с этим планируется создание единой базы мощностей кластера для снижения волатильности загрузки мощностей и повышения эффективности их использования. Также мы намерены провести оптимизацию путей перемещения товарно-материальных ценностей и организацию рабочих мест по системе 5S. В направлении закупок планируется расширение базы альтернативных поставщиков и укрупнение закупаемых партий. Кроме того, мы собираемся внедрить систему производственного планирования и провести автоматизацию планирования и учета закупочной деятельности. Для повышения качества продукции уже внедряется международная система контроля. Также готовится к внедрению стратегия ремонтов, основанная на критичности оборудования, стоимости запчастей и длительности простоев.

Оптимизация всех процессов будет идти неразрывно с усилиями по изменению системы ценообразования для ухода от метода cost plus.

Планируется ли привлечение инвестиций в кластер и создание технологических партнерств?

— Для расширения компетенций, выхода на новые рынки и финансирования новых проектов кластера мы планируем привлечение частных инвесторов и формирование СП. Однако, в соответствии со спецификой деятельности кластера, в основном мы планируем привлекать "умный" капитал для развития наших гражданских направлений, а также отдельных специальных направлений.

Мы говорим о рынках, имеющих значительный потенциал роста, в которых у холдингов и организаций кластера имеются значительные компетенции. Это холодильное оборудование, промышленные взрывчатые вещества, дорожно-строительная техника и многое другое.

Объем инвестиций, требуемый для реализации стратегии кластера "Вооружение", до 2025 года составляет около 500 миллиардов рублей. Более 10% от этого объема составят расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, оставшиеся средства будут направлены на поддержание и расширение производства.

Инвестпрограмма на четверть будет профинансирована собственными средствами, оставшуюся часть планируется профинансировать из привлеченных, в том числе заемных, средств.

Могут ли предприятия кластера решать общие задачи и объединяться вокруг реализации крупных проектов?

— Безусловно. Ряд продуктов и проектов, реализуемых в рамках кластера "Вооружение", предусматривают вовлечение нескольких активов кластера. Например, на данный момент восемь предприятий занимаются производством, разработкой и сертификацией стрелкового оружия и патронов. Это концерн "Калашников", предприятия холдинга "Высокоточные комплексы", ЦНИИТОЧМАШ и другие. Только синхронизация и координация работы предприятий разных холдингов и ОПУ в рамках кластера позволит организовать высококачественное и конкурентное производство и достичь заложенных в стратегии ключевых показателей.

— Как вы считаете, получит ли концерн "Калашников" контракт на поставку автоматов для боевой экипировки "Ратник"?

— Решение о подписании контракта на поставку автоматов "Калашникова" для боевой экипировки "Ратник" принимает министерство обороны по результатам опытно-войсковой эксплуатации. Со своей стороны, и Ростех и концерн "Калашников" готовы подписать данный контракт и обеспечить Вооруженные силы РФ необходимым объемом вооружения. Мы очень ответственно подходим к исполнению гособоронзаказа, и у министерства обороны к "Калашникову" никаких нареканий нет.

Когда планируется завершить войсковые испытания автоматов АК-12 и АК-15?

— Войсковые испытания АК-12 и АК-15 завершатся во втором квартале 2017 года.

А как продвигается работа по созданию боевых роботов концерном "Калашников"?

— Работы по созданию боевых роботов концерном "Калашников" ведутся. Направления этих работ определяет министерство обороны. Результаты этой работы мы планируем представить на " Армии-2017".

— Как обстоят дела на предприятиях по производству спецхимии — обеспечены ли они заказами? В 2012 году вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявлял, что стране необходимо до двух с половиной лет, чтобы восстановить производство качественного пороха в РФ. Удалось ли это сделать?

— Производством спецхимии и боеприпасов в контуре госкорпорации занимается концерн "Техмаш", входящий в кластер "Вооружение". Предприятия концерна производят продукцию для нужд министерства обороны и исправно выполняют гособоронзаказ. Кроме того, Техмаш активно расширяет военно-техническое сотрудничество. В настоящее время Техмаш рассматривает вопрос о создании лицензионного производства в Индонезии. Речь идет о производстве боеприпасов для бронетехники, закупленной в РФ, в частности об артиллерийских снарядах калибра 30 миллиметров и 100 миллиметров.

Техмаш имеет успешный опыт организации лицензионного производства своих боеприпасов в зарубежных странах. Так, например, в 2014 году концерном совместно с Рособоронэкспортом подписан контракт на передачу Индии лицензии на производство бронебойных подкалиберных снарядов "Манго".

— В конце 2016 года президент подписал Указ о передаче Уралвагонзавода в состав Ростеха. Давно ведутся разговоры об интеграции в Ростех военного дивизиона концерна "Тракторные заводы". Как планируете интегрировать предприятия в структуру Ростеха и выводить их из кризиса?

Необходимые для передачи Уралвагонзавода в структуру Ростеха мероприятия должны быть осуществлены в 18-месячный срок. Наша задача после получения управления над заводом — организовать координацию военного сегмента УВЗ с другими холдингами и ОПУ кластера для повышения эффективности производственного процесса и увеличения конкурентоспособности продукции. Что касается гражданского сегмента УВЗ, то перед нами стоит задача по их выводу из кризиса, а это означает реализацию комплекса мер по налаживанию процесса разработки, производства и реализация продукции.

Мы ожидаем передачи в наше управление военного дивизиона концерна "Тракторные заводы". ВЭБ получит военный сегмент КТЗ в счет долгов владельцев концерна перед банком за кредиты, по которым они не рассчитались. На сегодняшний день достигнута договоренность, что ВЭБ передаст нам военный сегмент КТЗ в управление, срок которого в настоящее время обсуждается. В перспективе эти заводы могут остаться в структуре Ростеха.

Какие еще предприятия планируется передать в Ростеху?

— Мы планируем, что в состав кластера войдут казенные предприятия по спецхимии, это около 20 предприятий, а также порядка 50 предприятий АО "Спецремонт". Передаваемые предприятия являются ключевыми в отрасли боеприпасов и спецхимии. В связи с этим, а также с необходимостью решения задач долгосрочного сценарного планирования отрасли, выстраивания кооперации, повышения операционной эффективности, планируется создание информационно-аналитического центра отрасли в кластере. Многие из этих активов являются убыточными, в связи с чем потребуется разработать комплексную программу по развитию и финансовому оздоровлению.

На текущий момент холдинги и организации кластера по-прежнему находятся в стадии формирования и оптимизации, поэтому возможна передача в них новых активов, выделение активов в прямое управление корпорации или передача активов внутри кластера.

— Как повлияет передача новых оборонных активов на реализацию стратегии кластера и стратегии госкорпорации в целом? Будут ли реализованы целевые показатели по увеличению доли гражданской продукции?

— Согласно стратегии развития государственной корпорации Ростех, поставлена задача по увеличению доли продукции гражданского назначения до 50% к 2025 году, в соответствии со стратегий кластера "Вооружение", доля гражданской продукции должна превысить 30% к 2025 году.

Передача в структуру корпорации таких активов, как Уралвагонзавод и военный дивизион концерна "Тракторные заводы", а также иных оборонных предприятий — это существенный фактор, который потребует корректировки стратегии. Тем не менее в стратегии предусмотрены различные механизмы достижения целевых показателей выручки от гражданской продукции, и эти показатели не будут изменены.

Необходимо подчеркнуть, что после окончания процедуры получения Ростехом УВЗ и военного дивизиона КТЗ, а также иных предприятий они будут органично интегрированы в структуру корпорации, а целевые показатели как стратегии всей госкорпорации, так и стратегии кластера "Вооружения", будут реализованы.

— Какое влияние оказывают факторы снижения объемов гособоронзаказа и смена госпрограммы вооружений на реализацию стратегии кластера?

Действительно, объемы гособоронзаказа, государственная программа вооружений и федеральные целевые программы не могут не оказывать существенного влияния на кластер "Вооружение". ГПВ до 2020 года подходит к своему завершению, объемы ГОЗа будут снижаться.

При этом ГПВ до 2025 года еще не утверждена. Кроме того, происходит переход от ФЦП "Развитие ОПК" к государственной программе "Развитие ОПК" до 2025 года. Эти факторы могут оказать влияние на целевые показатели кластера. Таким образом, ключевые финансовые показатели стратегии, в том числе и выручка, могут быть скорректированы.

В случае снижения объемов, для покрытия дефицита нами будет реализован сценарий по агрессивному росту на гражданских рынках. Кроме того, компенсировать дефицит позволит рост объемов ВТС, привлечение инвестиций, а также повышение операционной эффективности.