Смерть мифология. Божества смерти в культурах разных народов. Славянская богиня смерти Мара. Бог смерти в греческой мифологии

ретьему сыну Кроноса и Реи, Аиду (Гадесу, Айдесу), досталось подземное царство мертвых, в которое никогда не проникают лучи солнца, кажется, по жребию, ибо кто добровольно согласился бы им управлять? Впрочем, его характер был настолько мрачным, что он не мог бы ужиться где-либо в другом месте, кроме преисподней.


Во времена Гомера вместо того, чтобы сказать "умереть", говорили "уйти в дом Аида". Воображение, рисовавшее этот дом мертвых, питалось впечатлениями прекрасного верхнего мира, в котором имеется немало несправедливого, устрашающе мрачного и бесполезного. Дом Аида мыслился окруженным крепкими воротами, самого Аида называли Пилартом ("запирающим ворота") и на рисунках изображали с большим ключом. За воротами, как и в домах богатых людей, опасающихся за свое добро, появился трехглавый свирепый и злобный сторожевой пес Цербер, на шее которого с шипением шевелятся змеи. Цербер впускает сюда всех и не выпускает никого.


У каждого хозяина такого крепкого дома на земле были владения. Ими обладал и Аид. И, конечно же, там не наливалась золотая пшеница, не радовали прячущиеся в зелени ветвей алые яблоки и синеватые сливы. Там росли грустные на вид, бесполезные деревья. Одно из них до сих пор сохраняет восходящую к гомеровским временам ассоциацию со смертью и разлукой - плакучая ива. Другое дерево - серебристый тополь. Не увидеть душе-скиталице ни травы-муравы, которую жадно щиплют овцы, ни нежных и ярких луговых цветов, из которых плелись венки для людских пиров и для жертв небесным богам. Куда ни кинь взгляд - сильно разросшиеся асфодели, бесполезный сорняк, высасывающий из скудной земли все соки, чтобы поднять жесткий, длинный стебель и синевато-бледные цветы, напоминающие щеки лежащего на смертном одре. По этим безрадостным, бесцветным лугам бога смерти ледяной, колючий ветер гонит туда и сюда бесплотные тени мертвых, издающие легкий шелест, наподобие стона замерзающих птиц. Ни один луч света, не проникает оттуда, где протекала озаренная солнцем, сиянием луны и мерцанием звезд верхняя земная жизнь, не доходят ни радости, ни печали. На золотом троне восседает сам Аид и его жена Персефона. У трона сидят судьи Минос и Радамант, здесь же бог смерти - чернокрылый Танат с мечом в руках, рядом мрачные керы, а прислуживают Аиду богини мщения эринии. У трона Аида и прекрасный юный бог Гипнос, он держит в руках головки мака, а из рога льет снотворный напиток, от которого засыпают все, даже великий Зевс. Царство полно привидений и чудовищ, над которыми властвует трехголовая и трехтелая богиня Геката, в темные ночи она выбирается из Аида, бродит по дорогам, посылает ужасы и тяжкие сны тому, кто забывает призвать ее как помощницу против колдовства. Аид и его свита страшнее и могущественнее богов, живущих на Олимпе.


Если верить мифам, лишь единицам удавалось ненадолго вырваться из рук Аида и когтей Цербера (Сисиф, Протесилай). Поэтому представления об устройстве подземного мира были неясными и порой противоречивыми. Один уверял, что попадали в царство Аида морским путем и что находилось оно где-то там, куда опускается Гелиос, совершив свой дневной путь. Другой же, напротив, утверждал, что в него не плыли, а спускались в глубокие щели тут же, рядом с городами, где протекала земная жизнь. Эти спуски в царство Аида показывали любопытствующим, но мало кто из них торопился воспользоваться ими.


Чем больше людей уходило в небытие, тем более определенными становились сведения о царстве Аида. Сообщали, что оно девять раз опоясывалось священной для людей и богов рекой Стиксом и что Стикс соединялся с Кокитом, рекой плача, вливавшейся, в свою очередь, в выходящий из недр земли источник Лета, дающий забвение всему земному. Обитатель греческих гор и долин при жизни не видел таких рек, какие открывались его несчастной душе в аиде. Это были настоящие могучие реки, какие текут на равнинах, где-нибудь за Рифейскими горами, а не жалкие, пересыхающие знойным летом ручьи его каменистой родины. Их не перейти вброд, не перепрыгнуть с камня на камень.


Чтобы попасть в царство Аида, надо было дождаться у реки Ахеронт лодки, которой управлял демон Харон - безобразный старец, весь седой, с всклокоченной бородой. Переезд из одного царства в другое надо было оплатить мелкой монеткой, которую покойнику в момент погребения клали под язык. Безмонетных и живых - попадались и такие - Харон отталкивал веслом, остальных сажал в челн, и они должны были сами грести.


Обитатели мрачного подземного мира подчинялись строгим правилам, установленным самим Аидом. Но нет правил без исключений, даже под землей. Тех, кто обладал золотой ветвью, не мог оттолкнуть Харон и облаять Цербер. Но на каком дереве растет эта ветвь и как ее сорвать, никто в точности не знал.


Здесь, за глухим порогом,
Не слышен волн прибой.
Здесь места нет тревогам,
Всегда царит покой...
Созвездий мириады
Сюда не шлют лучи,
Ни радости беспечной,
Ни скорби быстротечной -
Один лишь сон, сон вечный
Ждет в вечной той ночи.
Л. Сулнберн


Аид

Буквально "безвидный", "невидный", "ужасный" - бог - владыка царства мертвых, а также само царство. Аид - олимпийское божество, хотя находится постоянно в своих подземных владениях. Сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Деметры, Геры и Гестии, с которыми разделил наследие свергнутого отца, Аид царствует вместе с супругой Персефоной (дочерью Зевса и Деметры), которую он похитил в то время, как она собирала на лугу цветы. Гомер называет Аида "щедрым" и "гостеприимным", т.к. смертная участь не минует ни одного человека; Аид - "богатый", именуется Плутоном (от греч. "богатство"), т.к. он владелец несметных человеческих душ и скрытых в земле сокровищ. Аид - обладатель волшебного шлема, делающего его невидимым; этим шлемом в дальнейшем пользовались богиня Афина и герой Персей, добывая голову Горгоны. Но были и среди смертных способные обмануть владыку царства умерших. Так, он был обманут хитрецом Сисифом, покинувшим однажды подземные владения бога. Орфей очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону так, что они согласились возвратить на землю его жену Эвридику (но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что счастливый Орфей нарушил договор с богами и взглянул на жену еще до выхода из царства Аида). Геракл похищает из царства мертвых пса - стража Аида.


В греческой мифологии олимпийского периода Аид является второстепенным божеством. Он выступает как ипостась Зевса, недаром Зевс именуется Хтонием - "подземным" и "спускающимся вниз". Аиду не приносят жертв, у него нет потомства, и даже жену он добыл незаконным путем. Однако Аид внушает ужас своей неотвратимостью.

Просьба не смеятся



Поздняя античная литература создала пародийно-гротескное представление об Аиде ("Разговоры в царстве мертвых" Лукиана, имеющие истоком, видимо, "Лягушек" Аристофана). Согласно Павсанию, Аида нигде не почитали, кроме Элиды, где раз в год открывался храм бога (подобно тому, как люди только раз спускаются в царство мертвых), куда разрешалось входить только священнослужителям.


В римской мифологии Аиду соответствовал бог Орк.


Аидом именуется также пространство в недрах земли, где обитает владыка над тенями умерших, которых приводят бог-посланник Гермес (души мужчин) и богиня радуги Ирида (души женщин).


Представление о топографии аида усложнялось с течение времени. Гомеру известны: вход в царство мертвых, который охраняет Кербер (Цербер) на крайнем западе ("запад", "закат" - символ умирания) за рекой Океан, омывающей землю, мрачные луга, заросшие асфоделями, дикими тюльпанами, над которыми носятся легкие тени умерших, чьи стоны подобны тихому шелесту сухих листьев, мрачные глубины аида - Эреб, реки Кокит, Стикс, Ахеронт, Пирифлегетон, тартар.


Более поздние свидетельства добавляют также Стигийские болота или Ахерусийское озеро, в которое впадает река Кокит, огненный Пирифлегетон (Флегетон), окружающий аид, реку забвения Лету, перевозчика мертвых Харона, трехглавого пса Цербера.


Суд над мертвыми вершит Минос, в дальнейшем праведные судьи Минос, Эак и Радаманф - сыновья Зевса. Орфико-пифагорейское представление о суде над грешниками: Титием, Танталом, Сисифом в тартаре, как части аида, нашло место у Гомера (в поздних слоях "Одиссеи"), у Платона, у Вергилия. Подробное описание царства мертвых со всеми градациями наказаний у Вергилия ("Энеида" VI) опирается на диалог "Федон" Платона и на Гомера с уже оформленной у них идеей искупления земных проступков и преступлений. У Гомера в XI книге "Одиссеи" намечаются шесть историко-культурных напластований в представлениях о судьбе души. Гомер называет также в аиде место для праведников - елисейские поля или элизиум. Об "островах блаженных" упоминают Гесиод и Пиндар, так что разделение Вергилием аида на элизиум и тартар также восходит к греческой традиции.


С проблемой аида связаны также представления о судьбе души, соотношении души и тела, справедливом возмездии - образе богини Дике, действии закона неотвратимости.

Персефона Кора

("девушка", "дева") . богиня царства мертвых. Дочь Зевса и Деметры, супруга Аида, который с разрешения Зевса похитил ее (Hes. Theog. 912-914).


В гомеровском гимне "К Деметре" рассказывается о том, как Персефона вместе с подругами играла на лугу, собирала ирисы, розы, фиалки, гиацинты и нарциссы. Из расселины земли появился Аид и умчал Персефону на золотой колеснице в царство мертвых (Hymn. Hom. V 1-20, 414-433). Горевавшая Деметра наслала на землю засуху и неурожай, а Зевс был вынужден послать Гермеса с приказанием Аиду вывести Персефону на свет. Аид отправил Персефону к матери, но дал вкусить ей насильно зернышко граната, чтобы Персефона не забыла царство смерти и снова вернулась к нему. Деметра, узнав о коварстве Аида, поняла, что отныне ее дочь треть года будет находиться среди мертвых, а две трети с матерью, радость которой вернет земле изобилие (360-413).



Персефона мудро правит царством мертвых, куда время от времени проникают герои. Царь лапифов Пирифой пытался вместе с Тесеем похитить Персефону За это он был прикован к скале, а Гераклу Персефона разрешила вернуть Тесея на землю. По просьбе Персефоны Геракл оставил в живых пастуха коров Аида (Apollod. II 5, 12). Персефона была растрогана музыкой Орфея и вернула ему Эвридику (однако по вине Орфея та осталась в царстве мертвых; Ovid. Met. X 46-57). По просьбе Афродиты Персефона спрятала у себя младенца Адониса и не пожелала вернуть его Афродите; по решению Зевса Адонис треть года должен был проводить в царстве мертвых (Apollod. III 14, 4).


Персефона играет особую роль в орфическом культе Диониса-Загрея. От Зевса, обернувшегося змеем, она рождает Загрея (Hymn. Orph. XXXXVI; Nonn. Dion. V 562-570; VI 155-165), впоследствии растерзанного титанами. Персефона связана также с элевсинским культом Деметры.



В Персефоне тесно переплетены черты хтонического древнего божества и классического олимпийства. Она против собственной воли царствует в аиде, но вместе с тем чувствует там себя вполне законной и мудрой повелительницей. Она уничтожила, буквально растоптав, своих соперниц - возлюбленных Аида: нимфу Кокитиду и нимфу Минту. Вместе с тем, Персефона помогает героям и не может забыть землю с ее родителями. Персефона как супруга хтонического Зевса-змея относится к глубокой архаике, когда сам Зевс был еще "Подземным" царем царства мертвых. Рудиментом этой связи Зевса Хтония и Персефоны является желание Зевса, чтобы Аид похитил Персефону вопреки воле самой Персефоны и ее матери.


В римской мифологии ей соответствует Прозерпина - дочь Цереры.

Геката

Богиня мрака, ночных видений и чародейств. В предложенной Гесиодом генеалогии она - дочь титанидов Перса и Астерии и, таким образом, не связана с олимпийским кругом богов. Она получила от Зевса в удел власть над судьбой земли и моря, была одарена Ураном великой силой. Геката - древнее хтоническое божество, которое после победы над титанами сохранило свои архаические функции, даже было глубоко чтимо самим Зевсом, войдя в число богов, помогающих людям в их повседневных трудах. Она покровительствует охоте, пастушеству, разведению коней, общественным занятиям человека (в суде, народном собрании, состязаниях, в спорах, в войне), охраняет детей и молодых людей. Она - подательница метеринского благополучия, помогает рождению и воспитанию детей; дает путникам легкую дорогу; помогает покинутым возлюбленным. Полномочия ее, таким образом, распространялись когда-то на те области человеческой деятельности, которые впоследствии ей пришлось уступить Аполлону, Артемиде, Гермесу.



По мере распространения культа этих богов Геката теряет своей привлекательный облик и притягательные черты. Она покидает верхний мир и, сближаясь с Персефоной, которую она помогала искать матери, неразрывно связывается с царством теней. Теперь это зловещая змееволосая и трехликая богиня, появляющаяся на поверхности земли лишь при лунном, а не солнечном свете, с двумя пылающими факелами в руках, в сопровождении черных, как ночь, собак и чудовищ подземного мира. Геката - ночная "хтония" и небесная "урания", "непреодалимая" бродит среди могил и выводит призраки умерших, насылает ужасы и страшные сны, но может и защитить от них, от злых демонов и колдовства. Среди ее постоянных спутников были ослоногое чудовище Эмпуса, способное менять облик и устрашать запоздалых путников, а так же духи-демоны керы. Именно такой представлена богиня на памятниках изобразительного искусства начиная с V в. до н.э.



Ночная страшная богиня с пылающими факелами в руках и змеями в волосах, Геката - богиня колдовства, волшебница и покровительница волшебства, совершающегося под покровом ночи. К ней обращаются за помощью, прибегая к специальным таинственным манипуляциям. Миф вводит ее в род волшебников, превращая в дочь Гелиоса и устанавливая тем самым родство с Киркой, Пасифаей, Медеей, которая пользуется особым покровительством богини: Геката помогала Медее добиться любви Ясона и в приготовлении зелий.


Таким образом, в образе Гекаты тесно переплетаются демонические черты доолимпийского божества, связывающие два мира - живой и мертвый. Она - мрак и вместе с тем лунная богиня, близкая Селене и Артемиде, что уводит происхождение Гекаты в пределы Малой Азии. Гекату можно считать ночной аналогией Артемиды; она тоже охотница, но ее охота - это мрачная ночная охота среди мертвецов, могил и призраков преисподней, она носится в окружении своры адских псов и ведьм. Геката также близка Деметре - жизненной силе земли.



Богине чародейств и повелительнице призраков Гекате три последних дня каждого месяца, которые считались несчастливыми.


Римляне отождествляли Гекату со своей богиней Тривией - "богиней трех дорог", так же как и ее греческая аналогия, она имела три головы и три тела. Изображение Гекаты помещалось на распутье или на перекрестке дорог, где, выкопав глубокой ночью яму, приносили в жертву щенков, или в мрачных пещерах, недоступных для солнечного света.

Танатос Фанат

Бог-олицетворение смерти (Hes. Theog. 211 след.; Гомер "Илиада", XIV 231 след.), сын богини Никты (Ночи), брат Гипноса (Сна), богинь судьбы мойр, Немесиды.


В древности существовало мнение, что лишь от него зависит смерть человека.



Эта точка зрения выражена Эврипидом в трагедии "Алкестида", где рассказывается о том, как Геракл отбил от Танатоса Алкестиду, а Сисифу удалось заковать зловещего бога в цепи на несколько лет, в результате чего люди стали бессмертными. Так было до того момента, пока Танатос не был освобожден Аресом по приказу Зевса, так как люди перестали приносить жертвы подземным богам.



У Танатоса есть жилище в тартаре, однако обычно он находится у трона Аида, есть также версия, по которой он постоянно перелетает от одного ложа умирающего к другому, срезая при этом мечом прядь волос с головы умирающего и забирая его душу. Бог сна Гипнос всегда сопутствует Танатосу: очень часто на античных вазах можно видеть росписи, изображающие их вдвоем.


Рыщут и Злоба, и Смута, и
страшная смерть между ними:
Держит она то пронзенного, то непронзенного ловит,
Или убитого тело за ногу волочит по сече;
Риза на персях ее обагровлена кровью людскою.
В битве, как люди живые, они нападают и бьются,
И один пред другим увлекают кровавые трупы.
Гомер "Илиада"


Керы

 . демонические существа, духи сметри, дети богини Никты. Они приносят людям беды, страдания и смерть (от греч. "смерть", "порча").


Древние греки представляли кер крылатыми женскими существами, которые подлетали к умирающему человеку и похищали его душу. Керы находятся также среди битвы, хватают раненых, тащат трупы, обагряясь кровью. Обитают керы в аиде, где постоянно находятся у трона Аида и Персефоны и прислуживают богам подземного царства мертвых.



Иногда кер сближали с эриниями. В литературе по истории мифологии иногда связываются греческие керы и славянские "кары".

Словно ропот моря в час тревожный,
Словно плач потока, что стеснен,
Там звучит протяжный, безнадежный,
Болью вымученный стон.
Мукой лица исказились,
В их глазницах нет очей. Разверстый рот
Изрыгает брань, мольбы, угрозы.
С ужасом глядят они сквозь слезы
В черный Стикс, в пучину страшных вод.
Ф. Шиллер


Эринии Эриннии

Богини мести, рожденные Геей, впитавшей кровь оскопленного Урана. На древнее доолимпийское происхождение этих устрашающих божеств указывает также другой миф о рождении их от Никты и Эреба.



Число их было первоначально неопределенным, позднее стало считаться, что существуют три эринии, и им дали имена: Алекто, Тисифона и Мегера.


Древние греки представляли себе эриний в виде отвратительных старух с волосами, перевитыми ядовитыми змеями. В руках они держат зажженые факелы и бичи или орудия пыток. Из страшной пасти чудовищ высовывается длинный язык, и капает кровь. Их голоса напоминали и рев скота, и собачий лай. Обнаружив преступника, они преследуют его неотступно, как свора гончих псов и карают за неумеренность, заносчивость, персонифицированную в абстрактном понятии "гордыни", когда человек берет на себя чересчур много - он чрезмерно богат, слишком счастлив, слишком многое знает. Рожденные примитивным сознанием родового общества, эринии в своих деяниях выражают присущие ему уравнительные тенденции.



Место обитания безумных демонов - подземное царство Аида и Персефоны, где они прислуживают богам подземного царства мертвых и откуда они появляются на земле среди людей, чтобы возбудить в них месть, безумие, злобу.


Так, Алекто, напоенная ядом горгоны, проникнув в виде змеи в грудь царицы латинов Аматы и наполнив злобой ее сердце, сделала ее безумной. Та же Алекто в образе страшной старухи побудила к бою вождя рутулов - Турна, вызвав тем самым кровопролитие.


Ужасная Тисифона в тартаре бьет бичом преступников и устрашает их змеями, полная мстительного гнева. Существует предание о любви Тисифоны к царю Киферону. Когда Киферон отверг ее любовь, эриния умертвила его своими волосами-змеями.


Их сестра, Мегера - олицетворение гнева и мстительности, до настоящего времени Мегера остается нарицательным обозначением злой, сварливой женщины.


Переломный момент в понимании роли эриний наступает в мифе об Оресте, описанном Эсхилом в "Эвменидах". Являясь древнейшими хтоническими божествами и охранительницами материнского права, они преследуют Ореста за убийство матери. После суда в ареопаге, где эринии спорят с Афиной и Аполлоном, защищающими Ореста, они примиряются с новыми богами, после чего получают имя эвмениды,  ("благомыслящие"), тем самым меняя свою злобную сущность (греч.  , "быть безумным") на функцию покровительниц законности. Отсюда представление в греческой натурфилософии, у Гераклита, об эриниях как "блюстительницах правды", ибо без их воли даже "солнце не преступит своей меры"; когда Солнце выходит за свою колею и грозит миру гибелью, именно они заставляют его вернуться на место. Образ эриний прошел путь от хтонических божеств, охраняющих права мертвых, до устроительниц космического порядка. Позднее их также называли семнами ("досточтимыми") и понтиями ("могущественными").


Досточтимыми, благосклонными эринии выступают применительно к герою раннего поколения Эдипу, убившему, того не ведая, родного отца и женившемуся на своей матери. Они дают ему успокоение в своей священной роще. Тем самым богини осуществляют справедливость: чаша мучений Эдипа переполнилась через край. Он уже сам ослепил себя за невольное преступление, а оказавшись в изгнании, страдал от эгоизма сыновей. Также как защитницы правопорядка эринии гневно прерывают пророчества коней Ахилла, вещающих о его скорой гибели, ибо не лошадиное это дело заниматься вещанием.


С эриниями иногда отождествлялась богиня справедливого возмездия Немесида.


В Риме им соответствовали фурии ("безумные", "яростные"), Furiae (от furire, "неистовствовать"), богини мести и угрызений совести, наказывающие человека за совершенные грехи.

У різних релігіях світу є божества, які безпосередньо пов"язані зі смертю. В одному випадку - це провідники душ в інший світ, в іншому - підземні божества і правителі потойбічного світу, а в третьому - той, хто забирав душу людини в момент смерті. Цікаво, що всі ці істоти управляли мертвими, але ніяк не визначали, скільки ж людині жити.

Для людини смерть, як і народження, є найважливішою складовою життя. Саме тому боги смерті є важливою складовою релігії і міфології, могутніми і владними. У деяких культах навіть віруючі поклоняються їм. Про найвідоміших богів смерті і піде мова.

Давньогрецька міфологія відома багатьом. Бог підземного царства в ній - Аїд, був братом самого Зевса. Йому після поділу світу дісталося підземне царство, яке він і стереже. Провідником сюди є Гермес, який взагалі досить багатогранне божество. Існував у греків ще й бог вмирання - Танатос. Але його інші мешканці Олімпу не особливо поважали, вважаючи байдужим до жертв людини. Танатос був братом бога сну Гіпноса. Греки часто зображували смерть і сон поруч, як чорного і білого юнаків. У Танатоса в руках був згаслий вогонь, що символізує кінець життя. А царство самого Аїда описували, як похмурі поля з блідими полями. Там мешкають безтілесні невагомі душі, яким скаржаться на сумну життя без світла і бажань. І в цьому царстві лунають тихі стогони, як шелест зів"ялого листя. Повернутися ж з царства сумі Аїда немає ніякої можливості. Не дивно, що греки боялися потрапляти сюди. Похмурий Аїд вважався олімпійським богом, піднімаючись нагору по справах. Його дружиною була Персефона, дочка Зевса і Деметри. Батько дозволив їй дві третини життя проводити на землі. З царством мертвих і Аїдом пов"язано чимало легенд. Тут і Сізіф, який за свій обман смерті був засуджений вічно піднімати один і той же камінь. А Орфею в знак визнання його талантів Аїд навіть дозволив забрати свою Еврідіку. Були в Аїда і свої безсмертні помічники - чудовиська і божества. Найвідомішим з них є Харон, який перевозив померлих через річку Стікс.

Анубіс для древніх єгиптян вважався провідником у світ померлих. Його зображували у вигляді людини з головою шакала. І не можна сказати, що це тварина для символу бога було вибрано навмання. Справа в тому, що шакал зовні є дрібним хижаком, від якого загрози спочатку не чекаєш. Але тварина дійсно може символізувати смерть. Шакали живляться мертвечиною, їх виття нагадує воплі зневірених, також це дуже хитра істота. До появи культу Осіріса саме Анубіс був головним божеством Західного Єгипту. Осіріс ж був батьком цього провідника і царем потойбічного світу. Разом зі своїм сином він судив померлих. Анубіс тримав у своїх руках ваги Істини, на одну з чаш яких клали серце людини, а на іншу - перо богині Маат, що символізує справедливість. Якщо серце виявлялося таким же легким, то померлий потрапляв на прекрасні і плодоносний райські поля. В іншому випадку його пожирав жахливий монстр Амат - лев з головою крокодила. І це вже означало остаточну смерть. За однією з легенд Осіріс був фараоном Єгипту, навчивши людей землеробства, виноробства і садівництва. Вбитий своїм братом Сетом, Осіріс був зібраний по частинах і відроджений Ра. Але божество вирішило не повертатися на землю, залишивши її своєму синові Гору. Осіріс ж вибрав для себе царство мертвих.

У міфології древніх скандинавів царством мертвих правила Хель. Вона була дочкою хитрого бога Локі і величезного велетня Ангробды. В міфах розповідається, що Хель успадкувала від своєї матері високий зріст. Це була богиня наполовину темно-синій, а на половину - мертвотно блідим. Невипадково її ще називали Синьо-білої Хель. Говорили, що стегна і ноги богині були покриті трупними плямами і тому розкладалися. Це було пов"язано з тим, що смерть уявлялась у вигляді скелета, на образ Хель переносилися риси трупа. Її царство є похмурим місцем, де холодно і темно. Вважалося, що Хель отримала владу над царством мертвих від Одіна. Туди потрапляють усі померлі, за винятком героїв, забраних валькиріямі у Вальхаллу. Там воїни б"ються, вбивають один одного і воскрешають знову і знову. Так вони показують перемогу над смертю. Найвідоміше згадка про богиню зустрічається в міфі про Бальдре. Після смерті він виявився бранцем Хель. Він майже зміг вирватися з царства мертвих, але хитрий Локі перешкодив цьому. Стародавні скандинави вважали, що коли відбудеться Остання битва - Рагнарок, Хель поведе армію мерців штурмувати небо.

В синтоїзмі цієї богині приписують владу над творінням і смертю. Разом зі своїм чоловіком Идзанаги вона створила землю і всіх її мешканців. Після цього Идзанами народила кількох інших богів, які змогли керувати світом. Ось тільки Кагуцути, бог вогню, обпалив свою матір, і та після важкої хвороби вирушила в країну вічного мороку, Еми. Не допомогли навіть благання і сльози коханої. Але Идзанаги не зміг жити без неї і відправився за коханою. Але у темряві він почув голос дружини, яка сказала йому, що вже пізно змінити що-небудь. Тоді Идзанаги запалив смолоскип, щоб востаннє подивитися на улюблену. Замість неї він побачив чудовисько, що закінчується гнемо і оточене монстрами. Породження темрява накинулися на Идзанаги, той ледве встиг втекти, закривши прохід в царство мертвих скелею. Цікаво, що цей міф чимось схожий на сказання про Орфея і Еврідіку. Пошуки своєї коханої в царстві мертвих - це взагалі популярний в міфології сюжет. В реальності люди часто розлучаються через смерть одного з подружжя. Ось і з"являються міфи про те, як майже вдалося повернути коханих з царства мертвих.

У Південній Америці царство мертвих і її володар зображувалися схожим на інших культурах. У ацтеків богом загробного світу був Миктлантекутли, який виглядав, як закривавлений скелет або ж просто людина з черепом на місці голови. Моторошний образ супроводжувався стильними совиными пір"ям на голові і намистом з очей людей на шиї. Супроводжують бога кажан, сова, павук і дружина Міктлансіуатль. Її зображували схожим чином, до того ж у неї була ще і спідниця з гримучих змій. А живе пара в хаті без вікон, розташованому на дні Пекла. Щоб потрапити до них в гості, померлому доводилося проробляти чотириденна подорож. І шлях був нелегким - між рушащимися горами, пустелями, долаючи крижаний вітер і рятуючись від змій і крокодилів. А на березі підземної річки померлий зустрічав провідника у вигляді невеликої собачки з рубіновими очима. На своїй спині вона і перевозила душі у володіння Миктлантекутли. Небіжчик віддавав богу ті дари, які йому поклали в могилу рідні. За ступенем багатства подарунків Миктлантекутли і визначав, на який рівень пекла відправити новачка. Треба сказати, що нічого доброго там не було. Тільки загиблі в бою воїни і принесені в жертву полонені попадали в особливий світ, на зразок Вахаллы. Окремий загробний світ був у потопельників, яких вважали гостями бога води. Так і у жінок, що померли під час пологів, було своє житло.

В іудаїзмі, християнстві та ісламі це головний супротивник небесних сил. У цього бога є чимало імен, найвідоміші - Люцифер, Диявол, Мефістофель, Веельзевул, Шайтан. Біблія розповідає, що Сатана був спочатку ангелом, досконалим і мудрим. Але мешканець Едему загордився і побажав бути рівним самому Богу. Тоді його скинули на Землю разом з друзями, які стали демонами. Саме Сатана і винен у вигнанні людей з раю, спокусивши Єву скуштувати заборонений плід пізнання. А в іудаїзмі Сатана лише ангел-обвинувач, який дозволяє людині зробити вибір. Це божество ототожнюється з поганими нахилами і ангелом смерті. Пащу Сатани часто вважалася входом до пекла, потрапити туди означало бути сожранным Дияволом. Загальноприйнято вважати, що саме Сатана і керує пеклом, куди потрапляють всі грішники. А забиралася життя у людей з допомогою посланих Богом ангелів смерті. Самими відомими з них вважалися Аваддон і Азраїл.

Назва цієї богині дослівно означає «велика підземна пані». У шумерів Ерешкігаль була господинею підземного царства Иркаллы. Її старшою сестрою була Інанна (Іштар), богиня любові і родючості, а чоловіком - Нергал, бог підземного царства і сонця. У Ерешкігаль в підпорядкуванні було сім суддів підземного світу. Існував у Вавилоні і присвячений богині храм, в Куті. У шумерів Іштар уособлювала весну і літо, а Ерешкігаль - осінь і зиму, тобто смерть і в"янення. Пізніше її наділили владою і над потойбічним світом і смертю. Одна з найвідоміших пісень про Ерешкігаль говорить про її підступність, про те, як вона змусила Іштар пожертвувати своїм чоловіком. Є і відомий міф про те, як вона вступила в шлюб з Нергалом. Ерешкігаль відмовилася бути присутньою на бенкет небожителів. Щоб покарати її, в царство мертвих був посланий войовничий Нергал. Але він не тільки не покарав її, але і взяв богиню в дружини, залишившись з нею в Иркалле.

У стародавніх римлян спочатку богом смерті вважався Оркус. Ще у етрусків він вважався дрібним бісом, але потім його вплив розширилося. Його зображували бородатим і крилатим речовиною, який забирає людські душі у своє царство. Став загробним правителем, Оркус увібрав в себе риси іншого подібного божества, Дис Патера. А пізніше він сам став частиною образу бога Плутона. Плутон був римським варіантом Аїда, увібравши багато його риси. Він вважався братом Юпітера і Нептуна. Плутон вважався гостинним богом, ось тільки нікого не відпускав. Сам бог з"являвся на поверхні землі рідко, виключно для вибору чергової жертви. Говорили, що Плутон шукає на землі тріщини, щоб промені сонця не могли б висвітлити його похмуре царство. А він їздить на колісниці, запряженій четвіркою чорних коней. Дружиною його вважається богиня рослин Прозерпіна, яка панує з ним в підземному світі.

Якщо про більшість релігій ми говоримо в минулому часі, то Санта Муэрте поширена і сьогодні. Цей культ присутній головним чином у Мексиці, але зустрічається і в Америці. Люди поклоняються однойменним божеству, яке є втіленням смерті. Цей культ народився на основі змішування міфів аборигенів Мексики і католицизму. Для місцевих жителів цілком природно поклонятися подібним божества, що проявляється у святкуванні «Днів Мертвих» навіть серед католиків. Шанувальники Санта Муэрта вважають, що звернені до неї молитви доходять, і вона може виконувати бажання. На честь божества будують каплиці. Саме воно подається, як жіночий скелет у сукні. Жертвопринесеннями ж є сигарети, шоколад та алкогольні напої. Найбільш фанатичні віруючі навіть роблять на честь богині ритуальні вбивства. Бідних людей ця релігія приваблює тим, що перед Санта Муэрте всі рівні, в тому числі і злочинці. Влада Мексики оголосила культ сатанистским, проводячи репресії проти його прихильників. Та й представники католицької церкви оголосили, що у цій релігії немає нічого спільного з християнством. Але число послідовників Санта Муэрте все одно зростає.

Це божество присутня в релігії вуду. Барон Самди пов"язаний не тільки з мертвими і смертю, але і з сексом і появою на світ дітей. Зображують божество у вигляді стильного скелета, на якому красується чорні фрак і циліндр. Він виглядає, як ніби трунар. Так труну до того ж є ще і його символом. На Гаїті на кожному новому кладовищі належить присвячувати першу могилу саме Барону Самди. Він може вселятися і в людей, роблячи їх божевільними на їжу, алкоголь і секс. Барон Самди вважається також покровителем бандитів. А святкування Дня мертвих на Гаїті перетворюється по суті в бенефіс божества. Біля його могили збираються паломники. Вони виспівують в його честь пісні, курять і п"ють міцний ром. Хрест на могилі Барона зовсім не християнський, а символ перехрестя доріг.

В буддистській традиції це божество відповідає за долю померлих і розпоряджається пеклом. Світ Ями іменується «небесами без битв» - це перший рівень, який ніяк не пов"язане з нашим життям і його проблемами. У Китаї вважається, що Бог Смерті Яньло-ван живе в підземному світі Юду. У його руках щітка і книга з долями померлих. Сам правитель має особа коні і голову бика. Стражники призводять до Яньло-вану душі людей, а він вершить суд. Доброчесні вдало перероджуються, а грішники потрапляють в пекло або перероджуються в інших світах. У Китаї Яньло-вана розглядають більше, як чиновника, а не як божество. У тибетців роль Яма грає Шиндже, владика смерті. Він займає центральне положення в описі життя після смерті. Легенди свідчать, що Шиндже сидить в самому центрі пекла і визначає подальші долі душ.

Морана (Мара, Морена) – могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели.

Марана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое черное дело. Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть».

Легенды рассказывают, как Морана, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой.

Её символы – Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни.

Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем…

Соломенное чучело, которое и сейчас все еще жгут во время праздника древней Масленицы в пору весеннего равноденствия время, несомненно, принадлежит Морене, Богине смерти и холода. И каждую зиму она берет власть.

ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Танатос (др.-греч. «смерть») - в греческой мифологии олицетворение смерти, сын Никты, брат-близнец бога сна Гипноса. Живет на краю света. Упоминается в «Илиаде».

Танатос обладает железным сердцем и ненавистен богам. Он - единственный из богов, не любящий даров. Культ Танатоса существовал в Спарте.

Танатос чаще всего изображался крылатым юношей с погашенным факелом в руке. Изображен на ларце Кипсела как черный мальчик рядом с белым мальчиком Гипносом. У Танатоса есть жилище в тартаре, однако обычно он находится у трона Аида, есть также версия, по которой он постоянно перелетает от одного ложа умирающего к другому, срезая при этом мечом прядь волос с головы умирающего и забирая его душу. Бог сна Гипнос всегда сопутствует Танатосу: очень часто на античных вазах можно видеть росписи, изображающие их вдвоем.

Аид у греков или у римлян Плутон (греч.- «богатый») - в древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых, вход в которое, согласно Гомеру и другим источникам, находится где-то «на крайнем западе, за рекой Океан, омывающей землю». Старший сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Геры, Гестии и Деметры. Супруг Персефоны, вместе с ним почитаемой и призываемой.

Геката , в греческой мифологии властительница мрака, богиня ночи. Геката властвовала над всеми привидениями и чудовищами, ночными видениями и чародейством. Родилась она в результате брачного союза титана Перса и Астерии. Царь богов Зевс наделил ее властью над судьбами земли и моря, а Уран одарил несокрушимой силой.

БИБЛЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Всадник Смерть (Мор) – четвертый и последний всадник, вооруженный косой, время его появления – Апокалипсис.

Более подробна о библейских Ангелах Смерти можно прочитать !

ЕГИПЕТСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Анубис , в египетской мифологии бог – покровитель мертвых, сын бога растительности Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного Анубиса Нефтида прятала от своего супруга Сета в болотах дельты Нила. Богиня-мать Исида нашла юного бога и воспитала его.

Позднее, когда Сет убил Осириса, Анубис, организуя погребение умершего бога, завернул его тело в ткани, пропитанные особым составом, сделав таким образом первую мумию. Поэтому Анубиса считают создателем погребальных обрядов и называют богом бальзамирования. Анубис также помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса. Анубиса изображали в виде шакала или дикой собаки Саб черного цвета.

Осирис - бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии. Иногда Осирис изображался с головою быка.

ШУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Эрешкигаль - в шумеро-аккадской мифологии богиня, властительница подземного царства (страны Кур). Эрешкигаль – старшая сестра и соперница Инанны, богини любви и плодородия и супруга Нергала – бога подземного царства и палящего солнца. Под властью Эрешкигаль – семь (иногда больше) судей подземного мира ануннаков. На входящего в подземный мир Эрешкигаль направляет «взгляд смерти». Упоминается в «Некрономиконе» в той же роли властительницы подземного царства.

Нергал . Бог болезней, войны и смерти. Первоначально считался олицетворением разрушительной, губительной силы палящего Солнца, позже приобрёл отчётливые черты бога смерти и войны. Соответственно, Нергалу приписывалось развязывание несправедливых войн, а сам бог изображался как насылающий опасные болезни, в том числе лихорадку и чуму. Название «рука Нергала» распространялось на чуму и прочие инфекционные болезни.

ИРЛАНДИЯ (КЕЛЬТЫ)

Бадб («неистовая») – считалась богиней войны, смерти и сражений. Появление Бадб во время битвы вселяло в воинов отвагу и безумную храбрость, и наоборот отсутствие богини вызывало неуверенность и страх. От действий Бадб в немалой степени зависел исход сражений. Она существовала и в качестве отдельного персонажа, и в виде одного из аспектов триединой богини; двумя другими были Немаин и Маха. В результате дальнейшего развития мифологии Бадб, Маха и Немаин превратились в баньши - дух, стоны которого предвещали смерть, в том числе и тем, кто не участвовал в битве.

Немаин («ужасная», «злобная»), в ирландской мифологии богиня войны. Вместе с Бадб, Морриган и Махой она оборачивалась прекрасной девой или вороной, кружившей над полем битвы. Случалось, что Немаин являлась возле бродов в облике прачки, предсказывающей судьбу. Так Кухулин накануне своей последней битвы видел, как прачка, плача и причитая, полоскала ворох его собственного окровавленного белья.

Морриган («Королева призраков») - богиня войны в ирландской мифологии. Сама богиня участия в битвах не принимала, но непременно присутствовала на поле боя и использовала всё своё могущество, чтобы помочь той или иной стороне. Морриган также ассоциировалась с сексуальностью и плодовитостью; последний аспект позволяет её отождествлять с матерью-богиней.

ГЕРМАНО-СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Хель (др.-исл. Hel) - повелительница мира мёртвых, Хельхейма, дочь коварного Локи и великанши Ангрбоды (Вредоносной).

Когда её привезли к Одину вместе с другими детьми Локи, он отдал ей во владение страну мёртвых. К ней попадают все умершие, кроме героев, погибших в бою, которых валькирии забирают в Вальхаллу.

Хель внушает ужас одним своим видом. Она исполинского роста, одна половина её тела черно-синяя, другая мертвенно-бледная, поэтому она и называется сине-белой Хель.

Так же в легендах она описана как громадная женщина (крупнее большинства великанов). Левая половина её лица была красной, а правая - иссиня-чёрной. Её лицо и тело - живой женщины, а бедра и ноги - как у трупа, покрыты пятнами и разлагаются.

МИФОЛОГИЯ МАЙЯ

Ах Пуч (Ah Puch) – бог смерти и владыка мира мертвых

Миктлансиуатль (исп. Mictlancihuatl) - супруга Миктлантекутли, которая правила вместе с ним в девятой преисподней Миктлана. Изображалась в виде скелета или женщины с черепом вместо головы; была наряжена в юбку из гремучих змей, являющихся одновременно существами как верхнего, так и нижнего мира.

Её почитание в какой-то мере сохранилось в современном мире в форме почитания Святой Смерти (Santa Muerte) на мексиканском (Día de Muertos).

Кими (Cimi) – бог смерти

Апух - в мифологии майя бог смерти и король Метнала (преисподней). Он изображался как скелет или труп, украшенный звонками, иногда с головой совы.

Хине-Нуи-Те-По , богиня Подземного царства, учит в определенные периоды держать «двери в прошлое» и не отягощать свою жизнь и отношения с людьми воспоминаниями и горьким опытом

ИНДИЯ

Кали . Индийская богиня смерти, разрушения, страха и ужаса, супруга разрушителя Шивы. Как Кали Ма («черная мать») она является одним из десяти аспектов жены Шивы, кровожадного и могущественного воина. Внешний вид ее почти всегда устрашающий: смуглая или черная, с длинными всклокоченными волосами, обычно изображается обнаженной или лишь в одном поясе, стоящей на теле Шивы и опирающейся одной ногой на его ногу, а другой – на его грудь. У Кали четыре руки, на руках – похожие на когти ногти. В двух руках она держит меч и отрубленную голову великана, а двумя другими соблазняет тех, кто ей поклоняется. На ней ожерелье из черепов и серьги из трупов. Язык ее высунут, у нее длинные острые клыки. Она забрызгана кровью и напивается допьяна кровью своих жертв.

На своей шее она носит ожерелье из черепов, на котором выгравированы санскритские буквы, считающиеся священными мантрами, при помощи которых Кали и творила, соединяя Стихии.

ВОСТОЧНАЯ МИФОЛОГИЯ

Богиня смерти Найне , ей поклонялся древний народ Индонезии.

Дзигокудаю , в японской мифологии – богиня смерти, владычица загробного мира. На гравюре Таисё Ёситиси ухмыляющиеся демоны держат зеркало перед Дзигокудаю, владычицей загробного мира, которая видит свое отражение в облике скелета - это ее истинный образ.

Эмма - в японской мифологии бог-властитель и судья мертвых, который правит подземным адом - дзигоку. Так же его часто называют Великий царь Эмма. И в древности, и в современности его изображали большим человеком с красным лицом, глазами навыкат и бородой. Ему подвластно многотысячная армия, которой управляют восемнадцать военачальников, а в личном распоряжении находятся демоны и стражники с лошадиными головами.

Идзанами - в синтоизме богиня творения и смерти, рождённая вслед за первым поколением небесных богов, супруга бога Идзанаги. До ухода в царство мёртвых богиня носила титул Идзанами-но микото (букв. «высокое божество»), после этого события и расторжения брака с Идзанаги - Идзанами-но ками («богиня», «дух»).

Боги - это могущественные сверхъестественные высшие существа. И далеко не все из них несут добро и покровительствуют чему-то хорошему.

Существуют и темные боги. Они встречаются в самых разных народах и религиях, их часто упоминают в мифах. Сейчас следует вкратце рассказать о тех, которые считаются наиболее могущественными, сильными и властными.

Абаддон

Это имя темного бога хаоса, покровительствующего стихии разрушения. Когда-то он был ангелом. Некоторые считают, что он им является до сих пор, а любая демонизация Абаддона обеспечена его жестокой сущностью.

О нем упоминается в Откровении Иоанна. Абаддон предстает в образе полчищ саранчи, которые вредят противникам Бога, но не всему человечеству или небесам. По этой причине многие и считают его ангелом - якобы сила его разрушения имеет благие последствия, так как она используется для наказания виновных.

Но в большинстве источников Абаддон характеризуется как демон. Ранее он действительно служит губителем у Господа, но его страсть к убийствам и неуемным разрушениям привела к падению в пучину бездны.

Бафомет

Это темный бог, воплощение Сатаны, которому поклонялись тамплиеры. Его изображение использовалось как символ сатанизма.

Тамплиеры поплатились за свой фанатизм - в Бафомете дьявола увидела и церковь, а потому их, обвинив в ереси, сожгли на костре.

Изображается он с телом женщины, головой козла, парой крыльев, свечой на голове и раздвоенными копытами.

Кер

Это имя богини беды, покровительницы насильственной смерти. В Древней Греции ее считали мрачной дочерью владыки мрака и его жены - богини ночи. Кер выглядит как девушка с двумя парами рук, крыльями и алыми губами.

Но изначально керы - это души усопших, ставшие кровожадными, злыми демонами. Они приносили бесконечные страдания и смерть людям. Так что имя богини не случайно.

Согласно мифам, Кер издает страшный скрежет зубами от своей злобы, и перед несчастными людьми предстает, вся обрызганная кровью предыдущих жертв.

Эрида

Продолжая перечислять имена темных богов, нужно упомянуть и это. Эрида - покровительница борьбы, состязания, соперничества, раздора, споров и ссор. В древнегреческой мифологии ее воспринимали как богиню хаоса. Эрида - аналог Дискордии, имевшей место быть в римской культуре.

Она была дочерью Нюкты и Эреба, внучкой самого Хаоса, сестрой Гипноса, Танатоса и Немезиды. Эриду все ненавидят, ведь это она вызывает вражду и войну, возбуждает воинов и разжигает брань.

Согласно мифу, она стала причиной соперничества Геры, Афины и Афродиты. Именно это привело к Троянской войне. Эрида подбросила на свадьбе богини Фетиды и царя Фессалии Пелея яблоко с надписью «Прекраснейшей» - в знак обиды, поскольку ее не пригласили на торжество. Это породило спор, ведь все три девушки считали себя самыми превосходными.

Спор разрешил троянский царевич - Парис. Афродита соблазнила его обещанием дать в жены самую красивую девушку. Парис отдал то яблоко ей. Богиня отдала ему Елену - похищенную жену спартанского царя Менелая. Это стало причиной похода ахейцев на Трою.

Танатос

Это - имя темного бога смерти в греческой мифологии. Танатос является братом-близнецом бога сна Гипноса, обитает на самом краю света.

У него железное сердце, и его ненавидят боги. Он единственный, кто не любит дары. Его культ существовал только в Спарте.

Изображали его в образе крылатого юноши, держащего в руке погашенный факел. На ларце Кипсела он - черный мальчик, стоящий рядом с белым (это Гипнос).

Мом

Так звали сына Нюкты и Эреба, брата Гипноса. Мом - темный бог насмешки, глупости и злословия. Его смерть была крайне нелепой - он просто лопнул от злости, когда у него не удалось обнаружить у Афродиты ни одного недостатка.

Мом ненавидел людей и богов, помогавших им. Он злословил постоянно, а потому Зевс, Посейдон и Афина изгнали его с горы Олимп.

Следует отметить, что Мом упоминается в баснях, в трудах Платона, а Софокл сделал его действующим лицом своих сатировских драм, том которых был назван именем этого бога. К сожалению, ни одна строка до нас не дошла. Также Мом упоминался в трудах Ахея Эретрийского.

Кето

Богиня морской пучины, дочь инцеста - она родилась у Геи от ее собственного сына Понта. Одна из версий гласит, что Кета была очень красивой. Другая утверждает, что родилась она уродливой, страшной, старой женщиной, воплотившей в своей внешности все ужасы моря.

Мужем богини Кеты стал ее брат - Форкий. Инцест не привел ни к чему хорошему. Кета породила морских монстров - драконов, нимф, горгон, трех сестер граи и Ехидну. А они произвели свое потомство, которое оказалось еще более ужасающим.

К слову, согласно мифу, Андромеда была скормлена именно Кете.

Такхизис

Она - глава темных богов криннского пантеона. Изображается в образе 5-главого дракона, способного превращаться в настолько прекрасную соблазнительницу, что ни один мужчина не сумеет перед ней устоять. Также часто предстает в облике темной воительницы.

Такхизис является самой амбициозной из светлых и темных богов. И ее основная цель - нарушить полное господство над миром и царящий в нем баланс. Она изгнана с Кринна, а потому свои зловещие планы строит, обитая в Бездне.

Такхизис настолько ужасна, что ее имя не произносит никто. Даже глупцы и дети. Потому что одно его упоминание приносит разрушение, тьму и смерть.

Интересно, что у нее был муж - Паладайн. Они вдвоем создали хаос и драконов. Но потом Такхизис обуяла ревность. Богиня хотела быть единственным создателем. И тогда она развратила драконов, лишив их благородства.

Это огорчило Паладайна, а Такхизис лишь развеселилась. Она ушла к Саргонассу - богу мести и ярости. И родились у них дети - богиня штормов и моря Зебоим, и повелитель черной магии Нуитари.

Моргион

Бог тлена, гниение и болезней, также известен как Крысиный Король и Черный Ветер. Он хочет, чтобы Кринн страдал. Моргион противостоит безболезненной смерти, безопасной жизни и здоровью. Бог уверен - выживет лишь сильнейший. И чтобы сохранить свое существование, надо страдать.

Моргион обособлен от других богов. Он жаждет заразить все вокруг ужасом и чумой. Бог желает, чтобы каждый испытает столько боли, сколько, вообще, возможно.

Это ужасное создание предстает перед своими жертвами в образе гниющего бесполого человеческого трупа с козлиной головой.

Хиддукель

Этот темный бог также известен как Принц Лжи. Он - повелитель хитрых сделок и богатства, нажитого нечестным путем. Принц Лжи покровительствует ворам, дельцам и торговцам. Согласно мифам, Хиддукель является единственным, кто способен обмануть саму Такхизис.

Принц всегда ищет пути для заключения сделки, взамен которой он получит душу смертного. У него это всегда удается. Хиддукель настолько хитер, что будучи истинным трусом, у него удается ладить со всеми богами. А все потому, что он мастерски переключает их внимание, если его вдруг начинают подозревать во вранье.

Он - предатель, покровитель сломанных весов. Хиддукель порабощает души отчаявшихся людей - тех, которые готовы добиться выгоды любым путем. Потому что он эгоистичен. И заботиться исключительно о себе. А потому призывает своих последователей стать точно такими же, и следовать по пути темного бога.

Чемош

Бог смерти на Кринне, Принц Кости и повелитель всей нежити. Обитает в холоде, всегда сопровождается белыми драконами, обожающими лед и долгий сон.

Также Чемош является Владыкой ложных искуплений. Своим жертвам он предлагает бессмертие, но взамен люди оказываются обреченными на вечное разложение.

Чемош искренне ненавидит жизнь и все одушевленное. Он уверен - это дар, который смертным дан напрасно. Именно поэтому он проникает вглубь их сердец, заставляя отказаться от своей оболочки.

Жрецы Чемоша являются самыми старшими и злыми. Их называют Мастерами Смерти. Являясь в черных мантиях, с белыми масками в виде черепов, они атакуют жертву заклинаниями, используя свои посохи.

Чернобог

Пришло время поговорить о темных богах славян. Один из них - это Черный Змей. Более известен как Чернобог. Он является повелителем Тьмы и Нави, покровителем зла, смерти, уничтожения и холода. Черный Змей - воплощение всего плохого, бог безумия и вражды.

Он выглядит как человекоподобный идол с посеребренными усами. Чернобог облачен в броню, его лицо исполнено яростью, а в руке - копье, готовое к нанесению зла. Он сидит на троне в Черном замке, а рядом с ним - Марена, богиня смерти.

Служат ему демоны-дасуни - дракон Яга, козлоногий Пан, демоница Черная Кали, колдунья Путана, Мазата и колдуны Маргаст. А войско Чернобога составляют ведьмы и волхвы.

Ему приносили жертвы перед военным походом. Все они были кровавыми. Чернобог принимал убитых коней, рабов, пленников.

Говорят, славяне его почитали потому, что считали, будто любое зло находится в его власти. Они надеялись получить от него помилование, примиряя его.

Морана

Это создание относится к самым темным богам мира. Морана - грозная и могучая богиня Смерти и Зимы, чистое воплощение зла, не имеющее семьи, и постоянно странствующее в снегах.

Каждое утро она пытается погубить Солнце, но всегда отступает перед его красотой и лучезарной мощью. Ее символами является черная луна, а также груды разбитых черепов и серп, используемый ей для рассечения Нитей Жизни.

Ее слуги - злые духи болезней. Ночами они бродят под окнами домов, шепча имена. Тот, кто отзовется - умрет.

Морана не принимает никаких жертв. Радость ей способны принести лишь сгнившие плоды, увядшие цветы, опавшие листья. Но главный источник ее сил - это угасание человеческой жизни.

Вий

Сын козы Седуни и Чернобога. Вий - это древний темный бог, являющийся владыкой подземного мира, царем Ада и покровителем мучений. Говорят, он олицетворяет все те страшные наказания, которые ожидают грешников после смерти.

Вий - это дух, который несет смерть. У него огромные глаза с веками, которые от тяжести не поднимаются. Но когда силачи открывают его взор, то он убивает своим взглядом все, что попадется в поле зрение, насылает мор, обращает все в пепел. Иначе говоря - Вий смертоносен.

Другие боги

В разных культурах существуют сотни различных персонажей. Всех богов перечислить нереально даже вкратце - выше было рассказано о наиболее ярких, колоритных. Также в список можно добавить:

  • Адрамелех. Является шумерским дьяволом.
  • Астарта. Финикийцы считали ее богиней похоти.
  • Азазель. Повелитель оружия.
  • Вил. Бог Ада в кельтской культуре.
  • Демогоргон. В греческой мифологии так звали самого Дьявола.
  • Евронимус. Имя принца смерти в Древней Греции.
  • Локи. Являлся тевтонским дьяволом.
  • Мастема. Иудейский Сатана.
  • Миктиан. У ацтеков был богом смерти.
  • Риммон. Дьявол в культуре сирийцев - тот, кому поклонялись в Дамаске.
  • Сехмет. В египетской культуре являлась богиней мести.