Какие черты характера бывают у ребенка. Лариса марселовна грецкая. Формирование детского характера

Мы много говорим о воспитании характера у маленьких детей. На самом деле всё обстоит несколько иначе. Ведь закладывается уже при рождении. Мы же только развиваем заложенное в него, направляем в нужное русло.

Можно ли изменить характер детей?

Взрослым, занимающимся воспитанием малыша, ещё в раннем детстве очень важно почувствовать, понять, какие именно черты присущи тому или иному крохе.

Только на основании верных выводов можно построить точную систему воспитания разносторонне развитой личности, которой будет комфортно существовать в обществе. В противном случае можно сломать характер детей ещё в раннем детстве, зародить в душе малышей неуверенность в себе, ненависть или страх к окружающему миру.

На самом деле изменить характер ребёнка практически невозможно. Это как сделать брюнета блондином или представителя превратить в европеоида. Внешне достичь кое-каких перемен возможно, но генотип останется прежним. И новые волосы будут расти того цвета, ген которого присутствует в ДНК человека.

Поэтому само понятие «воспитание характера» в прямом значении практически не используется. Обычно это словосочетание обозначает воспитание у ребёнка настойчивости, честности, упорства, то есть некоторых качеств, необходимых для развития успешной личности.

4 у детей

От того, насколько верно взрослые определят заложенные при рождении склонности, особенности малыша, зависит будущее человека, который вырастет из крохи. Психологи всего мира пытаются классифицировать характер детей.

Существует вариант подразделения детей (да и всех людей) на четыре типа:

  • сенситивный (чувствительный);
  • активный;
  • коммуникативный;
  • рецептивный.

Сентитивный (чувствительный) тип

Каждому типу характера соответствуют определённые особенности. Причём проявляться они начинают в раннем детстве.

Например, считается, что сентитивный характер маленьких детей определяется их повышенным проявлением эмоций, чуткой душевной организацией, восприимчивостью к переживаниям других людей. Такие малыши болезненно реагируют на свои промахи, сильно расстраиваются даже из-за мелких неудач. Таких детей не стоит лишний раз стыдить, высмеивать, иронизировать над ними, наказывать, одёргивать во время проявления эмоций.

И уж точно не стоит отвлекать расстроенного малыша, пытаясь его рассмешить в тот момент, когда он переживает очередную бурю эмоций. Тем более не стоит показывать ему накал своих страстей, связанных с событиями, изменить которые или повлиять на которые малыш не в состоянии.

Положительные особенности характера ребенка, относящегося к чувствительному типу, - это возможность воздействия на него при помощи проявления своего недовольства мимикой или всего лишь несколькими словами, описывающими своё грустное настроение: «Я расстроена…» или «Как мне стыдно за тебя!» Такого ребёнка не нужно ругать, взывать к его чувствам и тем более наказывать.

Однако этот тип характера ребенка развивает в нём неуверенность в себе, зажатость, страх что-то сделать не так. Поэтому они обычно малообщительны, стеснительны. Это не самые лучшие качества. И если не корректировать эти черты характера ребенка, то вряд ли можно надеяться на то, что из него впоследствии вырастет уверенный в себе успешный человек, способный самостоятельно принимать решения, совершать поступки.

Очень важно достичь с таким малышом понимания. Он должен почувствовать, что рядом живут люди, которые тоже так же переживают, что и у них бывают неудачи. Но они умеют бороться с ними.

Пусть малыш общается с детьми подобного типа - не стоит заставлять его дружить с лидерами, грубыми и властными детьми, которые будут подавлять его. Но воспитывать чувство собственного достоинства следует начинать уже с раннего детства. При необходимости ребёнок должен уметь противостоять насилию, отказывать, говорить «нет».

Обычно из таких детей вырастают художники, писатели, музыканты. Немало из чувствительных натур появилось врачей, педагогов, психологов. Да и учёные часто в детстве были склонны посидеть в сторонке в одиночестве в то время, пока другие ломали игрушки, забирались на крыши гаражей или беспощадно дрались друг с другом.

Активный тип

Само название этой разновидности характера уже говорит само за себя. Главные черты характера ребенка активного типа - это подвижность, любознательность, общительность. Они всегда находятся в движении, им скучно сидеть неподвижно даже минуту, они хотят постоянно что-то делать, узнавать. Зачастую эти стремления чреваты сломанными игрушками, порванными штанишками, сбитыми коленками. При малейшем ослаблении внимания со стороны взрослых малыши могут натворить бог весть что, выдумать игру, которая связана с риском для жизни.

Особенности характера ребенка активного типа заключаются в том, что для него главным является действие, а не переживания. Воздействовать на его поведение сведёнными бровями или недовольным покачиванием головой невозможно. Да и более сильные методы мало эффективны. Крики, ругань, наказания могут озлобить малыша. А зачастую он просто перенимает такую манеру поведения и сам в ответ начинает грубить, кричать, запугивать, угрожать.

Взрослые должны приложить все усилия к тому, чтобы дети дошкольного типа были постоянно заняты полезным делом. Похвала как стимул к новым достижениям - вот единственный способ воспитания в ребёнке

Обычно из таких детей вырастают настоящие лидеры. Поэтому так важно научить малыша быть руководителем, направлять его неуёмную энергию в нужное русло. Если ребёнку привить ответственность в раннем возрасте, то впоследствии из него может вырасти успешный уверенный в себе человек, который сможет добиться в жизни многого.

Сложность воспитательного процесса в том, что качества характера ребенка-лидера без чуткого руководства могут взрастить отъявленного хулигана, бесстрашного и бесшабашного организатора преступной группировки, безжалостного и упрямого эгоиста.

Коммуникативный тип

Сравнивая виды характера ребенка, можно установить некоторую схожесть между ними. Коммуникативный тип довольно близок к активному. Ведь в обоих случаях ребёнок живёт не эмоциями, а действиями. Только если активному типу присуще желание командовать другими людьми, то главной целью коммуникативного малыша становится именно познание. Такие дети хватаются за всё, им всё интересно, они любят начинать. Но рутина, обыденность им претит.

Если активного малыша можно приучить к порядку, используя похвалу, награду, поощрения, то коммуникативному на всё это глубоко плевать. Напротив, даже обычное повторение привычных действий вызывает в нём протест.

Как же быть с таким малышом, для которого хаос является нормой? Как приучать его к порядку? Как добиваться того, чтобы маленький человечек доводил начатые дела до конца? Наверное, есть только один вариант - перемены в образе действия, включение в любую деятельность нотку новизны. Стал убирать игрушки, быстро надоело, бросил, ушёл играть с котёнком? Не стоит ругать его и читать ему нотации! Можно просто добавить к рутине уборки игровой элемент: «Только что была объявлена срочная эвакуация всех игрушек - близится цунами! Вот корабль (коробка для игрушек), который через пять минут отплывает! Необходимо быстро произвести загрузку на его борт всех игрушек!»

Стоит помнить о том, что если второй раз ещё такая игра сработает, то уж в третий раз точно будет бесполезна. И взрослым следует придумать новую историю.

Следует отметить и положительные черты характера ребенка коммуникативного типа. Они обычно очень общительны, умеют подстраиваться под окружение, легко сходятся с другими людьми. Поскольку им чужда рутина, эти дети сами вносят разнообразие в любую деятельность. Это они заражают всю толпу желанием свернуть с привычной дороги и покататься на льдинах по реке во время ледохода или измерить глубину лужи сапогами…

Впрочем, им всё равно, пойдут ли за ними другие, ведь свернуть они могут и в одиночку. Главное - это то, что они пойдут непроторенным путём. Из таких людей часто вырастают первооткрыватели, альпинисты и водолазы, археологи и геологи. Нередко из них получаются писатели и актёры, но только в том случае, если всё получается сразу хорошо. Работать над написанным, разбирать и раскладывать всё по полочкам, повторять маршрут - не для них.

Поэтому в таких детях прежде всего следует развивать настойчивость, терпение, усидчивость. Нельзя сказать, что это так уж просто. Но возможно. Просто следует им позволять делать перерывы в работе со сменой рода занятий, почаще переставлять мебель в помещении, менять обложку у тетради, одежду.

Рецептивный тип

Наверное, это самый удобный для воспитателей тип характера. Ведь дети с рецептивным типом характера обожают правила, постоянство, ритм, режим, повтор одних и тех же действий. С ними легко «управляться» в детском саду и в школе, они легко поднимаются по утрам, без напоминаний умываются и чистят зубы, легко справляются с заданиями, которые тщательно отработали. Но вот ситуации, когда вдруг появляется новизна, когда нужно проявить смекалку или совершить какое-то действие, заранее необговоренное, «блокируют» психику ребёнка. Из таких детей получаются прекрасные исполнители, но они никогда не станут лидерами. Принять самостоятельно решение для них сродни совершению подвига.

Рассматривая характер относящихся к рецептивному типу, следует отметить, что им, как и малышам, относящимся к сенситивному типу, свойственны чувствительность и склонность к переживаниям. Это очень чуткие и отзывчивые ребятишки. И если умело воспитать в них способность принимать самостоятельные решения, то из них получаться замечательные семьянины, верные друзья.

Начинать воспитывать самостоятельность можно в раннем детстве. Например, следует позволить им что-то купить себе в магазине, заплатить самостоятельно за покупку, выбрать подарок для сестры или воспитательницы. Даже выбор одежды по утрам - это уже поступок. Любые мелкие действия, которые малыш совершит сам, руководствуясь своим желанием, следует поощрять. И ни в коем случае не нужно обижать недоверием человечка в том случае, если он совершает ошибку. Объяснить - да, показать другой вариант действия - да. Но не ругать, не наказывать, не выставлять на посмешище.

Существуют ли «чистые» типы характера?

Конечно же, нельзя со сто процентной уверенностью отнести ребёнка к одному конкретному типу. В одной личности вполне уживаются черты, характерные как двум, так и трём типам. Например, активному лидеру вполне может быть присуща чувствительность и эмоциональность. Иначе откуда бы взяться руководителям организаций по защите бездомных животных? Тот же лидер вполне может иметь такую черту характера, как ненависть к рутине и порядку. Желание сделать всё совсем иначе, чем это было раньше, многим руководителям сыграло на руку: именно они делают прорыв, вводя в работу завода новый режим, изменяя в корне даже само направление в выпуске продукции.

Или, например, человек сенситивного склада вполне может быть наполовину рецептивным любителем порядка и размеренности. Как, впрочем, зачастую в таком человеке может присутствовать стремление к переменам.

Тип акцентуаций характера

Чрезмерное проявление главных типовых черт характера в индивидууме называют акцентуацией. Это те самые дети, которые в большей степени соответствуют конкретной подгруппе. Существует даже тест на тип характера, составленный К. Леонгардом и Н. Шмишеком. Он имеет вид опросника из 88 утверждений, которые следует группировать в 10 шкал. На основе полученных результатов можно дать ответ, к какому типу наиболее всего относится человек.

Что говорить, провести такой тест, чтобы определить характер ребенка в год, невозможно, он ещё только начинает познавать членораздельную речь. Также довольно сложно провести тест на тип характера с малышом дошкольного возраста, ведь он не только не сможет ответить на многие вопросы, но даже не поймёт смысла многих вопросов!

Хотя внимательные взрослые вполне могут довольствоваться собственными наблюдениями за своим чадом и делать самостоятельные выводы. Например, как отнесётся малыш до года к тому, что бабушка вдруг впервые наденет очки? Ребёнок сенситивного и рецептивного типа расплачется или просто расстроится, а вот коммукативный сразу же станет «знакомиться» с новой бабулей. Активный малыш также не останется в стороне, а попытается отнять и изучить «новую игрушку».

Также можно сделать вывод по тому, как кроха реагирует на новую игрушку. Рецептивный склад характера не позволяет сразу же брать новую вещь в руки - сначала нужно привыкнуть, приглядеться. Чувствительные эмоциональные дети иногда реагируют на новые вещи очень бурно, особенно если эта механическая игрушка двигается либо издаёт звуки. Вполне возможно, что малыш так никогда и не примет её, разразившись плачем в день первого знакомства.

Коммуникативный тип характера всегда рад всему новенькому, поэтому, если малыш радостно принимает любую игрушку из рук даже малознакомого человека, знайте - у вас растёт именно такой человечек.

А вот если кроха не просто радуется новой вещи, а серьёзно хмурит бровки, стараясь оторвать кукле голову, или с силой бросает её на пол, следует сделать вывод, что он не просто хулиганит, а пытается познать, что же там у неё внутри. Ведь это - активный тип характера, и с этим ничего не поделаешь.

Другая градация типов характеров

Часть психологов считает нужным иначе подразделять людей, нежели это было описано выше. Они считают, что детей следует делить на:

  • обладающих практичностью;
  • склонных к обучению;
  • склонных к управлению;
  • талантливых мастеров.

Определить, к какому из перечисленных типов относится тот или иной ребёнок, достаточно легко. Один предпочитает познавать всё новое, легко обучаем. Тут всё понятно и без уточнений.

Другой, независимо от своих знаний и навыков, постоянно всех поучает, везде находится впереди - заводила, одним словом. Ясно же, что это - будущий лидер, ведь склонность к управлению налицо. Хотя часто обучаемость и лидерство прекрасно уживаются в одной личности.

Третий очень аккуратен, щепетилен, обязателен во всём. Этот-то уж точно обладает практичностью! Но где написано, что он не будет склонен к обучаемости и в нём нет ни грамма желания покомандовать?

Собственно, и «чистых» творцов найти довольно сложно. Обычно художники и писатели не получаются из людей, которые не любят познавать новое.

8 ролевых типов характера

А некоторые психологи считают, что всех детей следует делить не на 4, а на 8 подгрупп:

  • руководитель;
  • тайный вождь;
  • художник;
  • ночной сторож;
  • охотник;
  • хранитель очага;
  • политик;
  • работяга.

Руководитель - это типичный лидер, модели поведения которого рассматривались выше: инициативен, свободолюбив, решителен.

Интересен тип «тайного вождя». Это не умеющий руководить лидер, он мечтает завоевать власть, но сам неактивен и не обладает ни одним необходимым для этого качеством. Обычно реализует он свою тягу к властвованию в семье. Это - семейный тиран. И родителям стоит обратить на это факт особое внимание. Ведь именно из таких типов детей получаются маньяки, домашние садисты, преступники. Поэтому иной раз следует даже поработать с психологом, чтобы предотвратить нежелательные последствия.

Художник - творческая личность. Часто в коллективе бывает «белой вороной». Но с близкими людьми - родными, друзьями, любимыми - художники бывают нежны безмерны.

Ночной сторож - это «сова», активная по вечерам, с трудом просыпающаяся по утрам, часто мнительная и боязливая натура.

Охотник - личность жёсткая, властная, быстрая, активная. По сути, это лидер, но не ощущающий стремления к руководству. Поэтому, несмотря на то, что часто он как раз и возглавляет команду, вполне может действовать в одиночку.

Хранитель очага - это тот самый рецептивный тип размеренного, педантичного исполнителя. Ненавидит новшеств, любит животных, детей, порядок во всём.

Политик - ярко выраженный коммуникативный тип. Общителен, падок на похвалу, умеет сглаживать конфликты и легко решает жизненные проблемы. Но может от скуки создать сам интригу, сделать скандал «из ничего». Хорошо учится, но только по тем предметам, которые ему интересны. Требует внимательного отношения к себе, так как никогда нельзя быть уверенным в том, что придёт в голову «политику» в следующую минуту.

Работяга - ребёнок физически сильный, но с некоторыми отклонениями в умственном и иногда нравственном развитии. Подвижен и драчлив, достаточно смел. При недостатке внимания со стороны воспитателей и родителей может вырасти в хулигана и забияку. Но по сути добр. Поэтому при правильном воспитании из него вырастает прекрасный семьянин, хороший исполнитель - работяга, одним словом.

Подводя итоги вышесказанному, можно отметить, что все типы характеров переплетаются между собой, что каждый ребёнок - индивидуум. Поэтому не существует конкретных строгих правил на все случаи жизни. Воспитатель - творец личности, скульптор души. Поэтому от того, как точно он подберёт подход к конкретному ребёнку, зависит результат.

Черты характера ребенка начинают проявляться с самого маленького возраста. Если несколько малышей поместить в совершенно одинаковые условия, каждый из них будет вести себя по-разному. Родители обязательно должны учитывать особенности характера их чада, чтобы выбрать для него наиболее подходящий метод обучения и подобрать для ребенка занятие в соответствии с его способностями и личностными характеристиками. Всего существует 4 основных типа характера – сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Конечно, в чистом виде они практически никогда не встречаются, но если родители присмотрятся, то могут понять, какой тип присущ их малышу. Как определить характер ребенка?

Например, если ребенок сильный, самоуверенный, энергичный и увлеченный, если он буквально на пролом идет к намеченной цели, то это, скорее всего, сангвиник. Такой ребенок всегда и везде старается быть лидером, он любит находиться в центре внимания. Именно на это должны быть направлены увлечения ребенка. Возможно, ему подойдет театральная студия или групповые спортивные игры. Мама и папа обычно всегда гордятся своим активным сыном или дочерью. НО родители такого малыша очень часто забывают научить его трудолюбию, ответственности и взаимоуважению. А это порой так непросто для сангвиника. И только в том случае, если ребенок научится сотрудничать с другими людьми, уважая их интересы и прислушиваясь к их мнению, его энергия будет направлена в правильное русло, он станет отличным лидером, которому будут доверять. Иначе он так и останется «душой компании», который в профессиональном плане просто не сможет реализовать себя из-за собственной лени и нежелания идти на уступки.

Очень похож на сангвиника такой тип характера, как холерик. Это зачастую очень яркие личности, порой вспыльчивые и неуравновешенные, но всегда воодушевленные новыми идеями. Такие дети непременно стремятся к победе. Но только родители начинают радоваться стремительным успехам ребенка в его новом увлечении, как малейшее падение полностью сбивает его настрой, и ребенок уже готов отказаться от выбранного занятия. Но вскоре на смену старому приходит новое, и еще одно, и так бесконечно.

В глубине души такие дети очень ранимы и обидчивы. Поэтому родители должны учить малыша справляться со своими негативными эмоциями, переступать через неуверенность и страх, не стыдиться падать и в некоторых ситуациях даже выглядеть хуже остальных (чего больше всего боятся холерики), а главное никогда не сдаваться. Ребенок должен научиться контролировать свои эмоции, и тогда его богатый внутренний мир и огромный потенциал найдут достойное применение.

В отличие от сангвиника и холерика, флегматик очень спокоен и постоянен в своих увлечениях. Такие дети задумчивы, медлительны, рассудительны. Они с трудом решаются принять окончательно решение. Но несомненными их достоинствами являются аккуратность, усидчивость и упорство, все то, чего так не хватает сангвиникам и холерикам. Чтобы такие положительные черты характера ребенка нашли достойное применение, родители флегматика должны научить малыша быть более коммуникабельным и постараться развить в нем целеустремленность.

И, наконец, меланхолики. Такие детки также медлительны и задумчивы, но кроме всего прочего, они еще и легкоранимы. На первый взгляд, кажется, что ребенок меланхолик очень уязвим и не способен достичь желаемого. На самом деле это не так. Если в будущем такой человек поставит перед собой цель – создать крепкую семью, то его романтизм и чувствительность помогут ему стать идеальным партнером и заботливым родителем. Кроме того, именно меланхоликам удается лучше всех реализовать свой творческий потенциал, так как они отличаются усидчивостью и скрупулезностью.

Воспитание характера ребенка в семье

Воспитание характера ребенка в семье во многом зависит от родителей. или дочь, обязательно учитывайте особенности характера ребенка, а также его темперамент. Ведь всем родителям хочется, чтобы ребенок был одновременно активным и усидчивым, коммуникабельным и покладистым, веселым и рассудительным. Теперь Вы понимаете, что так не бывает. Но в Ваших силах развить в своем ребенке самые ярки черты его характера, одновременно сгладив его недостатки. Старайтесь, и у Вас все обязательно получится.

Тема: “Что такое характер”

знакомство с понятием “характер”;

анализ способов формирования характера;

знакомство с профессиями плотника, слесаря-механика, швеи, повара;

формирование положительных черт характера, волевого управления и нравственного начала личности.

Продолжительность: 1 урок

Оборудование: доска, парты, стулья, бумага, карандаши или ручки, предметные картинки, бланки “Помогают – мешают” для индивидуальной работы, плакаты с пословицами “Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу”, “Познай самого себя”, памятки “Как формировать свой характер”.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Приветствие “Назови по имени + положительное качество”.

(Группа стоит в кругу. По цепочке, обращаясь к соседу слева, с улыбкой, глядя в глаза, называется имя и положительное качество именно этого человека. Например: “Таня, ты замечательная. Спасибо”.)

(Оценивается настроение в данное время по пятибалльной шкале: 0 – очень плохо, 1 – плохо, 2 – так себе, 3 – лучше, 4 – хорошо, 5 – отлично).

Упражнение “Стряхни”.

Снятие эмоционального напряжения, негативных эмоций.

(Инструкция: Все видели, как встряхивается мокрая собака. На минуточку представьте себя этой собакой. Встряхните головой, руками, всем телом. Почувствуйте себя легко и спокойно.)

II. Основная часть.

Постановка цели занятия:

Сегодня познакомимся с понятием “характер”, подумаем как можно выработать у себя те или иные черты характера, продолжим знакомство с профессиями.

Новая тема:

– Каждый из вас не только неповторим, но и до конца непознаваем, потому что сложнее человека природа ничего не создала. И одно из самых увлекательных занятий – узнавать что-то новое о самом себе. Девиз нашего занятия: “Познай самого себя” (зачитывается запись на доске).

У каждого человека все те психологические качества, о которых мы говорили, и еще многие другие соединяются, образуя характер. В переводе с древнегреческого слово “характер” означает “чеканка”, “печать”. В самом деле, с одной стороны жизнь чеканит, отливает характер человека, а с другой – характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека. Говоря о характере, мы подразумеваем типичные, часто повторяющиеся в поступках и действиях проявления индивидуальных свойств человека, привычные формы его поведения в тех или иных жизненных ситуациях. Конечно, и трусливый человек может совершить решительный поступок, а вежливый нагрубить. Но все-таки смелым или грубым мы называем только того человека, для которого такое поведение типично.

Насчитывается более тысячи наименований черт характера. Одни из них помогают их владельцу, другие способны отравить жизнь не только хозяину, но окружающим.

а) Задание №1 (работа в группе).

Задание: выдели положительные и отрицательные черты характера.

Аккуратность, замкнутость, дружелюбие, безответственность, жадность, жизнерадостность, завистливость, исполнительность, общительность, скромность, трудолюбие, вежливость, смелость, отзывчивость, равнодушие, ответственность, враждебность, щедрость. (Обсуждение качеств, выделение положительных и отрицательных.)

Беседа: - Каких качеств больше представлено? (Положительных).

Как вы думаете, почему? (Хочется, чтобы у всех у нас положительных качеств было больше).

б) Задание №2 (индивидуальное).

Запиши в один столбик свои черты характера, которые помогают в жизни, а в другую – те, которые мешают.

Помогают: Мешают:

_______________________ ____________________

_______________________ ____________________

_______________________ ____________________

_______________________ ____________________

Какой столбик оказался больше? (Ответы ребят).

в) Работа с пословицей:

“Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу” (записана на доске).

Предлагается для обсуждения памятка, которая дарится по окончании занятия.

Памятка:

Как формировать свой характер

Восточная пословица гласит: “Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу”. Для воспитания характера важны хорошие привычки, а их каждый человек может сформировать сам. Привычки возникают, укрепляются и держатся на повторении. Чтобы возникла привычка, должна быть потребность в ней. Привычки именно потому так сильны, что сформировавшись становятся потребностью. Как быть с плохими привычками, которые формируются куда легче хороших?

У тебя уже есть список черт характера, которые мешают тебе жить. Для того, чтобы с ними справиться, нужна сила воли. Сила воли – это способность преодолевать трудности, упорство в достижении цели.

Тренинг “Одни в лесу “

Представьте, что вы отправились в путешествие по Алтайскому краю, в самые дальние его уголки. Наш край большой. Есть в нем и степи, и горы, и леса. Путешествовать вы будете на нашем школьном автобусе.

Итак, в путь. Дорога лежит через лес. Случилось так, что налетел сильный ветер, закружил листву, поднял пыль. Но автобус продолжает путь. Вдруг мотор заглох и автобус остановился. К этому времени ветер стих. Вы огляделись и увидели, что дороги нет, а со всех сторон окружает лес. Водитель осмотрел автобус и сообщил, что произошла серьезная поломка двигателя. И что на ремонт понадобится не меньше двух недель.

Что делать? (Oтветы ребят)

Оказалось, что неподалеку находится старый заброшенный полуразвалившийся охотничий домик. А в автобусе – ящик с инструментами.

Нужно: отремонтировать жилье, сварить еду, сшить навес для автобуса, помочь с ремонтом автобуса.

Кто чем займется? (Bыбор ребят, деление на группы)

Для этого надо выбрать подходящие вещи и инструменты и рассказать, что и чем вы будете делать (предлагаются предметные картинки с изображением инструментов: нитки, иголки, ножницы, кусок ткани, соль, крупа, масло, котелок, нож, хлеб, ложки, ведро с водой, масло, отвертка, гаечные ключи, напильники, топор, молоток, гвозди).

Рассказы ребят.

Как вы думаете, люди каких профессий занимаются похожими работами? (Повар, плотник,слесарь-механик, швея)

Какими качествами они должны обладать? (Ответы детей)

Что нужно делать, чтобы эти качества проявились? (Ответы детей)

III. Заключительная часть.

Рефлексия.

Что понравилось на занятии?

В чем вам помогло сегодняшнее занятие?

Упражнение “Шкала настроения”.

Упражнение “Пожелание.”

Нет плохому поведению Борба Мишель

Сильные стороны и положительные качества ребенка

Отметьте качества, которые, по вашему мнению, наилучшим образом отражают природные способности, положительные черты характера и особые таланты ребенка. Запишите их в Дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка, чтобы включить в свой план. Добавьте новые определения в перечень.

Визуальные способности

Черчение

Фотография

Запоминание деталей

Рисование

Живое воображение

Зрительное представление

Чтение карты

Ориентирование

Способность к творчеству

Логика и мышление

Способность к работе с компьютером

Организованность

Способности к решению задач

Абстрактное мышление

Математика и цифры

Логические игры

Расшифровка кодов

Здравомыслие

Способности к наукам

Сообразительность

Быстрая обучаемость

Острая память

Понятливость

Телесная сфера

Исполнительские наклонности

Вживание в роль

Гармоничность движений

Сценическое мастерство

Какой-либо вид спорта

Физическая сила грациозность

Выносливость

Телесная гармония

Ловкость

Координация движений Музыкальные способности

Игра на музыкальных инструментах

Ритмика

Запоминание мелодий

Сочинение музыки

Чтение нот

Восприятие музыки

Личность и черты характера

Способность к творчеству

Инициативность

Целеустремленность

Терпеливость

Надежность

Отзывчивость

Смелость

Внимательность

Трудолюбие

Легкая приспособляемость

Добродушие

Ответственность

Благородство

Уверенность

Независимость

Аккуратность

Решительность

Правдивость

Проницательность нежность

Зрелость открытость

Расторопность

Оптимизм

Преданность

Серьезность

Честность

Дисциплинированность

Привязанность

Сила характера

Добросовестность

Социальные навыки

Дружелюбие

Лидерство

Стремление помочь

Добродушие

Увлечение спортом

Вежливость

Порядочность

Уступчивость

Умение быть в команде

Умение выполнять что-либо в коллективе

Умение делиться

Способность к сопереживанию

Чуткость

Способность к примирению

Веселость обаятельность

Способность к поддержке

Остроумие

Умение слушать

Привлекательность

Лингвистические способности

Богатый словарный запас

Умение хорошо говорить запоминание фактов

Умение творчески писать

Диспуты

Умение шутить, смешить

Умение рассказывать

Внешность

Аккуратность

Привлекательность

Статность осанки

Особые черты

Отношение к природе

Склонность наблюдать

Любовь к животным

Любознательность

Любовь к туризму

Развивающее коллекционирование

Из книги Застенчивый малыш автора Богачкина Наталия Александровна

5. Положительные стороны застенчивости Как и все в жизни, застенчивость имеет две стороны медали. Мы рассмотрели отрицательные стороны застенчивости, но, несомненно, у нее есть и свои плюсы. Часто родители застенчивых детей беспокоятся о том, найдут ли их дети свое место

Из книги Семь смертных грехов, или Психология порока [для верующих и неверующих] автора Щербатых Юрий Викторович

Положительные стороны греха У гордости тысяча обличий, но самое искусное и самое обманчивое из них – смирение. Франсуа де Ларошфуко Выше мы разбирали, чем плоха гордость и чем так привлекательно смирение, но это был взгляд на предмет обсуждения лишь с одной стороны. Но,

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

Положительные качества личности Вторая труба для отвода «жидкости» из «накопителя переживаний» - это положительные качества личности, такие как доброта, добродушие, веселость, оптимизм и т. п. Человек может быть очень привязан к чему-то земному, т. е. иметь множество

Из книги Как воспитать волю и характер автора Рувинский Леонид Изотович

Как воспитать положительные качества Итак, что же нужно знать для успешного формирования тех качеств, которыми обладает ваш идеал?Ответ на этот вопрос хотелось бы начать с мудрого совета Алексея Максимовича Горького: «Когда природа лишила человека его способности

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Положительные стороны Такие люди привлекают внимание окружающих к потенциальным проблемам и опасностям, играя роль канареек в шахте. В старые времена шахтеры брали с собой под землю канареек в клетках, чтобы проверить качество воздуха. Если птица умирала, они

Из книги автора

Положительные стороны Зависимый человек настолько полагается в своей жизни на других, что всегда готов на компромисс, и с ним легко договориться. Он ценит окружающих и нуждается в их обществе (хотя и проявляет порой чрезмерную требовательность). Он всегда согласен

Из книги автора

Положительные стороны Как и те, кто страдает повышенной тревожностью, люди данной категории предвидят грозящие опасности, поэтому могут предупредить о них всех окружающих. Зачастую они обладают прекрасными организаторскими способностями, хотя работать под их

Из книги автора

Положительные стороны Перфекционисты обычно трудолюбивые и лояльные сотрудники. Они готовы работать сверхурочно и брать на себя дополнительные обязанности. Трудятся чрезвычайно производительно и обычно очень пунктуальны. В доме у них все работает как отлаженный

Из книги автора

Положительные стороны Пессимисты могут вовремя предупредить окружающих о надвигающихся неприятностях. Порой они легче переносят трудности, потому что не ожидают ничего

Из книги автора

Положительные стороны Такие люди заставляют окружающих следить за своими словами. Если научить их немного большей сдержанности, они сумеют отстоять свои позиции.Ниже мы приводим несколько примеров поведения чрезмерно чувствительных людей.Работая в небольшом

Из книги автора

Положительные стороны Действия таких людей довольно предсказуемы. Они отличаются безусловной преданностью и

Из книги автора

Положительные стороны Собственники зачастую демонстрируют отличные навыки общения (но не длительных отношений) и обладают рядом других привлекательных черт. Чтобы угодить близкому человеку и добиться его расположения, они могут быть прекрасными

Из книги автора

Положительные стороны Навыки стратегического манипулирования могут быть применены с пользой для дела. Такие люди могут обладать хорошей наблюдательностью и аналитическим складом ума. Они хорошо подмечают сильные и слабые стороны оппонентов, что может принести

В соответствии с теорией С. Гринспана определяюся как основные и наиболее распространённые следующие типы поведения, отражающие темперамент и характер ребёнка:

- Застенчивый

- Вспыльчивый

- Избегающий контактов

- Обидчивый

- Неуправляемый


Проведя с нашей помощью анализ поведения Вашего ребенка, Вы сможете разобраться в том, почему, например, он капризен или неуравновешен, какие черты его характера привели к этому или что мешает ему адаптироваться в среде сверстников. Поняв, какой же он, что им движет и что мешает, Вы одновременно при этом открываете путь к коррекции поведения ребёнка для более эффективного его развития и воспитания, что значительно облегчит жизнь ребёнка и сделает Ваше общение с ним более легким и приятным.

Пока мы остановимся на описании и анализе особенностей двух типов поведения детей - застенчивого ребёнка и вспыльчивого ребёнка.

Застенчивые дети

Для застенчивых детей характерно следующее:

- они ощущают на себе взгляд другого человека;

- чувствительны к еле слышимым или очень высоким звукам;

- не переносят прямых физических контактов с другими людьми и могут на них отреагировать даже шоковым состоянием;

- многолюдье и человеческая суета их очень утомляют;

- они очень медленно и постепенно привыкают к новым для них ситуациям и окружению.

Многим педагогам знакомы дети, которые впервые заходят в класс как бы напуганными. Проходит несколько месяцев и ребёнок начинает привыкать к классу: больше двигается, играет, активнее обращается к учителю за помощью. Такому ребёнку значительно легче адаптироваться к новой среде в общении с кем-нибудь один-на-один и, желательно, на «защищённой» территории-в укромном уголке.

Некоторые общие советы для облегчения адаптации застенчивых детей:

1. Родители или педагог должны настроить (мотивировать) окружающих на общение с ребёнком.

2. Важно показать и сказать малышу, что Вы понимаете его и что знаете о его особенностях и предпочтениях, что Вам близок язык его мыслей и общения.

3. Полезно поощрять ребёнка рассказывать о том, как он ощущает новую для него ситуацию, играя сдетьми, рисуя новый вид рисунка или слушая новую музыку.

4. Надо дать ему понять, что не важно как долго он идет к тому, к чему он так стремится. Важно, что он достигает цели и делает успехи!

5. Надо почаще использовать невербальные приёмы общения-улыбки, физические контакты, язык жестов (указывание пальцем или взглядом). При этом необходимо контролировать уровень комфортности у ребёнка и все изменения в настроении для того, чтобы шумовой фон и количество физических контактов не оказывали на него травмирующего влияния.

6. Поощрять его самостоятельную игру с куклами или машинками, но не играть вместо него.

7. Помочь ему придумать или организовать игру с агрессивным мотивом (что очень трудно для таких детей) такую, чтобы волк, например, напал на трёх поросят, а солдаты - на вражеских солдат.

8. Помочь ему с помощью игр и Вашего повседневного общения научиться отстаивать своё мнение и быть настойчивым и даже в меру упрямым.

9. Если Ваш ребёнок испытывает чувство страха, например, перед расставанием с близкими, то нужно использовать такие случаи и попытаться помочь ему справиться со страхом, почувствовать опору и поддержку в лице взрослых, а, главное, уверенность в себе.

10. Поощрять проявления инициативы и способности контролировать ситуацию.

11. Большой ошибкой со стороны родителей или воспитателей было бы «бросить его в воду», чтобы он «выплывал» сам - он может быть испуган и даже подавлен, а также потеряет доверие к своим близким.

12. Не оставлять ребёнка без внимания. Не следует ждать, когда он «созреет» сам. Он же, как страус, предпочтёт зарыться с головой в песок.

Итак, ключом для развития застенчивого и сверхчувствительного ребёнка должны быть располагающее понимание и поддержка со стороны близких, а, также, с учётом его сверхосторожности и фокусирования внимания на деталях, очень постепенная коррекция его поведения.

Вспыльчивые дети

Вспыльчивых детей характеризует:

- Очень легко огорчаются и сердятся, при этом активно пытаясь изменить то, что им не нравится через моторный (двигательный) акт. Предпочитают действовать, нежели думать и говорить. Им придётся много тренироваться, чтобы облекать свои мысли в словесную форму.

- Некоторые дети, даже груднички, склонны использовать мышцы и моторную систему, чтобы высвободить свою отрицательную энергию. У них наблюдается чрезмерная моторная активность, они могут стучать руками, ногами и, даже, головой об пол. Эти действия ребёнка создают шумовой эффект, который необходим, как ему кажется, для усиления степени воздействия.

- Ребёнок сосредоточен на двигательной активности, на своей моторной системе, воспринимает мир и понимает его лучшим образом через движения. Он ведёт себя так, как будто пытается втиснуть весь огромный мир внутрь маленькой ракушки.

- Ребёнок любит эксперименты. Он «прыгает в воду» первым, а затем смотрит куда прыгнул. Он начинает обычно с энтузиазмом, но часто не заканчивает работу или игру, так как удовлетворён своей двигательной активностью и не задумывается о цели действия.

- Если игра не работает, он захочет её сломать; если родители не делают то, что он хочет, он ударит их головой или толкнёт. Может отобрать у другого ребёнка игрушку, ущипнуть и толкнуть так, чтобы тот упал.

- Ребёнок не чувствителен к другим, предпочитает отдаляться от людей, часто не уверен в себе, испытывает страх остаться одному, страх перед разочарованием.

- Нуждается в большом и свободном физическом пространстве. Очень плохо себя чувствует в тесноте при физических контактах с людьми, даже когда и не сталкивается с другими детьми.

Часто родители ребёнка опускают руки, прощают и разрешают ребёнку всё, боясь показаться ворчливыми в глазах окружающих. При этом внутреннее напряжение и дискомфорт в семье усиливаются. Но потом, видя возросшую опасность для ребёнка и для своих отношений с ним, родитель неожиданно взрывается и пугает малыша, а затем, переполненный чувством вины, пытается искупить её вновь через всепрощение.

Некоторые рекомендации родителям по воспитанию вспыльчивого ребёнка:

1. Родители должны очень чётко обозначить рамки дозволенного для ребёнка, и ни при каких обстоятельствах не снижать свои требования, а, наоборот, иногда в силу необходимости и усиливать их, используя при этом для подкрепления лишь силу голоса и жесты. Степень реакции и сила голоса взрослого должна быть пропорциональна отрицательному поведению ребёнка.

2. Чем старше ребёнок, тем больше взрослый должен использовать силу убеждений и запретов в речевой форме, и меньше - физические ограничения и преграды.

3. Чем активнее родители с самого начала устанавливали рамки дозволенного, тем меньше им придётся потом бороться с отрицательными формами поведения ребёнка для коррекции его характера.

4. Родитель должен удерживать ситуации под контролем и использовать каждую из них как возможность обучения ребёнка, ходя это довольно трудно и требует больших затрат усилий и энергии.

5. Часто дети не воспринимают речь взрослых из-за затруднений в переработке слуховых стимулов. Они обнаруживают, что проще понять самого себя, нежели другого. Им необходима тренировка в двусторонней коммуникации через жесты, поведение, а затем через идеи и речь.

6. В возрасте 2,5 года ребёнок учится конструктивным образом выражать свои чувства с помощью словесных выражений и, понемногу, начинает справляться с приливами злости.

7. Частая ошибка, которую допускают родители ребёнка-это его «изоляция» с требованиями «замолчать» и «сидеть тихо». Наоборот, необходимо вовлекать малыша в разговор, спрашивать, что чувствует и как думает. Надо помочь ему выразить свои чувства, такие как злость, разочарование, избыток чувств, более абстрактным способом - через речь и идеи.

8. Необходимо сглаживать агрессивность ребёнка и использовать альтернативные пути для удовлетворения его нужд.

9. У ребёнка должно быть чёткое представление о требованиях взрослых. Тогда он сможет, по мере взросления, предвидеть и даже просчитывать различные жизненные ситуации и менять тип своего поведения в зависимости от них, а значит и в более полной мере удовлетворять свои потребности.

Стеснительность, это плохо?

Обычно взрослые считают стеснительность недостатком. Многие думают, что эта черта свойственна детям с заниженной самооценкой. На самом деле скромность может стать недостатком, только если родители будут воспринимать это качество в плохом свете. Стеснительный ребенок может быть таким же счастливым и таким же уверенным в себе, как и его боевые сверстники.

Одна женщина рассказала, что в детстве была скромным ребенком, но ее родители никогда не говорили ей, что скромность - недостаток. В результате она выросла осторожной, но уверенно идущей по жизни личностью. А другая женщина пожаловалась, что ее постоянно критиковали за стеснительность. Родители все время пытались ее изменить: "Почему ты не ведешь себя как другие дети?", "Почему ты такая необщительная?" С тех пор она частенько сомневается в себе, и в такие моменты ей мерещится прикрикивающая мать: "Ну, давай! Подойди к ним и начни разговор!"

То, как ребенок воспринимает свою стеснительность, целиком зависит от родителей. Если они относятся к ребенку как личности и принимают его скромность как черту характера, а не как недостаток, значит, и он будет уверен в себе и сможет наслаждаться жизнью точно так же, как и другие дети. Но если родители станут слишком много внимания уделять скромности ребенка, он начнет сомневаться в своих качествах. Воспринимать стеснительность как черту характера и чувствовать, что это недостаток - две большие разницы. Когда родители думают, что скромность - недостаток, ребенок считает себя неполноценным.

Стеснительность - черта характера, а не недостаток. Скромные дети всегда очень милы, щедры и отличаются хорошим поведением. Как правило, они умеют слушать и уважать чужую точку зрения. Им нравится, когда другие дети участвуют в их играх. Хотя иногда они зажимаются, в других ситуациях чувствуют себя абсолютно уверенно. Им нравится играть с небольшой группой детей (два-три человека) и разговаривать с одним взрослым. Если стеснительного ребенка чем-либо заинтересовать, от его зажатости не останется и следа. Он начинает стесняться только из-за чрезмерного внимания окружающих.

Обычно дети никогда не страдают от своей скромности, гораздо чаще эта черта раздражает родителей. Они чувствуют себя неловко, когда их ребенок ведет себя не так бойко, как другие дети. Им кажется, что на малыша смотрят предосудительно или просто не обращают на него внимания, а больше занимаются с другими, более активными детьми.

Родители могут помочь себе и ребенку избегать неловких ситуаций и защитить его от критики посторонних. К примеру, многие скромные дети стесняются говорить "здравствуйте" или отвечать на вопросы взрослых. Пусть родители сделают это за них и сами непринужденно заведут разговор, чтобы отвлечь внимание собеседника от ребенка. Попытка разговорить ребенка приведет к худшему результату, он может совсем замкнуться в себе и замолчать.

В тоже время необходимо развивать у ребенка инициативность и самостоятельность. Стимулируйте ребенка к разностороннему общению в быту: обратиться к кому-то с просьбой, отдать что-либо (например, деньги - продавцу). На первых этапах присутствие и участие знакомого взрослого обязательно.

Преодолеть неловкие ситуации помогают ролевые игры. Поиграйте с ребенком: "Давай представим, что ты встречаешь Джеки в коридоре школы. Как ты с ней поздороваешься?", "Представь, что я тетушка Карен и спрашиваю у тебя: "Как дела в школе?". Практика ролевых игр бывает очень полезной.

Но не стоит ждать от ребенка раскованного поведения в некомфортной для него обстановке.

Если родители ждут гостей, они должны подготовить к этому ребенка. Хорошо, если и к нему придет кто-нибудь из друзей. Или он может помочь приготовить квартиру к приему гостей, а потом уйти в свою комнату. В любом случае, если родители создадут такую ситуацию, когда никто не будет фиксировать внимание на ребенке, всем от этого будет легче.

Родителям всегда интересно знать, как ребенок может преодолеть застенчивость в школе. Если и вас волнует эта проблема, понаблюдайте, как ваш ребенок чувствует себя среди одноклассников. Не нужно в самом начале учебного года говорить учителю о том, что ваш ребенок стеснительный. Учитель может относиться к нему иначе, чем к другим детям, и тем самым обострить проблему. Со временем ребенок начнет увереннее общаться с одноклассниками. Поднимите вопрос о скромности вашего ребенка на родительском собрании. Объясните учителям, что они не должны говорить ему, что стеснительность - недостаток. Кроме того, им не стоит брать на себя ответственность изменить характер ребенка.

Многие учителя любят тихих учеников. Поэтому ваш скромный сын или дочь в конце концов будут вознаграждены за свое примерное поведение, возможно, даже больше, чем вы того желали. К примеру, одна девочка получила поощрительную грамоту за то, что вела себя тихо. Потом во время родительского собрания учительница объявила родителям девочки, что та чересчур стеснительная. На что родители в недоумении ответили: "Но ведь вы сами хвалили ее за то, что она ведет себя тихо!" и попросили учительницу, чтобы та прекратила обращать внимание на скромность девочки и поощряла ее не за поведение, а за успехи в учебе и за участие во внеклассных мероприятиях.

Иногда ваш стеснительный ребенок будет возвращаться из школы расстроенным оттого, что ему трудно участвовать в общих мероприятиях, а дома вдруг станет активным и требовательным. Не ругайтесь на него, ведь ему нужно где-то выплескивать свои эмоции. Если ребенок будет чувствовать себя дома уверенно, он расскажет вам, почему стесняется участвовать во внеклассных мероприятиях. Разумеется, по мере взросления ему будет легче "открывать душу" перед родителями, если те создадут дома атмосферу комфорта.

Иногда вам будет казаться, что ваш ребенок навсегда останется "скромнягой", но на самом деле трудно предсказать заранее, как со временем изменится его характер. Многие дети, очень стеснительные в период начальной школы, потом становятся боевыми. В любом случае, ваша основная обязанность воспринимать стеснительность ребенка как естественную черту характера и создавать все условия, чтобы он чувствовал себя комфортно в любой ситуации.

Медлительные дети

Расстройство - недостаточно сильное слово, чтобы описать ваши чувства, когда дошкольник целых полчаса ищет свои ботинки, или вашему семилетнему сыну не удается приступить к выполнению домашнего задания, потому что он никак не может отыскать свой карандаш и тетрадь, и, наконец, одиннадцатилетний ребенок заставляет ждать весь школьный автобус, каждое утро, независимо от того, сколько раз вы сказали ему: "Сегодня ты выйдешь из дома вовремя".

И, тем не менее, приступы ярости, мольбы и напоминания не решают эту проблему - приходят к выводу специалисты. Обычно за медленными, похожими на черепашьи, движениями вашего ребенка скрывается какой-то смысл. Догадайтесь, что он хочет сказать, - проблема наполовину решена. Вот некоторые предложения, которыми можно воспользоваться.

Признайте, что такое поведение может быть нормальным. Бесцельное времяпрепровождение является нормальным периодом в развитии ребенка. Так что иногда вам лучше всего успокоиться и принять это как должное. Поведение ребенка, наверное, изменится по мере того, как он повзрослеет. Но даже старшие дети нуждаются в напоминаниях или побудительном мотиве.

* Научите ребенка следить за часами. Дошкольники не совсем считаются со временем, поэтому бессмысленно подгонять их, потому что вам нужно быть где-то вовремя. Как только дети узнают в первом или втором классе, как определять время, становится проще убедить их делать все вовремя. Нужно научить ребенка определять время по часам, затем проверить вместе правильность определения, и после этого он будет лучше понимать, к какому времени вам нужно, чтобы что-то было сделано.

* Прерывайте ребенка лишь в том случае, когда это необходимо. Никто на нашей планете не любит, чтобы его прерывали, и тем не менее, целый день мы прерываем игры детей, чтобы заставить их сделать то, что мы считаем нужным. Когда ребенок сопротивляется тому, что его прерывают, мы ошибочно называем это копанием. Вместо того, чтобы внезапно прерывать занятие ребенка, заранее предупредите его так, чтобы он был готов к перемене деятельности. Например, вы можете сказать: "Через пять минут пора выключать телевизор и идти ужинать".

* Хвалите ребенка за быстроту и эффективность. Говорите: "Вот хорошо!" - когда ребенок делает что-то быстро. Хвалите ребенка за все, что он делает эффективно и без копания. К тому времени, когда ребенку исполняется девять или десять лет, он понимает значение того. как быть организованным, и тогда вы можете начать хвалить его и за это. Некоторые дети хорошо реагируют, когда вы говорите: "Отлично задумано!".

* Применяйте систему звездочек. Купите цветные звездочки и календарь с большими рамками. Затем используйте эти звездочки как награду за хорошее поведение. Если ваш ребенок регулярно копается со своей домашней работой, объясните ему, например, что отныне за каждый день, когда он делает свою домашнюю работу быстро, на календаре будет ставиться звездочка. Договоритесь, что после того, как наберется определенное количество звездочек, ребенок получит награду.

* Нарисуйте счастливые лица. Для дошкольников, которые еще не умеют читать, нарисуйте или вырежьте картинки заданий, которые нужно выполнить. Затем приклейте "улыбающуюся рожицу" рядом с картинкой, соответствующей выполненной задаче. Позитивный подход действует лучше всего.

* Выражайте положительные эмоции. Ребенок, который еле передвигает ноги, может действительно получать от родителей больше внимания за медлительность, чем за эффективное исполнение заданий. Внимание, уделяемое ребенку, может быть негативным или позитивным, считает он. Дети реагируют не на характер внимания, а скорее на его интенсивность. Иными словами, если вы скажете: "Смотри-ка, ты пришел домой вовремя", это всего троечка по шкале внимания (хотя и позитивного). Однако, если вы кричите на ребенка: "Мне надоело, что ты всегда опаздываешь!", - это уже восьмерка по шкале внимания (хотя на этот раз негативного). Вот почему так важно выражать много позитивного внимания.

Может быть, ваш ребенок пытается что-то сказать вам. Если ваш ребенок школьного возраста постоянно копается, может создаться впечатление, что он делает это намеренно, чтобы вызвать у вас раздражение. Не исключено, что именно таким и является намерение ребенка. Вам следует подумать о смысле такого поведения. Может быть, вашему ребенку не нравится какое-то занятие и он пытается как-то оттянуть его? И своим поведением объяснить вам это?

Мы принимаем массу решений за наших детей и в результате они часто чувствуют себя беспомощными. Если происходят частые стычки, где испытывается, чья воля одержит верх - ваша или ребенка - подумайте о том, может ли он принимать решения самостоятельно в других областях жизни. Если он решил. что какое-то конкретное дело ему не по душе, может быть, лучше всего позволить ему отказаться от него, чем принуждать продолжать его выполнение, когда он настойчиво копается.

Пусть это будет ясно. Выясните, может быть, вашему ребенку непонятно, что он должен делать. Сделайте ваши пожелания абсолютно ясными для него. С более взрослым ребенком вы можете сесть и прямо написать расписание на неделю. Таким образом, как вы сами, так и ребенок, будете точно знать, когда нужно выполнить какое задание.

* Избегайте ярлыков. Очень просто отнести ребенка к категории ленивых или с замедленной реакцией. Ярлык прилепляется и тогда, когда вы делаете такие заявления как: "Ты никогда не бываешь готов вовремя" или "Ты всегда опаздываешь". Такие штампы закрепляются. Вместо этого обращайтесь с ребенком, словно вы ожидаете от него, что он все сделает и будет вовремя там, где нужно.

* Давайте только одно указание за один раз. Дошкольники могут реагировать только на одно указание, данное ему за один раз. Не превращайте свои просьбы в огромный монолог. Сделайте короткое и ясное заявление, такое как: "Пойди возьми свои ботинки. Затем вернись ко мне, и я скажу, что делать дальше".

Когда может помочь психолог. Обратиться к профессиональному психологу необходимо, если вы натолкнулись на такое: ваш ребенок упрям, сопротивляется и не хочет делать практически ничего, а в семье все кричат и ругаются друг на друга. Профессиональный психолог может предложить лечение, чтобы помочь вернуть семью обратно в нормальное русло. Другая ситуация, требующая помощи психолога, когда ребенок не в состоянии делать то, что вообще-то в его интересах. Такое копание может быть стремлением отложить исполнение задач, которые пугают его или кажутся слишком трудными. Может быть, нагрузка в школе слишком велика, или он беспокоится относительно участия в танцах или спортивном соревновании. Кроме того, если копание носит упорный характер и приведенные советы не помогают, вам следует подумать о том, чтобы показать ребенка педиатру. Если ваш ребенок не идет, когда его зовут, следует убедиться, что у него все в порядке со слухом и что он правильно истолковывает полученную информацию. Не исключена возможность того, что у вашего ребенка имеется нарушение в приеме слов и их расшифровке, или какая-нибудь другая форма нарушения способности к обучению.

* Устанавливайте визуальный контакт. У некоторых детей развивается "иммунитет" на указания, которые издалека выкрикивают родители. Необходимо чтобы сначала вы подозвали ребенка или сами подошли к нему, вместо того, чтобы кричать на весь дом. Затем посмотрите ему прямо в глаза, обращаясь с какой-нибудь просьбой.

* Угомонитесь сами. Родителям следует посмотреть на то, какой ритм жизни они выбрали для себя. Вы работаете слишком много? Вы принадлежите к типу "личность "А"? Вы все время спешите? Если дело обстоит именно так, считайте копание своего ребенка знаком того, что вам следует замедлить ритм собственной жизни.

* Обсуждайте намечающиеся события. Спросите своего ребенка школьного возраста: "Какие у тебя планы? Сегодня по телевидению показывают передачу, которую ты любишь, и тебе нужно выполнить домашнее задание. Как ты собираешься справиться со всем этим?". Это помогает ребенку более ответственно относиться к делам, и он будет более заинтересован в том, чтобы побыстрее справиться с заданием, и затем заняться делами, которые ему нравятся.

* Приготовиться... на старт... достаньте секундомер. Маленькие дети получают большое удовольствие, когда их действия фиксируют во времени или когда они соревнуются с вами. Когда вам нужно, чтобы ребенок делал что-то быстро, скажите ему: "Я засеку время", или "Давай посмотрим, как быстро ты справишься". Пользуйтесь при этом секундомером или секундной стрелкой часов. Обязательно похвалите его в случае успеха: "Ого, десять секунд - как быстро!" В крайнем случае используйте время таким образом: "Сейчас я сосчитаю до трех, и ты должен побежать и принести свои ботинки".

Психология тихони

Тише воды, ниже травы, родителям послушного малыша многие завидуют. Еще бы -умница, чуткий, внимательный! А к маме с папой как привязан!

Умиление, однако, частенько сменяется недовольством, особенно, если речь идет о мальчике: с ровесниками не общается, за себя постоять не умеет, как же он будет жить! Конечно, у каждого человека есть свои сильные и слабые стороны. Это относится не только к сорванцам, но и к тихоням. У послушных детей есть свои проблемы, решить которые самостоятельно ребенку очень трудно. Как же мы можем помочь малышу?

Не такой, как все

"Все дети как дети - играют, шумят, дерутся, только мой сидит в сторонке и каких-то букашек разглядывает", - возмущается одна из мам на детской площадке. Есть малыши, которые не любят шумных игр, а обществу ровесников предпочитают разглядывание камешков или цветов. И, если вы пытаетесь заставить ребенка играть вместе с остальными, он сопротивляется и плачет.



Как быть родителям?


Предоставьте малышу свободу выбора. Каждый из нас чем-то отличается от других. Это важно понять родителям и объяснить ребенку. Ему необходимо чувствовать свою уникальность и неповторимость. Не менее важно, чтобы это было оценено окружающими. Малыш и сам знает, что он "не такой как все". Но если вы приучите его к мысли, что все люди разные и что именно в его "непохожести" - основа его будущих успехов в жизни, ребенок не создаст себе комплекса неполноценности. Ведь часто бывает, что, даже добившись всего, о чем мечтали, некоторые люди в глубине души так и остаются несчастными и недовольными собой, а причина - детские комплексы.

Не забывайте, что тихони обычно критически относятся к себе. Поэтому, воспитывая ребенка, не "перегните палку", старайтесь меньше обращать внимание на недостатки, но чаще подчеркивать его достоинства.

Не сравнивайте малыша с другими детьми. Пользы от этого никакой, а комплексы приобрести можно.

. Позволяя ребенку исследовать мир, не торопясь, вы даете ему возможность изучать предметы и явления в естественном для него темпе.

. Малышу необходимо дать время для выполнения самостоятельных действий без вмешательства взрослых. Но и пользы от таких занятий будет значительно больше.

. Искренняя похвала поможет крохе чувствовать себя уверенно. Фальшивые восторги могут принести только вред.

. Поощряйте стремление ребенка помогать вам по хозяйству. Но при этом давайте только те задания, с которыми он справится сам (разложить за столом ложки или салфетки, выложить на тарелку печенье). Малышу важно чувствовать свою значимость для семьи.

. В совместных делах оставляйте за ним "последнее слово" (нажать кнопку на стиральной машинке, поставить верхушку в игрушечной пирамиде). Ничто так не укрепляет веру в себя, как радость от успехов. Чаще спрашивайте его мнение. Малышу важно знать, что вы относитесь к нему как к равному, это поднимает его авторитет в собственных глазах.

. Старайтесь взглянуть на действия малыша с нескольких точек зрения. Иногда эти рассуждения полезно "озвучить", например: "Меня огорчило, что ты уронил со стола чашку, но, наверное, ты очень спешил, если ее не заметил..." Малыш это обязательно оценит.

О самостоятельности

Не секрет, что тихони обычно сильно привязаны к родителям и не спешат выбираться из-под маминого крылышка. Нам кажется, что малыш еще мало знает и умеет, чтобы быть самостоятельным, и мы стараемся дать ему как можно больше знаний "на все случаи жизни".

Такие дети обычно рано начинают читать и писать, запросто первенствуют в интеллектуальных играх - опыт собственных проб и ошибок, побед и набитых шишек. Поэтому часто бывает так, что умный, внимательный и аккуратный ребенок, попадая в непривычную для него ситуацию, чувствует себя растерянным и беспомощным. А секрет прост - малыш привык четко следовать указаниям взрослых и не умеет проявить самостоятельность.

Родители должны понять, что, приучая ребенка к беспрекословному повиновению, они убивают в нем творческую личность. А ведь во взрослой жизни не будет "готовых рецептов", там придется самому принимать решения в сложных ситуациях. И легче будет тому, кто привык надеяться на себя, кто умеет найти свое, нестандартное решение.

Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно, а если малыш просит вас о помощи, сделайте вместе, но не вместо него!

. Малыш тоже имеет право на ошибки - не старайтесь предостеречь его от каждой возможной неудачи.

. Купите малышу развивающие игры - это прекрасный способ научиться решать творческие задачи.

. Больше путешествуйте, ходите в гости, общайтесь с другими семьями. Иногда месяц, проведенный в деревне у бабушки, становится для ребенка настоящей "школой жизни". Цените чувство взаимной привязанности, но не забывайте о том, что ребенку тоже иногда нужно побыть одному. Объясните малышу, что даже когда вы далеко от него, то по-прежнему его любите.

Неспортивные дети

О том, что ребенку необходимо физическое развитие, уже никто не спорит: и мальчику и девочке важно быть сильным и здоровым. Но не стоит ради этой благой цели чуть ли не насильно записывать ребенка в спортивные секции, ведь не все дети приходят в восторг от спортивных игр. И далеко не каждому малышу приятно соревноваться с другими. Некоторые из них с гораздо большим удовольствием будут копаться в песочнице или раскрашивать картинки, чем гонять мяч во дворе.

Если ваш ребенок именно такой, нет смысла ломать его характер. Просто подберите для него такой вид занятий, чтобы он не чувствовал себя "белой вороной" и не только набирался сил, но и получал удовольствие.

Возьмите за правило вместе с ребенком делать по утрам зарядку. Это полезно и малышу, и вам. Так вы не только укрепляете здоровье, но и получаете возможность общаться.

. Берите ребенка с собой за город, в турпоходы. Малышу очень понравится, а заодно он окрепнет физически.

. Эмоциональный фон занятий очень важен. Дайте малышу почувствовать, что не так важен результат, как удовольствие от самих занятий.

. Для того чтобы развиваться физически, не обязательно заниматься спортом. Одни дети с удовольствием будут учиться танцевать, другим больше по душе занятия в фитнесс-клубе, а третьих вполне устроит "обезьянье лазание" по домашнему спорткомплексу. Выбор за вами и вашим ребенком.

Не дай себя в обиду

Большинство родителей беспокоятся о безопасности ребенка. А если малыш небольшого роста, худенький да еще спокойный по характеру, кажется, что его может обидеть каждый. Думая так, мы забываем о главном, что умение постоять за себя зависит в большей степени от поведения, чем от физической силы или огромного роста. Часто маленькие и даже слабенькие на первый взгляд ребятишки "командуют" на детской площадке, а крупные "силачи" им беспрекословно подчиняются.

Чем раньше малыш начнет общаться с другими детьми, тем легче он будет осваиваться в любом детском коллективе.

. Научите ребенка организовывать игры (вспомните, во что вы сами играли, когда были малышами), тогда ему легче будет стать лидером (а кто же обижает лидера?).

. Постарайтесь сделать так, чтобы у вашего ребенка был "слабый товарищ" - собака или кошка, любое игрушечное существо, которого необходимо защищать. Тогда он привыкнет чувствовать себя сильным и не давать в обиду не только себя, но и другого.

. Вместо привычного "уступи" научите малыша искусству компромисса. Например, когда один ребенок у другого отнимает игрушку, предложите поменяться игрушками или играть по очереди.

. Не говорите, что драться - это всегда плохо. Иногда это бывает даже необходимо.

Идем в детский сад

Тихие и послушные дети легко находят общий язык с воспитателями, у них не бывает проблем с соблюдением режима. Но все-таки есть моменты, на которые стоит обратить внимание. Чтобы малыш легче освоился в группе, несколько дней погуляйте на площадке детсада, познакомьтесь с ребятами.

Расскажите крохе, что скоро он станет большим и сможет ходить в сад, как мама и папа ходят на работу. Тогда и расставание с вами не будет восприниматься как трагедия. Забирая малыша из садика, интересуйтесь, как прошел день. Теперь, сделав шаг во взрослый мир, кроха особенно нуждается в вашей поддержке. Сохраняйте в семье теплую обстановку, учитесь вместе радоваться жизни.

Если ребенок слишком активный

В молодой семье родился сын. Желанный, долгожданный. Родители в восторге буквально от каждого движения крохи. В самом деле, он такой подвижный, такой бойкий, - даже пелёнок не терпит, то и дело ухитряется выворачиваться из них и, как ни посмотришь, лежит не как все детки - завернутым, а по-своему - голой попой кверху на ворохе скомканного тряпья, которое только что было так тщательно выглаженным…

Время бежит, и вот уже бойкое дитя покидает пределы кроватки. Тут-то и начинается «веселье». В доме, кажется, не остается ничего, что бы не падало, ломалось, разбивалось, проливалось. Спрятать что-либо становится проблемой, - а ведь сын-то пока ещё «ползунок», передвигается на четвереньках. Дальше - больше.

В три года это уже не ребенок, а «ураган». Удержать его на месте больше нескольких секунд невозможно ничем - ни уговорами, ни «интересом», включая книжки и сказки, ни шлепками и криком - на это он вообще не обращает внимания. Покой в доме теперь возможен только во время детского сна.

Новые игрушки заинтересовывают малыша ровно до того момента, когда оказываются поломанными, а момент этот наступает очень скоро и как-то сам собой. Гулять с ним на улице - очень непросто: не раз уже он убегал, в считанные мгновенья исчезал с глаз, однажды потерялся надолго… В детском саду воспитатели просто не справляются с ним, и естественно, что никто там не получает столько окриков, шлепков и наказаний, сколько их достается вашему сыну. И, главное, он вроде бы все понимает, тут же просит прощения, но через пять минут всё повторяется…

Постепенно родители начинают понимать, что происходящее явно выходит за пределы нормы. Что дело далеко не только в дисциплине и недостатках воспитания. Что их жизнь явно не выдерживает сравнения с жизнью других знакомых семей, где есть дети. И, наконец, приходит осознание того, что надо бы обратиться к специалистам-медикам.

А медики - невропатологи и психологи - без труда ставят диагноз: гипердинамический синдром. Что такое, откуда?! Оказывается, не малыш и не родительское воспитание виноваты, - причина совсем в другом. Точно объяснить эту причину медицина пока не может, но доказано, что связана она с очень маленькими, но очень многочисленными микроорганическими поражениями головного мозга. А возникают они оттого, что плод в утробе матери либо в процессе родов получил маленькую, микроскопическую родовую травму или же просто испытал кислородное голодание.

Подобные травмы чаще всего случаются при слишком стремительных или, наоборот, при затяжных родах, особенно если плод крупный. Согласно статистике, такие нарушения сегодня встречаются у каждого пятого-шестого ребенка. А возникающий на их основе гипердинамический синдром фиксируется примерно у каждого двадцатого ребенка, причем значительно, в 3-4 раза, чаще именно у мальчиков.

Вот так-то. А вы шлепали, наказывали бедного малыша… Вывод однозначен: терпение, терпение и еще раз терпение. И еще - повышенное внимание и ваша собственная грамотность, знание того, что происходит, и того, что же, собственно, вам делать, поскольку здоровье ребенка, в первую очередь психическое, теперь будет полностью зависеть от вашего поведения.

Перечислим основные признаки гипердинамического синдрома.

Это в первую очередь чрезмерно активное, неуправляемое поведение при полном отсутствии внимания. Такие дети чаще других попадают в несчастные случаи, поскольку им не свойственна хоть какая-то осторожность, они всегда бывают злостными нарушителями дисциплины, абсолютно того не желая, «нечаянно». Им недоступны настойчивость, усидчивость, умение хоть что-то доводить до конца. Они расторможены в отношениях со взрослыми, не умеют играть со сверстниками. На уроках такой первоклашка (а их всегда бывает два-три на класс) то сползает под парту, то не может найти ручку или тетрадь, а чаще всего вообще смотрит в окно и уж никак не на учителя. А на перемене, естественно, очередная «куча-мала» с ребенком-«ураганом» в центре...

Гипердинамичные дети не ходят, а бегают, при общении часто срываются на крик, особенно в споре. Ссорятся они часто, впрочем, тут же мирятся. Наказывать их абсолютно бесполезно: они тут же легко дают всевозможные обещания («Больше не буду», «Я не хотел»…) и моментально так же легко их нарушают. Любые «отлучения» и другие формы наказания переносят легко, тут же забывая о них, и вообще никакое уныние им не свойственно. Они очень общительны и контактны, и потому у них много приятелей и знакомых, но с настоящими друзьями - проблема, прочные отношения не складываются.

Так как же вам вести себя с вашим трудным ребенком?

Первое правило, от которого будет зависеть очень многое: оценивая любые, самые ужасные поступки сына, никак не связывайте это с оценкой его личности. Ведь иногда за гипердинамическими особенностями трудно разглядеть подлинные личностные качества ребенка. Воспитатель в саду видит в нем несносного шалуна, учитель - невнимательного ученика, мешающего остальным, отовсюду на беднягу сыплются окрики и шлепки, - и в результате маленький человек начинает считать, что он хуже всех, что ничего хорошего в нем нет, - а ведь идет становление личности, - ну и какой же она будет?

Нет, всё должно быть не так. Ругайте ребенка за поступок, и только за него. Не говорите, даже в запальчивости: «Ты такой-сякой, нормальные дети так не делают», а говорите: «Ты сделал это плохо, не делай этого больше, я же знаю, что ты всё можешь делать хорошо». Например, так: «Ты опять вбежал в квартиру в грязных ботинках, ты же знаешь, что так нельзя!» Но не так: «Ты вбежал в ботинках, ты неисправимый грязнуля и неряха!»

В самом деле, в характере вашего малыша немало достоинств: незлобивость и отходчивость, общительность и щедрость, легкость на подъем и неистощимый оптимизм. Вот на эти качества и опирайтесь. Не уставайте повторять сыну (и помните сами), что все его проступки - это еще не личность, что в нем есть достоинства, которые помогут ему стать таким, как нужно.

Если кто-то из окружающих ругает вашего ребенка именно за личностные качества, никогда не присоединяйтесь к такой оценке, тем более при ребенке. Ваш сын должен твердо знать, что вы в него верите и надеетесь на перемены к лучшему. Ведь вы, родители, его единственный оплот и защита, вы знаете его подлинные качества, видите в нем личность, по-своему страдающую от не зависящих от него причин. И пока ребенок будет это знать, у него будет сохраняться стремление к самовоспитанию.

Обязательно предоставьте сыну как можно больше возможностей для реализации его физической активности. В доме должна быть хотя бы перекладина-турник с висящими на ней кольцами, лесенкой или канатом. Пусть ваш «ураган» до изнеможения бегает во дворе, пусть будут дворовые футбол, хоккей, горка, а как только позволит возраст, обязательно отведите его в спортивную секцию. Какую - сразу определить не получится, ведь малыш быстро ко всему остывает. Вот уж тут будьте настойчивы: не одно, так другое, третье, - но организованные занятия подвижным спортом должны быть непременно. И не забывайте хвалить его по самым незначительным поводам.

Поверхностность - одна из основных черт гипердинамичного ребенка. Важно знать, что это относится и к эмоциональной сфере. То есть, если не обратить на это внимание, то способность испытывать какое-либо чувство для него останется недоступной. В этом вам тоже предстоит ему помочь. Побольше говорите ему о чувствах, которые испытываете вы сами или другие люди (в том числе, например, герои фильмов или книг), объясняйте ему нравственную и этическую сторону происходящего («Что такое хорошо и что такое плохо»). Постепенно он привыкнет сам что-то анализировать и оценивать.

Бесполезны в вашем случае обычные рекомендации «неустанно и как можно раньше приучать ребенка к усидчивости и внимательности». Напрямую, «в лоб», с вашим ребенком это неосуществимо. Конечно, исподволь, например, с помощью игр, чего-то, можно достичь, но главное - ваше терпение, правильное поведение и время.

Если в пять - семь лет гипердинамический синдром проявляется особенно остро, вплоть до того, что у вас просто опускаются руки и вам самим начинает казаться, что мальчик просто в принципе невоспитуем, то с возрастом, при благоприятных обстоятельствах, ситуация сглаживается, и к 15-16 годам гипердинамичные дети практически ничем не отличаются от сверстников. Их подвижность и повышенная отвлекаемость не будут выходить за пределы нормы. Подвижные занятия - спорт, турпоходы, дискотеки - будут для них, конечно, всегда предпочтительнее «сидячего» времяпровождения, но это уже будут управляемые особенности личности, которые, впрочем, нужно будет учесть при выборе профессии.

И в заключение - самый главный совет родителям гипердинамичных детей (возможно, он покажется неожиданным): не пытайтесь сдерживать в себе свои чувства. Никакого, даже самого олимпийского спокойствия на такого ребенка не хватит. Единственное, чего вы добьетесь, пытаясь годами сдерживать себя, это возникновения у вас самих глубокого невроза, который, как известно, возникает, когда подобные эмоции загоняются вглубь.

Помните: вам абсолютно необходимо сохранять собственное здоровье хотя бы ради вашего трудного чада. Если вы в ярости - скажите или даже крикните об этом, если в отчаянии - пусть ребенок это видит. Только, повторим, не переходите на личность, и если малыш хоть в чем-то порадовал вас, радуйтесь вслух и от души.