Новые правила пдд трамвайные пути. Разрешен ли разворот на трамвайных путях

Добрый день, уважаемый читатель.

В очередной статье из серии "Правила проезда перекрестков" предлагаю рассмотреть правила дорожного движения, которые относятся к проезду перекрестков, на которых расположены трамвайные пути .

Как Вы помните из предшествующих статьей серии, трамвайные пути могут быть расположены на перекрестке абсолютно любого типа: , . В этой статье речь пойдет о правилах проезда каждого из этих перекрестков с трамвайными путями.

Сразу же хочу отметить, что при рассмотрении перекрестков в этой статье будем считать, что трамвай на них может выполнить любой маневр (поворот налево, движение прямо, поворот направо) при движении с любого из направлений, т.е. трамвайные пути позволяют это сделать.

Если на практике Вам встретился перекресток, на котором трамвайные пути соединяют не все направления, то правила проезда его только упростятся.

Что ж, пришло время перейти непосредственно к рассмотрению перекрестков с трамвайными путями.

Занимаем правильное положение на проезжей части перед перекрестком

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

Поворот налево или разворот при наличии трамвайных путей

Если в центре проезжей части, на одном уровне с ней расположены трамвайные пути, то необходимо обязательно выполнять поворот налево и разворот именно с трамвайных путей попутного направления. Единственная ситуация, в которой делать это запрещается, - наличие знаков 5.15.1 или 5.15.2:

5.15.1 "Направления движения по полосам". Число полос и разрешенные направления движения по каждой из них.

5.15.2 "Направления движения по полосе". Разрешенные направления движения по полосе.

Если хотя бы один из этих знаков есть хотя бы над одной из полос перед перекрестком, то въезжать на трамвайные пути попутного направления запрещается. В противном же случае необходимо выполнять поворот налево или разворот с трамвайных путей.

Если в описанной ситуации выполнить поворот налево не с трамвайных путей, а из левой полосы, то это будет являться нарушением правил дорожного движения.

Движение прямо при наличии трамвайных путей

При наличии слева на одном уровне с проезжей частью трамвайных путей попутного направления можно воспользоваться ими и для движения прямо. Вот только делать это можно только тогда, когда все остальные полосы движения заняты. Кроме того, перед перекрестком не должны быть установлены знаки 5.15.1 и 5.15.2.

Из этого можно сделать следующий вывод: если Вы куда-то спешите (а водители автомобилей спешат все время) и Вам нужно проехать как можно скорее перекресток, перед которым образовалась пробка, то можно смело воспользоваться для этого трамвайными путями попутного направления, и это не будет нарушением правил дорожного движения (при выполнении условий предыдущего абзаца).

Этот способ мало кому известен, так что можете им пользоваться.

Поворот направо при наличии трамвайных путей

Поворот направо не может осуществляться с трамвайных путей попутного направления. Для его выполнения необходимо занять крайнее правое положение на проезжей части.

Определяем тип перекрестка

Для того чтобы определить, является ли конкретный перекресток перекрестком, на котором действуют правила проезда перекрестков с трамвайными путями, необходимо совершить одно очень простое действие. Нужно посмотреть, подъезжает ли к перекрестку хотя бы с одного направления в настоящее время трамвай.

Если трамвай есть, то следует использовать для проезда перекрестка рекомендации из этой статьи. Если же трамвая нет, то перекресток следует проезжать как обычно.

Трамвайные пути на перекрестке, регулируемом регулировщиком

Правила проезда данного типа перекрестков без трамвайных путей были рассмотрены в статье: " ".

Именно в этой статье шла речь о том, каким образом и в каком порядке должны разъехаться между собой автомобили. Поэтому не буду повторяться.

Отмечу лишь тот факт, что если на перекрестке появились трамвайные пути, то они никоим образом не влияют на приоритет автомобилей на этом перекрестке, т.е. в отсутствие трамваев автомобили проезжают перекресток точно также, как и при отсутствии на перекрестке трамвайных путей вообще.

Если же к перекрестку с одного или нескольких направлений подъезжают трамваи, то в некоторых случаях их нужно пропустить. Вот об этом и поговорим.

Взаимоотношения водителей автомобилей и водителей трамваев на регулируемых перекрестках регламентируются пунктом 13.6 :

13.6. Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

Трамвай в системе дорожного движения – участник особый и особенный. Этот факт бесспорен, поэтому в городском цикле для движения рельсового транспортного средства до определенного исторического момента выделялась центральная часть дороги.

Это подтверждает особый статус трамвая, который ему придавали еще в советское время. Ведь «рельсовик» считался неким апогеем общественного транспорта. Думалось многим, что больше в сфере перевозки пассажиров уже ничего придумать будет невозможно.

Кто же мог в годы советских пятилеток предположить, что с «лихих девяностых» так начнет фартить Горьковскому автомобильному заводу и его «газельной» линейке?


Но трамвайное наследство советской эпохи в наших городах все еще дает о себе знать. Вот здесь и возникает серьезная проблема взаимоотношений рядового автолюбителя и трамвая.

Когда трамваю отдана середина дороги, «простой смертный» водила, поворачивая налево или двигаясь на разворот, вынужден пересекать трамвайные пути, расположенные посредине проезжей части дороги.

Одно замечание: именно посредине, ибо в некоторых более «поздних» трамвайных городах (то есть там, где трамвайное движение было организовано во второй половине XX века) такой проблемы не стоит. Или она не так остра.


Поворачивая направо или налево, мы вынужденно пересекаем такие «боковые» трамвайные пути. А вот что делать с теми, которые занимают центральную часть дороги?

Давайте разберемся. Тем более что много времени для этого не понадобится.

Как пересекать трамвайные пути при повороте налево и развороте

Основной вопрос не в том, можно ли нам – «сирым и убогим» – пересекать трамвайные пути. Конечно, можно. Двигаться же надо. Но вот какова при этом методика их пересечения? Здесь может быть только два способа:

1) с предварительным перестроением на трамвайные пути попутного направления и последующим поворотом налево (или разворотом);


2) , то есть поворот налево (или разворот) осуществляется прямо из «своей» полосы.


Как правильно выполнить поворот налево и разворот при наличии трамвайных путей попутного направления

На самом деле обозначенный нами «главный вопрос» решается элементарно, ибо содержат прямое указание на разрешение такой ситуации. Это пункт 8.5. Давайте его процитируем:

«При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю».

Если перевести с юридического на русский, то выглядит это так: при повороте налево и на разворот на трамвайные пути, расположенные слева, выезжать и можно (точнее – нужно!), и нельзя.

Опять дилемма? Ничего подобного. Правила однозначно трактуют ситуацию и регламентируют наши действия. Если трамвайные пути расположены:

  • во-первых, слева от нас;
  • во-вторых, в одной плоскости с нашей проезжей частью;
  • в-третьих, это трамвайные пути именно попутного направления;

то правильным вариантом поворота налево или разворота для нас будет предварительный выезд на трамвайные пути попутного направления (с последующим пересечением трамвайных путей встречного направления под углом 90 градусов) .


Естественно, что при этом мы не должны своими действиями создавать помех трамваю. Грубо говоря, подъезжая к месту поворота налево или разворота, мы должны будем пропустить попутный трамвай и только после этого перестроиться на его пути, чтобы впоследствии (пропустив встречный трамвай) благополучно завершить задуманный маневр. Надеюсь, не усложнили!

С ситуацией, когда необходимо выполнить разворот на трамвайных путях, каждый день сталкиваются многие автовладельцы. Однако, согласно данным статистике, более трети из них не имеют ни малейшего представления, как безопасно выполнять этот маневр и только 20% знает о наказаниях, которые могут повлечь за собой неверное его исполнение.

Прочитав данную статью, вы узнаете: как правильно осуществить разворот на трамвайных путях на перекрестке или за его пределами, какие существуют нюансы при движении по ним, и какие предусмотрены штрафы за это.

Перед тем как начать разговор о возможностях и запретах для автовладельцев, связанных с разворотом на трамвайных путях, стоит напомнить, что любые манипуляции, осуществляемые на них не должны создавать помех остальным участникам движения! Итак, что именно разрешается правилами ПДД.

Согласно пункту 9.6, разрешено движение при условии, что если другие полосы, расположенные в попутном направлении заняты и поворот налево с трамвайных путей этого же направления, в случае если этот маневр не противоречит пункту 8.5. ПДД. При этом они должны располагаться на левой стороне от полосы движения автомобиля, и расположены на одном уровне, как и проезжая дорога. Опережение (не обгон) по попутным рельсам тоже допускается.

В каких случаях запрещается пересекать трамвайные пути

С такой ситуацией водитель может столкнуться в следующих случаях:



Разворот при запрещающих дорожных разметках знаков. Разворот запрещен на:

  • Железнодорожном переезде;
  • Местах, с видимостью дороги не более 100 м;
  • Местах, предназначенных специально для остановки общественного транспорта;
  • Мостах, путепроводах и эстакадах (в том числе и под ними);
  • Переходах для пешеходов;
  • Тоннелях.

Можно ли осуществлять поворот на путях

В случае необходимости пересечения трамвайных путей, с целью разворота. Выполнять его можно по-разному. Многое в данном случае будет зависеть от того, находится машина на перекрестке или нет.

На перекрестке


Если трамвайные линии разрешают трамваю осуществить любой маневр, например, пересечение, движение по прямой или повернуть налево. Если в вашей ситуации на перекрестке трамвайные пути соединяют направление, то правила проезда для вас существенно упростятся . То есть, при проезде дорожного участка, по которому вы подъезжаете к перекрестку, делят трамвайные пути, расположенные на одном уровне с ним. Можно ли выполнить разворот на трамвайных путях, в таком случае?

Согласно пунктам 8.5 и 9.6. прописанных в правилах ПДД вы имеете право (а в некоторых случаях даже необходимо) выехать на трамвайные пути, чтобы развернуться. При этом ваш маневр не должен нарушать установленные знаки и дорожную разметку. Кроме того, водитель не должен создавать помех остальным участникам движения.

Что касается взаимоотношений между водителями машин и трамваев на регулируемых перекрестках дороги, то про них сказано в пункте 13.6 ПДД , где написано, что в случае, если сигналы светофора одновременно позволяют начать движение как трамваю, так и остальным безрельсовым транспортным средствам, то у трамвая всегда будет преимущество, вне зависимости от того, в каком направлении он движется.

Однако если водителю необходимо осуществить движение в направлении стрелки, которая загорится в дополнительной секции вместе с красным или желтым сигналом, то водитель трамвая обязан уступить тому транспорту, который движется с других направлений.

Обратите внимание, что в данной статье описаны лишь общие правила, касаемо разворотов и поворотов с трамвайных путей, так как существует множество различных комбинаций, в зависимости от их расположения, а также жестов регулировщика, сигнала светофора и прочее.

Вне перекрестка

Для того чтобы осуществить разворот через трамвайные пути вне перекрестка , водитель должен:

  • Убедится, что они находятся на левой стороне от вас и выше проезжей дороги. Кроме того, отсутствуют вышеописанные ограничения в виде разметки и знаков.
  • Пропустить попутно идущие трамваи и перестроится на трамвайные пути в попутном направлении.
  • Включите поворотник, и убедившись в отсутствии помех, осуществите разворот.
  • Трамваи, идущие по встречной полосе также нужно пропустить.

Самые распространенные ошибки , совершаемые при развороте налево через трамвайную линию:

  • Разворот следует начинать с проезжей части, но никак не с трамвайных путей. Хотя это не считается нарушением и за такой маневр наказание не предусмотрено. При этом вы должны понимать, что в таком случае вы в значительной степени повышаете риск возникновения аварии. Поэтому разворот следует осуществлять со стороны встречных трамвайных путей.
  • В данном случае вы нарушаете пункт 9.6. из правил ПДД, в которых четко сказано про выезд с дальнейшим движением по трамвайным путям встречного направления». Таким образом, при выезде на данный участок ваш автомобиль будет расположен не перпендикулярно путям, то маневр может быть расценен инспекторами ГИБДД как выезд на трамвайные пути встречного направления, а это значит, что такое нарушение повлечет за собой наказание в виде штрафа.
  • Если вам необходимо осуществить разворот налево относительно припаркованных автомобилей, маневр нужно начинать, когда передняя часть вашего и припаркованного автомобиля расположены на одной линии. Такая постановка, в ограниченном пространстве, позволит вам избежать столкновения с припаркованным авто.

Штрафы за въезд на трамвайные пути


Количество ДТП, участниками которых являются водители трамваев и автомобилей, с каждым годом только существенно увеличивается. В 95% случаев виновниками возникновения аварийной ситуации является водитель автомобиля, так как при въезде на трамвайные пути, он не должен создавать препятствия движению трамваям. Что касается случаев, когда виновником становится водитель трамвая (который, например, начал движение на запрещающий сигнал) тоже, к сожалению, встречаются, но их число не превышает 5% от всех случаев. Однако, даже не создавая аварийной ситуации при движении по трамвайным путям, инспектор ГИБДД может оштрафовать водителя или даже лишить его водительских прав.

Размер штрафа напрямую будет зависеть от пункта ПДД , который был нарушен в данном случае. Так:

  • За остановку на трамвайных путях водителю грозит штраф на сумму: 3 тысячи рублей, если это случилось в Санкт-Петербурге или в Москве. В других городах, расположенных на территории РФ — 1,5 тысячи рублей.
  • За создание помех для трамвая, идущего в попутном направлении — штраф 500 рублей.
  • За несоблюдение правил дорожной разметки штраф от 500 до 1500 рублей (это касается поворота или разворота).
  • Первичный выезд на встречную полосу трамвайных путей обойдется в 5 тысяч рублей (или вас могут лишить прав сроком от 4 до 6 месяцев). За последующее аналогичное нарушение – лишение удостоверения на год.
  • Выезд на встречную полосу трамвайных путей чтобы объехать препятствие - штраф от 1 тысячи до 1,5 тысячи рублей.

Помните, что разворачиваясь на трамвайных путях, всегда нужно пропускать трамвай , даже в тех случаях, если его движение грубо нарушает ПДД. Иначе последствия, полученные в результате аварии, для вашего авто, да и вас самих, могут оказаться намного серьезнее, чем для трамвая.

Поворот и разворот через трамвайные пути:

Очень много споров возникает при совершении маневра "разворот" через трамвайные пути вне перекрестка. Основная причина споров - это выезд на трамвайные пути встречного направления, за совершение которого предусмотрена ответственность в виде лишения права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев.

Выезд на трамвайные пути встречного направления тоже не исключен, правда непосредственного отношения к развороту он не имеет.

Для начала обратимся к и выделим интересующие нас пункты про разворот и трамвайные пути вне перекрестка.

Правила дорожного движения

Уже здесь мы видим, что разворот через трамвайные пути возможен.

8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

К сожалению Правила дорожного движения так написаны, что в них не предусмотрено наличие трамвайных путей только в одном направлении. Это большая недоработка, но в рамках этой статьи мы ее рассматривать не будем.

Обратите внимание! Разворот может выполнятся везде, где это не запрещено правилами, знаками или разметкой, а именно:

  • п.8.11 Правил, который мы указали выше
  • Дорожными знаками: 3.19 , 4.1.1 , 4.1.2 , 4.1.4
  • Дорожной разметкой: 1.1, 1.2.1 и 1.3

Во всех остальных случаях разворот разрешен!

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

8.11. Разворот запрещается:

  • на пешеходных переходах;
  • в тоннелях;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
  • на железнодорожных переездах;
  • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
  • в местах остановок маршрутных транспортных средств.

Еще одно подтверждение, что разворот может быть вне перекрестка. Но, не смотря на это, вам будут вменять нарушение именно этого пункта ПДД за выезд на трамвайные пути встречного направления.

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается

Теперь точно можно сказать, что , если прямо не запрещен правилами, знаками или разметкой.

"Встречка" при развороте

Давайте еще раз отметим - при развороте "встречки" нет . Разворот это полноценный маневр, изменяющий движение транспортного средства в обратном направлении.

"Встречка" может быть до разворота или после, но никак не во время выполнения маневра.

Для примера сравним разворот на регулируемом перекрестке, и вне перекрестка. В обоих случаях выезд на встречные трамвайные пути запрещен. Но почему при развороте на перекрестке вопросов к водителю не возникает? Ответ: "Потому что их нет, и быть не может!", так же как и при развороте вне перекрестка.

Разворот разрешен

Посмотрим, как по Правилам дорожного движения следует совершать разворот через трамвайные пути вне перекрестка:

  1. Уступить дорогу попутным трамваям
  2. Перестроиться на попутные трамвайные пути.
  3. Уступить дорогу всем встречным транспортным средствам, в том числе и трамваям.
  4. Совершить разворот .

Разворот запрещен

Невыполнение требования п. 8.5. ПДД.

8.5 При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них.

Ответственность за это нарушение не предусмотрена. В КоАП РФ есть часть 1.1. статьи 12.14При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них.

Но в данной ситуации п.8.5 ПДД требует покинуть проезжую часть и выполнять маневр с трамвайных путей. Согласно определению "проезжая часть " трамвайные пути проезжей частью не являются.

1.1. Невыполнение требования Правил дорожного движения, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

Поэтому применение данной статьи в этом случае недопустимо.

Следующая ситуация - разворот со встречных рельс:

Обратите внимание, в этой ситуации кроме разворота, есть еще движение по трамвайным путям встречного направления

Согласно п.9.6 ПДД: "Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается."

За такой маневр ответственность по части 4 статьи 12.15:

Разворот через сплошную линию разметки:

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления , за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, -
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи -
наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Нарушение требований разметки:

ответственность по части 2 статьи 12.16:Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.

Мы рассмотрели типичные простые варианты разворота на трамвайных путях. Основное, что мы подтвердили в этой статье - разворот через трамвайные пути разрешен . Прямого запрета на этот маневр Правила дорожного движения не устанавливают, более того описывают как его нужно производить.2. Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Все рассмотренные нарушения ПДД не связаны непосредственно с маневром "разворот", а связаны с невыполнением требований других пунктов.

т.е. при движении по Кутякова разрешается поворот налево с проезжей части , а не с трамвайных путей попутного направления.

Организация движения трамваев на подобных перекрестках может быть самой различной: трамвайные пути могут проходить сбоку или посередине проезжей части, трамвайные пути могут пересекать только одну из дорог перекрестка, могут изменять свое направление на перекрестке. К тому же, перекрестки, по которым или рядом с которыми проходят трамвайные пути, могут быть самой различной конфигурации.



Необходимо помнить, что трамвай всегда имеет преимущество перед безрельсовым транспортом кроме трех случаев:

  • когда трамвай движется на стрелку, включенную в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора;
  • когда трамвай подъезжает к перекрестку по второстепенной дороге;
  • когда трамвай выезжает из депо.

Первый случай относится к проезду регулируемых перекрестков, второй случай – к проезду нерегулируемых перекрестков, третий говорит сам за себя – когда трамвай выезжает из депо, он обязан уступить дорогу всем транспортным средствам.

Как определить, какой перед вами перекресток – регулируемый или нет, обсуждалось раньше, в статье Проезд перекрестков. Алгоритм движения через перекресток.

Регулируемый перекресток с трамвайными путями

Когда сигнал светофора на перекрестке разрешает движение одновременно трамваю и безрельсовому ТС, а траектории их движения пересекаются, то трамвай имеет преимущество, независимо от направления своего движения (пункт 13.6 ПДД). Например, при попутном с вами направлении, трамвай движется прямо, а вам на перекрестке нужно повернуть налево, через трамвайные пути – у трамвая преимущество. Или же трамвай поворачивает на перекрестке направо, а вам нужно прямо, через трамвайные пути – в этой ситуации у трамвая также преимущество.


Трамвай на регулируемом перекрестке всегда едет первым, кроме случая его движения на стрелку в дополнительной секции светофора, которая включена одновременно с красным или желтым сигналом.

Разъезжаясь с трамваями, следует обратить внимание на один момент. Когда вы движетесь попутно с трамваем, вы можете видеть, на какой сигнал трамвай начал движение — на основной или на стрелку, и легко сможете расставить приоритеты, т.е. кто может проехать перекресток первым. А как быть, если трамвай движется со встречного вам направления, а вам нужно пересечь трамвайный путь? В таком случае вы не сможете сразу определить – он едет на стрелку или на основной сигнал. К тому же, на это не будет времени. Выход из такой ситуации читайте ниже.

В статье Движение в потоке была затронута тема преимущества проезда. Так вот: преимущество проезда определяется не только формальным приоритетом (разрешающий сигнал и пр.), а еще гарантией отсутствия ДТП. Это касается абсолютно всех дорожных ситуаций, в том числе и с участием трамвая. Представьте, если столкнутся трамвай и автомобиль, кто будет в выигрыше – никто, но автомобиль пострадает больше.


Поэтому, в подобных случаях, на регулируемом перекрестке, когда трамвай движется вам навстречу и ваши пути пересекаются, рекомендуется всегда уступать дорогу трамваю. Если у вас преимущество в движении, и вы при этом уступаете дорогу – вы не нарушаете Правила.

Нерегулируемый перекресток с трамвайными путями

Всякий раз, когда вы приближаетесь к нерегулируемому перекрестку необходимо точно определить на какой дороге вы находитесь: на главной или второстепенной. От этого зависит очередность проезда. Даже если перекресток регулируется светофором, водителю важно знать, где проходит главная дорога, а где второстепенная. Это нужно для того, что, если светофор вдруг неожиданно отключится – перекресток станет нерегулируемым, и очередность проезда уже будет определяться знаками приоритета.

Ранее, в статье , уже были рассмотрены общие правила, определяющие первоочередность проезда нерегулируемых перекрестков. Эти правила относятся ко всем транспортным средствам. В данной статье более подробно рассмотрим 2-й пункт: преимущество трамвая на нерегулируемом перекрестке.

Когда вам предстоит разъехаться с трамваем на нерегулируемом перекрестке и ваши траектории движения пересекаются, трамвай уступает вам дорогу только лишь в одном случае — когда приближается к перекрестку по второстепенной дороге, т.е. у него по движению будет стоять знак 2.4 «Уступите дорогу». Во всех остальных случаях, в том числе на равнозначных перекрестках, трамвай имеет преимущество — он едет первым.

  • вы на главной дороге, трамвай на второстепенной дороге: у вас преимущество, трамвай уступает;
  • вы и трамвай на главной дороге: вы уступаете, трамвай едет первым;
  • вы на второстепенной дороге, трамвай на главной дороге: вы уступаете, трамвай едет первым;
  • вы и трамвай на второстепенной дороге: вы уступаете, трамвай едет первым;
  • вы и трамвай на равнозначном перекрестке: вы уступаете, трамвай едет первым;

Следует обратить внимание, что на равнозначном перекрестке правило «помеха справа» действует только при разъезде с безрельсовыми транспортными средствами. Трамвай может оказаться на равнозначном перекрестке с любой стороны и в любом случае вы обязаны уступить ему дорогу.

Теперь, так сказать, о рабочих моментах пересечения трамвайных путей на перекрестке, а именно: когда можно заезжать на трамвайные пути, а когда этого делать нельзя.

Предположим, вы едете по дороге, посередине которой проходят трамвайные пути, и подъезжаете к перекрестку, на котором вам нужно повернуть налево. На что следует обратить внимание в первую очередь?

В первую очередь нужно убедиться, что поворот налево в данном месте не запрещен ПДД.

Какие знаки запрещают поворот налево? Например, перед перекрестком может быть установлен знак 4.1.1 «Движение только прямо» или 4.1.4 «Движение прямо или направо». Над проезжей частью могут быть установлены знаки 5.15.1 «Направления движения по полосам», 5.15.2 «Направления движения по полосе» или дублирующая их разметка 1.18, которая запрещает поворот налево, а разрешает двигаться, например, только прямо. Может быть установлен знак 3.18.2 «Поворот налево запрещен».

Когда на перекрестке запрещен только разворот, то выставляется соответствующий знак 3.19 «Разворот запрещен».


Если ничто не запрещает повернуть налево или развернуться, готовимся к выполнению маневра – занимаем крайнее левое положение на проезжей части. Далее нужно быть внимательным.

Согласно пунктам 8.5 и 9.6 ПДД, левый поворот и разворот на перекрестке должны выполняться с трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью. Для того чтобы повернуть налево или развернуться на перекрестке, сначала нужно заехать на попутные трамвайные рельсы и уже с них выполнить маневр. При этом нельзя создавать помех трамваю.

Но заехать на попутные рельсы можно и нужно только в том случае, если перед перекрестком нет знаков 5.15.1 или 5.15.2. Если движение по полосам на перекрестке определено этими знаками, а они могут располагаться или над проезжей частью, или сбоку дороги, то заезжать на трамвайные пути запрещается, и маневр нужно выполнять непосредственно с проезжей части.

Поэтому, подъехав к перекрестку с трамвайными путями посередине, и собираясь повернуть налево или развернуться, в первую очередь смотрим на организацию движения по полосам на проезжей части и убеждаемся в том, что этот маневр разрешен ПДД. Если увидите вышеупомянутые знаки 5.15.1 или 5.15.2, которые разрешают повернуть налево, то поворот налево или разворот выполняются с проезжей части, не заезжая на попутные рельсы. Если этих знаков нет, тогда заезжаете на попутные трамвайные пути и уже с них выполняете поворот налево или разворот, не создавая при этом помех трамваю.

Разворот на перекрестке на трамвайных путях

При выполнении разворота на перекрестке с трамвайными путями посередине дороги важно выбрать правильную траекторию разворота, чтобы не оказаться на полосе встречного движения. К тому же в том месте разворот не должен быть запрещен ПДД.

Трамвайные пути являются своего рода разделительной полосой на дороге, и от того, как нанесена дорожная разметка или как трамвайные пути выделены на дороге, будет зависеть траектория разворота на перекрестке.

Если поворот налево и разворот разрешено выполнять непосредственно с трамвайных путей попутного направления, т.е. заехать на попутные рельсы разрешается, то развернуться можно сразу, как только выедете на пересечение проезжих частей.

Если же на трамвайные пути заехать нельзя – когда они отделены от проезжей части сплошной линией разметки или выделены конструктивно, т.е. приподняты над дорогой (на самом перекрестке рельсы переходят с проезжей частью в одну плоскость, чтобы по ним можно было проехать), то в этом случае траектория разворота должна проходить за центром перекрестка, также как разворот на перекрестке с разделительной полосой без трамвайных путей.

В любом случае, если нужно развернуться на перекрестке с трамвайными путями, но вы не уверены в правильности выбранной траектории, разворачивайтесь за центром перекрестка.

ПРОЧАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Купили картину, и хотели бы подчеркнуть ее красоту, да и просто чтобы было легче рассматривать купленный шедевр? Для этой цели подойдут вам светильники для картин которые помогут вам выделить все самые тонкости приобретенной картины.