Движение по федеральным трассам. Система Платон: разовая поездка. Зачем это нужно

10 ноября постановление, изменяющее порядок взимания платы с транспортных средств массой свыше 12 тонн. Вместо ранее озвученных 3,73 рубля за каждый километр до конца февраля 2016-го будут брать 1,53 рубля. С 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018-го стоимость проезда составит 3,06 рубля за километр. Собирать деньги планируется с 15 ноября с помощью системы «Платон».

В поисках компромисса

Дальнобойщики восприняли неминуемое введение оплаты за проезд по федеральным дорогам крайне болезненно. Предупредительная протестная акция уже прошла в нескольких российских регионах. В течение часа фуры передвигались по федеральным дорогам со скоростью 10 километров в час, собирая огромные пробки. Постановление, подписанное премьером, тоже не прибавило оптимизма у водителей большегрузов. Они надеялись избежать штрафов за неоплаченный проезд и просили более серьезной отсрочки или отмены сборов вообще.

Если тарифы как-то можно обосновать, то суммы штрафов у всех вызывают большие вопросы. С 15 ноября для грузовика массой более 12 тонн без бортового устройства, без денег на депозитном счету «Платона» или за пределами согласованного маршрута штраф составит 5 тысяч рублей с водителя и 450 тысяч рублей с юридического лица.

Координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко поделился с «Лентой.ру» мнением о том, что ситуация, несмотря на понимание властей, стала теперь еще более нелепой и запутанной. «Плата 3,73 рубля за километр проезда - это серьезный удар по экономике, несущий за собой подорожание товаров. Нынешнее снижение делает введение сбора просто бессмысленным. Планировалось с помощью системы "Платон" извлечь прибыль в 50 миллиардов рублей. Допустим, теперь соберут 22-25 миллиардов. Стоимость услуг оператора известна - 10 миллиардов рублей. Останется 15 миллиардов. И что даст эта сумма в масштабах федеральных дорог? Если в следующем году сбор увеличится, то начнется подорожание товаров. 70 процентов продуктов питания и товаров народного потребления перевозятся автомобильным транспортом. Лишние расходы будут заложены товаропроизводителем в цену, за все заплатит потребитель», - считает он.

Войтко сообщил, что 11 ноября часть российских автоперевозчиков встанет в предупредительных акциях. По его словам, 15 ноября, в день начала работы системы, 50 процентов машин не выйдет на трассы вообще. «Ассоциация "Дальнобойщик" в организации этих акций участия не принимала. Это стихийное проявление позиции людей», - подчеркнул общественник.

Обосновать цифры

Первый заместитель комитета Государственной Думы по транспорту Михаил Брячак считает постановление правительства результатом совместной работы депутатов и перевозчиков. «Я абсолютно уверен, что это не окончательное решение, но все-таки некоторый успех. Правительство уже идет на уступки и по самой ставке, и по режиму введения. Мы продолжим доказывать, что нужен период для адаптации этой программы, а ставку необходимо снижать до рубля», - заявил он «Ленте.ру». Депутат обратил внимание, что никто не обосновывал тариф 3,73 рубля, введение которого, по мнению профильных ведомств, обеспечит сохранность дорог.

Росавтодор в свою очередь сообщил «Ленте.ру», что в 2010-2011 годах была проведена научно-исследовательская работа по заказу Минтранса России. В результате исследования получили данные, позволяющие рассчитать размер платы для возмещения вреда, причиняемого большегрузами автомобильным дорогам. Учитывались объем ежегодных затрат на эксплуатацию дорог, прогнозируемый пробег тяжеловесных транспортных средств и степень износа дорожного покрытия. По мнению специалистов Росавтодора, от введения новой системы будет больше плюсов, чем минусов. «Опасаться заметного подорожания хлеба, муки, молока и других потребительских товаров в 2016 году не стоит. В структуре автомобильных грузоперевозок, с учетом всего автопарка страны, на продовольственные товары приходится лишь 8,5 процента перевозок, а основная доля перевозимой по автодорогам продукции, около 83 процентов, - это навалочные грузы», - пояснили в ведомстве.

Что касается недовольства дальнобойщиков, в Росавтодоре заметили, что часть «несогласных» перевозчиков относится к так называемому серому сегменту рынка, где зачастую работают напрямую с грузоотправителями в обход налогов и установленных государством весогабаритных нормативов для фур. «Их совокупный автопарк не превышает нескольких десятков машин, в то время как в системе взимания платы уже зарегистрировано более 295 тысяч транспортных средств массой свыше 12 тонн, и темпы регистрации нарастают с каждым часом», - уточнили чиновники.

Михаил Брячак обоснование ведомства ставит под сомнение. Он рассказал, что как раз в 2010-2011 годах, во время разработки закона, приводили расчеты о том, что с одного автомобиля в год будет собираться от 3,5 тысячи до 14 тысяч рублей. При новых тарифах перевозчик потратит 110 тысяч в год. «Нужно сохранять те расчеты, которые были уже предложены», - резюмировал он, добавив, что депутаты проследят за изменением тарифной ставки.

Платят везде, но по-другому

Система оплаты для большегрузных автомобилей давно практикуется в мире. Так, в Европе разрешение на проезд грузовиков можно приобрести на сутки, неделю, месяц или год. А в Швейцарии, Австрии и Италии возможна и покилометровая оплата. Средневзвешенная ставка сборов отражает затраты на строительство, эксплуатацию и развитие национальной дорожной сети. И эти затраты абсолютно прозрачны.

В каждой стране тарифная система складывается из целого ряда факторов. Например, в Чехии тариф зависит от массы автомобиля, его экологического класса, типа трассы и времени суток. В Германии учитывается класс экологической безопасности двигателя и количество осей транспортного средства. Немецкая система сборов платежей приносит государству около 4,5 миллиарда евро.

Тарифы для большегрузов рассчитываются за границей, как правило, с учетом большого транзитного потока. Как отмечают перевозчики, в России этот опыт не совсем применим, потому что речь идет именно о внутренних маршрутах.


Обращения наверх

Межведомственная неразбериха и недоверие к обоснованию расчетов породили уже несколько обращений и проектов, предлагающих изменения. Депутаты Валерий Рашкин и Сергей Обухов (КПРФ) внесли на рассмотрение коллег законопроект, в котором предлагают отложить введение платного проезда. Увеличение стоимости транспортировки товаров - главный аргумент парламентариев.

«Я в принципе против отдельного тарифа для автомобилей грузоподъемностью выше 12 тонн. Считаю, что законопроект надо срочно рассмотреть, отложив введение системы "Платон" до 2017 года. За это время следует детально изучить проблему: каким образом учитывать большегрузные машины и как сделать дороги, способные выдержать такой тоннаж. Можно ввести общий тариф для отчислений в дорожный фонд, в котором, кстати, тоже давно пора навести порядок», - сообщил Валерий Рашкин «Ленте.ру».

Председатель фракции «Справедливая Россия» в Госдуме Сергей Миронов направил письмо Владимиру Путину с просьбой снизить тарифы и отложить на два года взимание платы за проезд грузовиков массой свыше 12 тонн по федеральным трассам. Как рассказал Михаил Брячак, в этом письме использовались данные, озвученные на координационном совете в Госдуме, где обсуждался дорожный сбор. Брячак сообщил о намерении подготовить еще одно обращение к правительству. По его словам, профильные ведомства в обсуждении проблемы участия не принимают, все предложения исходят от депутатов.


На сайте change.org размещено две петиции. Обращение к президенту РФ, председателю правительства, депутатам Госдумы и в Росавтодор, пересмотреть стоимость за проезд по федеральным дорогам в меньшую сторону, а именно до 64 копейки за километр, собрало уже 42 тысячи подписей. В документе сказано, что именно такой тариф обосновывало ранее Минэкономразвития.

Вступил в силу закон, который обязывает владельцев большегрузов платить дорожный сбор на федеральных трассах, чтобы компенсировать вред, нанесенный тяжелыми машинами дорогам. На эти деньги их будут восстанавливать. Правительство накануне существенно смягчило условия оплаты.

Во-первых, почти в два раза снижен тариф. С 3,06 рубля до 1,53 рубля за километр пути. Решено, что он останется на этом уровне до начала марта следующего года. Однако Минэкономразвития ранее объявило, что намерено бороться за то, чтобы этот тариф сохранился до 2017 года.

Во-вторых, Минтранс принял решение не применять штрафы до марта (за исключением Московской области), чтобы у перевозчиков было время оборудовать свой транспорт.

В-третьих, владельцы фур, которые не успели получить приборы для оплаты проезда, смогут купить одноразовые "билеты на проезд". Надо будет зайти на сайт системы оплаты "Платон", ввести номер своей машины и данные о маршруте. Этим могут воспользоваться индивидуальные предприниматели и малые компании. Крупные транспортные фирмы практически все заранее зарегистрировались в системе "Платон". Многие мелкие перевозчики купили маршрутную карту на месяц.

Перед запуском системы взимания платы в счет возмещения вреда федеральным автодорогам общего пользования с транспортных средств разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн в Росавтодоре были проведены переговоры с представителями рынка грузоперевозок. Тогда-то и оказалось, что не все компании успели вовремя пройти регистрацию в системе взимания платы и протестировать ее. Поэтому были приняты дополнительные компромиссные решения, учитывающие интересы как бизнеса, так и государства. Была упрощена процедура оформления маршрутных карт, сокращен перечень документов, которые нужно предоставить для получения бортового устройства. Отказались от необходимости внесения обеспечительного платежа при заключении договора безвозмездного пользования бортовым устройством. То есть не нужно оставлять залог за прибор, который будет считать пробег и фиксировать, оплачен он или нет.

Тем не менее в конце прошлой недели в СМИ прошла информация, что введение платы для фур нарушит снабжение магазинов, в том числе и продуктовых. Но сами представители торговли это опровергли. Как уже писала "РГ", в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) исключили возникновение серьезных трудностей с поставками продуктов питания в сетевые магазины. По информации исполнительного директора АКОРТ Андрея Карпова, ряд компаний уже получил необходимую аппаратуру. Какие-то задержки потенциально могут быть, сказал он, но вряд ли они будут серьезными.

Что касается прогнозов о резком подорожании продуктов из-за введения сбора, то директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина не видит объективных причин для этого. В разговоре с "РГ" она прикинула удорожание одного килограмма огурцов, доставляемого в столичный регион из Черноземья. При расстоянии, примерно, в 1200 километров и загруженности фуры в 20 тонн, подорожание килограмма при нынешнем тарифе составит 9 копеек. Если фура будет везти 10 тонн огурцов, подорожание составит 18 копеек. Даже если тариф увеличится вдвое, прибавка в цене составит чуть больше 36 копеек. В себестоимости продовольственных товаров перевозка занимает от 4 до 10 процентов, уточнили "РГ" в Росавтодоре.

Справка "РГ"

Один грузовик с разрешенной максимальной массой больше 12 тонн наносит такой же вред дорожному полотну как 24 тысячи легковых авто, подсчитал директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ "Высшая школа экономики" Михаил Блинкин. А по российским дорогам сейчас курсируют около двух миллионов 12-тонников.

И во многих странах с большегрузов взимается плата за проезд. А в Европе транспортная политика при перевозке грузов на расстояние более 500 километров предусматривает приоритет железнодорожного и водного транспорта, а не автомобильного.

Распечатать



С 15 ноября в России вводится платный проезд по федеральным трассам для грузовых автомобилей, имеющих массу больше 12 тонн или превышение габаритов. В связи с этим компанией-оператором, по поручению Правительства РФ, была разработана специальная система автоматизированного контроля и оплаты на базе спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС /GPS, под названием "Платон". Система еще не запущена, однако вопросов к ее работе появилось уже немало.

В России, как известно, две главные беды. И если с первой ничего нельзя поделать даже теоретически, то со второй, а именно с плохими дорогами, чиновники периодически пытаются бороться. Но денег, как водится, постоянно не хватает. Ведь Россия большая и дорог у нас много. Поэтому власти вынуждены изобретать все новые способы финансирования, чтобы сделать хоть как-то и хоть что-то. Кроме транспортного налога, который платит каждый автовладелец, россияне недавно узнали о платных трассах, а также о том, что основной вред дорогам наносят большегрузные автомобили с негабаритными размерами.

Превысил? Плати

С грузовых автомобилей, имеющих массу свыше 12 тонн решили с 15 ноября 2015 года брать дополнительную плату за езду по федеральным трассам. Соответствующие поправки были внесены в . Кроме того, Президент России Владимир Путин подписал новый . Согласно его требованиям, превышение габаритов и загруженности грузовиков не должны превышать норму более чем на 2 процента. В противном случае, необходимо платить. А чтобы знать об этих превышениях и об использовании такими грузовиками федеральных трасс, их узловые участки решили оснастить специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме.

В отношении установления платы за проезд по федеральным трассам для грузовиков с массой свыше 12 тонн, в целях исполнения статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», еще 14 июня 2013 года Правительство РФ приняло . 18 мая 2015 года в это постановление было изменение размера платы с 3,5 до 3,73 рубля за километр и установления даты начала действия этой нормы - 15 ноября 2015 года.

Президент осенью 2014 года поручил Правительству РФ обеспечить контроль на дорогах, чиновники разработали cоответствующий план. И вот уже заместитель председателя Правительства РФ Аркадий Дворкович «дорожную карту», направленную на недопущение нарушений при движении тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования. Согласно плану, разработанному Минтрансом, автоматизированной системой весогабаритного контроля к 2020 году должны быть оснащены все трассы федерального значения. Отвечать за сохранность средств учета поручили владельцам дорог.

Получается: превысил вес и габариты, выехал на федеральную трассу - плати по 3,73 рубля за каждый километр. Не заплатил? Отвечай по новой , которая также начинает действовать с 15 ноября 2015 года. В соответствии с ней за движение грузового автомобиля с массой свыше 12 тонн без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным федерального значения таким транспортным средством влечет положен административный штраф. Водитель транспортного средства заплатит 5 тысяч рублей, а владелец автомобиля, если он юридическое лицо - 450 тысяч рублей. За повторное нарушение придется заплатить уже 1 миллион рублей.

Кроме того, нарушителей могут привлечь к ответственности по "Нарушение требований законодательства, предусматривающих выдачу специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства". Штрафы по этой статье предусмотрены в размере до 250 тысяч рублей за первое нарушение, и до 500 тысяч рублей за повторное. Чиновникам они, кстати, кажутся скромными. Поэтому в ближайших планах - усиление административной ответственности по этому поводу. Раз есть ответственность, значит должен быть и контроль. А также система оплаты. И вот тут начинается самое интересное.

Благие намерения

Итак, компания-оператор, определенная Правительством РФ для реализации проекта, «РТ-Инвест Транспортные Системы» презентовала в начале июня 2015 года, в Ростове-на-Дону, систему взимания платы (СВП) в счет возмещения вреда, причиняемого автомобилями массой свыше 12 тонн, и первый в России центр информационной поддержки пользователей. Разработчики системы проявили креатив и назвали свое детище "Платон" . Однако намек на древнегреческого мудреца оказался не вполне уместным. На самом деле название - это просто оригинальное сокращение от фразы "плата за тонну".

Мероприятие по презентации системы прошло торжественно. В нем приняли участие представители ФКУ «Дороги России», министерств транспорта Ростовской области, Казахстана и Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР». Разработчики рассказали, что принцип работы системы заключается в автоматическом взимании оплаты за расстояние, фактически пройденное грузовиком. Система работает с использованием глобальных спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС /GPS, что обеспечивает постоянный мониторинг маршрута транспортных средств, безостановочное взимание платы и полное исключение человеческого фактора. При нарушении правил оплаты происходит автоматическая фиксация.

Владельцам грузового транспорта предложили выбирать из двух способов оплаты движения по федеральным трассам. Первый из них направлен на тотальный и постоянный контроль - грузовик бесплатно оборудуется специальным бортовым устройством на базе ГЛОНАСС/GPS, и для него открывается специальный лицевой счет. Владелец оплачивает денежные средства на счет оператора, из расчета 3,73 рублей за каждый километр пробега грузовика по федеральной трассе. Такой способ, по мнению разработчиков, подойдет для тех грузовиков, которые осуществляют регулярные перевозки грузов по федеральным трассам. Второй способ - это разовое получение маршрутной карты на одну поездку. Для этого транспортное средство необходимо зарегистрировать в специально созданной онлайн–системе и оплатить поездку авансом, согласно заданного маршрута.

Пример расчета

Тульский производитель пряников снабжает своей продукцией сеть кондитерских магазинов в Москве. Для этого, регулярно, по вторникам и пятницам он отправляет в Москву свой грузовик с продукцией. Расстояние по федеральной трассе М2 от Тулы до Москвы составляет 193 километра. Поэтому одна поездка до Москвы по тарифу 3,73 рубля за 1 километр будет стоить:

193 * 3,73 = 719 рублей 89 копеек.

Неделя обойдется в 1439 рублей 78 копеек, месяц - 5759 рублей 12 копеек, а год - целых 74868 рублей 56 копеек. При этом, в расчете учтена плата только в направлении до Москвы, обратный рейс без груза сделает поездку по федеральной трассе в два раза дороже. Кроме того, мнения о том, нужно ли процентов и добавить их к тарифу - расходятся. А официальных комментариев по этому поводу пока нет.

Для обеспечения взаимодействия на всей территории РФ система "Платон" получила специальный сайт в интернете. Кроме того, открываются центры информационной поддержки пользователей во всех крупных городах. Ведь 15 ноября 2015 года - дата, когда должна начать действовать плата для большегрузов, - уже не за горами. Во многих городах перед открытием информационных центров прошли круглые столы, как это было сделано, например, в Санкт-Петербурге. В нем приняли участие приняли участие председатель Комитета по дорожному строительству Ленинградской области Михаил Козьминых, генеральный директор «РАДОР» Игорь Старыгин, а также представители крупнейших в регионе логистических компаний и компаний-грузоперевозчиков, в том числе ОАО «ФСК ЕЭС», ООО «Газпром Трансгаз Санкт-Петербург», Группа «Илим», ООО «Транснефть-Балтика», ООО «ТранКо», Пивоваренная компания «Балтика», ГК «СПб Транс», ООО «Деловые линии» и ОАО «Совавто-Санкт-Петербург». Разработчики рассказали о системе "Платон" и ответили на вопросы собравшихся.

Как оператор системы мы готовы к запуску. На данный момент запущен Центр обслуживания пользователей в г. Санкт-Петербурге, началась регистрация крупных грузоперевозчиков в СЗФО, следующим этапом будет регистрация остальных пользователей системы. С 15 октября 2015 года, за месяц до начала работы системы и введения платы за проезд по федеральным трассам, будет открыто более 130 офисов в административных центрах или крупных городах, а также в непосредственной близости от многосторонних приграничных пунктов пропуска.

Всего в СЗФО пообещали открыть 22 центра обслуживания пользователей системы "Платон" (13 региональных офисов и 9 пограничных), где владельцы автотранспортных средств смогут получать подробную информацию о работе системы и принципах оплаты, зарегистрировать грузовой автомобиль в системе, а также получить бесплатно бортовое устройство. Как сообщил разработчик системы, их предусмотрено порядка 2 млн на всю Россию. Так что должно теоретически хватить на всех.

Сайт разработчики оснастили справочным разделом, всеми необходимыми нормативными документами, разделом "вопрос-ответ" и технической поддержкой для пользователей. И все было бы хорошо, но как только появились первые желающие зарегистрировать транспорт, начались и первые проблемы.

Дорожный ад

Сайт владельца системы "Платон" ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», которое определено в качестве оператора, осуществляющего полный цикл создания системы по сбору платы и взимающего эту плату с пользователей, встречает посетителей отсчетом дней, которые остались до 15 ноября 2015 года. Радостной эта дата, как видно, является только для самих разработчиков системы. Ведь ни среди автовладельцев, ни среди отправителей грузов нельзя найти никого, кто бы приветствовал такое повышение издержек. Власти же уверены, что только такая мера поможет повысить качество дорожного покрытия и инфраструктуры самих дорог.

Сейчас 60% дорог федерального назначения соответствуют нормативу, и лишь 37% региональных дорог находятся в аналогичном состоянии. При этом финансовое обеспечение поддержания региональных дорог в нормативном состоянии на сегодняшний день составляет 14% от потребности, которая оценивается в 1,45 трлн. рублей. Один из вариантов, который был предложен для решения этой задачи, - взимание платы с тех транспортных средств, которые наносят наибольший ущерб автомобильным дорогам, то есть взимание платы с автомобилей с разрешенной максимальной массой 12 тонн. Сегодня государство тратит на дороги примерно 1 трлн. рублей ежегодно. Однако ущерб, который наносят грузовые автомобили с перевесом всем дорогам (федерального и регионального значения) равняется 2,6 трлн. рублей, при таком балансе положительной динамики в состоянии автомобильных дорог не будет.

Однако вернемся к сайту "Платона". После "радостного" отсчета дней до запуска системы, пользователи могут непосредственно ознакомиться с условиями, тарифами, новостями и зарегистрироваться, если не пропадет желание. Первым делом, нужно заглянуть в раздел вопросов и ответов. Там можно сразу узнать, что жаловаться или предъявлять претензии на работу системы "Платон" предлагается только самим разработчикам, используя телефон, мобильное приложение, личный кабинет на сайте или электронную почту. Как видно, требования об обращениях граждан на эту структуру не распространяются.

И, хотя система еще не запущена, поводов для жалоб у ее потенциальных пользователей уже набралось достаточно. Даже если опустить множественные грамматические ошибки в текстах, опубликованных на сайте, останется полное отсутствие возможности получить информацию и ответы на конкретные вопросы. Владельцы тягачей с полуприцепами, в частности, не смогли добиться от оператора в колл-центре ответа на вопрос о том, каким образом будет тарифицироваться проезд такого транспортного средства. Ведь по законодательству грузовой автомобиль - это одно транспортное средство, а прицеп - другое. И они имеют разные регистрационные номера, а значит и будут по-разному идентифицироваться контролирующими устройствами на дороге.

Кроме того, специалисты по "Платону" не смогли разъяснить порядок регистрации в системе арендованных автомобилей. Согласно информации на сайте, зарегистрировать транспортное средство может только его владелец - юридическое или физическое лицо, резидент Российской Федерации. При подаче заявление на регистрацию в реестре системы, владелец грузовика подтверждает свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с , а также несет ответственность за всю предоставленную информацию. Аналогично может поступить уполномоченный представитель владельца, то есть арендатор автомобиля. Но тогда, владелец может неожиданно получить штраф за нарушение порядка оплаты, принадлежащим ему транспортным средством, если арендатор вдруг забудет или не захочет зарегистрировать грузовик в системе. В этом случае, придется потратить много времени и нервов, чтобы доказать свою непричастность к ситуации.

При обращении с вопросами на электронную почту "Платона" пользователи не смогли получить внятного ответа на вопрос о том, как быть, если устройство в машине сломалось во время рейса, а водитель не имеет технической возможности сообщить об этом "Платону". Ведь, согласно инструкции, такое сообщение является обязательным в случае поломки. Операторы ответили на этот, достаточно простой вопрос, что в этом случае водитель грузовика должен попросить помощи у других водителей.

Не нашлось ответа и о том, как быть пользователю грузовика, который не оплатил штраф, наложенный на него ГИБДД за нарушение правил дорожного движения. Ведь в этом случае, бортовая система блокируется, а машина к этому моменту может еще не вернуться из рейса. Россия - страна большая. И, чтобы пересечь ее из одной точки в другую на большегрузном автомобиле, порой требуется несколько недель. Таким образом, устанавливая бортовую систему "Платон", автовладелец играет в русскую рулетку и не застрахован от неожиданностей, поскольку работники информационных центов, почему-то, не могут доступно разъяснить как действовать в той, или иной ситуации, чтобы не нарушить требования законодательства.

Такое положение вещей заставляет серьезно задуматься о том, куда и на что пошли огромные средства, затраченные на создание системы. Ведь, в соответствии с "О заключении концессионного соглашения с «РТ-Инвест Транспортные Системы» на реализацию системы взимания платы с транспортных средств разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн", размер ежегодной платы концедента, в роли которого выступает Росавтодор, составляет 10,61 млрд рублей в год. Что это значит? Только то, что разработчик системы затратил собственные средства на ее создание и теперь имеет намерение, по контракту, в течении 30 лет получать их обратно от государства. Конечно же, с учетом своей рентабельности и всех затрат на обслуживание системы. В том числе и тех, которые идут на обучение и оплату труда операторов технической поддержки и обслуживания сайта. В результате именно автовладельцы должны оплатить безграмотность операторов из своего кармана.

Зарубежный опыт

Надо отметить, что Россия - это далеко не первая и совсем не единственная страна, которая ввела такую систему оплаты для большегрузных автомобилей. Другие страны практикуют такие системы с разным успехом уже довольно давно. Примечательно, что автовладельцы абсолютно везде не настроены переплачивать за пользование автодорогами, и стараются обойти эту необходимость любыми способами. По слухам, даже в законопослушной Германии, водители грузовиков находили способы не проезжать через идентифицирующие рамки и получали за это бонусы от работодателей.

У соседней Литвы также есть недавний опыт введения дорожного сбора, так называемых "дорожных виньеток" для грузоперевозчиков. Литовский портал Cargonews попробовал провести аналогию между опытом литовских "реформ" и российскими перспективами. Выяснилось, что не так все страшно, если подойти к процессу грамотно. По рассказам представителей компаний, они сперва тоже опасались введения новых сборов. Однако систему быстро наладили, а сами платежи не оказали существенного влияния на стоимость перевозок для заказчиков. Ведь в условиях сокращения фрахта существенно возрастает конкуренция, и перевозчики осознанно идут на увеличение собственных издержек, сохраняя первоначальную цену для клиентов. Литовские перевозчики уверены, что так будет и в России. Тем более, что они имеют долголетний опыт сотрудничества с российскими клиентами.

Мы возим грузы в Россию много лет. В последнее время грузопоток несколько сократился, но наша компания работает более или менее стабильно. Я не думаю, что новые российские налоги как-то отразятся на ценообразовании услуг. Если в нынешней ситуации кто-то вздумает поднять свои цены, он неизбежно потеряет своих заказчиков – они просто обратятся к другим перевозчикам. На рынке очень много дешёвых предложений, и всем нам приходится как-то маневрировать. Все заказчики торгуются за каждый евро, наша задача предложить такую цену, чтобы обе стороны были довольны. Если рискнешь сказать, что твоя услуга подорожала из-за новых налогов, останешься без заказов.

Российские перспективы

Однако российские автоперевозчики совсем не уверены, что введение платы за проезд по федеральным трассам не отразится на стоимости перевозок для клиентов. Они откровенно паникуют и предрекают увеличение себестоимости грузоперевозок на 15–20%, которое обязательно ускорит инфляцию на 2 прогнозных пункта. Примечательно, что на стороне автовладельцев выступает Минэкономразвития. Его специалисты подсчитали, что тариф в 3,73 рубля за 1 километр приведет к росту цен на потребительские товары минимум на 5%. Так, как стоимость доставки таких товаров повысится минимум на 12%. Поэтому ведомство рекомендует Правительству рассмотреть возможность снижения тарифа в целых шесть раз – до 64 копеек за километр.

Сами перевозчики просят вообще ввести мораторий на такую плату, минимум до 2016 года. Они уже обратились с такой просьбой к премьеру-министру российского Правительства Дмитрию Медведеву. Обращение подписали также крупные производители потребительских товаров, такие как производители безалкогольных напитков, «Русбренд», «Акорт», Руспродсоюз, Союзмолоко, союзы мороженщиков и предприятий молочной отрасли, производители кондитерских изделий и другие.

Однако Росавтодор выступает против. Он уже посчитал ожидаемые годовые сборы от нововведения и оценил их примерно в 60 млрд рублей в год. Из этих средств 10,6 млрд рублей пойдут на оплату услуг «РТ-инвест транспортные системы», а остальные деньги ведомство планирует направить в дорожный фонд. И если власти согласятся на введение нулевого сбора и сокращение тарифа, с его постепенным повышением к 2019 году, Росавтодор все равно должен будет выполнять условия концессионного соглашения и ежегодно оплачивать по 10 млрд рублей. Первый срок платежа наступает уже в январе 2016 года.

Поэтому во что выльется противостояние перевозчиков и производителей с одной стороны и чиновников, с другой, пока остается покрыто туманом. Но то, что система "Платон", как опасаются многие ее потенциальные пользователи, может дать сбой прямо в момент запуска -вполне вероятно. Конечно, к коллапсу грузоперевозок, в конечном итоге, такая ситуация все же не приведет. Поскольку для бизнеса важнее исполнение своих обязательств перед партнерами, чем участие в бюрократических и технических изобретениях чиновников. Но вот к всплеску судебных разбирательств касательно привлечения к административной ответственности грузоперевозчиков, а также встречного возмещения разработчиками “Платона” понесенных убытков, видимо, надо быть готовыми всем.

Материалы по теме



Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

Совсем скоро, с 15 ноября 2015 г. Для владельцев тяжелых грузовиков начнут действовать новые правила. Платный проезд практически по всем дорогам страны.

Владельцы грузовых машин с разрешенной максимальной массой более 12 тонн, должны платить за вред, который тяжелые автомобили наносят дорогам федерального значения.

Сколько стоит проезд большегрузов по федеральным автотрассам?

Согласно постановлению правительства, владельцам машин необходимо оплачивать 3,73 р за 1 км пути. К примеру, проезд от Москвы до Волгограда за 978 км составит: 978х3,73= 3647,94 рублей

Как оплатить такой взнос?

Взнос в счет возмещения вреда необходимо оплатить до начала движения. Есть два варианта:

  • Оплата по маршрутному документу
  • Оплата за показания с бортового устройства

В первом случае, оператор сообщает стоимость проезда, указанного в маршрутном документе, за него и надо платить.

Во втором случае, надо заранее пополнить счет, чтобы хватило проехать по запланированному маршруту. Причем, лучше положить денег больше, так как, будет обидно, если не хватит каких-нибудь 20 - 30 рублей. А штраф для юридических лиц доходит до 1 000 000 р. Тем более, что оставшиеся средства, можно использовать в следующей поездке.

Отмечу, что при использовании бортового устройства, плата за проезд по маршруту рассчитывается автоматически и списывается со счета по мере движения авто. Кроме того, предусматривается, что будет происходить информирование водителя, если на счету у владельца автомобиля остается денег менее чем на 100 км пути.

Как контролируется передвижение грузовиков?

Для осуществления контроля за передвижением грузовых машин придумано следующее:

  1. Одноразовый вариант - маршрутный документ
  2. Многоразовый вариант - бортовое устройство


Итак, если планируете постоянно использовать свою машину для перевозки груза по федеральным дорогам, то оптимальным вариантом будет установить бортовое устройство. И один раз заключить договор на обслуживание. После чего просто вносить деньги на счет.

Что такое бортовое устройство?

Бортовое устройство – объект системы взимания платы, представляющий собой техническое устройство, позволяющее при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS определять маршрут движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

Водитель получает такое бортовое устройство - бесплатно.

Что за маршрутный документ?

Если нет бортового устройства, а нужно отвезти груз, то можно воспользоваться одноразовым маршрутным документом. Для этого, водителю необходимо заранее сообщить оператору о своем маршруте движения. Указать дату, время и оплатить. После чего, отклоняться от запланированного маршрута нельзя.

За что могут оштрафовать?

Правилами предусмотрены ситуации, когда на владельца автомобиля, могут быть наложены штрафные санкции.

  • Отсутствие бортового устройства и маршрутного документа.
  • Движение с неисправным бортовым устройством.
  • Движение с выключенным бортовым устройством.
  • Отклонение от маршрута или времени движения, указанных в маршрутном документе.
  • Движение с включенным устройством, если баланс счета владельца полностью израсходован.

Обратите внимание на то, что за эти нарушения возможны штрафы от 5 000 до 1 000 000 рублей!


Добавлю, что контролировать движение тяжелых грузовиков будут и камеры, которые работают в автоматическом режиме.

Как можно не платить?

На ум приходит несколько вариантов.

  • Двигаться по дорогам не федерального значения
  • Перевозить грузы на машинах с разрешенной максимальной массой менее 12 тонн
  • За передвижение по платным трассам, оплата в счет возмещения вреда, не взимается.

Помимо всего прочего, есть исключения. Владельцы этих транспортных средств, освобождены правилами от оплаты:

  1. транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, за исключением грузо-пассажирских автомобилей-фургонов;
  2. специальные транспортные средства, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемые для осуществления деятельности пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции;
  3. специальные транспортные средства, осуществляющие перевозку вооружения и военной техники.

И некоторых федеральных автомобильных дорогах с большой интенсивностью движения. Система оплаты проезда была введена 1 января 2005 года и распространялась на грузовые автомобили с массой от 12 тонн. В настоящее (с 1 октября 2015 года) время плата взимается со всех грузовых автомобилей массой 7,5 тонн и выше. Сумма сбора (см. таблицу) определяется пройденным расстоянием в километрах, количеством осей в грузовике и экологическим классом автомобиля (евро 0 – евро 6).

В таблице для сравнения приведена стоимость проезда по километру дорог в России в Евро-центах (при курсе 77 рублей за 1 евро).

Германия Россия
Экологи-ческий класс Часть сбора за вред экологии [Евро-центы] Коли-чество осей Часть сбора за компенсацию вреда инфраструктуре [Евро-центы] Размер сбора [Евро-центы] С 15.11.2015 [Евро-центы] В период с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года [Евро-центы]
Евро 6 0 2 8,1 8,1 2,0 4,0
3 11,3 11,3
4 11,7 11,7
5 и более 13,5 13,5
Евро 5 2,1 2 8,1 10,2
3 11,3 13,4
4 11,7 13,8
5 и более 13,5 15,6
Евро 4, Евро 3+ 3,2 2 8,1 11,3
3 11,3 14,5
4 11,7 14,9
5 и более 13,5 16,7
Евро 3, Евро 2+ 6,3 2 8,1 14,4
3 11,3 17,6
4 11,7 18
5 и более 13,5 19,8
Евро 2 7,3 2 8,1 15,4
3 11,3 18,6
4 11,7 19
5 и более 13,5 20,8
Евро 1, Евро 0 8,3 2 8,1 16,4
3 11,3 19,6
4 11,7 20
5 и более 13,5 21,8

Разработкой, настройкой и эксплуатацией системы сбора платы занимается частная организация Toll Collect образованная в марте 2002 года. Изначально система сбора платы в Германии должна была быть введена в эксплуатацию 31 августа 2003 года, но из-за технических проблем организация разработчик Toll Collect не смогла сдать проект вовремя. Дата запуска была перенесена на 2 ноября 2003 года, но также не была соблюдена. В итоге система была запущена только 1 января 2005 года, но с ограниченными возможностями. Полностью работоспособная система, включающая в себя все необходимые функции, заработала только 1 января 2006 года.

Карта платных дорог для грузовиков массой 7,5 тонн и выше в Германии (Источник: www.toll-collect.de)

Внедрение сбора за проезд преследовало две цели:

  1. Интенсификация участия зарубежных перевозчиков в финансировании германской транспортной инфраструктуры;
  2. Реализация принципа: пользователь оплачивает расходы, связанные с нанесением ущерба транспортной инфраструктуре.

В 2005 году министерство финансов получило от сборов с грузовиков 2,6 миллиарда евро, в 2011 – 4,5 миллиардов. При этом частная организация Toll Collect ежегодно получала за эксплуатацию системы сбора платы около 650 миллионов евро.

В системе сбора платы реализованы ручной и автоматический методы оплаты. Для автоматической оплаты сбора на грузовик необходимо установить специальное устройство, которое следит за маршрутом (по GPS) и рассчитывает стоимость. Деньги со счета при этом списываются автоматически. Для ручной оплаты маршрута используются терминалы оплаты, например, на автозаправочных станциях или через Интернет.

Контроль оплаты

Для автоматизированного контроля используются П-образные опоры с установленными видеокамерами, инфракрасными приемниками и датчиками, распознающими тип автомобиля. Всего таких опор на дорогах Германии 300 штук, то есть в среднем одна опора на 80 километров. Данные о проехавшем автомобиле (регистрационный номер, количество осей, экологический класс и т.д.) сравниваются с данными об оплате в базе данных Toll Collect. Если проверка пройдена положительно (или автомобиль не является грузовиком) данные тут же удаляются. В ином случае данные о нераспознанных автомобилях или нарушителях передаются в Toll Collect.



П-образная опора для автоматизированного контроля оплаты проезда (