Земельные споры и как их решить. Разрешение земельных споров. III Судебная практика

Земельный спор - это обсуждение и доказывание своих прав на землю с соблюдением установленной процессуальной процедуры и равноправия перед законом всех участников земельных отношений. Предметом земельного спора может являться любая конфликтная ситуация, связанная с земельным участком, его границами, размерами и т. д. Сторонами в спорах, помимо собственников земли, других пользователей, могут быть юридические и физические лица, нарушившие их законные интересы, а также органы власти и управления, принявшие решение по земельным вопросам, вызвавшим несогласие со стороны истца. Земельные споры, как правило, касаются возникновения, изменения и прекращения прав пользователей землей. Споры могут быть как между пользователями землей, так и между ними и органами государственного регулирования земельных отношений. Разрешение земельного спора - это правоотношение, урегулированное нормами земельного, гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального права. Земельно-правовые споры специфичны тем, что объектом их всегда является земля, которая фигурирует в качестве такового прямо или косвенно. Это споры по поводу предоставления, изъятия, порядки пользования землей, а также возмещения затрат, возникающих в связи с земельными отношениями. В юридической литературе различают три категории споров, возникающих из земельных отношений. В частности, В. Романов классифицирует их следующим образом:

Эта форма выражает из своего названия, что это сложное, а не одностороннее решение. Как правило, вся кадастровая зона решается за исключением построенных или арестованных частей деревни и более крупных лесных единиц. В этом контексте организуются права собственности и связанные с ними сервитуты. В то же время обеспечены условия для улучшения окружающей среды, защиты и восстановления почвенного фонда, управления водными ресурсами и повышения экологической стабильности ландшафта.

Результаты земельной реформы служат возобновлению кадастрового проекта и неизбежной основой для пространственного планирования. Простое озеленение обычно решает только небольшой объект и поэтому является целенаправленным решением с ограниченными возможностями. Они чаще всего инициируются для решения только некоторых экономических потребностей или определенных экологических потребностей в сельской местности или когда земельные корректировки охватывают только часть территории кадастра.

    земельные споры , связанные с нарушением или оспариванием прав граждан, юридических лиц на землю, включая право владения, пользования и распоряжения землей. Они возникают по поводу земли в связи с отказом предоставления земельного участка, его изъятием, ограничением прав на землю, нарушением границ землепользования и в других случаях, когда нарушено субъективное право лица. Спор может возникнуть и в связи с тем, что лицо заблуждалось в отношении своего действительного права. Сторонами в земельном споре являются: а) исполнительный орган государственной власти либо орган местного самоуправления, с одной стороны, и физическое либо юридическое лицо - с другой при отказе в предоставлении земельного участка, изъятии, ограничении или прекращении прав административно-правовым актом властного органа; б) граждане и юридические лица по спорам между собой - в связи с нарушением границ землепользования, самовольным занятием земли, созданием помех в осуществлении правомочий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком. Споры о признании прав на землю рассматриваются судами в порядке искового производства. Судебному рассмотрению подлежат также споры, возникающие из договоров по поводу земли, - купли-продажи, мены, аренды, ипотеки, дарения, сервитута и др.;

    Владельцы земель являются собственниками земли, юридическими или физическими лицами, чья собственность или другие существенные права могут быть затронуты консолидацией земель. Сторона судопроизводства, которая неизвестна или чье место жительства неизвестно, является опекуном в процессе. Покойный владелец земли представляет наследника в соответствии с заявлением суда или назначается опекун. Сторона по делу также соответствующее самоуправление и выборный орган представителей землевладельцев, которые сотрудничают в разработке консолидации земель и замечаний по плану общих объектов.

    земельно-имущественные споры , связанные не только с нарушением земельных прав, но и с возмещением убытков, вреда, вызванных этим нарушением. В суде и арбитражном суде такие споры подлежат рассмотрению в одном производстве;

    имущественные споры , возникающие из земельных отношений. В последнем случае нет спора о праве на землю, а рассматриваются имущественные споры по поводу пользования и распоряжения землей. Например, спор о размере убытков и их возмещении при изъятии земель для государственных и общественных нужд (ст. 49, 57 Земельного кодекса). Правомерность изъятия не оспаривается, но убытки не возмещаются либо прежний собственник, землевладелец не согласен с определением размера убытков. Такие споры рассматриваются в судебном порядке. Как уже было сказано, ЗК РФ предусмотрена возможность передачи земельных споров на рассмотрение третейского суда. Третейский суд принимает решение большинством голосов. Решение излагается в письменном виде, в нем указываются время и место постановления решения, состав третейского суда; третейская запись, на основании которой действовал суд; наименование всех участников спора; предмет спора; причины, по которым суд принял решение; постановление третейского суда. Решение подписывается всеми судьями и участниками спора. Решение третейского суда, не исполненное добровольно, может быть исполнено в принудительном порядке на основании исполнительного листа, который выдается судом общей юрисдикции. В том случае, если судья отказывает в выдаче исполнительного листа, спор может быть решен в суде по заявлению заинтересованной в этом стороны.

    При разработке проекта консолидации земельных участков для сторон важно активно сотрудничать с процессором, чтобы их комментарии могли быть рассмотрены во время обработки. Отсутствие или отсутствие интереса со стороны участника не является препятствием для завершения работы, но при активном участии можно избежать активного недоразумения.

    Этапы землеустройства

    Работа над комплексным проектом землепользования обычно включает следующие этапы деятельности. На некоторых этапах активное участие владельца очень важно. Все эти работники профессионально компетентны и способны самостоятельно выполнять индивидуальные занятия по обработке ландшафтного дизайна. Работники имеют высшее или среднее образование. Из-за размера компании и объема выполненных работ эти люди делятся на отдельные отделы, которые всегда специализируются только на определенных видах деятельности.

38.Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный земельным правонарушением . Гражданско-правовая (имущественная) ответственность выражается в возмещении убытков, вреда и т. п. Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. В Гражданском кодексе РФ предусматриваются правила, которые применяются в случаях причинения вреда:

1) вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред;

2) законом или договором может быть установлена обязанность лица, причинившего вред, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда;

3) лицо, причинившее вред освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине. При этом законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины;

4) вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия лица, причинившего вред, не нарушают нравственные принципы общества; 5) опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность;

6) если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность;

7) юридическое лицо, гражданин возмещают вред, причиненный их работниками при исполнении трудовых обязанностей. Хозяйственные товарищества и производственные кооперативы возмещают вред, причиненный их участниками (членами) при осуществлении ими предпринимательской или иной деятельности товарищества, или кооператива;

8) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия)органов власти, должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования;

9) юридические лица, граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Возмещение убытков, вреда производится добровольно либо по решению суда. Решением суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре. На ответчика с согласия сторон может быть возложена обязанность по устранению последствий земельного правонарушения за счет своих средств. Под исполнением обязанности в натуре понимается восстановление плодородия почв, восстановление земельных участков в прежних границах, возведение снесенных зданий, строений, сооружений, снос незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановление межевых и информационных знаков, устранение иных последствий земельных правонарушений и исполнение возникших обязательств.

39.Административная ответственность за нарушение земельного законодательства .

Основанием административной ответственности является административное правонарушение (проступок). Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Субъектами земельных правонарушений, при совершении которых применяются меры административной ответственности, могут быть граждане, должностные лица, юридические лица. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. В п. 1 ст. 74 Земельного кодекса РФ, в отличие от ЗК РСФСР 1991 г., не содержится ни состава земельных правонарушений, за которые наступает административная ответственность, ни санкций, которые применяются за их совершение. Говорится, что виновные лица несут административную или уголовную ответственность за земельные правонарушения в порядке, установленном законодательством. Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную ответственность в порядке, установленном законодательством. Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с уголовным законодательством уголовной ответственности. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусматриваются следующие правонарушения в области охраны и использования земли, за которые установлена административная ответственность:

В области охраны собственности – самовольное занятие земельного участка; уничтожение межевых знаков; пользование недрами без разрешения либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией; самовольное занятие водного объекта или пользование им без лицензии; самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд, самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом и др.;

В области охраны окружающей среды и природопользования – несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов; нарушение законодательства об экологической экспертизе; сокрытие или искажение экологической информации;

Нарушение требований по охране и рациональному использованию недр и гидроминеральных ресурсов, нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр;

Нарушение правил охраны водных объектов, правил водопользования, правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств;

Нарушение правил охраны атмосферного воздуха, выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума;

Нарушение правил лесопользования, правил осуществления побочного лесопользования, незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев и кустарников, нарушение требований к охране лесов;

Уничтожение мест обитания животных, нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных, уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, нарушение правил охраны рыбных запасов;

Порча сельскохозяйственных и других земель; несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования их по назначению; использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв и др.

Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

ЗК РФ (п. 1 ст. 64) предусматривает один порядок рассмотрения земельных споров - судебный. Это предписание имеет императивный характер. Оно исключает земельные споры из ведения органов государственного управления.

Земельные споры рассматриваются судами по правилам о подведомственности и подсудности споров, установленным процессуальным законодательством Российской

Федерации (ст. 22-31 АПК РФ и ст. 25-28, 113-125 ГПК). Важнейшие критерии разграничения компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов изложены в постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 18 августа 1992 г. № 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам»87.

Суды общей юрисдикции рассматривают дела по спорам, связанным с земельными отношениями, одной из сторон в которых являются граждане, за исключением занимающихся предпринимательской деятельностью. Важное значение также имеет постановление Пленума Верховного суда РФ от 22 апреля 1992 г. № 6 «О некоторых вопросах, возникающих у судо2в при применении законодательства о земельной реформе»88.

Арбитражные суды рассматривают споры, возникающие между юридическими лицами, ведущими хозяйственную деятельность, и споры, одной стороной которых выступает индивидуальный предприниматель. "

Дела об установлении факта владения земельным участком подсудны суду по месту нахождения земельного участка (ст. 27 АПК РФ, ст. 119 ГПК).

2. Административный порядок защиты прав на землю

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены в административном порядке, без обращения в суды. Этот порядок более оперативный и во многих случаях может использоваться с не меньшей эффективностью, чем судебный. Административный порядок защиты прав на землю обычно используется при приостановлении исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления либо при приостановлении промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесо- мелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством РФ.

Приостановление исполнения актов исполнительных органов государственной власти производится уполномоченными государственными органами.

Например, в случае издания местной администрацией неправомерных распоряжений (постановлений) по вопросам изъятия и предоставления земель органы государственного земельного контроля выносят решение о приостановлении действия этих распоряжений (постановлений) до рассмотрения в соответствующих органах. Решение направляется в администрацию, принявшую неправомерное решение, с изложением сути несоответствия принятого решения требованиям земельного законодательства.

Право приостановления промышленных, гражданских и иных работ предоставлено органам государственного земельного и природоохранительного контроля.

Министерство природных ресурсов. РФ в пределах своей компетенции вправе прекращать, приостанавливать или ограничивать пользование участками недр, водными объектами, участками лесного фонда, я также иную хозяйственную деятельность/ осуществляемую с нарушением требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, экологических норм и правил, заключений государственной экологической экс- пертизы89.

Росземкадастр в пределах своей компетенции имеет право приостанавливать в установленном порядке промышленное, гражданское и другое строительство, разработку месторождений полезных ископаемых, эксплуатацию объектов, проведение агрохимических, лесомелиоративных, геологоразведочных, геодезических и иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства Российской Федерации, установленного режима использования земель, ведут к их загрязнению и заражению, порче плодородного слоя, засолению, заболачиванию, развитию эрозии почв и другим видам деградации земель90.