Проверяемые морфологические написания приставок и корней примеры. Правописание корней. Чередующиеся гласные О и А в корне

Орфография, в отличие от графики, занята обозначением звуков слабых позиций без прямой ориентации на произношение, но с определенным учетом его. Здесь действуют следующие правила:

1. Звуки слабых позиций, чередующиеся в составе той же морфемы со звуками сильных позиций, обозначаются теми же буквами, что и эти последние, и таким образом обозначение звуков слабых позиций (орфографическая часть письма) приравнивается к обозначению звуков сильных позиций, устанавливаемому графикой. Это приравнивание осуществляется с помощью проверки — сопоставления чередующихся звуков: г [Ʌ]ра́ г [о́ ]ры , го ра́ го́ ры; са [т ] — са [д ]ы́ , сад сад ы́; [п"е и]ти́ — [п"а ]ть , пя ти́ пя ть и т.п.

Звуки слабых позиций, которые не чередуются в составе той же морфемы со звуками сильных позиций, обозначаются в словарном порядке — на основе традиции, но при этом используются только те буквы, которые могут быть в таких же положениях при возможности проверки: безударный звук [Ʌ] будет обозначен только буквами а или о (сарай , собака и т.п.), так как при возможности проверки безударное [Ʌ] обозначается именно через а или о, например: са ма́ са́ м; го ра́ го́ ры. Звонкие и глухие согласные слабых позиций, не вступающие в составе конкретных морфем в чередование со звуками сильных позиций, обозначаются так же, как и соответствующие звуки, вступающие в такие чередования, но только выбор нужной буквы осуществляется в словарном порядке: зиг заг , вок зал , анек дот , домов , идет и т.п. Сравним обозначение тех же звуков при возможности проверки: сог бе́нный сог ну́; к то к ого́; зов зв ать ; кнут кнут а́ и т.п.

Таким образом, правила проверки не только определяют выбор проверяемых букв, но и оказывают существенное влияние на выбор непроверяемых написаний, определяя круг букв, из которых выбирается нужная.

Оба типа правил подводятся под морфологический принцип, требующий единообразного написания морфем, но при возможности проверки (са ды́ , так как са д , и сад , так как сад ы́ , и т.п.) этот принцип проявляется более полно и отчетливо.

Правила проверки применимы к написанию морфем всех типов — корней, приставок, суффиксов, окончаний, соединительных гласных и т.д. Ими руководствуются главным образом при написании корней, так как некорневых морфем сравнительно немного и правописание их следует запоминать: окончание И.п. ед.ч. существительных ж.р. после твердых согласных всегда обозначается буквой а (кни́га , мя́та ); окончание существительных ср.р. в тех же позициях — буквой о (боло́то , зо́лото и т.п.), в словах с резать , с бить и т.п. — приставка с- , приставка от- всегда пишется с о и т , а приставка под- — с о и д и т.п.

Но если при написании приставок, суффиксов и окончаний правила проверки практически не используются, то правописание этих морфем в большинстве случаев установлено на основе именно этих правил. Поясним.

1. В словах с приставкой с- всегда пишется с в" ], где отчетливо слышится [с ]: собрать , сыграть , слить , смять , снять , срезать , съехать , свить и др.; б ) в некоторых случаях вместо [с ] слышится [з ], [ж ] или [ш ], но пишется [с ]: [з ]дать , [ж ]жать , [ш ]шить и т.п.

Приставка от- всегда пишется с т , а приставка под- с д : а) в сильной позиции перед гласными, сонорными и [в" ] соответственно произносится [т ] и [д ]: оты грать поды грать , отл ить подл ить , отм ять подм ять , отн ять подн ять , отр езать подр езать , отъ ехать подъ ехать , отв ернуться подв ернуться и др.; б) в слабых позициях может быть и другое звучание: о [д ]бить , по [т ]тесать и др. Под ударением в этих приставках всегда произносится [о ]: о́тдых , о́тсвет , по́ дданный и т.п. Приставки пре- и при- в безударной позиции совпадают по произношению (пре дава́ть , при дава́ть ), но различаются под ударением: пре́ данный , при́ данный и т.п., на этом и основано их различие в написании.

2. Суффикс -ов (ый ) в прилагательных всегда пишется с о , так как под ударением в нем произносится [о ]: сосно́вый , ело́вый , клено́вый и т.п., поэтому о пишется и в безударных положениях: берёзовый , оси́новый , ли́повый и т.п.

3. Существительные ж.р. в И.п. ед.ч. имеют ударное окончание [-а] (вода́), а существительные ср.р. — окончание [-о ] (село́ ), поэтому и в безударных окончаниях у них пишутся соответственно и -о : ло па́та , кни́га , я́ма , се́но , ле́то , боло́то и т.п.

Таким же образом установлено, а при необходимости и проверяется (хотя обычно просто запоминается) написание других падежных окончаний имен существительных: лопа́то й , так как стено́й; боло́то м , так как село́ м; на лопа́те , так как на стене́ , и т.п. Так же поступают и при написании окончаний прилагательных: нового , как молодо́ го; но́во му , как молодо́ му; но́вы м , как молоды́ м; о но́во м , как о молодо́ м , и т.п. К нарушениям морфологического принципа орфографии относится, например, написание окончаний И.п. ед.ч. м.р.: но́вы й , хотя молодо́ й.

ВЫВОД ТРЕТИЙ : для того, чтобы сознательно применять морфологический принцип орфографии, необходимо иметь представление о грамматическом значении как слова в целом, так и его отдельных частей в частности.

Морфологический принцип русской орфографии столь логичен и в целом последователен, что практически не знает исключений. (Подсчитано, что в текстах на русском языке этому принципу отвечает 96 % написаний.) Легко можно себе представить, какую бурю возмущения вызовет это безапелляционное заявление у прилежных читателей грамматических справочников, где едва ли не каждое правило сопровождается длинным списком примечаний и исключений, стыдливо сжавшихся в мелкие строчки петита. Однако большинство из этих кажущихся на первый взгляд аномальными написаний отнюдь не являются исключениями. Они появились на свет в результате действия некоторых ограничений и нарушений морфологического принципа, которые, в свою очередь, тоже имеют свою историческую закономерность и подчиняются логике многовекового развития самой системы нашего языка.
Сравним два хорошо известных глагола - рассердиться и рассориться. Нетрудно заметить, что оба они пишутся через двойную С, хотя такое написание соответствует морфологическому составу слова лишь в первом случае (приставка ра с + с ердиться), а во втором (приставка ра с + сс ориться) - слово, согласно морфологическому принципу, следовало бы писать через тройное С: ра ссс ориться. Однако отсутствие такой формы хорошо объяснимо. Дело в том, что в русском языке " есть только две степени долготы согласных: согласные могут быть либо долгими (что на письме передается написанием двух букв, ср. касса), либо недолгими (что передается написанием одной буквы, ср. коса). Третьей степени долготы согласных не существует, поэтому написание трех одинаковых согласных фонетически бессмысленно " [Иванова В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. М., 1976. С. 168-169]. Таким образом, оказывается, что написание на стыке морфем только двух согласных, хотя морфологически таких согласных должно быть три (ванна - но ванная, хотя к корню ванн- здесь присоединяется суффикс прилагательного -н-), или одной согласной, когда по морфологическому принципу должны быть написаны две (кристалл - но кристальный, финн - но финский, финка, колонна - но колонка, манная - но манка, форменный - но форменка, оперетта - но оперетка, тонна - но пятитонка, антенна - но антенщик), объясняется действием исторически сложившихся фонетических закономерностей русского языка.
Теперь становится понятным написание прилагательных типа ниццкий, череповецкий, немецкий, вступающее, на первый взгляд, в противоречие с написанием констанцский, о котором было сказано выше. В самом деле: прибавляя к основе ницц- суффикс -ск- , согласно морфологическому принципу мы ожидали бы увидеть форму ниццский. Однако такая форма отражала бы отсутствующую в русском языке третью степень долготы согласных. Наша орфография вольна была выбирать из двух вариантов (ниццкий или ницский), в равной степени нарушающих морфологический принцип в угоду фонетической закономерности. Разумность предпочтения именно первого из возможных вариантов очевидна: он хотя бы сохраняет в неприкосновенности написание производящей основы слова, тем более слова иноязычного.
Нельзя забывать и о том, что орфографические нормы складывались постепенно, сохраняя наследие прошлого, и потому в них не может не отражаться языковое состояние прежних эпох. Можно с уверенностью утверждать, что оставшиеся 4 % "аномальных", не попадающих в поле действия морфологического принципа написаний возникли отнюдь не стихийно, а под влиянием определенных фонетических традиций, сложившихся на протяжении долгих веков существования нашего языка. На страницах различных пособий, учебников и грамматик одни и те же орфограммы зачастую трактуются по-разному (например, написания в корневых морфемах с чередующимися гласными типа -зор- -зар- одни авторы подверстывают под действие фонетического принципа орфографии, а иные считают следствием принципа традиционного). Однако поскольку нас с вами в данный момент волнуют проблемы не столько схоластические, сколько практические, забудем о терминологической точности и зададимся более конкретным вопросом: " В чем же, собственно, состоят эти фонетические традиции и какой след оставили они в русской орфографии? ".

Современное русское правописание опирается на определенные принципы. Понять принцип орфографии - значит увидеть её систему и воспринять каждое её отдельное правило как часть системы, понять орфографическое правило и каждую орфограмму во взаимосвязях грамматики, этимологии, истории языка. В теории русской орфографии указываются морфологический, фонетический, традиционный принципы, а также дифференцирующие написания .

Морфологический принцип орфографии предполагает единообразное, одинаковое написание морфем - корня, приставки, суффикса, окончания, независимо от фонетических изменений в звучащем слове, происходящих при образовании родственных слов или форм слова, то есть независимо от позиционных чередований, других традиционных несоответствий письма и произношения. К числу таких несоответствий относятся: все случаи безударных гласных в разных морфемах - корне, приставке, суффиксе, окончании, оглушение звонких согласных и озвончание глухих перед парными глухими и звонкими согласными, оглушение в абсолютном конце слова; орфоэпическое, традиционное произношение многих слов и сочетаний.

Проверка орфограмм, пишущихся по морфологическому признаку, включает в себя: во-первых: понимание значения проверяемого слова или словосочетания, без чего невозможно подобрать родственное проверочное слово, определить падежную форму, собственное имя и т.п.; во-вторых: анализ морфологического состава слова , умение определить место орфограммы, что важно для выбора и применения правила; в-третьих: фонетический анализ, определения слогового состава , ударяемого и безударных слогов, выделение гласных и согласных, уяснение слабых и сильных позиций фонем, позиционных чередований и их причин; в-четвертых, грамматический анализ слова (словосочетания) - определение части речи, формы слова, например: имя существительное, первого склонения, стоит в д.п., ед.ч., и т.д.

Ведущее положение морфологического принципа русской орфографии определяет и методику обучения правописанию: последняя строится на сознательном, аналитическом подходе к языку, на понимании значений слов и их сочетаний, текста, грамматических категорий и форм, фонемного состава слова.

Морфологическому принципу соответствуют следующие орфографические темы, изучаемые в начальных классах: правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, кроме непроверяемых слов, которые пишутся по другому принципу; правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в приставках и суффиксах, на стыках морфем (кроме отдельных случаев, например, приставок на «-з», которые пишутся по другому принципу, этот случай в начальных классах не изучается); правописание безударных гласных в окончаниях словоформ: в падежных окончаниях 1-го, 2-го и 3-го склонений имён существительных, в падежных окончаниях имён прилагательных, в личных окончаниях глаголов 1-го и 2-го спряжений настоящего и будущего времени; перенос слов со строки на строку, поскольку при переносе соблюдается не только слоговое, но и морфемное деление слов; в определённой мере морфологический принцип действует и в слитно-раздельных написаниях слов, в частности, в различении приставок и предлогов, а также в употреблении «Ъ» после приставок, поскольку применение соответствующих правил требует морфемного анализа слов и определение их морфологических признаков.

Даже такие орфографические темы, как обозначение мягкости согласных на письме, употребление заглавной буквы в именах, двойные согласные, также опираются на морфологические знания и умения детей.

Итак, морфологический принцип является основным принципом русской орфографии. Как было сказано выше, суть его заключается в том, что все значимые части слова (корни, приставки, суффиксы, флексии), повторяющиеся в разных словах и формах, пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся в том или ином положении.

Таким образом, на морфологическом принципе основано:

  • 1) написание проверяемых безударных гласных и звонких конечных согласных в корнях слов: сад [сат ], сады [с ды], са довод , ход [хот ];
  • 2) правописание приставок, исключая приставки на з-: по играть [пъиграт], пропу стил [пръпустил], заход [з хот].
  • 3) правописание безударных окончаний существительных: в городе [в - горъдь], над столом [нът - ст лом];
  • 4) правописание суффикса -ок: широк [шырок], низок [низък];
  • 5) правописание слов с непроизносимыми согласными: грустно [груснъ], местный [м эсныj];
  • 6) правописание ассимилированных согласных: нести [н и с т и], травка [трафкъ].
  • 7) написание И после приставок на твердый согласный и первого корня, начинающегося с -И- в сложносокращенном слове: пединститут [п ьдынс т и ту т], дезинформация [д ьзынф рмацыjь].

Единство орфографического облика морфем достигается тем, что на письме обозначается не произношение в том или ином случае, а фонемный состав морфемы, образуемый сильными фонемами. Поэтому основной принцип русской орфографии можно назвать и фонетическим, понимая под этим принцип передачи на письме фонемного состава морфемы.

Отступлениями от основного принципа русской орфографии являются фонетический и традиционно-исторический принципы.

Рассмотрим далее фонетический принцип. Предполагается, что первоначально возникшая у разных народов звуко-буквенная письменность всегда была фонетической: каждый звук речи фиксировался так, как он звучит, так, как его слышит пишущий. И в современном русском письме немало таких написаний, где не возникает никаких расхождений между звучанием и письмом: «луна»; «стул», «мы», «рак» и многие другие. В большинстве слов, наряду с проверяемыми или непроверяемыми орфограммами, остальные звуки обозначаются буквами, в сущности, по фонетическому принципу. Так, в слове «вагон» звук [а] безударный, считается непроверяемым, буква -а- пишется по традиции, но остальные буквы данного слова пишутся в соответствии со звучанием. В сущности, все эти написания должны называться не фонетическими, а фонетико-графическими.

Фонетико-графические написания не вызывают у пишущих затруднений, поэтому обычно их просто не замечают; но в начальных классах их роль очень велика. Фонетико-графические написания не противоречат морфологическому принципу русской орфографии, так как не ведут к неодинаковому написанию морфем Но их опасность в том, что они всё же создают у учащихся иллюзию благополучия, иллюзию соответствия буквы звуку, что на самом деле бывает далеко не всегда.

Случаи типа «стол», «рука», «лампа» (фонетические написания) отражают фонемный состав этих слов и не противостоят морфологическому принципу орфографии. Итак, фонетический принцип русской орфографии заключается в том, что в словах пишутся звуки так, как слышатся, т.е. написание передаёт звучание слова.

На фонетическом принципе основаны:

  • 1) написание приставок на з-: без-, воз-, них-, из-, раз-, чрез-, через-. Так, перед корнем, начинающимся глухим согласным пишется буква с, а в остальных случаях сохраняется з: бесклассовый, безвредный, известить, испить, ниспадать;
  • 2) написание ударяемых гласных: дом, лес, сад;
  • 3) правописание гласных в приставках раз-, рас-, роз-, рос-: под ударением слышится О и пишется О; в безударном положении слышится А и пишется А: розыск - разыскивать, роспись - расписка;
  • 4) написание Ы вместо начального И в корне после приставок на твёрдый согласный: играть, но сыграть, искать, но сыскать, история, но предыстория;
  • 5) написание под ударением О и в безударном положении Е в окончаниях существительных, прилагательных и наречий после шипящих: душой, но кашей, большой, но рыжего, горячо, свежо, но певуче, бойче;
  • 6) написание под ударением -ОЙ, в безударном положении -ЫЙ в окончаниях прилагательных, причастий и порядковых числительных: большой, но новый, восьмой, но пятый;
  • 7) написание Ы после Ц: лисицын, синицын, сестрицын;
  • 8) написание Ь после мягкого Л: соль, уголь, сильный.

В системе орфографических правил есть и такие, которые опираются на фонетический принцип и находятся в резком противоречии с ведущим, морфологическим принципом. Противоречие состоит в том, что морфемы (в данном случае - приставки на- -з) пишутся не единообразно, а в зависимости от произношения, отражая позиционное чередование. Приставки из-, ис-, раз-, рас-, вз-, вс-, через-, черес- и другие морфологическому принципу не подчиняются. Согласно правилу, эти приставки пишутся с буквой З перед гласными или звонкими согласными, а в остальных случаях - с буквой С: «безымянный, но «бесконечный». Нетрудно заметить, что написание З- (С- в этом примере соответствует произношению, т.е. подчинено фонетическому принципу.

Правила, опирающиеся на фонетический принцип и противоречащие морфологическому, вызывают у учащихся затруднения, разрушают только что начавшиеся формироваться у них представления о системе орфографии, противоречат общему принципу проверки гласных и согласных в слабых позициях.

Поскольку правила, опирающиеся на фонетический принцип, противоречат формирующемуся у детей пониманию системы русской орфографии и вообще, трудные для усвоения, то в курсе начальной школы они не изучаются. Но слова, содержащие такие орфограммы, младшие школьники встречают в письменной речи и пишут их, усваивая на практической основе путём запоминания.

Можно подчеркнуть, что случаи, подобные правописанию приставок на -з-, немногочисленны: другие принципы орфографии, в основном не противоречат, а, наоборот, поддерживают морфологический принцип прусской орфографии. Таков третий принцип - традиционный (исторический). Согласно этому принципу многие слова пишутся по традиции, без проверки правилами.

Не проверяемые правилами слова весьма многочисленны: в тексте, характерном для письменной речи младших школьников, их число достигает 20% (многие из таких слов позднее, в старших классах, станут для учащихся проверяемыми). По преимуществу это заимствованные из других языков слова. Многие из них вошли в русский язык сравнительно недавно: «ванна» - немецк., «чемодан» - персидск., иные в давние времена: «арбуз», «балык», «тулуп» - тюркск. и др.

Многие написания, относимые к числу традиционных, на самом деле могут быть проверены на основе языка-источника: «картон» - от латинского; «костюм» - от французского и т.д.

Иногда написание, считающееся традиционным, может быть проверено на основе знания истории этимологии слов и исторических изменений в фонетике русского языка: «петух» - от старорусского «пети», «горох» - содержит полногласие -оро-, в котором не бывает -а-.

На традиционно-историческом принципе основано:

  • 1) написание Г в род.п.,ед.ч. прилагательных, причастий, неличных местоимений, порядковых числительных мужского и среднего рода: молодого (произносится - во), пятого (произносится - во). Написание Г сохранилось с тех далёких эпох, когда эти формы произносились с [г].;
  • 2) по традиции пишется буква И после шипящих Ж и Ш. Эти согласные были в древнерусском языке мягкими, поэтому после них было закономерным писать И,Е,Ё,Ю,Я, как слышится, но к 13 в. эти согласные отвердели, но написание И продолжается по традиции, хотя произносятся согласные твёрдо и слышится Ы, а не И: жить, шить;
  • 3) по традиции пишется Ь в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени во 2 л. ед.ч.: читаешь, играешь;
  • 4) по традиции пишется, а никак не объясняется написание с непроверяемыми безударными гласными: гончар, болван, корабль, собака, вокзал;
  • 5) суффиксы -еньк, -тель, -очк, -ечк, -енн, -оват, -еват.

Итак, традиционно-исторические написания - это такие написания, которые не зависят ни от морфем, ни от произношений, а сохраняется письмо по традиции.

В рамках традиционного принципа, в целом не противоречащего общим правилам русского письма и ведущему принципу русской орфографии - морфологическому, есть несколько случаев, противоречащих общей системе.

Традиционное написание сочетаний ЖИ, ШИ, с буквой «и», ЧА,ЩА, с буквой «а», ЧУ, ЩУ с буквой «у» противоречит общему правилу русской орфографии, согласно которому после твердых согласных следует писать не «и», а «ы», после мягких - не «у», «а», а «ю», «я».

В начальных классах написание этих сочетаний заучивается без какого-либо объяснения, и, конечно, не может не наносить ущерба формированию понятия орфографической системы в сознании учащихся.

Морфологическому принципу противоречит традиционное написание отдельных слов: «калач» (по морфологическому принципу следовало бы писать «колач»).

Если морфологические написания проверяются и усваиваются на основе фонетического, словообразовательного и грамматического анализа слов и их сочетаний, то традиционные написания - в основном на запоминании, в порядке так называемой словарно-орфографической работы. Запоминание в начальных классах играет важную роль, им нельзя пренебрегать, наоборот, нужно разрабатывать глубокую систему мотиваций, игровых методик, облегчающих детям запоминание слов с трудными написаниями.

С развитием фонологии, с введением в научный обиход понятия фонемы, был предложен новый, фонематический принцип, который некоторые ученые-лингвисты определяют как основной принцип русской орфографии. Но, как говорилось выше, ведущая роль в проверке орфограмм принадлежит морфологическому подходу: необходимо знать, в корне, суффиксе, приставке или окончании находится орфограмма. И без морфологического подхода фонемный способ проверки слеп и применим лишь в простейших, очевидных случаях типа «вода» - «воды» или «луг» - «луга».

Невозможно проверить написание слов [р шот], [длиный], [шыт ] и множество других орфограмм, если не прибегать к морфологическому анализу. Морфологический принцип все эти случаи объясняет; иными словами, морфологический принцип шире фонематического, он охватывает значительно большее количество орфограмм, чем фонетический. Авторы большинства учебных пособий для вузов рассматривают морфологический и фонематический принципы в тесной связи, но однако не равноправными, так как фонетический принцип есть часть морфологического.

Правописание корней входит в Единый государственный экзамен по русскому языку для 11 класса (задание 8).

Алгоритм для проверки правописания корней

  1. Проверить, является ли корень чередующимся. Если является, проверить по правилу.
  2. Если корень не чередующийся, попробовать подобрать проверочное слово. Если проверочное слова найдено, буква является проверяемой.
  3. Если проверочное слово не было найдено, буква является непроверяемой.

Правописание чередующихся корней

Правописание чередующихся корней может зависеть от многих факторов: ударение, наличие суффикса, значение слова и др.

Чередующиеся гласные О и А в корне

Чередующиеся корни Правило Примеры Исключения
-ГОР-/-ГАР- Без ударения всегда -ГОР- Го реть Выга рки
Прига рь
-ЗОР-/-ЗАР- Без ударения всегда -ЗАР- За ря Зо ревать
Зорянка
-КЛОН-/-КЛАН- Без ударения всегда -КЛОН- Накло нить -
-ТВОР-/-ТВАР- Без ударения всегда -ТВОР- Тво рение Утва рь
-ПЛОВ-/-ПЛАВ- Без ударения всегда -ПЛАВ- Попла вок Пло вец
Пло вчиха
Пло вцы
-КОС-/-КАС- Если после корня есть суффикс -А-, то -КАС- Ко снуться
Ка са ние
-РОВН-/-РАВН- Если слово в значении «ровный, гладкий», то -РОВН-
Если слово в значении «равный, одинаковый», то -РАВН-
Ура внение
Подро внять
Ра внина
Поро вну
Уро вень
Ра вняться в строю
-МОК-/-МАК- Если слово в значении «мокрый, впитавший жидкость», то -МОК-
Если слово в значении «еще сухой, погружать в жидкость», то -МАК-
Обма кнуть
Вымо кнуть
Промо кательная бумага
-РОС-/-РАСТ-/-РАЩ- В корне -РОС- буква О
В корнях -РАСТ-, -РАЩ- буква А
Ра стение
Выра щенный
Выро сли
Ро сток
Ро стов
Ро стислав
Ро стовщик
По дростковый
Отра сль
На выро ст
-ЛОЖ-/-ЛАГ- В корне -ЛОЖ- буква О
В корне -ЛАГ- буква А
Пола гать
Поло жить
Поло г
-СКОЧ-/-СКАК- В корне -СКОЧ- буква О
В корне -СКАК- буква А
Ска кать
Вско чить
Ска чок
Ска чу
Ска чи

Чередующиеся гласные Е и И в корне

Чередование гласных Е и И в корнях зависит от наличия суффикса -А- после корня: если суффикс есть, то пишется И, иначе пишется Е.

Чередующиеся корни Правило Примеры Исключения
-БЕР-/-БИР- Убе ру
Уби ра ть
-ПЕР-/-ПИР-

Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И

Запе р
Запи ра ть
-ДЕР-/-ДИР-

Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И

Выде рнул
Выди ра ть
-ТЕР-/-ТИР-

Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И

Выте р
Выти ра ть
-МЕР-/-МИР-

Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И

Не путать со словом мириться, гласная в котором проверяемая (мир).

Заме р
Зами ра ть
-СТЕЛ-/-СТИЛ-

Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И

Сте лить
Рассти ла ть
-БЛЕСТ-/-БЛИСТ-

Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И

Бле стеть
Бли ста ть
-ЧЕТ-/-ЧИТ-

Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И

Выче т
Вычи та ть
Соче тать
Соче тание
-ЖЕГ-/-ЖИГ-

Если после корня есть суффикс -А-, то в корне И

Выже г
Выжи га ть

Правописание проверяемых гласных/согласных в корне

Если гласная или согласная буква в корне проверяемая, значит есть такое однокоренное слово, в котором гласная находится под ударением, а согласная – перед гласной.

  • Сх...матический – проверочное слово схЕма => схЕматический
  • Б...дриться – проверочное слово бОдрость => бОдриться
  • Сч...стливый – проверочное слово счАстье => счАстливый
  • Хру...кий – проверочное слово хруПок => хруПкий
  • Прору...ь – проверочное слово проруБить => проруБь
  • Опас...ный – проверочное слово опасен => опасный

Правописание непроверяемых гласных/согласных в корне

Непроверяемые гласные и согласные в корне следует проверить по словарю и запомнить правильное написание.

Основные принципы орфографии, с учетом которых формули­руются правила написания слов, - морфолого-фонематический, фонетический, традиционный и принцип дифференцирован­ного письма. Написание слов, в которых нет орфограмм, на­пример, дом, пол, трюм не соотносятся ни с одним принципом написания.

Морфолого-фонематический принцип заключается в еди­нообразном написании одинаковых морфем независимо от их произносительных вариантов.

Морфологический принцип по­зволяет сохранять на письме единство одних и тех же морфем. Это достигается благодаря тому, что на письме не отражаются позиционные чередования гласных и согласных звуков. Едино­образное написание устанавливается по образцу написания морфемы в сильной позиции. Так, например, звук [э] в корневой морфеме -лес- может иметь произносительные варианты [и э ] в слове леса и [ь] в слове лесовод. Однако для написания выби­рается вариант в сильной позиции [э]. С опорой на морфолого­фонематический принцип пишутся не только корни, но и многие суффиксы, приставки и окончания, написание которых также проверяется сильной позицией этого гласного или согласно­го звука в той же морфеме. Например, приставка от- всегда пишется с гласной о и согласной т, независимо от произноси­тельных вариантов: отделка [аддэлкъ], отчистить [ач’йс’т’ит’], потому что выбор написания приставки происходит по сильной позиции звуков в этой приставке: отпуск, отужинать. Анало­гично пишутся приставки над-, под- и некоторые другие. Оди­наково пишутся суффиксы существительных -ость, -изн, -ав, -арь и др. (в слове рук-ав-ица, как в слове pyκ-aβ∖ в слове ток-арь, как в слове врат-аръ). Безударные падежные окон­чания могут быть проверены сильной позицией окончаний дру­гих слов, но одного и того же типа склонения: книгой - рукой, дубом - столом (книга, рука - 1-е скл.; дуб, стол - 2-е скл.). На морфолого-фонематическом принципе основаны следующие правила правописания:

1. Правописание безударных гласных, проверяемых ударе­нием: ветерок - ветер.

2. Правописание непроизносимых согласных: звездный - звезда.

3. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова: дуб - дубы.

4. Правописание приставок: о-, об-, от-, на-, над-, по-, под- : отдать - отпуск.

5. Правописание суффиксов: -ов-, -а-, -я- и др.: задержан­ный - задержать.

6. Правописание падежных окончаний: озера - ведра.

7. Правописание мягкого знака после согласных внутри слова: возьми - возьму, вскользь - скольжу.

В русском языке существует мягкость ассимилятивная, ко­торая на письме не обозначается (гость), и мягкость независимая
(восьмой), обозначаемая ь. Чтобы отличить независимый мягкий звук от ассимитивно смягченного, нужно изменить слово, чтобы проверяемый звук стоял перед твердым звуком. Если независи­мая мягкость звука сохраняется, то она обозначается на письме буквой ь.

Первоначально русское письмо было в основном фонети­ческим. Гласные звуки полного образования о, а и др. при про­изношении не изменялись, аканье появилось лишь в XII - XIII вв. Согласные звуки не оглушались и не озвончались, поскольку их произношение поддерживалось особыми гласными неполного образования ь и ъ. Так, например, в древнерусском языке невоз­можно было оглушение звонких звуков в словах лавка, кружка, поскольку после звуков [в] и [ж] следовали гласные звуки не­полного образования: лавъка, кружька. Падение редуцирован­ных, развитие аканья, процессы ассимиляции и диссимиляции изменили произношение слов, но написание морфем в словах со­хранилось в соответствии с морфологическим принципом. Исто­рическое закрепление морфологического принципа произошло потому, что позволяло видеть родственные слова. Родство слов лесник - лес - лесовичок, сказка - сказочник и т.п. становится в нашем сознании важнее произносительных различий. Таким образом, морфологический принцип появляется как следствие осознания родственности определенных корней, приставок, суф­фиксов и окончаний. Мы пишем слова в зависимости от пони­мания их состава. Морфема остается в сознании неизменяемой значимой единицей. Отсюда стремление не изменять ее написа­ние. При выборе графического изображения фонемы в морфеме сталкиваются две тенденции - сохранить написание морфемы или обозначить звук в соответствии с произношением. При по­беде первой тенденции складывается морфологическое письмо, при победе второй - фонетическое.

Отступления от морфологического принципа написания зна­чимых частей слова наблюдается, когда одна и та же морфема в разных позициях пишется по-разному. Такие отступления на­блюдаются: 1) в правописании приставок на -з, -с {вздремнуть, но всплакнуть; безвкусный, но бесполезный}", 2) в правописании приставок роз-/-с - раз-/с {розвальни, но разваливать; роспись, но расписать}", 3) в правописании окончаний прилагательных, причастий, местоимений и порядковых числительных в им.п. ед.ч. {шестой, но пятый; такой, но этакий и т.д.); 4) в окончаниях после шипящих {петушок, но орешек; свечой, но тучей; свежо, но неуклюже}; 5) в отсутствии удвоенных согласных в некоторых производных словах {кристалл, но кристальный; колонна, но колонка); 6) в некоторых корнях, где чередуется а/о или и/е
{заря, но зоревать; соберу, но собирать и др.), 7) в корнях, с че­редующимися согласными {нога, ножной; свет, освещение и др.); 8) в корнях, где после русских приставок начальное и переходит в ы {подыграть, пр ед июньский}.

Фонетический принцип заключается в отражении на пись­ме чередования фонем в слабых и сильных позициях. При таком письме буква соответствует произношению (пишется, как слы­шится). Таким образом, одна и та же морфема имеет варианты написания в зависимости от произношения. Орфограмм, отве­чающих фонетическому принципу, в русском правописании не­много. По фонетическому принципу пишутся: 1) приставки на 3-∕c-∙. без-/бес-, воз-/вое-, вз-/вс-, из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас-, роз-/рос-, чрез-/чрес~: избранный - исполненный, низвергнуть

Ниспадать, чрезвычайный - чересполосица", 2) правописание приставок роз-/рос- - раз-/рас-", раздать - роздал, расписание

Расписки - роспись", 3) написание ы вместо и в корнях после русских приставок: безыдейный, изысканный, безыскусный,

4) правописание ы после ц в суффиксе -ын: синицын, сестри­цын (но: папин, мамин, Светин}, в словах: цыц, цыган, цыпочки",

5) написание буквы о под ударением после шипящих в суффик­сах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий: речонка, галчонок, ремешок, плащом, свежо, горячо, алычо­вый, холщовый (но: камешек, ситцем, плюшевый; 6) написание отдельных букв в некоторых корнях: лестница (лезть, лезу), ноздря (нос, носовой), свадьба (сват, сватать), в этих словах ассимиляция по глухости закрепилась на письме.

Традиционно-исторический принцип орфографии - это на­писание слов в соответствии со сложившимися традициями. Фо­немы, находящиеся в слабых позициях, обозначаются одним из возможных вариантов.

К традиционному принципу относятся: 1) написания чередующихся корней: излагать - изложить, пловцы

Плавать и др., 2) написание мягкого знака после шипящих: дочь, навзничь, лишь, читаешь, намажьте и др.; 3) правописа­ние гласной в суффиксах -инск-/-енск-: сочинский, бакинский, но: пензенский, фрунзенский; 4) написание парных по звонкости /глу­хости звуков, не проверяемых сильной позицией: вокзал, футбол, сдоба, асбест; 5) написание словарных слов: перила, винегрет, аккомпанемент и т.п.; 6) написание окончания -ого вместо про­износимого -ова в прилагательных, причастиях, порядковых чис­лительных и некоторых местоимениях: большого, прочитанного, второго, которого. Если написание словарных слов необходимо просто запомнить или уточнять в словаре, то написание чере­дующихся корней и правописание мягкого знака после шипящих регулируется системой правил. Мягкий знак после шипящих
пишется у существительных женского рода 3-го склонения (ночь, дочь), у глаголов в инфинитиве, во 2-м лице ед. ч. и в повелитель­ном наклонении ми. ч. (жечь, печь, читаешь, льешь, отрежьте, намажьте), а также у наречий, кроме уж, замуж, невтерпеж, навзничь, наотмашь, и частиц (лишь, бишь). Существительные мужского рода, существительные в родительном падеже мн. ч. и краткие прилагательные пишутся без мягкого знака (кирпич, много туч, хорош, жгуч). Чередующихся корней в русском языке немного, но правила их написания неоднородны по своему харак­теру, что создает трудности в правописании таких корней.

Правописание чередующихся корней

Чередующиеся Правила написания Исключения
Чередование в корне зависит от места ударения в корнях
зар-/зор- заря - зори зоревой, зоревать
rap-∕rop-

твар-/твор-

клан-/клон-

В безударной позиции О: горелый - гарь, на­творить - тварь, на­клонить - кланяться пригарь, из­гарь, выгарки утварь
Чередование в корне зависит от последних согласных корня
лаг-/лож- А перед Г, О перед?К:

излагать - изложить

полог
скак-/скоч- А перед К, О перед Ч: скакать - проскочу скачок, скачу
раст"/ращ-/ А перед СТ, Щ; О в остальных случаях: зарастать, выра­щивать, поросло подросток, Ро­стислав, ростов­щик, росток, Ростов, отрасль
Чередование в корне зависит от значения корней
плав-/плов- О в корнях слов, обозна­чающих людей: пловец, пловцы, пловчиха.

А в остальных случаях: поплавок, плавательный

плывуны

Продолжение таблицы

равн-/ровн- Равн- в значении «рав­ный, одинаковый»: срав­нивать, равноправие. Ровн - в значении «ровный, гладкий»: подровнять дорожки, выровнять грядки уровень

равнина, равнять­ся, равнение

мак-/мок- Мак- в значении «опу­скать в жидкость»: макать в воду.

Мок- в значении «впиты­вать влагу, мокнуть»: не­промокаемый, промокашка

Чередования в корне зависят от суффикса -а-
κac-∕κoc- А в корне, если есть суффикс -а-: касать­ся - коснуться
бир-/бер- блист-/блест- дир-/дер- жиг-/жег- мир-/мер- пир-/пер- стил-/стел- тир-/тер- чнт-/чет- И в корне пишется, если есть суффикс -а-: убирать - уберу, бли­

стать - блестеть, удирать - удеру, зажи­гать - зажег, умирать - умер, запирать - запер, расстилать - расстелю, протирать - протер,

сочетать, сочета­ние, рассчитывать

В русском языке имеются также и другие разновидности традиционного принципа написания. Так, чередование а/о в корне может быть связано с образованием видовых пар у гла­голов с суффиксами -ыва-/-ива-: в корнях глаголов несовершен­ного вида пишется а, в корнях глаголов совершенного вида - о: выбрасывать - выбросить, затапливать - затопить, забра­сывать - забросить, затрагивать - затронуть, опаздывать

Опоздать, присматривать - присмотреть и т.п.

Дифференцированные написания в отличие от других прин­ципов не регулируют написание, а объясняют написание разных букв в сходных по звучанию словах: валы - волы, кампания

Компания, комплимент - комплемент, джин - джинн. С по­мощью дифференцированных написаний различают лексическое и грамматическое значение слов. Не следует рассматривать как
дифференцированное письмо те случаи, где различающая омо­фоны буква легко проверяется сильной позицией, например: разредить - редкий и разрядить - заряд; вперемежку - пере­межаясь, межа и вперемешку - перемешивая, мешать.

Средства, дифференцирующие лексическое и грамматиче­ское значение. 1) буквы: ожог (сущ.) - ожёг (глагол), туш (ко­роткое приветственное музыкальное произведение, м. р.) - тушь (краска, ж.р.); 2) большая или малая буквы: Орел (город) - орел (птица), Роман (имя), роман (литературный жанр); 3) слитное, полуслитное и раздельное написание: насчет тебя (предлог), на счет в банке (предлог и существительное), несмотря на возраст (предлог), не смотря в книгу (частица и деепричастие); 4) ударе­ние: города (ми. ч., им. п.), города (ед. ч., р. п.) когда (в безударной позиции - союз, в ударной - наречие. (Ср.: Я не знаю, когда это будет нужно. Я приеду, когда появится свободное время), что (в безударной позиции - союз, в ударной - местоимение); 5) кавыч­ки: язык (средство общения), с язык» (взятый в плен враг), Мак­сим Горький (русский писатель), теплоход «Максим Горький».

Слитные, полуслитные и раздельные написания опреде­ляются особыми принципами: лексико-морфологическим (на­писание зависит от частеречной принадлежности: несмотря на молодость и не смотря в окно); лексико-синтаксическим (различное написание словосочетаний и слов: быстротекущие дни и быстро текущие с гор ручьи); и словообразовательно­грамматическим (написание зависит от формального словоо­бразовательного показателя: сложные слова с первой частью на -ико пишутся черед дефис, слова с соединительной гласной пишутся слитно: химико-технологический, сухофрукты.