Простейшее зу для мобильных телефонов от бортовой сети автомобиля. Самодельный источник питания USB в машине Схема зарядки от прикуривателя 5в 2а

В наш технологический век, трудно представить себе жизнь без телефона. И каково же бывает расстройство, когда он садится. Если это случилось дома или в офисе это конечно не проблема, включил зарядное устройство в розетку и все. Но при путешествии в автомобиле или при работе связанной с вечными разъездами это сделать, не получиться.

Для этого необходимо зарядное устройство в автомобиле. Конечно, его можно приобрести в магазине, но мы легких путей не ищем, тем более что собрать его особых проблем не составляет.

За основу будет взята микросхема MC34063, она обычно применяется в DC/DC преобразователях напряжения, т.е. из постоянного в постоянное.

Что как раз нам и нужно. Как известно питание бортовой сети составляет 12 В, а для зарядного устройства необходимо 5 В. Поэтому на базе этой микросхемы соберем преобразователь напряжения из 12 В в 5В. Принципиальная схема будущего устройства приведена ниже.

Номинал выходного напряжения выставляется значениями резисторов R2 и R3. Для требуемого значения в 5 В, необходимо установить R2=1 кОм, R3=3 кОм. Формула для определения выходного значения напряжения приведена ниже, поэтому если вам нужно установить на выходе другое напряжение, с помощью нее вы можете произвести расчет.

В принципе можно сделать и универсальный адаптер, если на место R3 поставить переменник и выкручивать необходимое значение. Единственное что перед этим следует сделать расчет, чтобы понимать в каком диапазоне должны быть его значения.

Резистор R1 играет роль ограничителя тока, при установке R1 номиналом 0,3 Ом, превышение выходного тока более 500 мА отключает устройство, уменьшение значения сопротивления повысит границу тока отключения.


Конденсатор C3 задает частоту работы преобразователя, остальные конденсаторы фильтрующие. Дроссель также выполняет роль фильтра, рассчитывается на ток в 1 А. В качестве диода выбран 1N5819, но вполне подойдет и отечественный аналог.


Адаптер собран на основе корпуса Z-43, по размерам его вполне достаточно, чтобы компактно разместить всю элементную базу. На входе ставим вилку в прикуриватель на выходе USB разъем – готово!


Для того, чтобы зарядить от 12-вольтной бортовой сети автомобиля любое портативное устройство, например, телефон или планшет, придется воспользоваться DC-DC преобразователем. Но покупать инвертор необязательно, когда можно самостоятельно собрать, например, совсем несложную конструкцию на основе микросхемы 34063api.

Микросхема специально разработана для этой цели, и многие производители зарядных устройств используют ее как основной драйвер в автомобильных ЗУ. Именно эта микросхема стала базовой для большинства «зарядок», работающих от прикуривателя.

В микросхеме предусмотрен встроенный выходной каскад, отдающий в нагрузку ток до 3А. Благодаря этому ее можно считать универсальной – она способна зарядить практически любое мобильное устройство, в том числе устройства с емкими аккумуляторами, вроде планшетных компьютеров.


Микросхема дает стабильное выходное напряжение в 5 Вольт. Оно оптимально для подзарядки аккумуляторов самых разных портативных устройств. Дроссель состоит из 20 витков намотанного на «гантельку» провода толщиной 0,6 мм. Перепады и броски бортового напряжения для микросхемы не страшны, так как диапазон входных напряжений от 7 до 40 Вольт.


Микросхема стабильно работает даже при резких перепадах температуры и смене погоды, не перегреваясь в процессе. Подключать 34063api можно по нескольким схемам. Здесь представлен самый надежный вариант, который к тому же прост и легок в воспроизведении.


Особенно ценным качеством этой микросхемы является то, что возможно одновременное подключение к выходу нескольких мобильных телефонов. При этом качество зарядки, даже если все модели разные, будет не хуже, чем через штатное устройство. Также можно исключить из схемы входные и выходные конденсаторы, которые нужны только чтобы фильтровать помехи.

Схема зарядного устройства показана на рисунке 2, это DC-DC преобразователь, дающий стабильное напряжение +5V при токе до 0,5А, и входном напряжении в пределах 7..18V. Посмотрев на схему, может возникнуть вопрос, - зачем такие сложности, когда, казалось бы, можно обойтись одной «кренкой»? Вопрос справедливый. Действительно, аналогичное зарядное устройство можно сделать, например, по схеме на рисунке 1.

Рис. 1

И такая схема будет работать. Но, обратите внимание на то, что КР142ЕН5А это обычный линейный стабилизатор, и при входном напряжении 12V и токе нагрузки 0.5А мощность, которая будет рассеиваться на регулировочном транзисторе микросхемы КР142 ЕН5А может быть более 6W. Микросхема будет нагреваться, потребуется достаточно объемный и тяжелый радиатор. Не говоря уже о низком КПД такой схемы.

Рис. 2

Схема, показанная на рисунке 2 работает как импульсный источник, и при нормальном режиме работы рассеивает очень незначительную мощность. Здесь совершенно нет ничего, чему требуется отвод тепла. Кроме того, что она имеет очень высокий КПД, такая схема позволяет собрать адаптер в виде очень легкой и компактной конструкции.
Конечно, есть и минус, - схема значительно сложнее, содержит много деталей, суммарная стоимость которых существенно больше цены КР142ЕН5А и пары конденсаторов.
Подключается «зарядка» к прикуривателю автомобиля. Диод VD1 на всякий случай защищает схему от неправильной полярности входного напряжения (вдруг прикуриватель меняли, и подключили неправильно). Стабилитрон VD2 - защита от коротких импульсов высокого напряжения, которые могут быть в сети не очень нового автомобиля.
На микросхеме А1 собраны основные узлы преобразователя, - генератор импульсов, регулятор их ширины и измерительный компаратор, сравнивающий выходное напряжение с опорным, вырабатываемым внутренним стабилизатором микросхемы. Вход компаратора, - вывод 5. На него подается напряжение с выхода схемы через делитель на резисторах R4-R6. Коэффициент деления зависит от положения движка подстроенного резистора R5. Этим резистором при настройке преобразователя устанавливают требуемое выходное напряжение (в данном случае это 5V).
Детали. Диод VD1 - любой выпрямительный кремниевый диод с допустимым прямым током не ниже 0,7А. VD2 - стабилитрон средней мощности, с напряжением стабилизации 20-30V. VD3 - диод с барьером Шоттки с до-лутимым прямым током не ниже 2A. VD4 -стабилитрон средней мощности с напряжением стабилизации 5,0-5,6V. HL1 - любой индикаторный светодиод.
Обратите внимание, - у всех диодов и стабилитронов, типы которых указаны на схеме, пояском на корпусе отмечен КАТОД.
Конденсаторы С1 и С4 любые электролитические малогабаритные, например, К50-35 или JAMICON, с допустимым напряжением С1 - не ниже 20V, С4 - не ниже 6,3V.
Резисторы - обычные. Резисторы R1, R2, R3 можно заменить одним резистором мощностью 1W и сопротивлением 0,3 От. Резистор должен быть непроволочным.
Катушка L1 намотана на ферритовом кольце диаметром 16 мм, для намотки используется провод ПЭВ - 0,47. Число витков - 80. Намотка равномерно распределена по всей окружности кольца.
Если все детали исправны и нет ошибок в монтаже, налаживание - это только регулировка выходного напряжения резистором R5.
Такую же схему можно использовать и для зарядки батареи МР-3 плейера, например, сделав выходной кабель с USB-разъемом можно заряжать аккумулятор МР-3 плейера iPOD или другого аналогичного. В принципе, на корпусе зарядного устройства можно установить какой-то разъем в качестве Х2, например, USB (+5V на контакт 1, -5V на контакт 4), и сделать несколько сменных кабелей (для телефона, радиостанции, МР-3 плейера и др.). Если нужно другое напряжение, соответственно, перенастройте делитель R4-R5-R6 и замените стабилитрон VD4.

Во многих современных автомобилях есть модули с несколькими USB выходами для питания. По большому счету несколько гнёзд USB необходимы в любой машине, ведь так часто приходится заряжать телефон, планшет, фотоаппарат, а ещё же нужно подключить навигатор и регистратор.

Уже давно пора в автомобиле сделать аккуратную панель с гнёздами USB. А самостоятельно собрать совсем не сложно и не затратно, даже на .

Чтобы собрать источник питания USB вам потребуется как минимум:

  1. микросхемный стабилизатор напряжения в 5 В;
  2. два конденсатора: оба на 25 В или только один, а другой на 10 В (значения ёмкостей конденсаторов зависят от выбранного стабилизатора, и будут определены позже);
  3. полупроводниковый диод на 1 А;
  4. гнезда типов: 1USB-А или 2USB-А;
  5. соединительные провода небольшого сечения – не более 0,5 мм.кв.

Микросхемные стабилизаторы напряжения для сборки источника питания USB предпочтительнее, так как они:

  • способны работать в широких пределах входных напряжения 7 – 20 В;
  • имеют систему защиты от перегрузки по току;
  • снабжены системой защиты от перегрева, которая при нагреве кристалла микросхемы ограничивает выходной ток.

Один разъем USB можно запитать от стабилизатора 78L05: Imax =0,1 А, Pmax =0,5 Вт, корпус ТО-92.

Два разъёма USB и более нужно подключать к питанию от стабилизаторов 78М05 или 7805.

Микросхема 78М05 имеет такие характеристики: Imax =0,5 А, Pmax =7,5 Вт, корпус ТО-202 или ТО-220.

Микросхема 7805: Imax =1,5 А, Pmax =10 Вт, корпус ТО-220.

Стабилизаторы серии 78 изготавливаются в таком корпусе, который делает их похожими на транзисторы.

Распиновка у микросхем 78М05 и 7805 следующая:

  • первый слева вывод – вход (если смотреть на корпус со стороны маркировки);
  • средний – общий;
  • третий – выход.

У микросхем 78L05 распиновка обратная, чем у микросхем 78М05 и 7805.

При сборке схемы нужно учесть, что общий вывод микросхем 78М05 и 7805 соединён с их металлическим теплоотводом, поэтому при монтаже стабилизатора на радиатор не замкните остальные элементы схемы. А прикрутить микросхему к радиатору всё же желательно, потому что стабилизатор в этом случае будет работать лучше (вспомните то, что микросхемные стабилизаторы при перегреве ограничивают ток на нагрузке).

Полупроводниковый диод нужен для ограничения скачков тока при включении выключателей или контактов реле, через которые может быть подключена схема стабилизации.

Конденсаторы нужно поставить по 10 мкФ, а не по 47 мкФ, в случае если применять в схеме менее мощный стабилизатор 78L05, а не микросхемы 78М05 и 7805. По напряжению конденсаторы, как говорилось ранее, должны быть подобраны на 25 В каждый, или на выходе конденсатор можно поставить на 10 В.

Светодиод в качестве индикатора питания не обязателен, но помогает визуально определять наличие напряжение на выходе и исправность схемы стабилизации.

Резистор не обязательно ставить на 160 Ом, потому что при таком гасящем сопротивлении светодиод может слишком ярко светить. Гасящий резистор можно подбирать сопротивлениями: 270 Ом, 300 Ом, 470 Ом.

Собрав схему стабилизации напряжения нужно её подключить к гнезду USB: выход плюс 5 В – к контакту плюс напряжения питания USB; общий выход к – общему контакту разъёма.

Распиновка у гнёзд USB следующая:

  • первый слева контакт – общий (если смотреть на контакты разъёма сверху);
  • второй – плюс шины данных;
  • третий – плюс шины данных;
  • четвёртый – плюс напряжения питания.

Конечно же, никакие данные передавать вы не будет, используя гнездо USB как источник питания, поэтому ни обращайте внимание на второй и третий контакты разъёма.

Где установить гнезда питания USB в машине это личное решение каждого мастера. Но в качестве рекомендации можно сказать, что удобно несколько разъёмов вместе с собранной схемой разместить на отдельной панели, вырезанной из пластмассовой или алюминиевой пластины. Также на этой небольшой консоле можно установить небольшой выключатель, который будет отключать напряжение на входе схемы стабилизации. Готовую панельку с разъёмами USB очень легко установить в удобном месте салона автомобиля.

Простой автоусилитель моноблок на TDA1560Q Автомобильный бездроссельный БП на IRS2153 для ноутбуков и мобильников

Мобильный телефон наш верный друг в любой ситуации, но он работает не вечно, приходит время, когда его нужно перезарядить. Сетевые зарядные устройства обеспечивают выходное напряжение 5-6,5 Вольт при токе до 500мА для зарядки встроенного аккумулятора мобильника. Возникает вопрос - можно ли точно такие параметры получить в автомобиле? Можно и даже очень просто!

Конечно, аналогичные зарядки можно приобрести в магазине, но проще всего сделать своими руками, при этом схема состоит всего из одного компонента - линейный стабилизатор на микросхеме 7805.


Стоимость такой микросхемы не превышает 1$, взамен готовое зарядное устройство продается в магазинах за 4-8$.
Для начала нужно приобрести микросхему стабилизатора. С виду микросхема похожа на транзистор. Цоколевку определяем очень просто. Держим микросхему надписью к себе. Средний вывод - общий, подключается к минусу автомобильного аккумулятора, левых вывод вход - подключается к плюсу аккумулятора. Пониженное напряжение 5 вольт берем с минуса и правого вывода.



Не смотря на то, то это линейный стабилизатор напряжения, микросхема довольно мощная, но тем не менее она нуждается в охлаждении. В качестве охлаждения можно использовать алюминиевый теплоотвод, или же напрямую прикрутить микросхему к корпусу (если последний является металлическим), в котором планируете смонтировать данное зарядное устройство.

Ну вот, мы собрали простое, но достаточно хорошее зарядное устройства для любых типов мобильных телефонов, нужно только подыскать штекер под ваш мобильный телефон и в добрый путь!


Сама микросхема является линейным стабилизаторам напряжения и не стоит подключать к ней большие нагрузки 1,5 Ампер, хотя максимальный ток нагрузки составляет 2 Ампера.