Введение всеобщей воинской повинности в царской империи позднего периода. Изданы манифест о введении всеобщей воинской повинности и устав о воинской повинности


Большое внимание Милютин уделял проблеме подготовки офицерских кадров. Главными центрами подготовки офицеров для русской армии являлись кадетские корпуса, которые давали и военное и среднее образование. Уровень подготовки в этих корпусах оказался невелик. Милютин посчитал, что дело в том, что входе обучения пытаются решить 2 задачи: дать и общее образование и специальное военное. А в результате не получается. Поэтому суть реформы состояла в том, чтобы разделить это. Кадетские корпуса были ликвидированы, а подготовка офицеров стала осуществляться по следующей схеме: юноши, выразившие желание посвятить себя военной карьере, поступали в специальные военные гимназии. Там давалось общее образование и немного знакомили с военным делом. Но там была военная дисциплина. Они давали гимназическое образование. Уровень подготовки там был очень высок.

Окончившие военные гимназии поступали в военные училища. Там обучались военному делу. Там готовили офицеров для армии. Образование было практичным, утратило теоретичность. Прием был бессословным, туда могли поступать представители всех сословий, а не только дворян.

Главным детищем Милютина являлось введение в России всеобщей воинской повинности. В связи с развитием военной техники наступала эпоха массовых армий. И великие державы все, кроме Англии, перешли на всеобщую воинскую повинность.

Главный недостаток заключался в невозможности иметь значительные резервы людей, которые в случае необходимости можно было призвать в армию.

Рекрутская служба

Как проходила рекрутская служба? К началу Крымской войны действовал рекрутский устав 1834 года. Общий срок службы в армии равнялся 20 лет. Из них первые 15 лет человек служил в полевых войсках. По истечении этого срока он зачислялся в резервные войска. Он оставался в армии, но служба была облегченной. Через 5 лет он увольнялся из армии и переходил в категории срочно отпускных. Он снимал форму, становился гражданским человеком. Но в течение 5 лет он мог быть призван в армию. Вот эти срочно отпускные составляли резерв. Но их было мало.

Во время Крымской войны общая численность русской армии более 1 миллиона человек. А срочно отпускных по данным военного министерства было порядка 200 тысяч, и то они не все годились.

Если бы всеобщую воинскую повинность ввели в 18 веке, толку бы от нее не было. Не было возможности быстрого оповещения населения и быстрого переброса на театр военных действий. В 18 веке это было невозможно, учитывая огромные пространства России. Пока люди доберутся своим ходом до театра военных действий – война уже закончится.

Но во 2-й половине 19 века ситуация стала меняться. Стали строиться железные дороги, телеграф, который связывал отдаленные окраин с центром.

Подготовку к проведению всеобщей воинской повинности Милютин начал вести еще с 1860-х годов. Но эта мера встретила сильное противодействие влиятельных людей. Почему? Действовал социальный эгоизм, это рассматривалось как посягательство на особое положение дворян, которые были освобождены от обязательной службы в армии.

Введение службы в армии

Против был и другой аргумент. Насколько можно полагаться на армию в случае внутренней войны? Будет ли она таким же надежным инструментом, как армия, состоящая из лиц, набранных на основе рекрутства. Служба в армии деклассировала человека, она его выбивала из своей среды, так как была продолжительной. Контакты не практиковались, т.е. человек, уходя на службу, порывал со своей средой. В деревне его никто не ждет, он отвык от крестьянского труда. На такого солдата можно было рассчитывать.

Но совсем другое дело – всеобщая воинская повинность. Человек отслужит несколько лет и вернется обратно.

Но события в Европе ускорили введение всеобщей воинской повинности. В 1870-71 годах разразилась франко-прусская война, завершившаяся полным разгромом Франции. Она показала какую огромную силу имеет прусская армия, основанная на всеобщей воинской повинности. Кроме того, война завершила объединение Германии. И у границ России возникло сильное государство, с которым необходимо было считаться. Все это привело к принятию экстренных мер по повышению обороноспособности.

Валуев, находясь в это время в Европе, воочию наблюдал франко-прусскую войну и по возвращении представил Александру 2 записку: Мысли невоенного о наших военных силах.

В 1874 году был утвержден Устав о всеобщей воинской повинности.

Отныне служба в армии объявлялась всесословным делом, был установлен 21 год. Зачислялись в войска не все годные по здоровью. Лица годные по здоровью, достигшие призывного возраста, тянули жребий. Те, кто вытянул, должны были идти служить, остальные зачислялись в запас. Призывалось порядка 30%. Срок службы 6 лет в сухопутных войсках и 7 лет на флоте. Такой срок был введен только для мигрантов.

Всеобщая воинская повинность не распространялась на некоторые окраинные территории России: Кавказ, Среднюю Азию, Финляндию. Ее введение позволило уменьшить численность армии в мирное время, а следовательно и расходы, но вместе с тем существенно ее увеличить в случае войны.

Введение ВВП позволило увеличить обороноспособности России. Но это и привело к распространению грамотности. Необходимо было уметь читать, писать, считать.

Исследователи сталкивались и со вторичной неграмотностью, так как человек должен тренировать свои знания. Вернувшись в деревню, крестьяне все забывали.


Большая война России: Социальный порядок, публичная коммуникация и насилие на рубеже царской и советской эпох Коллектив авторов

Введение всеобщей воинской повинности в царской империи позднего периода

Реформы Александра II представляли собой попытку - предпринятую прежде всего «просвещенной бюрократией» - модернизировать Российскую империю. После катастрофического поражения в Крымской войне императорский Петербург хотел преодолеть отставание от своих европейских соперников, болезненно воспринимавшееся властями. Реформа вооруженных сил, начатая в 1874 году, была частью этого проекта. Ее разработчики взяли за образец прусскую армию, которая благодаря своим блестящим победам над Австрией и Францией в 1866 и 1871 годах убедила европейскую общественность в том, что национальной армии, набранной по призыву, принадлежит будущее. Дисциплинированность и моральная устойчивость солдат вкупе с их готовностью пожертвовать собой во имя единства нации, как полагали, могли решающим образом сказаться на исходе сражения. Введение всеобщей воинской повинности было попыткой воссоздать образцовый тип национальной армии, комплектуемой по призыву, в рамках имперского и самодержавного политического устройства. Армия подобного типа подразумевала наличие однородного сплоченного сообщества. Итак, реформаторы воспользовались моделью, которая шла вразрез с реалиями имперской России {106} .

Уже при подготовке реформы и накануне ее вступления в силу 1 января 1874 года стало очевидно, что реформаторы переоценили свои возможности. В весьма разнородной в культурном отношении России отсутствовали единые управленческие и правовые структуры. Отношения имперского центра с различными регионами, где преобладало нерусское население, складывались весьма неодинаково, и над ними довлел различный исторический опыт. Это касалось и мусульманских регионов Российской империи. Если волжские татары и башкиры стали подданными Московского государства еще в XVI веке, в ходе завоевания Казанского и Астраханского ханств, то Крымское ханство было присоединено к Российской империи лишь в 1783 году при Екатерине II. Мусульман Закавказья царская империя покорила в начале XIX века, в результате Русско-персидских войн, в то время как завоевание Средней Азии постепенно завершалось в годы, когда уже стартовали Великие реформы. В связи с этим едва ли стоит удивляться, что при осуществлении армейской реформы - вопреки амбициозным декларациям - принцип, согласно которому все мужчины, годные по возрасту к военной службе, обязаны нести воинскую повинность, не был последовательно воплощен в жизнь. Взглянув на мусульманское население Российской империи, мы обнаружим, что в вопросе призыва на военную службу реформаторы совершенно по-разному вели себя с разными регионами. Если башкиры и волжские татары призывались на службу в регулярные части, то крымским татарам разрешено было проходить службу в специальных подразделениях по месту жительства. На мусульманское население Северного Кавказа и Закавказья, а также на жителей Средней Азии воинская повинность и вовсе не распространялась {107} .

Однако стратегическая цель реформаторов, а равно и царя была четко обозначена уже в 1874 году: всех граждан Российской империи мужского пола, независимо от их этнической принадлежности или вероисповедания, надлежало привлечь в ряды регулярной армии. Если эту стратегическую цель реформы по большому счету никто не оспаривал, то по вопросу о сроках и методах ее достижения мнения расходились. В начале 1880-х годов главнокомандующему на Кавказе графу A.M. Дондукову-Корсакову поручили разработать положения всеобщей воинской обязанности для Кавказского региона. В представленном проекте Дондуков-Корсаков поначалу решительно высказался за призыв местного мусульманского населения на воинскую службу. Доводы, приведенные им и Генеральным штабом, весьма примечательны: они считали аксиомой широко распространенное мнение о фанатизме мусульман Кавказа и о якобы низкой стадии их культурного развития. Авторы проекта полагали, что в случае войны, особенно войны с мусульманскими государствами, например Персией или Османской империей, никто не мог гарантировать политическую лояльность мусульман. Однако было бы в корне ошибочной стратегией не привлекать мусульман на этом основании к воинской службе: в конце концов, нельзя же еще и поощрять политическую нелояльность освобождением от воинской повинности. Кроме того, воинственные мусульманские племена Северного Кавказа по своему психическому складу и по своей физической форме, можно сказать, предуготованы для вооруженной борьбы {108} . Хотя Военное министерство поддержало предложение Дондукова-Корсакова, ему не удалось снискать одобрения Госсовета, ибо мусульмане Северного Кавказа и Закавказья, как полагали, скорее будут хранить верность Мекке и Медине, чем государству Российскому. В конечном итоге государство не стало привлекать мусульманскую часть населения Кавказа к несению воинской службы и взамен решило ввести специальный налог, призванный компенсировать несправедливое распределение бремени армейской службы {109} .

На примере проектов реформы армии на Кавказе обнаруживается дилемма, перед которой стояли высокие военные чины, размышляя о долгосрочной реализации реформы 1874 года, - дилемма, которая беспокоила их вплоть до начала Первой мировой войны и которую они в конечном счете так и не смогли разрешить. Все соглашались, что при избирательном применении принципа всеобщей воинской повинности «коренное население» России испытает на себе несправедливость, ибо на него падет основной груз тяжелого долга по защите отечества. Если последовательно устранить эту кажущуюся несправедливость, призвав к военной службе всех без исключения граждан империи, тогда возникает риск, что империя вооружит своих врагов и в случае войны испытает на себе опасные последствия подобной политики. И все же военное руководство неоднократно выдвигало требование распространить воинский призыв именно на неблагонадежных мусульман Кавказского региона. По мнению военных, армейская служба на окраинах империи могла бы сыграть консолидирующую роль. Необходимость привлечь инородцев в ряды армии следовала уже из мультиэтнического и многоконфессионального состава Российской империи, который со всей очевидностью обнаружился самое позднее в результате переписи населения 1897 года. По крайней мере, русские составляли большинство населения в своей собственной империи лишь при условии, что к ним приплюсовали украинцев и белорусов. Более трети населения приходилось на нерусские народности. От этих людских ресурсов армия в долгосрочном плане не могла отказаться {110} . И, хотя были основания опасаться нелояльности «фанатичных» мусульман, на солдат, как полагали, должна была оказать свое действие воспитательная сила армейской службы {111} . Образ «гражданина в мундире», который в благодарность за свои политические права жертвует собой во благо нации, здесь не подразумевался. Военные делали ставку скорее на жесткий армейский распорядок, который приучит солдат к дисциплине и тем самым выработает у них лояльность к государству.

Из книги Забытые битвы империи автора Музафаров Александр Азизович

ПО СТАРОЙ ЦАРСКОЙ ДОРОГЕ Учителя географии московских школ любят задавать своим ученикам пару каверзных вопросов:- Скажите, в каком направлении от Москвы находится Варшава?- В западном.- Тогда почему улица Варшавское Шоссе ведет строго на юг?И в самом деле. Для

Из книги Военные мемуары. Спасение, 1944–1946 автора Голль Шарль де

Резолюция, принятая 23 августа 1945 года общим собранием партии радикальных социалистов, социалистической и коммунистической партий в бюро всеобщей организации труда Делегаты партии радикальных социалистов, социалистической партии, коммунистической партии и Лиги Прав

Из книги Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны) автора Краснова Марина Алексеевна

Письмо Леона Жуо, генерального секретаря всеобщей конфедерации труда, к генералу де Голлю Париж, 1 сентября 1945 Господин президент,Я имею честь от имени Объединенного комитета Всеобщей Конфедерации Труда, партии радикальных социалистов, коммунистической партии,

Из книги Великая война: как погибала Русская армия автора Базанов Сергей Николаевич

15. ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОЮЗА ССР О ВСЕОБЩЕЙ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ НАСЕЛЕНИЯ К ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЕ 2 июля 1941 г.В целях подготовки гражданского населения к противовоздушной и противохимической обороне, а также организации и подготовки

Из книги Памятная книжка краснофлотца автора Кузнецов Н. Г.

ДЕКРЕТЫ О ДЕМОКРАТИЗАЦИИ АРМИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПАДЕНИЕ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ НА ФРОНТЕ Одновременно с заключением перемирия на фронте происходил процесс демократизации действующей армии. Его важнейшими составными частями после взятия власти в войсках большевистскими

Из книги Россия в Первой мировой войне автора Головин Николай Николаевич

О воинской службе и ответственности Краснофлотец! Будь достоин высокой чести и доверия, которое оказал тебе народ… Не одно уже столетие существует военный флот в нашей стране. И во все времена в схватках с врагами России военные моряки неизменно показывали

Из книги Большая война России: Социальный порядок, публичная коммуникация и насилие на рубеже царской и советской эпох автора Коллектив авторов

Погоны - эмблема воинской чести За время отечественной войны советское правительство провело ряд мероприятий, направленных на укрепление дисциплины в Красной Армии и Военно-Морском Флоте. Одним из этих мероприятий является введение погонов. Эскадренный

Из книги На передних рубежах радиолокации автора Млечин Виктор Владимирович

Глава первая. РУССКИЕ ЗАКОНЫ О ВСЕОБЩЕЙ ВОИНСКОЙ ПОВИННОСТИ Устав 1874 года и его предшественники. - Территориальное распределение тягот воинской службы. - Сроки службы. - Сравнение с германским законом. - Распределение тягот воинской службы по возрастам. - Казачьи

Из книги Лицензия на вербовку автора Атаманенко Игорь Григорьевич

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЯГОТ ВОИНСКОЙ СЛУЖБЫ Согласно Уставу 1874 г., полное освобождение от воинской службы предоставлялось всему инородческому населению Астраханской губернии, Тургайской, Уральской, Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской областей,

Из книги автора

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЯГОТ ВОИНСКОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОЗРАСТАМ Отсталость русского законодательства об обязательной воинской службе от требований современной войны обнаруживается еще ярче, если мы углубим наш анализ.Выше мы уже упоминали о том, что закон об обязательной воинской

Из книги автора

КАЗАЧЬИ УСТАВЫ О ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ Мы уже упоминали выше о том, что 2,5% населения Российской империи в отношении воинской повинности подчинялось особым казачьим уставам. Мы говорили также, что причина выделения казачьего населения объяснялась стремлением не нарушать тех

Из книги автора

Из книги автора

Патриотическая мобилизация и репрезентация царской семьи Во время Первой мировой войны представительницы различных европейских правящих династий облачались в форму сестер милосердия с красным крестом. Это привлекало немалое общественное внимание. О новых образах

Из книги автора

Участие СССР в локальных военных конфликтах позднего времени Впервые Советский Союз столкнулся с необходимостью масштабного применения средств противорадиолокационной техники во время корейской войны, начавшейся в 1950 г. Самолёты МИГ-15, боровшиеся в воздухе с

Из книги автора

МИД ЦАРСКОЙ РОССИИ - ОБИТЕЛЬ САНОВНЫХ ГОМОСЕКСУАЛОВ В начале ХХ века одним из самых авторитетных и значимых русских дипломатов, приверженцев гомосексуальных отношений, был граф Владимир Николаевич Ламздорф. Он происходил из известного в России рода обрусевших

Из книги автора

«ГОЛУБАЯ ЗВЕЗДА» ЦАРСКОЙ ОХРАНКИ Для некоторых историков и писателей известный авантюрист ХХ века Манасевич-Мануйлов - это сосуд пороков. Мало кому известно, что он, выдавая себя за журналиста, на самом деле работал на царскую охранку, подвизался на поприще шпионажа,

Людмила

Тимонина

Леонид

Тимонин

История жизни

Генерала Сержанова

Тольятти

2011 - 2015


Вместо предисловия

Разные люди, разные судьбы. В бурливом потоке города каждый сам по себе, пока не встретит человека сродни своей судьбе, мыслям, поступкам и делам. В нашем случае речь идет о людях, жизнь которых так или иначе была связана с прошедшим XX веком, которому человечество дало жесткое определение – атомный. Это и ветераны подразделений особого риска – солдаты и офицеры, принимавшие участие в военных атомных учениях, в испытании новых образцов ядерных и термоядерных зарядов, в эксплуатации подводных атомных ракетоносцев. Это и научные работники, инженеры, техники, лаборанты, рабочие секретных научных центров и производств по наработке компонентов для начинки ядерных и термоядерных зарядов…

Во время встреч с тольяттинцами, иногда случайных, не раз доводилось слышать, что и им в жизни тоже пришлось соприкоснуться с атомными тайнами прошедшего века. У большинства из них нет о том никакого официального подтверждающего документа, но их воспоминания от этого не теряют своей ценности, как свидетельства масштабных исторических событий, о которых должны знать потомки. Генерал-майор Александр Ильич Сержанов – один из тех людей, часть жизни которых оказалась связанной с созданием атомного щита Родины. Не миновала его и Чернобыльская катастрофа. Да и вся жизнь – это ратный труд на благо Родины, в том числе и в суровую годину Великой отечественной войны.

Хутор Сержанта…

От своего имени, говорят, не убежать – как корабль назовут , так он и поплывет!История жизни генерал-майора Сержанова – тому яркое подтверждение. Известный и часто цитируемый, афоризм Наполеона Бонапарта: “В ранце каждого солдата лежит жезл маршала”, сродни жизненному пути человека с говорящей военной фамилией. Семь поколений у этой фамилии. Годами Александр Ильич вел переписку с архивами, подняв все документы, какие только были доступны... И все это для того, чтобы установить все факты своей родословной, Позже он скажет об этих поисках:

Труд однообразный, но и в тоже время интересный. Может быть, кому-то и полезным покажется. Согласно родословной, мой прадед, от которого и пошла фамилия, был призван рекрутом и попал на флот. Государь Александр II сократил срок службы с двадцати пяти лет до двадцати*, в связи с этим мой предок и был уволен на год раньше. И можно сказать, что ему повезло – на флоте и в армии он провел всего лишь только 24 года.

* В русской армии и во флоте (Вооружённые силы) с 1705 года по 1874 год рекрут – лицо, зачисленное в армию по рекрутской повинности, которой подлежали все податные сословия (крестьяне, мещане и др.) и для которых она была общинной и пожизненной и они поставляли из своих общин определённое число рекрутов (солдат). Набор в армию крепостных освобождал их от крепостной зависимости. От рекрутской повинности было освобождено дворянство. Позже это освобождение было распространено на купечество, семьи церковнослужителей, почётных граждан, жителей Бессарабии и некоторых отдалённых районов Сибири. С 1793 года бессрочный срок службы был ограничен до 25 лет, с 1834 года – до 20 лет с последующим пребыванием в так называемом бессрочном отпуске в течение 5 лет. В 1855 – 1872 годах были последовательно установлены 12-ти, 10-ти и 7-летние сроки службы и соответственно пребывание в отпуске 3; 5 и 8 лет.


Рекрутские наборы производились не регулярно, а по мере надобности и в различных количествах. Только в 1831 году введены ежегодные наборы, которые делились на обычные: 5–7 человек на 1 000 душ, усиленные – от 7 до 10 и чрезвычайные – свыше 10 человек. В 1874 году после начала военной реформы Александра II рекрутская повинность заменена всеобщей воинской обязанностью, а слово «рекрут» заменено словом «новобранец». В СССР и современной России к лицам, подлежащим службе и призванным для службы, применяется термин «призывник».

Разработанная военным министром Д. А. Милютиным и проведенная 1 января 1874 года Александром II военная реформа была утверждена манифестом о всеобщей воинской повинности и Уставом о воинской повинности. Она ознаменовала переход от принципа рекрутского набора в армии к всесословной воинской повинности. Стоит отметить, что реформы в армии начали реализовываться с конца 1850-х годов, то есть сразу после Крымской войны, и проводились в несколько этапов. Их основной целью было сокращение армии в мирное время и одновременно обеспечение возможности ее развертывания во время войны. Основное содержание военной реформы Александра II заключалось в следующем:

1. Сокращение численности армии на 40 %;

2. Создание сети военных и юнкерских училищ, куда принимались представители всех сословий;

3. Усовершенствование системы военного управления, введение военных округов (1864 г.), создание Главного штаба;

4. Создание гласных и состязательных военных судов, военной прокуратуры;

5. Отмена телесных наказаний (за исключением розг для особых "оштрафованных") в армии;

6. Перевооружение армии и флота (принятие нарезных стальных орудий, новых винтовок и т.д.), реконструкция казенных военных заводов;

Введение всеобщей воинской повинности в 1874 вместо рекрутского набора и сокращение сроков службы.

По новому закону, призываются все молодые люди, достигшие 21 года, но правительство каждый год определяет необходимое число новобранцев, и по жребию берет из призывников только это число, хотя обычно на службу призывалось не более 20-25% призывников. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также если старший брат призывника отбывает или отбыл службу. Взятые на службу числятся в ней: в сухопутных войсках 15 лет в строю и 9 лет в запасе, во флоте – 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Для получивших начальное образование срок действительной службы сокращается до 4-х лет, окончивших городскую школу – до 3-х лет, гимназию – до полутора лет, а имевших высшее образование – до полугода.

1 (13) января 1874 г. был издан «Манифест о введении всеобщей воинской повинности», в соответствии с которым воинская повинность возлагалась на все сословия Российской империи. В тот же день был утвержден «Устав о воинской повинности», в котором защита престола и Отечества объявлялась священной обязанностью всех российских подданных. Согласно Уставу, все мужское население страны «без различия состояний» подлежало воинской повинности. Тем самым были заложены основания армии современного типа, способной выполнять не только военные задачи, но и миротворческие функции (пример тому – победоносная русско-турецкая война 1877-1878 гг.).

Начиная с Петра I, все сословия в России привлекались к службе в армии. Дворяне обязательно должны были сами проходить военную службу, а податные сословия - обеспечивать армию рекрутами. Когда Екатерина II освободила «благородное дворянство» от обязательной службы, рекрутчина оказалась уделом беднейших слоев общества. Дело в том, что до принятия Устава о воинской повинности рекрутская повинность не носила характер личной обязанности нести военную службу. В ряде случаев допускалась замена поставки рекрута натурой, денежным взносом или наймом охотника - человека, который соглашался пойти на службу вместо призванного рекрута.
Реформы в военной области стимулировались неутешительными итогами Крымской войны 1853-1856 гг. Уже в конце 1850-х годов был упразднен институт военных кантонистов и сокращен до 10 лет срок службы низших чинов. Новый виток реформ был связан с назначением в 1861 г. на пост военного министра Дмитрия Алексеевича Милютина. Военные преобразования развернулись сразу по нескольким направлениям, включая: введение новых воинских уставов, сокращение личного состава армии, подготовку обученных резервов и офицерских кадров, перевооружение армии и реорганизацию интендантской службы. С 1864 до 1867 г. численность вооруженных сил была сокращена с 1132 тыс. до 742 тыс. чел., без снижения реального военного потенциала.
Во главу угла военной реформы был положен принцип децентрализации войскового управления путем создания военных округов, командующие которых должны были соединять в своих руках высшее командование войсками и контроль над военной администрацией. 6 августа 1864 г. было принято «Положение о военно-окружных управлениях», согласно которому было создано сначала 9 военных округов, а 6 августа 1865 г. - еще 4 военных округа. Одновременно была проведена реорганизация военного министерства. В 1865 г. был учрежден Главный штаб – высший орган оперативно- стратегического и строевого управления войсками, подчиненный военному министру. В свою очередь, созданный еще в 1827 г. Генеральный штаб стал структурным подразделением Главного штаба. Основной целью данных реформ было сокращение армии в мирное время и одновременное обеспечение возможности ее развертывания во время войны.
С 1865 г. началась военно-судебная реформа, в основе которой лежало внедрение принципов гласности, состязательности сторон и отказ от телесных наказаний. Были установлены три судебные инстанции: полковой, военно-окружной и главный военный суд. В 1860-х годах, по инициативе военного ведомства, началось строительство стратегических железных дорог, а в 1870 году были образованы специальные железнодорожные войска. Реорганизации армии сопутствовала коренная перестройка старых оружейных заводов и строительство новых, благодаря чему в 1870-е годы завершилось перевооружение армии нарезным оружием.
Условия Парижского мирного договора существенно ограничивали возможности развития военно-морского флота. До 1864 г. очевидно первостепенное внимание к береговой обороне. Это подтверждается строительством на российских верфях, прежде всего, предназначенных для береговой обороны канонерских лодок. Одновременно на созданное в 1856 г. и состоявшее под Высочайшим покровительством Русское Общество Пароходства и Торговли была возложена задача создания училищ для подготовки морских кадров. На практике эти меры представляли собой реализацию плана создания резерва военного флота, способного отчасти компенсировать отсутствие такового. Во второй половине 1860-х гг. российское правительство начинает строить башенные фрегаты, предназначенные для океанских крейсерских операций.
Реформа военно-учебных заведений предусматривала создание военных и юнкерских училищ, в которые с 1876 г. стали принимать лиц всех сословий. Из 66 кадетских корпусов были сохранены только два - Пажеский и Финляндский, а остальные были переформированы в военные гимназии или в военные училища. В 1877 г. была создана Военно-юридическая академия и расширена основанная Николаем I Академия Генерального штаба.
Также во главу военной реформы были поставлены вопросы престижа военной службы и корпоративности военного сословия. Этим целям служило создание военных библиотек и военных клубов, сначала офицерских, а в 1869 г. было создано первое солдатское собрание, с буфетом и библиотекой. Составной частью реформы стало улучшение материального положения офицеров: с 1859 по 1872 г. как минимум на 1/3 (а для многих категорий в 1,5 – 2 раза) были повышены выплаты и жалование. Столовые деньги офицеров составляли от 400 до 2 тыс. руб. в год, тогда как обед в офицерском клубе обходился всего в 35 копеек. С 1859 г. стали создаваться кассы для офицеров и других чинов для выплаты пенсий и пр. Причем для всех чинов давались заемные ссуды под единые 6% годовых.
Однако все эти нововведения не смогли устранить сословную структуру армии, основанную на системе рекрутских наборов, прежде всего, среди крестьян и монополии дворян на занятие офицерских должностей. Поэтому в 1870 г. для разработки вопроса о воинской повинности была образована особая комиссия. Спустя четыре года Комиссия представила на рассмотрение императора Устав всеобщей всесословной воинской повинности, который был высочайше утвержден в январе 1874 г. Рескрипт Александра II от 11 (23) января этого же года поручал министру привести закон в исполнение «в том же духе, в каком он составлен».
Согласно Уставу, на воинскую службу по жребию, который делался один раз в жизни, призывались по достижению 20 лет. Те, кто по номеру вынутого жребия не подлежал поступлению в постоянные войска, зачислялись в ополчение. Устав определил общий срок военной службы в сухопутных войсках 15 лет, на флоте - 10 лет, из которых действительная военная служба равнялась 6-ти годам на суше и 7-ми - на флоте. Остальное время приходилось на службу в запасе (9 лет в сухопутных войсках и 3 - на флоте). То есть по выходу в запас солдат время от времени мог призываться на учебные сборы, не препятствовавшие его частным занятиям или крестьянскому труду.
Устав также предусматривал льготы по образованию и отсрочки по семейному положению. Так, освобождению от службы подлежали единственные сыновья у родителей, единственные кормильцы в семье при малолетних братьях и сестрах. От воинской повинности по социальному состоянию освобождались священники всех христианских вероисповеданий, некоторые лица мусульманского духовенства, штатные преподаватели вузов и обладатели ученых степеней. По национальному признаку освобождению подлежали нерусские туземные жители Средней Азии, Казахстана, некоторых округов Сибири, Астраханской, Тургайской, Уральской, Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской и Закаспийской областей, Архангельской губернии. На особых условиях к службе привлекалось население Северного Кавказа и Закавказья нехристианских вероисповеданий: для них отбывание воинской повинности заменялось уплатой особого денежного сбора. Сокращенные сроки службы устанавливались для выпускников высших, средних и низших учебных заведений. По уставу 1874 г. для первых срок определялся в полгода, для вторых – в полтора года и для третьих - в три года. Впоследствии эти сроки были увеличены соответственно до двух, трех и четырех лет. Предусматривалась и практика отсрочек для учащихся высших и средних учебных заведений.
Для исполнения воинской повинности в каждой губернии учреждались губернские по воинской повинности присутствия, которые находились в ведении Управления по делам воинской повинности Главного штаба Военного министерства. Устав о воинской повинности с изменениями и дополнениями действовал до января 1918 г.

Земская и городская реформы

Составной частью начавшихся преобразований стали реформы мест­ного самоуправления, в ходе которых государство попыталось привлечь к управлению экономикой на местах, к развитию местного хозяйства фор­мирующиеся предпринимательские слои дворянства, крестьянства, юрод­ских жителей.

Земская и городская реформы частично реанимировали екатеринин­ское обветшавшее самоуправление и преобразовали его, расширив круг его хозяйственных полномочий. Земская реформа («Положение о губерн­ских и уездных земских учреждениях» от I января 1864 г.) создала в губер­ниях и уездах систему представительных органов – уездные и губернские земские собрания. Их члены назывались «гласными» и избирались на 3 го­да в ходе двухстепенных выборов, в которых участвовало все местное на­селение, разделенное на три избирательные курии: землевладельцев (к ним причислялись собственники земли от 200–800 дес. по разным уездам), городских собственников (владельцы предприятий или домов, оцененных суммой в 500–3 тыс. рублей в разных городах), представителей кресть­янских обществ, выдвинутых предварительно на волостных сходах.

Эти курии избирали выборщиков, а выборщики на своих собраниях избирали депутатов (гласных) в уездные собрания (от 10 до 96). На уезд­ных собраниях избирались члены губернского собрания (от 15 до 100). Депутатами земских собраний могли стать мужчины не моложе 25 лет, не опороченные по суду.

Земские собрания, как в уезде, так и в губернии, собирались один раз в год (своеобразные сессии), заседали несколько дней, решая насущные проблемы. В перерывах между ними действовали управы (председатель и 2–6 членов), избиравшиеся из числа гласных. Члены управ работали по­стоянно и получали жалованье из земских сборов, размеры которого оп­ределялись собранием. Председателем земского собрания по должности являлся предводитель дворянства.

Земские органы создавались «для содействия правительству в ведении местных хозяйственных дел». Земства занимались экономикой, просвеще­нием, медицинским обслуживанием, строительством дорог, агрономиче­ской и зоотехнической помощью, общественным призрением и т.п. В ком­петенцию земских органов входило также распределение государственных и утверждение местных налогов. На земские сборы, установленные для всех категорий населения, строились школы и больницы, богадельни и ночлежные дома, дома престарелых и сирот. Земские органы работали под непосредственным контролем и в тесном контакте с государственны­ми органами. Производить сборы и проводить в жизнь решения им помогали уездные исправники, важнейшие их решения требовали санкции губернатора, который утверждал и выборы уездных земских управ. Председатели губернских управ утверждались министром внутренних дел.



Не занимаясь политикой, земства внесли огромный вклад в развитие отечественного хозяйства и культуры. Они подготовили почву для введения в стране всеобщего начального обучения. Работа в земских органах способствовала формированию гражданского сознания, российской ин­теллигенции, выходившей из разных слоёв населения. В 1865–1867 гг., к примеру, дворяне составляли 46 % гласных, свыше 34 % крестьяне, 10,2 % купцы, оставшуюся часть делили между собой духовенство и представите­ли других сословий.

Земская реформа была проведена в 34 из 59 российских губерний. Её положения не действовали на территории Польши, Финляндии, в Прибал­тике, где имело место своё особое национальное управление. Они не рас­пространялись на Сибирь, некоторые обширные северные и южные губер­нии (Архангельскую и Астраханскую), в которых отсутствовали дворян­ство и помещичье землевладение.

Городская реформа проводилась по принципу земской («Городовое поло­жение» утверждено в 1870 г.). В городах создавались бессословные город­ские думы – распорядительные органы – и городские управы в качестве их постоянного исполнительного органа. Функции и подконтрольность этих органов были аналогичны земским. Строились они на чисто буржуазной, цензовой основе, без учета сословной принадлежности. В выборах участ­вовали все плательщики городских налогов, начиная с 25-летнего возрас­та, разделенные на 3 разряда. Каждый разряд состоял из собственников, уплачивавших по 1/3 общей суммы налогов: крупных, средних, мелких. Каждый разряд давал 1/3 членов Думы. Естественно, что представительст­во первых двух категорий собственников (владельцев недвижимости) бы­ло большим. Имущественный ценз ограничивал количество избирателей, участвовавших в выборах.



Городские думы и управы действовали в течение 4 лет. В составе дум работало от 30 до 72 депутатов (в Москве – 180, в Санкт-Петербурге – 250). Городской голова, возглавлявший управу, и члены её избирались Ду­мой и получали жалованье. В компетенцию городского управления вхо­дило благоустройство, попечение о развитии торговли, устройство боль­ниц, школ, противопожарные меры и городское налогообложение. К кон­цу столетия городское самоуправление было введено в 621 городе из 707.

Избирательное право, введенное в России реформами, ещё не было прямым, всеобщим и равным. Оно покоилось на разделении избирателей по полу, имущественному (для собственников) и возрастному цензу, мно­гостепенности (для крестьян). И все же оно стало более демократичным, чем прежде. Избирательным правом обладали крестьяне, в которых цар­ское правительство видело опору своей власти. Женщины же, не получив активного права, имели пассивное избирательное право. Их имуществен­ным цензом могли пользоваться по доверенности мужья и сыновья.

Военная реформа

Внутренние (отсталость русской армии от армий стран Запада, обна­ружившаяся в Крымской войне) и внешние (появление по соседству с Рос­сией новой, милитаризованной бисмарковской Германии) обстоятельства заставили правительство Александра II провести военную реформу. Она проводилась в течение 12 лет под руководством военного министра Д.А. Милютина и включала в себя ряд важных мер, в том числе реорганизацию военного ведомства (создание военных округов и централизацию военного управления), усиление боеспособности войск (перевооружение армии, в том числе замену кремневых ружей боевым оружием), улучшение системы подготовки военных кадров, введение нового военного устава, проведение воен­но-судебной реформы. В ходе этих преобразований были созданы военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения, в кото­рые принимались лица всех сословий. Новые уставы уделяли главное внимание боевой и физической подготовке солдат. Сокращался срок дей­ствительной военной службы.

Но центральным звеном военной реформы стало изменение феодально-сословной структуры армии и принципов комплектования вооруженных сил . Уставом «О воинской повинности» от 1 января 1874 г. в России вместо рекрутских наборов вводилась всесословная воинская повинность . Закон распространил военную службу на лиц мужского пола всех сословий, дос­тигших 21 года. Новый порядок бессословного призыва в армию позволил России при сокращении срока действительной военной службы создать крупные обученные резервы. Это значительно облегчало содержание ар­мии и позволяло в случае войны отмобилизовать значительную обучен­ную военную силу.

Введение всеобщей воинской обязанности не означало, однако, что все лица м.п., достигшие 21 года, подлежали призыву в армию. В войска на действительную службу призывалась лишь часть военнообязанных. Суще­ствовали многочисленные льготы, связанные с семейным положением, освобождавшие от службы (не призывались единственные сыновья, кор­мильцы престарелых родителей и др.) Судьбу остальных определяла же­ребьевка. От военной службы освобождались также отдельные народности Крайнего Севера (по физиологическим причинам), народы Средней Азии, Казахстана и частично Кавказа (в силу образа жизни и других причин, в том числе нежелания вручать последним оружие). От военной повинности освобождались служители культа, хотя значительная их часть находилась в войсках, некоторые сектанты, по законам своей веры не могущие носить оружие. Так, для меннонитов, части немецких колонистов, вводилась аль­тернативная служба в лесных командах (в мирное время) и санитарных частях (во время военное).

Срок службы определялся в 6 лет с последующим зачислением в запас на 9 лет в сухопутных войсках и в 7 и 3 года во флоте. Продолжительность службы, однако, напрямую зависела от уровня образования. Окончившие высшее учебное заведение должны были служить всего 6 месяцев, гимна­зию – 1,5 года, городское училище – 3 года, а начальную школу – 4 го­да. В этом заключался серьезный стимул для юношества к получению об­разования. Реализацию его обеспечивала реформированная система на­родного образования. В России кроме государственных и церковно­приходских школ стали действовать земские и воскресные училища, целью которых признавалось «распространение первоначальных полезных зна­ний». В гимназии и прогимназии принимались дети лиц всех сословий и вероисповеданий.

Таким образом, российская государственная система приобретала но­вое качество, абсолютная монархия трансформировалась в неоабсолю­тизм, с присущими ему чертами буржуазного строя. Особенно заметные изменения произошли в российском судоустройстве и судопроизводстве. Они явились следствием судебной реформы 1864 г., которая ввела в Рос­сии буржуазный суд со всеми его атрибутами.