Зарисуйте два побега с разным расположением почек. Лабораторные работы по ботанике и зоологии. Рис.1.1 Схемы строения корневых систем

Задачи : формировать понятия о побеге и почке, их строении, функциях и приспособленности к условиям среды; воспитывать бережное отношение к растениям.

Оборудование : комнатные растения с очередным, супротивным и мутовчатым листорасположением; однолетние побеги тополя, бузины, смородины, клена или других растений; побеги с распустившимися листовыми и цветочными почками; таблицы; лупы; лабораторное оборудование; учебный фильм «Развитие и рост побега».

Методические рекомендации . В начале урока учитель комментирует ответы учащихся по теме «Лист» и формулирует задачи темы и урока. Предлагает учащимся рассмотреть комнатные растения, черенки и побеги и определить способы расположения листьев и почек. В процессе беседы выясняются способы расположения почек на стебле и дается определение понятия «побег». При изучении строения и образования побега используются живые объекты, таблицы о развитии побега. Учащиеся рассматривают рисунки в учебнике. Изучение строения почек проводится в процессе выполнения лабораторной работы.

Лабораторная работа. Строение почки

1) Рассмотрите побеги разных растений. Определите, как расположены листья, выведете Формулу Герона и почки на стебле. Зарисуйте расположение почек на стебле.

2) Снимите с побега почку, рассмотрите ее внешнее строение. В чем заключается приспособление почки к перенесению небла?о- приятных условий?

3) Расчлените почку, рассмотрите ее под лупой; найдите чешуйки, зачаточные листочки, зачаточный стебелек и почечку. Зарисуйте строение почки и обозначьте детали строения.

4) Изучите цветочную почку. Что общего и отличного в строении листовой почки с цветочной? Используйте для сравнения рисунок в учебнике.

Учащиеся делают выводы: почка - это зачаточный побег. Почки бывают листовые и цветочные.

После выполнения и оформления лабораторной работы можно продемонстрировать фрагмент или часть фильма. Просмотр фильма позволяет конкретизировать и систематизировать знания о строении почек и развитии побега из почки. Задание к фильму: найдите в фильме новые термины, характеризующие побег и почки. Составьте план рассказа по фильму. В беседе уточняется, насколько внимательно просмотрен фильм и усвоено его содержание, как понимают школьники развитие побега из зародышевой почки у фасоли, кукурузы, пшеницы и других растений.

Задание на дом : повторить рост корня.

Во внеурочное время закладываются опыты.

Опыт 1 . Ветку бузины или тополя помещают в банку с водой и ведут наблюдения за распусканием почек.

Опыт 2 . Черенки тополя и смородины помещают в подкрашенную воду.

Результаты наблюдений записывают в таблицу.

Опыт 3 . На стеблях молодых растений фасоли или гороха наносят тушью деления на одинаковых расстояниях, начиная от верхушки (точки роста) и до середины стебля.

Опыт 4 . У веток тополя или ивы удаляют все боковые побеги и отрезают верхушку. На расстоянии 4-5 см от нижнего конца делают кольцевой вырез шириной 1 см. (Кору удаляют чистым, стерильным скальпелем осторожно, не повреждая древесины.) Черенок помещают в воду комнатной температуры, около +20 °С. Опытные растения находятся на свету, но не под прямыми лучами света.

>>Побег и почки

Побег

1 - сосна; 2 - одуванчик; 3 - побег черемухи

§ 20. Побег и почки

Вы уже знаете, что стебель с расположенными на нем листьями и почками называют побегом. Каждый побег развивается из почки. Участки стебля, на которых развиваются листья, называются узлами, а участки стебля между двумя ближайшими узлами одного побега - междоузлиями 34 .

Многие растения, например тополь и яблоня, обладают побегами двух типов . У таких растений одни побеги имеют длинные междоузлия и, соответственно, далеко отстоящие друг от друга узлы. На этих побегах развиваются другие с короткими междоузлиями. Узлы на них находятся на небольших расстояниях один от другого 35 .

Угол между листом и находящимся выше междоузлием носит название пазухи листа.

Если разрезать несколько почек, можно увидеть, что внутри одних на зачаточном стебле расположены только зачаточные листья. Такие почки называют вегетативными 37. Внутри других почек находятся зачаточные бутоны. Это генеративные (цветочные) почки 37 . Генеративные почки по внешнему виду, как правило, отличаются от вегетативных. Они крупнее вегетативных и более округлы.

По расположению почек на побегах, по форме почек, их величине, окраске, опушению и по некоторым другим признакам можно даже зимой определить, какое дерево или кустарник перед нами. Почки обычно располагаются непосредственно на стебле. Исключение составляет ольха: у нее почки сидят на особых ножках. По этому признаку, а также по сережкам и маленьким шишечкам ольху легко отличить от других деревьев до распускания листьев.

Тополь узнают по его клейким смолистым заостренным точкам, обладающим своеобразным приятным запахом. Почка ивы покрыта только одной чешуей, напоминающей колпачок. У крушины вообще нет почечных чешуй.

Продолговатые крупные почки рябины опушены и поэтому хорошо отличимы от почек других деревьев 38 .

Почки черемухи и черной смородины обладают приятным запахом. У супротивно расположенных почек бузины, напротив, запах неприятный. Понюхав их, вы сразу отличите бузину от других кустарников.

1. Что такое побег? Из каких частей он состоит?
2. Какие виды листорасположения вы знаете?
3. Что такое почка?
4. Какие различают почки?
5. Как почки располагаются на побегах?
6. Какое строение имеет вегетативная почка?
7. Чем отличаются генеративные почки от вегетативных?
8. По каким характерным признакам почек можно распознавать деревья и кустарники зимой?

> 1. Поставьте в воду ветку какого-нибудь дерева или кустарника и наблюдайте за развитием побегов из почек. Запишите, когда ветка поставлена в воду, когда у нее набухли почки, раскрылись чешуи, появился побег и распустились листья.
2. Попробуйте определить по характерным признакам почек, какие деревья и кустарники растут около вашего дома и школы.

Корчагина В. А., Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учеб. для 6 кл. сред. шк. - 24-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 256 с.:ил.

Календарно-тематическое планирование по биологии, видео по биологии онлайн , Биология в школе скачать

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Рассмотреть проросток пшеницы и определить на нем зоны корня. Сделать в тетрадях схематическое изображение продольного среза корня и обозначить зоны корня, как показано на рис.1.2.

Рассмотреть на гербарном материале примеры растений с различными типами корневых систем. Сделать их схематическое изображение и обозначения, как показано на рис 1.1

План работы.

Вопросы для самоподготовки.

ЗАНЯТИЕ№ 1

ТЕМА: МОРФОЛОГИЯ КОРНЯ И ПОБЕГА

1. Корень, его строение и функции. Виды корней.

2. Корневая система. Типы корневых систем.

3. Зоны корня.

4. Метаморфозы корня в связи с их функциями. В чем отличие корнеплодов представителей семейств Зонтичные и Крестоцветные? Как формируется корнеплод свеклы?

5. Понятие о побеге, и его функциях.

6. Почка классификация почек.

7. Классификация побегов по положению в пространстве.

8. Классификация стеблей по поперечному срезу.

9. Типы ветвления побегов.

10 Метаморфозы побега, их биологическое и хозяйственное значение.

11. Каково происхождение клубней картофеля? На основании чего можно доказать, что клубень картофеля и луковица лука имеют побеговое происхождение?

Оборудование:

Таблицы: "Корневые системы растений", "Метаморфозы корней",

Гербарные образцы корневых систем (марь белая, мятлик луговой).

Корнеплоды моркови, репы, свеклы.

Таблицы: "Типы ветвления побегов", "Классификация побегов по расположению в пространстве", "Метаморфозы побега".

Проростки семян пшеницы.

Гербарные образцы побегов: ветвление побегов: дихотомическое ветвление – плаун, моноподиальное ветвление - сосна, ель; симподиальное ветвление – яблоня, вишня, ложнодихотомическое ветвление: сирень, каштан конский;

положение побегов в пространстве: прямостоячий (синяк обыкновенный, василёк угольный)приподнимающийся (живучка ложнохиосская, тимьян обыкновенный) цепляющийся (побег винограда с усиками, огурца или тыквы) вьющийся (вьюнок полевой) , стелящийся (горец птичий, вербейник), ползучий (земляника лесная с усами)

метаморфозы побега: клубень картофеля, луковица лука, клубнелуковица гладиолуса, кочан капусты, корневище пырея, филлокладии иглицы, побег винограда с усиками, побег земляника лесная с усами, побег гледичии с колючками.

Дополнительные гербарные образцы побегов и корневых систем и побегов для определения



Рис.1.1 Схемы строения корневых систем

А. Стержневая Б Мочковатая

1 -главный корень;

2 -боковые корни 1-го порядка;

3 --придаточные корни;

Рис.1.2 . Схемы строения кончика корня

А- обший вид Б- продольный срез кончика корня



I - корневой чехлик; II-зона роста и растяжения: III - зона корневых волосков, или зона всасывания; IV- зоны проведения (и дифференциации боковых корней):

1 – заложение бокового корня

2 – корневые волоски на эпиблеме,

3 – эпиблема

3а экзодерма

4 - первичная кора,

5- эндодерма

6 –перицикл

7 - осевой цилиндр

5. При помощи учебных пособий и гербарного материала изучить типы метаморфозов корней. Схематически изобразить корнеплоды: моркови, редиса, свеклы. Сделать обозначения, как показано на рис. 1.3.


Рис. 1.3. Схемы корнеплодов и их поперечных срезов.

моркови (а, б), редьки (в, г), свеклы (д, е, ж). На поперечных срезах ксилема показана черным, пунктирной линией обозначена граница стебля и корня

Почка — зачаточный побег. В ней заключены зачатки будущего стебля и листьев. Почка — это побег на ранней стадии развития. Самые старшие листья почки называются почечными чешуями. Они укрывают зону роста побега и зачатки листьев. Почки бывают вегетативные (они превращаются в ветку с листьями), цветочные (они превращаются в цветок или соцветие) и смешанные (они превращаются в побеги с листьями и цветками).

У деревьев есть спящие почки. Они пробуждаются и становятся ветвями, когда у дерева отрубают ветки. Когда на побеге из боковых (пазушных) почек появляется несколько новых побегов, то образуется система побегов.

Что делать. Рассмотрите предложенные вам побеги.

Что наблюдать. Найдите верхушечную и пазушные почки.

Как расположены почки на побеге?

Что делать. Рассмотрите почечные чешуи.

Какое значение имеют почечные чешуи?

Что делать. На побеге найдите мелкие вытянутые почки и более крупные округлые. С помощью препаровальных игл снимите с мелкой почки почечные чешуи.

Что наблюдать. Под чешуями расположены тесно прижатые друг к другу зелёные зачатки листьев.

Что делать. Рассмотрите их с помощью лупы.

  • Сколько зачаточных листьев находится в почке?
  • Как называется такая почка?

Что делать. Осторожно разрежьте препаровальным ножом крупную округлую почку вдоль.

Что наблюдать. Рассмотрите с помощью лупы внутреннее строение.

Что наблюдать. Найдите зачатки цветков на зачаточном стебле.

  • Как называют такую почку?
  • Что разовьётся из такой почки весной?

Подготовить к отчёту. Сделайте сравнение исследуемых почек.

Ответ оставил Гость

Побег. Стебель с расположенными на нём листьями и почками называют побегом. Стебель – осевая часть побега, листья – боковые. Участки стебля, на которых развиваются листья, называют узлами, а участки стебля между двумя ближайшими узлами одного побега – междоузлиями. Многие растения имеют побеги двух типов: одни с длинными, а другие с короткими междоузлиями. Угол между листом и находящимся выше междоузлием носит название пазухи листа. Листорасположение (рис. 17). У большинства растений наблюдается очерёдное, или спиральное,листорасположение, при котором листья растут по одному в узле и располагаются на стебле поочерёдно по спирали. Такое расположение листьев имеют, например, берёза, ива. Если листья растут по два в узле – один лист против другого, например у клёна, сирени, то такое их расположение называют супротивным. У растений с мутовчатым расположением листьев они развиваются по три и более в узлах, как, например, у элодеи, олеандра. Рис. 17. Листорасположение
При прорастании семени побег образуется из почечки зародыша семени. У многолетних растений побеги развиваются из почки.Почки. На вершине побега обычно имеется верхушечная почка, а в пазухах листьев – пазушные почки(рис. 18). Почки, которые развиваются не в пазухе листа (на междоузлиях, листьях, корнях), называютпридаточными. Расположение пазушных почек повторяет расположение листьев на стебле. Тополь, вишня, берёза, черёмуха, орешник имеют очерёдное расположение почек. Почки расположены супротивно на побегах сирени, бузины, жасмина, жимолости и комнатных растений фуксии, пилеи, колеуса, для которых характерно такое же листорасположение.
Рис. 18. Побеги яблони
После опадения листьев на побегах остаются листовые рубцы, над которыми располагаются пазушные почки. Для каждого вида растений характерно определённое расположение почек на побегах, их форма, величина, окраска, опушение. По этим и некоторым другим признакам можно определить название дерева или кустарника даже зимой.Строение почек (рис. 19). Снаружи почки покрыты плотными кожистыми почечными чешуями, защищающими их от воздействия неблагоприятных условий внешней среды. В лупу на продольном разрезе почки хорошо виден зачаточный стебель, на верхушке которого находится конус нарастания, состоящий из клеток образовательной ткани.
Рис. 19. Строение почек каштана
На стебле почки расположены очень мелкие зачаточные листья. В пазухах этих листьев находятсязачаточные почки. Они так мелки, что их можно разглядеть только в лупу. Таким образом, почка представляет собой зачаточный побег. Внутри одних почек на зачаточном стебле расположены только зачаточные листья. Такие почки называют вегетативными или листовыми. Генеративные, или цветочные, почки представляют собой зачаточные бутоны или соцветия, они крупнее вегетативных и имеют более округлую форму. Строение почек. Расположение почек на стебле1. Рассмотрите побеги разных растений. Определите, как расположены почки на стебле, и зарисуйте их.2. Отделите почки от побега, рассмотрите их внешнее строение. Какие приспособления помогают почкам переносить неблагоприятные условия?3. Разрежьте вегетативную почку вдоль, рассмотрите её под лупой. С помощью рисунка 19 найдите чешуйки, зачаточный стебель, зачаточные листья и конус нарастания. Зарисуйте вегетативную почку в разрезе и подпишите названия её частей.4. Изучите генеративную почку. Что общего у вегетативных и цветочных почек и чем они различаются? Используйте для сравнения рисунок 19.5. Сравните строение почки и побега. Сделайте вывод. Рост и развитие побега. Вы установили, что почка – это зачаточный, ещё не развившийся побег. Развитие побега начинается с распускания почек (рис. 20). Когда почечные чешуи опадают, начинается интенсивный рост побега. Побег удлиняется за счёт деления клеток конуса нарастания (образовательная ткань). Молодые клетки растут, образуя новые участки стебля с листьями и почками. По мере удаления от верхушечной точки роста способность клеток к делению ослабевает и вскоре совсем утрачивается. Новые клетки превращаются в клетки покровной, основной, механической или проводящей ткани побега в зависимости от места расположения.
Рис. 20. Развитие побега из почки
Ростом и развитием побегов можно управлять. Если удалить верхушечную почку, то побег перестаёт расти в длину, но зато у него появляются боковые побеги. Если срезать верхушку бокового побега, он тоже перестанет расти в длину и начнёт ветвиться.