Уроки для верующих из жизни иосифа. Святой старец блаженный отец иаков игумен священной обители преподобного старца давида Роль иакова в библейской истории

И Ревекки и брат Исава . Оба они были близнецы. "И настало время родить ей (т.е. Ревекке), говорит бытописатель, и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный весь, как кожа, косматый, и нарекли имя ему Исав. Потом вышел брать ею, держась рукою своею за пяту Исава, и наречено имя ему Иаков.

Дети выросли и стал Исав искусным в звероловстве, человеком полей, а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах." Иаков был любимый сын Ревекки, своей матери, и ее наставления оказывали на него иногда сильное влияние в некоторых важных случаях его жизни.

Первое проявление его самостоятельной жизни, о котором повествует кн. Бытия, указывает как бы на некоторую хитрость в его характере. Однажды Исав возвратился домой с охоты голодный, и Иаков предложил ему продать свое первородство за хлеб и кушанье из чечевицы (Быт. 25:29 -34). При другом случае, следуя внушению своей матери, он предвосхитил у отца своего Исаака благословение, предназначенное для его первенца, Исава (Быт. 27:1 -40). Впрочем, вследствие сего последнего поступка, он должен был бежать и, согласно с желанием своей матери, удалился в Месопотамию , в Харран , к своему дяде Лавану . Перед отправлением в путь Исаак благословил Иакова и указал ему искать себе жену из дочерей Лавана (Быт. 28:1 -5).
На пути в Харран Иаков имел чудесное видение, именно он видел во сне таинственную лестницу, соединяющую небо с землею, и ему были обещаны благословения Божий, данные Аврааму , и особенное покровительство в жизни (Быт. 28:10 -22). По прибытии Иакова в Харран, Лаван принял его благосклонно, и он согласился служить у него семь лет за младшую дочь его, Рахиль . Но по прошествии семи лет Лаван хитростью выдал за него старшую дочь свою, Лию , вместо младшей. Иаков согласился служить еще семь лет за Рахиль, получил ее себе в жены и потом еще несколько времени оставался в услужении у Лавана за условленную плату из скота и весьма разбогател; помимо Лии и Рахили, Иаков взял себе еще в жены двух служанок, Валлу и Зелфу , и таким образом от четырех он имел 12 сыновей (Рувим , Симеон , Левий , Иуда , Иссахар , Завулон , Дан , Неффалим , Гад , Асир , Иосиф , Вениамин) и одну дочь, Дину (Быт. 24, 30 :1, Быт. 35:16 -19).

Наконец через 20 лет по вступлении в Месопотамию, заметив, что Лаван начинает завидовать его благосостоянию, Иаков тайно ушел из дома его со своим семейством и со всем что у него было и направился в землю Ханаанскую . Узнав о сем, Лаван пустился за ним в погоню и нагнал его на г. Галаад и старался, хотя и тщетно, возвратить по крайней мере домашних своих богов, которым он суеверно поклонялся и которые похитила у него Рахиль, скрыв их под седлом своего верблюда. Впрочем дело окончилось примирением, и Иаков получил возможность продолжать дальнейший путь (Быт. 30:25 -43).

Жестокость сыновей Иакова, при продаже любимого его сына Иосифа в Египет , послужила для него источником горькой печали и скорби (Быт 37). Последовавший затем голод в земле Ханаанской и двукратное путешествие сыновей его в Египет за хлебом также причиняли ему не мало беспокойств и огорчений. Но вот наконец он был утешен радостным известием, что Иосиф жив и в почете, и по его просьбе предпринял путешествие в Египет (Быт. 42:45). На пути в Египет он получил новое знамение Божия благословения, именно в Вирсавии , и наконец прибыл в Египет со всем своим домом, и был обрадован лицезрением долго считавшегося потерянным сына. Выехав на встречу своему отцу в Гесем , Иосиф пал на шею его и долго-долго плакал. - "Умру я теперь, увидев лицо твое, говорил Израиль Иосифу, ибо ты еще жив" (Быт. 46:29 -30). Представленный Фараону в Египте, Иаков был принят им очень милостиво. - "Сколько лет жизни твоей?" спросил у него Фараон. - "Дней странствования моего сто тридцать лет, отвечал Иаков, малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до дней жизни отцов моих во днях странствования их" (Быт. 47:8 -10). И благословил Иаков Фараона и вышел, от него.

По повелению Фараона Иаков со всеми сыновьями и домом своим поселился в лучшей части Египта, в земле Гесемской, и оставался в ней до самой смерти своей, последовавшей через 17 лет по прибытии в Египет (Быт 47).

Перед своею смертью он благословил сыновей Иосифа, приказал похоронить себя в Хевроне , и на смертном одре произнес торжественное пророческое благословение всем сыновьям своим, возвестив им, что будет с ними в предыдущие дни (Быт 47:29 -31, 48, 49).

По его кончине тело его было бальзамировано и с великолепием перевезено в землю Ханаанскую в Хеврон и погребено там в пещере Махпела , согласно со сделанным им завещанием (Быт. 50:1 -13).

Из означенного краткого исторического очерка жизни Иакова нельзя не видеть, что он был один из величайших патриархов царей ветхозаветной. Многократные испытания и бедствия своей многострадальной ста сорокасемилетней жизни он всегда переносил с непоколебимою верностью Богу, с твердым терпением и преданностью Промыслу Божию и с неизменным упованием на Него во всех обстоятельствах своей жизни; потому-то во всех прочих книгах Библии имя Иакова имеет весьма высокое значение, употребляется ли оно в смысле его потомков, или Еврейского народа или народа Божия и т.п.

Еще чаще встречается в Свящ. Писании другое и более замечательное имя, полученное Иаковом во время его таинственной борьбы с небесным противником - имя Израиля . Авраама обыкновенно почитают отцом верующих, но Иаков или Израиль сделался, так сказать, символом или представителем всей Церкви Божией на земле. Выражения Иаков, семя Иакова, чада Иакова, часто прилагаются вообще ко всему обществу истинно-верующих на земле (Втор. 33:10 , Пс 13:6 и др.). Новым Израилем нередко называется Новозаветная Христианская церковь , основанная на земле Господом Иисусом Христом и Его апостолами.

Сыновья Иакова стали родоначальниками двенадцати колен израилевых (см.). и Иакова, иногда также вместе с пророком Давидом (SynCP. Col. 321 sq.).

(Греч.)

В миру Иаков Цаликис (Τσαλίκης), родился 5 ноября в ионийской части Малой Азии , в прибрежном макрийском селении Ливиси (ныне Каякёй , близ Фетхие, Турция), в семье Ставроса Цаликиса и Феодоры, дочери Георгия и Деспины Креммидасов. Состоятельная семья, в которой родился будущий старец, была благочестивой: один из его предков почитался святым , среди родственников были архиерей и семь иеромонахов. У родителей старца родилось девять детей, но до взрослого возраста дожили только трое.

При обмене населением между Грецией и Турцией члены семьи попали в Грецию разными путями. Двухлетний Иаков, вместе со своими бабушкой, матерью, братом, четырехлетним Георгием, и сестрой, Анастасией (которой только исполнилось сорок дней), на одном корабле добрались до Итеи , где они сошли на берег вместе с остальными беженцами и далее пешком прибыли в деревню Айос-Йоргос близ Амфисы.

Отцу Иакова удалось убежать от турок, несмотря на то, что он был у них за бригадира. Ставрос думал, что его жена и дети погибли, и собирался вступить в новый брак, но работая строителем через два года он получил заказ в селении Айос-Йоргос, где проживала его жена с детьми. Семья воссоединилась, и в конце года переехала в деревню Фаракла в северной части Эвбеи .

С детства Иаков был очень воздержанным в пище и имел особую склонность к уединенной молитве. Часто убирал находившиеся в округе часовни и возжигал в них лампадки. Однажды в часовне святой Параскевы ему явилась святая и предсказала будущее. В другой раз, по молитвам к священномученику Харалампию и к иконе Божией Матери "Странница" из Алмироса , получил исцеление от воспаления легких и от болезни ног. Жители деревни почитали его за чадо Божие и из-за отсутствия в их деревне священника призывали его читать над болящими молитвы, которые оказывались действенными.

Отличался особым милосердием, и поступавшие в монастырь крупные пожертвования раздавал нуждающимся, имел дар слова и дар прозорливости (в том числе предсказал избрание Варфоломея (Архондониса) патриархом Константинопольским). Многие ощущали исходившее от него благоухание. По свидетельству близких к старцу людей, за богослужением ему были чудесные видения.

Старец получил откровение о дате своей смерти. Поэтому он просил афонского иеродиакона, которого он исповедал утром 21 ноября года, в последний день своей земной жизни, оставаться в монастыре до полудня, чтобы одеть его для похорон.

Почитание

Старец был погребён во дворе Давидова монастыря у южной стены собора. Прижизненное почитание старца Иакова лишь усилилось по его кончине. Верующие со всего мира чтили его как святого , а поток паломников, стремящихся попросить молитв и помощи у его могилы, не иссякал десятилетиями. Многие свидетельствовали о чудесах, которые произошли по молитвам преподобного Иакова.

Священный Синод Элладской Православной Церкви выступил с инициативой соборно канонизировать прославленного старца, после чего запрос и соответствующие документы были направлены Константинопольскому патриарху. 27 ноября года Священный Синод Константинопольской Православной Церкви под председательством Вселенского патриарха

Иаков , он же Изpаиль, – второй сын еврейского патриарха Исаака от Ревекки. Дети патриарха Исаака – близнецы Исав и Иаков – являются разрешением девятнадцатилетнего неплодства их матери. Второй родился непосредственно за первым, как бы держась за его пяту, от чего и назван был «Иаковом», т. е. «запинателем» (). Неодинаковость характера близнецов была открыта Ревекке Богом еще до их рождения. Придя в возраст, дети обнаружили полную противоположность в своих взглядах и привычках. Исаву не нравились мирная пастушеская жизнь и скромный быт, установившийся в шатрах его родителей. Крепкую и отважную натуру Исава более привлекала к себе жизнь охотника-зверолова, с ее приключениями и опасностями: «и стал Исав человеком полей». Иаков, напротив, отличался сдержанным, спокойным характером, домовитостью, верностью семейному укладу и преданиям рода: и был «Иаков человеком кротким, живущим в шатрах» (). В силу ли закона противоположностей, или по иной какой причине, кроткий Исаак привязался к Исаву, а энергичная, живая Ревекка – к Иакову (). Дальнейшие события в жизни братьев-близнецов: продажа Исавом Иакову преимуществ своего первородства (двойная часть наследства, религиозно-общественное представительство рода, преемство великих обетований), необдуманная женитьба первого на двух язычницах-хеттеянках, вполне соответствовавших характеру и наклонностям Исава, но уже совсем не подходивших под строй домашней жизни Исаака и Ревекки (), наглядно выяснили, что легкомысленный зверолов-охотник не мог стать прямым преемником и продолжателем великой миссии патриархов еврейского народа; последняя требовала от своего представителя уважения к традиции, ясного и спокойного ума для восприятия и усвоения божественного обетования и учения, нравственной устойчивости для их сохранения в себе и других. Таким именно и был второй сын Исаака – Иаков, хотя некоторые из наиболее выраженных отрицательных сторон его характера требовали еще значительного воздействия на него промыслительных влияний.

Полное закрепление за Иаковом прав и преимуществ первородства совершилось у постели его дряхлого отца. Находчивая Ревекка сумела устроить таким образом, что вместо необузданного «человека полей» предсмертное отеческое благословение первородства получил привязанный к шатрам своих родителей Иаков. Только выйдя из палатки отца, Исав почувствовал всю невознаградимость своей потери. «И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем, (после них я безнаказанно) убью Иакова, брата моего. И пересказаны были Ревекке слова Исава» ().

Чтобы предохранить Иакова от мести старшего брата, родители решаются отправить его в месопотамский город Харргин, к дяде Иакова (брату Ревекки) Лавану. Там он должен был найти себе и жену из своего рода, достойную будущего патриарха (). Благословение, преподанное Исааком при отправлении Иакова (), свидетельствует, что патриарх уже примирился в своей душе с тою переменой, какая произошла в положении его сыновей, видя в том волю Божию. Приняв благословение, Иаков покинул шатры своих родителей. Душевнее состояние его было далеко не из спокойных. Привыкший к удобствам семейной обстановки, а теперь одинокий, гонимый и бездомный, идущий по совершенно неизвестной ему местности, – он подвергался возможности различных приключений. Тревожное настроение путника не могло не увеличиваться при мысли и о том, что ожидает его в будущем: как отнесутся к нему родственники, как впоследствии сложатся его собственные отношения к старшему брату и др. Конечно, с благословением и обетованиями первородства, он мог подкреплять себя надеждою на помощь Божию, но надежда эта могла в значительной степени ослабляться сознанием того способа, которым было приобретено это первородство. Чудесное сновидение, посетившее Иакова в Лузе, положило конец его беспокойству. Увидев лестницу и Ангелов, Иаков почувствовал, что он не одинок на земле: над ним простиралась охраняющая рука Иеговы; а услышав обращенный к нему голос божественного благословения и обетования, – успокоился и относительно того, что произошло у постели престарелого Исаака: не Иакову и не Ревекке, а самому промыслу угодно было, чтобы первородным стал не Исав. Но, вместе с этой успокоительною мыслию, в сознание Иакова должна была войти и другая. Чрезвычайным образом приобретенное первородство обязывало его быть достойным своего положения в значительно большей степени, чем если бы он оказался первородным по обычному порядку вещей. В ознаменование чудесного видения был воздвигнут камень, с возлиянием на нем жертвенного елея. Местечко Луз получило новое название – Бет-Эль (Вефиль), т. е. дом Божий. «И положил Иаков обет, сказав: если Господь будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, – то этот камень, который я поставил памятником, будет у меня домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть ().

Из дальнейшего библейского текста мы узнаем, что Иаков благополучно прибыл в Харран, поселился у Лавана, и принял самое деятельное участие по наблюдению над стадами дяди. Отрадою и ободрением Иакову в его трудах служила любовь юноши к младшей дочери Лавана Рахили. Не имея в своем распоряжении ничего, что могло бы служить вещественным брачным веном Лавану, Иаков предложить служить семь лет. Лаван согласился. «И служил Иаков за Рахиль семь лет. И они показались ему за несколько дней, так как он любил ее». Когда, по истечении означенного срока, дядя отдал племяннику не Рахиль, а ее старшую сестру, больную глазами Лию (оправдываясь обычаем востока выдавать в замужество прежде старшую дочь), Иаков решился проработать дяде еще семь лет, чтобы иметь в супружестве и ту, которую любил ().

От Лии Иакову родились сыновья: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар, Завулон и дочь Дина. От Рахили: (в доме Лавана) Иосиф и (впоследствии, на пути в Ханаан) Вениамин. От служанки Лии Зелфы: Гад, Асир. От служанки Рахили Валлы: Дан, Неффалим (). Пользуясь удобным моментом, Иаков обратился к тестю с такою просьбой: «За четырнадцать лет я достаточно поработал для тебя. Господь видимо благословил тебя с моим приходом. Позволь же мне теперь взять жен и детей и возвратиться на родину. Ведь пора поработать и для собственного дома». Благословение Божие, посетившее дом Лавана с приходом Иакова, было, действительно, слишком очевидными» (). Но очевидным для Лавана в данный момент представлялось и то, что отпустить от себя такого работника, каким был Иаков, – значило оказать своему хозяйству плохую услугу. Чтобы задержать зятя, Лаван предложил последнему, не пожелает ли он остаться в его доме за какую-нибудь определенную плату. Рассудив, Иаков отвечал: «Я остаюсь, но ничего не давай мне. Сделай только то, о чем я попрошу тебя. В свободное время мы пройдем по стадам и отделим пестрый скот от гладкого. Гладкий скот, а равно и весь пестрый приплод от него будут моими». Лаван согласился, не предполагая, что гладкий скот может дать большой приплод пестрого. Однако, благодаря находчивости Иакова (), случилось именно так. Несколько раз изменялось условие, и всегда дело обращалось в пользу Иакова. В короткое, сравнительно, время (в 6 лет) Иаков сделался обладателем значительных стад (). Такое быстрое обогащение Иакова в ущерб достоянию Лавана не могло, конечно, понравиться семейству последнего. Дети Лавана, не стесняясь, вслух выражали свое неудовольствие. Изменился в отношении к Иакову и сам Лаван ().

Патриарх понял, что выходом из Харрана нельзя было медлить. Воспользовавшись отсутствием тестя и его сыновей во время стрижки овец, Иаков забрал своих жен, детей, рабов, рабынь, скот и имущество и двинулся по направлению Ханаана. Немного суеверная Рахиль, тайно от Иакова, захватила с собою и домашние терафимы (амулеты) своего отца, надеясь, быть может, принести этим счастье своей будущей семейной жизни. Нетрудно вообразить себе удивление Лавана и его сыновей, когда они возвратились домой. Лаван бросился за зятем и догнал его в Галааде, к северу от Дамаска. Здесь между родственниками произошел крупный разговор. «Что это ты наделал? – кричал Лаван на Иакова. – Ты обманул меня, – увел дочерей моих, как пленниц, не дав мне возможности даже проститься с ними и их детьми»... Иаков отвечал, что он не крал никаких богов. Лаван обошел шатры, но не нашел ничего, что бы мог назвать своим. Тогда рассердился Иаков. Он высказал все, что у него накопилось в сердце против тестя. Чтобы загладить происшедшее, Лаван предложил Иакову заключить между ними мирный договор, по которому ни тот, ни другой не должны были отселе питать друг к другу каких-либо злых намерений. Договор Был заключен, и родственники разошлись: один возвратился в Харран, другой продолжал свой путь по направленно к Ханаану ().

Страх погони Лавана сменился в душе Иакова страхом встречи с братом. Если удобно и легко было избежать мести одинокому, то почти невозможно было сделать это теперь, с многочисленным караваном и стадами. «Сонм» Ангелов, виденный Иаковом на границах Ханаана («Маханаим»: ), должен был до некоторой степени ободрить патриарха. Но и после этого видения смущение его оставалось все же очень значительным. К Исаву было отправлено умилостивительное посольство со словами: «Так передайте господину моему Исаву: вот что говорит раб твой Иаков: жил я у дяди Лавана и прожил у него доныне. Есть у меня волы, ослы, мелкий скот, рабы и рабыни. Шлю известить о себе господина моего Исава, дабы приобрести рабу твоему благоволение в очах твоих». Возвратившись, послы передали: «Ходили мы к брату твоему Исаву, но вот он сам идет навстречу тебе, а с ним 400 (вооруженных) человек». Дрогнуло сердце Иакова. Чтобы сохранить от гибели хотя часть своих людей и имущества, он разделил стан на две половины, рассчитывая, что, – пока подвергается уничтожение одна половина, – другая может спастись бегством. Но тревожное сознание ненадежности этих мер обращает мысль патриарха к Тому, Кто один мог бы защитить человека (). Подкрепив себя молитвой, Иаков продолжает начатые им распоряжения. Выделив из стад по 200 коз и овец, 2 по 20 козлов и овнов, 30 дойных верблюдиц, 40 коров, 20 ослиц, по 10 ослов и волов, – он образовал из них несколько мелких стад, расположенных на известном расстоянии одно от другого. Пастухам их было наказано: «Если встретится с тобой брат мой Исав и спросит: чей ты, куда идешь, чье это стадо? то ответь: раба твоего Иакова. Это подарок, посланный господину моему Исаву. Вот и сам он идет за нами». «Умилостивлю его дарами, которые идут передо мною (думалось Иакову), а потом уже увижу лицо его: быть может, и примет меня». «И пошли дары пред ним, а он ту ночь остался ночевать в стане». Но сон, видимо, бежал от глаз его. Не доверяя действенности подарков, Иаков встал и приказал переправить на противоположный берег реки Иавок ту часть стана, в которой проводил ночь. Когда все расположились по своим местам и стан вновь погрузился в ночную дремоту, патриарх встал, вышел из шатра и направился в поле. Происшедшая здесь таинственная борьба Иакова с Богом заметно подкрепила патриарха. «Понеже укрепился если с Богом (заметил ему его таинственный борец), – и с человеки силен будеши. Не прозовется ктому имя твое: Иаков, но – Израиль (Богоборец). И нарек Иаков имя месту тому Пенуэл (Лицо Божие), ибо, – говорил он, – я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя. И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое. Поэтому и доныне сыны Израиля не едят жилы (ntrvus ischiadicus) которая на суставе бедра, потому что боровшийся коснулся жилы на суставе бедра Иакова». Завидев приближение Исава, а с ним многочисленной дружины вооруженных людей, Иаков разместил свое семейство в таком порядке: впереди поставил Валлу и Зелфу с Даном, Неффалимом, Гадом, Асиром; за ними Лию с Рувимом, Симеоном, Левием, Иудой, Иссахаром, Завулом, Диной; позади всех Рахиль с Иосифом. Когда Исав был уже вблизи, Иаков подошел к нему и поклонился семь раз до земли. Увидев Иакова, Исав поспешил к. нему на встречу, обнял его, целовал и плакал. «А это кто у тебя?» – спросил он. «Дети, которых даровал рабу твоему», – отвечал Иаков. Тут подошли служанки с детьми и сделали поклон; за ними подошла Лия с детьми и также поклонилась; то же сделали, наконец, и Рахиль с Иосифом. Проводивши взглядом последних, Исав обратился к брату: «А для чего у тебя то множество стад, которое я встретил по пути?» «Для того, чтобы рабу твоему приобрести благоволение в очах господина моего», – отвечал Иаков. «У меня, брат, много и своего, – сказал Исав. – Пусть, твое останется у тебя!» «Нет, если я приобрел благоволение в очах твоих, – настаивал Иаков, – прими дар мой от руки моей, ибо я увидел лицо твое, как если бы кто увидел лицо Божие. И ты был благосклонен ко мне! Прими же благословение мое, которое я принес тебе, потому что Бог даровал мне все это. Исав согласился. Непосредственная натура «человека полей» не умела себя сдерживать. Отдавшись благодушию, Исав захотел довести его до конца. Когда пришло время двинуться в путь, он предложил брату: «Поднимемся и пойдем! Я пойду пред тобой, для твоей безопасности. Но Иакову не могло понравиться такое предложение: при всем дружелюбии брата, продолжительное присутствие последнего с многочисленною вооруженною свитой оказалось бы в конце концов стеснительным для патриарха. А потому он отвечал: «Господин мой знает, что дети нежны, а мелкий и крупный скот у меня дойный. Если погнать его хотя бы один день так, как привык ходить господин мой, то, помрет. у меня весь скот мой. Пусть господин. мой пойдет вперед, а я пойду, не торопясь, сзади, – смотря по тому, как в состоянии будет двигаться скот и как пойдут дети. И приду я к господину моему в Сеир (Идумею)». «В таком случае, не оставить ли тебе нескольких воинов?» -спросил Исав. «Нет, к чему это? Только бы мне сохранить благоволение в очах господина моего!» – уклонился Иаков: Исав не настаивал и в тот же день, направился в Сеир. Иаков двинулся в Сокхоф, расположенный недалеко от впадения потока Иавок в реку Иордан ().

Утомление от длинного пути, тревоги, встречи с тестем и братом заставили патриарха остановиться в Сокхофе на довольно продолжительное время, достаточное для того, чтобы спокойно, без помехи передвижении, отдаться внутреннему переживанию того, что случилось. Беспристрастный самоанализ не мог не подсказать Иакову много такого, что должно было иметь решающее значение в дальнейшем формированы его характера. Патриарх не мог не сознать, что его природные дарования: ум, находчивость, такт проявлялись до сего времени не всегда в безукоризненной форме. Вместе с этим не мог не заметить он и того обстоятельства, что нажитое человеческими усилиями имение далеко не отличается тою безусловною прочностью, которую он, быть может, ему приписывал, если Лаван и Исав одним ударом могли лишить его всего, что было приобретено им с огромным старанием. В патриархе начинает практически укрепляться то теоретическое убеждение, что один только Иегова есть безусловный источник и защитник благ человеческих. Случившиеся вслед за вступлением Иакова в Ханаан прискорбные события в его жизни: обесчещение дочери Дины князем Сихемом; ссора из-за этого с сихемлянами; буйное своеволие Симеона и Левия, наказавших сихемлян вероломным избиением; поспешное бегство из окрестностей Сихема (); смерть, вблизи Вифлеема, любимой жены Рахили (); кровосмешение первенца Рувима, вблизи башни Гадер, с наложницей отца Валлой (); а также все позднейшие испытания, связанные с именем любимого сына Иакова – Иосифа (см. ст. Иосиф), – должны были иметь завершающее значение в ходе нравственного преобразования и закрепления характера патриарха. Если Иаков первой половины своей жизни заставляет иногда сомневаться в полной нравственной одобряемости некоторых своих поступков, то Иаков второй половины своей жизни представляет собою законченный тип ветхозаветного праведника-патриарха. Бог патриархов Авраама, Исаака называет Себя Богом и патриарха Иакова (. . . . Деян.3и др.).

Достигнув Хеврона, Иаков застал еще в живых своего отца Исаака. По смерти последнего (через 13 лет после прибыли сына), Иаков остался на месте, продолжая ту полуоседлую, номадо-земледельческую () жизнь, которую вел отец. Потрясение, испытанное им при получении известия о (мнимой) смерти Иосифа (почти аналогичное тому, какое испытал на склоне своей жизни патриарх Авраам: ), – было последним тяжелым испытанием в жизни патриарха. Радостным лучом, озарившим собою закат жизни многострадального человека, послужило его свидание с любимым сыном Иосифом и переселение на плодородные земли египетского округа Гесем, в соседстве и под охрану Иосифа ().

В Египте Иаков прожил 17 лет. Почувствовав приближение смерти, патриарх пророчески благословил своих сыновей, а также сыновей Иосифа (от дочери илиопольского жреца Асенефы: ) Манассию и Ефрема. Благословение и обетования первородства получил Иуда. Обращаясь к нему, патриарх произнес: «Иуда, тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих. Поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица. Кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов (по слав.: и той чаяние языков)». Рувим, Симеон, Левий были лишены благословения первородного: первый – за кровосмешение, второй и третий – за вероломство в отношение сихемлян (). Завулону было предсказано, что он поселится при море и будет пользоваться всеми преимуществами приморской жизни; Иссахару, Асиру, Неффалиму – земное довольство; Дану, Гаду, Вениамину – успех среди своих и врагов; Иосифу – крепость и богатство потомства. Сыновья Иосифа получают благословение наряду с сыновьями самого патриарха. «И ныне, – говорит патриарх Иоснфу, – два твоих сына, родившиеся у тебя в Египте до моего прибытия, – мои они. Ефрем и Манассия будут моими, как Рувим и Симеон. Дети же, которые родятся от тебя после них, – будут твои. Они под именем братьев своих (Ефрема и Манассии) будут значиться в уделах их» (). Согласно выраженной им воле (), тело скончавшегося (147-ми лет) патриарха было вынесено из Египта и погребено в фамильном ханаанском склепе Махпела () .

Хевронская усыпальница патриархов Махпела находится в настоящее время в ограде турецкой мечети Гарет-эл-Харам. Гарет-эл-Харам представляет высокое четырехугольное здание, сложенное из огромных квадратных камней, очень древней постройки. Первоначально Харам не имел входных отверстий. И только позднее (предполагаюсь, – во времена царя Езекии) были сделаны двери с ведущими к ним наружными лестницами. В византийскую эпоху и во времена крестоносцев к зданию были пристроены портики и базилика-церковь. Арабы превратили последнюю в мечеть, почитаемую великой святыней, недоступной иноверным. В последнее время было допущено несколько исключений, но лишь в отношении лиц царствующих фамилий и их свиты. В 1862 г. получил разрешение осмотреть таинственную мечеть принц Уэльский; в 1869 г. – наследная принцесса Прусская; в восьмидесятых годах XIX столетия – двое сыновей принца Уэльского и пр. При осмотре оказалось, что внутренность здания разделена на три помещения неодинаковой величины. На полу мечети и прилегающих к ней строений помещаются шесть больших усыпальниц. Каждая из усыпальниц находится внутри отдельного киоска, закрытого бронзовыми дверями; все богато украшены шелковыми занавесами и дорогими матерчатыми балдахинами. То, что известно под именем пещеры Махпела, скрывается под полом мечети: там находятся подлинные гробницы патриархов и их жен; верхние же усыпальницы указывают лишь на то место, где под ними покоятся ветхозаветные праведники. Никакой султанский фирман не может допустить вторжения неверных в это трисвятое место мусульман. Последним христианским посетителем этой пещеры был Вениамин тудельский (испанский раввин XII века: см. «Энц.» III), осматривавший ее в 1163 г. во время занятия Палестины крестоносцами. Вениамин тудельский рассказывает: «Турки воздвигли в мечети шесть усыпальниц, которые (как обыкновенно говорят христианским паломниками) представляют собою гробницы трех еврейских патриархов и их жен. Но это неточно. Самые гробницы помещаются ниже, под полом. За уплату денег, иудеи допускаются и к их осмотру. Снабженные свечей, они проходят (чрез железную дверь) в первую пещеру. Она пуста. Входят во вторую, – также пустую. Наконец достигаюсь третьей, – с шестью гробницами. На гробницах можно читать еврейские надписи: «Это гробница Авраама, отца нашего», «Мир да почиет на нем» и пр. В этой пещере день и ночь поддерживается огонь. На полу – ящики с костями евреев, принесенными их родственниками для погребения в священном месте» (Станлей, Пещера Махпела).

Авраам (чрез Измаила и детей Хеттуры), Исаак (чрез Исава), кроме народа еврейского, были родоначальниками и многих других народов (); Израиль же – только одних евреев, почему последние усвоили себе имя не Авраама и Исаака, а своего третьего великого патриарха – Израиля ().

ИСАВ И ИАКОВ

Исааку было сорок лет, когда Ревекка стала его женой. Двадцать лет не было у них детей, а потом Ревекка родила двойню. Первый ребенок был весь покрыт рыжими волосами, и назвали его Исав, а второй при рождении держал Исава за пятку, поэтому получил имя Иаков, что значит «хитрый».

С возрастом Исав стал искусным охотником, вечно скитался в полях, а Иаков был кроток, никуда не ходил, жил в шатре.

Исаак любил больше Исава, потому что по вкусу была ему дичь, а Ревекка больше любила Иакова.

Раз вернулся Исав с охоты усталый, видит: Иаков варит в горшке красную похлебку из чечевицы.

Дай мне поесть красного, красного этого. Я устал.

Я тебя покормлю, если продашь мне свое первородство. После кончины отца я хочу быть главой семьи! - сказал Иаков.

Что мне толку в первородстве, если я сейчас умру от голода?! - закричал Исав.

Ну тогда поклянись! - сверкнул глазами Иаков.

Клянусь!

Так за чечевичную похлебку было продано первородство.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Постарел Исаак, и притупилось зрение глаз его. Позвал он своего старшего сына Исава и сказал:

Сын мой, стар я стал и вот-вот умру. Сходи-ка на охоту, принеси дичи и приготовь мне еду. Пусть душа моя благословит тебя, прежде нежели я умру.

Эти слова услышала Ревекка и, когда Исав ушел на охоту, сказала Иакову:

Сынок, отец хочет благословить Исава. Ну-ка сбегай в стадо, притащи сюда двух козлят, я приготовлю, а ты ему отнесешь, и отец благословит тебя, а не Исава.

Если отец ощупает меня, он поймет, что я не Исав. Исав - весь в волосах, а я гладок. Как бы проклятие мне не досталось вместо благословения! - испугался Иаков.

Проклятие я возьму на себя, сынок.

Принес Иаков козлят, приготовила их Ревекка, а шкурой козлиной обложила руки и шею Иакова. Взяла она богатую одежду старшего сына и одела в нее младшего. С хлебом и кушаньем Иаков пошел к отцу.

Кто ты, сын мой? - спросил отец.

Я - Исав, первенец твой, - произнес Иаков. - Все я сделал, как ты велел. Встань и поешь, чтобы благословила меня твоя душа.

Что-то скоро ты управился, сын мой! - удивился Исаак.

Бог мне помог, - ответил Иаков. - Он послал мне зверя навстречу.

Подойди ближе, сын мой, я ощупаю тебя, в самом ли деле ты - Исав.

Подошел Иаков к Исааку, и ощупал его Исаак.

Я, - молвил Иаков.

Ну подай мне дичь, я поем, чтобы благословила тебя моя душа.

Поел Исаак и выпил вина, а потом сказал:

Подойди ко мне, сын мой, поцелуй меня.

Подошел Иаков и поцеловал отца. И ощутил Исаак запах одежды.

Вот запах чую, запах поля, которое благословил Господь, это запах сына моего. Пусть даст тебе Бог небесных рос и земель тучных, пусть много хлеба будет у тебя и вина, пусть народы тебе служат и поклоняются племена, пусть покорятся тебе сыны матери твоей. Проклинающие тебя да прокляты будут, благословляющие - благословенны!

Исаак благословляет Иакова

Вышел Иаков от Исаака, и вскоре вернулся с охоты брат его. Приготовил он кушанье и понес отцу.

Встань, отец, поешь, что я тебе принес, пусть душа твоя меня благословит.

Кто ты? - спросил Исаак.

Я первенец твой, Исав.

Задрожал Исаак и сказал:

Кто же тогда кормил меня и кого я благословил? Мое благословение - кому оно досталось?

Сказал Исав, услышав эти слова:

Отец мой, благослови и меня!

Поздно! Брат твой обманом взял мое благословение.

Недаром назвали его Иаков. Он два раза меня провел. Первый раз лишил первородства, а теперь и благословения мне не оставил. Но неужто нечем тебе благословить меня, отец?

Я поставил его господином над тобой, и всех его братьев отдал ему в рабы, я хлебом одарил его и вином, а для тебя что могу сделать, сын мой?

Неужто, отец, одно только у тебя благословение? - заплакал Исав.

Помолчал Исаак и промолвил:

Далеко от тучных полей будешь ты обитать, вдалеке от росы, что падает с неба. Мечом будешь добывать свой хлеб и служить будешь брату своему. Но придет время - восстанешь и свергнешь иго его со своей шеи.

Возненавидел Исав Иакова за это благословение.

Близки уже дни плача по моем отце. А потом… убью Иакова, - решил Исав.

Ревекке донесли об этих его словах. Позвала она Иакова и сказала:

Исав хочет тебя убить. Собирайся и уходи в Харран, к брату моему Лавану. Поживи у него, пока Исав не успокоится. Зачем мне лишаться обоих вас в один день?

СОН ИАКОВА

Пошел Иаков в Харран. Ночевать ему пришлось под открытым небом. Положил он себе под голову камень и крепко уснул.

Увидел Иаков во сне ступени от земли до неба, ходят по этим ступеням ангелы вверх и вниз, и стоит на них Бог.

Я Бог Авраама, деда твоего, и Бог Исаака - отца твоего. Землю, на которой ты лежишь, я дам тебе и потомству твоему, - сказал Бог. Так Иаков стал Божьим избранником.

Откуда вы, братья? - спросил пастухов Иаков.

Из Харрана.

А Лавана знаете?

И как он?

Жив-здоров. А вот и дочка его, Рахиль, идет с овцами. Спроси-ка лучше ее.

Иаков у Лавана

Когда приблизилась Рахиль, Иаков столкнул камень с колодца и напоил ее овец. Узнав, кто он и откуда, Рахиль побежала к отцу. Лаван тут же явился, обнял Иакова, поцеловал и повел в дом. И жил Иаков у Лавана целый месяц.

Хоть ты и родня, не задаром же тебе у меня трудиться, - сказал Лаван. - Назначь себе цену сам.

Две дочери были у Лавана: старшая - Лия и младшая - Рахиль. Лия была подслеповата, а Рахиль - и станом ладна, и лицом красива. Очень полюбилась Рахиль Иакову.

Если отдашь мне Рахиль, семь лет тебе отслужу.

И правда, лучше тебе ее отдать, чем куда на сторону. Живи у меня, - разрешил Лаван.

Семь лет пролетели, как семь дней, и сказал Иаков Лавану:

Отдавай свою дочь мне в жены!

Собрал Лаван людей, сделал пир, а вечером вместо Рахили ввел к Иакову Лию. И в темноте не заметил Иаков подмену.

Зачем ты меня обманул, Лаван? - спросил поутру Иаков.

Не годится выдавать младшую дочь раньше старшей. Поживи с Лией неделю, а потом и Рахиль себе бери, только за нее еще семь лет отслужишь.

Делать нечего, согласился Иаков.

Лию Иаков не любил, а Рахиль любил. Однако бесплодна была Рахиль, а Лия родила Рувима, Симеона, Левия и Иуду.

Рахиль завидовала сестре, и немало времени прошло, прежде чем родила она сына.

Снял Бог позор мой, - молвила Рахиль и назвала сына Иосифом.

После рождения Иосифа Иаков сказал Лавану:

Отпусти меня, я пойду в свою землю вместе с детьми и женами.

За службу свою назначь награду себе.

Хорошо, - согласился Иаков. - Сам знаешь, сколько у тебя при мне прибавилось скота.

Ну и чего ты хочешь?

Ничего мне не надо, - сказал Иаков. - Если сделаешь то, что скажу, я по-прежнему буду пасти твои стада. Пусть мне принадлежит весь пестрый и пятнистый скот, который появится в стаде.

Будь по-твоему, - кивнул Лаван.

Взял Иаков свежих прутьев и вырезал в их коре белые полосы. Когда скот приходил на водопой, он клал перед ним эти прутья, и рождался скот пестрый, с крапинами и в пятнах. Отдельно от Лавановых держал Иаков свои стада.

Вскоре сделался Иаков очень богат, и сыновья Лавана ворчали, что Иаков обобрал Лавана.

По лицу Лавана было видно, что не так он уж добр к Иакову, как когда-то.

И однажды отлучился Лаван на стрижку овец, а Иаков тем временем посадил своих детей и жен на верблюдов, собрал стада, и двинулись они домой, в землю Ханаанскую. А Рахиль прихватила с собой идолов из шатра Лавана.

На третий день донесли Лавану, что Иаков ушел. Бросился Лаван в погоню. Семь дней гнался он за Иаковом и сказал, когда догнал:

Безрассудно ты поступил. Я даже внуков своих не поцеловал. И богов моих, идолов, ты зачем-то унес.

Я боялся, что ты отнимешь у меня своих дочерей, - оправдывался Иаков. - А идолы… У кого их найдешь, тот умрет.

Не знал Иаков, что Рахиль их украла.

Все обыскал Лаван, но идолов не нашел, потому что Рахиль сунула их под верблюжье седло, села на них и сказалась больной, чтобы ее не трогали.

Рассердился Иаков:

Двадцать лет я честно служил тебе, Лаван, а ты десять раз переменял награду мою.

Заключим союз, - мирно предложил Лаван.

Сделали они холм из камней и заключили на нем союз.

Рано утром вернулся Лаван к себе, а Иаков продолжал свой путь.

Послал Иаков вестников в землю Сеир, в область Едом.

Передайте брату моему Исаву, что много у меня слуг и скота и что хочу милости от него.

Вернулись вестники и сказали:

Как только услышал Исав о твоем приближении, взял четыреста человек и вышел тебе навстречу.

Испугался Иаков и разделил свои стада на два стана. «Если Исав нападет на один, то второй стан может спастись», - думал он. И взмолился Иаков:

Спаси меня, Бог. Ничего, кроме палки, не было в моих руках, когда двадцать лет назад переходил я Иордан, а теперь у меня два стана. Пусть не стою я милости твоей, но избавь меня от руки Исава.

Ночь прошла в молитвах, а утром Иаков послал брату в подарок двести коз, двадцать козлов, двести овец, двадцать овнов, а также верблюдиц, коров, волов и ослов. Вручил он своим рабам каждое стадо особо.

Иди вперед, - сказал первому рабу Иаков. - Как увидишь Исава, скажи, что это стадо ему в подарок от слуги его Иакова, который идет следом.

То же приказал он второму рабу, и третьему, и всем остальным.

«Умилостивлю брата дарами, - думал Иаков. - Авось и примет меня Исав». Дары пошли вперед, а Иаков расположился станом. Ночью перевел он через речку жен своих и сыновей и остался в одиночестве. И боролся с ним Некто до появления зари. Когда Некто понял, что не перемочь ему Иакова, он коснулся бедра Иакова и повредил сустав.

Отпусти меня, - сказал Некто.

Не отпущу, пока не благословишь.

Как тебя зовут?

Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом и людей будешь одолевать.

А тебя как зовут? - спросил Иаков-Израиль.

Что тебе в моем имени?

Назвал Иаков-Израиль это место Пенуэл, потому что видел там Бога лицом к лицу и остался жив.

МИР С ИСАВОМ

Поднял Израиль глаза и увидел - приближается Исав с четырьмя сотнями человек.

Поставил Израиль служанок с их детьми впереди, Лию с детьми - за ними, а совсем сзади стояла Рахиль с Иосифом.

Вышел вперед Израиль и семь раз поклонился до земли своему брату.

Подошел Исав, обнял его, поцеловал, заплакал и спрашивает:

А это кто?

Дети мои, - ответил Израиль.

Подошли служанки с детьми и поклонились, Лия с детьми отвесила низкий поклон, а потом и Рахиль с Иосифом предстали с поклоном.

Для чего ты послал стада мне навстречу? Свое оставь себе, я и так богат.

Нет, если ты ко мне расположен, прими мой дар, - настаивал Израиль.

Ты же знаешь, мой господин, - ответил Израиль, - что дети мои малы, а скот дойный. Если гнать его целый день, скот падет. Иди вперед, а я следом приду в Сеир.

Я оставлю у тебя несколько человек из своих, - сказал Исав.

К чему это? - удивился Израиль.

В тот же день вернулся Исав в Сеир, а Израиль несколько позже прибыл в город Сихем в земле Ханаанской и купил там поле для своих шатров.

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Велел Бог Израилю идти в Вефиль.

И сказал Израиль дому своему:

Бросьте богов чужих, очиститесь и перемените одежды.

Отдали Израилю всех чужих богов, и закопал он их под дубом близ Сихема.

В Вефиле Израиль поставил памятник Богу. А когда они вышли из Вефиля, чтобы идти в Хеврон к Исааку, Рахиль родила мальчика и в тот же миг умерла. Назвали мальчика Вениамином, а мать погребли у дороги в Вифлеем.

Пришел Израиль к Исааку, отцу своему. Было Исааку сто восемьдесят лет. И вскоре испустил Исаак дух, будучи стар и насыщен днями.

Из книги Патриархи и пророки автора Уайт Елена

Глава 16 ИАКОВ И ИСАВ Эта глава основана на Книге Бытие 25:19-34; 27 гл. Дети Исаака, близнецы Иаков и Исав, разительно отличались друг от друга и образом жизни, и характером. Это несходство было предсказано ангелом Божьим еще до их рождения. Когда в ответ на полную тревоги

Из книги Священное Писание Ветхого Завета автора Милеант Александр

Исав и Иаков (Быт. 25 гл). Два сына Исаака - Исав и Иаков явились родоначальниками двух народов Идумеев или Эдомитян и Израильтян или Евреев. Не смотря на быстрый рост потомства Исава, младший народ - потомки Иакова - вскоре превзошел своих братьев и поработил их себе.

Из книги Забавная Библия (с иллюстрациями) автора Таксиль Лео

Глава 11 Святой праотец Иаков и нечестивый брат его Исав «Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исаава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. (Исаак) сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с большими иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Исав и Иаков (за 1954 года до рождества Христова) Спустя 20 лет после женитьбы Исаака на Ревекке у них родились два сына – близнецы. Старшего они назвали Исавом, а младшего – Иаковом. Исав по виду был косматый и нрава дикого, он занимался звероловством, и за это любил его отец.

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Исав и Иаков У Исаака было два сына: Исав и Иаков.Исав был искусным звероловом (охотником) и часто жил в поле, Иаков был кроткий и тихий, жил в шатрах вместе с отцом и матерью.Исаак больше любил Исава, который угождал ему пищей из дичи своей, а Ревекка больше любила

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

29. И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. 30. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом "Дай мне поесть красного, красного этого…" Повторение одного и того же слова выражает здесь особенную

Из книги Иисус Христос и библейские тайны автора Мальцев Николай Никифорович

34. Исав, выслушав слова отца своего (Исаака), поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня. 35. Но он сказал (ему): брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое. 36. И сказал (Исав): не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул

Из книги Библейские легенды. Легенды из Ветхого Завета. автора Автор неизвестен

6. Исав увидел, что Исаак благословил Иакова и благословляя послал его в Месопотамию, взять себе жену оттуда, и заповедал ему, сказав: не бери жены из дочерей Ханаанских; 7. и что Иаков послушался отца своего и матери своей и пошел в Месопотамию. 8. И увидел Исав, что дочери

Из книги Библейские легенды автора Автор неизвестен

7. Иаков очень испугался и смутился; и разделил людей, бывших с ним, и скот мелкий и крупный и верблюдов на два стана. 8. И сказал (Иаков): если Исав нападет на один стан и побьет его, то остальной стан может спастись Боязнь Иакова, несмотря на божественные обетования защиты

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

5. Хозяин Лаван и раб Иаков. Исав и Иаков-Израиль Лаван считал себя выше Иакова и позволял себе всячески унижать и бессовестно обманывать его, принуждая и обучая его навыкам лжи и обмана. Рахиль обучила бедного Иакова тайнам колдовства, и вскоре большая часть стада Лавана

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

ИСАВ И ИАКОВ Исааку было сорок лет, когда Ревекка стала его женой. Двадцать лет не было у них детей, а потом Ревекка родила двойню. Первый ребенок был весь покрыт рыжими волосами, и назвали его Исав, а второй при рождении держал Исава за пятку, поэтому получил имя Иаков, что

Из книги автора

Иаков и Исав 19 Потомки Исаака, сына Авраамова.У Авраама родился Исаак. 20 Исааку было сорок лет, когда он взял в жены Ревекку, дочь Бетуэля - арамея из Паддан - Арама, сестру Лавана - арамея.21 У Ревекки не было детей, и поэтому Исаак молился Господу о жене своей. Ответил

Из книги автора

Сыновья Исаака - Иаков и Исав 19 Вот рассказ об Исааке, сыне Авраама:У Авраама родился Исаак. 20 Исааку было сорок лет, когда он женился на Ревекке, дочери арамея Бетуила из Паддан-Арама c и сестре арамея Лавана.21 Исаак молил Господа за жену, потому что она была бесплодна.

Из книги автора

Богоборец Иаков и лох Исав Как Иаков Исава наколол Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова. Однажды сварил Иаков кушанье, а в это время Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову:- Ох, как пахнет вкусно! Дай, брательник, мне

Иаков

Иаков (евр. Яаков). В основе имени "Иаков" лежит корень акав, от к-рого образованы сущ. акев = "пятка" и глагол акав = "оставлять след", а также "побеждать" ("запинать") и "обманывать, вводить в заблуждение". Т.о., слово "И." может обозначать "он держится за пятку", "он оставит след", "он победит", "он обманывает" (см. Быт 25:26; 27:36; Ос 12:3) . М.Нот считал, что имя И. - это кр. ф-ма от южноараб. яакоб-ил = "да защитит Бог". Как название местности слово "И." встречается в перечне палест. городов, завоев. Тутмосом III (XV в. до Р.Х.), в списке городов, составленным Рамсесом II, а также среди надписей, относящихся ко времени правления гиксосов, сделанных на вырезанных из камня многочисл. скарабеях; имя И. встречается на клинописных табличках XVIII в. до Р.Х.:

1)

а) сын Исаака и Ревекки, брат-близнец Исава. И. жил прим. в XVIII-XVII вв. до Р.Х. и пришел в см. Египет , вероятно, во время Второго переходного периода или во время правления династии гиксосов (ок. 1785-1540). (см. Исаак см. Летосчисление , IV,4). Перед родами Господь открыл Ревекке, что тот из близнецов, к-рый появится на свет первым, будет служить младшему (Быт 25:23; ср. Мал 1:2,3; Рим 9:10-13) . Первым родился Исав, вторым - И., к-рый держался за пятку брата (Быт 25:26) . Когда И. повзрослел, он стал пастухом, "живущим в шатрах". Однажды И. хитростью убедил Исава продать ему право первородства за миску чечевичной похлебки. Это право приносило ему две части отцовского наследства и обеспечивало место главы семьи и первосвященника. Воспользовавшись тем, что в старости Исаак ослеп, И. при содействии матери обманул отца, получив от него благословение, к-рое предназначалось первенцу (Быт 27:1-40) . По этому благословению И. унаследовал все обетования, данные Исааку Богом. Исав возненавидел брата. Боясь мести брата, И. по совету матери направился к своему дяде Лавану в Харран (Быт 27:41 - 28:5) . По пути он прилег отдохнуть: ему приснилась лестница, один конец к-рой упирался в землю, а второй касался неба. По лестнице спускались и поднимались ангелы, а наверху стоял Бог. Господь обещал И., что даст во владение его потомкам землю Ханаанскую, будет хранить его везде и вернет на ту землю, которую он покидал. Проснувшись, И. "поставил памятником" камень, к-рый служил ему изголовьем во время сна, и возлил на него елей. Это место он назвал Вефилем, т.е. Домом Божьим. "И положил Иаков обет, сказав: если (Господь) Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом" (ст. 20-22);
б) в доме Лавана И. сам стал жертвой обмана. Ему приглянулась младшая дочь дяди - Рахиль, и он попросил Лавана отдать ее ему в жены, пообещав отработать за нее семь лет. Прошло семь лет, но вместо Рахили "Лаван... вечером взял дочь свою Лию и ввел ее" к И. Чтобы получить Рахиль, И. вынужден был отработать еще семь лет, а затем - еще шесть за приданое. Через 21 год И. был отцом 11 сыновей и одной дочери; он разбогател, хитростью приобретя много скота. Заметив, что Лаван и его сыновья завидуют его благосостоянию, И., собрав домочадцев, тайком ушел в Ханаан. Бог предостерегает бросившегося в погоню Лавана от проявления недружелюбия по отношению к И.; на границе между Арамом и Галаадом И. и Лаван заключили между собой союз. Несмотря на то, что на вост. берегу Иордана И. встретили ангелы Божьи (Быт 32:1,2) , он, тем не менее, опасался встречи со своим братом Исавом. Узнав, что Исав движется ему навстречу в сопровождении четырехсот вооруж. воинов, И. разделил своих людей и скот на два стана, чтобы в случае конфликта хотя бы один из них спасся. Затем он обратился к Богу в молитве и послал Исаву богатые подарки (ст. 7-21). Ночью ему пришлось бороться с таинственным "Некто", Которого он не хотел отпускать до тех пор, пока Тот не благословит его. Наконец Некто открылся ему, сказав, что отныне И. будет носить имя см. Израиль , "ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь" (Быт 32:28) . И. назвал это место Пенуэл, что значит "Лик Божий". Утром состоялась встреча братьев, к-рая привела к примирению; в) Исав пригласил И. к себе в Сеир. Но И., к-рый все еще не доверял брату, свернул в сторону с намеченного пути и разбил свой стан близ Сихема (Быт 33) . Глава 34 повествует о том, что сыновья И. Симеон и Левий перебили жителей города Сихема, после того как сын сихемского князя обесчестил их сестру Дину. По Божьему призыву И. отправился в Вефиль. Он повелел закопать под дубом близ Сихема предметы языч. культа, принадлежавшие членам его семьи и рабам. Придя в Вефиль, И. соорудил там жертвенник (Быт 35:1-7) . Господь вновь явился И. и подтвердил данное ему имя - Израиль, а также обетование относит. земли, к-рая ранее была обещана Аврааму и Исааку (ст. 9-12). В том месте, где Бог разговаривал с ним, И. поставил "памятник", "возлил на него возлияние" и заново назвал это место Вефилем (ст. 13-15);
г) вскоре после того как И. покинул Вефиль, Рахиль умерла при родах сына Вениамина. Она была погребена у дороги в Ефрафу, т.е. в Вифлеем;
д) после того как младший сын И. см. Иосиф получил почетную должность при дворе фараона, И. вместе с семьей переселился в Египет. Израильтяне, поселившиеся в земле Гесем, стали единым народом и жили там, защищенные от грехов Ханаана (Быт 34; 35:22; 38) . Когда И. прибыл в Египет, ему было 130 лет (Быт 47:1-12) . Он умер в возрасте 147 лет, благословив сыновей Иосифа и предсказав будущее всем своим 12 сыновьям. При этом наследником Божьего обетования он назвал Иуду (гл. 48; 49). Перед смертью И. выразил желание быть похороненным в семейной гробнице, где к тому времени уже покоились Авраам, Сарра, Ревекка и Лия (Быт 49:29-32) . Иосиф распорядился набальзамировать тело отца, и египтяне оплакивали его 70 дней (Быт 50:1-3) ; затем И. был погребен в Ханаане;

2) сын Зеведея и брат Иоанна, один из первых учеников, призванных Иисусом (Мф 4:21) . Так же, как Петр и Иоанн, И. занимал особое положение среди учеников Иисуса (Мф 17:1; 26:37; Лк 8:51) . Однако о деятельности И. в Евангелии почти ничего не сообщается. Как и его отец, он был рыбаком и ловил рыбу вместе с Петром и Андреем (Мф 4:21; Лк 5:10) . Его мать Саломия была, вероятно, сестрой Марии, матери Иисуса, так что И. приходился двоюродным братом Иисусу (ср. Мф 27:56 с Мк 15:40; 16:1 и Ин 19:25) . В списках апостолов имя И. обычно стоит рядом с именем Иоанна, причем имя И., как правило, упоминается первым, возм., как старшего из двух братьев (Мф 10:2; Мк 3:17; Лк 6:14 ; что касается Деян 1:13 , то в рукописях наблюдается расхождение в порядке перечисления апостолов). Иисус дал сыновьям Зеведея прозвище "Воанергес", "сыны грома" (Мк 3:17) , вероятно, за их рвение. Он осудил их поспешное решение, касавшееся наказания самарян (Лк 9:54,55) , и за их стремление к собств. славе (в Мф 20:20 мать просит за своих сыновей; Мк 10:35-40 ). После воскресения Иисуса И. вместе с другими апостолами находился в Иерусалиме (Деян 1:13) . В 44 г. по Р.Х. Ирод Агриппа I распорядился его казнить (Деян 12:1,2) ; вероятно, И. стал вторым христ. мучеником;
3) сын Алфея, также ученик Иисуса. В списках апостолов его имя стоит одним из последних. О деятельности И. почти ничего не известно. Возм., именно он упоминается в Мф 27:56; Мк 15:40; 16:1; Лк 24:10 . Если это так, то, значит, его мать Мария была среди женщин, сопровождавших Иисуса, а сам И. носил прозвище "меньший", данное ему либо из-за небольшого роста, либо для того, чтобы отличать его от Иакова, сына Зеведея (см. Клеопа);
4) брат Господа, упоминаемый в Мф 13:55; Мк 6:3; Гал 1:19 , сын Иосифа и Марии (см. Братья Господа). Братья Иисуса, вначале не верившие в Него (Ин 7:5) , затем оказались среди апостолов (Деян 1:14) . Из вышесказ. можно заключить, что в 1Кор 15:7 речь идет о брате Господа. И. играл важную роль в управлении Иерусалимской церковью (Гал 2:9,12) . Именно его в первую очередь Петр просил уведомить о своем освобождении из тюрьмы (Деян 12:17) . На Апостольском соборе (см. Апостольский собор) И. внес предложение, к-рое было принято как общее постановление (Деян 15:13 и след.) . Павел посетил его в Иерусалиме после возвращения из третьего миссионерского путешествия (Деян 21:18) ; он встречался с ним и ранее, вскоре после своего обращения (Гал 1:19) . И. - автор см. Послание Иакова . Согл. Евсевию Кесарийскому, И. называли "праведным"; вероятно, в 62 г. по Р.Х. его побили камнями иудеи, о чем сообщает и Иосиф Флавий. И., возглавлявшего иудеохрист. церковь в Иерусалиме, нек-рые исследователи представляют ярым оппонентом апостола язычников Павла. Но какими бы, на первый взгляд, различными ни были высказывания апостолов по ряду вопросу, главным для них всегда оставалась жизнь в вере (см. Вера). Когда Павел и И. лично общались друг с другом (Деян 15; 21:18-26; Гал 1:19; 2:9) , они всегда находили общий язык;
5) отец ап. Иуды (9), о котором больше ничего не известно (Лк 6:16; Деян 1:13) .
Дети Иакова

от Лии:

Рувим
Симеон
Левий
Иуда

от Валлы, рабыни Рахили:

Дан
Неффалим

от Зелфы, рабыни Лии:

Гад
Асир

от Лии:

Иссахар
Завулон
Дина

от Рахили:

Иосиф
Вениамин

(О внуках и правнуках см. Быт 46:8-27 .)


Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Иаков" в других словарях:

    - (евр. jaãkob), Израиль, в ветхозаветном предании патриарх, сын Исаака и Ревекки, внук Авраама, легендарный родоначальник «двенадцати колен Израиля» (см. Двенадцать сыновей Иакова). Имя И. возможно, сокращённая форма более древнего теофорного… … Энциклопедия мифологии

    Иаков - зарывает идолов в землю под сихемским дубом. Картина С. Бурдона. 1650 е гг. Санкт Петербург, Эрмитаж. Иаков зарывает идолов в землю под сихемским дубом. Картина С. Бурдона. 1650 е гг. Санкт Петербург, Эрмитаж. Иаков () в Ветхом Завете патриарх,… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    - (Израиль) в Ветхом Завете патриарх, сын Исаака и Ревекки, внук Авраама, родоначальник двенадцати колен Израиля. Ещё в утробе Ревекки Иаков и его брат близнец Исав стали биться. Вопросив об этом Бога, она получила в ответ, что из её утробы… … Исторический словарь

    Иаков - Иаков. Иаков и Рахиль. Картина Я. Пальмы Старшего. Ок. 1520. Картинная галерея. Дрезден. ИАКОВ (Израиль), в Библии младший из двух сыновей близнецов Исаака и Ревекки. Откупил у брата Исава право первородства за чечевичную похлебку и хитростью… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    А, муж. Стар. форма имени (см. Яков).Отч.: Иакович, Иаковна и Иаковлевич, Иаковлевна. Словарь личных имён. Иаков См. Яков. День Ангела. Справочник по именам и именинам. 2010 … Словарь личных имен

    Яков, Израиль Словарь русских синонимов. иаков сущ., кол во синонимов: 4 борец господа (2) … Словарь синонимов

    - (Израиль) в Библии младший из двух сыновей близнецов Исаака и Ревекки. Откупил у брата Исава право первородства за чечевичную похлебку и хитростью получил благословение Исаака как первородный сын. 12 сыновей Иакова считались родоначальниками 12… …

    - (ум. ок. 63) брат Господень по плоти, апостол от 70 ти, (Послание к Галатам 1:19), первый епископ Иерусалимский, священномученик. Автор Послания, вошедшего в новозаветный канон. Память в Православной церкви 4 (17) января и 23 октября (5 ноября) … Большой Энциклопедический словарь

    - (ум. 1292) архиепископ Сербский. Память в Православной церкви 30 августа (12 сентября) (собор Сербских святителей) … Большой Энциклопедический словарь

    Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев; ибо гнев человека не творит правды Божией. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без… … Сводная энциклопедия афоризмов