Заброшенные места татарстана. Заброшенные деревни Татарстана. Исчезнувшие села и деревни Республики Татарстан. Внимание общественности и органов государственной власти к проблеме исчезновения деревень

Умирающие деревни - печальное явление в России, но странно слышать, что проблема коснулась и благополучного Татарстана. Если смотреть в разрезе последних ста лет, на протяжении которых в республике исчезло около 1 200 сел, ситуацию еще можно осмыслить, но процесс не прекращается и в наши дни. На последнем заседании комитета Госсовета РТ по госстроительству и местному самоуправлению замглавы Минземимущества РТ Рустэм Мерзакреев доложил, что в республике числятся 47 несуществующих деревень. По мнению председателя cовета Общества краеведов РТ Альберта Бурханова, их может быть и больше. «Реальное время» приводит историю населенных пунктов, где больше никто не живет.

«Жирбушка» на Каме и усадьба Алоизия Гласко под Сабами

Еще относительно недавно у слияния рек Белая и Кама в Актанышском районе жила деревня Дербешка. Полтора века назад ее основал елабужский купец первой гильдии Георгий Стахеев. В начале сентября 1872 года он плыл здесь на пароходе, чтобы найти место для зимовки судов. Местные речные просторы, леса и поля так понравились ему, что он выбрал именно эту территорию. В ближайшей деревне Каитово купец собрал народ - решить вопрос с арендой земли. Люди согласились, но попросили назначить цену не деньгами, а хлебом и чаем. Аренду оформили на сто лет. Когда проголосовали, сзади стоящие стали выкрикивать «Жирбушка», что в переводе с татарского означает «земля задаром» - «җир бушка». Стахеев не знал татарского, решил, что это название территории, и записал его по-своему: «Дербешка».

Поначалу арендатор использовал землю только как стоянку для судов. Но после 1896 года на нее обратили внимание и другие купцы. Со временем появилась пекарня, сезонная средняя школа. После 1930 года населенный пункт стал быстро расти, появились береговые рабочие и мастерские затона. Дербешку знали, как поселок речников. Однако в 1970-е годы деревня попала в зону затопления Нижнекамского водохранилища. Большинство жителей переселились в Башкирию. К середине 1990-х годов последний житель покинул свой дом, и в 1998 году поселок исключили из списка населенных пунктов. При этом уже более десяти лет его бывшие жители собираются вместе, чтобы вспомнить малую родину, некоторые сочиняют стихи, пишут книги в ее честь и даже поставили памятник своей исчезнувшей деревне.

Не менее увлекательная история у деревни Янбаево в Сабинском районе, ее заложил польский дворянин Алоизий Гласко. Молодого человека подозревали в участии в польском восстании 1863 - 1864 годов и выслали в Казанскую губернию. Вернуться обратно в родные края у него не было возможности, но в августе 1871 года он получил свидетельство и разрешение на проживание в Мамадышском уезде. Здесь вместе с женой Юзефой он и купил бывшую усадьбу Аблаковых в деревне Каин Илга (по-другому ее еще называли Янбай). На Меше семья дворянина содержала водяную мельницу, разводила декоративных и промысловых рыб. До революции Алоизий Гласко вместе с женой и тремя детьми жили здесь, потом информация о них теряется. Название же деревни Янбаево сохраняется в метрических книгах еще до 1950 годов. Но позднее саму деревню поглотила другая более крупная - Большой Арташ, бывшая польская усадьба стала одной из его улиц - Каенлы.

«Переписчики не нашли ни одного человека в 49 населенных пунктах»

У многих исчезнувших населенных пунктов была богатая история . Например, деревня Мастеево, в 1930 - 1970 годы входившая в состав Актанышского района ТАССР. Землю получил некто Султанов еще во времена Екатерины II за верную службу, со временем его семья стала разрастаться. Среди населения были в основном башкиры, которые в большинстве занимались земледелием, кто-то - торговлей, а вот огородничество и садоводство было не развито. По данным справочника «Исчезнувшие населенные пункты республики Татарстан», в 1939 году население деревни составляло 310 человек, а в 1963 - уже 206. После 1966 года населенный пункт больше не упоминается.

Исчезнувших деревень в Татарстане и в России еще немало. За период 1990 - 2013 годы в стране не досчитались 20 тысяч деревень и поселков. Если брать весь XX век и начало XXI, то в России исчезли более 150 тысяч сельских населенных пунктов, из них в Татарстане - около 1200. Всероссийская перепись населения в 2002 и 2010 годах показала, что количество сел, которые покинуло местное население, продолжает только расти.

- В 2010 году переписчики не нашли ни одного человека в 49 населенных пунктах. Хотя в прошлую перепись 2002 года таких было только 36. По моим данным, сейчас количество сельских населенных пунктов, которые потерялись, перевалило за 56-57, например, они есть в Муслюмовском, Сармановском, Азнакаевском районах, - рассказывает председатель совета Общества краеведов РТ Альберт Бурханов.

По его словам, русские села исчезают с карты чаще, чем татарские. Дело в том, что русское население больше тяготеет к жизни в крупных городах, считает исследователь. При этом отдельного изучения требуют не только территории населенных пунктов, но и, например, рудники, расположенные поблизости. «Была разработка меди в Кукморском, Сабинском районах, например, около одного из населенных пунктов в последнем разработками управлял брат Лобачевского. А на сармановских рудниках работали шведские военнопленные после Полтавской битвы», - приводит примеры Альберт Бурханов.

Более 200 поселений - на грани исчезновения

Ученый утверждает, что полного списка деревень, исчезнувших в Татарстане за последние годы, нет, но в соответствующем справочнике можно встретить некоторые названия. Например, поселок Покровка Аксубаевского района перестал упоминаться в справочниках после 1992 года. Справка короткая - находился в 41 км от железнодорожной станции Нурлат, в 1963 году население составляло 180 человек, русские. В 90-е годы исчезло село Сельцо-Завод в Тюлячинском районе - 33 км от Арска и 58 км от Рыбной Слободы. Уже в 1963 году там жило только 90 человек, русские. В справочниках после 1986 года село уже не упоминается, а окончательно исчезло в 1990-е.

Есть деревни, которые исчезли в начале этого века, правда, таких гораздо меньше по сравнению с 30-ми годами. Деревня Серебряный Ключ в Черемшанском районе была исключена из списка сельских поселений в 2001 году. Данных о численности населения в справочнике нет, известно только, что поселение было в 100 км от Чистополя, с 1965 года входило в состав Ново-Ильмовского сельсовета Черемшанского района.

Наряду с уже исчезнувшими селами существуют умирающие - в 252 сельских поселениях РТ проживают менее десяти человек. Хотя, по словам Бурханова, Татарстан пока не в таком страшном положении, как другие регионы. В середине мая на заседании комитета Госсовета РТ по государственному строительству и местному самоуправлению сообщили, что в Татарстане 47 несуществующих деревень, при этом развернутый список в Министерстве земельных и имущественных отношений РТ не смогли предоставить.

Пока точных данных нет. В настоящее время идет анализ. Упразднение не планируется, - заявили в пресс-службе министерства.

Сокращение сельского населения

Судя по статистическим данным, за 46 лет, с 1970 по 2016 годы, численность сельских жителей в Татарстане сократилась в 1,8 раза, с более 1,5 млн человек до 912 тысяч. Если в 1970 году на сельское население приходилось 48,5% от всего населения республики, то в 2016 только 23,6%.

Например, в Муслюмовском районе около 19 населенных пунктов считаются исчезнувшими, еще 15 - на грани исчезновения. Четырех не станет, скорее всего, в ближайшее десятилетие - деревня Коммуна им. Карла Либкнехта, где зарегистрированы семь человек, Красный Яр с пятью жителями, сообщается в одной из статей научного сотрудника Муслюмовского краеведческого музея Равиля Тимкина.

Юлия Косолапкина

В 2010 году переписчики не нашли ни одного человека в 49 населенных пунктах

Умирающие деревни - печальное явление в России, но странно слышать, что проблема коснулась и благополучного Татарстана. Если смотреть в разрезе последних ста лет, на протяжении которых в республике исчезло около 1 200 сел, ситуацию еще можно осмыслить, но процесс не прекращается и в наши дни. На последнем заседании комитета Госсовета РТ по госстроительству и местному самоуправлению замглавы Минземимущества РТ Рустэм Мерзакреев доложил, что в республике числятся 47 несуществующих деревень. По мнению председателя cовета Общества краеведов РТ Альберта Бурханова, их может быть и больше. «Реальное время» приводит историю населенных пунктов, где больше никто не живет.

«Жирбушка» на Каме и усадьба Алоизия Гласко под Сабами

Еще относительно недавно у слияния рек Белая и Кама в Актанышском районе жила деревня Дербешка. Полтора века назад ее основал елабужский купец первой гильдии Георгий Стахеев. В начале сентября 1872 года он плыл здесь на пароходе, чтобы найти место для зимовки судов. Местные речные просторы, леса и поля так понравились ему, что он выбрал именно эту территорию. В ближайшей деревне Каитово купец собрал народ - решить вопрос с арендой земли. Люди согласились, но попросили назначить цену не деньгами, а хлебом и чаем. Аренду оформили на сто лет. Когда проголосовали, сзади стоящие стали выкрикивать «Жирбушка», что в переводе с татарского означает «земля задаром» - «җир бушка». Стахеев не знал татарского, решил, что это название территории, и записал его по-своему: «Дербешка».

Поначалу арендатор использовал землю только как стоянку для судов. Но после 1896 года на нее обратили внимание и другие купцы. Со временем появилась пекарня, сезонная средняя школа. После 1930 года населенный пункт стал быстро расти, появились береговые рабочие и мастерские затона. Дербешку знали, как поселок речников. Однако в 1970-е годы деревня попала в зону затопления Нижнекамского водохранилища. Большинство жителей переселились в Башкирию. К середине 1990-х годов последний житель покинул свой дом, и в 1998 году поселок исключили из списка населенных пунктов. При этом уже более десяти лет его бывшие жители собираются вместе, чтобы вспомнить малую родину, некоторые сочиняют стихи, пишут книги в ее честь и даже поставили памятник своей исчезнувшей деревне.

В 1970-е годы Дербешка попала в зону затопления Нижнекамского водохранилища. Большинство жителей переселились в Башкирию. Фото vk.com

Не менее увлекательная история у деревни Янбаево в Сабинском районе, ее заложил польский дворянин Алоизий Гласко. Молодого человека подозревали в участии в польском восстании 1863 - 1864 годов и выслали в Казанскую губернию. Вернуться обратно в родные края у него не было возможности, но в августе 1871 года он получил свидетельство и разрешение на проживание в Мамадышском уезде. Здесь вместе с женой Юзефой он и купил бывшую усадьбу Аблаковых в деревне Каин Илга (по-другому ее еще называли Янбай). На Меше семья дворянина содержала водяную мельницу, разводила декоративных и промысловых рыб. До революции Алоизий Гласко вместе с женой и тремя детьми жили здесь, потом информация о них теряется. Название же деревни Янбаево сохраняется в метрических книгах еще до 1950 годов. Но позднее саму деревню поглотила другая более крупная - Большой Арташ, бывшая польская усадьба стала одной из его улиц - Каенлы.

«Переписчики не нашли ни одного человека в 49 населенных пунктах»

У многих исчезнувших населенных пунктов была богатая история . Например, деревня Мастеево, в 1930 - 1970 годы входившая в состав Актанышского района ТАССР. Землю получил некто Султанов еще во времена Екатерины II за верную службу, со временем его семья стала разрастаться. Среди населения были в основном башкиры, которые в большинстве занимались земледелием, кто-то - торговлей, а вот огородничество и садоводство было не развито. По данным справочника «Исчезнувшие населенные пункты республики Татарстан», в 1939 году население деревни составляло 310 человек, а в 1963 - уже 206. После 1966 года населенный пункт больше не упоминается.

Исчезнувших деревень в Татарстане и в России еще немало. За период 1990 - 2013 годы в стране не досчитались 20 тысяч деревень и поселков. Если брать весь XX век и начало XXI, то в России исчезли более 150 тысяч сельских населенных пунктов, из них в Татарстане - около 1200. Всероссийская перепись населения в 2002 и 2010 годах показала, что количество сел, которые покинуло местное население, продолжает только расти.

- В 2010 году переписчики не нашли ни одного человека в 49 населенных пунктах. Хотя в прошлую перепись 2002 года таких было только 36. По моим данным, сейчас количество сельских населенных пунктов, которые потерялись, перевалило за 56-57, например, они есть в Муслюмовском, Сармановском, Азнакаевском районах, - рассказывает председатель совета Общества краеведов РТ Альберт Бурханов.

По его словам, русские села исчезают с карты чаще, чем татарские. Дело в том, что русское население больше тяготеет к жизни в крупных городах, считает исследователь. При этом отдельного изучения требуют не только территории населенных пунктов, но и, например, рудники, расположенные поблизости. «Была разработка меди в Кукморском, Сабинском районах, например, около одного из населенных пунктов в последнем разработками управлял брат Лобачевского. А на сармановских рудниках работали шведские военнопленные после Полтавской битвы», - приводит примеры Альберт Бурханов.

Более 200 поселений - на грани исчезновения

Ученый утверждает, что полного списка деревень, исчезнувших в Татарстане за последние годы, нет, но в соответствующем справочнике можно встретить некоторые названия. Например, поселок Покровка Аксубаевского района перестал упоминаться в справочниках после 1992 года. Справка короткая - находился в 41 км от железнодорожной станции Нурлат, в 1963 году население составляло 180 человек, русские. В 90-е годы исчезло село Сельцо-Завод в Тюлячинском районе - 33 км от Арска и 58 км от Рыбной Слободы. Уже в 1963 году там жило только 90 человек, русские. В справочниках после 1986 года село уже не упоминается, а окончательно исчезло в 1990-е.

Есть деревни, которые исчезли в начале этого века, правда, таких гораздо меньше по сравнению с 30-ми годами. Деревня Серебряный Ключ в Черемшанском районе была исключена из списка сельских поселений в 2001 году. Данных о численности населения в справочнике нет, известно только, что поселение было в 100 км от Чистополя, с 1965 года входило в состав Ново-Ильмовского сельсовета Черемшанского района.

Наряду с уже исчезнувшими селами существуют умирающие - в 252 сельских поселениях РТ проживают менее десяти человек. Хотя, по словам Бурханова, Татарстан пока не в таком страшном положении, как другие регионы. В середине мая на заседании комитета Госсовета РТ по государственному строительству и местному самоуправлению сообщили, что в Татарстане 47 несуществующих деревень, при этом развернутый список в Министерстве земельных и имущественных отношений РТ не смогли предоставить.

Пока точных данных нет. В настоящее время идет анализ. Упразднение не планируется, - заявили в пресс-службе министерства.

Заброшенная деревня Малая Атня – Шурабашское сельское поселение, Арский район. Фото ttp://ru.esosedi.org

Сокращение сельского населения

Судя по статистическим данным, за 46 лет, с 1970 по 2016 годы, численность сельских жителей в Татарстане сократилась в 1,8 раза, с более 1,5 млн человек до 912 тысяч. Если в 1970 году на сельское население приходилось 48,5% от всего населения республики, то в 2016 только 23,6%.

Например, в Муслюмовском районе около 19 населенных пунктов считаются исчезнувшими, еще 15 - на грани исчезновения. Четырех не станет, скорее всего, в ближайшее десятилетие - деревня Коммуна им. Карла Либкнехта, где зарегистрированы семь человек, Красный Яр с пятью жителями, сообщается в одной из статей научного сотрудника Муслюмовского краеведческого музея Равиля Тимкина.

Юлия Косолапкина

Так сложилось, что в нашей стране не все культовые здания разрушили, но и не все восстановили. И Татарстан не исключение. И Казань с окрестными уездами (ныне районами) тоже. Если уж в самом городе немало полуразрушенных или основательно перестроенных зданий бывших православных храмов, используемых по иному назначению, то уж вокруг города, где сотни сел и деревень исчезли или почти исчезли за последние несколько десятков лет, такие строения тоже есть.
Часть из них привлекательны для местного путешественника (и не только начинающего), не только возможностью прикоснуться к истории края и посмотреть на здания девятнадцатого, а то и восемнадцатого века в непеределанном виде, потрогать руками кирпичи сто или двухсотлетней давности, полазить по заброшенным строениям, что невозможно в условиях действующей церкви, но и некоторым экстримом в процессе "добраться" туда.
Каких-то уж совсем непреодолимых трудностей в том, чтобы доехать до какой-либо заброшенной церкви в соседних в Казанью районах, нет, но многие строения практически или совсем недоступны значительную часть года - зимой или в период весенне-осенней слякоти и распутицы. Да и в хорошую солнечную погоду летом дорога ко многим "объектам" кроет в себе определенные трудности. Если не рассматривать те храмы, что стоят практически на асфальте или в центре многолюдных населенных пунктов (Чирпы, Шуран в Лаишевском районе или Вехрние Девлизери, урочище Русская Серда в Пестречинском) , то остается несколько очень интересных мест, куда без автомобиля, знания маршрута и некоторых проблем, как правило в виде плохой дороги и всяких неожиданностей на ней, не доберешься. Вот о таких местах, которые могут быть интересными для местных туристов, сегодняшний рассказ.
Среди заброшенных православных церквей, расположенных в Лаишевском и Пестречинском районах Татарстана, я бы выделил пять. Если вы побывали во всех пяти местах, можете смело считать, что некий минимум, позволяющий именовать вас местным путешественником, вы выполнили. Дипломов, грамот и сертификатов вам, конечно, никто не вручит, но от этого менее приятно после всех таких поездок не становится.
Итак, по порядку, по часовой стрелке, начиная от Казани.

5. Колокольня Троицкой церкви в том месте, где раньше находилось село Рождествено, до того, как его перенесли на пару километров при строительстве Куйбышевской ГЭС и создании Куйбышевского водохранилища. Церковь была построена в 1830-52 годах, до нашего времени не сохранилась. А вот колокольня пережила смутные времена и стоит и поныне. Наверно, из всего, что я описывал в этом посту, самое известное место. В паре сотен метров протекает река Мёша (собственно, из-за опасений подъема в ней воды и было перенесено село), и весной и летом рыбаков здесь большое количество. Как раз мимо колокольни их дорога к воде и пролегает. А до этого надо ехать по дороге на Атабаево и свернуть налево к заброшенной ферме вскоре после нынешнего села Рождествено, ферму объехать справа и вырваться на просторы полевой грунтовки. А дальше ориентироваться на небольшой лесочек, в котором находится сельское кладбище, в паре километров впереди. Как раз за лесочком и находится колокольня, да и видна она становится очень скоро.

Вот такая, на мой взгляд, пятерка самых интересных недействующих и разрушающихся объектов, связанных с православной архитектурой, в окрестностях Казани. Конечно, многое интересное путешествующему вдали от туристических центров, в список не вошло. Например, Пятницкая церковь в Русском Ходяшево (Пестречинский район) или Введенская в Хохлово (Высокогорский). Но, надеюсь, об этом в следующий раз.

Теплый июльский вечер или полуденная жара. Высокий берег. Тихие тенистые аллеи хорошо защищают от солнцепека. На другом берегу, через широкую, почти в пять километров Волгу - древняя столица Волжской Булгарии - город Болгар. Это место называется Долгой Поляной. Место мистическое, даже аномальное. Но его уникальность откроется далеко не каждому.

1. Вообще Долгая Поляна - это село, которое сейчас даже деревней можно назвать с натяжкой.

2. Почти каждый дом закрыт, заколоечен или попросту заброшен.

3. Вот и сама поляна. Удивительные вещи происходят на ней. Несмотря на соседствующий вокруг лес, она уже несколько веков не зарастает. Также не прижились здесь недавно высаженные местным заказником в порядке эксперимента саженцы. На этих полянах "зашкаливают" магнитные приборы, сбивается ход часов, непонятным образом исчезают заснятые кадры из цифровых фотоаппаратов. Именно других фотографий поляны у нас нет.

4. Но самое главное - человек, попадая сюда, физически ощущает тепло и спокойствие. Здесь выравнивается артериальное давление, исчезает душевная сумятица, успокаивается сердце, быстрее заживают раны, уходят простудные заболевания. По рассказам экстрасенсов, именно на эти поляны опираются своим основанием энергетические столбы, уходящих в космос.

Особенности аномальной зоны заметили еще булгары. Не зря одна из столиц их государства - древний Булгар - находится на другом берегу Волги прямо напротив Долгой Поляны. По преданиям, булгарские ханы переправлялись сюда через реку и становились на несколько дней шатрами в урочище, чтобы подлечиться и подпитаться энергией. После, когда исчезло булгарское государство и жившие здесь их наследники-татары были изгнаны опричниками Ивана Грозного из прибрежной зоны на 40 верст, рассказы об удивительной живительной силе этого места передавались из поколения в поколения в устных преданиях.

5. В 18 веке здесь возникает деревня Долгая Поляна, ставшая усадьбой дворянского рода Молоствовых. Фамилия эта хорошо известна в российской истории. Имение не было крупным - в начале XX века в деревне Долгая Поляна было не более 20 дворов, проживало 75 крестьян. После реформы 1861 года крестьяне обрабатывали лишь половину своей земли, другую часть отдавали в аренду. Многие занимались ремеслами и отхожими промыслами в Тетюшских горах и на Волге.

6. В 30-х годах прошлого века в Долгой Поляне побывал известный профессор-медик Леонтий Якобсон.Он высказался о необходимости устройства санатория-здравницы в здешних местах: "Соседство с Волгой, которое само по себе представляет могучий фактор для целебного воздействия при многих болезнях, пышная растительность, простор полей и чарующие виды, открывающиеся с высоких берегов широкой реки - всё это подходит для устройства здесь здравницы, места способного успокоить, примирить выведенный болезнью из равновесия организм".

7. В самом деле, через несколько лет здесь открыли Дом отдыха писателей. Который проработал несколько десятков лет, и в 70-е на его месте построили пионерский лагерь.

8.

9. Сейчас лагерь совершенно заброшен. Но вот что удивительно - не разворован.

10. Здесь целы все стекла, на дверях еще висят замки, а внутри корпусов сохранилась кое-какая мебель. Хотя детей здесь не было уже очень давно.

11. Вот еще одна загадка Долгой Поляны. Отчего здесь все цело, и такое ощущение, что это просто пересменок или детей вывезли на экскурсию, к примеру, в Казань?

12. Особая аура этого места чувствуется очень хорошо. Здесь тихо и спокойно, просто не хочется уходить.

13. Нам было очень интересно заглянуть внутрь корпусов, но мы не стали нарушать идиллии этого места. Пусть хотя бы где-то Забытое в Прошлом (с) сохранится в целости.

14.

15.

16.

17. Но вернемся в деревню. Здесь все такое же заброшенное, и такое же целое.

18. Стойкое ощущение того, кроме тебя и твоей небольшой команды, на целом свете больше никого не осталось - все куда-то исчезли.

19. Хотя пару жилых домов мы все же нашли. В одном из этих окон мелкнула старушечья тень, и мы побежали ко входу - пообщаться хоть с кем-то из местных жителей. Но бабушка как-будто исчезла. Испарилась. Или просто испугалась четырех мужчин, зачем-то стучавшихся в дверь ее дома.

20.

21. Кажется, она осталась здесь совсем одна и никуда не выходит. На огороде чахнет лук...больше посадок нет.

22. Мы оборачиваемся на шорох: еще один местный житель решил выйти на поверхность. Он оказался очень странным и будто выпавшим из времени, причем сразу на полсотни лет, если не больше. Мы его о чем-то спрашивали, он что-то отвечал. Весь разговор писали на видео, но что-то случилось, и именно эта запись оказалась поврежденной. Совпадение ли?

А вы верите вот в такие "места силы"?

Люди, которых нет. Рядом с Казанью существует населенный пункт Татваленка, не значащийся ни на одной карте. В паспорте у каждого жителя прописка разная – то ли деревня, то ли поселок. Эльмира Заляева по звонку зрителей выехала и едва нашла поселение – призрак.

Эльмира Заляева, Тимур Гатауллин, Ильдар Сафиуллин

Лаишевский район

Найти Татваленку оказалось не так-то и просто. Указателей по пути нет, а сама деревня находиться практически в лесной глуши. Но самое страшное, даже не то, что населенного пункта нет на картах Татарстана, а то, что по официальным бумагам ни деревня, ни ее жители просто не существуют.

Во всем поселении максимум домов двадцать. С одной стороны окруженные лесом, с другой — уже заброшенные и разрушенные корпуса предприятия и детских лагерей.

Ключевое слово в воспоминаниях старожила Муслимы Валиулловой – было. Живет тут почти с основания – есть с чем сравнить. Говорит, когда их село относилось к Лаишевскому району, хотя бы чистили трассу. Сегодня, добраться или выбраться из деревни-призрака практически невозможно. Дорога по лесу – словно мираж – есть только местами.

Внутри деревни тоже только тропинки. Да и они – то под снегом, то под талой водой. Спасает всех только Мингаль Мухаметзянов. Дедушка за семьдесят снегоуборщиком расчищает весь поселок.

Храбрится, говорят, соседи. После каждой такой уборки дедушка не встает по нескольку дней. Но даже помочь некому – медики в деревню не приезжают. Запретили, потому что еще в 2007 году деревню передали Казани. Теперь Татваленка – жилой массив столицы, вот только люди все еще прописаны в Лаишевском районе.

Ирина Логунова

— Мы ни к кому не относимся. В Приволжском районе говорят еще не до конца документы передали, в Лаишево приходим, нам говорят – вы уже к нам не относитесь, а прописаны мы в Лаишево.

Так и живут — потерянные между городом и районом, в бюрократических проволочках. Обращались к чиновникам много раз, ответ слышали только один.

В Песчаных Ковалях, куда относятся жители по прописке, нам ничего не объяснили. Руководитель сельского поселения словно решила поиграть в прятки – то, отказалась от комментария, то согласилась, но к нашему приезду – снова пропала.

В администрации Вахитовского и Приволжского районов Казани, куда теперь относиться деревня, заявили – пусть потерпят. Перевести поселок в границы столицы не просто – к слову, пяти лет, что озадачены этим вопросом, видимо недостаточно. А потому — ни дорогами, ни чем другим заниматься городские власти не могут – не их территория. А что касается врачей, — посоветовали старикам решать вопрос самостоятельно.

Линар Анваров, заместитель начальника отдела по работе с жилыми комплексами администрации Вахитовского и Приволжского районов Казани

— пусть идут в паспортный стол и переоформляют прописку, приводят документы в порядок.

Остальное надо подождать. Вот только вопрос сколько – пока безответен, хотя и просят – то жители не так уж и много.