Ведические знания. Что такое ведические знания – древний источник мудрости для нашего времени. Веды для женщин

Это занятие подводит итог теме методологии получения знания. В рамках этой темы, мы сначала рассмотрели 3 метода получения знания. Сочетание первых 2-ух методов — чувственного восприятия и умозаключения – образует эмпирический способ познания. На прошлом занятии мы обсудили ограничения этого способа, в частности, те причины, по которым Веды считают его непригодным для того, чтобы познать реальность как она есть, и сформировать правильное мировоззрение.

Предварительный обзор Ведического мировоззрения

Альтернативой эмприческому способу познания мира является Ведический подход. Однако на пути к пониманию этого подхода, мы можем столкнутся с определенной трудностью.

Трудность состоит в том, чтобы понять природу Ведического знания (шабда-брахма). Ведическое знание – антиматериально, т.е. оно принципиально отличается от материального знания, которое является плодом материального ума. Ведический звук не принадлежит этому миру. На самом деле, мы также не принадлежим этому миру, и именно поэтому способны воспринять этот запредельный звук, зовущий нас вернуться назад, в реальность.

Для того, чтобы составить верное понимание Ведического метода познания, мы должны получить общий обзор Ведической парадигмы. В особенности важно подробнее познакомиться соследующими темами:

1) Антиматериальная природа нашего «я».

2) Существование антиматериального мира и его отличие от мира материального.

3) Источник как антиматериальной энергии, так и материальной.

Первый вопрос особенно важен. Мы разбираем тему знания. Прежде чем отвечать на вопрос о том, что такое знание, нужно спросить: «А что представляет собой мое «я», которое пытается что-то познать?» Способен ли я вообще на то, чтобы воспринять нечто «антиматериальное»?

Вместе с настоящим материалом вам предлагается книга «Легкое путешествие на другие планеты». Ее автором является Бхактиведанта Свами Прабхупада, один из наиболее авторитетных ученых современности в области Ведической философии. Хотя Прабхупада написал эту книгу в 1961 г. в ответ на развитие космических программ в США и СССР, она остается актуальной, как и 40 лет назад.

Для того, чтобы получить общий обзор на перечисленные выше темы, вам достаточно прочитать 1-ый раздел этой книги, который называется «Антиматериальные миры». Прочитав его, мы просим вас вернуться к этому материалу.

Сон эмпиризма и роль ведического звука

Веды сравнивают невежество души со сном. Содержанием этого сна является впечатления души, погруженной в виртуальную реальность материального мира. Материальное знание – это, по сути, каталогизация мыслей и впечатлений души от этого мира; это не более, чем знание о сновидениях.

Эмпирический подход к формированию мировоззрения – это жажда создавать теории о реальности во сне. Но в результате, вместо пробуждения к реальности, происходит погружение в сон, с целью объяснения сновидений. Разум при этом также засыпает, а сон разума, как известно, порождает чудовищ. Философ-эмпирик, какого бы оттенка он не был, вместо реальности видит, в худшем случае – чудовища, в лучшем – чудо, причем от одного до другого, как от любви до ненависти – один шаг.

Наблюдатель-эмпирик, лишенный Абсолютного видения, везде видит только двойственность противоположностей, начиная с разделенности этого мира на «добро» и «зло». Причем то, что только что было «добром», вдруг перетекает в «зло», а «зло» в «добро», а потом обратно, а потом еще несколько раз туда и обратно. Такие вещи часто происходят во сне. Видя эти метаморфозы, эмпирик заключает: «Все относительно. Ничего абсолютного не существует».

В мире сновидений все – сон. Все относительность, суета сует и всяческая суета. И если эта суета начинает суетиться особенно интенсивно, снова и снова круша и растаптывая наши надежды достичь вечного счастья в мире снов, то эмпирические рассуждения об этом мире принимают свою логическую завершенность: «Все – просто фантасмагория и бессмысленность.» Так наш эмпирик заканчивает свою научно-философскую карьеру в канаве абсурдизма, под каким бы именем тот не проходил: скептицизм, экзистенциализм, или другой -изм.

«Сомнительно, чтобы наш мир был воплощением некоего смысла; тем более сомнительно, заметит скептик, чтобы в нем был заложен двойной или тройной смысл. Я полагаю, что так оно и есть.» (Х.Л.Борхес )

Что можно сказать на это? Да, в мире сна – все сон, все просто бессмысленные сновидения. Все, кроме нашей сущности и кроме звука, доносящегося до нас из мира бодрствования. Этот звук отличается от звуков мира сна. Чем? Он имеет силу нас разбудить, разбудить наше «я» от летаргии материального мира. Этот звук – звук Вед.

Веданта-сутра говорит: «Ведический звук – это вечная реальность.» В противоположность бессмысленности материальных звуков, вечный звук Вед несет знание, способное наполнить наше существование высшим смыслом, преображающим всю нашу жизнь.

Два способа познания: ведический и «невежественный»

Слово «ведический» не является религиозным, историческим, географическим или теоретическим понятием, изобретенным людьми. Санскритское слово «веда» означает «знание». Поэтому выражение «ведический метод познания» по сути означает «метод познания, исполненный знания». Что же это значит? Неужели есть «метод познания, исполненный невежества»?

Да, есть, и нам предстоит отделить ведический метод от метода «невежественного познания.» Веданта-сутра (2.1.4) объясняет: Ведическое знание по самой своей природе отлично от теорий, изобретенных умами людей.» Они отличаются не просто в деталях, а кардинально: одно принадлежит к материальной природе, другое – к духовной.

Чтобы сопоставить два способа познания, мы предлагаем вашему вниманию таблицу, в которой сравниваются характеристики Ведического и эмпирического способов познания.

Ведический метод «авароха-пантха»

Ведическое знание свободно от четырёх недостатков, присущих человеку. Поэтому оно иногда называется апаурушейа, что значит знание, лишённое недостатков. Наука метода авароха-пантхи заключается в искусстве восприятия знания, лишённого недостатков.

Ведическое знание передаётся по цепи ученической преемственности, от учителя к ученику. Ученик принимает знание от духовного учителя, не убавляя и не добавляя к нему что-либо от себя [i] . Со временем, он становится духовным учителем, передавая знание своим ученикам таким, каким он получил его от своего духовного учителя. На санскрите цепь ученической преемственности называется «парампара», что в буквальном переводе значит «один за другим». Цепь ученической преемственности берёт своё начало в Абсолютной Истине.

Таблица «Сравнение ведического (нисходящего) и эмпирического (восходящего) подходов»

Подход

Ведический

Эмпирический

Ключевое название

Нисходящий

Восходящий

Способ мышления

Дедуктивный (Авароха-пантха)

Индуктивный (Ароха-пантха)

Краткое объяснение

Переход от общего к частному

Переход от частного к общему

Подробное объяснение

Дедукция — способ умозаключения, в котором вывод является следствием некоего авторитетного свидетельства или априорного знания

Индукция — метод рассуждения, который выводит природу причины из восприятия следствия.

Главный метод доказательства

Шабда-брахма (Авторитетное свидетельство из Вед)

Пратйакша или Анумана

Источник знания

Бог, который дал Веды, состоящие из духовного звука (шабда-брахма).

Материальный ум, который по своей прихоти комбинирует информацию, получаемую с помощью пратьякши, ануманы и шабды.

Знание

Принимается (свыше)

Вырабатыватся

Качество знания

Свободно от недостатков

Несовершенно из-за 4-ех видов недостатков

Область познания

Можно понять то, что выше нас, и то, что ниже

Можно понять только то, что ниже нас

Способствуют развитию качеств характера

Принятие знания свыше развивает смирение

Приобретение знания, хотя и неполноценного, но своими усилиями, развивает гордость


Проверка истинности утверждений

Чтобы проверить какое-либо утверждение на истинность, следует обратиться к трем источникам шабды, признаваемым парампарой:

1) гуру (духовному учителю),

2) шастрам (ведическим книгам знания) и

3) садху (других преданных Кришны, которые пользуются уважением за то, что живут, в соответсвии с учением гуру и шастр).

Если же я получаю утверждение из одного из этих 3-ех источников, я обращаюсь за подтверждением к 2-ум другим. Также если я действительно следую Ведическому методу шабды на практике и достигаю высоких ступенях духовного развития, Сам Господь Кришна, источник всех знаний, из сердца подтверждает истинность Ведических утверждений.

Пять стадий авароха-пантхи

Веды перечисляют процесс постижения Ведического знания, который состоит из пяти стадий:

1. познание через собственные чувства (пратьякша)

2. познание через чувства другого человека (парокша)

3. непосредственное, прямое познание (апарокша)

4. откровение (адхокшаджа)

5. духовное знание (апракрита)

Духовного учителя называют ачарьей – тем, кто на своём примере учит, как следует постигать Ведическое знание. Это доступно восприятию любого человека. Ученик, с помощью пратйакши, то есть наблюдая, слушая и следуя примеру духовного учителя, очищается.

Подражая поведению духовного учителя, ученик переходит от пратьякши ко второму уровню познания, называемому парокшей. Парокша – это непрямое познание, когда мы видим истину глазами другого, более совершенного в духовном отношении человека.

Слушая и повторяя авторитетные свидетельства (священные писания) и избегая неточных толкований, человек учится видеть глазами того, кто обладает высшим знанием. Вслед за этим к человеку постепенно приходит философское понимание, апарокша – прямое познание путём усвоения знания, услышанного из достоверного источника. Апарокша иногда определяется как «осознание» или «реализация». На этой ступени человек пользуется ануманой (логикой и рассудком). Однако данная анумана не является измышлениями, которые подвержены четырём недостаткам живого существа. Это философские рассуждения ученика, который строго следует примеру и наставлениям духовного учителя. Такая анумана также называется «вичара».

Апарокша приводит ученика на четвёртый уровень постижения ведического знания, называемый адхокшаджа. Это слово состоит из двух: адхах, что значит «вниз» и акша-джа, что значит «порождённый чувствами». Смысл этого понятия в том, что адхокшаджа заменяет собой (буквально «сталкивает вниз») всё знание, порождённое чувствами и умом. Уровень адхокшаджи уникален тем, что знание воспринимается таким, как оно изначально представлено в Ведах. Иначе говоря получаемое человеком ведическое знание минует несовершенную «прослойку» чувств и ума. Только с этого уровня человек способен выйти на пятый уровень, так как более не ограничен пеленой неверного восприятия.

На пятом и последнем уровне ведического познания человек начинает созерцать божественные деяния Абсолютной личности, которые никак не связаны с механическими функциями материальной природы. На этом уровне с объектов постижения спадает пелена неведения. Апракрита – это уровень духовной деятельности. Слово апракрита буквально значит «нематериальный», то есть находящийся за пределами материальной природы.

На пятой ступени постижения Ведического знания человек воспринимает духовную реальность своими очищенными чувствами. Поэтому этот уровень также называется «дивья-пратьякша», то есть божественное восприятие. Об этом также говорится в БГ (9.2):

«Это знание – царь всего знания, тайна тайн. Это знание – самое чистое, и поскольку оно даёт непосредственное восприятие (пратйакша) собственной сущности через духовное осознание, оно является совершенством религии. Оно вечно и постижение его радостно»

Аргентинский писатель-авангардист 20-го века.

[i] Не добавить ничего нового от себя в данном контексте значит оставить конечный вывод таким, каким был получен от духовного наставника. Это однако не означает, что ученик будет использовать те же аналогии, заучивать текст и говорить в том же стиле.

Любопытно заметить, что, по большому счёту, любой желающий получить знание в неискажённом виде от кого бы то ни было, будет вынужден придерживаться данной формулы. В противном случае велика возможность того, что ум в конечном итоге, даст собственную интерпретацию информации.

Приведём пример: когда у нас полночь, мы можем позвонить другу, который живёт за тысячи километров к западу от нас, и спросить, видит ли он солнце. Услышав его ответ: «Да, у нас ясный день», мы видим солнце его глазами. Это называется парокшей.

«Вичара означает, что вы пытаетесь осмыслить дар Господа с помощью логики, вичара. Ничему не надо следовать слепо. Слепое следование не ведёт ни к чему хорошему и не продлится долго. Все следует проверять логикой» (Лекция Шрилы Прабхупады по ШБ, Калькутта, 06.01.1971)

Жизнь за пределами быта достаточно сложна в понимании. Для того чтобы её понять, нужно непрерывно развивать свои духовные качества.

Душа для человека - как ядро для Земли. Это сердцевина, до которой сложно добраться и осмыслить её предназначение. Мы можем лишь предполагать, делать выводы на основе предположений и домыслов, но не в состоянии посягнуть на знание истины. Существует много религий и Священных Писаний в мире человека. Одним из старейших считают ведическое писание. Говорят, что оно пришло к нам от самих Богов через мудрецов, постигнувших истину. В каждом уголке планеты обязательно найдётся группа людей, почитающих ведические знания. Бытует мнение, что корни ведической культуры идут не только от индийского народа, но и славянского. Подтверждение тому - записи в писаниях о приходе их от "Белых Богов" и множество древнерусских сказок, песен и былин, которые заключают в себе ведические знания славян.

Связь между ведами

Утверждение о том, что русские веды - это вымысел, достаточно громко отрицает явную картину. Изучив внимательно ведическую историю, можно сделать иной вывод на основе самих же писаний: задолго существовала одна могучая культура, объединяющая множество земель и народов, включая в себя русский и индийский. Поэтому Священные Писания, данные индийцам, не отрицают существования культуры и понятия "веды славян". В древних записях ведов есть описи русских земель, в древнерусском письменном наследии есть много показателей присутствия ведических знаний в них. Ярким примером будет "Книга Велес" и " Слово о полку Игореве". Что такое веды? Отзывы о них самые положительные, а возможность приобрести - преимущество нашего века.

О чём пишут веды

Индийские и несут в себе знания всего мироздания, физические законы Космоса и тайны человеческой души. История народов, структура построения мира и божественное начало - это и есть основа основ Священных Писаний. Без этих знаний человек предречён на несчастливую жизнь в непонимании происходящего и в неведении (Авидья). Каждая религия имеет свои особенности и схожести с другими, но ведическая культура в своём роде одна, имеющая всё для того, чтобы сделать человека счастливым. Мир построен так, что человеческая ниша состоит из взаимоотношений, предназначения, исполнения его мужчиной и женщиной. Люди должны заботиться о братьях своих меньших, животных. Быть в ладу со всеми стихиями природы и выполнять своё истинное предназначение - быть божьим наместником на Земле. Сложно представить себе всю эту слаженную работу без понимания между женщиной и мужчиной. Ведические знания для женщин нацелены на полноценное открытие женского начала, создание достойного тыла для мужчины.

Веды для женщин

Мужчина и женщина как стихии Вода и Земля, женщина при наличии спокойствия и умиротворённости приносит благодать, возвышая его и поддерживая во всех начинаниях. Побуждая на подвиги, она необходима, как вода для Земли, просачиваясь сквозь тайные родники души и разума мужчины, напитывает его любовью и миром.

Мужчина, в свою очередь, могучий добытчик и мудрый союзник, неподвижный на своём пути. Представьте себе картину: бушующую землю вулканами и землетрясениями и просачивающуюся сквозь неё воду, которая подымается на высоту цунами и мечет брызгами как водопады. Это недолговечная пара разрушает мир, и здесь не выживет ни одно поколение человечества. Так и с людьми нервная, не ведающая женщина рядом с таким же слабым мужчиной образует конечный путь генетических корней. Не исполняя своего предназначения и не веря Богу, пара уничтожает своим примером человеческие отношения, а тем самым и жизнь на Земле. Стоит задуматься о том, являетесь ли вы примером для других пар? Что делаете для сохранения семьи? Как вы исполняете своё предназначение свыше? Веды для женщин содержат на все вопросы мудрые ответы.

Что такое предназначение в ведах?

Это слово имеет много значений. Главное, конечно же, не нарушать законы природы, идти по праведному пути, быть в гармонии со всем окружающим миром, служить верно своей семье и быть истинным хранителем души человеческой. Ведические знания для женщин помогут осмыслить женское предназначение в семье, работе и других сферах обитания.

Для мужчины предназначение имеет смысл такой: в зависимости от касты, определяющей внутреннее стремление человека (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры), будучи мужем, оберегать от невзгод семью, в первую очередь жену, а потом детей, обеспечивать всем необходимым для жизни их, быть духовным учителем для жены и детей. Для своей матери также быть опекуном и защитником. Что же должна делать женщина? С детства её оберегает отец, а после венчания - муж. Она обучена матерью хорошо готовить пищу, вести порядок в доме, правильно воспитывать детей и достойно выполнять супружеский долг. Ведические трактаты говорят о том, что лучшая жена для мужа - та, которая ему верно служит. Но это не значит, что она в рабстве. Нет, наоборот, эта жена настолько мудра, что без лишних просьб исполняет все необходимые для удобного и благоприятного развития мужчины дела. Такая жена поистине мудра и благоразумна.

Обязанности женщины (веды славян)

Есть ряд моментов, определяющих мудрость и совершенство женщины в семье. Если она всеми ими обладает в идеале, то счастье всегда ей сопутствует.

1. Заботиться о муже как о ребёнке

С юности девочку учат всем и понятиям. О ней заботится мать, отец, братья. В свою очередь, девушка, ставшая женой, проявляет заботу и внимание по отношение к мужу. Это отношение должно быть трепетным и бережливым, как к своему ребёнку. Почему именно так? Заметьте, сколько вокруг корыстных женщин, как они относятся к своим избранникам. Разве в истинной любви присутствует корысть? Нынешние жёны не годятся в полноценные спутники для мужчин. Женщина по природе своей добра и щедра. Это касается и любви, она отдаёт своему возлюбленному всю себя, взамен ничего не прося. Вот это искренняя любовь и долговечная.

2. Крепкая опора

Для того чтобы мужчина рядом с женщиной в постоянном режиме рос и развивался духовно и физически, она берёт на себя все бытовые работы и сложности. Преданно выполняя их, как слуга своего учителя, предоставляет полноценную возможность развиваться мужу. Таким образом, она возлагает на свои плечи часть обязанностей, жена для мужа просто необходима, как лодка, чтобы переплыть жизненный океан.

3. Несокрушима и непоколебима в своём предназначении

Представьте себе рядом с духовно развитым мужчиной неуравновешенную, вспыльчивую, капризную женщину. Что вы подумаете об этой паре? Рядом с такой женщиной мужчина не то что не сможет постигнуть азы своей миссии в мире, но и сам превратится в женоподобие. Поэтому крайне важно для женщины сохранять спокойствие и мир в семье. Непоколебимо следовать по пути своего предназначения. Ведические знания для женщины имеют особое значение, ни одна религия не повествует о том, как нам себя вести в самых что ни на есть домашних условиях и как стать мудрой спутницей.

Для мужа - духовного учителя - жена является ученицей. Чтобы учения происходили правильно и имели хороший результат, при мудром наставнике должна быть благоразумная и рассудительная ученица. Она будет впитывать как губка все верные знания и позже станет мужчине достойным советчиком и другом. Что также является важным в крепких взаимоотношениях.

5. Красива только для мужа

В наше время девушки и женщины поддаются ветру моды, забывая, а то и вовсе не зная о красоте женской. Мода навеивает образ блудливости и распущенности. Разве прилично оголять тело на всеобщее обозрение? Картина жизни такая: в своём доме жена в бигуди и засаленном халате, а где-нибудь за праздничным столом в макияже и с роскошной причёской. Тут всё понятно, раз муж - значит пусть терпит, а в гостях пусть все любуются. Такие жёны не просто глупы, но и распутны. А по-настоящему любящая женщина красива лишь для своего мужа, для остальных же особей мужского пола она недоступна во внешнем своём облике. Всегда были признаком красоты и мудрости длинные волосы, в людных местах покрытые платком или другим головным убором. Сейчас же мы видим короткостриженых женщин чаще, нежели с косой до пят красавиц. Это говорит о падении нравственности женского пола. Длинные и во все века были и есть признаком ведающей, благоразумной женщины.

6. Знания о сближении с мужем

Для зачатия полноценного потомства женщина должна знать обо всех тонкостях сближения с мужем. Основной момент реализации предназначения человеческого заключается в передаче наследникам знаний отца. Поэтому особое значение придают интимным отношениям.

Хитрости ведических женщин

Секреты ведических знаний для женщин в основном направлены на то, чтобы сделать её счастливой. Чем счастливее женщина, тем благополучней отношения в семье и радостнее дети. Вот несколько пунктов, которые трансформируют ведические знания для женщин в секреты счастья, благополучия, гармонию с природой:

  • Безупречный внешний облик, от прекрасной пышущей молодостью кожи до шёлковых, густых волос. Признаки внутреннего здоровья ярко выражены во внешнем виде.
  • Правильное питание, умение вкусно готовить. Обеспечивает красоту, молодость и здоровье всех членов семьи благодаря ведающей хозяюшке.
  • Открытие в себе целительных навыков. Этот дар дан каждой женщине от природы, и владение им делает женщину поистине счастливой.
  • Умиротворение и с мужчиной. А это мудрое воспитание детей, доброжелательное отношение к мужу, присутствие страсти между мужчиной и женщиной.

Веды - это самые древние сборники живого знания. Основной язык их написания - санскрит. Такие Веды называются Индийскими. Есть еще Славянские, которые были написаны арийскими рунами на пластинах из благородного металла, а также на пергаменте и деревянных заготовках. Более полная информация об Индийских и Славянских Ведах, их особенности и разновидности - в данной статье.

Общие сведения

В переводе с санскрита (священного древнего индийского языка) понятие «Веды» означает «учение», «знание», «мудрость». Происходит от корня «ведать», «видеть».

Это сборники древнейших священных знаний индуизма. Изначально они передавались только в устной форме. Затем информацию стали записывать на растительный материал, таким образом делая знания письменными.

Различают Индийские и Славянские Веды, каждые из которых подразделяются еще на другие разновидности.

Веды - это Ведическое наследие и священные писания, которые дошли до нашего времени. Часть из этих знаний еще недоступны человеку, поскольку не до конца раскрыты или люди не готовы их принять (сознание требует большей подготовки).

Но священные книги - Веды - еще с древних времен привлекают людей - и обычных, и тех, кто изучает старинные знания (ученых мужей). Раньше в них видели лишь поэзию с оттенком патриархата. Но позже Веды раскрылись перед исследователями и как источник индоевропейских мифов, повествующих о богах. А также как древнее знание, отображающее мудро организованный быт, культуру, глубинную духовную и метафизическую науку.

А самое интересное, что существуют Славянские (Русские) и Индийские Веды. Ряд исследователей считает, что это, по сути, одно и то же понятие. Единственное отличие в том, что Индийские Веды были созданы на основе Славянских (последние также имеют название Славяно-Арийские). Согласно мнению инглингов (представителей одной из ветвей неоязычества), Славянские Веды представляют собой переводы с древних языков. Однако многие ученые считают данное произведение новоделом, подвергают сомнению достоверность излагаемых в нем сведений.

Индийские

В индуизме есть такое поверье, что когда начинается новый космический цикл, то есть после сотворения Вселенной, Бог (Брахма) получает ведийское знание. Действует оно до окончания цикла, затем уходит в непроявленное состояние, чтобы возродиться вновь в последующем цикле.

Получают эти великие знания мудрецы, которые затем передают их из уст в уста. И происходит это уже многие миллионы лет. Те знания из Индийских Вед, которые известны человечеству на сегодняшний день, более 5 тысяч лет тому были записаны и разделены мудрецом Ведавьясой. Каждую часть он передал одному из четырех своих учеников - в виде мантр и гимнов.

Происходило это на протяжении некоторого временного отрезка: с XVI столетия до нашей эры до V столетия нашей эры. Но из-за того, что материалом для записей служили пальмовые листья и древесная кора, многие записи не сохранились. А те манускрипты, что дожили до сегодняшнего дня, имеют возраст до нескольких сотен лет.

Разновидности

Древние Индийские Веды в основном остались в устной форме - в виде мантр (сборники мантр еще называют самхиты). Это такие повторяющиеся молитвенные тексты, которые произносятся при осуществлении разных религиозных ритуалов. Также к ним примыкают брахманы, упанишады, араньяки - комментарии к сборникам.

Существуют такие книги "Индийских Вед": Ригведа (гимны), Самаведа (песнопения), Яджурведа (жертвенные формулы), Атхарваведа (заклинания).

Индуистская религия полагает, что Веды были сотворены не земными людьми, но являются вечными божественными писаниями, которые даны через мудрецов человечеству - для самосовершенствования, раскрытии в себе сверхспособностей, познания сути жизни.

Что касается индийской философии и Вед, то на территории Индии разные религиозные системы и школы во все времена и сегодня имеют свое отношение к данному древнему знанию. Были и есть такие, которые принимают Веды (астики), а также те, кто отвергает (настики).

Другие Веды

Кроме описанных выше, существуют еще и так называемые Другие Веды. Скорее, это послеведийские тексты, которые еще именуют «Пятая Веда».

К ним относятся:

  • «Махабхарата»;
  • «Пураны»;
  • «Рамаяна».

Как прочитать Веды

Но суть ведических знаний постигается только через духовного Учителя, который живет ими, применяя на практике. Ведь для обычного человека (еще не знающего Вед) необходима не просто теория, а практические навыки, реальный пример из жизни реального человека.

И тот, кто действительно открыт к тому, чтобы принять и понять сокровенную информацию Ведического знания, может познавать его, придя к Учителю.

Как правило, это люди, некоторое время проживающие в Индии и глубоко погружающиеся в Ведическое учение, полностью переосмысляющие каждый его аспект. Потому что прожитое Ведическое знание становится более ценным, чем просто Веды сами по себе.

Для ознакомления с этим учением можно прежде всего прочитать «Махабхарату», где есть все, что изложено в Индийских Ведах.

«Махабхарата»

Это древнеиндийский эпос, соединяющий в себе несколько литературных произведений, которые органично взаимосвязаны между собой: легенды, басни, новеллы, притчи, гимны, плачи, мифы и так далее.

«Махабхарата» (Индийские Веды, относящиеся к группе «другие») в переводе с санскрита означает «сказание о потомках Бхараты». В свою очередь, Бхарата - это царь, который является потомком древнего царя Куру.

Все произведения объединены по принципу обрамления и содержат в составе 18 книг и более 75 тысяч двустиший. Это источник большого количества литературных сюжетов и образов, которые отражены в наследии южных и юго-восточных народов.

Автором «Махабхараты» считается мудрец Ведавьяса и именно он - главное действующее лицо произведения. Даже сняты фильмы и сериалы по данному древнему эпосу. Одна из таких кинолент рассказывает о двух родах из династии Куру. Величают их Пандавы (олицетворяющие доброту и божественную суть в себе) и Кауравы (несут негативные проявления - зависть, подлость, злобу). Фильм повествует о том, что длительное время они соперничают друг с другом по причине власти, богатства, управления столицей - Хастинапуром.

Представляют собой древнейший источник глубинных знаний о законах жизни. Славянские Веды - это священная основа славянского мировоззрения. Поскольку именно они более точно объясняют важнейшие и жизненно необходимые законы божественного мира для людей.

Материал, на котором написаны древние знания, подразделяют на три группы:


Информация была написана древним руническим языком, который представляет собой не иероглифы или буквы, но тайные образы, которые передают достаточно большой объем древних знаний.

Книги

Всего Славянские Веды содержат 5 книг.

  1. Первая - это «Саньтии Веды Перуна» и «Сага об Инглингах»;
  2. Вторая - «Книга Света» и «Слово мудрости от волхва Велимудра» (часть первая).
  3. Третья - «Инглиизм» и «Слово мудрости от волхва Велимудра» (часть вторая).
  4. Четвертая - «Источник Жизни» и «Белый Путь».
  5. Пятая - «Славянское миропонимание».

Резюме

Таким образом, Веды получены как откровения свыше различными мудрецами - в свое время. Эти священные знания существуют еще с самого начала сотворения мира.

Именно в Ведах содержится то глубинное знание, которое необходимо знать человеку, чтобы стать счастливым, раскрыть свои способности и предназначение, реализоваться во всех главных сферах жизни; как относиться к другим людям, окружающей среде.

Также Веды повествуют о том, кто есть Бог. И какие взаимоотношения живут между Богом и человеком. Все эти аспекты освещены в древних знаниях, которые современному человечеству известны под названием Веды.

ॐ भूर्भुवः स्वः
Om Bhur Bhuvah Svaha

«Ригведа» (III 62.10)

Трайвидья. Структура Вед

П ожалуй, в самом эпиграфе к статье, посвящённой Ведам, заключён весь смысл текста, который вы будете читать, т. к. это первая строка из Гаятри мантры («Ригведа»), в которой содержится вся суть Вед.

Прежде чем мы приступим к описанию структуры самих Вед, нужно прокомментировать вышеприведённые строки из мантры, т. к. они и дадут нам ключ к пониманию как содержания Вед, так и их структуры.

Итак, ОМ - это Брахман, т. е. то, из чего произошло всё, или, вернее, то, что и есть Всё. Также ОМ - это звук Вселенной, суть мироздания, Творение и процесс Творения.

БХУР - это Пракрити (Природа), Земля, Агни. Если мы говорим о Ведах, то БХУР также означает «речь» - передачу информации из уст в уста, и самое главное для темы нашей статьи, что этот слог символизирует или даже является «Ригведой», первой из трёх священных Вед. Почему Земля, или физический план, имеет прямое отношение к этой высшей из Вед, Веде гимнов? Всё потому, что нижний физический план труднее всего поддаётся трансформации, поэтому для его изменения требуется самое эффективное, самое мощное из средств - «Ригведа».

БХУВА представляет собой «Яджурведу». Таким образом, «Яджурведа» является воплощением астрального плана, среднего, того, который соединяет физический и небесный миры. Также он проявляется в Пране как движущей энергии вселенной.

СВАХА - это третья Веда, «Самаведа», ментальный план, небесный, сурья. Он имеет прямое отношение к такому понятию, как манас, что означает Ум.

Таким образом, вкратце обозначив понятия, вернее, эти три мира, два из которых являются двумя половинами когда-то единого целого (БХУР и СВАХА), соединёнными средним планом (БХУВА), выраженным Праной, мы понимаем, почему в первой строке Гаятри мантры из «Ригведы» сконцентрировано всё знание Вед. Из этих трёх составляющих первой строки мантры мы узнаём не только о предполагаемом строении того мира, в котором мы находимся, но и о внутреннем психологическом мире человека, где физическая и ментальная составляющая соединены животворящей силой Праны.

Проанализировав эпиграф, мы можем наконец-то приступить к изучению структуры самих Вед и осознанию того, чем на самом деле они являются и какое значение играют в нашей жизни.

Все знания ведической традиции можно разделить на две части: одну, которая имеет божественное происхождение, - шрути («услышанное»); и творение человеческой мысли - смрити («запомненное»). Считается, что смрити дополняют шрути. Из этого можно заключить, что шрути являются первейшим и наиважнейшим знанием, которое человечество когда-либо получало. Почему мы говорим о полученном знании? Потому что считается, что всё «услышанное» - шрути - напрямую было передано людям как откровение. Но эти знания никогда не были записаны. Традиция их передачи новым поколениям изначально была устной, и это неслучайно, т. к. речь, само произнесение звуковой составляющей носило сакральный смысл, и в самом процессе запоминания и устного воспроизведения по сути воссоздавался мир Вед.

В течение многих веков строжайшим образом было запрещено записывать Веды. мы обязаны Вьясадеве. Он также записал и комментарии к самхитам: брахманы, араньяки и упанишады. Три наиважнейшие книги Вед стали известны под названием Трайвидьи: «Ригведы», «Яджурведы» и «Самаведы». Позднее к священным текстам стали относить и «Архартваведу», но по стилю последняя значительно отличается от трёх Вед, входящих в Трайвидью.

Стиль Вед, их отличие от текстов смрити

Большинство текстов Вед представлены в стихах, а их метрический строй необычайно разнообразен. Так, например, то, что мы привыкли именовать Гаятри мантрой, не является единственной в своём роде мантрой и текстом. Стоит также принять во внимание, что «Гаятри» не обязательно обозначает одноимённую богиню, но ещё и форму (тройственную), в которой передаётся эта мантра.

Для того чтобы читателю стала окончательно понятна разница между текстами шрути и смрити, проиллюстрируем это следующим примером: к смрити относится всё, что не входит в состав четырёх вышеобозначенных Вед, а именно: шастры, различные сутры, даршаны, а также йога-сутры, «Рамаяна» и «Махабхарата», т. е. всего 36 Пуран, плюс исторические тексты.

Однако существует довольно интересная, так называемая пятая Веда - «Бхагавад-гита». Но нам известно, что она входит в состав «Махабхараты», поэтому её не стоит относить к шрути, или священному знанию. Какое бы глубокое послание мы не получили из «Бхагавад-гиты», философских диалогов между Арджуной и Кришной, тем не менее она является дополнением упанишад (составной части Вед, о которых мы поговорим позже) и творением человека.

Существенное отличие смрити («запомненного знания») от шрути («услышанного знания») заключается в том, что смрити передаётся в форме историй. Они более просты для восприятия. Поэтизированная форма передачи знаний во многих шрути в какой-то мере затрудняет их понимание, но именно благодаря поэтической природе «услышанного знания» оно и превосходит, становится выше тех слов, которые передаёт. Оно выходит за пределы словесной передачи информации, т. е. становится трансцендентальным. Нужно признать, что в поэзии всегда скрыто куда больше знаний, чем в прозаическом тексте. Поэтому часто, когда нам особенно нравится какой-то текст в прозе, мы называем его поэтичным. Не правда ли?

Теперь перейдём к внутренней структуре самих Вед. Каждая из книг Трайвидьи и «Атхартхаведа» состоят из четырёх разделов. Наиважнейший из них называют «самхита». Самхита - это сборник, антология Вед. Иначе можно было бы сказать, что «Ригведа», «Яджурведа», «Самаведа» и «Атхартваведа» - это и есть самхиты. Остальные три раздела - брахманы, араньяки и упанишады - являются комментариями к самхитам.

Обычно главную часть, самхиту, объединяют с брахманами и называют «ритуальной частью» - карма-кандой. В то время как араньяки и упанишады - это философское осмысление самхит, джнана-канды. Араньяки и упанишады впоследствии послужили основой веданты, как последнего периода ведического знания.

Араньяки - это те знания, которые открыты в процессе медитации в лесу. «Упанишады» в переводе с санскрита означают ‘приди сюда’ (упани), ‘чтобы я разрушил тебя’ (шад). Казалось бы, для чего потребовалось подобное разрушение, но, как и само содержание упанишад, перевод термина стоит понимать в иносказательной форме. Разрушение не физической субстанции, а представлений, скорее, даже иллюзий, которые сложились в процессе жизни. Таким образом, иллюзии будут разрушены, чтобы взамен их мы получили чистое священное знание Вед.

«Бхагавад-гита» и ее значение для понимания Вед

«Бхагавад-гита», хотя и не является канонической и сакральной частью Вед, тем не менее представляет собой квинтэссенцию всех упанишад, т. е. философское осмысление всех самхит. Не зря в переводе «Бхагавад-гита» означает ‘божественная песнь’. 700 стихов «Бхагавад-гиты» через диалоги между Арджуной и Кришной повествуют о природе реальности и о том, как превратить теорию в практику. Соединение теоретического знания и трансформации его в практическое - это то, что отличает знания Вед от священных текстов других традиций, не говоря о том, что в Ведах также заключены необычайно глубокие научные знания, которые только в настоящее время могут быть осмыслены учёными современности.

Именно в Ведах и «Бхагавад-гите» мы встречаемся с такими формулировками, как воссоздание себя. Заметьте, не создание или поиск себя, а воссоздание и открытие себя заново, т. к. человеку нужно понять, что он и есть Атман - дух. Отсюда следует, что он тождественен Брахману, потому что Брахман есть всё и Брахман есть Атман, но Атману нужно осознать себя. В осознании своего равенства Брахману он, Атман, обретает настоящую природу. Поэтому не нужно ничего создавать или искать. Всё уже есть. Главное - это осознать своё бытие таким, каким оно является на самом деле.

Позднее йога (от слова «соединение») разовьёт мысль о слиянии с Богом и обретении себя заново, для чего она создаст новые методы достижения этого единства с божественным. Одни из них будут выражены через духовную практику, другие, такие, как хатха-йога, предложат методы, направленные на укрепление физических и умственных процессов, чтобы впоследствии опять же прийти к духовному единению с Высшим.

Пусть первоначально мантры Вед предназначались для того, чтобы священники их использовали в своих ритуалах огненных жертвоприношений, но впоследствии знания Вед оказали на нас другое влияние. Из прикладных и используемых преимущественно в церемониях и ритуалах они были переосмыслены благодаря джнана-кандам (араньяки и упанишады) и в наше время определённо послужили в качестве отправной точки для различных направлений психологии и философии.

Из огромного наследия Вед до нас дошло не более 5 % от того объёма, которым первоначально располагало человечество. Благодаря сохранившимся ведическим источникам у нас есть необычайно широкий спектр знаний, и пока лишь малая часть из дошедшего до нас наследия осознана и оценена современным обществом. О том, насколько новым и широким является это знание, говорит тот факт, что лучшие умы современности, такие как Р. Эмерсон, Г. Д. Торо, А. Эйнштейн, А. Шопенгауэр и другие тщательным образом изучали Веды, а Р. Оппенгеймер специально для чтения Вед в оригинале выучил санскрит.

Знания, представленные в Ведах, настолько глубоки и представляют множество направлений сфер жизни, начиная с духовного пути и заканчивая микро и макрокосмосом, что нам ещё только предстоит расшифровать многое из того, что донесли до нас Веды.

Ведическая система обучения.

Ведическая сиситема образованияМы начинаем изучать ведические произведения и поэтому для начала обсудим саму систему ведического образования.

Есть разные системы и различаются они поставленными задачами.

Эти задачи формируются мировоззрением, которое является доминирующим в данное время в данной стране. Какова сейчас идея образования - дать человеку достойную зарплату с наименьшим приложением физических усилий. Одним словом эта идея заключается в желании как...

Веды не являются творением человеческой мудрости. Ведическое знание пришло из духовного мира, от Господа Кришны. Другое название Вед – шрути. Словом шрути называют знание, которое приобретают с помощью слушания. Это не эмпирическое знание.

Шрути можно уподобить матери. От матери мы узнаем об очень многом. Например, если вы хотите узнать, кто ваш отец, кто может ответить вам? Только ваша мать. Если мать скажет: "Вот твой отец", – то вам придется согласиться с этим. Установить личность отца с...

Некоторые секреты возможно вы уже знаете, например, вы слышали такое выражение, что «путь к сердцу мужчины лежит через желудок». Но, для многих это остается как бы теоретическим, и непонятно, как вообще это применяется.

Получая теоретическое знание, мы должны сбалансировать его, применяя в своей реальной жизни. Каждая полученная нами информация должна стать частью или моей деятельности, или моей медитации. Если я применяю духовное знание, перевожу знание в практику, гьяну в вигьяну, тогда я с платформы благости возвышаюсь на трансцендентный уровень.

Мало быть чистым, мало быть упорядоченным, надо быть ещё и практичным, а значит ищущим решения проблем. Этим отличается гоштхи-ананди от бхаджан-ананди. Гоштхи...

Любой может выбирать себе место жизни, но как?...

В духовных мирах живые существа постоянно находятся в состоянии заботы обо всем окружающем их, поэтому и в во всевозрастающем счастье, не стареют и живут вечно.

В нашей же материальной Вселенной, имеющей форму шара, имеется тенденция сначала заботиться о себе, счастье ограничено рамками материи, которая сама по своей природе ограничена как в пространстве, так и во времени. Поэтому закоренелые материалисты, привязанные исключительно к...

Сделаем краткий обзор содержания и ядра ведической религии.

Ничего не может быть проще и величавее этой религии, в которой глубокой натурализм сливается с трансцедентной духовностью. Перед рассветом, глава семьи становится перед алтарем, воздвигнутым из земли, на котором горит огонь, зажженный посредством двух кусков сухого дерева.

В этой деятельности, глава семьи в одно и то же время и Отец, и Священнослужитель, и Царь жертвоприношения. В то время – говорит ведический поэт, – когда заря...

Вначале пару слов о Ведах. Веды – это самые древние знания, древнейшие священные писания, остатки которых сохранились в Индии и России. Раньше на Земле было только одно знание – Веды, и только одна духовная культура – ведическая.

В ведических писаниях есть ответы, по сути, на все вопросы, в том числе и на вопросы о конце света.

Конец света неизбежен, так как жизнь имеет свои циклы и движется «по кругу». Это как день и ночь в сутках – одно сменяет другое, бесконечно повторяясь, или, лучший...

анализ аспектов реальности

Основатель философии Вайшешика - мудрец Канада. Он написал первую систематическую работу по этой философии. Эта работа разделена на 10 песней, каждая песня содержит 2 части. Вайшешика родственна философии Ниайи.

Обе системы принимают освобождение личности как конечную цель; обе рассматривают неведение как корневую причину всех болей и несчастий; и обе верят, что освобождение может быть достигнуто только через правильное понимание действительности. Есть, тем не...


Ведический период берет свое название от Вед, являвшихся основным священным текстом и религиозным авторитетом индусов не только ведического периода, но и по сей день. Иногда этот период индийской религии называют ведизмом...