Автоматизированные пункты весового контроля. Платон мне друг. «Росавтодор» запускает систему весового контроля

Перевозчики просят руководство страны провести «работу над ошибками», сообщили в системе весогабаритного контроля. Процедура взвешивания тяжелых грузовиков и без того была несовершенна, а ее автоматизация только усугубляет дело, приводя к штрафам в сотни тысяч за мнимый перевес

«Росавтодор» запустил систему 1 октября 2016 года в пилотном режиме. На данный момент в стране работают 74 пункта весогабаритного контроля, из них 25 автоматизированных (АСВГК). Система будет разворачиваться постепенно, и к 2021 году будет порядка четырехсот «автоматических» пунктов. Автоматические весы охватят всю сеть из расчета на каждые 100-150 км. Кстати, стоимость создания каждого из них варьируется от 23 до 48 млн руб.

АСВГК взвешивает грузовик прямо на дороге во время движения. При этом дорожные весы и комплексы фото- и видеофиксации выявляют нарушителей без участия сотрудников Госавтоинспекции и Ространснадзора (по аналогии со штрафами за превышение скорости). Естественно, кабмином была объявлена благая цель — улучшение дорожного покрытия. «Это очень важная система, которая позволит навести порядок в деле сохранности автомобильных дорог. И не только в части воздействия на дорожные конструкции 12-тонников, но также всех крупных и тяжелых транспортных средств», — говорил в марте глава Минтранса Максим Соколов на ежегодной Конференции федерального дорожного агентства.

А глава «Росавтодора» Роман Старовойт привел статистические данные о том, что 30 % грузовых авто идут с превышением допустимых осевых нагрузок. Так, на федеральных трассах от грузовиков-разрушителей пострадало 20 мостов. Восстановление каждого из этих объектов займет 1,5-2 года.

«Мы получаем с вами совершенно страшную картину: мы одной рукой строим дороги, а другой — убиваем их», — эмоционально защищал «весогабаритку» чиновник.

Автоматизация — это экономия до 40 % для государства, привел весомый аргумент гендиректор «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС) Антон Замков. Мало того, возникает отложенный эффект, ведь дороги перестают интенсивно разрушаться, и денег на их содержание нужно меньше.

Руководитель РТИТС также ссылался на опыт Вологодской области (здесь проходил пилотный проект «Росавтодора»), где «всего три пункта весового контроля собрали определенное количество штрафов, и езда с перевесом практически прекратилась».

«Штрафы такие, что одна поездка с перевесом может стоить полугодовых работ. Следовательно, все начинают работать «вбелую», потому что «вчерную» работать становится очень трудно», — отметил Замков (цитата по ТАСС).

Теория оказалась хорошей, однако практика, судя по «показаниям» перевозчиков, пока подводит.

МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА

Проблема имеет две «стороны медали» — это несовершенство норм о весовом контроле в целом, а также не отлаженность автоматизированной системы, которую запускают «с кондачка».

Нормы законов в части весового контроля фактически невыполнимы — сообщество грузоперевозчиков уже несколько лет пытается донести до власти информацию об этом. Ассоциация «Грузавтотранс» в июле прошлого года провела показательный эксперимент, демонстрирующий пробелы в системе. В Санкт-Петербурге на стационарном пункте весового контроля в Шушарах 15 грузовых автомобилей в добровольном порядке прошли контрольное взвешивание. В качестве груза были использованы контейнеры, цемент, песок, бетон, щебень, грунт. По каждому автомобилю был составлен протокол с фиксацией замеров по осям, типу, марке транспортного средства, его общей, фактической и допустимой массы, а также с указанием собственника.

В результате из 15 автомобилей у 9 нагрузки на ось превышали допустимые в диапазоне до 30 %. При этом ни один из экспериментальных автомобилей не просто не имел перевеса с точки зрения предельно допустимой массы, но загружен был только частично.

Эксперимент показал ряд противоречий. Дело в том, что сегодня законодательством игнорируется ряд существенных фактов, указывают в ассоциации.

А именно:

  • распределить осевые нагрузки при перевозке наливных грузов, сыпучих, порошкообразных, пылевидных строительных материалов невозможно, учитывая законы физики;
  • распределить осевые нагрузки при перевозке бетона и асфальта невозможно в связи с особенностями данных материалов и конструкцией бетоносмесителя;
  • некоторые виды транспортных средств (например, строительные краны) производятся заводом-изготовителем уже с нарушением осевых нагрузок.

Автомобили могут быть загружены лишь частично, укладываться в параметры допустимой общей массы, но при этом контрольное взвешивание зафиксирует превышение на 20-30 % нагрузки на ось», — привел пример глава «Грузавтотранса

Российское законодательство не делает никаких исключений для разных видов грузов и транспортных средств. Зато предусматривает значительные штрафы (до 500 тыс. руб.) для автогрузоперевозчиков за нарушение допустимых осевых нагрузок более чем на 2 %.

В связи с этим «Грузавтотранс» и движение автомобилистов-дальнобойщиков «12ТОНН» решили еще раз наглядно продемонстрировать невозможность исполнения некоторых норм весогабаритного контроля. На сайте «Грузавтотранса» было объявлено о проведении в июле масштабного «эксперимента-взвешивания» в присутствии органов власти и с фиксацией всех результатов.

ГРУЗОВИК «ТОЛСТЕЕТ» ПО ДОРОГЕ

С распространением автоматизации несовершенства системы только усугубляются, и это происходит в тяжелый для отрасли период, когда объемы грузоперевозок падают.

Матягин со ссылкой на перевозчиков сообщал в прессе о случаях, когда машина с не меняющимся грузом «проезжает по двум регионам, и в одном месте один вес, в другом — на 20 % больше». Особые претензии оказались к весам, установленным на основе государственно-частного партнерства. Ведь частники не заинтересованы, чтобы перевозчик ездил без перегрузов, пояснял он.

В «Объединении перевозчиков России» сообщали о неоднократном несоответствии параметрам взвешиваемого автомобиля, указанным в постановлении об административном правонарушении. В объединении призвали власти ввести мораторий на работу автоматических систем контроля до устранения имеющихся несоответствий.

Перевозчики подтверждают наличие проблем. В пути на разных автоматизированных весовых пунктах могут быть разные показания, свидетельствует гендиректор компании TransAvto Александр Певцов. «Хорошо, если трал везет, например, комбайн, у водителя есть ключи, и он сможет сдвинуть технику на платформе вперед-назад, чтобы подстроить правильную нагрузку на оси. А что делать, если погрузили глыбу? Впору вообще не ездить», — размышляет он. В суде оспаривать бесполезно, ссылается перевозчик на опыт коллег. Ведь судьи безоговорочно верят «фотокамерам»…

«Некоторые наши клиенты из числа крупного и среднего бизнеса получили штрафы от автоматической системы контроля, которая выявила превышение веса по осям и по общей массе. Речь шла о достаточном количестве машин, чтобы заподозрить ошибку, — сообщил Игорь Давыдов, операционный директор АО «Исузу Рус». — Кроме того, нужно понимать, что транспортно-логистические компании располагают крупнотоннажными весами на своих площадках и взвешивают фуры перед отправкой, поскольку им невыгодно нарушать правила».

Как перевозчики жидких грузов в цистернах мы постоянно сталкиваемся с проблемами поосного перегруза на постах весового контроля, — рассказал Вадим Плотников, технический директор AsstrA-AssociatedTraffic AG (холдинг AsstrA). — В первую очередь требуется законодательно запретить поосное взвешивание транспортных средств с жидкими грузами, так как измерение веса осей автоцистерны в динамике никогда не даст 100 % реальный результат. Надо отметить, что поосное взвешивание цистерн с жидкостями в железнодорожном транспорте уже давно запрещено. Штрафы, выписанные с помощью автоматических весовых пунктов контроля, пока не приходили. Однако я полностью поддерживаю увеличение допусков и погрешностей на измерение весогабаритов транспорта в автоматическом режиме

Бизнес-омбудсмен Борис Титов, собрав свидетельства перевозчиков, сообщил о проблеме в своем ежегодном докладе президенту РФ. Часто автоматизированное оборудование работает некорректно, а перевозчики получают реальные штрафы, указал он в обращении.

Перевозчики просят кабмин наконец-то привести нормы законодательства о весогабаритном контроле в исполнимый вид (в частности, законодательно запретить поосное взвешивание транспортных средств с жидкими грузами). А с автоматизированной системой перевозчики рекомендуют разобраться отдельно. В первую очередь нужен тестовый период для внедрения АСВГК. К этому наряду с предпринимателями призывает и Борис Титов.

В рамках тестового режима он предложил президенту приостановить взыскание штрафов за нарушение весогабаритных параметров как на федеральных трассах, так и в регионах. Кроме того, предложено пересмотреть размер штрафных санкций и законодательно закрепить возможность оспаривать результаты весогабаритного контроля.

В докладе Титова также отмечено, что необходимо создать «механизм оперативного и публичного взаимодействия бизнеса и власти по устранению проблемных вопросов в работе АСВГК».

Перевозчики и их представители уже не раз общались на проблемную тему с властями. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) в середине июня обобщил и направил главе правительства Дмитрию Медведеву ряд компромиссных предложений. Кроме «щадящего» тестового режима и массовой проверки работоспособности автоматизированных пунктов предлагается сделать поправку на не совсем точную работу оборудования. А именно — прописать в КоАП неприменение штрафов за нарушение до 10 % по осям, 5 % — по общей массе и до 15 см — по габаритам при фиксации при помощи АСВГК.

Единая система весового контроля на дорогах - чем она станет? Методом борьбы с нарушениями или еще одним способом пополнения бюджета?

Сергей ВАСИЛЕНКОВ

В последние годы властям РФ приходится принимать ряд непопулярных мер и законов. Причина такой тенденции банальна — на это их толкает нестабильная экономическая ситуация в стране. К сожалению, иными способами казну не пополнить. При этом высокопоставленные чиновники оправдывают свои решения заботой о населении и прочими благими целями. Что ж, такая у них работа. Вместе с тем это еще больше злит простых людей. Например, тех же автомобилистов, специально для которых люди государевы выдумали печально известную систему «Платон». Не успели они понять, что к чему, как их вновь «обрадовали» очередной непопулярной реформой.

Дмитрий Прончатов, заместитель главы «Росавтодора», заявил, что его ведомство планирует в текущем году сформировать единую систему, позволяющую осуществлять весовой контроль на автодорогах России. При этом он уточнил, что оператор данной системы будет выявлен по абсолютно прозрачной схеме - в ходе открытого конкурса.

Примечательно, что в настоящее время насчитывается более 70 пунктов весогабаритного контроля, которые функционируют на некоторых отрезках федеральных дорог. Из них около 20 являются полностью автоматизированными. Правда, их работа осуществляется в тестовом варианте, но, как заверяют представители «Росавтодора», в этом году они начнут функционировать уже в полноценном режиме.

Также Дмитрий Прончатов поделился планами и на отдаленную перспективу. По его словам, к 2021 г. «Росавтодор» оборудует федеральные трассы несколькими сотнями пунктов, с помощью которых можно будет осуществлять весогабаритный контроль транспортных средств. Если быть более-менее точным, то по задумке представителей агентства, таких пунктов будет около 400.

Безусловно, лишних финансовых ресурсов для осуществления столь грандиозных планов в бюджете страны нет. Именно поэтому «Росавтодор» всегда открыт для сотрудничества с инвесторами, которые заинтересуются реализацией этого проекта. Вот только таковые пока не нашлись.

Как и всякий чиновник, занимающий высокую должность в одной из государственных структур, Дмитрий Прончатов заверил, что инициатива его ведомства преследует исключительно благородные цели. Проще говоря, по его словам, сеть автоматизированных пунктов весогабаритного контроля, которая покроет большую часть страны, позволит избегать повреждения асфальтового покрытия и тем самым уменьшит финансовую нагрузку на дорожный фонд.

Сказано красиво, вот только некоторые эксперты уже сравнили создание автоматизированной системы пунктов весогабаритного контроля с «Платоном». Правда, и тут Дмитрий Прончатов не растерялся. Он назвал подобные аналогии некорректными, мотивировав это тем, что в системе «Платон» функционирует совершенно другой принцип взимания денег с автомобилистов.

«Платон» «отдыхает»

Согласно существующим российским законам, для автопоездов установлен лимит по массе, который составляет 44 т. Если разрешенный вес будет превышен, «Ространснадзор» налагает на грузоотправителя штрафные санкции в размере от 100 до 500 тыс. руб. Что же касается самих перевозчиков, то в таком случае им «светит» штраф от 1 тыс. руб. Примечательно, что в начале этого года центром, отвечающим за мониторинг безопасности дорожного движения, было выявлено более 204 тыс. таких нарушений.

Можно себе представить, сколько подобных нарушений будет выявляться при функционировании полноценной автоматизированной системы пунктов весогабаритного контроля, которую планирует внедрить «Росавтодор». Впрочем, консультанты одной из компаний уже произвели необходимые расчеты. По их подсчетам, таких нарушений стало бы фиксироваться в два, а то и в три раза больше. И это только за полугодовой период. Что же касается общей суммы штрафных санкций, то она составила бы более 180 млрд. руб. На фоне этих цифр «Платон» со своими показателями выглядит более чем скромно. Ведь сначала данная система позволила пополнить бюджет на 60 млрд. руб., затем уже только на 40 млрд., а по итогам текущего года ожидается, что с ее помощью удастся заполучить лишь чуть более 20 млрд.

Слияние неизбежно

Невзирая на заявления чиновников, автоматизированная система пунктов весогабаритного контроля очень похожа на «Платон». Проще говоря, они являются «близнецами». Что удивительно, это не скрывают даже некоторые чиновники. Вот только они не спешат разглашать своих имен-фамилий и занимаемых должностей. В приватной беседе с одним из журналистов чиновник Минтранса, пожелавший остаться инкогнито, заявил, что было бы логичнее через какое-то время интегрировать друг с другом две системы. То есть, создать единую систему на основе автоматизированных пунктов весогабаритного контроля и «Платона».

Действительно, такое слияние выглядит наиболее рациональным. Так как, если его не провести, автолюбители окажутся между двух огней. С одной стороны, им придется озираться на «Платон», а с другой — подстраиваться под автоматизированные пункты весогабаритного контроля. Это не только вызовет шквал недовольства, но и породит путаницу. А при слиянии двух систем подобного удастся избежать.

Критическая ситуация

Именно так можно охарактеризовать состояние отечественных дорог. И во многом это «заслуга» крупногабаритного транспорта, который в буквальном смысле этого слова разбивает асфальтовое покрытие. Более того, из-за него происходит около 35% всех дорожно-транспортных происшествий. К слову, только за прошлый год грузовиками было разрушено примерно 20 мостов, на восстановление которых потребуется внушительный отрезок времени.

Отремонтировать разрушенные участки дорог бюджетными средствами на сегодняшний день нереально. Но если удастся в ближайшее время найти инвесторов и внедрить автоматизированную систему пунктов весогабаритного контроля, то существующую проблему удастся решить довольно быстро.

По оценкам Евгения Мазура, руководителя проектов практики «Инфраструктура», инвестору придется потратить на проект около 10 млрд. руб. Одна часть этих денег уйдет на организацию центра обработки информации, другая - на обеспечение электроснабжения. В общем, грубые расчеты показывают, что один автоматизированный пункт будет стоить порядка 30 млн. руб. При этом, чтобы система оказалась эффективной, на каждые 1 тыс. км. автодорог придется разместить восемь таких пунктов.

Также Евгений Мазур считает, что в качестве концессионера данного проекта может выступить интеграционная компания, которая специализируется на внедрении учетных систем на автомобильных дорогах. В первую очередь, ей может стать «IBS», а также «Стройинвестпроект-M» или «Тензо-М». Неплохие шансы и у «А-глобал». Вместе с тем Евгений Мазур уверен, что в открытом конкурсе от «Росавтодора» могли бы принять участие и структуры, подконтрольные крупным банковским учреждениям. Прежде всего те, которые принадлежат таким гигантам, как «ВТБ» и «Газпромбанк».

Но слова словами, а представители банков «ВТБ» и «Газпромбанк» от каких-либо комментариев отказались. Что означает - участвовать в проекте «Росавтодора» они не планируют. Тем не менее, не все так плохо. Заинтересованность в формировании автоматизированной системы пунктов весогабаритного контроля подтвердили в «IBS». Между прочим, данная компания сотрудничает с «Росавтодорам» уже на протяжении трех лет.

Окупится ли проект?

Каждый инвестор, прежде чем вложить деньги в какой-либо проект, задается исключительно этим вопросом. Если он получает на него утвердительный ответ, то дело сдвигается с мертвой точки. Впрочем, здесь стоит учитывать и такой нюанс, как срок окупаемости проекта. В том случае, если он слишком большой, потенциальный инвестор может дать и задний ход.

По заверениям же представителей «Росавтодора», автоматизированная система пунктов весогабаритного контроля окупится в течении двух-трех лет. Останется в выигрыше и Минтранс. На счет этой организации начнут поступать финансовые средства, которых остро не хватает для строительства региональных дорог. А сейчас с финансированием действительно туго. Ведь «Платон» не оправдал ожиданий чиновников.

Прозрачность прежде всего

Александр Дьяконов, директор по транспорту FM Logistic, говорит, что рынок перевозок уже давно требует от властей предельной прозрачности в сфере контроля лишнего груза. В данный же момент, по его убеждению, существующие механизмы контроля стимулируют водителей к даче взятки должностному лицу, которое этот самый контроль и осуществляет. В противном случае его машину отправляют на штрафстоянку.

Учитывая сложившуюся ситуацию, Александр Дьяконов убежден, что именно автоматизированная система мониторинга исправит ситуацию и исключит коррупцию в среде контролирующих органов. С ним солидарен и Сергей Власов, начальник управления организации грузовых перевозок по России DPD в России.

И, если представители крупных грузоперевозчиков не имеют ничего против автоматизированной системы пунктов весогабаритного контроля на автодорогах России и требуют от властей только прозрачности самого процесса, то вот активисты автомобильного движения категорически против таких инициатив. Например, Андрей Бажутин, который в свое время активно выступал против системы «Платон», искренне не понимает, почему такая организация, как Минтранс, не желает заниматься сбором платежей с водителей напрямую, а подключает к этому процессу сторонние частные компании. По его мнению, это способствует развитию коррупционных схем и появлению так называемых «откатов».

Можно по-разному относиться к планам чиновников взять под тотальный контроль всех грузоперевозчиков и выискивать в их решениях скрытые коррупционные схемы. Но факты остаются фактами - экономическая ситуация в стране далека от идеальной, денег в бюджете недостаточно, а состояние автомобильных дорог России с каждым годом становится все хуже и хуже. Исправить ситуацию может только появление дополнительного финансового источника в виде инвестора, который запустит единую систему весового контроля на дорогах. От ее появления хуже уж точно не станет. Само ее существование уже подразумевает то, что нарушений станет меньше, а бюджет получит дополнительные деньги. Вопрос лишь в том, каких показателей удастся добиться с ее помощью.


Платон мне друг. «Росавтодор» запускает систему весового контроля

В России в пилотном режиме начала работу автоматизированная система весогабаритного контроля транспорта. Руководитель «Росавтодора» Роман Старовойт сообщает, что цель данной меры – «собрать 0 рублей и обеспечить безопасность и сохранность дорожного полотна». При этом в федеральном агентстве подсчитали: если бы за все несоответствия штрафовали с середины 2015 года, государство собрало бы 182 млрд рублей, что значительно превышает поступления от системы «Платон».

Миллионные штрафы

На данный момент грузовые автомобили в России проверяются в специальных пунктах. В прошедшем году за перевес было выписано больше 30 тыс. штрафов. Сумма каждого из них - от 150 до 500 тыс. рублей. Запущенная в тестовом режиме автоматическая система весогабаритного контроля (дорожные весы и комплексы фото- и видеофиксации) с начала года выявила в 30 раз больше нарушений (около 1 млн). Однако штрафы за них не выписывались.

С 1 октября ситуация изменилась, и теперь водителей будут ждать «письма счастья». Правда, пока система работает только в Вологодской области. Выбор пилотного региона в «Росавтодоре» объяснили тем, что он является вторым по количеству нарушений после Ленинградской области. Руководитель «Росавтодора» Роман Старовойт предупредил, что с запуском системы злостных нарушителей будут ждать миллионные штрафы. Три новых контрольных пункта работают на маршрутах Вологда – Москва, Вологда – Архангельск и Вологда – Санкт-Петербург. Затем их планируют установить в Московской и Калининградской областях.

Всего на сегодняшний день в России работает 23 пункта автоматического весового контроля.

В течение ближайших пяти лет федеральное ведомство планирует довести их количество до 387. Установка одной рамки обходится в 23–48 млн рублей в зависимости от категории дороги. Общая стоимость проекта оценивается в 20 млрд рублей.

«Перегруженный автомобиль – это убийца на дороге, его конструкция не справляется с превышением нагрузки. Каждый третий грузовик на федеральных трассах нарушает норматив – в среднем на 30%», – рассказывает о мотивах внедрения системы Старовойт.

За небольшое вознаграждение

Однако официальной причиной ужесточения весового контроля фур является разрушение дорожного полотна. «Когда грузовик с наращенными бортами едет с перегрузом, от дороги остается пыль. При этом плата за ущерб инфраструктуре не заложена в тарифе на перевозку», – сообщает директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.

Водители грузовиков сходятся во мнении, что штраф в данном случае – не дисциплинарная мера и приведет лишь к расцвету коррупции.

«Зачем заезжать на весы, если знаешь, что погрешность доходит до 50% и можно попасть на штраф в 200–400 тыс. рублей? Разумнее остановиться заранее и договориться за небольшое вознаграждение», – рассуждают предприниматели.

Координатор программ Ассоциации владельцев грузового транспорта и объектов транспортной инфраструктуры «Дальнобойщик» Валерий Войко считает, что не стоит проверять все грузоперевозки комплексным контролем. Как правило, нарушения происходят при перевозках леса, пиломатериалов, металлоизделий, сельхозпродуктов и контейнеров. Разумно контролировать транспорт на выезде из карьеров, портов, элеваторов и т.п. Однако сторонники нововведения настаивают на своем: «Перед стационарным пунктом контроля грузовик может избавиться от части груза».

Переживания у руководителей логистических компаний вызывает неизбежный рост тарифов. Многие грузоотправители уже переходят на другие виды транспорта. «Отправка железной дорогой или речным транспортом, конечно, создает свои сложности и дополнительные издержки. Но лучше так, чем значительно переплачивать за ущерб дорожной инфраструктуре», – говорят грузоотправители.

Несправедливая ситуация

«К чему все идет? Государство будет штрафовать – без возможности апелляции, без контрольных измерений. Попал на камеру – тебе пришел штраф, причем согласно закону, если перевес зафиксирован автоматически, то штраф максимальный. Совершенно несправедливая ситуация», – жалуются перевозчики.

«Сегодня все ложится на плечи коммерсантов, и государство активно стремится к тому, чтобы отнять последнее.

Штрафы за перевес космические – от 150 до 500 тыс. рублей. Объемы перевозок по дорогам уменьшаются. Логично, что в сложившейся ситуации растут перевозки по железнодорожным путям, которые в нашей стране осуществляет государственная компания-монополист. Я не понимаю, почему грузовик, рассчитанный на перевозку груза весом в 20 тонн, в Европе дороги не разрушает, а в России разрушает. Может быть, с вопросами стоит обратиться к дорожникам и проверить технологии укладки асфальта», – недоумевает генеральный директор ООО «Макс Транс» Сергей Немец.

«Раньше за рейс Тольятти – Москва – Тольятти можно было заработать 25 тыс. рублей. Сейчас отчисления в систему «Платон» отъедают от этой суммы 6 тыс., еще 2–3 тыс. уходит на то, чтобы договориться и успешно пройти контрольное взвешивание. В итоге в лучшем случае нам остается 17 тыс. рублей»,

– приводит свою арифметику водитель грузовика.