Мощный авто усилитель своими руками. Самодельный усилитель для сабвуфера — экономный способ обзавестись полезным устройством Простой мощный усилитель для сабвуфера

Усилитель - это один из главных узлов в системе автозвука. При помощи его можно заставить динамики работать гораздо продуктивнее. Для всех неравнодушных к качественному звуку к подбору усилителей стоит отнестись очень ответственно. Не менее важная система, которая формирует качественный звук - автомобильный усилитель для сабвуфера. Существуют различные виды этих устройств. Также можно собрать усилитель своими руками. Давайте узнаем, как выбрать прибор так, чтобы он действительно радовал слух.

Зачем усилитель, ведь есть магнитола?

В большинстве автомобильных магнитол уже имеется встроенный И для многих водителей эта система является полностью подходящей. Некоторые и вовсе годами не меняют штатный звук в авто. Но есть и те, кто любит, чтобы музыка в машине звучала качественно и громко. Без усилителя в данном случае никак не обойтись. Автомобильный сабвуфер без усилителя не даст нужного эффекта. Подобное оборудование сможет улучшить работу акустики вне зависимости от качества головного устройства.

Отличительная черта внешнего усилителя в отсутствии строгих ограничений по настройке. Любимые музыкальные треки всегда будут звучать хорошо - на минимальных уровнях громкости и даже на самых максимальных.

Автомобильный усилитель для сабвуфера, включенный в дает несколько серьезных преимуществ. С ним можно повысить не только мощность звука, но и его качество.

Очень часто автоакустику приобретают после установки Если выбранные колонки, а также сабвуфер отличаются высоким качеством, то им понадобится больше энергии в пике производительности. Стандартная магнитола не может этого обеспечить. Поэтому и приобретают отдельный автомобильный усилитель для сабвуфера. Это решение дает хороший результат.

Типы акустических усилителей

Существует несколько типов данной аппаратуры. Так, моноусилители, или моноблоки, предназначены только для низкочастотных звуков. Также можно выделить двухканальные решения. Они используются при отсутствии тыловой акустики, когда имеется только фронтальная. Трехканальные усилители позволяют подключать еще и сабвуфер. Ну и самые дорогие решения - четырехканальные. Эти модели позволяют усиливать звук на всю акустику.

Сабвуфер - наиболее сложный динамик для искусственного усиления. Поэтому профессионалы рекомендуют в качестве автомобильного усилителя для сабвуфера выбрать моноблок. Эти виды устройств могут работать с самыми разными сопротивлениями. В конструкции имеется темброблок для специальных настроек и фильтры. Последние помогают громким басам звучать на всю мощность.

Многоканальные устройства также способны воспроизводить низкие частоты, но им трудно справляться с малым импедансом. Усилители быстро перегреваются, когда сабвуфер выходит на полную мощность.

Отличия моноблоков от усилителя

Моноблок технически - такой же прибор, как и многоканальные аппараты. Однако одноканальные модели имеют определенные характеристики, которых нет у аналогов. Что это значит? Моноблок имеет только один канал и предназначен для усиления низкочастотных басов. Нагрузка, на которую рассчитаны эти устройства, чаще всего имеет сопротивление в 1 Ом. Если соблюсти это условие, на выходе можно получить высокую мощность. При этом нагрузка на бортовую сеть будет минимальной. Для сопротивлений 2 Ом и 4 Ом приобретать моноблок нет смысла.

По классификации электроусилителей современные моноблоки имеют класс «D». Они отличаются большой мощностью, но при этом качество звука весьма низкое. Качество для сабвуфера - характеристика вторичная. Также есть и усилители и другого класса - «АВ». Это показатели среднего уровня. Существуют и другие классы.

Как подобрать усилитель к сабвуферу по мощности?

Если для усиления звука все внимание обращают на качество звучания, то в случае с сабвуферами основная характеристика - это мощность. Она может быть двух различных видов. Это максимальная возможная (или PMPO) и номинальная. Надпись "PMPO моно" увидеть на корпусе. Этот параметр обозначает общую мощность для всех каналов включительно. На PMPO не стоит ориентироваться - цифры служат лишь для того, чтобы устройства лучше покупали. На практике данная цифра не имеет значения. Другой вид мощности - номинальный. Она зафиксирована в техническом паспорте. Отзывы говорят, что именно этой характеристикой следует руководствоваться при выборе. Данный параметр должен указываться при КНИ менее 0,1 процента и напряжении в 14,4 вольта.

Некоторые считают, что выбирать аппарат нужно так, чтобы мощность усилителя была меньше. Это ошибочное мнение - слабые приборы приведут к выходу из строя катушки. Нужно подбирать усилитель, мощность которого соответствовала сабвуферу. Но здесь есть небольшой подвох - номинальную мощность считают при напряжении 14,4 вольта. Данное напряжение никогда не удержится на выводе усилителя. Это может привести к перегреву катушки. Отзывы говорят, что правильный усилитель - тот, мощность которого выше, чем у сабвуфера. Это оптимальный вариант. Риск есть только в механическом повреждение катушки.

Другие характеристики

Отзывы говорят, что, кроме мощности, стоит обращать внимание и на частотный диапазон. Разбор не должен быть слишком большим. Серьезные производители делают значения от 15 до 350 герц. Класс усилителя может быть «АВ» или «D». Первые - аналоговые усилители с хорошим звучанием, но небольшим КПД и невысокой мощностью. Вторые - мощные, с высокой производительностью. Но судя по отзывам, такие устройства имеют низкое качество звука.

Еще один критерий - количество каналов. Моноблоки - очень дорогие и встречаются редко. Их можно увидеть только в профессиональных аудиосистемах. Класс таких моноблоков - «D». Двухканальные модели подойдут для сабвуфера, рассчитанного на сопротивление в 4-8 Ом. Схема подключения автомобильного усилителя и сабвуфера в данном случае - по типу «Мост».

Трехканальные модели не встречаются. Их полностью вытеснили четырехканальные аналоги.

Делаем усилитель для автомобиля своими руками

Чтобы соорудить систему, понадобится усилитель выходной мощности, а также преобразователь напряжения. Их можно сделать самостоятельно, но это очень долго. Можно просто приобрести готовые элементы в магазине. Затем можно перейти непосредственно к изготовлению усилителя для автомобильного сабвуфера своими руками.

Для устройства нужны два канала, а усилитель - одноканальный. Как это исправляется? Корректируется это соединением двух каналов магнитолы с помощью сумматора. Затем звуковой сигнал будет фильтроваться - из него исчезнут частоты, которые выходят за диапазон от 16 до 300 герц. Далее сигнал идет в фильтр. Последний убирает частоты от 35 до 150 Герц.

Когда двигатель работает на холостом ходу, по схеме автомобильного усилителя для сабвуфера ему положено потреблять 1,5 ампера. Чтобы аккумулятор не разрядился, устанавливают реле с отдельной клеммой REM и напряжением в 12 вольт, а также током выше 20 ампер. Этот REM подключается к выходу магнитолы + 12 вольт. Сабвуфер будет включаться вместе с головным устройством.

Подключение усилителя дома

Нередко получается так, что имеется сабвуфер с усилителем, а в машине их эксплуатировать невозможно. Есть выход - поставить аппаратуру домой. Как подключить автомобильный сабвуфер с усилителем дома? На усилителе есть разъемы для входного сигнала и выходные для подключения акустической системы и сабвуфера. Они соединяются «тюльпанами». Они показаны на фото ниже.

Усилитель запитывается от компьютерного блока питания. Сабвуфер лучше подключать по принципу «Мост» (так же, как и автомобильный).

В заключение

Итак, мы выяснили, как подключить автомобильный сабвуфер к усилителю. Тип подключения зависит от количества каналов усилителя. Зачастую монтаж выполняют по мостовой схеме, которая указана на фото в статье. В случае с сабвуфер подключают к обоим каналам. Установка конденсатора не обязательна.

В этой статье речь пойдет об изготовлении усилителя для сабвуфера своими руками из имеющихся материалов. При внимательном рассмотрении можно заметить, что подобное изделие легко изготовить за несколько минут. Однако на результат влияет то, какое качество звука необходимо для человека. Даже несмотря на то, что мы живем в современном мире, существует много почитателей звука ламповых изделий. Качество подобной техники очень высокое, но с каждым годом запасные части найти все тяжелее. Если усилитель будет собран на базе современных элементов, то никаких проблем возникнуть не должно.

Основные преимущества усилителей

Наиболее значимым преимуществом микросхем является их компактность. Из-за того, что радиолампа обладает большими габаритами, все изделие имеет огромный размер. Микросхема имеет довольно малые габариты . Дополнительно ей необходим радиатор, потому что при работе наблюдается выделение немалого количества тепловой энергии. Однако наиболее важным является то, что современные устройства на микросхемах питаются от источника постоянного тока с напряжением в 12 вольт.

Усилитель для колонок, изготовленный своими руками при помощи ламп, имеет множество недостатков. Ламповая техника требует питание напряжением 150 вольт. Таким образом, при отказе от устаревших ламп пропадает необходимость в огромных трансформаторах.

Инструменты и материалы для сборки усилителя

Чтобы оборудовать машину хорошей автомагнитолой напряжением в 12 вольт для обеспечения качественного звука, необходим усилитель и сабвуфер.

Для сборки автомобильного самодельного усилителя необходимо подготовить такие устройства:

Для того чтобы изготовить усилитель для сабвуфера, такие блоки можно собрать самому или купить в магазине. Последний вариант больше подходит для тех , кто не хочет тратить время на сборку своими руками. Далее необходимо рассмотреть эти блоки подробнее.

Блок усилителя импульсов представляет собой специальную плату. Подобный вариант является оптимальным для усилителя к магнитоле напряжением в 12 вольт. Стоимость этого изделия не очень высокая. Стоит заметить, что технические решения данной схемы позволяют ей отлично справляться со своими обязанностями. На выходе устройство способно выдавать около 100 ватт максимальной мощности. Подобная схема считается одноканальной, но эта проблема решается сравнительно просто.

Мощные транзисторы необходимо обеспечить хорошим охлаждением. Для того чтобы это осуществить, лучше элементы загнуть прямо к плате, при этом их выводы обязаны быть вверху. Далее на поверхность контактов нужно нанести слой термопасты и проложить специальную пленку, не пропускающую электрический ток. Поверх всего этого необходимо смонтировать радиаторы. Именно благодаря этому можно снизить размеры радиаторов и сэкономить немного места на плате.

Блок обработки импульсов

Так как наличие сабвуфера подразумевает применение автомобильного усилителя, то из приходящего импульса необходимо будет отделить лишь низкий диапазон частоты. Рассматриваемая схема одноканальная , поэтому на входе в блок обработки импульса нужно установить сумматор каналов, что позволит преобразовывать двухканальный импульс в одноканальный.

Модуль преобразования напряжения

Автомобильный усилитель для сабвуфера предполагает применение модуля преобразования напряжения. Для подобной цели лучше применять схему TL-494. В магазинах можно приобрести и иные варианты, но такой самым лучшим образом подходит для людей, у которых нет специальных знаний для сборки усилителей. Дополнительным преимуществом является то, что такая схема идеально сочетается с усилителем и сабвуфером напряжением 12 вольт по всем техническим характеристикам. Она позволяет обеспечивать самый большой уровень мощности.

Блок коммутации и выпрямителя состоит из таких элементов:

  1. Блок коммутации нужен для оповещения человека о состоянии усилителя. Процесс оповещения производится при помощи красного и зеленого светодиодов.
  2. Блок выпрямителя нужен, чтобы стабилизировать импульсы, которые поступают на основной управляющий модуль.

Как сделать качественный корпус своими руками

Прежде чем собрать простой усилитель для сабвуфера, нужно сделать основной элемент этого изделия, которым является корпус. Такой элемент необходим для размещения всех деталей схемы изделия. Хороший корпус можно сделать из фанеры или купить в магазине. Выбор зависит от предпочтений и финансовых возможностей человека. К примеру, подключение прибора можно осуществить в корпусе проигрывателя машины. Подобный прибор имеет подходящие габариты, стильный дизайн, а его соединения можно переделать под автомобильный сабвуфер.

Наиболее подходящим вариантом будет применение цельного корпуса из алюминия, который будет выполнять функции охлаждения. При работе схемы все элементы нагреваются, поэтому в случае применения корпуса из дерева необходимо сделать охлаждающую систему. Подобная система обязана быть самой качественной. Иногда нужно применять активное охлаждение, поэтому применение корпуса из алюминия считается самым простым вариантом.

Как сделать самодельный усилитель для сабвуфера

Самодельный усилитель для сабвуфера нужно начинать изготавливать после предварительной подготовки основных деталей. Изделие напряжением 12 вольт можно выполнить соединением всех вышеперечисленных узлов и расположить их в специальном корпусе. Из-за напряжения блока преобразования на корпусе изделия можно установить простой маленький вентилятор. Он будет обеспечивать хорошую циркуляцию воздуха в системе, что поможет охлаждать узлы схемы и защитит их от перегревания и дальнейших поломок.

Когда подключаются блоки, нужно применять провода, защищенные кембриками. При соприкосновении проводов появляется риск образования короткого замыкания или перегорания узлов схемы. Все детали необходимо разместить в корпусе так, чтобы между ними мог хорошо циркулировать воздух. Узлы схемы нужно очень качественно закрепить, иначе изготовленный усилитель будет вибрировать при езде и работе сабвуфера.

При выполнении всех работ необходимо быть предельно осторожным. При возникновении ошибок детали быстро сломаются. Стоит браться за сборку усилителя только в случае наличия необходимых навыков в сфере электроники. При отсутствии опыта работы с электрическими схемами стоит доверить сборку изделия специалисту.

Мы неоднократно приводили схемы мощных усилителей мощности низкой частоты для самостоятельной сборки, и сегодня речь пойдет о конструкции довольно простого, но высококачественного и до боли мощного усилителя по схеме ланзара . Вообще, схема ланзара нашла широкое распространение в сети, все чаще и чаще люди повторяют эту конструкцию, за высокие показатели и сравнительно простую и дешевую сборку, схему стали использовать в промышленной аудио аппаратуре.

Ланзар реализован на 13-и транзисторах, схема полностью симметрична.
Выходной каскад усилителя работает в классе АВ, минимальный коэффициент нелинейных искажений позволяет отнести усилитель к разряду хай-фай (Hi-Fi). Такой усилитель отлично подходит и для мощных широкополосных акустических систем, но из-за сравнительно простой схематической развязки и большой выходной мощности, усилитель часто повторяют именно для питания довольно мощных сабвуферных головок.

Пиковая выходная мощность этого усилителя составляет 390 ватт на нагрузку 4 Ом, но усилитель прекрасно работает и под низкоомные нагрузки вплоть до 2-х Ом.

В архиве есть полностью рабочая печатная плата для этого усилителя.

Сборка начинается с травления печатной платы. Для травления я использую раствор перекиси водорода (3-х процентный раствор, который продают в аптеках, бутылки по 100мг), лимонной кислоты и поваренной соли. Плата травится максимум за час, после чего нужно смыть тонер и сверлить отверстия.

Монтаж начинают с установки мелких компонентов — резисторов, стабилитронов и керамических конденсаторов. Советую перед сборкой тщательно проверять все компоненты, даже если они полностью новые. После уже запаиваем маломощные транзисторы дифференциальных каскадов — где формируется начальный звук.

———————— Катушка мотается на оправе с диаметром 10-12 см проводом 0,8 мм и содержит 10-12 витков, катушку можно даже убрать, на звук это никак не повлияет.

Входной конденсатор обязательно пленочный, емкость можно подобрать в районах 1-4.7мкФ, поскольку усилитель изначально предназначен для сабвуфера, а увеличением емкости этого конденсатора можно добиться наилучшего воспроизведения низких частот (басс).

После полного монтажа всех компонентов смываем канифоль с обратной стороны платы. НЕЛЬЗЯ использовать всевозможные флюсы для пайки с неизвестным содержанием, поскольку они часто делают на кислотной основе, и именно из-за флюса можно спалить всю схему. Силовые дорожки усиливаем оловом, во избежания от их перегорания.

Все дорожки платы перед монтажом желательно залудить, поскольку медь рано или поздно окисляется, а слой олова образует дополнительную защиту.

Тщательно проверяйте правильность подключения транзисторов, электролитов и стабилитронов, во избежания проблем следует использовать только те транзисторы, которые указаны в схеме, особенно если вы новичок или собираете схему ланзара в первый раз. Стабилитроны при неправильном подключении не будут стабилизировать напряжение, а станут работать как диод и начнутся неполадки, дым, взрыв…

После проверки правильности подключения всех компонентов усилитель можно запустить.
Ланзар, как и любая другая мощная схема УНЧ питается от двухполярного источника напряжения. Номинал входного напряжения может быть от двухполярного 25/30 до 75 Вольт, но запустить на максимуме не советую, поэтому питание +/-50 Вольт самый подходящий номинал входного питания.

—————————- Для начального запуска схемы нужно иметь под рукой блок питания на указанное напряжение, мощность блока 100 ватт (хотя для запуска усилителя на полную мощность нужен блок питания с мощностью 300-400 ватт.

Трансформатор подключают в сеть 220 Вольт через лампу накаливания 220 Вольт 100-150 ватт. Лампа служит дополнительной страховкой, при неполадках спалите меньше компонентов. Следует учесть, что для нормальной работы усилителя мощности после диодного выпрямителя нужен хороший блок конденсаторов, суммарная емкость всех конденсаторов в одном плече должна быть 10000-30000мкФ, напряжение конденсаторов желательно 100 Вольт (с двойным запасом).

Ограничительные резисторы для запитки дифференциального каскада подбираем исходя от напряжения питания по таблице, приведенной ниже.

Питание ±70 В — 3,3 кОм…3,9 кОм
Питание ±60 В — 2,7 кОм…3,3 кОм
Питание ±50 В — 2,2 кОм…2,7 кОм
Питание ±40 В — 1,5 кОм…2,2 кОм
Питание ±30 В — 1,0 кОм…1,5 кОм

Ограничительные резисторы подобрать с мощностью 1-2 ватт.
Первый запуск усилителя делаем с ЗАКОРОЧЕННЫМ НА ЗЕМЛЮ ВХОДОМ, не путайте землю с минусом! — земля, это средняя точка от трансформатора.

Для начала нет необходимости теплоотводов для оконечников. Подключаем трансформатор в сеть 220 Вольт, если нет никаких хлопков и спецэффектов, то вырубаем питание и на ощупь проверяем тепловыделение на полевых ключах, если ничего не чувствуется, значит отпаиваем вход от земли и подаем музыку, для начала от мобильного телефона. Включаем усилитель снова, если музыка играет, значит все ок.
Для максимальной мощности на вход нужно подавать сигнал от более мощного источника звука, автомагнитола как раз является таким источником.

Включаем усилитель под музыку на 10-25 минут при 40% громкости, затем пора настроить ток покоя выходного каскада, для этого прикреплена фотография.

Таким образом, мы закончили сборку усилителя, можно радоваться, поскольку усилитель такого рода стоит немало денег, в конце концов купить одно дело, а сделать свой собственный усилитель своими руками — совсем другое.

Архив к статье…СКАЧАТЬ…

Данный усилитель можно заказать — [email protected]

С уважением — АКА КАСЬЯН

Конструкция реализована на одной компактной плате. Моноблок состоит из 3-х частей:
усилитель НЧ, фильтр НЧ, преобразователь напряжения. Первые две части описаны в статье “Как сделать простой усилитель для домашнего сабвуфера ”.

В обвязке те же компоненты, только немного изменен рисунок печатной платы. В данной конструкции вместо сетевого блока питания стоит преобразователь напряжения, поскольку в бортовой сети автомобиля всего 12В, а усилитель нуждается в 2-хполярном источнике питания в 30-35В. Выше подавать не стоит, чтобы не спалить микросхему, хотя по документации допустимое напряжение до 40В.

Схема устройства:

Мощность усилителя 100Вт. Этого достаточно, чтобы раскачать популярную у самодельщиков динамическую головку типа 75ГДН-1.
Разберем подробнее преобразователь напряжения, именно из-за него многие начинающие радиолюбители не рискуют собирать усилители высокой мощности.

Это 2-хтактный повышающий преобразователь типа push-pull. Задающий генератор построен на TL494. За ним идет драйвер на транзисторах прямой проводимости, который разряжает емкость затвора полевых транзисторов после их закрытия. Как известно, если к затвору полевого транзистора приложить некоторое напряжение(в данном случае это управляющий импульс), то он откроется. И если потом убрать напряжение на затворе, транзистор все равно останется открытым. Поэтому некоторые схемы дополняют отдельным драйвером, который должен вовремя закрыть транзистор.

Хотя многие специализированные ШИМ контроллеры имеют довольно мощный выходной каскад для этих целей, но TL494 не относится к их числу. В драйвере можно использовать любые p-n-p транзисторы, отлично подойдут наши КТ3107. Полевые транзисторы N- канальные IRFZ44, хотя можно и другие. Подбирать их надо так, чтобы расчетное напряжение ключа было не менее 40В, а ток не менее 30А (в идеале 60В и 50-60А). Мой трансформатор намотан на сердечнике “Epcos” марки N8. Расчет производился по программе.

Первичная обмотка имеет 2 х 5 витков, намотанных жгутом из 5 проводов диаметром 0.7мм. Вторичная – 11 витков, 6 жил по 0.33мм. Конечно для каждого сердечника получатся разные данные намотки, поэтому расчет надо производить для своего феррита.
Ток холостого хода (ХХ) инвертора получился не более 50мА, с подключенным фильтром и усилителем около 250мА (без подачи сигнала на вход). Минимальный ток ХХ во многом зависит от рабочей частоты. Я настроил генератор на 168 кГц, сердечник хороший, поэтому никаких проблем не возникло. В случае советских сердечников марки 2000НМ и подобных не советую поднимать частоту выше 60 кГц.

Выходные диоды UF5408 ультрабыстрые на 3А, греются, но не перегреваются. Дроссели на входе и выходе не критичны, сняты из компьютерного БП. Их можно заменить на перемычки. К сожалению, не нашел выходных сглаживающих конденсаторов нужной емкости, поэтому в опытном экземпляре в 2-х плечах они отличаются на пару сотен мкФ.

Моноблочный усилитель такого типа можно встроить в любой пассивный сабвуфер. Только не забудьте о теплоотводе. Усилитель работает в классе АВ и радиатор нужен довольно большой. Обязательно следует изолировать корпуса полевых транзисторов и микросхемы усилителя от радиатора, используя теплопроводящие прокладки и изолирующие шайбы. Я установил микросхемы в DIP корпусах на панельки, но все же лучше припаять на плату, т.к. при постоянной вибрации в автомобиле они со временем могут потерять контакт с панелькой.

Для проверки работоспособности сигнал подавался с мобильного телефона, т.е. задействовано около 30% от максимальной мощности усилителя. Для того чтобы снять больше, входной сигнал должен подаваться от автомагнитолы. Динамик от китайского сабвуфера на 50Вт сопротивлением 4 Ом. Кстати, силовые транзисторы инвертора при малой мощности не греются, поэтому рискнул запустить без радиатора.

Представляю конструкцию самодельного автомобильного усилителя, который предназначен для питания сабвуферных головок средней мощности. Данный усилитель собран на широко-популярной микросхеме TDA 7294, мощность под синусом 1 кГц составляет порядка 100 ватт. Максимальная мощность усилителя составляет около 150 ватт, конечно же это недолговременная, а кратковременное мощность.

Для питания микросхемы от бортовой сети автомобиля нужен преобразователь напряжения, который будет повышать стандартное 12 вольт от автомобиля в двухполярное напряжение повышенного номинала, для того чтобы обеспечить нужные параметры для питание микросхемы. Преобразователь является самым сложным в любом автомобильном усилителе, но для получения хорошего звука, без него не обойтись.



Преобразователь напряжения собран по стандартной схеме с применением генератора TL494, это двухтактный ШИМ контроллер, который включен по схеме генератора импульсов, рабочая частота схемы порядка 50 кГЦ. Это двухтактный инвертор без защит, имеет также силовые ключи.


Корпус взял от инвертора 12-220 Вольт. Он сделан целиком из алюминия, что и является теплоотводом, поэтому активного охлаждения в виде кулера не использовал. Перегрев в данном случае не такой уж и большой, прогреется только силовые компоненты - это мощные полевые транзисторы преобразователя и сама микросхема.



Напомним, что микросхема работает в классе AB, следовательно, на ней должен наблюдаться перегрев,если учесть что мощность тут не маленькая. Но так как охлаждение довольно хорошее, боятся нечего.

Трансформатор намотан на ферритовом кольце (я использовал кольцо из электронного трансформатора на 150 ватт, также можете взять кольца марки 1500/2000/3000НМ, сохраняя параметры намотки). Первичная обмотка намотка из 10 витков с отводом от середины. Мотать витки нужно равномерно, растягивая по всему кольцу.






Намотка каждого плеча делалась 6-ю жилами, проводом 0,8 мм (каждая жила). Вторичная обмотка состоит из 40 витков, с отводом от середины, провод в 3 жилы с диаметром 0,8 мм. Мотаем по принципу первого.

Расчет сделал на опытах, так как использовать специальные программы для расчета трансформаторов я не люблю. Далее, соединяем начало одного плеча первичной обмотки к концу второго плеча той же обмотки. Со вторичной обмоткой делаем тоже самое (фазируем), так мы получаем отвод от средней точки, на который подается плюс силового питания 12 Вольт по схеме. Так фазировку мы сделали идем дальше.


Фильтр я поставил на входе и на выходе преобразователя. То что поставлено на входе состоит из конденсатора и дросселя. Кстати дроссель намотан на ферритовом стержне, обмотка намотана из одножильного провода с диаметром 1. 5 мм, количество витков порядка 7.

Есть также 2 электролита на 25 вольт, 2200 мф, параллельно им подключен пленочный конденсатор с емкостью 0.1 мкФ, напряжения этого конденсатора не принципиально, можно использовать любые пленочные конденсаторы практически с любым напряжением.
В схеме с генератора TL494, состоит из 2 маломощных биполярных транзисторов прямой проводимости, которые работают в качестве драйвера.


Они предназначены для того, чтобы вовремя разрядить затвор одного из плеча полевого транзистора на землю, когда открывается второй. Если драйвер будет работать неправильно, один из транзисторов откроется, в то время, как другой еще не закрылся, то один из транзисторов выйдет из строя.

На входе питания установлен небольшой фильтр, который состоит из лц цепочки-это дроссель.





Также хочу заметить, что пленочные конденсаторы (на входе и выходе) не принципиальны,их вообще удалить из схемы.

Переменное напряжения со вторичной обмотки трансформатора выпрямляется 4 мощным диодами серии MUR 460, это довольно мощные и быстрые диоды на 600 Вольт, ток, допустимый через диоды составляет 4 Ампера.


После диодов поставленные еще два дросселя, намотаны также на ферритовых стержнях, каждый дроссель состоит из 7 ветков, провод на сей раз миллиметровый. Но можно найти готовые дросселя в блоках питания, в основном компьютерных. После них применены 2 электролита на каждое плечо, емкость 2200 мкф при напряжении 50 Вольт.
Использовал полевые ключи серии IRFZ46, хотя можно и IRFZ40/40/48, укреплял их к корпусу через слюдяные прокладки и шайбы.


Фильтр низких частот (ФНЧ) выполнен всего на одной микросхеме, типа LM324 . Схема является одновременно и фильтром и сумматором. Имеется плавная регулировка частоты, т.е. можно настроить частоту саба под свой вкус.

Мощность преобразователя напряжения составляет порядка 200 ватт, при желании можно подключить к ней 2 микросхемы типа TDA7294 или TDA7293. Усилитель собрал на отдельной плате, для удобства, и укреплял через прокладку к корпусу. Схема стандартная (из даташита) , без каких-либо изменений.

В случае подключение TDA7293, нужно учитывать то что она потребляет больше, поскольку отдает выходную мощность порядка 140 ватт.


Данный усилитель отличный вариант для самодельного автомобильного сабвуфера, как простой и довольно высококачественный вариант, который вполне способен питать довольно мощные динамические головки. Можно также подключить и широкополосную акустику, такие как например колонки S90. Также хочу заметить что затраты не большие, где-то в районе 30-40$, учитывая корпус и силовые клеммы.