Система образов героев в евгении онегине. Система образов романа «Евгений Онегин». Сюжет. «Онегинская» строфа. Словарная работа Сюжет лирическое отступление конфликт. Незримо присутствует всегда и везде; Принимает участие в судьбе героев



Система образов романа «Евгений Онегин». Сюжет. «Онегинская» строфа.

Словарная работа Сюжет лирическое отступление конфликт


Кого можно считать главным героем романа? Почему? - Попытайтесь определить роль второстепенных и внесюжетных персонажей? - Что позволяет автору объединить всех этих героев в одном романе?


Незримо присутствует всегда и везде; Принимает участие в судьбе героев;



В центре системы художественных образов Онегин Татьяна Ленский Представляют определенную категорию общества «Высший свет» Патриархальное Дворянство дворянство Являются образцами определенного нравственного, духовного, литературного типа «Лишний человек» Идеал « Романтическое «русской души» создание» ______________________________________________________________ Объединяются автором – действующим лицом



Делится с читателями своими мыслями и чувствами; Рассуждает о нравах и морали общества.



Сюжет Онегин – Татьяна Ленский – Ольга 1-я особенность: Служит для развития не развивается, помогает основного конфликта Татьяне понять Онегина 2-я особенность : Главное действующее лицо – повествователь. Лирические отступления повествователя – составная часть сюжета. Спутник Онегина Защитник Татьяны-милой Антипод Ленского – поэта 3-я особенность : Образ повествователя раздвигает границы конфликта: в роман входит русская жизнь того времени во всех ее проявлениях.




Охарактеризуйте Евгения Онегина. Пушкин нашел новый тип проблемного героя – «героя времени». - В чем отличие Онегина от других, ему подобных? - Вспомните затворничество Онегина – его необъявленный конфликт со светом в 1-й главе и с обществом деревенских помещиков во 2-6 – главах – только ли это «причуда», вызванная сугубо индивидуальными причинами: скукой, «русской хандрой», разочарованием в «науке страсти нежной»? - Как проявил себя Онегин во взаимоотношениях с Татьяной? - Что можно сказать по поводу дружбы Онегина и Ленского? - Каково значение встречи Татьяны и Онегина в Петербурге? - Почему автор все время размышляет о любви и дружбе, проводит Онегина через горнила обоих чувств? - Только ли на основе характеристик автора мы можем составить представление о героях?




Хранили многие страницы а Отметку резкую ногтей; b - перекрестная Глаза внимательной девицы a Устремлены на них живей. B Татьяна видит с трепетаньем, c Какою мыслью, замечаньем c - парная Бывал Онегин поражен, d В чем молча соглашался он. d На их полях она встречает e Черты его карандаша, f - кольцевая Везде Онегина душа f Себя невольно выражает e То кратким словом, то крестом, g - куплет То вопросительным крючком… g



Роман “Евгений Онегин” невозможно охарактеризовать одним понятием, одним словом. Каждый, кто читал его на протяжении двух столетий, находил что-то новое, давал еще одно объяснение, определение этому удивительному произведению. Это и “энциклопедия русской жизни”, как назвал роман В. Белинский, и первый русский реалистический роман, и свободный роман, открытие А. С. Пушкина, послужившее началом развития всей последующей литературы как XIX, так и XX века. “Пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница” – так сказал сам автор о своем произведении в письме к П. А. Вяземскому. То, что этот роман свободный, дало возможность существованию разных точек зрения в нем. А. С. Пушкин предоставляет выбор, свободу в восприятии героя, не навязывает своей точки зрения.
А. С. Пушкин в своем романе впервые отделил автора от героя. Автор в романе присутствует наравне с другими героями. И линия автора, его точка зрения существует сама по себе, отдельно от точки зрения главного героя, Онегина, иногда пересекаясь с ней. Третий же герой романа, Ленский, совершенно не похож ни на автора, ни на Онегина, с ним связана еще одна точка зрения, иная позиция, противопоставляющаяся в первую очередь позиции Онегина, так как автор на протяжении всего романа нигде не сталкивается с Ленским, он лишь показывает свое к нему отношение.
А. С. Пушкин с мягкой иронией рассказывает о Ленском, этом восторженном романтике, который
…пел разлуку и печаль,
И нечто, и ту манну даль.
А также с некоторой издевкой говорит о том, как писал Ленский:
Так он писал, темно и вяло
(Что романтизмом мы зовем,
Хоть романтизма тут нимало
Не вижу я…).
Романтизм уже ушел из жизни, как уходит и Ленский. Его смерть вполне логична, она символизирует собой полный отказ от романтических идей. Ленский не развивается во времени, он статичен. Отличаясь от тех людей, среди которых вынужден жить (и в этом он схож с Онегиным), Ленский был способен только на то, чтобы быстро вспыхнуть – и угаснуть. И даже если бы Онегин не убил его, скорее всего, в будущем Ленского ждала обыкновенная жизнь, которая охладила бы его пыл и превратила в простого обывателя, который
Пил, ел, скучал, толстел, хирел
И, наконец, в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.
Такой путь, точка зрения нежизнеспособны, что и доказывает Пушкин читателю.
Совершенно другая точка зрения Онегина. Она в чем-то схожа с точкой зрения автора, и поэтому в какой-то момент они становятся друзьями:
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность…
Они оба сходятся в своем отношении к свету, оба бегут от него. Оба скептики и вместе с тем интеллектуалы. Но Онегин, как и автор, развивается, меняется, и его отношения с автором тоже меняются. Автор постепенно отдаляется от Онегина. Когда же Онегин идет на дуэль, испугавшись общественного мнения, и убивает на ней Ленского, когда оказывается, что его точка зрения не основывается на твердых нравственных принципах, автор совершенно отдаляется от своего героя. Но еще и до этого видно, что их точки зрения расходятся по многим вопросам: это и их отношение к искусству, к театру, к любви, к природе. То, что один из них поэт, а другой не может отличить ямба от хорея, конечно, сильно отдаляет их друг от друга. И скорее всего, А. С. Пушкин показывал, что точка зрения Онегина, например, его отношение к театру:
…на сцену
В большом рассеянье взглянул,
Отворотился – и зевнул –
Отлична от авторской. Автор, безусловно, восхищается этим искусством, для него театр – это “волшебный край”. Отношение же Онегина к любви:
Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать… –
Просто не имеет права существовать. Онегин, будучи “гением” науки любви, упустил возможность счастья для себя, оказался неспособным на истинное чувство (вначале). Когда же он смог полюбить, то все равно не достиг счастья, было уже слишком поздно. В этом заключается истинная трагедия Онегина. И его путь оказывается неправильным, ненастоящим. Позиция автора иная, его не раз волновали страсти, любовь была неизменным спутником жизни:
Замечу кстати: все поэты –
Любви мечтательной друзья.
И конечно, именно отношение к Татьяне во многом определяет их точки зрения, отдаляя друг от друга. Чем ближе Пушкин к Татьяне, тем больше отдаляется он от Онегина, который нравственно намного ниже ее. И только когда Онегин будет способен на высокое чувство, когда он влюбится в Татьяну, критические оценки А. С. Пушкина исчезнут.
Одно из основных различий между ними – это в том числе их отношение к природе. Онегин далек от нее, как и от всего остального, автор же “предан душой”, “рожден для жизни мирной, для деревенской тишины”.
Пушкин показал, что такая позиция, точка зрения Онегина уже не могут существовать. Правда, он оставляет ему выбор. Онегину еще не поздно измениться, поэтому-то финал романа открытый. С позиции же автора, только его собственная точка зрения возможна для мыслящего человека, она наиболее приемлема для жизни.
Уникальность этого романа, непохожесть этого романа ни на один другой заключается в том, что автор смотрит на Онегина уже не как на героя своего романа, а как на вполне определенного человека со своим мировоззрением, со своими собственными взглядами на жизнь. Онегин совершенно независим от автора, и это как раз и делает роман по-настоящему реалистическим, более того – гениальным творением А. С. Пушкина.
Ленский гибнет, потому что не может принять условий жизни и трезво видеть мир, не может, как пишет Белинский, “развиваться и идти вперед”. Онегин и Татьяна во многом изменились решительно. Но почему же все более углубляется их конфликт с окружающим миром? Почему этот мир представлен разными кругами общества (деревня, Москва, Петербург)? Чем характерен каждый из этих кругов и почему ни в одном из них герои не могут себя чувствовать удовлетворенными?
Пушкинский роман в стихах проникнут ощущением безграничности жизни. Художественное пространство романа так велико, что Белинский по праву назвал его “энциклопедией русской жизни”. Деревня, Москва, Петербург оказываются основными кругами жизни, через которые автор проводит героев, сравнивая их отношение к этим кругам своим. Несходство этих слоев русской жизни для Пушкина принципиально важно. Столкновение героев с одним из них не давало бы еще права говорить о трагедии. Но Онегин, Татьяна, Ленский не могут принять ни провинциальной неподвижности, ни столичной суеты.
Каждый круг жизни характеризуется в романе по правилам линейной перспективы. На первом плане выписаны два-три портрета (для деревенского круга: Ларины, дядя Онегина, Зарецкий), затем несколькими штрихами очерчены эпизодические герои (например, гости на именинах Татьяны). В каждом случае Пушкин непременно дает строфу, которая объединяет впечатления об этом круге общества и выделяет наиболее характерную отличительную его сторону. Для поместного круга такой определяющей чертой оказывается примитивность. Дядя Онегина, который “в окно смотрел да мух давил”, простодушные Ларины, которым “квас, как воздух, был потребен”, Зарецкий, “трибун трактирный” и “отец семейства холостой”, – наиболее характерные фигуры этого круга. Зарецкий нарисован в духе образов Грибоедова, на которого Пушкин почти ссылается (“И вот общественное мненье!”).
Пушкин использует классический способ характеристики героев с помощью фамилий. Этот прием знаком нам по комедии Фонвизина “Недоросль”. Отчего это возможно? Провинциальные помещики так примитивны, односложны, что суть каждого из них может быть обозначена: “Гвоздин, хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков”, которых он “гвоздил”, довел до разоренья; “уездный франтик Петушков” и т. д. Отсутствие душевных движений и духовных интересов, невежество показаны как следы примитивности провинциальных помещиков, общий портрет которых дан в XI строфе второй главы (“Их разговор благоразумный О сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне…”). Главные герои романа, естественно, оказываются чужды этому кругу. Ленский “бежал… из беседы шумной”; Онегин прослыл “опаснейшим чудаком”; Татьяна даже “в семье своей родной казалась девочкой чужой”, предстоящая встреча с гостями на именинах пугает ее (Татьяна видит во сне “Копыта, хоботы кривые, Хвосты хохлатые, клыки…”). Отталкивание героев от примитивной среды возвышает их в глазах автора и читателей романа.
Однако Пушкин не хочет воспринимать этот круг жизни однозначно. В деревенской жизни поэт видит не только примитивизм, но и естественность, не только бессмысленную пустоту, но и “сельскую свободу”. Деревня дорога поэту потому, что здесь возможна сосредоточенность, здесь человек слышит свой внутренний голос:
Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины:
В глуши звучнее голос лирный,
Живее творческие сны.
И герои романа отчасти разделяют эти чувства. Татьяна в этом смысле наиболее близка автору (“Вставая с первыми лучами, Теперь она в поля спешит…” – XVIII и XXIX строфы седьмой главы). Поэзия “мирной жизни” знакома и Ленскому (“Я модный свет ваш ненавижу…”). На какое-то время погружен в “беспечную негу” деревенской жизни и Онегин (четвертая глава). Но герои не способны находить в любом проявлении жизни ее поэтические стороны. Этот дар любви спасает Пушкина от отчаяния, опустошения, позволяет ему найти выход из трагедии, к которой подведены герои.
Характеристика Москвы на страницах романа во многом напоминает колкие фразы Грибоедова. Главным качеством в характеристике московского круга у Пушкина оказывается неподвижность. Эта упрямая старина, не желающая меняться, удручала Чацкого (“Что нового покажет мне Москва?”). Пушкин сохраняет этот мотив (“Но в них не видно перемены…”).
Отношение Пушкина к Москве все же не однозначно. В эпиграфах к седьмой главе даны разные, но неизменно положительные ее оценки. Консерватизм барской Москвы поэта отталкивает, самодовольство московских кузин и “архивных юношей” в отношении к Татьяне кажется смешным. Но постоянство, верность Москвы себе, древним устоям русской жизни рождает в поэте теплоту, нежность, даже гордость. Этот город детства поэта и исторической памяти народа становится для Пушкина опорой в его “блуждающей судьбе”.
Но московские впечатления Татьяны горьки:
Татьяна смотрит и не видит,
Волненье света ненавидит;
Ей душно здесь… она мечтой
Стремится к жизни полевой…
Поместный круг Татьяна терпит, барский московский – ненавидит, называя его “ветошь маскарада”.
Петербург восьмой главы действительно нарисован Пушкиным как царство строгих правил благопристойного лицемерия. Начиная с “пожилых дам в чепцах и розах, с виду злых”, до “диктатора больного”, румяного “как вербный херувим”, – все играют какую-нибудь роль.
Образ Петербурга-маскарада был закреплен дальнейшей историей русской литературы.
Автору “Евгения Онегина” и “Медного всадника” холодность, жестокость, призрачность великолепия Петербурга известны. Но Пушкин видит здесь и другое. Его муза любуется “шумной теснотою, Мельканьем платьев и речей, Явленьем медленным гостей”. Достоинство, отточенность форм, напоминающая высшие образцы искусства (“И темной рамою мужчин Вкруг дам, как около картин”), сдержанность аристократизма, отсутствие вульгарности, стройность упорядоченности и ума, синий лед Невы, на котором играет солнце, – поэт и в Петербурге видит то, что позволяет его любить.
Образ “осени гнилой” из седьмой главы переходит в восьмую и выявляет обреченность героев. Но за что же их винит поэт? Неприятие Петербурга, Москвы, деревни этими героями так оправдано! Однако Онегин не только в Петербурге “для всех кажется чужим”. Эта охлажденность героя, неотданность чему бы то ни было неприемлемы для автора. Неизбежность конфликта Онегина с обществом очевидна, но, по мысли Пушкина, этот конфликт, как и все чувства героя, мог быть острее, беспощаднее, ярче проявлен:
Дни мчались; в воздухе нагретом
Уж разрешалася зима;
И он не сделался поэтом,
Не умер, не сошел с ума.
В чем же смысл этого пушкинского упрека? Вероятно, прежде всего это упрек в пассивности чувств, поступков, желаний, в отсутствии той широты и любви к миру, которая делает людей поэтами. Трагедия героев обусловлена все нарастающим конфликтом с обществом и невыраженностью этого конфликта в действии. Он существует лишь в их чувствах. Татьяна, предпочитая “полку книг и дикий сад” блеску, шуму и чаду Петербурга, остается в свете. Онегин не в силах порвать с обществом, которого он принять не может.
Трагизм конфликта героев с обществом усугубляется их непониманием друг друга. Друзья стреляются на дуэли; люди, любящие друг друга, расстаются. Человеческие чувства отступают перед общественными предрассудками. Герои изолированы, разделены, несмотря на внутреннюю близость. В этом одна из причин их трагического мироощущения.
Пушкин отмечает трагическую разъединенность не только в Онегине и Ленском, но и в Онегине и Татьяне, Ленском и Татьяне:
Когда б он знал, какая рана
Моей Татьяны сердце жгла!
Когда бы ведала Татьяна,
Когда бы знать она могла,
Что завтра Ленский и Евгений
Заспорят о могильной сени:
Ах, может быть, ее любовь
Друзей соединила б вновь!
Разделенность Онегина и Татьяны художественно закреплена в формах их общения. Сначала она пишет письмо – он отвечает холодным объяснением. Затем он пишет письмо – она произносит отповедь. Чувства героев остаются непонятыми, неразделенными. Это обмен монологами, а не общение.
На фоне излюбленной автором диалогической речи, его постоянной беседы с читателем, героями, собратьями по искусству, его обращений к Москве, полям, актерам монологи героев особенно выделяются, становясь символами их одиночества. Разделенность героев объясняется не их равнодушием к другим, а неспособностью воспринять строй чувств другого человека, отрешившись от привычного для себя взгляда. Даже в минуту последнего объяснения с Онегиным, когда Татьяне “внятно все”, она не может освободиться от оглядки на свет, и это приводит ее к жестокости подозрений (“Зачем у вас я на примете?”).
Основой образа каждого героя Пушкин делает определенное миросозерцание: скептическое, трезво реалистическое – Онегин; романтическое – Ленский; сентиментальное – Татьяна. Речь идет не о литературных направлениях, а об отношении к жизни, характерном для определенной исторической эпохи и нашедшем выражение в том или ином течении искусства. В самом деле, культ чувства, семьи, долга, природы, близость к народу оказываются в Татьяне “типом сознания” (Г. А. Гуковский), близким сентиментализму. Пушкин как бы испытывает каждое из этих отношений к жизни, сопоставляет их, сталкивая в действии романа, выделяя сильные и слабые стороны не только индивидуальных характеров, но и типических миросозерцании.

Сочинение по литературе на тему: Система образов в романе: Автор, Онегин, Ленский

Другие сочинения:

  1. Роман “Евгений Онегин” невозможно охарактеризовать одним понятием, одним словом. Каждый, кто читал его на протяжении двух столетий, находил что-то новое, давал еще одно объяснение, определение этому удивительному произведению. Это и “энциклопедия русской жизни”, как назвал роман В. Белинский, и первый Read More ......
  2. “Евгений Онегин”, пожалуй, самое трудное для понимания произведение русской литературы. Про него не скажешь словами Твардовского: “Вот стихи, а все понятно, все на русском языке”. Язык этого романа (в широком смысле, не только лингвистическом) очень труден для современного читателя. Не Read More ......
  3. Сперва взаимной разнотой Они друг другу были скучны, Потом понравились… А. С. Пушкин Во второй главе романа о жизни Евгения Онегина появляется новый персонаж – молодой сосед Владимир Ленский, о котором Пушкин пишет с улыбкой: С душою прямо геттингенской, Красавец, Read More ......
  4. “Плод ума холодных наблюдений и сердца горестных замет” – роман “Евгений Онегин” писался Пушкиным около восьми лет. Хорошо зная жизнь света, он рисует начало жизни своего героя и типичное аристократическое воспитание: “Сперва маман за ним ходила, потом мосье ее сменил”. Read More ......
  5. И в залу высыпали все, И бал блестит во всей красе, А. С. Пушкин В романе “Евгений Онегин” Александр Сергеевич Пушкин создал правдивую и яркую галерею русских характеров. Подобно Онегину и Татьяне, столь же жизненны, реалистичны и другие персонажи: Ольга, Read More ......
  6. Образ автора в романе “Евгений Онегин” имеет три грани: автор-персонаж; автор-повествователь; автор – лирический герой, рассказывающий о себе, своих переживаниях, взглядах, жизни. Из многочисленных лирических отступлений (“мечтательная часть”, по словам Бестужева) складывается представление о характере Автора, его образе мыслей, переживаниях, Read More ......
  7. Александр Сергеевич Пушкин – замечательный писатель. В его творчестве действительно есть дружба и любовь. С произведениями Пушкина я начала знакомиться в детстве, когда была маленькой. Смотрела разные сказки, мультфильмы, слушала чтение взрослых. В школе мы стали подробней знакомиться с его Read More ......
  8. У каждого писателя есть такое произведение, которое считается высшим достижением, апогеем его творчества, где его талант раскрывается в полной мере, и при упоминании имени писателя возникает ассоциация именно с этим произведением, например: Л. Н. Толстой – “Война и мир”, М. Read More ......
Система образов в романе: Автор, Онегин, Ленский

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сюжет. Композиция романа. «Онегинская строфа».

Система художественных образов. Онегин Татьяна Ленский Представляют определенную категорию общества «Высший свет» Патриархальное Дворянство дворянство Являются образцами определенного нравственного, духовного, литературного типа. «лишний человек» идеал «русской души» «романтическое сознание» __________________________________________________________ Объединяются автором = действующим лицом

Сюжет. 1 особенность: Онегин – Татьяна Ленский – Ольга Служит для развития основного не развивается, помогает конфликта романа Татьяне понять Онегина 2 особенность: главное действующее лицо - повествователь = спутник Онегина антипод Ленского - поэта защитник «Татьяны милой» = лирическое отступление – основная часть сюжета

«Онегинская строфа». 14 стихов четырехстопного ямба (4+4+4+2) Строгая рифмовка (перекрестная, парная, кольцевая, куплет) Гибкая форма, позволяющая передавать разнообразные интонации (эпические, повествовательные, разговорные) Онегинской строфой написан весь роман за исключением некоторых вставных элементов: писем Татьяны и Онегина и песни девушек.

В романе две сюжетные линии: Онегин – Татьяна: Знакомство – вечер у Лариных. Разговор с няней, письмо к Онегину. Через два дня объяснение в саду. Сон Татьяны. Именины. Татьяна приходит в дом Онегина. Отъезд в Москву. Встреча на балу в Петербурге через два года. Вечер у Татьяны. Письмо к Татьяне. Объяснение. 2) Онегин – Ленский. Знакомство в деревне. Разговор после вечера у Лариных. Именины Татьяны. Дуэль.

Композиция сюжета: Глава первая – развернутая экспозиция. Глава вторая – завязка II сюжетной линии. Глава третья – завязка I сюжетной линии. Глава шестая – кульминация и развязка II линии (дуэль). Глава восьмая – развязка I сюжетной линии.

1) Основной принцип организации романа – симметрия (зеркальность) и параллелизм. симметрия – повторение одной сюжетной ситуации в III и YIII главах6 встреча – письмо – объяснение. параллелизм – два письма: ожидание ответа – реакция адресата – два объяснения. 2) Ось симметрии - сон Татьяны. 3) Основная композиционная единица романа – глава.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- знакомство с главным героем романа А.С.Пушкина "ОНЕГИН, ДОБРЫЙ МОЙ ПРИЯТЕЛЬ"

Урок- знакомство с главным героем романа А.С.Пушкина В презентации представлены иллюстрации к роману А.С.Пушкина `Евгений Онегин` с цитированием....

Цель: познакомить учащихся с историей создания романа, его жанровой спецификой, сюжетно-композиционным своеобразием, принципом...

И в залу высыпали все,
И бал блестит во всей красе.
А. С. Пушкин
В романе «Евгений Онегин» Александр Сергеевич Пушкин создал правдивую и яркую галерею русских характеров. Подобно Онегину и Татьяне, столь же жизненны, реалистичны и другие персонажи: Ольга, Ларина-мать, няня Филипьевна, соседи Лариных, петербургское общество.
В образе Филипьевны ясно видны черты пушкинской няни Арины Родионовны. Она плоть от плоти народа - хранительница обрядов и традиций. Именно она готовит Татьяну к гаданию, рассказывает ей сказки, старинные обряды и о своем прошлом. Ее же, верную наперсницу, Татьяна посвящает в свои тайны, ни с кем другим героиня не советуется, лишь нянюшке поверяет свою трепетную любовь.
«Я не больна:
Я... знаешь, няня... влюблена».
В этой сцене мы впервые видим типичный облик няни:
С платком на голове седой,
Старушку в длинной телогрейке...
Она готова коротать ночи с любимицей, утешать и развлекать воспитанницу. Няня уже стара, но с готовностью вспоминает свое отрочество, которое представляется и Татьяне и читателям далекой сказкой.
Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Недели две ходила сваха
К моей родне, и наконец
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели
Да с пеньем в церковь повели.
«Отправляя» Татьяну в Москву, автор рассказывает историю замужества ее матери, некогда чувствительной барышни. Выданная за Дмитрия Ларина, она пролила немало слез по своей несостоявшейся любви.
Разумный муж уехал вскоре
В свою деревню, где она,
Бог знает кем окружена,
Рвалась и плакала сначала,
С супругом чуть не развелась;
Потом хозяйством занялась,
Привыкла и довольна стала.
Перерождение романтической барышни в помещицу вначале показано автором с достаточной долей иронии, но потом Пушкин переходит к описанию быта Лариных и их патриархальности, здесь тон меняется на сентиментальный.
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели...
...
И за столом у них гостям
Носили блюды по чинам.
Ларины были обычной провинциальной семьей, достойные как осмеяния, так и уважения за приверженность традициям, доброту, хлебосольство. Критически настроенный Онегин обронил о хозяйке несколько приятных слов:
...Ларина проста.
Но очень милая старушка.
«Проста» - это слово запомним, чтобы сравнить Татьяну, естественно и с достоинством держащую себя в свете, с той городской дамой, когда Онегин увидит ее уже в Петербурге. Она окружена завсегдатаями гостиных, вероятно, не всеми ее доброжелателями, но ее безупречная репутация и естественность обращения располагают к ней разных людей.
К ней дамы подвигались ближе;
Старушки улыбались ей;
Мужчины, кланялися ниже,
...
Девицы проходили тише
Пред ней по зале, и всех выше
И нос и плечи подымал
Вошедший с нею генерал.
Роман «Евгений Онегин» населен большим количеством героев - петербургских и деревенских «жителей», но, несмотря на достаточную их многочисленность, все характеры выписаны если и не очень подробно, то достаточно ярко, чтобы создать не только фон, на котором действуют главные герои, а обрисовать русские лица, составляющие общество того времени.
Зарецкий, некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой
Отец семейства холостой.
Колоритную картину пошлого и бездуховного общества дает автор при описании бала в доме Лариных, провинциальные повесы и остряки оказываются не привлекательнее, чем петербургские. На фоне совершенной природы, естественной красоты они выглядят нелепыми и жалкими, недостойными уважения.
С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный.
Владелец нищих мужиков;
Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати до двух годов;
Уездный франтик Петушков,
Мой брат двоюродный. Буянов,
В пуху, в картузе с козырьком.
...
И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут.
Обжора, взяточник и шут.
Мы не рассматриваем характеры Ольги и Ленского не по забывчивости, а потому что о них не скажешь кратко - это тема отдельного сочинения.
Описывая окружение главных героев, Пушкин придерживается иронического тона, очень часто так же смотрит и на Онегина, а вот о Татьяне говорит серьезно - это его идеал, над ним не следует смеяться.

Система образов романа «Евгений Онегин» Кого можно считать главным героем романа? Роль второстепенных героев. Роль автора в романе.



С ю же т Онегин-Татьяна 1 –я особенность Служит для развития основного конфликта романа Ленский-Онегин 1 –я особенность Не развивается, помогает Татьяне понять Онегина.


2-я особенность –главное действующее лицо- повествователь.


3- я особенность Образ повествователя раздвигает границы конфликта: в роман входит русская жизнь того времени во всех её проявлениях.


Работа с текстом. Онегин и Татьяна как герои основной сюжетной линии Две встречи- два письма Пушкин нашел новый тип проблемного героя- «герой времени» В1 главе Пушкин отметил основные социальные факторы, обусловившие его характер.

Онегин «забав и роскоши дитя» , добрый малый, как вы да я, как целый свет. Принадлежность к высшему слою дворянства; воспитание; Обучение; Первые шаги в свете; Опыт «однообразной и пёстрой» жизни в течение восьми лет. Обычный, покорно следующий за светчкой «чинною толпой»


В чём отличие Онегина от других, ему подобных Характер и жизнь Онегина показаны в движении, развитии; Из безликой, но требующей подчинения толпы появилась яркая личность Отстать от суеты – главный признак современного человека.


Онегин ищет новые духовные ценности, новый путь. В Петербурге и в деревне он усердно читает книги ; Пытается писать Общается с немногими близкими ему людьми (среди них автор и Ленский) В деревне он даже попытался «порядок новый учредить»,барщину «оброком легким заменить»


Как проявляет себя Онегин во взаимоотношениях с Татьяной? Как благородный и душевно тонкий человек; Он сумел заметить во «влюбленной деве» подлинные чувства, живые, а не книжные страсти; Онегин послушался не голоса своего сердца, а голоса рассудка; Душевная диспропорция стала причиной драмы несостоявшейся любви. Смысл любви исчерпывается для него «наукой страсти нежной» или «домашним кругом»,ограничивающим свободу человека.


Что можно сказать по поводу дружбы Онегина и Ленского? Чем она закончилась? Его поведение на именинах –обычная « светская злость» Дуэль - следствие равнодушия и боязни злоязычия «старого дуэлянта» Зарецкого и соседей –помешиков. Онегин не заметил как стал пленником своего старого кумира- «общественного мнения»


Каково значение встречи Татьяны и Онегина в Петербурге? Это новый этап в развитии Онегина; Он совершенно изменился; Он пылкий влюбленный, ничего не замечающий, кроме предмета своей любви(и этим очень напоминает Ленского) Впервые испытал настоящее чувство, но оно обернулось новой любовной драмой: теперь Татьяна не смогла ответить на его запоздалую любовь. Онегин не достиг желанной цели, в нем нет гармонии между чувством и разумом.

Почему автор все время размышляет о любви и дружбе, проводит Онегина через горнила обоих чувств? Любовь и дружба- два оселка, на которых испытывается человек; Они раскрывают богатство души или опустошенность. Автор показал, как трудно движение человека к простым и понятным жизненным истинам, через какие испытания он должен пройти, чтобы понять и умом и сердцем – ВЕЛИЧИЕ И ЗНАЧИТЕЛЬНОСТЬ ЛЮБВИ И ДРУЖБЫ.


«Но я другому отдана, и буду век ему верна…»