Формирование внебюджетных фондов и использование финансов. Формирование и использование внебюджетных фондов. Использование Государственного фонда занятости
Формирование современной системы социального страхования в России включает создание государственных внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков, а также образование негосударственных пенсионных, страховых и других фондов. Первые из них обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан в условиях рыночной экономики и включают: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения России.
Становление государственных внебюджетных фондов социального страхования в Российской Федерации в период экономических реформ обусловило сокращение роли государственного бюджета в финансировании социальных расходов.
Однако финансовое положение фондов социального страхования в РФ характеризуется нестабильностью, что связанос нестабильностью
экономики России в переходный период и с проблемой сбора страховых взносов.
Это порождает противоречие между растущими социалн|ыми пот ребностями населения в переходный период (особенно на кризисном его этапе) и сокращением ресурсных возможностей фондов. Доходы фондов зависят от величины фонда оплаты труда в народном хозяйст- ве страны, который равен средней заработной плате, умноженной на численность работающего населения. Однако оба этих показателя в пос ледние годы сокращаются. При этом на большинстве предприятий про исходил опережающий рост выплат социального характера;(матери- альная помощь, оплата проезда, дотации на питание), с которьх не вы плачивались страховые взносы.
Численность работающего населения в РФ сократилась за 1991- 1995 гг. с 73,8 до 66,8 млн человек. Однако уровень социальных страховых взносов в 1993-1995 гг. оставался практически неизменным.© результате общие расходы фондов социального страхования в РФ по отношению к ВВП сократились с 8,3% в 1994 г. до 6,2% в 1995 г.
Как можно решить финансовые проблемы этих фондов в условиях нестабильной экономики России? Один из путей связан сростом ставок страховых социальных платежей. Однако пока не планируется существенно увеличивать их в целях стабилизации налогового бремени российских предприятий. Возможно также увеличение уровня социальных взносов работников в данные фонды с 1% заработной платы (взносы в Пенсионный фонд РФ) до 3-5% заработка, кроме того, можно увеличить уровень самофинансирования фондов социального страхования, повысив долю их резервов, направляемую в прибыльные и ликвидные инвестиционные проекты и банковские депозиты.
Рост доходов внебюджетных фондов социального страхования также зависит от уровня собираемости социальных страховых взносов с предприятий и организаций. Каждый фонд самостоятельно собирает собственные социальные платежи и имеет здесь множество проблем. Поэтому предлагается передать данную функцию фондов государственной налоговой службе. Это позволит сократить административные расходы фондов социального страхования и повысить уровень собираемости социальных платежей. Другое предложение связано с образованием единой службы, которая собирала бы социальные страховые взносы и затем распределяла их по отдельным фондам. Необходимость какой-либо реорганизации сбора взносов социального страхования связана также с регистрацией страхователей: в государственной налоговой службе регистрируется значительно больше налогоплательщиков, чем в фондах социального страхования.
Министерство финансов РФ предлагает включить государственные внебюджетные фонды социального страхования в состав государственного бюджета, т.е. преобразовать их в целевые бюджетные фонды. Это может помочь Правительству РФ решать текущие проблемы бюджетного дефицита и государственного долга. Однако консолидация данных фондов в госбюджет не сможет улучшить их финансовое положение, а защищенность соответствующих направлений и программ социальных расходов значительно снизится. Поэтому фонды социального страхования РФ должны сохранить свой внебюджетный статус. Парламент и Правительство России обязаны осуществлять контроль за состоянием бюджета, доходами и расходами этих фондов.
Важной проблемой пенсионного обеспечения в России является низкий уровень пенсий при высоком размере ставок страховых взносов в этот фонд (29%о к фонду оплаты труда). В 1996 г. средний размер пенсий был равен 35%> средней заработной платы в стране, а уровень дифференциации пенсий составлял 1:1,5. Это не отражает реальную дифференциацию заработной платы, которая в 1996 г. составляла 1:24. Финансовый дефицит не позволяет Пенсионному фонду решать одновременно две задачи: поддержание минимальных пенсий на уровне, близком к прожиточному минимуму, и обеспечение оптимальной дифференциации всех выплачиваемых пенсий. Пенсионный фонд пытался разрешить это противоречие в период высокой инфляции, используя попеременно линейную индексацию пенсий и единовременныехомпен-сационные выплаты всем пенсионерам в одинаковом или регрессивном размере. Однако эта задача становится все более трудноразрешимой в условиях сокращения объема фонда.
Главное направление пенсионной реформы в Рф связано с формированием трехуровневой системы пенсионного обеспечения, включающей базовую пенсию, трудовую (страховую) пенсию и негосударственную пенсию (выплачиваемую через профессиональное или личное пенсионное страхование). Базовая пенсия должна обеспечивать минимальные государственные гарантии социального обеспечения для всех граждан независимо от трудового стажа. Она не должна выплачиваться работающим гражданам пенсионного возраста. Трудовая (страховая) пенсия будет выплачиваться всем наемным работникам и другим лицам, подлежащим государственному пенсионному страхованию. Пенсия, связанная с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, должна выплачиваться через организацию специальной страховой системы за счет обязательных взносов работодателей. Персональные пенсии должны быть переведены в систему дополнительного профессионального пенсионного обеспечения.
Пункт, направленный на обеспечение равенства в доступе к медицинским услугам, который сокращается в последние годы, впервые исчезает из государственных счетов. Начиная с января, сообществам придется компенсировать друг другу расходы, что может затруднить прием пациентов из других регионов.
Использование Государственного фонда занятости
В национальной системе здравоохранения, которая на самом деле является суммой 17 автономных систем, уход пациентов из одной общины в другую привел к напряженности и финансовым спорам в течение многих лет. Фонд социальной сплоченности был разработан для компенсации регионам, которые помогали гражданам, которые не проживали в них, чтобы им гарантировались одинаковые возможности доступа к лечению.
Данный индекс умножается на среднюю заработную плату в период новой индексации пенсий (Wt+r) и в результате получается новый размер пенсии гражданина (РЦ1+П)) с учетом ее индексации:
Согласно концепции пенсионной реформыв будущем ставка страхового взноса наемных работников повысится и будет введен персонифицированный учет страховых платежей. Реализация программы пенсионной реформы требует 5-7 лет и связана с принятием нбвого закона РФ о государственном пенсионном страховании сформированием единой Федеральной налоговой службы в стране. В 1995 гТрвзмер Пенсионного фонда составил 4,4% ВВП.
Фонд социального страхования РФ в 1995 г. составлял около 0,9% ВВП. Он включал 88 региональных и 14 отраслевых отделений, более 500 филиалов. Более 70% средств фонда находятся в распоряжении страхователей (предприятий и организаций), социальные пособия составляют 65% его расходов. Средний уровень пособия по временной нетрудоспособности равен 80% заработной платы. Но при этом другие пособия зависят от размера минимальной заработной платы, что и определяет их низкий уровень. Например, уровень пособия по уходу за ребенком до 1,5 года равен двум минимальным заработным платам. В связи с этим предлагается приблизить его размер к утраченному заработку работавших матерей.
Другая проблема Фонда социального страхования связана с отсутствием закона, регулирующего его деятельность и функции. Проект федерального закона «О государственном социальном страховании» находится на рассмотрении в Федеральном Собрании РФ.
В проекте предусматривается, что размер страховых взносов должен устанавливаться не в форме единой ставки по стране, а дифференцированно по отраслям в зависимости от степени опасности, вреднос-ти; тяжести работ и иных условий труда, т.е. с учетом факторов профессионального риска. Предлагается также отказаться от учета продолжительности трудового стажа при определении размера пособия по временной нетрудоспособности, а выплачивать пособие за первые пять календарных дней болезни в размере 80% заработка или дохода, а за последующие дни - в размере 100% заработка или дохода (но не более 13 минимальных размеров оплаты труда).
Важная проблема данного фонда связана с его функциями в системе социального страхования, которые близки к функциям фондов обязательного медицинского страхования РФ, поскольку и все эти фонды связаны с одними и теми же видами социальных рисков - заболеваемостью и временной нетрудоспособностью - и с одинаковым типом социального страхования - страхованием здоровья. В системах социального страхования западноевропейских стран данные фонды объединены.
Раздельное существование фондов социального и медицинского страхования в России обусловлено историческими условиями развития страны и имеет негативные последствия: финансовый дефицит обязательного медицинского страхования и общественного здравоохранения, дублирование органов и рост административных расходов в системе обязательного страхования здоровья, трудности реализации единой политики социального страхования и здравоохранения.
Общие расходы фондов обязательного медицинского страхования составляют около 1% валового внутреннего продукта, или"25% государственных расходов на здравоохранение. Общие государственные расходы на здравоохранение в 1994 г. составляли в Российской Федерации 4%> ВВП, в 1996 г. они снизились до 2%. В результате становится все труднее обеспечивать конституционные гарантии населению в области здравоохранения и бесплатной медицинской помощи.
Важным направлением реформы медицинского страхования яв
ляется объединение Фонда социального страхования РФ с фондами
обязательного медицинского страхования на основе разработки обще
го закона о социальном страховании здоровья. -
Экономические проблемы российского здравоохранения связаны с переходом от его государственно-бюджетной модели организации и финансирования к бюджетно-страховой. Начиная с 1993 г., когда были образованы фонды обязательного медицинского страхования, отмеча-
ются тенденции сократить государственный бюджет здравоохранения.
Около 80% бюджетных расходов на здравоохранение должно финан
сироваться из региональных бюджетов. Однако децентрализация фи
нансирования медицинского обслуживания не привела к росту финан
совых ресурсов в этой сфере. {
Перспективы реформы здравоохранения и медицинского страхования связаны с интеграцией их государственного регулирования (в 1995 г. около 17 ведомств решали вопросы здравоохранения). Это может быть создание нового государственного органа с широкимифун-кциями регулирования социального страхования и обеспечения.,Кро-ме того, необходимо образовать единую систему государственного медицинского и социального страхования с едиными фондами и страховыми взносами. Эти организационные меры позволят снизить административные расходы в системе обязательного страхования здоровья и обеспечить более стабильные социальные гарантий населению.
Система медицинского страхования включает Федеральный фонд, региональные фонды обязательного медицинского страхования, около 1020 их филиалов и более 500 страховых медицинских организаций различных форм собственности. Было бы дешевле и надежнее осуществлять обязательное медицинское страхование через государственную систему страхования, а добровольное медицинское страхование сосредоточить в системе частных медицинских страховых компаний.
Страховые медицинские компании в РФ имеют право одновременно участвовать в обязательном медицинском страховании, которое по закону является некоммерческой деятельностью, и в добровольном медицинском страховании, являющемся разновидностью страхового бизнеса. Таким образом, экономический и правовой статус страховых медицинских компаний противоречив. Это удорожает систему обязательного медицинского страхования и делает ее менее надежной, особенно в кризисный период. Полезен опыт Республики Татарстан, в которой обязательное медицинское страхование организовано только через систему государственных страховых институтов - больничных касс, а частные страховые компании допускаются только к добровольному медицинскому страхованию. В целом в регионах России сегодня используются четыре модели организации обязательного медицинского страхования с различной степенью участия в нем страховых компаний.
Другое направление улучшения финансового положения системы обязательного медицинского страхования связано с введением страховых взносов для наемных работников, предусмотренное в законе о ме-
Единый санитарный тариф по всей Испании
Министерство здравоохранения работает над королевским указом, который регулирует управление фондами сплочения и гарантией здравоохранения, и устанавливает единую ставку по всей Испании для здравоохранения. Таким образом, операция или консультация с врачом оцениваются одинаково во всех сообществах.
Консультация с врачом первичной медико-санитарной помощи оценивается в 54 евро, но фонд гарантии помощи позволяет компенсировать 60%, поэтому на самом деле ставка составит 33 евро. Одна община заплатила бы еще 24 евро за базовый анализ крови и 27 - за подготовку к родам.
Дицинском страховании граждан России. Дефицит финансовых ресурсов обязательного медицинского страхования ведет к неполному финансированию его территориальных программ: 65% регионов России имеют уровень финансирования ниже 50%.
Существует также проблема образования цен на медицинские услуги в новой системе обязательного медицинского страхования. Опыт развитых стран показывает, что данная система не обязательно связана с установлением цен на медицинские услуги, это скорее разработка механизма возмещения расходов на медицинские услуги, носящего противозатратный характер. В качестве примера можно привести расчет перспективного бюджета стационара в системе обязательного медицинского страхования, а также определение среднедушевых медицинских расходов в системе первичной медицинской помощи - в расчете на одного прикрепленного пациента (или жителя) к семейному врачу.
Бюджет Государственного фонда занятости населения в 1996 г. был менее 0,3% ВВП; такое положение в период нарастающей безработицы является неблагоприятным. Реальная потребность в ресурсах и услугах государственной службы занятости в связи с разрывом между фактическим и регистрируемым уровнем безработицы в 3,5 раза выше, чем официальная. Уровень страховых взносов в Государственный фонд занятости увеличился за 1991-1995 гг, с 1 до 2% фонда оплаты труда, а в 1996 г. снизился до 1,5%.
Необходимо поднять его ставку и установить страховые взносы для работников, а также более активно использовать принцип капитализации доходов.
Другая финансовая проблема Государственного фонда занятости в РФ связана с корректировкой его региональных и федеральной частей. Данное соотношение составляет примерно 80:20. Однако проблема региональной безработицы в России является одной из самых острых проблем рынка труда.
В связи с этим; целесообразно установить дифференцированные соотношения региональных и федеральной частей Государственного фонда занятости в различных субъектах Федерации для более оперативного решения острых проблем региональной безработицы.
Еще одна проблема Государственного фонда занятости связана с изменением приоритетов ее политики. В 1995 г. Федеральная служба занятости трудоустроила только 34,6% безработных, а остальные получали пособия по безработице. Это очень дорогая и неэффективная политика на рынке труда. Следует переходить к активной политике занятости по примеру Швеции и других развитых стран.
В больницах ставки варьируются от 178 евро на сеансе диализа до 600 пересадки печени или 1000 трансплантации легкого. Лечение тазобедренного сустава и таза стоит 215 евро. Список включает процедуры первичной и специализированной помощи, но не чрезвычайные, которые будут по-прежнему компенсироваться регионами происхождения жертв.
Это падение государственного финансирования было наравне с растущими экономическими трудностями автономий во время кризиса, что. Такие общины, как Мадрид, получают в своих специализированных больницах много пациентов из регионов, где определенных методов лечения не существует. Фонд сплочения здоровья уже много лет служит для финансирования национальных стратегий здравоохранения, но прежде всего для оплаты лечения в национальных справочных единицах для комплексных заболеваний. Например, трансплантация детской печени проводится только в четырех испанских больницах.
Современная система социальной защиты населения включает следующие основные элементы: совокупность государственных социальных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения (категориальные социальные выплаты); традиционную форму государственного вспомоществования (социальной помощи); социальное страхование (добровольное корпоративное и обязательное государственное).
В проекте бюджета содержится дополнительное положение о том, что фонд сплочения здоровья является «внебюджетным по своей природе». Сообществу сообщается сумма, которая предназначена для ухода за пациентами из других регионов, будет выравнивать положительные и отрицательные остатки, и деньги будут внесены в счет Генерального секретариата Казначейства, который будет управляться Министерством здравоохранения. Теоретически, если автономии не предоставили суммы, правительство могло бы вычесть или сохранить суммы своего финансирования.
Предполагается, что общины наверстают упущенное, поскольку фонд сплочения теперь начнет брать на себя ответственность. Прибрежные автономии в прошлом помешали вниманию перемещенных лиц из других зон Испании. Он оставляет его в одиночестве в руках общин, чтобы они действовали так, как только могли, - добавляет он.
Под системой социальных гарантии понимается предоставление социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. Минимальный набор и уровень этих гарантий является подвижным в зависимости от конкретно-исторических условий, ресурсных возможностей общества. Эта форма социальной защиты граждан основывается на принципах налогообложения и бюджетного финансирования социальных расходов.
Правительство, по его словам, не обязывает регионы платить друг другу. В прошлом году испанская федерация редких заболеваний сообщила, что доступ к сиротским наркотикам является неравным из-за отсутствия финансирования. После почти двух лет реализации этой схемы поддержки бизнеса, которая официально направлена на повышение инвестиций и создание рабочих мест, какова ваша оценка ее эффективности?
Мари-Франс Бофилс. Доказательства, представленные нами, показывают, что не могут быть указаны результаты с точки зрения создания рабочих мест. Мотивация, выраженная этим правительством в создании этого механизма, заключалась в сопровождении компаний, которые были предметом международной конкуренции; но эта цель также не достигается, поскольку крупнейшими бенефициарами являются крупномасштабные распределительные компании, банковский сектор или сектор временной занятости. И в их случае нельзя сказать, что проблема конкурентоспособности препятствует динамике экономической активности.
К системе социальных гарантий примыкают социальные льготы, представляющие собой социальные гарантии отдельным категориям населения. Эта форма социальной защиты также характеризуется универсальностью предоставления социальных благ и услуг в пределах определенной социально-демографической группы населения (ветераны войны, инвалиды и др.) и обеспечением за счет бюджетной системы государства.
Мы знаем, что некоторые компании использовали его для лучшего удовлетворения своих требований к компенсации своих акционеров. Что касается других, то они просто получили, для самых маленьких, такие маленькие суммы, что они не создают рабочие места. Таким образом, демонстрируется, что этот тип устройства не может позволить нам исправить ситуацию. Всякий раз, когда мы обсуждаем экономическую ситуацию, мы считаем, что работа и работник слишком дороги. Кроме того, без этой динамики работы сотрудников нет богатства компаний.
По существу, мы хотим уменьшить долю богатства, предназначенного для работы. Ни при каких обстоятельствах стоимость капитала, требующая вознаграждения для инвестирования, стоимость погашения заимствований и стоимость вознаграждения акционеров. Мы не хотим видеть, как в долгосрочной перспективе они постепенно требовали долю вознаграждения, которая удушала экономическую активность и уменьшала возможности инвестиций и компенсаций сотрудников. Какие альтернативы вы рекомендуете?
Под социальным вспомоществованием (помощью) как формой социальной защиты населения понимается предоставление социальных благ и услуг социально уязвимым группам населения на основе проверки нуждаемости. В традиционном понимании объектом социального вспомоществования являются малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже черты бедности или прожиточного минимума.
Виды и источники формирования внебюджетных фондов
Нам уже приходится работать над этим вопросом стоимости капитала. Что касается корпоративного налога, его можно сделать прогрессивным, чтобы менее крупные компании, которые орошают большинство территорий и являются наиболее прибыльными, с меньшей вероятностью вносят свой вклад. Большие группы, с другой стороны, могут участвовать больше. В конце концов, государство может восстановить способность сопровождать безработных посредством обучения, дать им средства для отскока и поиска квалифицированных рабочих мест.
Социальное страхование является формой социальной защиты населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности и доходов. Особенностью социального страхования является его финансирование из внебюджетных фондов, образуемых за счет целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства.
Использование Пенсионного фонда
Публичные средства не могут быть предоставлены без надлежащей проверки их использования компаниями. Мы призываем к прозрачности. Когда мы решаем уменьшить налоги, занятость должна быть качественной, чтобы государственные средства действительно являлись стимулирующим элементом экономической деятельности. Точно так же ясно, что все это должно идти рука об руку с повышением покупательной способности сотрудников, что также способствовало бы повышению экономической активности. С другой стороны, вместо того, чтобы тратить 20% на Киса, было бы лучше вернуть их в общий банк государственного бюджета и избежать сокращения ассигнований местных и региональных властей, которые бюджет планирует уменьшить в размере 11 миллиардов евро в течение следующих трех лет.
Система социального страхования состоит из двух частей. Первая часть должна обеспечить восстановление и сохранение трудоспособности работников, включая проведение профилактических и реабилитационных мероприятий; вторая - гарантирует материальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имевших ее.
Социальное страхование существует в двух формах: обязательного и добровольного. Обязательное социальное страхование является особой разновидностью государственных социальных гарантий, обеспечиваемых через целевые внебюджетные (государственные или общественные) фонды. В случае дефицита этих фондов государство оказывает им поддержку из средств бюджета. Таким образом, оно выступает гарантом финансовой устойчивости этих фондов и реализации программ обязательного социального страхования.
Так что это экономический актив. Оставшиеся 9 миллиардов, правительство может использовать для восстановления покупательной способности сотрудников и семей. С представителями профсоюзов научных работников. Он подчеркнул, что существуют значительные ограничения для внебюджетных мер, которые следует учитывать в качестве потенциальных источников финансирования. В случае фондов ЕС конкуренция за имеющиеся средства и необходимость предоставления так называемого собственный вклад, а в случае компенсационных соглашений - их инвестиционный характер, предпочитая преимущественно экономически обоснованные проекты с высокой доходностью.
Добровольное социальное страхование строится на принципах коллективной солидарности и самопомощи при отсутствии страховой поддержки государства (государственного бюджета). Отличительными чертами этой формы социального страхования являются демократизм управления страховыми фондами, наиболее полная реализация принципа самоуправления, социальное партнерство работодателей и наемных работников, тесная зависимость страховых выплат и программ от уровня доходов страхователей. Фонды добровольного социального страхования рассматриваются не как альтернатива обязательного страхования, а как дополнение к нему. Взаимное дополнение этих фондов позволяет компенсировать недостатки одного вида страхования достоинствами другого.
Использование фондов социального и обязательного медицинского страхования
Министр Марек Бартосик подчеркнул, что полное использование компенсационных соглашений может составить почти 50 процентов увеличения внебюджетных расходов на образование. В своем выступлении также было представлено резюме ранее представленных запросов о смещении. Он также отметил, что переговоры с победителями многоцелевого тендера не были последним шансом для хороших проектов, поскольку они могли быть включены в будущие сделки со смещением или.
Смещение сделки во главе с министром Клейбером является исключительно консультативным. Министр уточнил процедуры, действующие во время переговоров по смещению и вытекающие из этого последствия. Преобразование в служение. Новая версия скоро будет доступна в Интернете, и после завершения третьего этапа проекта проект будет проходить межминистерские консультации.
Виды и источники формирования внебюджетных фондов
Формирование современной системы социального страхования в России включает создание государственных внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков, а также образование негосударственных пенсионных, страховых и других фондов Государственные внебюджетные фонды обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан в условиях рыночной экономики и включают- Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения России.
Уникальная возможность обучения
У офшорной организации есть свои сторонники и противники. Однако в современном мире он оказался постоянным местом и стал неотъемлемой частью контрактов на поставку крупных вооружений. Были аргументы в пользу того, что деньги налогоплательщиков, потраченные на закупки вооружений за рубежом, должны быть репатриированы в стране в виде принудительных офсетных операций, таких как внутренняя промышленность, открытие внешних рынков, совместное участие в проектах, имеющих важное значение для экономического развития.
Становление государственных внебюджетных фондов социального страхования в период экономических реформ обусловило сокращение роли государственного бюджета в финансировании социальных расходов. Однако финансовое положение фондов социального страхования в РФ характеризуется неустойчивостью, что связано с нестабильностью экономики России в переходный период и с проблемой сбора страховых взносов. Это порождает противоречие между растущими социальными потребностями населения (особенно в годы кризиса) и сокращением ресурсных возможностей внебюджетных фондов.
Уровень компенсации зависит от так называемого. смещения факторов и «жесткости» переговоров. Вопрос о смещении регулируется по-разному в разных странах. В законе обычно указываются области смещения смещения. Помимо развития польского оборонного потенциала, это также авиационная промышленность, внедрение передовых технологий и открытие новых экспортных рынков, передача новых технологий и организационных улучшений в Польшу, а также разработка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, развитие польских университетов и подразделений по НИОКР. новые рабочие места в Польше.
Доходы фондов зависят от ставки страховых взносов и величины фонда оплаты труда в народном хозяйстве страны, который равен произведению средней заработной платы на численность работающего населения. Оба эти показателя в годы реформ сокращаются, чему способствует также рост теневой экономики. Уровень же ставок социальных страховых взносов в последние годы оставался практически неизменным. В результате общие расходы государственных внебюджетных фондов в реальном исчислении постоянно сокращаются.
Импортеры могут обеспечить ускоренное развитие в отдельных приоритетных секторах экономики, передачу новых технологий и ноу-хау, увеличение инвестиций, продвижение отдельных секторов экономики, увеличение экспортных возможностей и увеличение занятости. Экспортеры могут расширить свои рынки, обеспечить долгосрочную стабилизацию условий торговли и повысить конкурентоспособность товаров и повысить привлекательность экспортных предложений.
Нельзя забывать, что компенсационные операции, даже если они должны стимулировать экономическое развитие страны-импортера, также могут быть причиной негативных тенденций и даже ухудшать положение компаний или даже целых отраслей экономики, что выше, чем до горизонтального технологического смещения, Практика указывает на различные типы угроз, которые могут возникать при реализации смещения.
Один из путей решения финансовых проблем этих фондов связан с ростом ставок страховых социальных платежей, однако пока не предполагается увеличивать их. Напротив, ставится цель уменьшения «налогового бремени» российских предприятий: на социальные страховые взносы уже приходится 25% их обязательных платежей. Возможно также увеличение уровня страховых взносов работников в данные фонды с 1% заработной платы (взносы в Пенсионный фонд РФ) до 3-5% заработка. Кроме того, можно увеличить уровень самофинансирования отдельных внебюджетных фондов за счет части их резервов, направляемых в инвестиционные проекты и банковские депозиты при отсутствии задолженности перед населением по социальным выплатам из этих фондов.
Рост доходов внебюджетных фондов социального страхования также зависит от уровня собираемости социальных страховых взносов с предприятий и организаций. Каждый фонд самостоятельно собирает собственные социальные платежи, что связано со многими проблемами. Поэтому Министерством по налогам и сборам предлагается передать сбор взносов ему. Это, по мнению налоговых органов, позволит сократить управленческие расходы фондов социального страхования и повысить уровень собираемости взносов. Другое предложение предусматривает образование самими фондами единой службы, которая собирала бы страховые взносы и затем распределяла их по отдельным фондам. Необходимость реорганизации системы сбора взносов в фонды социального страхования связана и с регистрацией страхователей: в государственной налоговой службе регистрируется больше налогоплательщиков, чем в фондах социального страхования.
Специалисты предлагают также включить фонды социального страхования в состав государственного бюджета, т.е. преобразовать их в целевые бюджетные фонды. Это, возможно, облегчит Правительству РФ решение текущих проблем бюджетного дефицита и государственного долга, однако консолидация данных фондов в госбюджете не сможет улучшить их финансовое положение. Напротив, возрастет вероятность образования дефицита и увеличения задолженности перед получателями пенсий и пособий.
Поэтому фонды социального страхования РФ должны сохранить внебюджетный статус. Федеральные законодательные органы и Правительство России обязаны осуществлять контроль за доходами и расходами этих фондов.
Использование Пенсионного фонда
Важной проблемой пенсионного обеспечения в России является низкий уровень пенсий при высоком размере ставок страховых взносов в этот фонд (29% к фонду оплаты труда). В годы реформ средний размер пенсий составляет 35-37% от средней заработной платы в стране, а уровень дифференциации пенсий снизился до 1:1,5. Это не отражает реальную дифференциацию заработной платы, которая составляет 1:25, и не соответствует нормативам, установленным в пенсионном законодательстве РФ.
Финансовый дефицит не позволяет Пенсионному фонду решать одновременно две задачи: поддержание минимальных пенсий на уровне прожиточного минимума и обеспечение оптимальной дифференциации выплачиваемых пенсий. Пенсионный фонд пытался разрешить это противоречие в период высокой инфляции, используя попеременно линейную индексацию пенсий и единовременные компенсационные выплаты всем пенсионерам в одинаковом или регрессивном размере. Однако решение указанных задач становится все более трудным при постоянном сокращении объема фонда.
Главное направление пенсионной реформы в РФ связано с формированием трехуровневой системы пенсионного обеспечения, включающей социальную пенсию, трудовую (страховую) пенсию и негосударственную пенсию (выплачиваемую фондами профессионального или личного пенсионного страхования).
Базовая, или социальная, пенсия должна обеспечивать минимальные государственные гарантии социального обеспечения для всех граждан независимо от трудового стажа. Она не должна выплачиваться работающим гражданам пенсионного возраста. Трудовая (страховая) пенсия будет выплачиваться всем наемным работникам и другим лицам, подлежащим обязательному пенсионному страхованию.
Пенсия, связанная с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, должна выплачиваться специальной страховой системой за счет обязательных взносов работодателей. Льготные пенсии должны быть межгосударственными и выплачиваться посредством дополнительного профессионального пенсионного страхования (обязательного или добровольного). Государственные трудовые пенсии должны основываться на распределительно-накопительных принципах с использованием индивидуальных счетов работников.
Одна из проблем пенсионного обеспечения связана с индексацией ранее назначенных пенсий. В Программе пенсионной реформы предложено индексировать пенсии ежеквартально на основе индивидуальных коэффициентов (индексов). Индивидуальный коэффициент пенсионера (IP i) равен отношению среднего заработка гражданина, на основе которого исчисляется пенсия (W it), к средней заработной плате в РФ за тот же период (W t), умноженному на полагающийся процент исчисления пенсии (К pi), определяемый в зависимости от продолжительности трудового стажа:
Данный индекс умножается на среднюю заработную плату в страж за квартал, предшествующий новой индексации пенсий [W (t + n - кв) ] и в результате получается новый размер пенсии гражданина (Р i(t + n) ) с учетом ее индексации:
Согласно Программе пенсионной реформы в будущем ставка страхового взноса наемных работников повысится, а в 2000 г. введен персонифицированный учет страховых платежей на всей территории РФ. Реализация Программы пенсионной реформы требует 10-15 лет и связана с принятием нового закона РФ об обязательном пенсионном страховании.
Использование фондов социального и обязательного медицинского страхования
Фонд социального страхования РФ составляет около 1,1% ВВП. Он включает 88 региональных и 14 отраслевых отделений, более 500 филиалов. Более 70% средств фонда находятся в распоряжении страхователей (предприятий и организаций), социальные пособия составляют 65% его расходов, средний уровень пособий по временной нетрудоспособности равен 80% заработной платы. Многие другие пособия зависят от размера минимальной заработной платы, что и определяет их низкий уровень. Важная проблема Фонда социального страхования связана с отсутствием закона, регулирующего его деятельность и функции.
Дело в том, что функции данного фонда в системе социального страхования близки к функциям фондов обязательного медицинского страхования (ОМС) РФ. Все эти фонды связаны с одними и теми же видами социальных рисков - заболеваемостью и временной нетрудоспособностью. В системах социального страхования западноевропейских стран данные фонды образуют один фонд обязательного страхования на случай болезни.
Раздельное существование фондов социального и обязательного медицинского страхования в России, вызванное историческими условиями, имеет негативные последствия: финансовый дефицит фондов обязательного медицинского страхования и расходов общественного здравоохранения, дублирование органов управления фондами и рост расходов в системе обязательного страхования здоровья, трудности реализации единой политики социального страхования и здравоохранения.
Общие расходы фондов обязательного медицинского страхования составляют менее 1% валового внутреннего продукта, или 25% государственных расходов на здравоохранение.
Образование системы независимых территориальных фондов обязательного медицинского страхования в субъектах Федерации привело к разрыву единой системы здравоохранения в стране. Граждане одного региона могут получить отказ в медицинском обслуживании на территории другого субъекта РФ. Поэтому важными направлениями реформы социального страхования являются, во-первых, объединение фондов обязательного медицинского страхования в единый общероссийский фонд и, во-вторых, объединение Фонда социального страхования РФ с единым фондом обязательного медицинского страхования РФ на основе разработки общего закона об обязательном страховании на случай болезни.
Экономические проблемы российского здравоохранения связаны с переходом от его государственно-бюджетной модели организации и финансирования к бюджетно-страховой модели. Начиная с 1993 г, когда были образованы фонды обязательного медицинского страхования, отмечается стремление сократить расходы на здравоохранение из федерального бюджета. Около 80% бюджетных расходов на здравоохранение финансируется из региональных бюджетов. Децентрализация финансирования медицинского обслуживания не привела к росту финансовых ресурсов в этой сфере. Территориальные фонды ОМС и региональные органы здравоохранения соперничают в установлении контроля над финансовыми ресурсами.
Перспективы реформы здравоохранения и медицинского страхования связаны с упорядочением их государственного регулирования. Это предполагает создание государственных органов с более широкими возможностями регулирования социального страхования и обеспечения. Такие организационные меры позволят снизить управленческие расходы в системе обязательного страхования здоровья и обеспечить более стабильные социальные гарантии населению.
Система обязательного медицинского страхования объединяет Федеральный фонд, региональные фонды ОМС, свыше 1000 их филиалов и более 500 страховых медицинских организаций различных форм собственности. Было бы дешевле и надежнее в переходный период осуществлять обязательное медицинское страхование через государственную систему страхования здоровья, а добровольное медицинское страхование сосредоточить в системе частных страховых компаний.
Страховые медицинские компании имеют право одновременно участвовать в обязательном медицинском страховании, которое по закону является некоммерческой деятельностью, и в добровольном медицинском страховании, являющемся разновидностью страхового бизнеса. Таким образом, экономический и правовой статус страховых медицинских компаний противоречив. Это удорожает систему обязательного медицинского страхования и делает ее менее надежной. В разных регионах России используются четыре модели организации обязательного медицинского страхования с различной степенью участия в нем страховых компаний. Полезен опыт Республики Татарстан, в которой обязательное медицинское страхование организовано только через систему государственных страховых институтов - больничных касс, а частные страховые компании заняты в добровольном медицинском страховании.
Другое направление стабилизации финансового положения системы обязательного медицинского страхования связано с введением страховых взносов для работников, предусмотренным в Законе о медицинском страховании. Дефицит финансовых ресурсов обязательного медицинского страхования ведет к неполному финансированию его территориальных программ.
Существенна также проблема ценообразования на медицинские услуги в новой системе обязательного медицинского страхования. Опыт развитых стран показывает, что данная система не обязательно связана с установлением тарифов на медицинские услуги Это, скорее, разработка механизма возмещения расходов на такие услуги, носящего противозатратный характер. Примерами могут служить расчеты перспективного бюджета стационара в системе обязательного медицинского страхования и среднедушевых медицинских расходов в системе первичной медицинской помощи - в расчете на одного пациента (жителя), прикрепленного к семейному врачу.
Использование Государственного фонда занятости
Бюджет Государственного фонда занятости населения в 1997 г. составлял менее 0,4% ВВП. Такое положение при нарастающей безработице является неблагоприятным. Реальная потребность в ресурсах и услугах государственной службы занятости в связи с разрывом между фактическим и регистрируемым уровнем безработицы гораздо выше, чем официальная.
Уровень страховых взносов в Государственный фонд занятости увеличился за 1991-1995 гг. с 1 до 2% фонда оплаты труда, а с 1996 г. составляет 1,5% при значительном росте масштабов безработицы. Необходимо повысить эту ставку и ввести страховые взносы для работников, а также более активно использовать бюджетные средства для финансирования программ поддержки безработных в ряде отраслей производства (например, шахтеров).
Другая проблема использования Государственного фонда занятости в РФ связана с корректировкой его региональных и федеральных частей. Это соотношение составляет примерно 80:20. Однако уровень безработицы имеет существенные региональные различия. В связи с этим целесообразно установить дифференцированные соотношения региональных и федеральной частей Государственного фонда занятости в субъектах Федерации для более оперативного решения острых проблем региональной безработицы.