История развития государственного социального страхования. социальный страхование защита пенсионный. · Профилактику социальных рисков


В истории становления и развития обязательного социального страхования в России можно выделить четыре основных этапа: возникновение социального страхования (1903 - 1917 гг.); социальное страхование после Октябрьской революции (1917 - 1933 гг.); социальное страхование и профсоюзы (1933 - 1990 гг.); социальное страхование в условиях перехода к рыночным отношениям, проблемы реформирования (1991 - настоящее время).

Более того, по крайней мере, часть населения более обеспеченных деревень не сможет не связать нищету с отсутствием напряженной работы и тем самым сделать бедную ответственность за их страдания. В таких обстоятельствах, поскольку медицинское страхование является необязательным, осуществление солидарности затруднено. Однако есть надежда, что он будет укреплен, поскольку экономическое развитие достигнет регионов и деревень и преодолеет неравенство.

Тогда может быть больше возможностей для совместного использования ресурсов. Очевидно, что удовлетворительные услуги не могут быть предоставлены, если инфраструктура здравоохранения, человеческие ресурсы и другие необходимые компоненты, такие как лекарства и лабораторные анализы, недоступны. Правительство, которое его осуществит, вскоре осознает в различных формах неповиновения, таких как отказ от участия, что медицинское страхование больше не имеет доверия со стороны населения.

Возникновение социального страхования (1903 - 1917 гг.)

Россия значительно позже многих западных стран ввела обязательное социальное страхование наемных работников. Как известно, впервые оно появилось в Германии, где за период с 1888 по 1889 годы был принят ряд законов об организации государственного социального страхования рабочих. Затем началось быстрое шествие этого института по всему миру.

Это несоответствие может быть в основном обусловлено неопределенностью поставщиков относительно влияния медицинского страхования на их доход. Это отсутствие сотрудничества было первоначально отмечено во Вьетнаме, где некоторые врачи надеялись продолжать получать взятки. Тем не менее, страховые взносы по страхованию здоровья считали, что, как только они уладили свою квоту, им больше не нужно было платить врачам. Прогнозируя эту реакцию, некоторые врачи не хотели лечить застрахованных пациентов.

В-третьих, правительства могут еще не иметь управленческого потенциала для разработки плана медицинского страхования, а затем ввести его в действие. Менеджмент медицинского страхования имеет больше шансов на успех, когда он хорошо знает свои основные принципы. Затем она может объяснить это общественности и сообщить членам, что некоторые из них, которые находятся в отличном состоянии здоровья, не всегда могут быть победителями просто потому, что им не нужны медицинское страхование. Она должна убедить ее так называемых «здоровых» членов, что когда-нибудь они могут стать жертвами серьезной болезни или несчастного случая и что они тогда полностью выиграют от страхования.

В России, как и в других странах, появлению обязательного социального страхования предшествовало создание различных страховых касс, взаимных страховых обществ, вспомогательных товариществ, а также введение личного страхования жизни. Разновидностью личного страхования было страхование от несчастных случаев на производстве. Показательна в этом отношении деятельность страхового общества «Россия», появившегося в 1888 году. Позже возникли и другие аналогичные общества. Страхование от несчастных случаев имело две формы: индивидуальную и коллективную. Во втором случае страховые общества заключали договоры с владельцами предприятий, принимая на себя выплату определенных денежных сумм рабочим, пострадавшим от несчастных случаев. Наличие подобного договора освобождало предпринимателя от гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, которая предусматривалась законодательным актом 1901 года о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников за счет работодателей, виновных в повреждении здоровья. Вопрос о гражданско-правовой ответственности работодателя при подобных обстоятельствах был особенно тщательно проработан в законе от 2 июня 1903 года «О вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев». Именно после принятия этого закона предприниматели стали активно поддерживать требования о введении государственного страхования работников с тем, чтобы снять с себя часть расходов по возмещению вреда пострадавшим. Таким образом, данный закон можно считать, в какой-то степени, предвестником государственного социального страхования в России.

Например, в китайской провинции Чжэцзян жители одного отдела не признали это долгосрочное видение медицинского страхования. Руководство хотело приманить их, значительно уменьшив взносы, надеясь, что эта модальность сделает медицинскую страховку очень интересной для них. Но он попал в очередную ловушку: сокращение взносов привело к такому уменьшению застрахованных рисков, которые, по мнению участников, уже не стоило застраховаться.

Членству способствует тот факт, что размер их заработной платы известен. Однако даже в этом случае медицинское страхование должно контролировать заработную плату своих членов. В одной провинции Вьетнама отделение банка сообщило, что всем его сотрудникам, от директора до хранителя, была выплачена национальная фиксированная минимальная заработная плата! Можно подумать, что запрошенная солидарность и уровень взносов в медицинское страхование превысили то, что население считало приемлемым, что заставило работодателей и сотрудников замаскировать реальность.

Основы обязательного социального страхования в стране были заложены принятием Третьей Государственной Думой в 1912 году законов «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих».

Первые российские законы о социальном страховании были далеки от совершенства. Они не предусматривали всех рисков утраты заработка, не охватывали наемных работников отдельных отраслей хозяйства и палых регионов страны. Пособие при нетрудоспособности назначалось в размере от половины до двух третей заработка и выплачивалось только с четвертого дня болезни. Пособие по беременности и родам выдавалось в течение шести недель работницам, проработавшим на данном предприятии не менее трех месяцев.

Вполне вероятно, что присоединение населения в сельскохозяйственном и неорганизованном секторах будет еще более сложным. Эти социальные категории имеют переменные доходы и неохотно заявляют о своих реальных доходах и регулярно вносят взносы. Вот почему медицинское страхование часто остается для них необязательным. Это означает, что для поддержания или увеличения числа застрахованных лиц необходимо проводить маркетинговые кампании. Во многих китайских ведомствах потребность в таких усилиях еще недостаточно изучена.

Пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием

Во многих сельских кооперативных медицинских системах руководство проводит кампанию по набору новых членов, но только один раз в год на один день. Те, кто обратился позднее, больше не были допущены. Эта жесткость заставила их потерять много потенциальных застрахованных. Это особенно характерно для стран, где политическая свобода отсутствует. В Китае или Вьетнаме есть места для обсуждения, и дискуссии часто очень оживленны на разных уровнях и в деревнях. Тем не менее, на самом высоком уровне власти необходимо, чтобы политические и научные дебаты были очень свободными, чтобы лучше оценивать узкие места, а также возможности.

Однако, при всей ограниченности числа застрахованных и недостаточности их обеспечения, эти законы учитывали страховые принципы, действовавшие в других Странах. Финансирование осуществлялось за счет взносов предпринимателей и работников. Страхование от несчастных случаев осуществлялось только за счет предпринимателей. Рабочими органами страхования на местах являлись больничные страховые кассы и страховые товарищества, которые существовали на предприятиях с числом рабочих не менее 200. Для обслуживания рабочих более мелких предприятий создавались кассы на кооперированных началах. Ведущая роль в организации страховых касс и в их управлении принадлежала работодателям и рабочим. До революции в России действовало несколько тысяч страховых касс. В центре эту работу проводил Совет по делам страхования рабочих, а в губерниях - Страховые присутствия.

Факторы, способствующие переходу на «социальную» схему социального страхования

С другой стороны, население может иметь особые требования к социальной защите, но ему сложно сообщить об этом правительству. Поэтому понятно, что отсутствие политических дебатов задерживает введение схемы социального медицинского страхования. Фактически, обучение на рабочем месте должно играть важную роль в создании такого режима.

Как говорит Конфуций, «это пустая трата времени, чтобы учиться, не задумываясь, а думать, не изучая урок». При прочих равных условиях способность вносить свой вклад в медицинское страхование возрастает, когда доход улучшается. Во-вторых, должно быть достаточно администрирования, с возможностью управления. Это условие, которое важно само по себе, тесно связано со структурой экономики. Важен относительный размер организованных и неорганизованных секторов. Чем больше неорганизованный сектор, тем больше административные трудности с оценкой доходов, расчета суммы взносов на активы и сбора этих взносов.

Социальное страхование после Октябрьской революции (1917-1933 г.г.)

Новые руководители страны, пришедшие к власти после Октябрьской революции 1917 года, считали, что законы Третьей Государственной думы не отвечали насущным интересам рабочих. Сразу же после революции была предпринята попытка ввести альтернативную программу социального страхования, разработанную Пражской партийной конференцией. Уже 14 ноября 1917 года опубликовано Правительственное сообщение по данному вопросу. В нем говорилось, что рабоче-крестьянское правительство немедленно приступает к изданию законов о полном социальном страховании наемных рабочих и сельской бедноты, чего не сделало прежнее правительство. Однако тут же следует отметить, что полномасштабного закона о социальном страховании так и не было принято за весь советский и последующий периоды. Принимались разрозненные декреты и постановления по отдельным видам социального страхования и обеспечения, которые часто и не всегда обоснованно пересматривались по конъюнктурным соображениям.

В-третьих, уровень солидарности в обществе, по-видимому, является существенной характеристикой. Однако объединение ресурсов становится очень сложным, когда первоначальное социальное неравенство очень заметно. Реальные политические дебаты приведут к общественному доверию к правительству и облегчат создание оперативного медицинского страхования для правительства. Поэтому важно, чтобы профсоюзы, если они существуют, имели возможность предъявить правительству свои требования к медицинскому страхованию.

С развитием общества место и роль социального страхования значительно возрастает, что обусловлено ростом разновидности и масштабности социальных рисков, усилением гуманитарных ориентиров по повышению уровня социальных гарантий в современных цивилизованных государствах

К сожалению, во многих развивающихся странах существует большой неформальный сектор, население которого, как правило, слишком дезорганизовано, чтобы правительство могло знать, в чем оно нуждается. Даже в демократиях эта категория населения в целом мало что говорит в этом вопросе, едва ли способная формировать лоббистские группы и мало защитников. В абсолютном выражении очень сложно определить порог дохода, ниже которого было бы очень трудно добиться прогресса. Страны с низким доходом, такие как Монголия, создают схему социального медицинского страхования.

Изданные вскоре после Правительственного сообщения нормативные акты о страховании на случай болезни, беременности и родам, а также безработицы не нашли своей полной реализации. Они были фактически заменены Положением о социальном обеспечении трудящихся, утвержденным декретом СНК в октябре 1918 года. Этот документ не только обозначил круг выплат, но и определял размеры пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождение ребенка, по безработице и пенсий по инвалидности. Однако в условиях гражданской войны и хозяйственной разрухи Положение не получило необходимого развития. Обеспечение трудящихся осуществлялось, в основном, в виде натурального продовольственного и вещевого довольствия.

Для этого требуется много усилий, особенно из стран с низким уровнем дохода, для создания такого режима: мы очень охотно его признаем. Но есть и благоприятные для них факторы. Экономический рост будет способствовать, при прочих равных условиях, созданию. Более того, мы предполагаем, что несколько факторов, в частности солидарность и участие, могут, по крайней мере частично, компенсировать относительную степень экономических ресурсов.

Фактор времени: что история говорит нам?

Другими словами, последовательная политическая акция, вызванная чувствами солидарности общества и реагированием на требования лучшей защиты населения, может очень хорошо продвигать систему социального медицинского страхования, несмотря на скромный уровень доходов. Требуется время для выполнения изложенных выше условий и, таким образом, достижения всеобщего охвата. В другом документе было предусмотрено, что во Вьетнаме потребуется еще тридцать пять-пятьдесят лет для достижения этой цели. Для Китая прогноз примерно такой же.

Система социального обеспечения, финансируемая, главным образом, из государственного казначейства, просуществовала до 1921 года, когда с переходом к новой экономической политике и введением хозрасчета на государственных предприятиях назрела необходимость возврата к той системе социального страхования, элементы которой были обозначены в первых декретах. Мотивировалось это тем, что в новых условиях государство не является единственным собственником промышленности и не должно нести все бремя обеспечения всех работающих по найму.

Поэтому эти прогнозы, основанные на историческом опыте разных стран, могут быть описаны как осторожные. Однако, с исторической точки зрения, их можно считать правдоподобными. Этот быстрый рост привел к созданию рабочих мест и увеличению доходов домашних хозяйств и бизнеса, а также к государственным доходам, с тем чтобы повысить вклад в медицинское страхование.

В этом конкретном случае быстрый рост доходов смог компенсировать, среди прочего, отсутствие участия, а Республика Корея имела авторитарное правительство в течение большей части вышеупомянутого периода. По прогнозам, время перехода к всеобщему охвату будет больше для Вьетнама и Китая, чем для Республики Корея. Однако речь идет о знании - и это ключевой момент - будет ли это за несколько десятилетий до того, как население этих стран будет «полностью» охвачено.

По декрету СНК от 15 ноября 1921 года «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом» материальное обеспечение трудящихся основывалось на обязательных взносах предприятий, учреждений и хозяйств, использующих труд наемных работников. Конкретные нормы обеспечения определялись отдельными постановлениями СНК. В частности, пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам устанавливались в размере фактического заработка работника. Если средств было недостаточно, то пособие по болезни могло быть сокращено до одной трети тарифной ставки. При рождении ребенка предусматривалось два вида пособия: на предметы ухода за новорожденным и на кормление ребенка до девяти месяцев в размере 25 процентов средней зарплаты. Пособие по безработице выдавалось в размере от 1/6 до 1/2 средней зарплаты с учетом квалификации и стажа работы. В этих нормативных актах подчеркивалось, что фонды социального страхования твердо бронированы и не могут быть использованы на какие-либо другие цели. К сожалению, позже данное положение было нарушено вследствие включения этих средств в государственный бюджет, а размеры обеспечения нередко изменялись в сторону их сокращения. Так, уже в 1931 году в постановлении ЦИК и СНК СССР размер пособия по временной нетрудоспособности ставится в зависимость от непрерывности стажа работы, от отрасли народного хозяйства, от членства в профсоюзе и т.п. Тем, кто проработал непрерывно на данном предприятии свыше двух лет и имея общий трудовой стаж более 8 лет, пособие выплачивалось в размере полного заработка. При меньшем стаже пособие за первые 20 дней болезни составляло три четверти заработка. Тем же, кто не состоял в профсоюзе, оно выдавалось лишь в половинном размере. Служащие также получали пособие в пониженном размере.

Можем ли мы изменить ход истории?

Рон, который привлек мое внимание к этому вопросу. . Многим, вероятно, придется подождать, прежде чем они смогут достичь идеальной комбинации: более высокие доходы, достаточный административный потенциал, более организованная экономика, меньшее неравенство и более широкое участие населения. Неужели невозможно изменить ход истории? Можно было бы быстрее увеличить количество застрахованных лиц: защищать семейное медицинское страхование и применять его на практике. Вместо того, чтобы обеспечить только работника или фермера, как это происходит во Вьетнаме и Китае, почему бы и не застраховать его семью?

Тариф по всем видам страхования составлял 28,5 процента от фонда оплаты труда. Для социального страхования по временной нетрудоспособности, материнству и детству выделялось от 6 до 9 процентов; на лечебную помощь работающим - от 5 до 7 процентов от фонда оплаты труда. Кроме обычных, тарифов существовали льготный и поощрительнокарательный, применение которых зависело от степени опасности и вредности условий производства.

Это может быть менее сложно сделать, чем вы думаете, при условии, что семейные взносы привлекательны, а медицинское обслуживание соответствует обещаниям. Как только дети или мать нуждаются в уходе, и они застрахованы, семьи будут рады медицинскому страхованию. Тем не менее, и это критика, которая сразу приходит в голову, законопроект может стать слишком обременительным для семей. Действительно, семейные взносы должны устанавливаться в соответствии с расходами на уход за семьями. Однако большинство из них уже тратит значительную долю своего дохода на здравоохранение.

В деятельности страховых органов, кроме обеспечения застрахованных денежными выплатами, вое больше внимания уделяется вопросам профилактического и социально-бытового направления (курорты, санатории, дома отдыха, профилактории, диетпитание, детские сады и ясли, молочные кухни).

В указанный период социальное страхование находилось в ведении Народного Комиссариата Труда СССР, в котором было создано Центральное управление социального страхования (Цусстрах), а позже и Союзный совет социального страхования (СССС). На среднем уровне социальное страхование осуществлялось губернскими кассами. Всю работу на местах вели страховые кассы, которые формировались профсоюзами.

Им следует объяснить, что взносы на медицинское страхование не только заменят то, что они теперь должны платить за себя, но также позволяют им лучше защищаться, если их состояние здоровья требует дорогостоящей помощи. Правительство участвует в финансировании, особенно для поддержки слабых групп и оплачивает часть своих взносов. Колумбия является одной из стран, где применяется семейный подход и где правительство продолжает совместно финансировать вклад уязвимого населения. Недавно было сделано предложение о необходимости привлечения международных доноров к финансированию осуществления медицинского страхования.

Кроме страховых касс на предприятиях, при необходимости, создавались страховые выплатные пункты и назначались страховые уполномоченные.

Необходимо отметить, что Союзный совет социального страхования обладал довольно широкими полномочиями. Он рассматривал и утверждал разработанные Цусстрахом инструкции и положения о развитии действующих законоположений, касающихся страхования отдельных категорий работников, порядка взимания страховых взносов, применения действующих тарифов к отдельным видам страхования и размеров страхового обеспечения; разъяснял законодательство о социальном страховании; устанавливал порядок хранения денежных средств органов страхования и др. Этим Советом в 1925 году был утвержден первый список профессиональных заболеваний.

До 1917 г. социальное страхование в России отражало европейские тенденции, но имело и некоторые черты, определявшиеся особенностями российской истории.

В развитии социального страхования в России можно выделить несколько периодов:

XVII-XIX вв. возникновение и развитие социального страхования как общественного института;

Вторая половина XIX в. - 1917 г. - принятие страховых законов и формирование обязательного социального страхования и его учреждений;

С 1917 г. до начала 1930-х гг. - свертывание и огосударствление социального страхования в соответствии с политической и экономической ситуацией в стране;

Начало 1930-х - 1980-е гг. - преобладание государственного социального обеспечения, передача социального страхования в ведение профсоюзов;

С начала 1990-х гг. - формирование системы социального страхования адекватного требованиям формирующейся рыночной экономики.

Зарождение добровольного пенсионного обеспечения относится ко второй половине XIX в., когда в России стали образовываться эмеритальные (пенсионные) кассы.

Эмеритальная касса - это организация, в которую человек вносил деньги и из которой через определенное время участия или по выслуге лет выплачивалась ежегодная пенсия (иногда заменяемая единовременным пособием) как самому участнику, так и членам семьи в случае смерти кормильца. Первая эмеритальная касса, устав которой впоследствии был взят за образец для пенсионных касс других учреждений, была основана при Морском ведомстве в 1858 г.

Обязательное устройство страховых касс в России восходит к 1861 г., когда был принят Закон "О вспомогательных товариществах". Эти кассы возникли при казенных заводах. В 1901 г. были приняты Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утративших трудоспособность на заводских и рудничных работах.

Наряду с развитием фабрично-заводской медицины во второй половине XIX в. в России как и в других странах Европы, получает развитие общественная система страхования ремесленников и наемных рабочих, основой которой становятся больничные кассы. К 80-м гг. XIX в. относятся первые проекты государственного социального страхования рабочих. Революция 1905 г. ускорила решение вопросов, связанных с введением обязательного социального страхования.

В 1912 г. III Государственная дума приняла пакет страховых законов: "Об утверждении присутствий по делам страхования рабочих"; "Об утверждении Совета по делам страхования рабочих"; "Об обеспечении рабочих на случай болезни"; "О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве". Общее руководство социальным страхованием в стране осуществлял Совет по делам страхования рабочих при Министерстве торговли и промышленности. В губерниях и крупных городах учреждались страховые присутствия, наблюдавшие за исполнением страховых законов. Рабочими органами на местах являлись больничные кассы и страховые товарищества. Последние объединяли в страховых целях работодателей по округам. В дореволюционной России действовало несколько тысяч страховых касс и около 10 товариществ.

Органом проведения страхования на случай болезни по закону являлась больничная касса, учреждаемая на каждом предприятии с числом рабочих не менее 200. Мелкие предприятия могли создавать общие больничные кассы. Больничная касса управлялась общим собранием, это было правление и высший исполнительный орган. Общее собрание состояло из представителей рабочих и работодателей. Последним принадлежало 2/3 от числа голосов представителей рабочих. В правлении больничной кассы владелец предприятия имел на, один голос меньше, чем представители рабочих. Средства больничных касс состояли из взносов рабочих и предпринимателей. При этом, в соответствии с законом, взносы рабочих в полтора раза превышали взносы предпринимателей. Размер взносов устанавливался общим собранием больничной кассы.

Основной функцией больничной кассы была выдача пособий в случае болезни, увечья, родов и смерти. Пособие по временной нетрудоспособности обычно выдавалось с 4-го дня заболевания, но не более 26 недель подряд в течение года или 30 недель в течение года при повторных заболеваниях и составляло для семейных рабочих от 1/2 до 1/3 заработка, а для одиноких от 1/4 до 1/2 заработка. Размер пособий устанавливался общим собранием больничной кассы, которое могло принять решение о выплате пособия с первого дня нетрудоспособности. При увечье срок выдачи пособия был меньше 13 недель. По истечении этого срока пособия выдавались страховыми товариществами, осуществляющими страхование от несчастных случаев. Пособия при родах выдавались только тем работницам, которые проработали на предприятии из менее трех месяцев, в течение двух недель до и четырех недель после родов - в размере 1/2 полного заработка.

Амбулаторное лечение и первая помощь при несчастных случаях участникам больничных касс по закону должны были обеспечиваться за счет предпринимателя, а стационарная помощь и родовспоможение - на общем основании. Помощь оказывалась при заболевании с утратой трудоспособности в течение четырех месяцев, после чего участник кассы мог получать пособие еще в течение двух месяцев.

Врачебная помощь членам семей участников больничных касс за счет владельцев не оказывалась, но больничные кассы в пределах 2/3 средств имели право организовывать для них лечебницы, чем они активно пользовались. Первая кассовая лечебница была создана в России в 1914 г. при тульских заводах. У каждого участника больничной кассы имелось удостоверение, в котором перечислялись все члены семьи, находящиеся на его иждивении. Врачи кассовых лечебниц могли работать как семейные врачи.

По закону 1912 г. больничные кассы подчинялись губернским страховым присутствиям, которые возглавлялись губернатором или градоначальником и состояли из 15 человек: 2 представителя рабочих, региональные представители предпринимателей и чиновников. Страховые присутствия подчинялись Российскому страховому совету, в состав которого входил 21 человек: 5 представителей рабочих, остальные представители предпринимателей и чиновников.

30 октября 1917 г. была объявлена программа страхования советского правительства. Был издан ряд декретов, в корне изменивших систему социального страхования: 14 ноября 1917г. - «О передаче больничным кассам лечебных учреждений»; 29 ноября - «О страховых присутствиях и страховом совете»; 11 декабря - «О страховании на случай безработицы»; 22 декабря - «О страховании на случай болезни».

В соответствии с декретами началось создание рабочей страховой медицины. Больничные кассы развернули активную деятельность, и за короткое время была создана система лечебных учреждений, где застрахованные получали квалифицированную медицинскую помощь. Рабочая страховая медицина была относительно самостоятельна, контролировалась лишь Народным комиссариатом труда в плане соблюдения законов, декретов, постановлений. Создание в июле 1918 г. Народного комиссариата здравоохранения привело к существованию двух параллельных систем здравоохранения: рабочей страховой медицины, подчиненной Народному комиссариату труда, и советской медицины, созданной на основе земской и городской медицины и подчиненной Народному комиссариату здравоохранения. В связи с этим было принято решение об объединении страховой медицины с общегосударственной: 18 февраля 1919г. Совет Народных Комиссаров принял постановление "О передаче всей лечебной части бывших больничных касс Народному комиссариату здравоохранения". Рабочая страховая медицина была ликвидирована и утверждена единая советская медицина. Одновременно проходила реформа всей системы социального страхования, которая заменялась государственной системой социального обеспечения. В 1918 г. Народным комиссариатом труда было принято Положение о социальном обеспечении трудящихся, в соответствии с которым все страховые органы ликвидировались.

Возрождение социального страхования в России началось в 1921 г. в связи с новой экономической политикой (НЭП). Появление в период НЭПа различных форм собственности на средства производства потребовало новых подходов к социальному страхованию. Постановлениями СНК 1921-1923 гг. были определены страховые взносы работодателей различных форм собственности по отдельным видам социального страхования. Устанавливались взносы на временную нетрудоспособность и другие виды обеспечения: на инвалидность, вдовство и сиротство, на безработицу и лечебную помощь. Размер страхового взноса по всем, кроме безработицы, видам страхования зависел от опасности и вредности производства. В 1922 г., например, этот взнос составлял от 21 до 28,5% по отношению к оплате труда, в которую включались все виды выплат.

Для государственных учреждений взнос был меньше, он составлял на все виды социального страхования 12% от фонда оплаты труда. Для государственных промышленных предприятий взнос на все виды страхования составлял 16% от фонда оплаты труда. Были установлены страховые тарифы трех видов: нормальный, временный и льготный, что позволяло учитывать в системе социального страхования интересы государства и реальное экономическое положение отдельных предприятий. Кроме того, с помощью прогрессивных тарифов, на 25% превышающих нормальные, и льготных тарифов, на 25% ниже нормальных, стимулировалась работа по улучшению условий труда, уменьшению опасности и вредности производства.

Установленные законом взносы на лечебную помощь передавались непосредственно органам здравоохранения: 10% Наркомздраву и 90% непосредственно губернским и местным органам - для улучшения медицинской помощи застрахованным. Страховые взносы в 1925 г. давали 1/3 средств, необходимых для медицинского обслуживания застрахованных.

После окончания периода нэпа отдельные элементы медицинского страхования продолжали существовать в советской системе социального страхования. За счет страховых средств частично финансировались санаторно-курортное лечение, отдельные виды профилактической и оздоровительной работы на промышленных предприятиях. В целом в 30-х гг. был осуществлен переход к государственной системе социального обеспечения и страхования в стране. В 1933 г. социальное страхование в СССР было передано в ведение профсоюзов, а страховые кассы ликвидированы, бюджет государственного социального страхования был консолидирован в государственный бюджет.

Данная система социального обеспечения и социального страхования существовала в бывшем СССР с начала 30-х до конца 80-х и характеризовалась высокой степенью централизации и интеграции в государственный бюджет.

Финансы социального обеспечения и социального страхования включали: государственный бюджет (расходы на социальное обеспечение); бюджет государственного социального страхования; Союзный фонд социального обеспечения колхозников; Союзный фонд социального страхования колхозников; социальные фонды государственных предприятий и колхозов. Доля государственного бюджета в общих расходах социального обеспечения и страхования в течение последних 15 лет составляла 95%.

Недостатками этой системы были отсутствие четкой специализации и перекрестное финансирование между фондами.

В течение последних 30 лет в бывшем Советском Союзе численность и доля населения, получающего пенсии и социальные пособия, постоянно увеличивалась - с 10,1% в 1960 г. до 16,9 в 1970 г. и 18,8% в 1980 г., достигнув 20,4% в 1987 г. Это явилось причиной роста доли расходов на социальное обеспечение в национальном доходе страны: с 6,8% в 1960 г. до 7,9 в 1970 г., 10,1 в 1980 г. и 11,8% в 1987 г. Потребовалось увеличение взносов на социальное страхование (максимального значения тарифов) с 9,0% в 1970 г. до 14,4%) в 1982 г. и до 30% к концу 1990 г. Уровень социальных платежей был дифференцирован по 30 отраслям народного хозяйства, в зависимости от уровня их рентабельности, без учета уровня социальных и профессиональных рисков.

Социально-экономические условия реформы. Переход Российской Федерации от "государственного социализма" к рыночной экономике начался в сложных условиях. Дезинтеграция бывшего Советского Союза в 1991 г. повлекла за собой разрыв экономических связей между бывшими республиками, и рост иммиграции из новых государств в Россию.

Не преодолены кризис неплатежеспособности российских предприятий и бюджетный кризис, В середине 1995 г. объем неплатежей промышленности достиг 250 трлн. руб., или 6% валового внутреннего продукта. Дефицит федерального бюджета в 1992-1993 гг., составлял более 20%, в 1994 г. - 10,4%, в 1995 г. - около 8% валового внутреннего продукта. Общий дефицит финансового баланса Российской Федерации (включая госбюджет и государственные внебюджетные фонды) достиг 9,9% валового внутреннего продукта в 1994 г. и около 7,3% валового внутреннего продукта в 1995 г. Финансовый кризис в промышленности и на кредитном рынке, бюджетный дефицит и рост государственного долга вызывают финансовые проблемы в социальной сфере. Начиная с 1992 г. уровень финансирования социальной сферы из государственного бюджета составляет от 40 до 70% от потребностей. Продолжается социально-демографический кризис: депопуляция, рост нищеты, безработицы, заболеваемости и смертности. Численность населения России в 1993 г. в сравнении с 1992 г. сократилась на 300 тыс. человек в 1994 г. - на 920 тыс. человек, в 1995 г. - на 435 тыс. человек. Средняя продолжительность жизни в России сократилась с 69,2 лет в 1990 г. до 69,0 лет в 1991 г., 67,9 лет в 1992 г., с 66 лет в 1993 г. до 64-х в 1994-1995 гг. Уровень смертности возрос до 15,6 промилле в 199? г.

Либерализация цен в 1992 г. вызвала открытую инфляцию с высоким ростом уровня потребительских цен. В результате реальные доходы большинства населения сократились, и только 10% граждан живут сегодня лучше прежнего. Более 1/3 населения живет за чертой бедности, 10% - за чертой нищеты (физиологического минимума). Неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка вызвала рост инфекционной заболеваемости (дизентерия, туберкулез, дифтерия, тиф, сифилис). Впервые за последние 25 лет в России имели место эпидемии дифтерии и холеры. Переход к рыночной экономике в условиях спада производства и структурных реформ вызвал появление открытой безработицы место "всеобщей занятости" в условиях "государственного социализма".

Проблемы безработицы становятся все более актуальными. В 1991 г. было зарегистрировано 62 тыс. безработных, в 1992 г.

578 тыс., в 1993 г. - 836 тыс., в 1994 г. - 1,7 млн., в 1995 г. - 2,4 млн.

Человек. Но реальный уровень безработицы гораздо выше: в 1992 г. -

3,6 млн., в 1993 г. - 4,1 млн. человек. К концу 1994 г. уровень полной

Безработицы достиг 5.3 млн. человек, или 7,3% активного населения, к

Началу 1996 г. - 6,5 млн. человек. В некоторых регионах России уровень

Безработицы составляет более 15%. Кроме того, частичная безработица возросла к концу 1994 г. до 5 млн. человек Бабич А., Егоров Е. и др. Социальное страхование в России и за рубежом. - М.: РАГС,1998. -254с.

Положение на российском рынке труда усложняется из-за массовой иммиграции из бывших союзных республик. В течение 1993-1996 гг. число вынужденных иммигрантов в Российскую Федерацию составило 4,4 млн. человек. Таким образом, экономические и социально-политические условия осуществления рыночных реформ неблагоприятны.

Главные задачи включают, помимо достижения экономической стабилизации, сокращение уровня инфляции и бюджетного дефицита, необходимость установления социального мира и стабильности в стране на основе создания новой системы социальной защиты населения при обеспечении минимальных социальных гарантий всем гражданам.

Главные направления социальной политики: формирование системы социальной защиты населения, в том числе создание минимальных социальных гарантий (зарплата, пенсии, социальные пособия и услуги); реформирование социального обеспечения на принципах социального страхования и социальной помощи; формирование трехуровневой пенсионной системы (государственная социальная пенсия, государственная трудовая пенсия и частная пенсия); реформирование государственного социального страхования на принципах единства в обеспечении минимальных страховых социальных гарантий, дополняемых негосударственным социальным страхованием. В области занятости были сформулированы задачи осуществления активной политики занятости в переходный период. В области здравоохранения давалось направление на сочетание мер социальной профилактики с переходом к медицинскому страхованию граждан России.

Реализация "Основных принципов и направлений социальной политики..." предполагала разработку целевых социальных программ: поддержки занятости, социального страхования, здравоохранения, социальной помощи и др.

В 1993 г. была утверждена программа "Развитие реформ, и стабилизация российской экономики на 1993-1996 гг.". В области реформ социальной защиты населения данная программа ставила следующие задачи:

Ускорение формирования законодательства в области социальной защиты населения;

Улучшение соотношения между уровнем пенсий, социальных пособий и прожиточного минимума;

Реализация пенсионной реформы для повышения эффективности пенсионного обеспечения;

Формирование региональных систем образования и переподготовки безработных граждан в структуре федеральной службы занятости;

Разграничение между, видами социальной помощи: отделение

Тех, которые связаны с бедностью, от других: введение единого пособия по малообеспеченности вместо ряда социальных выплат;

Определение и законодательное установление объема социальных услуг, гарантируемого государством населению на бесплатной и льготной основе.

В области здравоохранения: улучшение санитарно-эпидемиологической и экологической ситуации в стране, обеспечение населения и медицинских учреждений медикаментами по доступным ценам, приоритет финансирования программ социальной и медицинской профилактики. Переход к обязательному медицинскому страхованию планировался в программе в течение двух-трех лет, по мере готовности регионов.

Вопросы социальной политики являются совместной компетенцией Федерации и ее субъектов. Важнейшая цель государственной социальной политики - стабилизация жизненного уровня российских граждан. Общий объем государственных социальных расходов (бюджетных и внебюджетных) в 1994 г. составлял 18% ВВП.

Социальное страхование занимает ведущее место в системе защиты населения. На его долю в развитых странах приходится 60-70% всех расходов, приходящихся на социальную защиту и 15-20% ВВП.

В России, по данным В. Д. Ройка, доля обязательного социального страхования, осуществляемого через внебюджетные фонды, составляет около 45% затрат на социальную защиту и 8% ВВП. Это обусловлено тем, что обязательное социальное страхование охватывает все население (обязательное медицинское страхование) или большие по численности категории граждан.

Что следует понимать под социальным страхованием?

В Законе от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ (в ред. от 05. 03.04 г. № 10-ФЗ) «Об основах обязательного социального страхования» (ч. 3 ст. 1) дано определение социального страхования. Оно сформулировано следующим образом: «Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному страхованию».

Данное определение обязательного социального страхования заключает в себе два важных положительных свойства в сравнении с рассмотренными выше трактованными этого понятия. Во-первых, оно распространяет социальное страхование и на неработающих граждан. Во-вторых, четко определена целевая направленность этой формы социального страхования. Сущность социального страхования выражается в определенных общественных отношениях, регулирующийся нормами права.

Социальное страхование представляет собой совокупность регулируемых законодательством и договорами страхования отношений между гражданами – застрахованными лицами (выгодоприобретателями), страхователями (физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями) и страховщиками (государственными организациями, коммерческими страховыми компаниями, обществами взаимного страхования) по поводу страховой защиты имущественных интересов застрахованных лиц, сохранения, восстановления или улучшения их материального и социального положения, которые могут ухудшаться в связи с наступлением определенных законом и/или договором страхования событий (страховых случаев) за счет фондов денежных средств, формируемых страховщиками из уплачиваемых страхователями страховых взносов (страховых премий).

Предметом социального страхования является социальное положение, материальный уровень и качество жизни граждан. Предмет социального страхования включает комплекс трудовых и социальных отно­шений по поводу социальной защиты работников и членов их семей в случае наступле­ния для них массовых социальных рисков утраты трудоспособности и/или места работы. Являясь наукой, социальное страхование разрабатывает категории (понятийный аппа­рат) и принципы построения своих экономических, социальных и правовых механизмов.

В круг задач научной дисциплины «социальное страхование» входят:

Получение объективных знаний о способах, качестве и уровне социальной защиты работников и членов их семей;

Формирование ценностных ориентиров в области организации солидарной взаимо­помощи людей труда, т.е. знаний о механизмах социальной поддержки друг друга в трудных жизненных обстоятельствах.

Целью социального страхования является защита имущественных интересов, сохранение, восстановление или улучшение социального положения и/или материального уровня и качества жизни граждан, ухудшающихся вследствие страховых случаев как проявившихся в действительности социальных рисков.

Объектами социального страхования являются имущественные интересы граждан – застрахованных лиц, которые защищаются в связи я наступлением страховых случаев, в том числе путем возмещения или компенсации им причиненного таким случаем вреда либо оплаты или предоставления разного рода услуг в натуральной форме, обеспечивающих сохранение, восстановление или улучшение социального положения, материального уровня и качества жизни.

В основе социального страхования лежат следующие принципы, которые определяют его эффективность, возможность адаптации к экономическим изменениям и подконтрольность:

Социальное страхование является обязательным для всех граждан и регулируется государством;

Обязанность по уплате взносов на социальное страхование несут совместно работники и работодатели с привлечением при необходимости финансовых средств государства;

Размер фондов социального страхования соответствует той степени защиты, которая необходима населению, исходя из установленных общественных стандартов уровня и качества жизни;

Социальные выплаты определяются размерами, сроками и другими условиями уплаты страховых взносов;

Право на получение социальных выплат определяется фактами уплаты взносов и наступления социального риска без дополнительной проверки нуждаемости в доходе.

Обязательное социальное страхование включает:

1.Централизованно организованную, осуществляемую и контролируемую государством форму обязательного социального страхования;

2. Децентрализованную форму обязательного социального страхования, организованную и осуществляемую в соответствии с федеральными законами указанными в них в качестве страхователей лицами. Рассматриваемые организационно-правовые формы социального страхования имеют не только указанные выше общие свойства, но и свои особенности.

Во-первых, централизованной формой обязательного социального страхования охватывается все население или очень большие массы населения. По видам децентрализованной формы подлежит обязательному социальному страхованию жизнь и здоровье значительных по численности категорий лиц в основном опасных профессий, а также пассажиров на междугородных перевозках всеми видами транспорта.

Во-вторых, при обязательных видах социального страхования страхователи, категории подлежащих страхованию граждан, социальные риски, страховые суммы, условия и сроки социально-страховой защиты, страховые тарифы и размеры социально-страхового обеспечения устанавливаются законом.