Если не подписывать протокол гибдд. Отказ от подписи протокола

Существует представление о том, что отказ от объяснений в протоколе или на отдельном листе означает несогласие с обвинением. Это глубокое заблуждение! Отказ от письменных объяснений (то есть - молчание) чаще всего расценивается как... знак согласия. Более того, в случае управления автомобилем в нетрезвом состоянии отказ от письменных объяснений нередко рассматривается (вопреки, разумеется, нормам права) как признак крайней степени опьянения, при которой водитель даже не сумел попасть авторучкой в протокол... Поэтому, если обвинение в нарушении ПДД представляется вам несостоятельным, не отказывайтесь от изложения своей точки зрения в протоколе или на отдельном листе. Если же нечего сказать по существу, пишите коротко: «Не согласен! Требую рассмотреть дело в присутствии защитника». Позже разберетесь - с чем же вы не были согласны...

И обязательно подписывайте протокол в его предпоследней графе «Подпись лица, в отношении которого возбуждено дело...», ибо опасаться нечего: сама подпись не означает признания вами вины.

Не отказывайтесь от подписи и в той части протокола, которая гласит, что вам в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ разъяснены ваши права и обязанности (знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, пользоваться помощью защитника...), а также о том, что с протоколом вы ознакомлены и его копию получили. Но и то - лишь в случае, если перечисленное выше было сделано. Если же инспектор не разъяснил вам ваши права или, разъяснив, в нарушение требований статьи 28.2.4 КоАП РФ не дал ознакомиться с протоколом, прежде чем подписать четвертую строчку снизу, вычеркните то, чего на самом деле не было. Это как в бухгалтерии: получил зарплату - расписался. Не получил - отставил ведомость девственно чистой.

Имейте в виду: если инспектор ДПС при составлении протокола не указал в нем, что вы от подписи в протоколе отказываетесь, то (как сказал Верховный Суд РФ, утвердив Обзор судебной практики за 4 квартал 2005 года) сей документ судья обязан возвратить в ГАИ.

Не поддавайтесь на провокацию: никогда и ничего не пишите в своих объяснениях под диктовку инспектора. Нередко, составляя протокол, сотрудники ДПС ласково просят чистосердечно в чем нибудь признаться в обмен на мягкое наказание. Помните, что по серьезным правонарушениям (проезд железнодорожного переезда на запрещающий сигнал, выезд на встречную полосу и т.п.) обещание помиловать дает один - рядовой сотрудник ДПС, а казнит совсем другой - судья. И крестьянин помещику - не указ.

Имейте в виду, что вы вовсе не обязаны отвечать на вопрос инспектора ДПС о месте вашей работы. Ведь нередко упомянутая вслух высокооплачиваемая должность в солидной компании возбуждает у инспектора ДПС интерес вовсе не к безопасности дорожного движения. Более того, если в протоколе с ваших слов будет указано место работы, сотрудник ГИБДД в случае вашего отказа добровольно оплатить штраф направит исполнительный лист в вашу бухгалтерию, которая обязана будет вычесть сумму штрафа из вашей зарплаты. Удержанный из зарплаты стольник, может быть, окажется для вас не великой потерей. Но мнение хорошенькой бухгалтерши Люси о вас может резко подорваться.

При составлении инспектором ДПС протокола не говорите ему о его ошибках. Не подсказывайте, что в соответствии со статьей 28.2 Кодекса в протоколе обязательно указываются дата и место его составления, его должность и фамилия, сведения о вас, данные о свидетелях (если таковые имеются), место, время совершения и суть правонарушения, а также статья кодекса, предусматривающая ответственность. Помните, что протокол, составленный с нарушением требований этой статьи, как доказательство, полученное с нарушением закона, может быть признан не имеющим юридической силы и в соответствии со статьей 26.2.3 КоАП РФ не сможет быть использован как доказательство вашей вины.

Стало быть, позволив инспектору кое-как сварганить сию грамоту, вы лишите своего обвинителя зачастую единственного имеющегося у него доказательства вашего нарушения в виде этого протокола...

Не забывайте, что томить вас часами в ожидании составления протокола инспектор ДПС права не имеет: об этом говорит и «Наставление по работе ДПС», утвержденное приказом министра №297, и КоАП РФ. Сие обстоятельство подтвердил, в частности, и суд города Кондопоги: судья установил, что инспектор ДПС, оформлявший нарушение, вспоминал «правила написания букв и цифр» и сочинял протокол аж целых полчаса! Рассвирепевший судья в своем решении указал, что «в соответствии со статьей 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении должен быть составлен немедленно после выявления правонарушения». А если учесть, что при заполнении протокола инспектор должен нарисовать не более 30 слов (на что требуется несколько минут), то получасовая процедура оформления документа тоже является незаконной!

Это значит, что вы можете не только спокойно сидеть за рулем автомобиля в ожидании приготовления протокола и поднесения его на блюдечке, но и демонстративно запускать секундомер.

Не забывайте брать копию протокола! В противном случае, не имея ее, вы не будете знать, кто и в чем вас обвиняет, на кого и по какому поводу жаловаться. Равно как - куда являться на рассмотрение дела и где искать свое водительское удостоверение.

Не указывайте инспектору и на то обстоятельство, что он, составив протокол за нарушение вами ПДД, не вправе самолично рассматривать дело и здесь же, прямо на дороге наказывать предупреждением или штрафом, потому что один и тот же инспектор ДПС не может быть многоликим Шивой: обнаруживать факт нарушения ПДД, составлять протокол, привлекать свидетелей, оценивать личность нарушителя, устанавливать смягчающие или отягчающие вину обстоятельства, оценивать доказательства вины и «приговаривать» водителя к наказанию. То есть выступать сразу же в нескольких лицах: быть и опером, и следователем, и судьей, и прокурором, и экспертом, и «начальником колонии строгого режима». Ведь если инспектор ДПС выступает в качестве обвинителя, он не может адекватно, непредвзято оценивать личность нарушителя и назначать справедливое наказание. Не заинтересован он выяснять и смягчающие обстоятельства, ибо их выявление - не дай бог! - развалит так славно начавшееся дело! Не в состоянии инспектор ДПС объективно оценивать и доказательства виновности водителя, ибо эти самые доказательства он добывает и оценивает сам!

Но сами помните, что рассматривать дело о нарушении ПДД должен другой сотрудник ГИБДД - пусть даже стоящий рядом! И именно ему (или другому, скажем, восседающему в группе разбора), как третейскому судье, взявшемуся разрешить конфликт, предстоит оценивать и личность нарушителя, и доказательства вины, добытые его коллегой. Ведь статья 24.1 КоАП РФ требует объективного рассмотрения административных дел!

Понятно, что независимость другого сотрудника ГИБДД при совершении экзекуции тоже весьма сомнительна, ибо и тот, и другой моются в одной бане. И все же при таком распределении полномочий возникает некая надежда на беспристрастность «судейства».

Помните, что по Кодексу инспектор ДПС имеет право задержать у вас водительское удостоверение лишь в тех случаях, если вы совершили грубое правонарушение (управляли в нетрезвом виде, превысили скорость более чем на 60 километров в час, отказались от медосвидетельствования, выехали на встречную и т.п.), то есть совершили деяние, за которое предусмотрено лишение права управления.

В этом случае инспектор взамен изъятого водительского удостоверения обязан выдать вам... не соответствующий венской конвенции о дорожном движении (исключительно российское изобретение - права управления еще не лишили, но уже лишили права передвижения у тетки на Украине), именуемый «временное разрешение», обязан будет выдать вам взамен изъятых «прав» временное разрешение на право управления с максимальным сроком действия два месяца.

В дальнейшем, если суд не уложится в предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок рассмотрения (дело, например, долго колесило по стране, прежде чем с места нарушения попало к месту рассмотрения), вам придется кланяться судье и просить продлить «времянку» - при каждом обращении на срок до одного месяца. На больший нельзя. Не предусмотрено.

Что совсем малоприятно: судья, пребывающий в дурном расположении духа, может продлить только на день, на два... Ибо в Кодексе сказано «не более, чем», но ничего не сказано про «менее».

Что весьма приятно: после вступления в законную силу решения по делу вовсе не следует очертя голову бежать в ГАИ и сдавать «охранную грамоту», ибо по окончании срока ее действия она автоматически становится никчемной бумажкой, пригодной лишь для самокрутки.

Кстати, в учебники арифметики для второго класса теперь смело можно включать новую задачку типа: дядя Вася продлевал временное разрешение пять раз. При этом он совершил десять поездок: из пункта А в пункт Б и обратно. Ежемесячно таких дядь в городе Н. возникает больше трех тысяч. Сколько лишних экскурсий по городу для его жителей придумали депутаты и когда этот город окончательно встанет? (Правильный ответ ищи на дороге).

Если вы не будете оспаривать свою вину, а совершенное вами правонарушение не потянет на лишение, инспектор не обязан будет составлять протокол. В этом случае он сразу же наградит вас постановлением - квитанцией с указанием суммы штрафа, которую вы должны будете заплатить. При назначении наказания в виде штрафа он должен будет учитывать характер содеянного вами, вашу личность и смягчающие вашу вину обстоятельства и выбрать сумму штрафа, исходя из предусмотренной КоАП РФ вилки - от и до... При этом ему с недавних пор дано право независимо от должности и звания (если дело не подведомственно исключительно суду) прямо на дороге награждать постановлением с любой (предусмотреной Кодексом) суммой штрафа.

А вот получив из рук инспектора свои документы, внимательно изучите водительское удостоверение: если вы оказались победителем, не исключено, что на вашей фотографии в «правах» появились характерные метки - проколотые булавкой глаза или точки, нанесенные на портрет авторучкой.

Милицейская «азбука Морзе» четко выстроена: каждая отметина означает что-то свое. Вы, например, разнузданный скандалист, тихий жалобщик, человек, склонный к даче взяток, провокатор или беспредельщик. В любом случае, всякий гаишник Российской Федерации, глядя на отметину, точно знает, кто перед ним.

Поскольку такие художества принимают уже всероссийский масштаб, гаишные начальники во избежание скандалов периодически издают циркуляр, которым требуют у подчиненых «при изъятии водительского удостоверения проверять его состояние и указывать в протоколе на отсутствие видимых повреждений». Если же инспектор ДПС проигнорировал завещание своих генералов, вы можете сами написать в протоколе (в графе «Объяснение...»), что водительское удостоверение сдаете девственно чистым, даже не засиженным мухами.

Ну, а уж если прозевали момент нанесения на ваше тело татурировок, немедленно поменяйте удостоверение в ГАИ на новое вследствие порчи. Затраты на получение дубликата в любом случае будут меньше, чем стоимость восстановления нервной системы, подорванной в результате вашего превращения в дежурную мишень.

У малоопытных водителей часто возникают проблемы общения с сотрудниками ГИБДД. Отсутствие юридической грамотности зачастую приводит к усугублению последствий нарушений и даже становится причиной административного наказания при отсутствии вины. В среде водителей много советчиков, но не все они являются юридически подкованными. Каждый автовладелец должен знать, как нужно вести себя в спорных ситуациях на дороге. Существует специальная литература, которую нужно прочесть, а некоторые книги желательно возить с собой, например, Правила дорожного движения, КоАП РФ, Автоадвокат и т.д. Однако ключевые моменты поведения нужно запомнить раз и навсегда.

Одним из таких моментов является подпись административного протокола. Этот документ составляется инспектором и фиксирует то или иное нарушение, в т.ч. и при ДТП. Лицо, на которое составляется протокол, должно ознакомиться с его содержимым и подписать, чем удостоверить факт ознакомления. Отказываться от подписи протокола не имеет смысла , поскольку в таком случае факт присутствия на месте нарушителя и выписка протокола фиксируется самим инспектором и двумя свидетелями.

Водители с небольшим юридическим опытом зачастую отказываются подписывать протокол, чем только вредят себе. Тем самым они не только демонстрируют свою юридическую безграмотность, но и осложняют последующее оспаривание нарушения. Решения ГИБДД в соответствие с КоАП может быть обжаловано в суде. При этом подпись протокола ни в коем случае не является признанием вины. К слову, пометка «не согласен», по сути, не несет нарушителю никаких юридических преференций равно как и негативных последствий. Если водитель обжалует протокол в суде, то уже этим действием он демонстрирует свое несогласие.

Если водитель усматривает в протоколе явные несоответствия со своим видением нарушения (ДТП), то у него есть право приложить к протоколу пояснительную записку. Объем этой записки законом не ограничен, однако писать ее придется на месте инцидента. Подписывая протокол, нужно указать объем пояснительной записки (количество страниц/листов). В такой записке имеет смысл указывать только то, что может пригодиться при обжаловании факта нарушения в суде. Юридический «вес» данного приложения будет зависеть от грамотности его составления. В нем нужно отразить суть претензии, привести факты (лучше со ссылкой на фото или видеорегистрацию), внести данные свидетелей. Для составления дополнений к протоколу водитель может вызвать своего доверенного адвоката - это его конституционное право.

Подписью протокола (постановления по делу) водитель удостоверяет свое ознакомление с его содержанием, получение на руки копий, прикрепление объяснений или претензий. Отказ от подписи протокола, как известно из судебной практики, не дает водителю никаких юридических преимуществ, а только осложняет обжалование.

Звонит мне водитель и рассказывает следующую историю…

«Начал обгон, знака и разметки не видел. Остановил экипаж ГИБДД, составили протокол и схему, от подписи отказался и написал что ПДД не нарушал . Пусть теперь докажут, что я виноват!». На самом деле водитель сделал хуже только себе… Отказ от подписи не создает проблем сотруднику ДПС:

Теперь по существу данного вопроса «Подписывать протокол,схему и другие документы или нет»?

Исключительно подписывать все документы с которыми вы ознакомились , также важно сделать отметку согласны Вы с данным документом или нет .

Если документ составляется в единичном экземпляре (схема АПН), то Вы должны:

  • внимательно ознакомиться с ним, если есть вопросы уточняйте у инспектора ГИБДД;
  • если согласны то написать «с вышеизложенным согласен» и сделать фотографию документа;
  • если не согласны «с вышеизложенным не согласен, документ составлен с нарушениями» это процедура несогласия относится ко всем процессуальным документам — схема, протокол и т.д.


Почему необходимо ставить отмету «не согласен» и производить фотофиксацию документов?

  • В суде или на разборе ГИБДД Ваша подпись формально будет говорить о согласии, вроде как по умолчанию, подписал, значит согласен. Переубедить сотрудника ГИБДД или суд в обратном будет проблематично или невозможно.
  • Если не сфотографировать схему, то ничего не мешает инспектору в неё внести корректировки: знак, разметка, расположение машин и многое другое. Таких случаев очень много, когда схема изменяется лично инспектором, чтобы покрыть чью-то вину, а на Вас возложить ремонт машины и штрафы.

В случае, если Вы обнаружили изменения в документах (которые Вы зафиксировали) о которых официально Вас не уведомляли, то я рекомендую данный документ исключить через ходатайство. Образцы ходатайств можно скачать .

Хочу отметить страшную ошибку водителей — доверился инспектору ГИБДД и подписал пустой бланк протокола или постановления.

Уважаемые водители, в 99.9% инспектору ГИБДД всё равно что с Вами будет дальше, как вы оплатите штраф, чем кормить семью и т.д. Их задача, сделать план и получить свои заветные деньги. К большому сожалению, сотрудники ДПС, которые просят подписать пустые бланки — это РАЗВОД!

В своих видеокурсах раскрыты почти все проблемы общения с сотрудниками ГИБДД.