Речевой материал для взрослых. Автоматизация звуков.Речевой материал для закрепления поставленных звуков. Упражнение «Рассерженная муха»

Речевой материал в заданиях традиционно разделён в зависимости от позиции автоматизируемого звука в слове. Задания могут быть использованы при развитии фонематического слуха и расширения словарного запаса дошкольников. При отсутствии у ребёнка звуков [С], [Ш] , [Л] и других, не рекомендуется произносить слова с этими звуками. В практической деятельности учителя-логопеды могут варьировать порядок заданий.

Занятие 1.

1. Повтори слоги:

РА-РА-РА
РУ-РУ-РУ

РО-РО-РО
РЫ-РЫ-РЫ

РА-РО-РУ
РО-РЫ-РА

РЫ-РУ-РА
РУ-РА-РО

2. Повтори слова:


4. «Запомни - повтори»:

6. Повтори предложения:

Занятие 2.

1. Повтори слоги:

АР-АР-АР
УР-УРУР
ИР-ИР-ИР
ОР-ОР-ОР
ЫР-ЫР-ЫР
ЯР-ЯР-ЯР
АР-ОР-УР
ОР-ЯР-ИР
ИР-АР-ОР
УР-ЫР-АР

2. Повтори слова:

4. Повтори чистоговорки:

5. Повторите словосочетания:

6. Заучи скороговорку:

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.


Занятие 3.

1. Повтори слова:

Гора
Дыра
Ура
Нора
Кора
Пора
Ира

тара
пара
фара
гитара
Вера
Кира
Юра

конура
контора
игра
фанера
пантера
детвора
жара

баран
варан
буран
пират
парад
карат
Марат

ворона
корона
порог
творог
урок
горох
народ

город
воробей
хоровод
пароход
герой
дорога
ворота

перо
озеро
бюро
ведро
утро
ядро
бедро

2. Повтори чистоговорки:

4. Повтори словосочетания:



6. Заучи скороговорку:

Тарара-тарара - поднимайся, детвора!
Тарара-тарара - в детский сад идти пора!
Туруру-туруру - поднимаем детвору.
Тырыры-тырыры - нету дома детворы.

Занятие 4.

1. Повтори слова:

Барабан
Таракан
Караван
Ураган

муравей
каравай
веранда
баранка

воротник
огород
бородавки
порода
поросёнок
хворост
паровоз
боровик
пирамида
мороз
корона
гороскоп

2. Договори последний слог:

«РЫ»
Мото…, забо…, набо…, помидо…, самова…, узо…, мунди…, ша…, па….

«РА»
Но..., го…, па…, иг…, детво..., жа…, Ю…, И…, кону…, фа…, панте….

3. Повтори чистоговорки:

4. Повтори предложения:

Маруся собирает помидоры.
Рома собирает горох.
Дорога ведёт в город.
У Раи новый сарафан.
Тамара печёт пирог.
Юра не боится мороза.
Корова идёт в сарай.
Ворона клюёт кукурузу.
Роме купили гитару.
Буратино идёт на урок.
На пароходе много детворы.

5. Заучи скороговорку:

Рано, рано, поутру
Скачет рыжий кенгуру.


Занятие 5.

1. Повтори слоги:

3. Повтори словосочетания:

4. «Назови ласково»

2. Повтори слова:

3. Повтори слоги и слова:

БРА-БРА - брак
БРА-БРА - браво
БРА-БРА - брать
БРА-БРА - брат
БРА-БРА - брань
БРА-БРА - кобра
БРА-БРА - зебра

БРО-БРО - брови
БРО-БРО - бросать
БРО-БРО - брод
БРО-БРО - бродить
БРО-БРО - бросок
БРО-БРО - бронза
БРО-БРО - бронхит

БРУ-БРУ - брус
БРУ-БРУ - брусок
БРУ-БРУ - брусника

БРЫ-БРЫ - брысь
БРЫ-БРЫ - брызги
БРЫ-БРЫ - брынза
БРЫ-БРЫ - бобры

4. Повтори фразы:

5. Заучи скороговорку:

Все бобры добры для своих бобрят.


Занятие 7.

1. Повтори слоги:

3. Повтори цепочку слов:

4. Измени слова по образцу:

Гранат - гранатовый
Груша - грушевый
громкость - громкий
грубость - грубый
груз - грузовой
группа - групповой

5. Повтори предложения:

Грузить груши в грузовик.
Громко грохочет гром.
В небе гром и грохот.
Грызуны грызут огрызок.
На градуснике пять градусов.
Громко грузят груз.
На границе прочная ограда.
В графине грушевый сироп.
Наградить грамотой и наградой.
В группе громкий смех.
Купить гранатовый браслет.

6. Заучи скороговорку:

В небе гром, гроза,
Закрывай глаза.
Грома нет, трава блестит.
В небе радуга стоит.


Занятие 8.

1.Повтори слоги:

3. «Назови ласково»

4. Повтори словосочетания:

5. Заучи скороговорку:

Красной краскою Егор
Красит крышу и забор.

Занятие 9.

1. Повтори слова (слова содержат два звука Р):

Рупор
Радар
Гарнир
Турнир
Гонорар
Фарфор

фермер
Аврора
характер
трактор
пробор
рапорт

прорубь
гардероб
ярмарка
тараторка
мрамор
квартира

маркер
партнёр
курорт
хирург
пробирка
программа

аэропорт
аэродром
бутерброд
круговорот
термометр
оркестр

Разрыв
Разруха
Разгром
Размер
Разговор

раскраска
раствор
конструктор
трансформер
скороговорка
простор
скороварка
пароварка
проигрыш
супермаркет
инструктор
кругозор
разборка
маршрут
проигрыш

2. Повтори словосочетания:

Громкий рупор.
Грамотный инструктор.
Просторная квартира.
Играет оркестр.
Яркая раскраска.
Крупный супермаркет.
Городской транспорт.
Огромный размер.
Красный раствор.

Бутерброд с красной икрой.
Широкий кругозор.
Ровный пробор.
Красивая ярмарка.
Фарфоровая посуда.
Вечерняя программа.
Испорченная пароварка.
Трудная скороговорка.
Короткий разговор.

3. Заучи скороговорки:

Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.
(А. Тараскин)

Проворонила ворона воронёнка.


Ря - ударный слог, начало слова
Ряд, рябь, ряса, ряска, рябчик, ряженка, ряженный, рядом.

Ря
Рябина.

Ря
Заря, неряха, коряга, заряд, наряд, снаряд, северянка, дворянка, ветрянка, моряк, варяг, горячка, курятина, неурядица.

Ря
Гиря, буря, потеря, тетеря, дворянин.

Ре - ударный слог, начало слова
Речь, речка, репа, ребус, рельс, рейс, рейд, рея, рейка, регби, регент, редька, редкость, резкость, ретушь, рента, реплика, ревность.
Редкий, резвый, резкий.
Резать, реять.

Ре - безударный слог, начало слова
Река, редис, резон, редут, ремень, реванш, рельеф, рецепт, ремонт, рентген, рефлекс, резьба, ребёнок, ребята, регата, реклама, реакция, резина, резинка, репейник, решение, решётка, реакция, редакция, ревизия, рецензия, регалия, религия, реликвия, реальность, регламент, рептилия, ресница, республика.
Резеда, решето, резюме, ремесло, реактив, ренегат, резидент, реализм, реалист, реактив, ревматизм, рецидив, реквизит, результат, ренессанс.
Реализация, реабилитация, реанимация, революция, резолюция, релаксация, репетиция, репутация.

Ре - ударный слог, середина слова
Орех, орешник, арест, арена, аренда, сирена, мурена, карета, сигарета, варенье, побережье, ожерелье, междуречье, вареник, ожирение, творение, ударение, курение, испарение, измерение, наречие, берет, ларец, перец, дворец, скворец, творец, огурец, лазарет, минарет, шеренга, деревня, царевна, канарейка, батарейка, корейка, старейшина, тарелка, горелка, табуретка, юмореска, головорез, стеклорез, волнорез, порей, сельдерей, акварель, свирель, свиристель, передник.

Ре - безударный слог, середина слова
Горе, море, берег, череп, парень, четыре, варежка, вырезка, перечница, тетерев, очередь, серия.
Череда, черепаха, черепица, серенада, середина, нереида, вереница, деревушка, горемыка, жеребец, бурелом, церемония, сбережение, опережение, директива, черемша, соревнование, корреспондент, наперегонки, наперечёт.
Передышка, перемена, передача, перековка, перевозка, перекладина, перепёлка, переносица, перевод, перевал, пересказ, перелом, переплёт, переводчик, переживание, пересечение.

Ри - ударный слог, начало слова
Рис, риф, риск, ринг, ритм, риза, рифма, рикша, ритмика, римлянка.

Ри - безударный слог, начало слова
Риал, ринит, ризотто, рисунок, ритуал, рибосома, рикошет, рисование.

Ри - ударный слог, середина слова
Пари, жюри, ириска, верига, перина, перила, царица, корица, коррида, период, парилка, морилка, курилка, вечеринка, соринка, повариха, кириллица, харизма, субмарина, балерина, пелерина, викторина, флористика, мастерица, мандарин, стеарин, сахарин, аспирин, глицерин, габарит, метеорит, колорит, материк, фигурист, турист, юрист, авантюрист, попурри, парик, старик, афоризм, логорифм, лабиринт, малярия.

Ри - безударный слог, середина слова
Сари, сафари, хачапури, ария, авария, серия, материя, бактерия, теория, калория, аудитория, фурия, империя, истерика, лирика, курица, испарина, полушарие, суеверие, доверие, лицемерие, высокомерие, ящерица, падчерица, барин, шарик, лирик, сатирик, историк, очкарик, боярин, аквариум, нотариус, комбинаторика.
Оригинал, ориентация, фарисей, маринад, корифей, баррикада, горизонт, периодика, парижанка, старина, ширина, кариатида, марионетка, меридиан, абориген, авторитет, вариант.

Рё - ударный слог, начало слова
Рёв, рёва.

Рё - ударный слог, середина слова
Орёл, берёза, дурёха, черёмуха, верёвка, серёжка, шестерёнка, бурёнка, ларёк, зверёк, хорёк, козырёк, пузырёк, подберёзовик.

Рю - ударный слог, начало слова
Рюмка, рюшка.

Рю - безударный слог, начало слова
Рюкзак.

Рю - ударный слог, середина слова
Бирюк, урюк, севрюга, дерюга, ворюга, хитрюга, закорючка, зверюшка, бирюлька, бирюк, урюк.

Рю - безударный слог, середина слова
Бирюза.

АРЬ - ЯРЬ - ударный и безударный слог
Ларь, царь, тварь, фонарь, сухарь, букварь, главарь, январь, словарь, календарь, государь, дикарь, пескарь, пономарь, вратарь, алтарь, инвентарь, бунтарь, янтарь, глухарь.
Сударь, бездарь, лекарь, пекарь, библиотекарь, аптекарь, слесарь, писарь, знахарь, якорь, борьба.
Старьё, заполярье.
Декабрь, ноябрь, октябрь, сентябрь.

ОРЬ - ЁРЬ - ударный и безударный слог
Корь, хорь, хворь.
Многоборье, плоскогорье, взморье, лукоморье.

ЭРЬ - ЕРЬ - ударный и безударный слог
Дверь, зверь, лагерь, теперь.
Валерьянка, кутерьма, серьга.
Поверье, подмастерье, зверьё, перья.

УРЬ - ЮРЬ - ударный и безударный слог
Лазурь, глазурь.
Гурьба, сурьма, бурьян, курьёз.
Тюрьма.

ЫРЬ - ИРЬ - ударный и безударный слог
Волдырь, поводырь, пузырь, богатырь, нашатырь, монастырь, пустырь.
Лодырь, козырь, пластырь.
Ширь, имбирь, снегирь.
Сырьё.
Панцирь.

ТРЯ - ТРИ - ТРЕ - ТРЁ - ТРЮ - ударный слог
Тряска, тряпка, отряд, лоботряс.
Три, триста, трио, триптих, осетрина, витрина, беллетристика, психиатрия, внутри.
Треть, трель, треск, трест, трезвость, трение, тренинг, трепет, трещина, трещотка, требование, отрез, отрезок, затрещина, усмотрение, наотрез.
Трёпка, трёшка, матрёшка.
Трюк, трюм, трюфель.

ТРЯ - ТРИ - ТРЕ - ТРЁ - ТРЮ - безударный слог
Трясина, трясогузка, трясти.
Потрясение, землетрясение, оттряхнуть.
Триада, тритон, трибуна, трибунал, трикотаж, триумф.
Нутрия, симметрия, геометрия, патриот, отрицание, отрицать, Тревога, тренога, треска, трепанг, трепач, трельяж, треуголка, трепать.
Метрика, матрица, потребитель, употребление, безветрие, отрезать, отрезвлять, отрекаться.
Трюмо.

НТРИ - КТРИ - ударный и безударный слог
Интрига, эксцентрика, антресоли, доктрина, актриса, биссектриса.

ДРЯ - ДРЁ - ДРЕ - ДРИ - ударный и безударный слог
Дрязги, кудряшка.
Дрёма.
Дрель, надрез, мудрец.
Квадрига, кадриль, гидрид, кудри.
Дрезина, древесина, дремота, адреналин, пудреница.

ЗРЯ - ЗРЕ - ЗРИ - ударный слог
Зря, зрение, зритель.
Обозрение, подозрение.

БРЯ - БРЕ - БРИ - БРЁ - БРЮ - ударный и безударный слог
Бред, бриз, бридж, бриджи.
Брюква, брюки.
Добряк, зубрёжка, зубрилка, гибрид, храбрец.
Брикет, бригада, бригантина, бриллиант.
Дебри, колибри, кубрик, фабрика.
Бревно, бретелька, брезент, удобрение.
Побрякушка, изобретение.

ПРЯ - ПРЕ - ПРИ - ударный и безударный слог
Пряжа, пряха, прялка, пряжка, прядка, прятки, пряник, пряность, прямо, упряжка, шелкопряд, упрямица.
Прежде, премия, прения, пресс, прелесть, запрет.
Упрёк.
Приз, принц, призма, прима, притча, присказка, примула, принцип, примус, призвук, признак, прииск, примесь, опричник, каприз.
Припев, привет, прилив, прибой, приказ, призыв, привал, прицел, прицеп, приют, приём, прикус, прибыль, примитив, прислуга, присяга, причуда, придача, примета, приставка, прививка, приписка, приманка, привычка, присыпка, присядка, причёска, припадок, прилавок, принцип, пристань, принцесса, приклад, приволье, присутствие, приветствие, привидение, призвание, признание, приглашение, приблизительно, паприка.
Преамбула, препона, преступник, предлог, предел, предмет, престол, престиж, предание, представление, предложение, препятствие, предсказание, предпочтение, предплечье, преимущество, президент, презентация, президиум, префект, определение, непременно.
Прямота, напряжение.

ВРЕ - ВРИ - ударный и безударный слог
Вред, время, вредина, левретка.
Современник, вредитель.
Коврига, ставрида, эврика.

ФРЕ - ФРИ - ударный и безударный слог
Фреска, фрегат.
Фри, фрикаделька.

КРЯ - КРЕ - КРИ - КРЮ - ударный слог
Кряква.
Крест, крем, крен, кремль, крепость, кремний, крендель, кречет, секрет, декрет, окрестности.
Криз, крик, криль, кривда, кризис, критика, кринка, икринка, лакрица, мокрица.
Крюк.

КРЕ - КРИ - КРЮ - безударный слог
Крестовина, крещение, крещендо, крестины, крестьянка, креветка, кредит, кретин, крепыш, кремень, крепёж, крепдешин.
Крикет, крикун, кривизна, кривлянье, криминал, кристалл, кринолин.
Крюшон, крючок.

ГРЯ - ГРЕ - ГРИ - ГРЁ - ударный и безударный слог
Грядка.
Грелка, гребень, гречка, грех, гребля, гангрена, нагрев, винегрет, душегрейка.
Грива, гривна, гриб, грипп, гриль, грим, гриф, грифель, гризли, гривенник, тигрица, пилигрим, загривок.
Грёза.
Гречиха, гребец, гребешок, погремушка, агрегат, погреб.
Грибник, грильяж, гримаса, тугрик, негритянка.

ХРЯ - ХРЕ - ХРИ - ХРЮ - ударный и безударный слог
Хрящ, хрен, хрип, хрюшка.
Хребет, хрипота, хризолит.

СРЕ - СРИ - ударный и безударный слог
Срез, средний.
Среда, средневековье, среди.
Посредница.

СТРЕ - СТРИ - ударный и безударный слог
Стремя, стрелка, стрелочник, обострение.
Стриж, стрижка, сестрица.
Стрёкот, сестрёнка.
Кастрюлька.
Стрельба, стрела, стремянка, стремнина, стрептоцид, стрептококк, стремление, стрелок, стрелец, стремглав, ястреб, выстрел, истребитель.
Стриптиз, стрихнин, устрица.
Стряпуха.

СПРИ - ударный и безударный слог
Спринт.
Спринцовка, спряжение.

СКРЕ - СКРИ - СКРЯ - ударный и безударный слог
Скрепка, скрещивание, скрип, скрипка, санскрит, гастрит, манускрипт.
Скряга.
Небоскрёб.
Скребок, воскресение, скрипач.

Вдребезги.
Шрифт.
Штрих, штриховка, штрихкод.
Встряска, встреча.
Экстремизм, экспрессионизм.

Сложные слова
Риторика, репрессия, реприза, референдум, референт, перемирие.
Репатриант, рефери, рефрен, регресс, привереда, примирение, передряга, перегрев, перестрелка, директриса, карьеристка, бессребреница, пренебрежение, предостережение, предупреждение, презрение, приобретение, прегрешение, предприятие, предприниматель, предгорье, предыстория, территория, импресарио, приоритет, секретарь, прерия, периферия, перекрёсток, тригонометрия, придурь, критерий, крем-брюле, крест-накрест.
Пренебрегать, предостерегать, предусмотреть, перерезать, перекричать, перегреть, перемерить, пересмотреть, предрекать, припрятывать, приберегать, приобретать, присмирить, притворить, пригреть, притереть, прикрепить, прикрикнуть, припрятать, пристрелить, прищуриться, притвориться.
Серебрить.
Привередливый, непримиримый, ребристый, прибрежный, присахаренный, серебряный, посеребрённый.

Самым частым поводом обращение к логопеду является неправильное звукопроизношение. Конечно, «любимыми» звуками для работы можно смело называть «р» и «рь». Далеко не все дети научаются самостоятельно выговаривать их правильно, а из части таких детей вырастают взрослые, которым не была оказана логопедическая помощь. Легкий французский акцент при горловом «р», замещение звуков на другой (чаще всего на «л») или просто пропуск труднопроизносимого звука искажают речь и обращают на себя внимание окружающих.

Конечно, можно ничего не исправлять. Вон, Эдвард Радзинский даже по телевизору выступает, авторские передачи создает и вообще очень уважаемый человек. И любой другой может жить и строить карьеру, не выговаривая не только «р» и «рь», а и половину других звуков. («Л», «ль», «с», «з», «ч» - тоже частые «гости» на приеме у логопеда). Но ведь дело то совсем не в том, как можно, а в том - чего хотите вы. Из-за неправильного звукопроизношения и нечеткости речи многие начинают стесняться проявлять себя, выступать на публику, теряют уверенность. Принимая решение о том, идти к логопеду или нет, стоит задать себе вопрос: а нужно ли мне это? Действительно ли я хочу заниматься исправлением своей речи?

Вопрос важный еще и потому, что заниматься постановкой звуков будет не только специалист. От вас потребуется желание изменить свою речь, активное участие и желательное выполнение домашних заданий. Это непременные условия для исправления произношения. И вы сами это поймете, когда будете немного представлять процесс работы.

Первый прием - диагностика.

Если звук попросту отсутствует «научить» язык и губы принимать нужную форму для его произношения легче, чем, если уже есть искаженное произношение. Переучиваться всегда сложнее, а особенно если оно закреплялось не один десяток лет, как это порой бывает у взрослых.

Первое, что будет делать логопед на приеме - это устанавливать какие звуки выговариваются неправильно и что именно нужно сделать, чтобы помочь вам изменить ситуацию. Процесс будет идти легче и проще, когда все хорошо с физиологической и аудиологической точки зрения. То есть органы речи и слух функционируют нормально.

Но бывает и так, что произносить сложный звук правильно человек не может в силу других причин. Например, короткая уздечка делает невозможным полноценную постановку языка в верхнее положение, что не позволит освоить «р», «ш», «ж», «л». Нарушение фонетико-фонематического восприятия осложнит дифференциацию схожих звуков: «с»-«з», «п»- «б», «д»- «т». Общее снижение слуха тоже является препятствием, затрудняющим формирование правильной речи.

Сочетание и учет всех факторов необходимы, чтобы оценить объем предстоящей работы, выяснить, нужны ли консультации других специалистов и составить индивидуальный план исправления звукопроизношения. Иногда этот план может быть очень коротким и составлять пять встреч, некоторые звуки (например, «ль») при помощи специалиста могут «встать» уже на первом занятии и тогда еще четыре нужны будут для умения произносить трудный звук в речи.

Этап первый - постановка звука.

Все последующие действия будет производиться для каждого звука. Заметьте - звука, а не буквы. То есть в букве «р» звуков два: [р] и [рь], - и каждый из них требует отдельных усилий. Сначала нужно поставить звук, то есть сделать так, чтобы вы могли его правильно выговаривать. Логопед, используя специальные инструменты, зеркало, а порой и собственные руки, покажет вам, в каком положении должны находиться все органы артикуляции (язык, губы, зубы) для верного произношения.

Чтобы научиться фиксировать это положение и произносить проблемный для вас звук изолированно, необходимо приложить усилия. Во-первых, нужно будет «научить» все органы речи принимать верное положение - поэтому вам предложат специальную зарядку, артикуляционную гимнастику, выполнять которую хорошо бы не только на приеме у логопеда, но и дома.

Во-вторых, первое время правильное произнесение трудного звука будет требовать от вас усилий, далеко не сразу все начнет получаться естественно само собой. Зеркало здесь будет вашим первым другом и помощником. Именно оно будет как в сказке «говорить и докладывать всю правду» о том, что вы делаете хорошо, а что - не очень.

И вот - ура! Все получилось, и вы, к примеру, можете рычать как тигр. Но вот только говорить слова со звуком [р] вы пока не в силах, а потому - переходим к следующему этапу.

Этап второй - от звука к фразе.

Постепенно, шаг за шагом, вы будете учиться вставлять звук в речь. Артикуляционная гимнастика - по-прежнему ваш друг и помощник, но воспроизводить проблемный звук вам все легче и легче. Пора переходить к слогам, в упражнениях оттачивая соединение согласного со всеми гласными. Точнее, с теми, которые соответствуют области вашей работы с логопедом, мы же помним, что звук не равен букве. Если, вы осваиваете [р], то это будут ра-, ро-, ры-, ру-, ры-, а если [рь] - ре-, ри-, рю-, ря-, рё-.

Потом потихоньку переходим к освоению произношения трудного звука в начале слова, в конце и в середине, начинаем его сочетать не только с гласными, но и с согласными. На занятиях логопед будет помогать вам не сбиться с «правильного» звука и учить слышать себя.

Специалист также подберет упражнения и чистоговорки в соответствии с вашими успехами и в нужной для автоматизации последовательности. Так, кажется, вам незнаком этот профессиональный термин, сейчас мы поясним. Автоматизацией как раз называется тот процесс, о котором идет речь, призванный довести ваш новый навык до совершенства, до состояния, когда он уже не требует никаких усилий, когда он становится таким же естественным как дышать.

Ваша домашняя работа будет расширяться, и включать в себя все новые и новые задания. Например, произнести четко и правильно, выделяя [р]:

Ра-ра-ра. Вот глубокая но-ра.

Ру-ру-ру. Я топор беру.

Главное, не останавливаться на достигнутом. Если вы дошли до проговаривания звука в словах, это еще совсем не значит, что работа закончена. Очень часто на данном этапе правильное произношение требует повышенной концентрации внимания, и звук явно выделяется из остальной речи. Поэтому - продолжаем посещать занятия и обязательно тренируемся дома, желательно, каждый день. И вот - вы уже можете произносить не только слова и слоги, но и целые фразы, в том числе скороговорки.

Помните «Карнавальную ночь», где главная героиня с метлой в руках и орехами за щеками тренировалась говорить четко: «Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон»? В случае же с [р] вам могут быть предложены для проговаривания такие фразы:

Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет, если бы Карл не крал кораллы, Клара б у Карла не крала кларнет. На дворе трава, на траве - дрова, не руби дрова не траве двора.

Так, кажется, прочитав все вышеизложенное, вы пришли к выводу, что это не для вас и до желанной правильной и красивой речи годы работы. На самом деле, все не так страшно. Чаще всего уже в самом начале работы с логопедом появляются первые успехи, а темп продвижения в работе может быть очень быстрым и за месяц-другой упорных занятий можно поставить звук [р].

Этап третий - автоматизация в речи.

Так как вам уже знаком этот термин, то мы его здесь упомянем, потому что он лучше всего объясняет последний шажок к правильному и красивому произношению. Итак, как вы уже поняли, вам предстоит научиться использовать ваш новый звук в речи, да так, чтобы это получалось легко и непринужденно.

Теперь уже вы всегда и везде должны будете следить за тем, чтобы полученные навыки нашли применение на практике и ваш новый звук радовал слух. Поставленный и отработанный звук постепенно приживется и уже никогда не будет вас смущать или обращать на себя повышенное внимание окружающих.

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет подборку для автоматизации звука [Р]!

Статья будет разбита на части с учетом этапов постановки и автоматизации звука [Р].

Материал для автоматизации самого сложного звука [Р] будет полезен практикующим логопедам. Также этой подборкой могут воспользоваться родители, желающие помочь ребенку быстро и качественно ввести в речь звук [Р].

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта

Автоматизация звука [Р]
Часть 1. Звук [Р] в слогах и словах со стечением «тр» и «др»

Звук [Р] в слогах «тр» и «др»:

Тра – тра – тра Дра – дра – дра Атр – атр – атр Адр – адр – адр

Тры – тры – тры Дры – дры – дры ытр – ытр – ытр ыдр – ыдр – ыдр

Тро – тро – тро Дро – дро – дро отр – отр – отр одр – одр – одр

Тру – тру – тру Дру – дру – дру утр – утр – утр удр – удр – удр

Трэ – трэ – трэ Дрэ – дрэ – дрэ этр – этр – этр ээдр – эдр – эдр

Автоматизация звука [Р] в сочетаниях «тр» и «др» в словах:

* Трап, тралл, тра вы, травка, трасса, тракт, трата, матрас, тетрадь, трос, троль, трое, тройка, трость, тропик, трогать, тропка, матрос, метро, ситро, патрон, труд, трубка, трудный, трус, трудности, трусость, трудно, трубы, ватрушка, петрушка, поутру, сотру, сотрудник, отрывок, шатры, отрыжка.

* Трава, трамвай, трамплин, траншея, трагедия, отражение, витражи, тропа, Трофим, тростник, тропинка, троллейбус, утро, хитрость, труба, трусишка, трушу, трубит, трубач, трубочист, отруби, трын-трава, осётры, гетры, метры, осмотры, литры, театры, педиатры, ветры, хитрый, отрывать.

* Театр, педиатр, Пётр, осётр, фетр, центр, метр, литр, осмотр, фильтр.

* Драка, дранка, драп, драить, квадрат, удрал, отодрать, дровни, дробь, дрожь, дрожжи, дротик, дрозд, дробный, ведро, бедро, ядро, космодром, подросток, друг, дружба, дружно, подружка, подруга, дрыгать, надрыв.

* Драчун, драже, дракон, дразнить, вёдра, выдра, пудра, недра, эскадра, подражать, дрова, дрозды, дрожать, дровосек, бодро, мудро, мудрость, другой, дружина, друзья, дружить, водрузить, кадры, кедры, щедрый, подрывать.

* Сидр, кадр, кедр, бодр.

Автоматизация звука [Р] в сочетаниях «тр» и «др» в предложениях:

Повтори предложения:

* Трофим трубил в трубу. На траве не видно тропки. Отец потрошил осётра. Петрушка ест ватрушку. В трамвае сидят трое. Матросы тянут трос. Уважайте труд, любите труд! У метро кинотеатр для детей. На остановке стоит трамвай. У Петра много друзей. Трофим дрожит от холода. Подросток несёт ведро. Трофим поит лошадь из ведра. На траве лежат дрова. На ветках сидят дрозды. Я слушал с друзьями дружное пение дроздов. Тропка на травке, травка на тропке. Трое трубачей трубят в трубы.

Повтори чистоговорки. Чётко произноси звук [Р]:

Тру – тру – тру - встану рано поутру.

Тра – тра – тра - в детский сад идём с утра.

Тра – тра – тра - а мы поём с утра.

Тру – тру – тру - дрожат листочки на ветру.

Тро – тро – тро - в садик ехали в метро.

«… я понял, что многие из прежних моих приёмов игры или недостатков - напряжение тела, отсутствие выдержки, наигрыш, условности, тик, трюки, голосовые фиоритуры, актёрский пафос—появляются очень часто потому, что я не владею речью, которая одна может дать то, что мне нужно, и выразить то, что живёт внутри. Почувствовать так ярко на самом себе настоящее значение в нашем искусстве красивой и благородной речи как одного из могучих средств сценического выражения и воздействия, я в первую минуту возрадовался. Но когда я попробовал облагородить свою речь, я понял и испугался вставшей передо мной проблемой. Вот когда я до конца понял, что мы не только на сцене, но и в жизни говорим, пошло и безграмотно; что уметь просто и красиво говорить—целая наука, у которой должны быть свои законы».

ВВЕДЕНИЕ: экскурс в историю.

Греки и римляне, у которых публичное слово играло важную общественную роль, и обучение изящной речи входило в круг предметов общего образования, уже имели понятие о многих расстройствах речи, выразилось это в большом количестве терминов, употребляемых для их обозначения.

Можно сказать, что учение о болезнях речи у древних получило впервые научную разработку у Галена.

Клавдий Гален (ок.130-200гг.)—древнеримский врач и естествоиспытатель. После Гиппократа был самым крупным теоретиком античной медицины. Гален описал механизм дыхания и разделял расстройства речи и голоса. Он писал, что образование звуков речи производится языком при участии зубов, губ и носовых отверстий.

В Европейской средневековой литературе встречаются только упоминания о болезнях речи и о способах их лечения.

Учения Галена сохраняло свою силу вплоть до 19века. Классическая медицина, а за нею и средневековье, видела причину болезней речи то в поражении мозга, то в анатомических расстройствах артикуляторных органов и т.д.

А как же обстояло дело с речью на Руси?

До наших времён почти не сохранились литературные памятники о представлениях древних славян о речевых расстройствах и приёмах их устранения.

В древнерусском языке существует целый ряд названий, характеризующих недостатки речи:

Языкоболезние

Гугнивый

Травливый

Заякливый

Тем самым, мы обнаруживаем, что древние славяне всё же различали: недостатки речи и слуха, звукопроизношения и голоса. Так же древние славяне понимали речевые дефекты как болезнь, недуг, изуроченье.

Существует большое количество лечебников-травников, в которых есть многочисленные указания, как следует лечить расстройства слуха, голоса и т.п.

Таким образом, речевые расстройства и методы их преодоления имеют на Руси глубокие корни и своеобразный характер, тесно связанные с социально-экономическим и политическим укладом древних славян.

В.И.Селивёрстов «Первые сведения о речевых расстройствах и приёмах их преодоления»

ЛОГОПЕДИЯ

Логопедия (греч. Логос-слово, пайдео-воспитывать). Наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

  • Теоретический аспект—изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления.
  • Практический аспект—профилактика, выявление и устранение речевых нарушений.

К числу индивидуальных дикционных недостатков относится неправильность произношения отдельных гласных и согласных звуков или их сочетаний.

Дикция—произношение, степень отчётливости в произношении слов и слогов в речи .

Такого рода дефекты исправимы, если только они не вызваны серьёзными недостатками строения речевого аппарата.

Приходится иногда преодолевать недостатки произношения, заключающиеся в излишней жесткости и чеканности, либо, расплывчатости и вялости речи. Задача упражнений по дикции не только в достижении ясности и внятности речи, но и естественности красоты звучания.

НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Эти нарушения обозначаются термином «дислалия».

Дислалия — это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространенными являются избирательные нарушения в ее звуковом оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания. Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, в их пропусках. Основной целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Чтобы правильно воспроизводить их, нужно уметь узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии (т.е. отличать один звук от другого по акустическим признакам); отличать нормированное произнесение звука от ненормированного; осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков; принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука; варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать звук во всех видах речи.

Существует несколько этапов овладения правильным произношением любого звука:

1. Подготовительный.

На этом этапе формируются недостающие движения органов артикуляции, вносится коррекция в неправильно сформировавшееся движение. Перед началом непосредственной работы над звуком необходимо проведение артикуляционных упражнений.

Артикуляция—деятельность речевых органов, связанная с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.

Виды артикуляционных упражнений.

Упражнения для губ:

— углы рта слегка оттянуты, видны передние зубы, объем движения, как при артикуляции звука И;

— губы нейтральны, как при произнесении А;

— губы округлены, как при О;

— губы округлены, как при У;

— чередование движений от А к И, от А к У и обратно;

— плавный переход от И к А, от А к О, от О к У и об-

— артикулирование ряда с плавным переходом: И — Э — А—О — У — Ы

Упражнения для языка:

— Кончик языка упереть в нижние резцы при оттянутых углах рта. Спинка языка выгнута в направлении к верхним резцам.

— Углы губ растянуты. Боковые края языка подняты, образуется круглая щель, необходимая для произнесения свистящих звуков. Язык приобретает форму желобка. Чтобы облегчить выполнение упражнения, можно высунуть распластанный язык между зубами, после чего округлить губы и таким образом загнуть боковые края языка.

— Язык поднят к альвеолам, боковые края прижаты к верхним зубам. Язык как бы присасывается к верхней челюсти.

— Последовательное чередование верхних и нижних положений языка: язык поднимается, плотно прижимается (присасывается) к верхней челюсти, вслед за этим резко отводится в нижнее положение. В момент отрыва языка издается щелкающее звучание. Нижняя челюсть должна быть опущена и неподвижна.

— Кончик и передняя часть спинки языка подняты к альвеолам (язык «чашечкой»). Упражнение предназначено для произнесения звуков, при артикулировании которых средняя часть спинки языка прогибается, а передняя часть и корень языка слегка подняты.

— Ритмичные движения языка влево-вправо, кончик языка касается альвеол или проходит по границе между верхними резцами и альвеолами.

— Совместные движения языка и губ: кончик языка упирается в нижние резцы, губы осуществляют плавный переход от одной артикуляционной позы к другой, зубы слегка раздвинуты.

2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

Его цель заключается в том, чтобы сформировать первоначальные умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом материале. Постановка звука может быть достигнута применением следующих способов:

а) по подражанию (имитативный). Он основан на сознательных попытках найти артикуляцию, позволяющую произнести неискаженный звук. При этом используются акустические опоры, зрительные, тактильные и мышечные ощущения. Можно воспользоваться приемом постепенного «нащупывания» правильной артикуляции. Поиск часто приводит к положительным результатам при постановке шипящих звуков, парных звонких, а также парных мягких. Некоторые звуки, например Р, РЬ, Л, Ч, Ц, К, Г,Х, более успешно ставятся другими способами;

б) с механической помощью. Этот способ основан на внешнем, механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами или шпателями. При произнесении звука при помощи зонда несколько меняется его артикуляционный уклад. В результате получается другой звук: например, вы произносите несколько раз слог СА, в это время шпатель помещается под язык и слегка приподнимается в направлении альвеол. Слышится шипящий, а не свистящий звук (ША вместо СА).

После длительных тренировок необходимая поза принимается без механической помощи;

в) смешанный. Он основывается на совмещении двух предыдущих. Ведущую роль в нем играет подражание и объяснение. Механическая помощь применяется в дополнение.

За постановкой звука следует процесс его автоматизации. Он заключается в тренировочных упражнениях со специально подобранными словами, расположенными в таком порядке, что трудность при произнесении поставленного звука возрастает.

3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Его цель — сформировать умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения. Здесь широко используются тексты, а не отдельные слова, применяются различные формы и виды речи, используются творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками.

Звуки «Р, РЬ»

Уклад органов артикуляции: Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука, расстояние между зубами 4—5 мм. Кончик языка поднимается к основанию верхних зубов. Он напряжен и вибрирует в проходящей воздушной струе. Переднесредняя часть спинки языка прогибается. Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому небу. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, голосовыдыхательная струя проходит посередине. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос, голосовые складки колеблются, производя голос.

Мягкий звук Р отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твердому небу (примерно как при гласном И), кончик языка находится несколько ниже, чем при Р, задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперед.

Приемы постановки звука:

1) Протяжно произносить звук Ж без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к деснам передних зубов или альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха

при минимальной щели между передним краем языка и деснами. В это время под язык вводите шпатель. Прикасаясь к нижней поверхности передней части языка, быстрыми движениями шпателя вправо и влево вызовите колебания языка. Во время тренировок выдыхаемая струя должна быть сильной. В результате получается изолированный раскатистый звук Р.

2) Наиболее эффективным является прием постановки Р от слогового сочетания ЗА с несколько удлиненным произнесением 3: ЗЗЗА. При этом язык должен находиться у альвеол, рот приоткрыт. Во время произнесения введите под язык шпатель и проводите быстрые движения из стороны в сторону. В момент возникающей вибрации слышится достаточно чистый

звук Р, нормальной протяженности, без избыточного раската. При этом способе постановки сразу получается слог (РА).

При постановке мягкого Р применяется тот же прием, но с помощью слога ЗИ.

4)Открыть рот, на одном выдохе длительно произносить звук Д или чередовать произнесение Т и Д (ДДД, ДДД или ТДД, ТДД), в быстром темпе, ритмично. При этом язык должен смыкаться не с резцами, а с деснами верхних резцов или с альвеолами. При многократном произнесении серий звуков Т и Д сильно подуть на кончик языка, при этом возникает вибрация.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Произнесите слоги, выделяя звук Р:

Образец: тр—а, тр—о, тр—у, тр—ы.

Тра — тро тра — тру тры — тра тро — тру

Тро — тры тру — тры тру — тро тры — тро

Произнесите обратные слоги:

Образец: а — тр—, о — тр—, у— тр—, ы— тр—.

Атр — отр — утр ытр — атр — отр

Отр — ытр — утр атр — утр — ытр

Ятр — ётр — ютр ютр — ётр — ятр

Итр — етр — ятр етр — итр — ютр

Етр — етр — ятр итр — ютр — етр

Произнесите цепочку слогов:

Тры — трэ — тра — тро — тру — тры

Дры — дрэ — дра — дро — дру — дры

Тры — дры трэ — дрэ тра — дра

Тро — дро тру — дру тры — дры

Драм — трам дром — тром друм — трум

Дрым — трым дрэм — трэм драм — трам

УПРАЖНЕНИЕ 2

Произнесите слова с прямыми слогами ТР:

а) с ударением на слоге.

Образец: тр—-ал, те-тр—адь.

Травы, трап, трасса, травка, матрац, тетрадь, трос, тройка, тропик, трогать, матрос, метро, ситро, патрон, труд, трубка, трусики, трудный, ватрушка, петрушка, отрывок, осетры.

б) без ударения на слоге.

Образец: тр—ава, хи-тр—ость, о-тр—уби.

Трава, трамвай, трамплин, траншея, утро, тропа, Трофим, хитрость, тростник, труба, трусы, отруби, гетры, метры, хитрый, осмотры, театры, отрывать.

в) со стечением согласных в слоге.

Образец: завтр—а, стр—уна.

Завтра, завтрак, острая, быстрая, страх, страус, стража, страна, штраф, страница, строка, строгать, стройка, втроем, быстро, струя, струна, стружка, острый, пестрый, центры, костры, министры.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Произнесите слова с обратными слогами ТР:

Образец: те-атр—.

Театр, педиатр, Петр, осетр, фетр, центр, метр, литр, министр, осмотр.

УПРАЖНЕНИЕ 4

Произнесите слова с прямыми слогами ДР:

а) с ударением на слоге.

Образец: др—анка, ква-др—ат.

Драп, дранка, драка, квадрат, дрозд, ядро, ведро, бедро, подросток, друг, вдруг, дружный, подруга.

б) без ударения на слоге.

Образец: др—угой, эска-др—а.

Пудра, выдра, ведра, драчун, эскадра, дрова, дрозды, бодрость, мудрость, дрожать, другой, дружина, друзья, кадры, кедры, щедрый.

УПРАЖНЕНИЕ 5

Прочитайте предложение.

Образец: На тр—аве др—ова. Мы уезжаем завтр—а.

У Петра много друзей. На траве не видно тропки. Отец потрошил осетра. В трамвае сидят трое. У девочки пестрые гетры. Трамвай везет нас по центру. Завтра мы идем в театр. Матросы тянут трос. Трофим где-то на стройке. Один за другим матросы идут по трапу. Подросток с трудом несет ведро с водой. У метро кинотеатр.

Произнесение твердого звука Р в обратных слогах.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Ар — ор — ур — ыр ыр — ур — ор — ар

Ер — ир — юр — яр ар — яр — ор — ёр

Ыр — ир — яр — ар ер — ор — юр — ур

Ер — ор — ур — яр ёр — ер — ир — юр

УПРАЖНЕНИЕ 2

Читайте слова, выделяя Р.

Вар, дар, жар, пар, самовар, пожар, армия, бархат, карта, марка, арбуз, артист, повар, сахар, карман, картон, борщ, двор, корм, норка, форма, горный, тормоз, форточка, мотор, мухомор.

Шнур, урна, бурка, куртка, шкурка, дежурный, пурга, огурцы, шнурки.

Ядро, доярка, ерш, бобер, актер, ковер, боксер, монтер.

Юрта, юркий, верх, герб, серп, беркут.

Мир, кефир, мундир, бирка, кирка, кирпич, червяк,чердак, чернила, зерно, перчатки.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Федор метет двор. Егор чистит ковер. В корзине арбузы. В комнате яркий абажур. Насыпь сахар в кефир. В сумке огурцы и помидоры. Зернистый снег темнеет в марте.

Произнесение твердого звука Р в прямых слогах.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Ра — ро — ру — ры

Ро — ры — ру — ра

Pa — ру — ро — ры

Ру — ры — ра — ро

Пры — прэ — пра — про — пру — пры

Бры — брэ — бра — бро — бру — бры

Пры — бры прэ — брэ пра — бра

Про — бро пру — бру пры — бры

Брам — прам бром — пром брум — прум

Брым — прым брэм — прэм брам — прам

УПРАЖНЕНИЕ 2

Читайте слова, выделяя звук Р.

Рак, гора, дыра, жара, детвора, буран, гараж, баранка, радуга, ураган, барабан, расческа.

Рот, Рома, роща, роза, мороз, коробка, макароны, родина, ров.

Руки, русый, Маруся, орудие, кукуруза, парус, рукав, рубить, рубанок, ручей.

Рынок, рыхлый, дары, горы, куры, норы, перышко, рыбаки.

Брат, враг, врач, грамота, гранит, граната, графин.

Брови, вроде, грохот, громко, крот, кровь, провод.

Груша, груда, грудь, кругом, крупный, пруд, фрукты.

Брынза, крыса, крыша, Крым, прыжок.

Простор, размер, разговор, раствор, квартира, мрамор, аэродром, дроворуб, литература, разгружать.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Спрягайте глаголы, выделяя звук Р.

Бросать, рвать, играть, красить, держать, дружить, поздравлять, пробовать, радоваться, продавать, открывать, выигрывать, возвращаться, убирать, кормить, загорать, отправляться, разговаривать, раскручивать, рассматривать, прикрывать.

Произнесение мягкого звука Рь.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Арь — орь — урь арь — ырь — орь

Орь — ырь — арь урь — орь — ярь

Ерь — юрь — ирь ерь — юрь — ирь

Ирь — ярь — орь юрь — урь — ерь

УПРАЖНЕНИЕ 2

Букварь, дикарь, сухарь, фонарь, январь, календарь, пекарь, пахарь, писарь, токарь, слесарь.

Корь, якорь, зорька, горький, пузырь, богатырь, дверь, перья, серьги, Сибирь, снегирь.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Ря — ре — рю ри — ре — ря

Ре — ри — рю ре — ря — ри

Рю — ре — ря ре — ри — ре

Три — тре — тря — трё — трю — три

Дри — дре — дря — дрё — дрю — дри

Дрим — трим дрем — трем дрям — трям

Дрём — трём дрюм — трюм дрим — трим

Три — дри тре — дре тря — дря

Трё — дрё трю — дрю тре — дре

Итрь — ытрь — утрь — этрь — отрь — атрь

Идрь — ыдрь — удрь — эдрь — одрь — адрь

УПРАЖНЕНИЕ 4

Ряд, рябь, заря, моря, нырять, наряд, моряк, зарядка, рябчик, порядок.

Буря, гиря, парят, варят, рябина, Боря, Варя.

Прямо, зря, пряжка, грядка, тряпка, грязный, прялка, пряник, прятать, крякать.

Рис, ирис, Борис, дарить, сорить, говорить, турист, сухари, пескари, фонари, снегири.

Двери, звери, шарик, варит, курица, пахари, пекари, коридор, топорик, фонарик, рисунок.

Грива, крик, гриб, зрители, пристань, привет, природа, приманка,трикотаж.

Речь, репа, орех, рейка, речка, ребус, огурец, сирень, варенье, оперенье, черешня.

Крем, время, грелка, гречка, кресло, стремя, гребень.

Орел, сережки, веревка, черемуха.

Урюк, рюмка, дарю, горю, говорю.

Бирюза, рюкзак, жарю, спорю.

УПРАЖНЕНИЕ 5

Спрягайте глаголы, выделяя Р.

Варить, спорить, терять, кричать, брать, говорить, дарить, повторять, предлагать, переписывать, передавать, прибавлять, приводить, присылать, приносить, приглашать, приезжать, разрезать, переговариваться, ремонтировать, разрешать, прерывать, проверять, перекручивать, переворачивать.

УПРАЖНЕНИЕ 6

У Бори фонарик. Лариса режет редиску. Эта дверь скрипит. Римма варит варенье. Рита принесла грецкие орехи. На берегу реки пристань. На реке ныряют и загорают ребята. В мае цветут сирень и черемуха. Рядом с дерев-

ней рисовые поля.

Автоматизация и дифференциация звуков Р и Рь.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Прочитайте слоги:

ра-ря ру-рю ро-рё ры-ри ря-ра рю-ру рё-ро ри-ры.

арь-ар рарь-ряр ирь-ир рырь-рир орь-ор урь-ур рурь-рюр

УПРАЖНЕНИЕ 2

Прочитайте слова:

рысь - рис

удар - ударь

пар - парь

жар - жарь

Зара - заря

рак - моряк

УПРАЖНЕНИЕ 3

Прочитайте скороговорки:

Бобр добр до бобрят.

Пекарь Петр пек пирог.

Перед коровой короб корок.

Три вороны на воротах.

Добры бобры идут в боры.

На горе Арарат
рвала Варвара виноград.

На горе, на горке
Горько ревет Егорка.

У Кондрата куртка коротковата.

У редьки и репки корень крепкий.

Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.

Крута гора,
В горе - дыра,
В дыре - кротовая нора.

На дворе - трава,
На траве - дрова.
Не руби дрова на траве двора!

Обрадован баран -
У барана - барабан,
И баран в барабан барабанит,
Барабанит баран в барабан.

Сыворотка из-под простокваши.

Архип осип, Осип охрип.
Осип осип, Архип охрип.

Наши покупки - крупы да крупки.

По двору, подворью -
В добром здоровье.

Привез Пров Егору
Во двор дров гору.

Рубят дроворубы
Сыры дубы на срубы.

С другом дружи, а другому не груби.

Сыпь песочек в черненький черепочек.
Тары-бары, растабары!
У Варвары куры стары!

Торопке порка не впрок, Торопке коврижка впрок.

Три вороны на - воротах.
Три сороки - на пороге.

Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.

Тридцать три трубача трубят тревогу.

У Риты растут маргаритки, а у Бориса - барбарис.

Хорош в дорожку пирог с горошком.

Хотя щука и востра, да не съест ерша с хвоста.

Я вкруг погреба хожу,
Все про погреб говорю.

У барана рога
Скручены-перекручены,
Верчены-переверчены.

В печурке - три чурки,
Три гуся, три утки.

Во дворе - горка,
Под горой- норка.
В этой норке
Крот стережет корку.

Идут бобры во сыры боры.

Наш чеботарь
Всем чеботарям чеботарь.
Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить.

Расскажите про покупки.
- Про какие про покупки?
- Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои!

Скажет друг дружке,
А дружка - подружке,
А подружка - борову,
А боров - всему городу.

У бобра шапка добра,
А у бобрят богаче наряд.

Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок - сорок морок.

УПРАЖНЕНИЕ 4

Прочитайте скороговорки:

В консерватории принято решение подарить виртуозам скрипки работы Страдивари и Гварнери.

Рыбак быстро греб к берегу.

Старый баркас скрипит под напором порывистого северного ветра.

Чайки, предчувствуя приближение шторма, проносятся низко над грохочущим морем.

Когда просыпаешься с зарей, утренний ветерок приятно бодрит, предвещая хороший, радостный день.

Проворные ящерицы быстро передвигаются по крутому оврагу в поисках травы.

Еще много времени оставалось до первых шорохов утра, до первых росинок зари.

Кругом нас по горизонту везде разбросаны острова.

На этой равнине стоит старая изба, вся украшенная кружевной резьбой.

Перебивая друг друга и мешая русскую речь с французской, они стали быстро рассказывать о происшествии.

Береговой кран выбрасывает на берег накрест перевязанные тюки.

Прямо навстречу бьет резкий ветер.

Остроконечные вершины елей зубчатым гребнем резко вырисовываются на фоне зари.

Праздная жизнь - это преждевременная старость. (Гете. )

Реки, горы не стареют.

Жизнь прекрасна энергичною работою, жизнь не бремя, а крылья, творчество и радость. (В. Вересаев. )

В характере, в манерах, в стиле - во всем самое прекрасное - это простота. (Лонгфелло. )

Бывает трудно в друга превратить врага. Но просто, друга потеряв, нажить врага.

Гром не грянет, мужик не перекрестится. Привычка - вторая натура.

Не разгрызешь ореха, так и не съешь ядра. Ремесло - золотой кормилец.

Терпенье и труд все перетрут. Другие времена, другие нравы.

Кто сам врет, другим не верит. Кривы дрова, да прямо горят.

Предков заветы не развеют ветры. Не мерь других на свой аршин.

Герой рождается в избе, умирает в борьбе.

Пока битва впереди, храбрецов хоть пруд пруди.

Дома крупу не запарит, а у соседей кашу варит.

Легче с хворобою справиться, чем от привычки избавиться.

Не верь гречихе в цвету, а верь в закрому.

Прямые деревья вырубают раньше других.

И смех и грех.

Тот, кто упрекает друзей в пустяках, обретает врагов.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Не всякий, кто в тигровой шкуре, храбрый.

Как дверь ни открывай, она возвращается к своему порогу.

Сам пропадай, а товарища выручай. Красна речь поговоркой.

Кто друг прямой, тот брат родной. Дареному коню в зубы не смотрят.

Творческая работа - это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд. (Островский. )

Благоразумие - лучшая черта храбрости. (В. Шекспир. )

Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом. (А. Макаренко. )

Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ. (Н. Чернышевский. )

Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград. (Л. Бетховен. )

Последующая работа над стихами и развернутыми текстами проводится для окончательного закрепления поставленных звуков в подготовленной речи. Рекомендуется стихотворные тексты заучивать наизусть, а прозаические пересказывать своими словами. По аналогии полезно подбирать и отрабатывать самостоятельно стихи и прозу, контролируя себя в правильном произношении поставленных звуков.

Список используемой литературы:

1.Большакова С.Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление: сборник упражнений. ЭКСМО-пресс, 2002

2.Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: пособие для логопедов. - М.: Владос, 2001

3. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П.Пузанова. - М.1996.

4. Журнал « Дошкольное воспитание» 1999-2000.

5. Селивёрстов В.И. Первые сведения о речевых расстройствах и приёмах их преодоления М. 1983

6. Логопедия. Учебник для Вузов / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховского. М.1998.

7. Хрестоматия по логопедии / Под ред.Л.С.Волковой, В.И.Селивёрстова. М.1997. 2 тома.