Особенности страхования перевозчика городского сообщения страховой случай. Обязательное страхование пассажиров

С начала 2013 года вступит в силу Закон об обязательном страховании гражданской ответственности , который коснется всех видов пассажирских перевозок, за исключением легкового такси. Особый статус имеет метрополитен, который освобожден от обязанности страхования своей ответственности. Но если пассажиру наносится вред, метрополитен должен выплатить компенсацию, размер которой аналогичен компенсации, выплачиваемой другими перевозчиками в подобных случаях. Согласно закону о страховании, при причинении вреда жизни пассажира перевозчик должен выплатить 2,025 млн. руб., вреда здоровью пассажира - 2 млн. руб., имуществу - 23 тыс. рублей.

Министерство финансов предлагает два уровня тарифов - без учета и с учетом возможного изменения объема ответственности страховщика. Максимальные тарифы устанавливаются для морского транспорта (страховая премия предлагается в размере 22,48 - 45,25 руб. на одного пассажира). Далее идут (с премией в 9,87 - 19,87 руб.), международные и междугородние автобусы, пригородные автобусы, поезда дальнего следования. Страховая премия для перевозок городским транспортом определена в размере 0,15 - 0,87 руб., страхование пассажиров пригородных и внеуличного транспорта обойдется в 0,07-0,15 руб. на человека.

Согласно подсчетам Минфина, больше всего будет застраховано пассажиров городских автобусов - 11,5 млрд. человек. При этом одному страховщику достанется около 192 млн. таких пассажиров. По прогнозам министерства, на рынке обязательного страхования будет работать примерно 60 страховых компаний.

Мнения аналитиков

Андрей Шенк, аналитик «Инвесткафе», полагает, что частные компании, скорее всего, переложат издержки на пассажиров. Страховка просто будет включена в стоимость билета. Государственным компаниям, обеспечивающим практически весь железнодорожный и городской транспорт, сделать это будет уже сложнее. Поскольку тарифы там жестко регламентируются правительством региона. Повышение тарифов, по мнению эксперта, можно ожидать на услуги междугородних автобусных перевозок, морских перевозок и других видов транспорта, где компании имеют частную форму собственности.

Установленные размеры страховых выплат являются вполне адекватными для обязательного страхования, считает аналитик. Западные компании страхуют гражданскую ответственность самостоятельно, чтобы избежать высоких компенсаций за причиненный вред здоровью или жизни клиента.

Но российские страховики вряд ли воспримут нововведение с энтузиазмом, говорит Шенк. Если они не развивали эту идею самостоятельно, значит, она не является рентабельной и послужит лишь дополнительной нагрузкой на страховые компании. Кроме того, обязательность страхования повлечет за собой жесткий контроль над тарифной политикой компаний, что также будет сковывать игроков этого рынка.

Николай , директор по управлению активами компании «Трейд-Портал», соглашается, что со временем перевозчики переложат затраты на обязательное страхование на пассажиров. По его мнению, первыми ощутят повышение тарифов пассажиры авиатранспорта и водного транспорта, последними их заметят пассажиры городского транспорта. Он также отметил, что в России установленные размеры страховых выплат пока значительно ниже международных.

По словам директора петербургского филиала «2К Аудит — деловые консультации /Морисон Интернешнл» Олега Семенова, обязательная страховка естественным образом ляжет на плечи пассажиров. Кроме того, в различных формах страховка уже присутствует на транспорте. Так, международный транспорт, как правило, уже включает страховку в стоимость билета. В авиаперевозках страховка обязательна, а железнодорожные перевозки предлагают добровольную страховку пассажиров. Следовательно, кардинальных изменений ожидать не стоит, считает Семенов.

Перспективы нового страхового рынка определить пока сложно, но уже сейчас понятно, что объем его будет велик, учитывая общий объем рынка пассажирских перевозок. Размер страховых выплат в 2 миллиона рублей аналитик считает вполне адекватным. Такую же сумму государство выплачивает сегодня пострадавшим от стихийных бедствий, и примерно такой же размер помощи выделили в Европе семьям погибших членов экипажа круизного судна Costa Concordia.

Цивилизация рынка пассажирских перевозок

Константин Гречухин, начальник отдела методологии оценочной деятельности «МЭФ-Аудит», говорит, что в размер страховых выплат гораздо выше, чем установленный в - около $3 млн. Но и проезд в городском транспорте стоит в среднем $2,5. Аналитик «Финам» Анатолий Вакуленко отмечает, что часть страховой премии в стоимости билета для пассажира любого вида транспорта в России относительно невелика и составляет не более 1%. Размер премии при страховании составит 3% от цены билета. Потому изменение цен не может быть существенным, так же как и увеличение суммы страховой выплаты.

При этом, полагает Вакуленко, благодаря минимальному увеличению стоимости проезда, пассажиры всех видов транспорта в случае возникновения вреда имуществу, здоровью или жизни получат возможность получения адекватной страховой суммы, гарантированной государством. Таким образом, страхование гражданской ответственности перевозчиков позволит защищать интересы пассажиров существенно лучше, и это сделает рынок пассажироперевозок более цивилизованным, считает он.

Средства массовой информации пестрят сообщениями о дорожно-транспортных происшествиях, связанных с маршрутками и такси. Не редки аварии автобусов. Серьезные травмы и увечья, гибель пассажиров. «Виноватые» в этих ДТП ответят по закону. А как быть пострадавшим? Кто поможет с лечением, которое может быть очень дорогим и длительным?

Какие существуют варианты защиты пассажиров?

Страхование ОСАГО

Обязательное страхование ответственности пассажирских перевозчиков

При перевозках:

Железнодорожным, воздушным, внутренним водным, морским, городским наземным электрическом транспортом законодательством регламентирована обязательная ответственность пассажирских перевозчиков. Это означает, что каждый пассажир по всем рисковым случаям, имеющихся в отношении его, получит возмещение в следующих размерах:

  • гибель пассажира - от 2025000 рублей;
  • телесные повреждения - от 2000000 рублей;
  • повреждение и утрата имущества - от 23000 рублей.

Обязательное страхование ответственности пассажирских перевозчиков не распространяется на метрополитен.

Но не стоит переживать по этому поводу, так как выплаты при возникновении обстоятельств какого-либо вреда для пассажиров метрополитен будет производить из собственных средств. Только имейте в виду, что распространяется это на травмы, полученные в вагоне метро. Иначе Вам придется доказать вину метрополитена.

В нашей стране экскурсионно-туристические организации также обязаны страховать туристов и экскурсоводов на период тура или проведения экскурсии.

Во всех ли случаях действует страхование пассажиров при перевозках на транспорте?

Нет, выплат не будет:

  • В случае, если во время пути застрахованный совершил преступление;
  • В случае попыток самоубийства застрахованным во время пути;
  • В случае сопротивления требованиям администрации;
  • В случае нарушения правил проезда на транспорте.

Обратите внимание, что действие страхования пассажиров не распространяется на:

  • международные рейсы;
  • рейсы пригородного сообщения;
  • рейсы по воде внутри города и переправы;

Кто оплачивает страховку пассажиров?

Оплачиваете страховку Вы в момент приобретения билета. Если Вы пользуетесь правом бесплатного проезда, то оплаты не будет, но страхование действует в полном объеме.

Все выплаты осуществляются страховыми компаниями. Трудностей в поиске компании обычно не возникает, информация об ответственности перед пострадавшими поступает, как правило, от самого страховщика.

Для получения страховых выплат требуется написать заявление в компанию и приложить все необходимые подтверждающие документы. Выплаты производятся в течение 30 дней с момента регистрации заявления пострадавшего.

Одним из подтверждающих документов будет Ваш билет на поездку. Но если случилось так, и билет оказался утраченным, страховая компания не может отказать в выплатах. Есть ещё способы подтверждения вашего присутствия в ДТП, например попутчики, очевидцы аварии.

Мы предоставили Вашему вниманию краткую информацию по страхованию пассажиров, надеемся, что она оказалась Вам очень полезной.

В целях обеспечения защиты интересов граждан постановлено:

1. Ввести на территории РФ обязательное личное страхование от несчастных случаев пассажиров воздушного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта, а также туристов и экскурсантов, совершающих междугородные экскурсии по линии туристическо–экскурсионных организаций, на время поездки (полета).

Обязательное личное страхование не распространяется на пассажиров:

всех видов транспорта международных сообщений;

железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта пригородного сообщения;

морского и внутреннего водного транспорта внутригородского сообщения и переправ;

автомобильного транспорта на городских маршрутах.

2. Установить, что до вступления в силу закона Российской Федерации, регулирующего вопросы обеспечения страховой защиты пассажиров (туристов, экскурсантов), обязательное личное страхование указанных лиц осуществляется путем заключения в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, договоров между соответствующими транспортными, транспортно-экспедиторскими предприятиями (далее именуются перевозчики) и страховщиками. Лицензии на осуществление этого вида обязательного страхования выдаются страховщикам в порядке, предусмотренным законодательством.

Страховщики обязаны обеспечивать доведение до сведения каждого застрахованного ими лица правил проведения обязательного личного страхования пассажиров (туристов, экскурсантов), в том числе о месте, порядке и условиях получения страховых выплат при наступлении страхового случая.

3. Размеры страхового тарифа по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта устанавливаются страховщиками по согласованию соответственно с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством путей сообщения Российской Федерации и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

Сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа (путевки) и взимается с пассажира (туриста, экскурсанта) при продаже проездного документа (путевки). Пассажиры (туристы, экскурсанты), пользующиеся правом бесплатного проезда в Российской Федерации, подлежат обязательному личному страхованию без уплаты ими страхового взноса.

4. Установить страховую сумму по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) в размере 120 установленных законом на дату приобретения проездного документа минимальных размеров оплаты труда.

Пассажиру (туристу, экскурсанту) при получении травмы в результате несчастного случая на транспорте выплачивается часть страховой суммы, соответствующая степени тяжести травмы. В случае смерти застрахованного лица страховая сумма выплачивается полностью.

Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) при наступлении страхового случая выплачивается независимо от выплаты застрахованным лицам или их наследникам денежных сумм в связи с тем же событием по иным основаниям, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Страховая выплата по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) производится застрахованному лицу или его наследникам не позднее 10 дней после получения страховщиком составленного перевозчиком акта о несчастном случае, происшедшем на транспорте с застрахованным лицом, и других необходимых документов, предусмотренных правилами проведения этого вида обязательного страхования.

5. Перевозчик обязан составить акт о каждом несчастном случае, происшедшем на транспорте с застрахованным пассажиром (туристом, экскурсантом), первый экземпляр которого вручить застрахованному лицу, его представителю или наследникам. Перевозчик также обязан по письменному запросу страховщика направить ему в течении 10 дней с момента получения запроса копию указанного акта.

6. Установить, что часть страховых взносов, полученных страховщиками при осуществлении обязательного личного страхования пассажиров (туристов, экскурсантов), в предусмотренном законодательством порядке направляются на создание резервов для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев на транспорте.

7. Порядок взаиморасчетов по обязательному личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) определяется страховщиками совместно с Министерством транспорта Российской Федерации, министерством путей сообщения Российской Федерации и другими заинтересованными ведомствами и юридическими лицами.

1.2. Законодательство по отдельным видам личного страхования пассажиров.

Страхование на железнодорожном транспорте общего пользования.

1. Пассажиры на период следования поездами дальнего следования подлежат обязательному страхованию.

2. Работники железнодорожного транспорта общего пользования при исполнении своих трудовых обязанностей подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

3. Работники железнодорожного транспорта общего пользования и руководители организаций железнодорожного транспорта общего пользования, постоянная работа которых имеет разъездной характер, которые направлены в служебные командировки в отдельные местности, где введено чрезвычайное положение, или которые осуществляют контрольно-инспекционные функции в поездах, а также работники железнодорожного транспорта общего пользования, принимающие участие в испытаниях на железнодорожном транспорте транспортных средств, работники ведомственной охраны на период исполнения ими служебных обязанностей подлежат обязательному страхованию.


Обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна.

1. Перевозчик обязан страховать ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира воздушного судна, а также за вред, причиненный багажу и находящимся при пассажире вещам.

2. Страховая сумма на каждого пассажира воздушного судна, предусмотренная договором страхования жизни и здоровья пассажира, устанавливается в размере не менее чем тысяча минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день продажи билета.

3.Страховая сумма, предусмотренная договором страхования багажа, устанавливается в размере не менее чем два минимальных размера оплаты труда, установленных федеральным законом, за килограмм веса багажа.

Страховая сумма, предусмотренная договором страхования вещей, находящихся при пассажире, устанавливается в размере не менее чем десять минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом.

4. При выполнении международных полетов воздушным судном страхование ответственности перевозчика перед пассажирами воздушного судна, в том числе ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, а также вещей, находящихся при пассажирах, является обязательным. Размер страховой суммы не должен быть менее размера, предусмотренного международными договорами Российской Федерации или законодательством соответствующего иностранного государства.

страхового сбора считаются застрахованными:


Размеры страхового тарифа по обязательному страхованию пассажиров.

С 1 января 1998 года действуют следующие размеры страховых тарифов по обязательному личному страхованию пассажиров:

Перевозимых воздушным транспортом – 2 руб.;

Перевозимых железнодорожным транспортом – 2,3 руб.;

Перевозимых морским транспортом – 0,1 руб.;

Перевозимых внутренним водным транспортом – 0,6 руб.;

Перевозимых автомобильным транспортом – 1,5 руб.

2. Программа обязательного личного страхования пассажиров, перевозимых автомобильным транспортом в междугородном сообщении.

I. Основные условия

Проведение обязательного личного страхования пассажиров, перевозимых автомобильным транспортом в междугородном сообщении регламентировано Указом Президента Российской Федерации от 07.07.92 № 750 " Об обязательном личном страховании пассажиров" (с последующими изменениями и дополнениями).

Объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с жизнью и здоровьем пассажиров, перевозимых автомобильным транспортом в междугородном сообщении.

К междугородним перевозкам относятся перевозки осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км.

Обязательное личное страхование не распространяется на пассажиров автомобильного транспорта международного сообщения, пригородного сообщения, на городских маршрутах.

Страхователями являются транспортные (транспортно-экспедиторские) предприятия (перевозчики), заключившие договоры в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации со страховыми организациями, имеющими соответствующую лицензию на проведение данного вида обязательного страхования.

Застрахованные лица : пассажиры, перевозимые автомобильным транспортом в междугородном сообщении.

П. Страховые случаи

Периодом страхования является период с момента выхода застрахованного пассажира на перрон (посадочную площадку) для посадки в автотранспорт и до момента оставления его в пункте назначения.

Страховыми случаями являются нижеперечисленные события, если они подтверждены Актом о несчастном случае на транспорте:

Смерть застрахованного в результате несчастного случая на транспорте;

Травмы застрахованного лица в результате несчастного случая на транспорте.

Ш. Страховая сумма и страховой взнос

Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров определена в размере 120 установленных законом на дату приобретения проездного документа минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со ст.4 Федерального закона Российской Федерации от 19.06.2000 №82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и ст.3 Федерального закона Российской Федерации от 07.08.2000 № 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится с 1 января 2001 года исходя из базовой суммы равной 100 рублям.

Страховой взнос по обязательному личному страхованию пассажиров, перевозимых междугородным автомобильным транспортом, установлен в размере 1,5 рублей.

Сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа (путевки) и взимается с пассажира (туриста, экскурсанта)при продаже проездного документа (путевки). Пассажиры (туристы, экскурсанты), пользующиеся правом бесплатного проезда в Российской Федерации, подлежат обязательному личному страхованию без уплаты ими страхового взноса.

Структура страхового тарифа. Утверждена письмом Росстрахнадзора от 25.09.96г. №02-04-08/4 (по согласованию с Минтрансом России) следующая структура страхового тарифа (в процентах от брутто-ставки):

нетто-ставка - 20;

отчисления в резерв предупредительных мероприятий – 70;

расходы на ведение дела – 10.

IV. Страховые выплаты

Страховая выплата производится Страховщиком в течение 10 дней со дня получения всех необходимых документов.

При наступлении страхового события в период страхования Страхователь обязан составить акт о несчастном случае, происшедшем с пассажиром, первый экземпляр которого вручить пострадавшему, его представителю или наследнику.

Для получения страховой суммы в связи со страховым событием пострадавший (представитель, наследники) предъявляют следующие документы:

Акт о несчастном случае на транспорте;

Заявление с указанием в нем места приобретения проездного документа;

Проездной билет или документ заменяющий его;

Документ медицинского учреждения: копии больничного листа, выписка из истории болезни или справки, подтверждающего факт травмы;

Свидетельство ЗАГСа или его копия, заверенная в нотариальном порядке, о смерти застрахованного пассажира;

Свидетельство нотариальной конторы о праве на наследство.

Застрахованному лицу при получении травмы в результате несчастного случая на транспорте выплачивается часть страховой суммы, соответствующая степени тяжести травмы.

Размер страховой выплаты при получении травмы определяется в соответствии с Методическими указаниями "О порядке определения и выплаты страховых сумм в связи со страховыми событиями" от 03.11.92 г. №21.

В случае смерти застрахованного лица страховая сумма выплачивается его наследникам полностью.

Страховая сумма по обязательному личному страхованию пассажиров при наступлении страхового случая выплачивается независимо от выплаты застрахованным лицам или их наследникам денежных сумм в связи с тем же событием по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Страховщик имеет право отказать в выплате страхового обеспечения в случаях, предусмотренных Законодательством Российской Федерации.

Список литературы.

1. «Воздушный кодекс РФ» от 19.03.1997 № 60-ФЗ

2. «Правила перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях»

3. Приказ Минфина РФ от 16.01.1998 № 2н «О размере страхового тарифа по обязательному страхованию пассажиров»

4. Указ Президента РФ от 07.07.1992 № 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров»

5. Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ»

  1. Федеральный закон от 10.01.2004 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ»
Заказ работы

Наши специалисты помогут написать работу с обязательной проверкой на уникальность в системе «Антиплагиат»
Отправь заявку с требованиями прямо сейчас, чтобы узнать стоимость и возможность написания.

Закон об обязательном страховании пассажиров вступил в силу 1 января 2013 года. На основании этого закона перевозчик, осуществляющий транспортировку пассажиров наземным, водным или воздушным способом, обязан заключить договор страхования с уполномоченной организацией. И при наступлении страхового события страховая компания выплатит определенную сумму компенсации.

Таким образом производится страхование пассажиров. Давайте разберемся в этом вопросе подробнее.


Страхование пассажиров общественного транспорта включает в себя определенный набор страховых событий. При этом законодательством установлены максимальные границы выплат в случае наступления таковых событий. Также закреплены и тарифы, т. е. страховая премия, которую пассажир выплачивает в пользу страховщика.

Премия включается в стоимость билета, поэтому при транспортировке на общественном транспорте нет необходимости покупать дополнительно полис. Основанием для выплаты компенсации, согласно закону, может послужить пассажирский билет, приобретенный у компании-перевозчика.

Какие же риски покрывает страховка пассажиров? Итак, виды страхования пассажиров:

  1. Страхование жизни. В случае летального исхода страховщик обязуется выплатить до 2 млн рублей.
  2. Наступление инвалидности первой и второй группы. Такая же компенсация и в этих случаях. Причем, если в ДТП пострадал ребенок, то денежные средства выплачиваются на имя родителей.
  3. Потеря беременности. При потере беременности страховщик выплатит до 1 млн рублей.
  4. Переломы конечностей. Можно рассчитывать на компенсацию в размере до 240 тыс. рублей.
  5. Травмы и ушибы. Здесь выплата на лечение не превысит 200 тыс. рублей.
  6. Сотрясение мозга. До 60 тыс. рублей.

Также обязательное страхование пассажиров включает в себя и риски, связанные с нанесением ущерба имуществу. Страховщик также обязан не только компенсировать денежные средства на лечение, но и оплатить причинный ущерб имуществу.

Виды транспорта, участвующие в данной программе


Закон о страховании при перевозке пассажиров распространяется на следующие виды транспорта:

  • автобусы;
  • троллейбусы;
  • маршрутки;
  • самолеты;
  • поезда;
  • водная транспортировка.

В данную категорию не включены такси. Владельцы таксопарков освобождены от закона об обязательном страховании. И особый порядок установлен для метрополитена, который так же не оформляет договоров со страховщиком.

Но метрополитен обязан выплатить компенсацию, если вред здоровью был причинен в ходе транспортировки, т. е. непосредственно в вагоне метро. Если увечья были нанесены в метро (не в вагоне), тут потребуется консультация юриста, так как необходимо будет доказывать, что травма была нанесена по вине метрополитена.

Поскольку страхование при перевозке пассажиров является обязательным условием, то законом также и установлены штрафы за отсутствие соответствующей договоренности со страховщиком. Для физических лиц штраф варьируется в пределах 40–50 тысяч рулей. Для юридических до – 1 миллиона рублей.

Как доказать, что травмы были нанесены по вине транспортной компании?


Многие люди, не имеющие личных автомобилей, большое количество времени проводят в общественном транспорте. Особенно это актуально для крупных городов. Ежедневно на транспорте практически каждый человек добирается до работы и обратно. В связи с этим и риск попасть в ДТП имеет место. Но как доказать, что оно произошло по вине перевозчика?

Основанием для получения компенсации является ваш пассажирский билет, который необходимо будет сохранить. Это будет доказательством, что вы были участником ДТП. Также в некоторых случаях страховщик может потребовать каких-либо свидетелей или видеофиксацию аварии, поэтому при наличии мобильного телефона с камерой желательно зафиксировать происшествие, если это, конечно, будет актуально при сложившихся обстоятельствах.

Случилась авария – как получить компенсацию?


Выше мы рассматривали, какие максимальные суммы установлены законом. Но как получить деньги, какой должен быть ход действий? Для начала необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, для того чтобы они зафиксировали происшествие. Далее уточнить у водителя или по номеру компании-транспортировщика наименование страховщика.

Затем можно обратиться в медицинское учреждение, для того чтобы они установили диагноз, сроки и методику лечения, а также выдали соответствующую справку. От этой справки и будет зависеть окончательная сумма денег, на которую можно рассчитывать.

При этом, согласно поправкам к законодательству, нет необходимости дожидаться конца лечения и предъявлять чеки об оплате медицинских процедур. Страховщик может оплатить заранее весь процесс лечения, предусмотренный справкой.

Далее следует обратиться в страховую организацию и написать заявление о наступлении страхового события и приложить справку. Точных сроков обращения нет. Это означает, что пострадавший может направить заявление в любой момент времени.

Страховщик рассмотрит заявление и может потребовать от вас проведения дополнительных экспертиз, а также воспользоваться своим правом на обращение к независимым экспертам для установления подлинности предоставленных документов или сделать запрос в поликлинику, оформившую медицинский документ. А затем произведет выплату.

Стоит понимать, что если транспортная компания нарушила закон об обязательном страховании, это не означает, что она будет освобождена от выплат за нанесение вреда здоровью или ущерба имуществу. В этом случае компания-перевозчик обязана оплатить компенсацию из собственных средств.